Основной смысл праздника знамения пресвятой богородицы. Неразрывная связь с Чудом иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы

События из истории иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» - одна из наиболее почитаемых русским народом икон. Икона получила свое название в честь знамения Пресвятой Богородицы, произошедшего в 1170 году в Великом Новгороде. Чудо неразрывно связано с этой иконой, особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. История свидетельствует о неисчислимых милостях Пресвятой Богородицы к русскому православному народу, явленных через Ее святые иконы. Любопытно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы», или Богоматерь «Знамение» – это икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта, представляющему Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном и древнем жесте заступнической молитвы. Изображение Оранты на Руси называли также «Нерушимой стеной», потому что считали Ее заступницей «всех городов, предградий и весей» в борьбе против извечных врагов – степных кочевников. Богоматерь Оранта как будто бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием все человечество.

Изображения Богоматери, сходные с иконой «Знамение», встречаются уже на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы с Божественным Младенцем на коленях из катакомб Святой Агнии в Риме. Судя по отсутствию нимба у Богомладенца, это изображение Богородицы было создано до 325 года, то есть до I Вселенского собора, на котором были определены и установлены основные догматы христианства, в том числе была утверждена Божественность Иисуса Христа.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XII веке, после чудесных событий избавления Великого Новгорода от захватчиков.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно здесь начала княжить династия Рюриковичей и возникла так называемая Новгородская Русь, от которой принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь продолжала свое существование в составе Киевской Руси как Новгородская земля, сохраняя некоторую самостоятельность, вплоть до 1136 года. Именно в этом году после изгнания новгородского князя Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилось республиканское правление, и Новгородская Русь стала, по сути, отдельным государством.

Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти, с этой целью он вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села и пепелища. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдать город. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию так и не пришли.

Все жители Новгорода непрестанно молились о спасении. Особенно горячи были молитвы архиепископа Новгородского, на третий день молитвы он почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града».

У горожан появилась надежда, икону Божией Матери торжественно вынесли из храма и подняли на городскую стену, обратив ликом к нападающим. Но воины Мстислава не смягчились, в сторону города было пущено много стрел, одна из них попала в икону и ранила лик Богородицы. В этот момент произошло еще одно чудо – икона Божией Матери отвернулась от нападавших и повернулась ликом к Новгороду. Войска, осадившие город, тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города от врагов.

В тот же миг в войске Мстислава началось смятение, воинов охватил непонятный страх, и они бросились врассыпную, новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля, многих взяли в плен. С того времени за этой иконой Богородицы и закрепилось название «Знамение», и впоследствии было установлено празднование чудотворной иконе на 27 ноября по старому стилю.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильинской улице. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была торжественно перенесена в новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Какое чудо произошло

Чудеса от иконы Божией Матери «Знамение» Новгородская происходили постоянно. Наиболее крупные, документально зафиксированные – помощь при осаде Новгорода суздальцами: после совершения молебна перед иконой «Знамение» нападавшие внезапно обратились в бегство.

В 1356 году в церкви, где находилась икона, возник пожар, но тут же начали служить молебен перед ней, и по его окончании пожар утих.

В 1611 году Богородица защитила от разграбления храм, где стояла Ее икона «Знамение». Согласно преданию, при захвате Новгорода шведами многие храмы города были разорены. Церковь Знамения Богородицы тоже привлекла их внимание, но невидимая сила отбросила шведов назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем захватчикам, и никто из них после не пытался войти в Знаменскую церковь.

После Октябрьской революции 1917 года икона Божией Матери «Знамение» попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. 15 августа 1991 года, когда икону Божией Матери «Знамение» из музея передавали Новгородской епархии, купол Софийского собора окружила яркая радуга. Потом чудесное знамение стало подниматься в чистое безоблачное небо, где постепенно растворилось в вышине.

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Новгородская находится в Софийском соборе города Новгорода.

Слава святой иконы Божией Матери «Знамение» велика. Чудесами были прославлены и некоторые списки с нее, которые названы по месту, где совершилось чудо. Это иконы Богородицы «Знамение» Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая и многие другие.

Преклоняясь перед святыми иконами Божией Матери, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира нашей стране и всему миру. Невозможно перечислить все случаи чудесной помощи Божией Матери верующим людям.

Что есть чудо? Само слово происходит от слова «чуять», которое в древности было синонимом глагола «слышать», оно часто встречается в старорусском «чую я», или «ЧУ!» Мы слышим голос Божий, но иным внутренним слухом, внефизическим, чуем, и «имеющий уши» – услышит глас Божий через знамения, которые он посылает нам. Образ Богоматери «Знамение» – символ извечной любви и благословения, которые приходят к нам от Ее бесконечной любви...

Значение иконы

По иконографическому типу икона Божией Матери «Знамение» восходит к типу Оранта. Оранта всегда символически олицетворяла собою Небесную Церковь. С древних времен, когда христиане молились еще в катакомбах, Церковь была отождествлена с Самой Богоматерью.

Но что такое «Знамение»? Индоевропейское слово «джнани» восходит к глаголу «знать», который тождествен слову «рожать, рождаться, появляться на свет». Так тонко в своей первоначальной семантике переплетаются значения сегодня уже чрезвычайно далеко разошедшихся слов: то, что рождается – появляется, выявляется, становится узнаваемо и познаваемо, ознаменовано. Сплав обоих смыслов – «знать» и «рождаться» заключен в слове «Знамение».

Богомладенец на иконе Божией Матери «Знамение» изображен в круге, как бы открываясь нам во чреве Богоматери. Здесь снова мы видим символическое прочтение понятий «знание» и «рождение». Оно в Знамении, которое приходит к нам как знак будущего Откровения: Богоматерь знает через Благовещение, что Ей предстоит. Она рождает Сына на иконе символически, Ее руки раскинуты, и это жест благословляющий, отпускающий, отдающий в мир Того, Кого Она любит более всего как Мать, Которая любит своего Сына, еще раз подчеркивает Божественность явления и человеческого материнства, его высокое предназначение: мать рождает человека, чтобы он на своей земле сделал мир дольний частью всего Царствия Небесного.


иконописец Юрий Кузнецов

Любовная жертва Богоматери носит высочайший смысл – Она отдает Сына для нашего Спасения, поскольку взяла в усыновление весь род человеческий. Это потом мы в «Богородице, Дево, радуйся..» споем ликующее «…благодатная Марие, Господь с Тобою…», а тогда, когда Она носила Его во чреве, – это было только знамение, предзнаменование будущего Откровения – явления Бога во плоти…

Также руки, воздетые к небесам, всегда были для нас символом обращения к Нему, Господу. На руках же Богородицы лежит невидимый Покров, который Она держит над нами в знак защиты и заступничества.

С другой стороны, Откровение через Знамение – узнавание нами о будущем приходе Христа-Спасителя, мы знаем Его и свидетельствуем о Нем. Икона Божией Матери «Знамение» в очередной раз являет собою связь между Ветхим и Новым Заветами, их тесную преемственность, которая заложена в слова пророчества Исайи, которое иначе еще называют «протоевангелием»: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14).

Есть особый чин в честь Богоматери, который называется «Чин возношения Панагии». Панагия – Вседержительница. Во время трапезы просфора ставится на блюдо – панагиар. На панагиарах XII–XIV веков из Византии делалась надпись «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову», тем самым подтверждая евангельское, а ныне и литургическое, произносимое перед таинством причастия: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое» Мф. 26). Этот чин снова замыкает круг символики, приводя нас к явлению Боговоплощения.

Икона Божией Матери «Знамение» считается чрезвычайно почитаемой святыней в православном мире. На полотне демонстрируется Пречистая Богоматерь с поднятыми десницами и Младенец-Иисус, располагающийся на груди Богородицы (иногда в овальном нимбе). В истории насчитывается достаточное количество чудес, совершенных этой святыней, поэтому верующие возлагают искреннюю надежду, совершая молитву перед ней.

Иконография

Предполагается, что образ был написан неизвестным автором в XII столетии. Летописи упоминают, что новгородцы одолели своих противников, суздальцев, с помощью могущества крестной Богородицы.

Через четыре века после создания икону «Знамение» Скорбящей Богородицы отреставрировали. Восстановление было необходимо, потому что на полотне сохранились только элементы верхнего покрова Богородицы. Мастером, взявшимся за этот труд, считают архиепископа Макария, который вскоре стал митрополитом Москвы.

На заметку! При создании образ получил простое наименование: «Святая Богородица» без дополнительных эпитетов. Термин «Знамение» добавили в XV веке, а закрепился он только в XVII в. Это слово обозначало чудесное явление природы, доказательство и предвещание великих событий. Значение термина «Знамение» составляется из глаголов «рождаться» и «знать».

Молитвы и чудеса

В 1356 г. в честь святого лика построили специальный храм. За последующие века икона неоднократно спасала новгородскую землю, свою родину, от несчастий и бед. Уже продолжительное время православные верующие стремятся к местонахождению святыни и смиренно просят о помощи.

  • «Знамение» позволяет молящемуся найти спокойствие на душе и мир в окружении.
  • Человек, читающий прошение перед образом Богородицы, избавляется от разнообразных болезней.
  • Святыня имеет силу разрешить междоусобный конфликт.
  • Она помогает при восстановительных работах после пожаров и других стихийных бедствий.
  • Православный, искренне обращающийся к Пречистой Деве, защищается от преступников и воровского внимания.
  • Святой образ избавляет от недругов и завистников.
  • Искренне молясь лику, человек вправе надеяться на благополучие.

История свершений «Знамения»

Летописи говорят о множестве чудес, совершенных этой могущественной святыней.


В XX столетии икона перевозилась в музей, эвакуировалась в связи с военными действиями и возвращалась на родное место. Только в 1991 г. она была транспортирована в Софийский собор. Процессия сопровождалась удивительным явлением радуги, опоясывающей купола.

Интересно! Посредством религиозного общения с иконой верующий обнаруживает в себе невиданное доселе состояние божественной энергии. Термин ένθεος (Энтеоген) наиболее точно определяет это эмоциональное настроение. Смысл его в том, что Небесное Царство находится внутри каждого.

Списки святыни

Копии также чрезвычайно почитаются православными верующими. Своё название они получили по месту проявления чудес.

  • Алабацкий список - сразу после написания исцелился послушник по имени Ефремий, а через некоторое время от страшных недугов вылечилось огромное количество прихожан.
  • Курская-Коренная - копия ассоциируется в истории с именем Серафима Сарофского. Этот образ получил широкую известность на территории Америки и европейского континента.
  • Царскосельская - по указания Елизаветы список поместили в золотой орнамент и украсили драгоценностями. Молитвы перед этой иконой помогли исцелить многих от чумы и холеры.
  • Албазинская - копия названа в честь крепости на Амуре. Святой образ помогал в борьбе против захватчиков укрепления. Целых 19 дней он не давал шанса врагу, когда был перенесен в Благовещенск.

Всевышний Отец послал на землю великую икону Божией Матери «Знамение» для исцеления большинства несчастных и спасения их душ от небывалой греховности. Летописям известно достаточно случаев чудодейственного могущества этой святыни.

Совет! Икона является идеальным примером канонизированного лика, поклонятся которой необходимо каждому православному человеку.

История помнит множество случаев, когда образы и мощи святых творили чудеса, помогали преодолевать тяжелые недуги и другие жизненные трудности. Оттого православные люди уделяют немалое внимание религиозным атрибутам. Одним из таких считается икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает она и как правильно обращаться к образу?

Описание

Данная икона датируется 12 веком. Автор точно не известен. Божия Матерь изображена в традиционном мафории с молитвенно поднятыми руками (иконописный тип Оранта). На груди ее находится младенец - Иисус Христос. Богоматерь стоит. Оригинальный образ является двусторонним. Оборот содержит изображения праведных Анны и Иоакима, которые находятся в молении перед Иисусом Христом. Изначально был украшен золотой ризой с драгоценными камнями.

Спустя четыре века после создания икона «Знамение» была отреставрирована. Мастером предположительно был архиепископ Макарий (будущий митрополит Московский). Тогда от древней живописи сохранились лишь фрагменты одежды Богородицы. Оборотная сторона осталась без изменений. В настоящее время образ находится в Софийском соборе (Новгород).

История

Как утверждают источники, в 1170 году суздальские войска во главе с Андреем Боголюбским осадили Великий Новгород. Силы оказались неравными. И горожане обратились в молитве к Господу о спасении. На третью ночь осады архиепископу Иоанну глас с неба повелел взять образ Богородицы из церкви на Ильинской улице и отнести его к городским стенам. Во время крестного хода противники стали обстреливать крепость. Одна из стрел попала в икону. Из глаз Богоматери потекли слезы. После этого врагов внезапно объял необъяснимый ужас. Бранясь между собой, они устремились прочь от городских стен. Воспользовавшись этим смятением, новгородцы стали преследовать суздальцев и одержали победу.

Данный исторический случай подробно описан в известном иконописном сюжете. А сами новгородцы помнят и почитают икону, на которой изображена спасительница-Богородица («Знамение»). Значение подкрепляют и другие чудеса, которые являл в разные времена святой образ.

Празднование

В 12 веке после военных событий было установлено празднование в честь иконы (10 декабря по новому стилю), которое совершается в Русской церкви и в настоящее время. В этот день проводится служба. Священнослужители читают молитвы-обращения и каноны, просят Богоматерь о заступничестве и утверждении в вере.

Чудеса

Два века образ находился в «родной» деревянной церкви на Ильинской улице. Однако в середине 14 века в ней случился пожар. И икона явила еще одно чудо. Огонь утих как раз возле молебна, где висел святой лик. После этого рядом с пепелищем был построен новый, каменный храм, получивший статус Икона обрела новый дом.

В 16 веке после реставрации образа в Новгороде случился еще один, более масштабный пожар. Огонь распространился на несколько улиц. Никакие усилия горожан не могли усмирить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и с ее известным образом в руках совершил крестный ход по берегу Волхова. Внезапно подул сильный ветер в сторону реки - пожар прекратился.

В 1611 году на Новгород напали шведы. Они жестоко убивали горожан и разоряли дома и храмы, вынося священную посуду и оскверняя иконы. Известен случай, когда несколько чужеземцев подошли к тому самому храму на Ильинской улице. В это время в нем шла служба. Едва ступив на порог, шведы невидимой силой были отброшены назад. Дальнейшие их попытки проникнуть в храм успехом не увенчались. Узнав об этом, враги больше не подходили к храму, а новгородцы, напротив, могли спастись в нем.

Во время Октябрьской революции (1917 г.) икона была перенесена в Новгородский музей, в период Великой Отечественной войны - эвакуирована, а после - возвращена в музей-заповедник. И, наконец, в 1991 году Новгородская епархия отстояла спасительный образ. В в сопровождении удивительного небесного явления - радуги вокруг купола храма - была перенесена икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает святой лик отдельным людям и с какими просьбами можно к нему обращаться?

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Чудотворные списки

История иконописи знает несколько списков или копий, сделанных на основе иконы Богородицы «Знамение». Они находятся в России и за пределами ее. Наименования их соответствуют месту нахождения образов: Абалакская, Курская, Вологодская, Павловская, Соловецкая, Царскосельская и др. Все они обладают святой силой и демонстрируют чудеса, как и оригинальная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает образ христианам? В первую очередь обрести веру.

С этой целью осенью 2009 года состоялась «Православная экспедиция» - облет иконы на космическом корабле вокруг Земли. В ходе проекта было совершено 176 витков. Разрешение и благословение на такой крестный ход было получено от самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» , то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо» .

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19) , и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время , а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия .

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном . То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий , в люнетах над входом в храм , в конхах апсид . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию» , сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины» . Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» .

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова .

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.


Цит. по: Смирнова Э.С . Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

error: Content is protected !!