Модест петрович мусоргский краткая биография и творчество. История жизни. Другие варианты биографии

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.
Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.

Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.

Модест Петрович Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни (И. Репин).

Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни, как бы ни была солона , и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в Автобиографической записке , что именно ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций... И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте (Мусоргский. - О. А.) всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека .

Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Это был роскошный каземат , где учили военному балету , и, следуя печально известному циркуляру должно повиноваться, а рассуждения держать при себе , всячески выбивали дурь из головы , поощряя негласно легкомысленное времяпрепровождение. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием... императора ; был желанным участником вечеринок, где ночи напролет разыгрывал польки и кадрили. Но в то же время внутренняя тяга к серьезному развитию побуждала его изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство, брать уроки фортепианной игры у известного педагога А. Герке, посещать оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.

В 1856 г. после окончания Школы Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако знакомство зимой 1856/57 г. с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым открыло иные пути, и постепенно назревавший духовный перелом наступил. Сам композитор писал об этом: Сближение... с талантливым кружком музыкантов, постоянные беседы и завязавшиеся прочные связи с обширным кругом русских ученых и литераторов, каковы Влад. Ламанский, Тургенев, Костомаров, Григорович, Кавелин, Писемский, Шевченко и др., особенно возбудило мозговую деятельность молодого композитора и дало ей серьезное строго научное направление .

1 мая 1858 г. Мусоргский подал прошение об отставке. Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Мусоргского обуревает страшное, непреодолимое желание всезнания . Он изучает историю развития музыкального искусства, переигрывает в 4 руки с Балакиревым множество произведений Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, много читает, размышляет. Все это сопровождалось срывами, нервными кризисами, но в мучительном преодолении сомнений крепли творческие силы, выковывалась самобытная художественная индивидуальность, формировалась мировоззренческая позиция. Все больше привлекает Мусоргского жизнь простого народа. Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько ! - пишет он в одном из писем.

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Работа шла взахлест , каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо , где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой под влиянием оперы Даргомыжского Каменный гость он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах . Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, подобно собратьям по Могучей кучке , ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867). Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы . Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру (Я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну ), воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов (на сюжет драмы А. Пушкина). Мусоргский начал писать ее в 1868 г. и в первой редакции (без польского акта) представил летом 1870 г. в дирекцию императорских театров, которая отклонила оперу якобы из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки (одним из результатов которой явилась знаменитая сцена под Кромами) в 1873 г. при содействии певицы Ю. Платоновой были поставлены 3 сцены из оперы, а 8 февраля 1874 г. - вся опера (правда, с большими купюрами). Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии .

Опера Борис Годунов - первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. При этом народ показан многолико: масса, одушевленная единою идеею , и галерея колоритных, поразительных в своей жизненной достоверности народных характеров. Исторический сюжет давал Мусоргскому возможность проследить развитие народной духовной жизни , осмыслить прошлое в настоящем , поставить многие проблемы - этические, психологические, социальные. Композитор показывает трагическую обреченность народных движений и их историческую необходимость. У него возникает грандиозный замысел оперной трилогии, посвященной судьбам русского народа в критические, переломные моменты истории. Еще в период работы над Борисом Годуновым он вынашивает замысел Хованщины и вскоре начинает собирать материалы для Пугачевщины . Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться "Хованщина"... ей же начало Вами дано , - писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно (Работа кипит !), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка , охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Чиновничья служба (с 1868 г. Мусоргский состоял чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ) оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Это хорошо как экономия творческих сил , - писал Мусоргский. - Два пудовика: "Борис" и "Хованщина" рядом могут придавить ... Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки , посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку: Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях... никто яснее не указывал мне путь-дороженьку ...

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге . А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови . Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов , Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства !

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку .

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину , осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем , - писал Римский-Корсаков своему другу. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.

Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава Мусоргского, ибо музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе - песнью о нем ... (Б. Асафьев).

О. Аверьянова

Сын помещика. Начав военную карьеру, продолжает в Петербурге изучение музыки, первые уроки которой он получил ещё в Карево, и становится прекрасным пианистом и хорошим певцом. Общается с Даргомыжским и Балакиревым; в 1858 году выходит в отставку; освобождение крестьян в 1861 году отражается на его финансовом благосостоянии. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом «Могучей кучки». В 1868 году поступает на службу в Министерство внутренних дел, после того, как ради поправки здоровья провёл три года в имении брата в Минкино. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями «Бориса Годунова». Подорвав вследствие болезненного пристрастия к алкоголю и без того слабое здоровье, сочиняет с перерывами. Живёт у разных друзей, в 1874 - у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле «Песни и пляски смерти»). В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой.

Годы, когда появился замысел «Бориса Годунова» и когда создавалась эта опера, - основополагающие для русской культуры. В это время творили такие писатели, как Достоевский и Толстой, и более молодые, как Чехов, художники-передвижники утверждали приоритет содержания над формой в своём реалистическом искусстве, воплощавшем нищету народа, пьянство священников, жестокость полиции. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в «Апофеозе войны» посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов; великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была «Могучая кучка», которая поставила своей целью повысить значение национальной школы, используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. В сознании Мусоргского национальная школа представала как нечто древнее, поистине архаическое, неподвижное, включающее извечные народные ценности, почти святыни, которые можно было найти в православной религии, в народном хоровом пении, наконец, в том языке, что ещё хранит могучую звучность далёких истоков. Вот некоторые из его мыслей, высказанные между 1872 и 1880 годами в письмах Стасову: «Ковырять чернозём не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется... Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь...»; «Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество - детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс , назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника». Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. «До такой степени я становлюсь строгим к себе, - пишет Мусоргский Стасову, - умозрительно, и чем строже становлюсь, тем делаюсь беспутнее. <...> На мелкие вещи настроения нет; впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий... так-то всё у меня в перекувырку идёт - сущая беспутность».

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

В семье небогатого помещика Петра Мусоргского 21 марта 1839 года родился мальчик, получивший имя Модест. Мать его, Юлия Ивановна, души не чаяла в своем младшем ребенке. Возможно, причиной этому была смерть двух первых сыновей, и всю нежность она подарила двоим оставшимся в живых мальчикам. Детство Модест провел в имении на Псковщине, среди озер и глухих лесов. Лишь упорство матери и его врожденный талант помогли не остаться необразованным – мать занималась с детьми чтением, иностранными языками и музыкой. Хотя в барском доме стояло лишь старенькое пианино, настроено оно было хорошо, и уже к семи годам Модест играл на нем сочинения Листа небольшого объема. А в девять лет он впервые исполнил концерт Фильда.

Петр Мусоргский тоже любил музыку и очень радовался явному дарованию сына. Но могли ли родители предполагать, что их мальчик не просто станет музыкантом и композитором, но прославит своей музыкой Россию на весь мир? Модесту готовили совершенно другую участь – ведь все Мусоргские происходили из древнего дворянского рода и всегда служили в воинских частях. Избежал этого только отец Модеста, посвятив себя сельскому хозяйству.

Как только Модесту исполнилось десять лет, его со старшим братом отвезли в Петербург, где мальчикам предстояло учиться в Школе гвардейских прапорщиков – весьма привилегированном военном училище. Окончив это училище, семнадцатилетний Модест Мусоргский определяется на службу в Преображенском гвардейском полку. Ему предстояла блестящая карьера военного, но совершенно неожиданно юноша подал в отставку и поступил в главное инженерное управление. Позднее он работал в следственном отделе Лесного департамента.

Незадолго до принятия столь удивившего окружающих решения один из товарищей по полку познакомил Модеста с композитором Даргомыжским. Маститому музыканту хватило нескольких минут, чтобы оценить свободу, с которой Модест играл на фортепиано, а главное – его неповторимые импровизации и незаурядный талант. Свое первое впечатление Даргомыжский решил подкрепить и свел юношу с Кюи и Балакиревым. Так для Мусоргского началась совершенно новая, полная музыки и друзей по духу, жизнь – в кружке Балакирева «Могучая кучка».

Для Мусоргского это было настоящим счастьем – ведь военное искусство не интересовало его нисколько. Другое дело – литература, история и философия, этим предметам он всегда посвящал очень много времени еще в училище. Но главным для него всегда была музыка. Да и характер будущего композитора никак не годился для военной карьеры. Модеста Петровича отличали терпимость к другим и демократичность поступков и взглядов. Когда в 1861 году была объявлена крестьянская реформа, его доброта к людям проявилась особенно ярко – для избавления собственных крепостных крестьян от тягот выкупных платежей Мусоргский принял решение отказаться в пользу брата от своей части наследства.

Накопление новых знаний в сфере музыки не могло у гения не вылиться в период мощной творческой активности. Мусоргский надумал написать классическую оперу, но с обязательным включением в нее воплощения своих пристрастий к крупным народным сценам и центральной личности – сильной и волевой. Сюжет для своей оперы он решил почерпнуть из романа Флобера «Саламбо», отсылающего читателя в историю древнего Карфагена. В голове молодого композитора рождались выразительные и прекрасные музыкальные темы, и часть из придуманного он даже записал. Особенно удавались ему массовые эпизоды. Но в какой-то момент Мусоргский вдруг осознал, что уже созданные его воображением образы исключительно далеко отстоят от подлинного, описанного Флобером Карфагена. Это открытие заставило его охладеть к своей работе и забросить ее.

Другим его замыслом стала опера по гоголевской «Женитьбе». Подсказанная Даргомыжским идея предельно соответствовала характеру Мусоргского – с его насмешливостью, юмором и способностью простыми методами показать сложные процессы. Но для того времени поставленная задача – создание оперы на прозаический текст – выглядела не то чтобы невыполнимой, а просто слишком революционной. Работа над «Женитьбой» захватила Мусоргского, и его товарищи считали эту работу ярким проявлением таланта композитора в комедии. Особенно ярко этот талант проявлялся в создании интересных музыкальных характеристик героев. И все же скоро стало ясно, что сама по себе опера по «Женитьбе» – лишь смелый эксперимент, и работа над ней была прервана. Мусоргскому для создания серьезной, настоящей оперы предстояло пойти по совсем иному пути.

Часто бывая в доме у сестры Глинки, Людмилы Ивановны Шестаковой, Мусоргский познакомился с Никольским Владимиром Васильевичем. Блестящий литературовед и филолог, признанный специалист в области русской литературы, Никольский посоветовал музыканту обратить внимание на трагедию Пушкина «Борис Годунов». Филолог был не чужд музыке и считал, что «Борис Годунов» может стать прекрасным материалом для создания оперного либретто. Зерно, брошенное Никольским, попало на благодатную почву – Мусоргский задумался и принялся читать трагедию. Еще во время чтения в его голове начали звучать целые фрагменты великолепной торжественной музыки. Композитор буквально всем телом ощутил: опера на основе этого материала станет удивительно объемным и многогранным произведением.

Опера «Борис Годунов» была полностью завершена в конце 1869 года. А в 1970 году Мусоргский получил ответ от Гедеонова, директора императорских театров. Из письма композитор узнал, что комитет из семи человек категорически отверг «Бориса Годунова». В течение года Мусоргский создал вторую редакцию оперы – семь ее картин превратились в четыре действия с прологом. В посвящении к этому произведению Мусоргский написал, что лишь благодаря своим товарищам по «Могучей кучке» он смог закончить эту сложную работу. Но и во второй редакции опера получила отказ театрального комитета. Спасла положение примадонна Мариинского театра Платонова – только по ее просьбе оперу «Борис Годунов» приняли к постановке.

Мусоргский не находил себе места в ожидании премьеры, боясь, что его оперу не примет общество. Но опасения композитора были напрасны. День премьеры «Бориса Годунова» превратился в триумф и подлинное торжество композитора. Весть о прекрасной опере со скоростью молнии распространилась по городу, и все до единого последующие спектакли шли при полном аншлаге. Мусоргский мог быть совершенно счастлив, но…

Композитор совершенно не ждал неожиданного и исключительно тяжелого удара, обрушившегося на него со стороны критиков. «Санкт-Петербургские ведомости» в феврале 1974 года опубликовали разгромную рецензию на «Бориса Годунова» за подписью, которой всегда пользовался Кюи, один из ближайших друзей композитора. Мусоргский воспринял поступок друга как удар ножом в спину.

Но как триумф оперы, так и разочарования постепенно отошли на второй план – жизнь продолжалась. Интерес публики к «Борису Годунову не угасал», однако критика по-прежнему считала оперу «неправильной» – слишком уж музыка Мусоргского не соответствовала принятым тогда в опере романтическим стереотипам. Перевод Мусоргского в следственную часть Лесного Департамента обременил его множеством скучной работы, и творческие планы строить было практически некогда. Он не бросил, конечно, сочинять музыку, но успокоения не обрел.

Начался особо мрачный период жизни великого композитора. Распалась «Могучая кучка». И дело было не только в подлом ударе Кюи, но и в назревших внутренних противоречиях среди членов кружка. Сам Мусоргский считал это событие изменой горячо любимых им людей – изменой не лично ему, но старым, сплотившим их идеалам. Вскоре умер один из его друзей – художник Гартман. Вслед за ним ушла из жизни горячо и тайно любимая Мусоргским женщина, имени которой композитор не называл никому – памятью о любви стало лишь «Надгробное письмо», найденное только после смерти Мусоргского, и многочисленные произведения, посвященные этой таинственной незнакомке.

На смену старым друзьям появлялись новые. Мусоргский близко сходится с графом А. А. Голенищевым-Кутузовым, молодым поэтом, и привязывается к нему. Возможно, именно эта дружба удержала композитора на краю отчаяния и вдохнула в него новую жизнь. Лучшие из сочинений Мусоргского того периода написаны на стихи графа Арсения. Однако и здесь композитора ждало горькое разочарование – через полтора столь яркой дружбы Голенищев-Кутузов женился и отошел от друзей.

Очередное переживание привело композитора к вину, и он изменился даже внешне – обрюзг, перестал следить за собой, одевался как попало… К тому же, начались неприятности на службе. Мусоргского не раз увольняли, и он постоянно испытывал денежные затруднения. Проблемы дошли до того, что однажды композитора выгнали за неуплату из съемной квартиры. Здоровье музыкального гения постепенно разрушалось.

Тем не менее, именно в то время гений Мусоргского признают за границей. Ференц Лист, как называли его тогда, «великий старец», получил от издателя ноты сочинений русских композиторов и буквально был потрясен талантливостью и новизной произведений Мусоргского. Бурный восторг Листа в особенности коснулся цикла песен Мусоргского под общим названием «Детская». В этом цикле композитор ярко и сочно нарисовал непростой и светлый мир детских душ.

Сам Мусоргский вопреки ужасным условиям своей жизни в эти годы пережил истинный творческий взлет. К сожалению, очень многие задумки композитора остались незавершенными либо неотточенными его талантом. Однако все созданное показывает, что композитор смог взойти на новую ступень в своем творчестве. Первым произведением, последовавшим за «Борисом Годуновым», стала сюита, названная «Картинки с выставки», самое значительное и большое произведение для рояля. Мусоргский сумел открыть новые нюансы в звучании инструмента и вскрыть его новые возможности. Думал он и о работе с многоплановой пушкинской драматургией. Ему виделась опера, в содержание которой вошла бы жизнь целой страны со множеством эпизодов и картин. Но основы для либретто такой оперы Мусоргский не нашел в литературе и решил самостоятельно написать сюжет.

По мнению музыкальных критиков, опера «Хованщина» Мусоргского превратилась в новую, высшую ступень развития музыкального языка композитора. Речь он по-прежнему считал главным средством при выражении характеров и чувств людей, но само музыкальное оформление теперь получило у него новый, более широкий и глубокий смысл. При работе над оперой «Хованщина» Мусоргский сочинял и другую оперу – «Сорочинская ярмарка» по произведению Гоголя. В этой опере явно просматривается любовь композитора к жизни и простым человеческим радостям, несмотря на удары судьбы и душевные страдания. В замыслах композитора была и работа над музыкальной народной драмой о восстании Пугачева. Вместе с «Хованщиной» и «Борисом Годуновым» эта опера могла бы составить единую трилогию музыкального описания русской истории.

В последние годы своей жизни Мусоргский бросил службу, и для того чтобы он не умер с голоду, группа почитателей вскладчину выплачивала композитору небольшую пенсию. Немного денег давали его выступления как пианиста-аккомпаниатора, а в 1879 году Мусоргский решился отправиться с концертами в турне по Крыму и Украине. Это путешествие стало для композитора последним светлым пятном в череде серых дней.

12 февраля 1881 года у Мусоргского произошло кровоизлияние в мозг. Но до смерти ему предстояло пережить еще несколько таких ударов. Лишь 28 марта 1881 года организм его прекратил сопротивление, и великий композитор умер – в возрасте сорока двух лет.

Мусоргского предали земле на Тихвинском кладбище при Александро-Невской лавре. Почти сто лет спустя, в 1972 году, был открыт его музей в деревне Наумово, неподалеку от несохранившегося родового имения.

Как и ко многим великим людям, слава к русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому пришла посмертно. Римский-Корсаков взялся завершить его «Хованщину» и привести в порядок музыкальный архив покойного композитора. Именно в его редакции и поставили оперу «Хованщина», которая обошла, как и другие произведения Мусоргского, весь мир.

Родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 28 марта 1881 года в Петербурге), русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: «… ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргского «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. «Хованщина» (либретто М., начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др. В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись в столицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Дармовые обеды в гостях, шатания по меблирашкам, а бывало, и ночью по улице с чемоданчиком в руке, когда выгоняли с квартиры. Тем не менее, Мусоргский воспринимал бытовые лишения как цену, которую приходится платить за артистические устремления - потому он вовсю черпал вдохновение в водке.

Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке - «Картинки с выставки». Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Кромсая в пьяном кураже пушкинский текст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и «Митюх, че орешь?» - само собой, чтобы быть ближе к народу.

Отзывы современников о Мусоргском противоречивы - нередко о нем судили как о человеке пустом и недалеком. При этом Мусоргский оставался патологическим альтруистом, и этим качеством пользовались все кому не лень. Он был пианистом-виртуозом и выдающимся аккомпаниатором, и его часто приглашали выступать в благотворительных концертах - естественно, бесплатно. От такого положения вещей Мусоргский пил еще больше.

Друзья и коллеги по «Могучей кучке» видели прогрессирующую алкогольную зависимость композитора, но не пытались помочь с лечением. В последние годы большинство знакомых вообще отвернулось от него, считая окончательно падшим. Смерть Мусоргского была практически самоубийством: смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесенная в палату, где лежал больной композитор.

Гений против употребления

1852–1856 Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших товарищей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым, главой «Могучей кучки». Начинает сочинять музыку.

1858–1868 Выходит в отставку, чтобы «полностью посвятить себя музыке» - и винопитию. Вскоре в Петербурге публично исполняются его первые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип». Реформа 1861 года (освобождение крестьян) заставляет Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.

1869 Влиятельный поклонник его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста - Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы только благодаря покровительству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из трагедии Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».

1872-1877 Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре. С середины 1870-х пьет все больше. Пишет свой главный шедевр - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

1880 Вынужден оставить должность. Работает аккомпаниатором на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, почти ни с кем не общается.

1881 В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость - налицо все признаки белой горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два последних дня жизни Мусоргского стали медленной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в них заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как только композитору стало лучше, он подкупил больничного сторожа, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта роковая бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский умер 16 марта.

error: Content is protected !!