Окончание янц в армянских фамилиях. Армянские фамилии. Происхождение и разновидности

Как узнать национальность человека, если нет возможности спросить об этом у него самого? Способов несколько: можно прислушаться к речи и приглядеться к внешности, стараясь выявить характерные особенности. Еще простой, но эффективный метод – проанализировать фамилию. Если она заканчивается на «ян», «ан», «енц», вероятно, что интересующий вас человек является армянином.

Армянские имена и фамилии

Изначально у жителей этой земли не было полных имен, поскольку не было в них необходимости. Армяне жили небольшими группами и отлично знали друг друга. Если в селении встречалось несколько людей, кого звали одинаково, окружающие находили отличительные характеристики и добавляли к родовым именам: по аналогичному принципу появились фамилии у многих народов, в том числе у русских.

Происхождение армянских фамилий можно отследить со времен средневековья, когда началась активная торговля, мастерство отделилось от земледелия. В эту эпоху людям уже не хватало только прозвища. Чтобы понимать, о ком идет речь, люди, рассказывая друг о друге, добавляли к имени место, откуда человек родом, или его вид деятельности, или особую черту.

Если ремесло в семье передавалось из поколения в поколение, то и молодой человек обязательно наследовал имя своих предшественников. Часто за основу бралось имя авторитетного основателя рода, к нему прибавлялся суффикс принадлежности, к примеру, «уни», «ян», «енц», «онц», «унц» и другие. Так родовые имена армян постоянно развивались и постепенно превратились в современные, привычные уху, однако каждое имеет свое значение.

Почему у армян фамилия на ян

У простых людей полноценные имена (в том формате, к которому мы привыкли сегодня) начали появляться в начале 19 века. В той же эпохе можно найти ответ на вопрос, почему у армян фамилия на ян? Данная концовка является очень распространенной для этой национальности, хотя заимствована она из иранского языка. Этот суффикс использовался для указания принадлежности к какому-либо роду, выражения родственной связи. На «ян» заканчиваются: Арамян, Маргарян, Картяшан, Мирзоян, Багдасяран, Аршадян, Орманян и другие производные от имен собственных.

Приставка тер в армянских фамилиях

Эта древняя приставка использовалась до начала 19 века. Ее добавляли к полному имени знатных армян, священнослужителей либо дворян (причем первые априори относились к отдельному сословию и выбирались из знатных княжеских родов). Приставка тер в армянских фамилиях современных представителей не встречается, однако среди исторических персонажей можно встретить её: например, Тер-Ясаянцы, Тер-Асатуровы, Тер-Овакимяны, Тер-Гуксаяны.

Склоняются ли армянские фамилии

Как замечают лингвисты, шквал вопросов о том, возможно ли склонение армянских фамилий, поступает к ним летом либо в начале осени, когда дети начинают записываться в школы, а студенты – поступать в учебные заведения. Точный ответ на вопрос можно найти на портале Грамота.ру либо в проверенном надежном справочнике Розенталя.

Правило гласит, что любое слово подчиняется законам грамматики и должно склоняться, если конечный элемент поддается словоизменению. То есть понять, склоняется ли армянская мужская фамилия, можно по букве окончания. Если заканчивается на согласный – склоняется, на гласный – нет. Женские армянские фамилии (как и любые несклоняемые) не изменяются ни при каких условиях. То есть писать следует так: «Армену Мурадяну», но «Анне Мурадян».

Армянские евреи – фамилии

Евреи проживают на территории Армении более 2000 лет: когда-то они составляли значительную часть городского населения, занимались торговлей и ремеслами. Если говорить про армянских евреев – фамилии у них очень своеобразные, нередко производные от имен библейских персонажей. Например, Петросян, Матевосян, Тадевосян, Гукасян, Ананьян... Список армянских фамилий такой разновидности можно продолжать бесконечно долго; кроме того, нужно учитывать, что ранее имена могли звучать по-другому, а с течением времени измениться.

Армянские мужские фамилии

Для тех, кто не знаком с языком, алфавитом и культурой страны, имена армян ни о чем не говорят. Однако почти каждое из них имеет определенное значение. Если обратиться к ономастике, можно узнать много интересного. Для примера приведем некоторые армянские фамилии мужские, которые означают что-то конкретное:

  • Асадян «(счастливейший»);
  • Кочарян («кочевник»);
  • Арвандян («скорый», «стремительный»);
  • Башхиян («наставник», «учитель»);
  • Давудян («любящий»);
  • Геворгян («земледелец»);
  • Заварян («небо»).

Армяне - это очень древний народ, на судьбу которого выпало немало бед. Многочисленные перипетии, сопровождавшие их, привели к значительному рассеянию этноса. В результате практически во всех странах имеются армянские диаспоры. В этой статье мы коснемся такой темы, как армянские фамилии. Обсудим их происхождение, особенности, приведем краткий список примеров.

Древняя армянская ономастика

В армянской ономастике фамилия означает имя рода. Называется она «азганун». Появились такие фамилии сравнительно недавно. Вплоть до позднего Средневековья родовых имен не существовало. Для того чтобы различать одноименных людей между собой, армянские фамилии не требовались. Как и во всем восточном мире, они прибегали к обозначению чего-то наподобие русского отчества, однако упоминали в нем не отца, а деда. То есть фактически полные имена у армян звучали как «Гарник, внук Арама», например. Но это было официальным обращением, а вот в обиходе зачастую обходились прозвищем. Например, «Гарник Амаяк», что означает "Гарник Хромой". Очевидно, что прозвище исходило чаще всего из какой-либо узнаваемой черты или особенности человека.

Происхождение фамилий

Впервые армянские фамилии потребовались тогда, когда резко улучшилось демографическое положение, а вместе с ним усилился и потом эмигрантов. Перемещение людей с места на место обуславливало необходимость создания устойчивых прозвищ, которые распространялись бы не только на человека, но и на всю его семью и потомков. Так постепенно из прозвищ и развились армянские фамилии.

Особенности старинных фамилий

В дополнение к первым фамилиям у армян был обычай присовокуплять к ним указание места, из которого происходил человек. К примеру, Анания Татеваци или Григор Ширакаци - яркие образчики таких имен, к которым прикреплено географическое указание на родину человека. Иногда, правда, применялся и другой подход. А именно, человека определяли по роду его профессиональной деятельности. Например, Мкртыч Магистрос.

Параллели в мире

Стоит сказать, что процесс это у армян был не уникальным. Схожая схема образования фамилий была практически у всех народов. Ну вот, к примеру, русские фамилии «Новгородцев» и «Казанцев» ярко свидетельствуют об исторической родине носителей. А профессиональную принадлежность основателя фамилии выдают такие фамилии, как «Кузнецов» или «Воинов».

Разновидности армянских фамилий

В позднем Средневековье стали также появляться благородные аристократические фамилии в соответствующих кругах. Такими являются, к примеру, красивые армянские фамилии Мамиконян и Аматуни. Когда их употребляли в речи, то предваряли частицей «азг», которая означает «род». Второй вариант - это частица «тун». Поэтому звучала такая фамилия как «Азг Мамиконян» или «Тун Аматуни». С течением времени такие же фамильные имена стали появляться и у ремесленников, и даже у крестьян. Помимо уже упоминавшихся профессии, личных особенностей и географии расселения, в фамилиях также стали фигурировать указания на черты характера. Например, хитрого человека могли наградить фамилией «Чахатян», которая означает «лисий».

Но все-таки самые распространенные армянские фамилии происходят от личных имен основателей рода. А для того чтобы из имени сделать фамилию, армяне просто прибавляли к слову тот или иной традиционный суффикс. Чаще всего это были «ян», «янц», «унц», «уни», «онц», «енц». Из них «ян» - частица, которую чаще всего содержат в себе армянские фамилии. Мужские и женские фамилии при этом не различались. Сам по себе этот суффикс является результатом редуцирования суффикса «янц», означающего просто принадлежность к роду. То есть фамилия «Абазян» говорила о том, что ее носитель происходит из рода человека по имени Абаз.

Особо выделялись на общем фоне нахарарские армянские имена и фамилии. Например, к последним прилагался суффикс «уни». Что касается суффиксов «енц», «онц» и «унц», то они чаще всего встречаются в Зангезуре.

Дальнейшая эволюция

Для нас наиболее актуально отметить русификацию ряда армянских фамилий. Процесс этот был запущен, когда начались систематические переписи населения, а затем и тотальная паспортизация. В ходе этого многие армянские фамилии, женские и мужские, отбрасывали свои традиционные окончания. Иногда так происходило по ошибке несведущего переписчика. Иногда это делали сознательно.

Если изучать армянские фамилии глубже, то можно убедиться, что они не возникали на пустом месте. За каждой из них тянется уникальная и интересная история, в которой можно выделить определенные стадии развития, факторы влияния, руководящие принципы и так далее. Этим и занимается профессиональная ономастика.

О перечне армянских фамилий

Армянские фамилии, список которых будет приведен ниже, - это даже не верхушка айсберга, а всего лишь капля в океане. Фамилий этих на самом деле множество, потому что в процессе переселения армянские диаспоры создавали все новые и новые варианты своих фамилий. Поэтому не надо удивляться, что добрая половина из них, если не основная масса, - это армянизированные корни из других языков - турецкого, греческого и многих других.

Армянские фамилии: список

  • Авазян. Означает «замена».
  • Аганджанян. Эта фамилия состоит из двух тюркских корней, означающих «душа» и «господин».
  • Агаян. Просто «господин».
  • Адилян. Имеет арабское происхождение. У арабов служит эпитетом правителя, отличающегося справедливостью.
  • Аразян. Происходит от азербайджанского слова, которое можно перевести как «блаженство, счастье».
  • Арамян. Означает «покой» и «утешение».
  • Арзуян. Персидская по происхождению фамилия со значением «мечта», «надежда».
  • Асадян. «Счастливейший».
  • Асгарян. «Младший».
  • Афсарян. Происходит от слова, которое обозначает что-то вроде короны или венца, служившего на Востоке головным убором правителя.
  • Аршадян. Переводится эта фамилия как «старший».
  • Аршакян. Происходит от древнего иранского слова, означающего «мужество».
  • Ахвердиян. То же, что и русская фамилия Богданов, то есть «данный Богом».
  • Азарян. Переводится эта фамилии словом «огонь».
  • Ахадян. Фамилия арабского происхождения со значением «единственный».
  • Ашрафян. Еще одна арабская по происхождению фамилия. Но на этот раз она означает «благороднейший».
  • Айазян. Эта фамилия происходит от слова, которым обозначают прохладный легкий ветерок.

  • Арсланян. Переводится как «лев».
  • Алтунян. Эта фамилия пришла в армянский язык из древнетюркского. Означает она «золото».
  • Азизян. От слова «Азиз», что переводится как «великий».
  • Азадян. Древняя фамилия, которая буквально переводится как «свободный», намекая этим на социальное положение в феодальном обществе.
  • Атаян. Происходит от тюркского слова «Ата». Означает оно или отца, или святого, праведного наставника, или просто старшего по возрасту человека.
  • Абдалбекян. Сложное составное имя, общий смысл которого передается выражением «обладающий властью».
  • Гараханян. Эта фамилия благородных домов. Означает она «великий правитель».
  • Каграманян. По-персидски эту фамилию можно было бы перевести как «повелитель» или «герой».
  • Калантарян. Фамилия с религиозным значением, связанная с исламизацией части армян. Означает она отшельника, дервиша, который проводит свою жизнь в странствиях по миру.
  • Кочарян. Означает «кочевник».
  • Хосровян. Значение этой фамилии можно примерно передать словами «добрая слава» или «добрая весть», или даже «хорошая репутация».
  • Худавердиян. Еще одна вариация фамилии со значением «данный Богом».
  • Ширинян. Буквально означает «сладкий».
  • Юзбашнян. Фамилия, вероятно, происходящая из военной среды. Состоит из двух корней - «сотня» и «глава». Дословно переводится как "стоглавый". Видимо, намекает на звание сотника.
  • Бабаян. «Баба» - это почтительное обращение к отцу.
  • Багирян. С азербайджанского языка эту фамилию следует переводить как «изучающий» или «постигающий учение».
  • Баграмян. На русский язык переводится как «победоносный».
  • Башхиян. Эта фамилия происходит от слова «учительствовать», и, соответственно, означает «учитель».

«Король Вася»: 125 лет назад, 10.02.1895 года родился Вильгельм Габсбург – несостоявшийся король несостоявшегося «Украинского королевства». В XXI веке украинская идеология одной ногой стоит на русофобии и ненависти ко всему русскому, а второй – на «истории гордой и славной Украинской Народной Республики», которая была первым независимым «украинским государством». Что же – это факты общеизвестные. А как насчет планов «хозяев и кукловодов» украинских сепаратистов самого начала XX века? Неужели Австро-Германские политики действительно видели будущее «некой Украины» в виде именно республики, а не королевства, которое позже можно было бы присоединить к своим Империям?.. Давайте на мгновение обратимся к трудам Н.И. Ульянова, который ещё в 1966 году издал в США книгу, которая на данный момент считается классикой: «Впервые, термин «украинский» употреблен был в письме императора Франца Иосифа от 05 июня 1912 года парламентскому русинскому клубу в Вене. Но поднявшиеся толки, особенно в польских кругах, вынудили барона Гейнольда, министра внутренних дел, выступить с разъяснением, согласно которому термин этот употреблён случайно, в результате редакционного недосмотра. После этого, официальные венские круги воздерживались от повторения подобного опыта (стр.204). Австрийцы, по-видимому, до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что с течением времени возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василием Вышиванным. В Вене и во Львове заинтересованные круги убедили «Василия» перейти из католической церкви в униатскую. Сам наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре (стр.215)». Из книги Н.И. Ульянова: «Происхождение украинского сепаратизма», город Нью-Йорк, США, 1966 год. Выходит, что изначально Габсбурги планировали создание именно «Украинского королевства», а не «Демократической республики»! Хотя оно и понятно: демократия не то, что бы не нужна – демократия опасна для любой монархии!.. Но кем был претендент на «Украинский трон»? Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, также известный под псевдонимом «Василь Вышиваный» (род. 10 февраля 1895, г. Пула, Истрийская жупания - умер 18 августа 1948, г. Киев, УССР) – эрцгерцог Австро-Венгрии, младший сын Карла-Стефана из тешинской ветви дома Габсбургов и Марии-Терезии Тоскано-Австрийской, из тосканской ветви того же рода. Согласно официальной «украинской исторической науке», о Вилли Габсбурге возможно найти следующую краткую информацию: служил в полку уланов, «формировавшемся преимущественно из украинцев»; был депутатом парламента Австро-Венгрии, где «лоббировал автономию для украинских земель в составе империи»; в 1918 году «командовал легионом Украинских сечевых стрельцов (УСС) на Херсонщине», в 1919 г. «возглавлял отдел заграничных связей Генштаба армии УНР, через год подал в отставку в знак протеста против военной помощи Польши Украине в обмен на Галицию». По одной из версий – именно «Василия Вышиваного хотел видеть на украинском троне С.Бандера». В 1947 г. в советской зоне оккупации Вены был «арестован контрразведкой Союза по обвинению в сотрудничестве с ОУН и западными разведками». Умер в Лукьяновском СИЗО г.Киева «не дожив до окончания суда». В одной маленькой статье в сети Интернет – очень тяжело поместить всю исчерпывающую информацию о человеке, чья персона достойна целой книги! Именно по этому мы и хотим сделать акцент не на «двадцати», а пусть лишь на трех, но на трех главных аспектах жизни несостоявшегося «короля Украины»: 1). Вильгельм Габсбург действительно должен был стать «королем свободного от Московского гнета Украинского королевства», которое Вилли Габсбург должен был на правах федеративного субъекта присоединить к Австро-Венгерской Империи. Проталкивали наверх и лоббировали данный проект сам император Франц-Иосиф, а также наследник императорского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Размах затеи был таков, что Вильгельм Габсбург перешел из католической церкви в униатскую (т.е. в «местную» церковь Галицких и Буковинских мужиков), выучил малороссийский диалект русского языка, напялил на себя вышиванку, и начал разгуливать в таком виде по великосветским приемам. Незадолго до Первой мировой войны, и очень активно в 1914–1915 гг. – буквально вся Галиция была обклеена плакатами «короля Васи» в вышиванке и в «малороссийском жупане, как на картине у Тараса Шевченко». Австрийская пропаганда всеми силами делала из Вильгельма-Василия «икону» будущего украинского королевства, а от всех политических украинофильских партий Австро-Венгрии требовали безоговорочного признания Вилли Габсбурга «лидером украинского народа». 2). В 1914 году от пули Гаврилы Принципа сначала «уходит к праотцам» эрцгерцог Франц-Фердинанд, а в 1916 году – от старости умирает император Франц-Иосиф. Новый молодой Император Карл I Габсбург был настолько далек от «имперских замашек» своих покойных родичей, что тут же отдает «украину и весь Южно-Русский сепаратизм» на откуп императору Германского Рейха Вильгельму II Гогенцоллерну, у которого были свои, и совершенно особенные планы на «куски рассыпающейся России». Во-первых Вильгельм II не хотел усиливать Австрию новыми территориальными приобретениями. Во-вторых Германия видела и Польшу и Украину в виде «республик с полностью подконтрольными парламентами» (напомним – до окончания Первой мировой войны независимой Польши попросту не существовало, а Варшава была обычным, хотя и очень большим городом внутри Российской Империи). Таким образом, уже к концу 1916 года в планах Германо-Австрийских генеральных штабов «Украинское королевство» трансформировалось в «Украинскую республику». Позже были революции в Германии и в Австро-Венгрии, падение европейских монархий, создание на Юго-западе России не «Украинского королевства», и не «Украинской республики», а «УССР» как составной части СССР, и скитания несостоявшегося «короля Васи» по телу старой «матушки-Европы»... 3). Несостоявшийся «король Украины Василий Вышиваный» - был гомосексуалистом. Об этом подробно написал биограф «короля Васи» Тимоти Снайдер: «Вильгельм всегда любил мужчин - возможно, еще в школе, вероятно, в окопах и без сомнения - в случае со своим секретарем и камердинером. Но в Париже он рисковал выдать себя за того, кем был на самом деле. В некоторых его сексуальных эскападах были задействованы другие аристократы, с которыми его видели, когда вечером он выходил из ru des Acacias одетым в дамское платье (по крайней мере, так сообщала пресса). Полиция отметила, что частым соратником в ночных похождениях Вильгельма был член королевского дома Испании, который называл себя Фернандо Дукалем - и почти с уверенностью был доном Фернандо де Борбоном и де Маданом, графом Дуркальским. Хотя гомосексуальные связи во Франции не были запрещены законом, в отношении дона Фернандо все-таки удалось добиться выдворения из страны. Но чаще всего Вильгельм любил отправляться в походы по городским трущобам. Похоже, он не частил в лучшие гомосексуальные клубы Парижа, такие, как Carrousel или Madame Arthur’s на Монмартре. Вместо этого, по сообщениям парижской полиции, он был «habitu» в «maisons spesiales» (вежливый французский термин для обозначения гомосексуальных борделей)». Из книги Тимоти Снайдера «The Red Prince: The Secret Lives of A Habsburg Archduke». - Basic Books, 2008. Вместе с тем, в последний раз Вильгельм Габсбург поднял «украинскую тему» уже после Великой Отечественной войны. Так, органы контрразведки «СМЕРШ», как в своё время французская полиция, два года терпеливо наблюдали за деятельностью эрцгерцога, завязывавшего связи с ОУН и французской разведкой. Арестовать «короля Васю» было решено в тот момент, когда он организовал встречу французского капитана Полисье и «бандеровского проводника» Мирослава Прокопа. Самолётом, из иллюминатора которого несостоявшийся «король Вася» впервые в жизни увидел «мать городов русских», его доставили в Киев и поместили в Лукьяновский СИЗО. «Пытать» Васю нужды не было. Вильгельм Габсбург «кололся» непринужденно, и на все вопросы отвечал с большой охотой. По смыслу его свидетельств можно понять, что он познакомился с «Павлом Валюхом» (Павлом Судоплатовым, то есть с советским разведчиком) и свёл последнего с Евгением Коновальцем. «Тогда-то Судоплатов и передал в «подарок» Е. Коновальцу коробку конфет, в которых была взрывчатка, убившая «лидера украинских националистов». Допросы советской контрразведки продолжались около года, и 25 мая 1948 года Особое совещание приговорило Вильгельма Франца Габсбурга к 25 годам заключения. Ожидая отправки в лагерь, он умер от туберкулёза в тюремной камере. Теперь же, в выхолощенной в XXI веке от неудобных деталей «Украинской истории» - «король Вася» представлен как «борец за свободу», «украинец по собственному выбору», «верный Украине до последнего вздоха» и т.д. и т.п. Но, знаете ли, мы скорбим о другом... На самом деле мы жалеем о том, что Вилли Габсбург так и не стал королем «Украинского королевства»!.. Ведь если бы королем Украины в самом начале XX века стал пассивный гомосексуалист – это «событие» многое расставило бы на свои места и в современной политике Украинского Государства (УГ), которое относится к своим гражданам, как гомосексуалист относится к натуралам!..

Фамилия, на армянском языке «азганун», означает имя рода. В средневековье родовых наименований практически не существовало. Если же возникала потребность в наименовании, то происходило это так: если в одном поселении жили несколько Арамов или несколько Анаит, то жители определяли их разным образом: например, Арам, внук Гарника, или Арам – внук Айка. Иногда же для прозвания использовали мирские прозвища, характеризующие узнаваемую черту человека, например, хромой Амаяк или, Анаит, имеющая двенадцать детей.

Потребность в образовании фамилий возникла из-за развития общества и усиления миграции населения. Люди стали чаще перемещаться из одной местности в другую, поэтому возникла необходимость давать людям «устойчивые» прозвища, которые со временем эволюционировали в армянские фамилии. В те времена появилась традиция вместе с именем указывать то место, откуда происходил родом человек, например: Григор Татеваци, Анания Ширакаци и т. д. Или же для именования человека использовали его профессию – Мкртыч Нахаш, Никохайос Цахкарар, Давид Кертох, Григор Магистрос и т. д.

Со временем, уже в средние века, в аристократических армянских семьях начали появляться фамилии – Мамиконяны, Арцруни, Аматуни, Рштуни. При упоминании знатных родов, к фамилиям прибавляли слова «азг» («род») или «тун» («дом», «дым»). Например, «Род Мамиконянов», «Род Рштуни», или «Дом Арцруни» и т. д. Со временем фамильные прозвища появились и в среде крестьян и ремесленников. Например, Хацтухян (пекарь), Воскерчян (ювелир), Карташян (каменщик) и т. д.

В армянских фамилиях нашли также отражения прозвания человека, характеризующие его внешность или черты характера (Чахатян – лисий, Карчикян – карлик) и другие. В большинстве случаев армянские фамилии произошли от имени основателя рода, к которому прибавлялись приставка или суффикс, выражающие родственную связь или принадлежность – «ян», «янц», «енц», «унц», «онц», «уни». Более всего распространены фамилии, оканчивающиеся на «ян» (Чахалян, Арамян, Жамкочян) и т.д. «Ян» образовался от формы «янц» и означает тоже, что «енц» (Маргарян – Маргарянц – Маргаренц, то есть относящийся к роду Маргара). Армянские фамилии с суффиксом «уни» были присущи нахарарским родам (Багратуни, Аматуни, Рштуни) как особенность принадлежности к знатному армянскому роду. Армянские фамилии с суффиксами «енц», «унц», «онц» распространены в Зангезуре, например, Адонц, Бакунц, Мамунц, Калваренц и тоже означает принадлежность к знатному роду.

При переписи и паспортизации населения фамилии некоторых армян, проживающих в России «обрусели», окончание "ц" иногда отбрасывалось. Это происходило по двум причинам: либо в результате ошибки переписчика, либо в результате осознанного выбора. История каждой армянской фамилии интересна и самобытна. Фамилии не возникали просто так. В основе каждой фамилии лежит интересная история ее образования со своими принципами, стадиями эволюции, в каждой армянской фамилии заложен определённый смысл, разгадкой которого занимается современная филологическая наука - ономастика.

Фамилия, на армянском языке «азганун», означает имя рода. В средневековье родовых наименований практически не существовало. Если же возникала потребность в наименовании, то происходило это так: если в одном поселении жили несколько Арамов или несколько Анаит, то жители определяли их разным образом: например, Арам, внук Гарника, или Арам – внук Айка. Иногда же для прозвания использовали мирские прозвища, характеризующие узнаваемую черту человека, например, хромой Амаяк или, Анаит, имеющая двенадцать детей.

Потребность в образовании фамилий возникла из-за развития общества и усиления миграции населения. Люди стали чаще перемещаться из одной местности в другую, поэтому возникла необходимость давать людям «устойчивые» прозвища, которые со временем эволюционировали в армянские фамилии. В те времена появилась традиция вместе с именем указывать то место, откуда происходил родом человек, например: Григор Татеваци, Анания Ширакаци и т. д. Или же для именования человека использовали его профессию – Мкртыч Нахаш, Никохайос Цахкарар, Давид Кертох, Григор Магистрос и т. д.

Со временем, уже в средние века, в аристократических армянских семьях начали появляться фамилии – Мамиконяны, Арцруни, Аматуни, Рштуни. При упоминании знатных родов, к фамилиям прибавляли слова «азг» («род») или «тун» («дом», «дым»). Например, «Род Мамиконянов», «Род Рштуни», или «Дом Арцруни» и т. д. Со временем фамильные прозвища появились и в среде крестьян и ремесленников. Например, Хацтухян (пекарь), Воскерчян (ювелир), Карташян (каменщик) и т. д.

В армянских фамилиях нашли также отражения прозвания человека, характеризующие его внешность или черты характера (Чахатян – лисий, Карчикян – карлик) и другие. В большинстве случаев армянские фамилии произошли от имени основателя рода, к которому прибавлялись приставка или суффикс, выражающие родственную связь или принадлежность – «ян», «янц», «енц», «унц», «онц», «уни». Более всего распространены фамилии, оканчивающиеся на «ян» (Чахалян, Арамян, Жамкочян) и т.д. «Ян» образовался от формы «янц» и означает тоже, что «енц» (Маргарян – Маргарянц – Маргаренц, то есть относящийся к роду Маргара). Армянские фамилии с суффиксом «уни» были присущи нахарарским родам (Багратуни, Аматуни, Рштуни) как особенность принадлежности к знатному армянскому роду. Армянские фамилии с суффиксами «енц», «унц», «онц» распространены в Зангезуре, например, Адонц, Бакунц, Мамунц, Калваренц и тоже означает принадлежность к знатному роду.

При переписи и паспортизации населения фамилии некоторых армян, проживающих в России «обрусели», окончание "ц" иногда отбрасывалось. Это происходило по двум причинам: либо в результате ошибки переписчика, либо в результате осознанного выбора. История каждой армянской фамилии интересна и самобытна. Фамилии не возникали просто так. В основе каждой фамилии лежит интересная история ее образования со своими принципами, стадиями эволюции, в каждой армянской фамилии заложен определённый смысл, разгадкой которого занимается современная филологическая наука - ономастика.

error: Content is protected !!