Мое отношение к соне война и мир. Образ и характеристика сони ростовой в романе война и мир толстого сочинение. Петр Ростов - центральный герой романа

Приемные дети - актуальная тема для литературы и жизни. Великий классик исподволь подводит к пониманию важности персонажа Соня Ростовой в сюжете, но не делает его главным персонажем. Грань между приемными и собственными такая тонкая, что философские проблемы могут увести в сторону.

Судьба приемного ребенка

Соня - троюродная сестра детей Ростовых. В романе нет указаний на то, при каких обстоятельствах девушка оказывается в их доме. Соня - не просто сестра для главной героини. Она подруга Наташи. Девушка стремится помочь Ростовой, она удерживает ее от позора отношений с Курагиным. Соня обещает сидеть у дверей молодой графини и не выпускать ее из дома, не позволяет ей сбежать с Анатолем.

Отношения между девушками открытые и искренние. Наташа плачет вместе с Соней, даже не вникая в причину. Горе подруги воспринимается как свое.

Соня платит благодарностью семье, которая ее воспитала. Она готова пожертвовать всем ради Ростовых. В итоге, девушка отказывается от возможности создания своей семьи. Что это за решение? Кто-то считает, что глупость, другие верят в силу любви. У каждого читателя складывается свое мнение о персонаже. Общее одно - Соню жаль. В конце романа это 30-летняя «старая дева». Всю себя она отдает заботе за членами семьи: ухаживает за графиней, балует детей Николая. Автор описывает ее такими словами, что за каждым встает вопрос: стоило ли это того?

«Примирилась со своим назначением пустоцвета», «…как кошка…прижилась не к людям, а к дому», «…мелкие услуги». Классик как будто сомневается в искренности поступков: «…все это принималось невольно с слишком слабою благодарностью». Роман «Война и мир» учит: нельзя давать чувствам поглощать себя полностью, отказываться от своей судьбы. Человеку дана жизнь, чтобы все испытать. Для женщины - это материнство. Таких образов «старых дев» в русской литературе множество. Приживалки вызывают жалость, но это их выбор. Они сами платят за свои минутные слабости.

Жертвование своим счастьем

Любовь к Николаю стала смыслом жизни девушки. Никто не одобряет возникшего чувства. Графиня Ростова объясняет приемной дочери пагубность и опасность ситуации: «порча карьеры сыну». Соня не скрывает своих чувств, это становится понятно из ее слов. Она обращается даже к митрополиту, который говорит, что нельзя поддаваться данному чувству. Но как часто и бывает, человек не властен над любовью.

Характеристика Сони Ростовой дополняется данными о возможности повернуть, изменить судьбу. К Соне сватается Долохов. Блестящий офицер мог бы поменять судьбу красавицы. Она бесприданница, сирота. Он отличная партия, но девушка отказывает. Причина - страстная любовь к Николаю. Девушка держит мужчину, не дает возможности ему стать свободным. Порядочный Николай не может обидеть Соню. Отношения приходят к логическому завершению: Соня освобождает Николая от юношеских обещаний. Ростов женится на Болконской. Женщина живет в новой семье, с Марией и любимым ею человеком. Представить, каково Соне, сложно и страшно. Смотреть за отношениями, ухаживать за детьми, любить, но не получать ответа, не сметь даже мысленно мешать семейному счастью.

Личность героини

Прелестная девушка отличается верностью чувств. Она показывает пример преданности и самоотверженности. В образе, по мнению автора, «одно хорошее». Соня мастерски исполняет литературные тексты, читая тоненьким голоском проникновенно и точно. Особое качество персонажа - терпение. Чувствительная поэтическая натура скрывает свои внутренние переживания, смирившись со своей судьбой. Скрытность чаще не свойственна чувствительным натурам. Здесь все иначе. Притворная улыбка, крепкий кошачий взгляд - одно описание героини. Во всей прелести распустившийся цветок, бархатные черные глаза - другой образ. Красавица могла бы пользоваться своей внешней красотой и кротостью, нашла бы для себя красавца, но она выбрала иной путь. Правильно ли ее решение? У каждого свое мнение.

С первых страниц романа «Война и мир» Л.Н. Толстой знакомит читателей с двумя героинями – Наташей Ростовой и Соней. Обе девушки воспитывались в семье Ростовых, постоянно общались и дружили с детских лет. Кажется, что героини похожи друг на друга, но, прочитав роман до конца, можно понять, насколько отличаются характеры девушек.

Безусловно, Наташа и Соня похожи. С детства они воспитывались под одной крышей в семье Ростовых. Граф и графиня одинаково относились к обеим девочкам, несмотря на то, что Наташа – их родная дочь, а Соня – племянница Ильи Андреевича Ростова, взятая в семью на воспитание. И Наташа, и Соня выросли добрыми, искренними и открытыми девушками.

Наташа Ростова и Соня отличаются как внешне, так и внутренне.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Рисуя портрет главной героини, Л.Н. Толстой пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Наташа не отличается внешней красотой, но ее внутренние качества – естественность, искренность и простота – не могут не восхищать читателей.

Внешность Сони более привлекательна: «тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, «…» она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Соня спокойна, красива, добра, однако в ней нет той живости и жажды жизни, которые свойственны ее сестре.

Наташа Ростова и Соня по-разному относятся к природе. Наташа – поэтичная натура, она умеет замечать красоту окружающего мира. В Отрадном Ростова не перестает восхищаться луной: «Ах, какая прелесть! «…» Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Соня, напротив, лишена чувства прекрасного. Она не обращает внимания на красоту лунной ночи, а уговаривает сестру идти спать: «Да когда же ты спать будешь?».

И Наташа, и Соня способны любить, однако каждой из девушек отношения даются по-разному. Соня – однолюб, с детства она испытывала чувства к своему троюродному брату Николаю Ростову. Николай тоже любил Соню и даже обещал жениться на ней. Однако их счастью не суждено было сбыться. Против отношений двух героев выступали граф и графиня Ростовы: родители желали для сына богатой невесты (Соня же была бесприданницей). Девушка сумела сохранить свою детскую любовь и пронесла ее сквозь годы. Соня пожертвовала собой ради любви к Николаю: она написала Ростову письмо, в котором освобождала его от обещания о женитьбе. Молодой человек смог найти новую любовь, Соня же осталась одинокой (из-за чувств к Николаю она не приняла предложение Долохова).

Наташа Ростова – полная противоположность своей подруги. В отличие от Сони она очень влюбчива. В детстве Наташе нравился Борис Друбецкой – юноша, живший со своей матерью поблизости от Ростовых. Повзрослев, Наташа влюбляется в князя Андрея Болконского, с которым её, казалось бы, ждала счастливая семейная жизнь. Но планы о свадьбе рушатся из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным, которое Болконский не в силах простить из-за своей гордости. Последней любовью Наташи Ростовой становится Пьер Безухов, в браке с которым девушка обретает настоящее счастье – становится любящей матерью четырех детей и верной женой.

Образы героинь разнятся и в эпилоге. Наташа Ростова, связав себя узами брака с Пьером Безуховым сильно меняется: «она пополнела и поширела», «черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности». Наташа оставляет все свои прошлые увлечения, мало бывает в свете. Героиня растворяется в жизни, теперь ее интересы занимают муж и четверо детей. Но именно роль верной жены и заботливой матери превозносит Наташу над Соней.

Спустя годы Соня нисколько не меняется, её жизнь замирает на месте. Вместе с Николаем, его супругой Марьей Болконской и старой графиней она переезжает жить в Лысые Горы, где ухаживает за матерью своего возлюбленного, ласкает и балует детей Ростовых. Недаром Наташа называет сестру «пустоцветом»: Соня не оставляет после себя ничего, постоянно живя в тени Ростовых.

Создавая образы Наташи Ростовой и Сони, Л.Н. Толстой делает героинь очень близкими друг к другу и одновременно разными.

Уже можно было почитать, а здесь будут княжна Марья Болконская , Соня Ростова и Андрей Болконский . Про других персонажей я уже не буду писать, о них у меня либо совсем короткие ремарки, либо отношение к ним со школы не слишком поменялось.

Княжна Марья Болконская.

При изучении романа в школе ей уделяли не очень много внимания, я даже не слишком хорошо помню, что про неё говорили. Помню только то, что она меня тогда очень раздражала.

Во-первых, я считала её плаксой и тряпкой. Ну что у неё вечно глаза на мокром месте? Ну почему она вечно не в склад, не в лад? И платье плохо сидит, и говорить не знает что, и ходит неловко. Занимается всякой ерундой типа устраивания сборищ странников и паломников… Во-вторых, меня злило, что она вечно прогибается под своего папашу-самодура. Всё ему прощает, всё терпит, хотя уже давно могла бы возразить, сказать что-нибудь! Ну вы понимаете, мои юношеский максимализм и бунтарство никак не вязались с покорной и скромной княжной Марьей.


Актриса Джесси Баккли в роли княжны Марьи
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я могу сказать, что княжна стала одним из моих любимых персонажей. Я вижу так же, что и Толстой любуется ей на страницах романа, для него она подлинная, настоящая, русская душой. Красивая внутренне настолько, что иногда, когда она не замыкается в себе, это проступает и украшает её внешний, скромный облик. При этом она сильная духом, волей, у неё есть не только женская, но и человеческая гордость. В те времена, когда враг наступал на пятки и подходил к стенам родного дома, княжна не только не сдалась морально, не только не поддалась уговорам мадемуазель Бурьен отдаться на милость врага, она ещё и выдержала кончину отца и отстояла его право на достойные похороны. А ведь поначалу и не скажешь, что такой тихий и скромный персонаж, как Марья, сможет вынести все эти испытания на своих плечах.

Как я уже писала в посте про Наташу Ростову, положительный женский образ у Льва Николаевича не слишком красив, что неоднократно подчёркивается. Мне даже кажется, что именно княжна Марья - главный женский персонаж романа . Она почти не трансформируется в течении повествования, она самобытна с самого начала.

Не сказать, что я согласна с её покорностью теперь, но с позиции нового возраста, я понимаю её. Понимаю её отношение к отцу, брату, вере, подругам - Жюли, мадемуазель Бурьен, Лизочке Болконской, её отношение к маленькому Николаю. И она мне кажется красивой с самого начала и до конца, я бы такую подругу очень себе хотела.

Соня Ростова.

В школьном возрасте я ей сопереживала и жалела её. Мне было жаль, что Николай ей так долго голову морочил, а она его так искренне и преданно любила, было жаль её в конце романа, где она осталась одна.


Актриса Эшлинг Лофтус в роли Сони Ростовой
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Соня из той породы людей, как мне кажется, которым нужен лидер, к которому можно прилепиться и участвовать с его помощью в жизни окружающих. Сначала она прилеплена к Наташе, верный друг для неё, помощница, защитница. Вся её жизнь - около Наташиных занятий, игр, увлечений. В конце романа она прилепляется к «старушкам» - старой княгине и её подруге, чтобы не быть выброшенной с огромного корабля семей Наташи и Николая.

Мне всё так же жаль Соню и сейчас. Она добрая, преданная. Но теперь я вижу, что у неё действительно не было бы будущего. Соня слишком бесхребетная, совестливая, осознающая ничтожность своего положения и желающая всем угодить. Понятное дело, что такой характер сложился у неё из-за статуса «бедной родственницы» в семье. Я думаю, что она с самого начала знала, что с Николаем у неё ничего не сложится, но ей очень нужно было придать своей жизни смысл и она выбрала для себя любовь и служение ему, которой упорно держалась и продолжает держаться.

Причём я уверена, если бы в семье Ростовых было немного меньше гонора в плане выбора женихов, то у Сони был бы шанс создать свою семью. Не с Николаем, конечно, но с каким-нибудь другим, не очень требовательным к наследству претендентом (не Долоховым, конечно, тоже), когда бы он был допущен в дом и ему позволено было бы ухаживать за Соней. Какой-нибудь тихий, скромный отставной офицер с небольшим состоянием и старушкой-матерью, например.

Андрей Болконский.

В школе все были влюблены в князя Андрея. Идеал мужчины, мистер Дарси русского разлива - гордый, смелый, сильный характером, красивый и статный. Его порывы одобрялись с лёгкой учительской руки, его суждения считались непреложной истиной. Любовь к Наташе - самая красивая история любви в литературе!


Актёр Джеймс Нортон в роли Андрея Болконского
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я смотрю на князя Андрея без нежно-розового флёра. Например, я считаю, что в ситуации с Наташей он повёл себя неправильно. Он как будто с самого начала зациклился, что от женщин ничего хорошего не жди и сам же вставлял себе палки в колёса. Не стал спорить с отцом по поводу годичной отсрочки, уехал подальше, оставив молодую, эмоциональную девушку без поддержки. Ну а потом весьма некрасиво воротил от неё нос. Да, она поступила неправильно, плохо, но он мог и свою вину хоть вполовину признать и отнестись к Наташе мягче.

К своей жене Лизе князь Андрей тоже относится неважно. Женился специально для того, чтобы высмеивать её мысленно и за глаза? Без уважения к женщинам специально выбрал женщину поглупее? Что это ещё за мазохизм такой? Лиза такая как она есть и в глазах какого-нибудь другого, соответствующего ей по уму и притязаниям мужа, она была бы идеальной, но её себе выбрал князь Андрей, чтобы иметь при себе наглядное подтверждение его пренебрежительного отношения к женскому полу. Для него Марья идеал, тут и не поспоришь, но даже над ней он посмеивается время от времени.

Так же и все героические порывы князя Андрея - что это как не желание доказать всем лишний раз, что он лучше и выше них, выше всех этих Ипполитов, Анатолев и князей Василиев. Именно это желание и толкает его на подвиги из тихой и мирной жизни с родными, а вовсе не благородные порывы души и патриотизм. Здесь, кстати, очень уместно смотрится Пьер как противоположность Андрея Болконского - он никому ничего не доказывает, но при этом он лучше всех окружающих.

Единственное, что меня смягчило по отношению князя Андрея в этот раз и тронуло - его отношение к сыну. В школе как-то мимо этого проскочили, а тут я даже слезу смахнула читая, как он переживал на крестинах ребёнка и во время его болезни. Здесь промелькнула доброта его характера, нежность, уязвимость, тщательно им скрываемая от всех остальных.

Ну вот пока и всё. Надеюсь, вам было интересно. А вы читали роман «Война и Мир» в 30 лет? Как ваше восприятие героев изменилось?

Соня - племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне она была красивой, но её внутреннюю красоту рассмотреть невозможно, так как у неё не было жизнелюбия и непосредственности, как у Наташи . Граф и графиня любили Соню, желали ей только добра и счастья, поэтому воспитывали её так же, как и своих детей, привив ей с детства только хорошие качества. Она росла доброй, чуткой к чужому горю, внимательной и обладала огромной нравственностью.

Соня была самоотверженной, ведь она любила Николая с детства, но понимала, что она ему не пара и поэтому возвращает ему все обещания. Хотя в душе она надеется, что всё разрешится: Андрей Болконский поправится, и Наташа выйдет за него замуж, тогда Николай не сможет жениться на Марье и вернётся к ней. Но ей не суждено было стать счастливой, Николай и княжна поженились. Все свои невзгоды она переносит без ропота, она не привыкла бороться и отстаивать своё счастье. Живя в доме Ростовых на правах бедной родственницы, Соня не может им перечить и платить неблагодарностью, поэтому по просьбе графине она и отпускает Николая. После смерти графа она остаётся жить с графиней и Николаем, но никогда не показывает своих чувств, она прячет свою любовь глубоко в сердце.

Соня в произведении Льва Толстова «Война и мир» предстает перед читателем симпатичной и изящной девушкой, хорошо воспитанной, с привитыми манерами и несгибаемыми принципами. Попав в семью Ростовых по воле судьбы, она в течение всей жизни хранит им верность и преданность. Абсолютно не конфликтная и излишне правильная девушка, как ни странно, остается практически незамеченной другими персонажами повествования.

Пережив безответную любовь к тому, с кем росла в одном доме, Соня отказывает потенциальному жениху и до конца своих дней остается старой девой.

Характеристика героини

(Соня - племянница Ростовых, иллюстрация художника Константина Рудакова )

С первых строк описания Сони Толстой представляет героиню как девушку со всех сторон положительную. Она прекрасно училась наравне с другими детьми Ростовых, во всем угождала своим приемным родителям. Она послушная, кроткая и рассудительная.

По внешним данным она ни в чем не уступала Наталье Ростовой. У нее были прекрасные длинные темные волосы, выразительный взгляд, тонкий стан и изящные руки. Двигалась девушка пластично и напоминала котенка, которому предстоит превратиться в красивую и обольстительную кошку.

Процесс расцвета красоты героини происходит на период от ее первого появления на балу и далее до 20 с лишним лет. Облачившись в подобающее событию платье, Соня наравне с Натальей появляется на светском мероприятии и выглядит не менее эффектно.

Парадокс в том, что ее никто не замечает. Это происходит на протяжении всего романа. В детстве приемные родители не хвалят ее за успехи, они воспринимаются, как само собой разумеющееся событие. На балу с ней никто не общается и в описании всех последующих событий она присутствует, но, словно, держится в стороне от всего.

Причиной такого невзрачного образа при наличии положительных внутренних качеств и симпатичной внешности девушки является отсутствие в ней спонтанности, игривости и легкости. Она совсем не романтична. Ее практичность и принципиальность сквозят во всем. Она делает все так, как положено, и без лишних эмоций.

Героиня спокойно относится к отсутствию внимания к собственной персоне, ее это не тяготит. Возможно, такой взгляд девушки сформировала благодарность приемной семье за равное с остальными детьми положение, наложенная на врожденные черты личности Сони.

Девушка настолько верна своим принципам, что отказывает Долохову в женитьбе, хотя он является для нее выгодной партией. Всю жизнь она хранит верность своим чувствам к Николаю, не желая их предавать.

Образ героини в произведении

(Ирина Губанова в роли Сони из к/ф Сергея Бондарчука "Война и Мир", СССР 1966 )

Фактически Толстой описал жизнь девушки-пустоцвета, которая при всех исходных данных могла бы прожить ее намного ярче, полезней и интересней для самой себя. Это могло произойти, если бы Соня умела немного подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Видя, что ее чувства не вызывают ответной и равной по силе симпатии у Николая, она могла переключиться на других ухажеров, но девушка не хочет этого делать. Как итог, Соня остается в доме возлюбленного, ухаживает за его престарелой матерью и наблюдает за тем, как счастливо он проживает жизнь с любимой супругой.

(Тайный разговор Сони и Наташи )

Тесно общаясь с Натальей и видя, как вокруг нее кипят ключом события, Соня не перенимает от сестры даже толику спонтанности. Когда та в заботе о раненых, отказывается вести вещи на повозках, Соня недоумевает, зачем это нужно. Она складывала вещи в дорогу, значит, они должны погрузить их, а не раненых. Именно в таких описаниях автор передает читателю, что действовать всегда в угоду правилам нельзя. Они, как и мировоззрение, могут меняться в течение жизни, и в этом нет ничего страшного.

Именно отсутствие у Сони умения учитывать изменяющиеся обстоятельства и собственные интересы мешает ей создать собственную семью.

error: Content is protected !!