Органный концерт малая грузинская. Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии: описание, история, хор, особенности

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

Меня всегда интересовала история культуры и религии разных народов. Тем более, если они тесно переплетены с нашей историей и периодически оказывали влияние друг на друга. В этом плане очень интересна история Католической церкви и все, что с ней связано. Особенно меня впечатляют их храмы своей неповторимой, величественной архитектурой. А церковный обряд очень интересен и увлекателен. Я знал, что есть католические храмы, и решил посетить самый главный – кафедральный собор на Малой Грузинской . Чем живет этот храм, где находится и что собой представляет, я и хочу вам рассказать.

Где находится Римско-католический кафедральный собор

  • Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии расположен по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13.
  • Телефон +74992523911.

Как добраться до Римско-католического кафедрального собора

  1. Чтобы без задержек добраться до кафедрального собора, вам нужно доехать до станции метро «Краснопресненская» . Затем идти по улице Красная Пресня в западном направлении в сторону Третьяковского Вала. Пройдя около 500 метров, свернуть направо на Малую Грузинскую, и через 600 метров вы будете у цели.
  2. Добраться можно и наземным маршрутным транспортом. Идеально подойдет автобус №116, следующий от Белорусского вокзала. Выйти нужно на остановке «Улица Климашкина» .
  3. Если вы сторонник поездок на личном автотранспорте, следует повернуть от Третьего Транспортного Кольца на Звенигородское шоссе. Затем налево на Краснопресненский Вал, до улицы Климашкина, и направо, через 200 метров вы у цели.

Режим работы

Собор открыт ежедневно с 8 до 20 часов. Храм закрыт для посещения с 12:45 до 15:30 во все дни, кроме воскресенья.

Расписание богослужений в Римско-католическом кафедральном соборе на Малой Грузинской

Богослужения в соборе проходят ежедневно:

  • С понедельника по пятницу: в 8, 9, 18, 19 (кроме среды) часов Святая Месса;
  • В субботу: в 8, 9, 17:30, 19 часов Святая Месса;
  • В воскресенье Святая Месса в 8:30, 10, 10:30, 12:15, 13, 14:30, 15, 17:30, 20 часов, Святая Месса для детей 11:45, Божественная Литургия по армянскому обряду в 15:30.

Богослужения на русском языке проводятся с понедельника по субботу в 8, 9 часов, в среду в 18 часов, с понедельник по четверг, а также в пятницу и субботу в 19 часов, в воскресенье в 10, 17:30 и 20 часов.

Фото собора


Ночью при искусственном освещении готическая архитектура Римско-католического собора выглядит особенно величественно.


Внутреннее убранство собора отличается характерным для готических сооружений обилием колон.


Центральный фасад собора встречает своих посетителей, как бы взмывая вверх.

Врата Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Готический стиль Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Москва.

Мозаика в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Икона на стене Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — видео

Смотрим не большой видео сюжет о этом соборе. Приятного просмотра!

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.

Самый большой католический костёл России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского. Собор очень красивый и величественный, особенно в ночном освещении. Переживший немало потрясений на своем веку, сейчас храм открыт для посещений и концертов органной музыки в исполнении лучших музыкантов с разных стран мира.


Строительство католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в 1894 году

Началось все с того, что к концу XIX века в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего католического храма в Москве.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 1894 году начались организационные и подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода - светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной церкви.

Как только разрешение на строительство было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые рабочие, строители, железнодорожники.



Описание собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Ажурную ограду

вокруг будущего собора, а также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово.



Главный восточный фасад

этого собора сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в Милане (Италия).
По законам готической архитектуры храм - это не просто сооружение для молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти 10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно зачатая.



Костел строили с 1901 по 1911 гг

. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.



Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии во время и после революции

Октябрьская революция свергла царизм и вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую. Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции. Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году - костёл на Малой Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву, башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась - у храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы. Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм Людовика Французского Парижской епархии.


Передача собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии католикам

Постепенное разрушение храма продолжалось до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто вспомнили про существование костёла и решено было передать его управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский» и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его владельцам – католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма. Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года. Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.


Освобождение Храма под церковные требы

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности – помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

После этих событий, 9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.


А 2 февраля приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам, начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.


Пожертвования благотворительных организаций

Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.



Новый орган в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» – относится к числу самых больших органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты самых известных храмов мира.


В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 8 декабря 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.
error: Content is protected !!