Музейный урок день народного единства. Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: Открытый урок по теме: «День народного единства»

Предметная область: Обществознание. История. МХК

Аннотация: Открытый урок преследует следующие цели: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание и история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Участники: учащиеся групп СПО/НПО (16-19 лет)

Методическая разработка открытого урока

по теме:

«День народного единства»

Москва

2014

Пояснительная записка

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами игры.

Оборудование: Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Цели и задачи урока:

1.Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;

2.Содействовать усилению чувства гордости за Родину;

3.Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;

4.Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Подготовка мероприятия : заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Этапы урока:

I . Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

Слайд№1

Рассказ учителя:

4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника.

Этот праздник замечательно запечатлен в стихах:

Выступление учащегося:

День народного единства

Отмечает каждый год

Кто России патриот.

Любит кто отчизну нашу,

Нет ее милей и краше!

И в ноябрьский денек

Грянет звонко поздравок,

В честь народа ополченья,

Родины освобожденья.

От поляков-интервентов,

На столицу претендентов.

Слава храброму народу,

За российскую свободу!

(http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-narodnogo-edinstva/8.htm )

III. Изучение нового материала

Слайд№2

День 4 ноября вошёл в отечественную историю как день освобождения в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков.

История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

Вопрос учителя, как же появился в нашем календаре новый праздничный день ?

Выступление ученика, который рассказывает об истории появлении праздника Дня народного единства.

Слайд№3

Изначально предполагалось, что 4 ноября станет одним из дней воинской славы России наряду с такими событиями, как Невская битва, Ледовое побоище и сражение на Куликовом поле.

Слайд№4

Позже внимание российских политиков сосредоточилось только на годовщине освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Далеко не последнюю роль, сыграло намерение правительства исключить из числа государственных праздников 7 ноября, который первоначально именовался «Годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции», а с 1996 года - «Днём согласия и примирения».

Слайд№5

Политики неоднократно заявляли, что 7 ноября ассоциируется не с согласием и примирением, а с расколом российского общества, вылившимся в кровопролитную гражданскую войну.

Слайд№6

В сентябре 2004 года с инициативой введения нового государственного праздника выступил Межрелигиозный совет России и московская патриархия, затем - думская фракция партии «Единая Россия». В соответствии с принятым законом были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации: празднование 7 ноября было отменено, а 4 ноября как День народного единства и согласия провозглашён праздничным (нерабочим) днём и в 2005 году был широко отпразднован в стране.

Слайд№7

Именно с этого года установилась традиция, согласно которой Президент Российской Федерации как глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Чему же посвящен этот самый молодой из государственных праздников современной России?

Рассказ учителя:

Слайд№8

На протяжении нескольких лет Россия была охвачена чередой тяжелейших потрясений, которые современники метко именовали «Смутным временем», «Смутой», а нынешние историки все чаще характеризуют как первую в истории нашей страны гражданскую войну.

Слайд№9 Слайд№10

После пресечения царской династии Рюриковичей, правившей страной более семи столетий, на престол впервые вступил избранный на Земском соборе правитель - царь Борис Фёдорович Годунов.

Смена царской династии происходила в самых неблагоприятных условиях: страна была охвачена затяжным экономическим кризисом, который в первые, годы XVII века. Неудивительно, что в народе воспринимали происходящее как божью кару за грехи общества, а главным грешником считали недавно избранного царя Бориса.

Слайд№11 Слайд№12

Слайд№13

В стране циркулировали слухи о злодеяниях Бориса Годунова, ему приписывали захват власти обманным путём и даже убийство младшего сына царя Ивана Грозного - царевича Дмитрия.

Слайд№14 Слайд№15

Вскоре в соседнем с Россией государстве - Речи Посполитой - появился самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия.

Ослабление России было в интересах польских правящих кругов, которые тайно профинансировали сбор самозванцем наёмных войск на территории Речи Посполитой. На исходе 1604 года небольшое войско Лжедмитрия вторглось на территорию России, на сторону самозванца переходили многие россияне, недовольные царём Борисом Годуновым. В самый разгар противостояния, весной 1605 года, царь Борис скончался, и это предопределило успех его соперника: всего через два месяца Лжедмитрий вступил в Москву и был венчан на царство.

Однако самозванец удержался на престоле менее года - среди боярства росло недовольство его властью, а в народе раздражение вызывало засилье в царском окружении иноземцев (преимущественно - выходцев из Речи Посполитой).

Слайд№16 Слайд№17

В мае 1606 года боярам удалось осуществить государственный переворот, в ходе которого Лжедмитрий был убит, а царский венец перешел в руки главы заговорщиков - боярина Василия Ивановича Шуйского .

Четыре года его царствования сопровождались непрерывными бедствиями и потрясениями.

Ходили слухи о том, что «законный царь Дмитрий Иванович» спасся, и сражавшееся за него повстанческое войско под руководством бывшего холопа Ивана Болотникова уже к концу 1606 года подступило к Москве.

С немалым трудом повстанческая армия была отброшена от столицы и разгромлена, но к этому времени на западных рубежах России появился новый самозванец - Лжедмитрий II.

Слайд№18

Его разношерстное войско (в котором было немало как подданных Речи Посполитой, так и русских людей) летом 1608 года разбило свой лагерь в подмосковном селе Тушино; многие города присягнули «чудесно спасшемуся царю», не желая служить «царю-самовенечнику». Отчаявшись справиться с противником собственными силами, царь Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, получив ненадёжное наемное войско в обмен на территориальные уступки на северо-западных рубежах. Однако появление на территории страны шведских отрядов послужило сигналом к вторжению в Россию армии польского короля, вознамерившегося добиться как шведской, так и российской короны.

Слайд№19

Мужество и героизм россиян, решительно боровшихся против иноземных войск и русских сторонников самозванца, достойны благодарной памяти потомства: 20 месяцев героически сопротивлялся польским войскам гарнизон Смоленской крепости, 16 месяцев держал оборону от людей Лжедмитрия II и так и не покорился врагу Троице-Сергиев монастырь.

Слайд№16 Слайд№17

Летом 1610 г. непопулярный в народе царь Василий Шуйский был низложен и насильно пострижен в монахи; к концу того же года жертвой предательства пал и его соперник - Лжедмитрий II. Московские бояре заявили о своей готовности передать российский престол сыну польского короля - королевичу Владиславу.

Этот шаг сразу превратил недавних союзников России - шведских наёмников - в не менее алчных, чем войска польского короля Сигизмунда III, захватчиков.

Избрание на престол иноземного принца не принесло стране спокойствия. Польско-литовский отряд, вступивший в Московский Кремль с разрешения бояр, быстро превратился в оккупационный гарнизон, диктовавший москвичам все более и более неприемлемые условия проживания в их родном городе.

Между тем и королевич Владислав не торопился принять предлагаемый ему царский венец, отказываясь принять и главное условие российской стороны - перейти в православную веру.

Слайд№20 Слайд№21

В провинциальных городах уже в начале 1611 года стали формироваться вооружённые отряды, слившиеся к весне в Первое народное ополчение, вождями которого стали рязанский дворянин Прокофий Ляпунов и недавние сторонники Лжедмитрия II - боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.

Слайд№22

Выступившие к Москве ополченцы, однако, не успели освободить Москву: москвичи в марте 1611 года подняли против оккупантов восстание, которое было жестоко подавлено, а сам город был предан огню. Как ни прискорбно, но мысль поджечь город была подсказана неприятелю самими же русскими людьми, державшими сторону неприятеля.

Пламя пощадило лишь Кремль и Китай-город, где и заняли оборону польско-литовские отряды. Подступившие к пепелищу столицы войска Первого народного ополчения начали было осаду города и даже успели добиться первых успехов.

Но отсутствие в рядах ополченцев единомыслия и доверия друг к другу погубило общее дело. Европейские современники уже предрекали Российскому государству скорую и неминуемую гибель. Поживиться за счёт русских земель планировали даже на противоположном конце Европы - в Англии и Испании.

Слайд№23 Слайд№24

В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения.

Слайд№25

События того времени замечательно отражены в стихах Ирины Крымов ой

Выступление учащегося:

Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,

Народной волей Русь сильна.

Воззванья церкви столь весомы:

За православие, страна!

На волжских берегах волненье.

Народный гнев даёт ростки.

Готовит Минин ополченье,

Пожарский поведёт полки.

Инициатива его создания исходила от нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, среднего достатка торговца мясом. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример, пожертвовав на народное дело большую часть своего имущества.

Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие. Не менее важен был предводитель, имеющий серьезный боевой опыт, и, вместе с тем, заслуживший у соотечественников высокий моральный авторитет. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому. В свои 33 года он имел за спиной немалый воеводский опыт и, что было особенно важно, не был замечен ни в каких изменах, которыми так изобиловала тогдашняя эпоха

В начале 1612 года нижегородская рать отправилась в путь и весной расположилось в городе Ярославле. В Ярославле было получено известие о том, что к осаждённой Москве на выручку польскому гарнизону движется сильный отряд под командой гетмана Ходкевича с большим продовольственным обозом, Пожарский и Минин выступили на помощь остаткам Первого ополчения, которым командовал князь Дмитрий Трубецкой.

Слайд№26

Выступление ученика (стихи Ирины Крымовой )

Ходкевич войско из поляков,

Литовцев, венгров вёл к Москве

На помощь гарнизону шляхты,

Засела что в самом Кремле.

Пожарский дал в Москве сраженье

За Русь святую не в цепях.

И победило ополченье

В кровопролитных тех боях.

А вскоре гарнизон, что в сердце

Страны сидел, как острый нож,

Осадой взяли ополченцы.

Воспрянула Русь духом вновь.

Герои тех времён далёких –

Пожарский, Минин – на века!

О славном подвиге высоком

Звучит народная строка.

Силы Второго ополчения подоспели к стенам столицы как раз вовремя, чтобы преградить путь войску гетмана Ходкевича. Совместными усилиями ополчения Трубецкого и Пожарского в конце августа 1612 года смогли отразить попытку неприятеля прорваться в Кремль.

Слайд№27

Объединение усилий вскоре дало свои плоды: 22 октября 1612 года ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, а 26 октября остатки польско-литовского гарнизона в Кремле капитулировали. Столица была освобождена от иноземного владычества, и это означало крупнейшую победу на пути преодоления Смуты.

Слайд№28

Лишь обретя единство, наши предки смогли 400 лет назад отстоять независимость Отечества, подтвердив тем самым евангельскую мудрость: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом. разделившийся сам в себе, не устоит».

IV. Викторина:

Слайд№29

Методика: на проекторе показываются слайды, которые содержат фрагменты архитектурных сооружений Москвы, задача учеников, узнать, какое архитектурное сооружение показано на слайде. Первому ученику, давшему правильный ответ вручается приз.

Слайд №30

Вопрос:

Слайд №31

Ответ: Государственный исторический музей – один из лучших музеев Москвы, находится в самом центре столицы на Красной площади. Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Слайд №32

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №33

Ответ: Спа́сская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота.

Слайд №34

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №35

Ответ: Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади.

Слайд №36

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №37

Ответ:

ГУМ - магазин, расположенный прямо на Красной площади, сочетающий имперский размах с советским шиком.

Сюда приходят не только за покупками, но и окунуться в историю, пробежаться по знаменитым мостикам, поглазеть на фонтаны и всячески насладиться процессом закупок, который в ГУМе всегда приятен, нескучен и по-хорошему нетороплив.

Слайд №38

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №39

Ответ:

Государственный Кремлевский Дворец - главная сцена страны - одна из лучших и престижных театрально-концертных площадок России.

На сцене Государственного Кремлевского Дворца проходят мероприятия всех жанров и направлений. Среди них эстрадные концерты, показы мод, кинопремьеры, балеты, оперы, форумы, цирковые представления и т. д. Здесь выступают российские и мировые звезды первой величины.

В Государственном Кремлевском Дворце проходят около 300 мероприятий в год.

Слайд №40

Вопрос: как называется сегодня это место Москвы, которое вы видите на слайде?

Слайд №41

Ответ:

Охотный ряд - одна из старейших улиц Москвы. Она проходит от Манежной площади до Театральной, параллельно Георгиевскому переулку и Никольской улице. Свое название улица получила в XVII веке, так как являлась маленькой частью большого московского рынка, где можно было торговать дичью. На протяжении веков торговая площадь несколько раз переносилась в другие части города, а название улицы прижилось.

Слайд №42

V. Закрепление пройденного материала

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

Литература для подготовки к уроку:

  1. Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
  2. http://ru.wikipedia.org -
  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.
  4. Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
  5. Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.


Методическая разработка урока для учащихся начальных классов.
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Россия, Свердловская область, Камышловский район, село Галкинское, 2016г.
Класс: 1-4
Тема: «День народного единства».
Форма проведения: Урок-путешествие
Цель: Формирование знаний учащихся об истории праздника День народного единства, посредством беседы с проблемными вопросами.
Задачи:
Сформировать общее представление о событиях, связанных с 1612 г.;
развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля;
воспитывать чувство гордости за Родину на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют любовь и уважительное отношение к Родине,понимают роль сплочения и единства в жизни человека.
Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД(осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в коллективе); познавательные УУД (формулируют цель, анализируют, сравнивают предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации, формулируют проблему)
Предметный: демонстрируют знания об истории праздника «День народного единства», понимают значение единства в жизни человека.
План урока:
Организационный момент 2 минуты
Мотивационно-целевой этап. Остановка «Целевая». 5 минут
Основной этап. Изучение нового материала. Остановка «Толковая». 5 минут
Физ.Минутка. 3 минуты
Продолжение изучения нового материала. Остановка «Историческая». 10 минут
Закрепление полученных знаний. Остановка «Знатоки» 5 минут.
Остановка «Печатная машинка» 5 минут
Подведение итогов. 5 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «День народного единства».
Ход занятия:
Орг. Момент
(слайд 1)
Учитель читает стихотворение.
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Мотивационно-целевой этап
- Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в прошлое. Но для того, чтобы нам вернуться обратно в настоящее время, нам будет необходимо посетить все остановки нашей машины.
- В путь? (ДА)
- Закрываем глаза, садимся поудобнее и отсчитываем 10 волшебных секунд в прошлое: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1… Вот мы прибыли.
(слайд 3)
1) Остановка «Целевая».
- Первая остановка «Целевая». На ней нам необходимо определить цель нашего прибытия сюда.
(слайд 3: щелчок мыши)
- Посмотрите, на машине времени появилась надпись. Прочитайте её. (День Народного Единства).
- Что же это? Может быть какой-то праздник?
- Сформулируйте тему и цель нашей деятельности? (Тема: праздник День народного единства. Цель: узнать историю праздника, значение слова «единство») - Молодцы, едем дальше….
3. Основной этап. Изучение нового материала.
2) Остановка «Толковая».
(слайд 4)
- Следующая остановка «Толковая». Нам необходимо узнать значение слова «единство».
- Что же такое единство? (мнения детей)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре).
- Давайте заглянем в толковый словарь.
1. Общность, полное сходство. единство взглядов.
2. Цельность, сплочённость. единство. нации,
3. Неразрывность, взаимная связь. единство теории и практики.
(слайд 5)
- Как вы думаете, к чему же тогда призывает нас праздник День народного единства? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).- Скажите, а в наше время едины ли люди? Все ли они дружны?
- К сожалению нет. Сейчас в мире происходят конфликты и войны: Украина, США, Франция, Сирия, вам в пример. Всё это из-за разногласии, неуважения и борьбы за власть. Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов и войн? (Мнения детей).
- Верно, нужно уважать друг друга, быть дружными, уметь находить компромисс, оставаться всегда Человеком.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие…
4. Физ.минутка.
(слайд 6)
- Но мы не можем двигаться дальше. У нашей машины заканчивается энергия. Давайте её зарядим. Попрыгаем, побегаем, похлопаем, потопаем. Наша машина заряжена, едем дальше…
(слад 7)
5. Продолжение изучение нового материала. Беседа об истории праздника.
3) Остановка «Историческая».
(слайд 8)
- Перед нами остановка «Историческая». Здесь, вы внимательно послушаете историю становления праздника, ведь следующая остановка «Знатоки», где нам предстоит ответить на вопросы.
- На этой остановке так темно и мрачно. Что же здесь произошло? (Мнения детей). Давайте узнаем.
- Сейчас мы находимся в 1612 году, в это время в России началась Смута Великая.
- Скажите, на сколько лет назад мы вернулись, если сейчас 2016 год? Посчитаем? Верно, на 404 года назад.(слайд 9)
- А что же это за время – Смута? Так называли беспокойное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, столице нашей Родины. Над государством нависла смертельная угроза. Польские войска выжигали государство Русское, опустошали, людей убивали. Вздохи и рыдания раздавались вокруг.Тогда и наступил конец терпению нашего народа. Русский народ решил слиться в одно единое для изгнания с родной земли противников.(слайд 10)
Именно 4 ноября народное ополчение – вооруженные силы страны, во главе нижегородского воеводы – воинского начальника – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало (атаковало) Китай-город – район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию, т.е.отказаться от предстоящей борьбы, признать своё поражение.
(слайд 11)
Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.
(слайд 12)
Именно она, как свято верили на Руси, и помогла отстоять Государство Московское от польского нашествия.
(слайд 13)
В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими захватчиками, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.
(слайд 14)
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(слайд 15: просмотр отрывка фильма)
В 2007 году Владимир Хотинеко, российский кинорежиссер, снял исторический фильм «1612», где показаны жизнь и судьбы событий Смуты – времён мятежей, беспорядков, волнений.
(слайд 16)
В этот день 4 ноября обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
(слайд 17)
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
Посмотрите вокруг, всё посветлело, посвежело. Мы продолжаем наше путешествие.
6. Закрепление полученных знаний
- А проверим, как внимательно вы слушали.
(слайд 18)
4) Остановка «Знатоки».
В каком году началась Смута Великая? (1612)
Какой народ враждовал с русским народом? (Поляки)
Во главе, с какими воеводами русский народ штурмовал Китай-город? (Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
С какой иконой вступил в освобожденный город Дмитрий Пожарский? (икона Казанской Божьей Матери)
В каком году президент РФ Путин В.В. подписал указ об учреждении праздника День народного единства в России? (2005)
В каком городе в 2005 году был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Нижний Новгород)
Как называется фильм российского кинорежиссера, посвященный событиям времен Смуты? (1612)
Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
(слайд 19)
5) Остановка «Печатная машинка».
Нам вскоре предстоит вернуться в наше время, однако у нас осталась ещё одна остановка «Печатная машинка».
Учитель даёт буквы каждому ребенку. Буквы, составляют фразу «Сплочен и един, наш народ непобедим». Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
- Посмотрите, только общими усилиями, когда мы объединились, сплотились, мы смогли пройти эту остановку. Молодцы! А что же значит, фраза, которую вы произносили? (Мнения детей).
- Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что наша сила – в нашем единстве, в нашей сплоченности. Абсолютно не важно, какую фамилию носит тот или иной человек, какой он национальности, важно, чтобы все мы относились друг к другу уважительно, ведь только вместе мы способны на большее, чем в одиночку.
7.Завершение деятельности.
Рефлексия.
- Мы проехали все остановки, выполнили все задания. Пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза, беремся за руки и считаем 10 волшебных секунд вперед: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
(слайд 20)
- Вот мы и вернулись в 2016 год. Давайте подведем итог. Какую цель мы поставили перед собой?
- Как вы считаете, мы достигли цели?
(слайд 21)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль играют сплоченность и единство в жизни человека?
-Я надеюсь, что теперь вы будете уважать друг друга, выслушивать и помогать.
(слайд 22)
- Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.

Тема «День народного единства»

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за себя, своих близких, друзей, судьбу своей Родины.

Задачи:

* Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ

* Развитие критического отношения к действительности

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф.И.Тютчев

1. Дорогие ребята, сегодня мы посвящаем свой урок государственному празднику День народного единства.Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. (Учитель показывает иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому)Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2. р Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

2. Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

3. Ребята приготовили стихи о Родине. Давайте их послушаем.

1-й чтец: Что такое Родина? Скажите мне сейчас, Чтоб послушала вся школа И любимый класс.

2-й чтец: Родина – мои друзья, Верю им, люблю их я. Вместе учимся, играем,Гол в ворота забиваем. Делим радость и беду, Где еще таких найду?

3-й чтец: Родина – родные, близкие, семья Мама, папа, бабушка и, конечно, я!

Хорошо нам вместе в одном доме жить, Обо всем делиться и любить.

4. Презентация творческой работы « Как возникла моя фамилия» (Косинова А.)

5. Учитель: Русский народ помнит и чтит своих героев. Ребята, а знаете ли вы имена героев России? Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

6. Ученики рассказывают о героях России

1-й ученик

Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

error: Content is protected !!