Памятник как социокультурный феномен. Духовные памятники прошлого Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования - с целью впечатлить будущее поколение или преследуя более практическую цель. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Но не все из этого является культурным наследием.

Культурное наследие - это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.

Т. М. Миронова противопоставляет понятия «памятник» и «объекты культурного наследия». По ее мнению, само слово «памятник» означает какой-то предмет для хранения памяти. В то время как объекты культурного наследия обретены нами не просто для хранения, а для деятельного отношения к ним, осознания их ценности для сегодняшнего дня в ходе современной интерпретации.

Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

  1. Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
  2. Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.

Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.

Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса. Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану. Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.

Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия

1972 год. Принятие Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия».

Самого определения понятию «культурное наследие» данная конвенция не давала, но в ней были перечислены его категории:

  • Памятники культурного наследия - понимаются в широком смысле, сюда относят строения, скульптуры, надписи, пещеры. Памятник - это единица культурного наследия, определяется как конкретный объект, обладающий художественной или научной (исторической) ценностью. Но в то же время преодолевается изолированность памятников одного от другого, поскольку предполагается их взаимосвязь между собой и их связь со средой. Совокупность памятников формирует предметный мир культуры.
  • Ансамбли, к которым причисляют архитектурные комплексы.
  • Достопримечательные места: созданные человеком или им же, но еще и при значимом участии природы.

Значение данной конвенции заключается в следующем:

  • реализация комплексного подхода в оценке взаимосвязей культурного и природного наследия;
  • к охраняемым была добавлена новая группа объектов (достопримечательные места);
  • были даны ориентиры для включения объектов наследия в хозяйственную деятельность и использования их для реализации практических целей.

1992 год. Ла Петит-Пьер. Пересмотр Руководства по выполнению Конвенции 1972-го года. В Конвенции говорилось об созданных и природой, и человеком. Но совершенно не была предусмотрена процедура их идентификации, отбора. В исправление этого международные эксперты сформулировали и включили в руководство понятие «культурный ландшафт», что привело к корректировке культурных критериев. Для присвоения статуса культурного ландшафта территория, помимо всемирно признанной ценности, должна еще быть репрезентативна региону и иллюстрировать его исключительность. Таким образом, была введена новая категория культурного наследия.

1999 год. Внесение поправок в Руководство по выполнению Конвенции 1972-го года.
Содержанием поправок было подробное определение понятия «культурный ландшафт», а также характеристика его видов. К ним были отнесены:

  1. Созданные человеком ландшафты.
  2. Естественно развивающиеся ландшафты.
  3. Ассоциативные ландшафты.

Критерии культурного ландшафта:

  • всеобще признанная выдающаяся ценность территории;
  • аутентичность местности;
  • целостность ландшафта.

2001 год. Конференция ЮНЕСКО, в ходе которой было сформулировано новое понятие. Нематериальное культурное наследие - это особые процессы в человеческой деятельности и творчестве, способствующие возникновению чувства преемственности у различных обществ и поддержанию самобытности их культур. Тогда же были выделены его виды:

  • воплощенные в материале традиционные формы быта и культурной жизни;
  • формы выражения, не представленные физически (сам язык, устно передаваемые предания, песни и музыка);
  • смысловая составляющая материального культурного наследия, являющаяся результатом его интерпретации.

2003 год. Париж. Принятие ЮНЕСКО Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия». Необходимость данного мероприятия была продиктована неполнотой Конвенции 1972 года, а именно отсутствием даже упоминания в документе духовных ценностей в числе объектов Всемирного наследия.

Препятствия на пути сохранения культурного наследия

  1. Представители разных слоев общества имеют противоположные взгляды на целесообразность сохранения того или иного наследия прошлого. Историк видит перед собой образец викторианской архитектуры, нуждающийся в реставрации. Предприниматель видит ветхое здание, которое необходимо снести и использовать освободившийся участок земли для постройки супермаркета.
  2. Не разработаны общепринятые критерии научной или художественной ценности объекта, то есть какие объекты следует отнести к культурному наследию, а какие таковыми не являются.
  3. При благоприятном разрешении первых двух вопросов (то есть объект решили сохранить и за ним признали ценность) возникает дилемма выбора способов сохранения культурного наследия.

Значение культурного наследия в формировании исторического сознания

В изменчивой повседневности современный человек все явственнее ощущает потребность в причастности к чему-то непреходящему. Идентифицировать себя с чем-то извечным, изначальным - значит обрести чувство стабильности, определенности, уверенности.

Таким целям служит культивация исторического сознания - особого психологического образования, позволяющего личности приобщиться к социальной памяти своего народа и других культур, а также перерабатывать и транслировать историческую событийно-национальную информацию. Формирование исторического сознания возможно только в опоре на историческую память. Субстратами являются музеи, библиотеки и архивы. Н.Ф. Федоров называет музей «общей памятью», противостоящей духовной смерти.

Приоритеты развития исторического сознания

  1. Усвоение понятия исторического времени - культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
  2. Осознание перменчивости ценностных ориентиров - знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
  3. Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.

Использование объектов культурного наследия в социальном планировании

Культурное наследие - это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. давно обсуждалось, но практическая реализация началась только во второй половине двадцатого века. Передовыми странами здесь выступили Америка, Испания, Австралия. Образцом данного подхода может быть проект Colorado-2000. Это план развития одноименного штата Америки. В основу развития был положен процесс сохранения культурного наследия Колорадо. Доступ к участию в программе был открыт для всех, что в результате позволило задействовать в этом процессе представителей всех слоев колорадского общества. Эксперты и непрофессионалы, госучреждения и корпорации и мелкие фирмы - их объединенные усилия были направлены на воплощение программы развития Колорадо на базе раскрытия его исторической уникальности. Данные проекты позволяют участникам ощутить себя в качестве носителей аутентичной культуры родных земель, ощутить вклад каждого в сохранение и презентацию миру наследия своего края.

Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

В современном мире коммуникативные границы между обществами стираются, и под угрозой оказываются самобытные которым сложно конкурировать за внимание с массовыми явлениями.

Так возникает необходимость воспитывать в людях гордость за наследие своего народа, привлекать их к сохранению региональных памятников. В то же время следует формировать уважение к самобытности других народов и стран. Все это призвано противостоять глобализации и утрате идентичности

Когда народ Израильский пересек Иордан для того, чтобы войти в обетованную землю, Бог дал Иисусу Навину следующее повеление: "Возьмите себе из народа 12 человек... ночевать в эту ночь" (Иисус Нав. 4:2-3). Эти камни должны были стать для народа Израильского символом или знамением (знаком). Далее Иисус Навин пояснил: "Когда спросят вас в последующее время... памятником навек" (Иисус Нав. 4:6-7).

Эти камни должны были напомнить о тех великих делах, которые Бог сотворил со Своим народом. Есть много других случаев, когда люди строили жертвенники или собирали вместе камни в память о важных встречах с Богом.

Выберем ОДНОГО из нижеперечисленных героев.

Сделай отметку слева от его имени. Прочитай о встрече выбранного тобою героя с Богом. Потом ответь на нижеперечисленные вопросы:

􀁔 НОЙ - Быт. 6-8

􀁔 МОИСЕЙ - Исх. 17:8-16 или 24:1-11

􀁔 АВРАМ - Быт. 12:1-8 или 13:1-18

􀁔 ИИСУС НАВИН - Иисус Нав. 3:5-4:9

􀁔 ИСААК - Быт. 26:17-25

􀁔 ГЕДЕОН - Суд. 6:11-24

􀁔 ИАКОВ - Быт. 28:10-22 и 35:1-7

􀁔 САМУИЛ - 1 Царств. 7:1-13

1. Коротко опиши встречу этого человека с Богом. Что делал Бог?

2. Почему, по твоему мнению, герой воздвиг жертвенник или собрал камни для памятника?

3. Какое в этом случае особое имя дано Богу или жертвеннику (памятнику)?

Люди Ветхого Завета часто воздвигали жертвенники или складывали камни в знак памяти о своей встрече с Богом. Такие места, как Вефиль ("дом Бога"), стали памятниками великих дел Богасреди Своего народа. Моисей назвал жертвенник "Господь – знамя мое", а Самуил назвал камень "Авен-Езер", сказав "До сего места помог нам Господь" (1 Царств. 7:12). Эти камни становились материальными знаками великих духовных встреч с Богом. Они должны были помочь людям рассказывать своим детям о том, что сотворил Бог для Своего народа.

ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ БОГА

Бог последовательно действует для достижения Своих святых целей. Все, что делалось в прошлом, делалось с учетом целей Царства Небесного. Все, что делается в настоящем, связано с прошлым и делается с учетом тех же целей Небесного царства.

Каждое действие Бога строится на Его прошлых действиях и с целью на будущее.

Бог, обратившись к Аврааму, начал создавать для Себя народ (Быт. 12). Исаак видел Божью точку зрения, когда Бог обратился к нему и напомнил о взаимоотношениях, которые Он имел с Авраамом, его отцом (Быт. 26:24). Иакову Бог представился как Бог Авраама и Исаака (Быт. 28:1-30). Когда Бог пришел к Моисею, Он показал ему Свой взгляд на то, как Он действовал на протяжении истории. Он представился Моисею как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6-10). Для каждого нового шага выполнения Своего божественного плана Бог призывал человека. Чтобы этот человек мог видеть глазами Бога то, что Он делает, Бог часто во время первого общения напоминал ему о Своих действиях в прошлом.

Во Второзаконии Моисей вспоминает все, что Бог совершил с Израилем. Бог готовил народ к переселению в обетованную землю.

Он хотел, чтобы народ, прежде чем сделать следующий шаг, видел то, что уже произошло в прошлом. В 29 гл. Второзакония Моисей кратко пересказывает историю народа. В этот момент, когда осуществлялось обновление завета, Моисей хотел напомнить народу о том, что они должны быть верными Богу. Шла подготовка народа к смене лидера (Иисус Навин на место Моисея) и к входу в обетованную землю. Народу нужно было увидеть этот новый шаг глазами Бога. Людям нужно было увидеть, что этот шаг

соответствует всему тому, что Бог уже сделал.

На схеме, приведенной на 3 странице обложки, цели и намерения Бога изображены стрелкой в верхней части рисунка.

Посмотри, какую точку зрения Бог показал Моисею, когда обратился к нему у горящего куста в 3 главе книги Исход. В этом упражнении:

Напиши ПРОШЛОЕ там, где Бог говорит о том, что делал с народом в прошлом.

Напиши НАСТОЯЩЕЕ перед теми пунктами, где Бог говорит о Своей деятельности в момент Его

Обращения к Моисею.

Напиши БУДУЩЕЕ там, где Бог говорит о том, что намерен делать в будущем.

1. "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" (стих 6).

2. "Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его" (стих 7).

3. "Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян" (стихи 7-8).

4. "Итак, пойди. Я пошлю тебя к Фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (стих 10).

5. "Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда

ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение на этой горе" (стих 12).

6. "Я выведу вас от угнетения Египетского... в землю, где течет молокои мед" (стих 17).

7. "И дам народу сему милость в глазах Египтян, и когда пойдете, пойдете не с пустыми руками... и оберете Египтян (стихи 21-22).

Теперь видишь, как Бог поступил с Моисеем? Он помог Моисею увидеть свое призвание с Его точки зрения.

Бог работал с Авраамом, Исааком, Иаковом и даже с отцом Моисея, чтобы создать для Себя новый народ.

Бог обещал Аврааму, что выведет народ из рабства и даст им обетованную землю.

Бог наблюдал за ними в Египте.

Теперь Он готов ответить на их вопли.

Бог избрал Моисея для того, чтобы привлечь его для исполнения Своих Божественных намерений в отношении Израиля. Моисея Он желал использовать для того, чтобы освободить Израильтян от рабства в Египте и в то же время обобрать Египет.

Если Моисей будет послушен, Бог приведет его на это же место для поклонения. Это поклонение должно стать для Моисея знамением того, что Бог послал его.

Пункты 1 - 2 и 6 - прошлое . Пункты 3 и 4 - настоящее . Пункты 5 и 7 - будущее .

Бог хочет привлечь тебя к выполнению Своих целей. Бог действует во всем мире (Иоан. 5:17). Он трудится в твоей жизни со дня твоего рождения. По Своему замыслу Он действовал даже до твоего рождения. Бог сказал через пророка Иеремию: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя... поставил те-

бя" (Иер. 1:5). Когда Бог подготавливал для тебя новую ступень или новое направление твоей жизни, они связаны с тем, что до сих пор Он делал в твоей жизни. У Него нет внезапных отклонений от маршрута или бессмысленных "объездов". Он всегда видит перед собою Свои Божественные цели, когда определенным образом формирует твой характер.

ДУХОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Я убедился, насколько полезно устанавливать в жизни "духовные памятники". После каждой моей встречи с Богом, когда Он призывал меня или менял направление моей жизни, я мысленно строил на этом месте духовный памятник. Духовные памятники напоминали мне о времени перемен, принятия решений, изменения направления движения, когда я ясно сознавал, что Бог вел меня. По прошествии времени я мог оглянуться на эти памятники, чтобы снова увидеть, как Бог неизменно направлял мою жизнь в соответствии с Его божественными планами.

Я обращаюсь к этим духовным памятникам, когда мне необходимо принять решение о выборе верного направления, указанного Богом. Перед тем, как предпринять следующий шаг, я размышляю о том, насколько он логически связан со всей деятельностью Бога в моей жизни. Это помогает мне видеть мое прошлое и будущее глазами Бога. После этого я рассматриваю все возможные варианты действий. Рассматриваю, чтобы определить, какой из них является продолжением того, что Бог уже сотворил в моей жизни. Очень часто такой вариант действий находится. Если ни один из вариантов не показался мне связанным с тем, что в настоящее время Бог уже творит вокруг меня, я продолжаю молиться и ждать руководства Бога. Когда обстоятельства не согласуются с тем, что Бог говорит через Библию и молитву, я делаю вывод, что еще не настало определенное Богом время. Тогда я жду, когда Бог укажет Свое время.

Дай свое определение "духовным памятникам". Используя предыдущий абзац, опиши своими словами, каким образом духовные памятники могут оказать помощь при определении Божьих направлений в момент принятия решений.

Видишь ли ты пользу в "духовных памятниках"? В чем их польза для тебя?

Однажды мне предложили поехать в Дирекцию Местных Миссий, чтобы работать в области молитвы и духовного пробуждения. Я никогда не делал ничего подобного. Только один Бог мог открыть мне, является ли это дело частью Его божественных намерений или нет. Тогда я обратился к своим духовным памятникам, чтобы принять решение, взглянув на него Божьими глазами.

Родом я из Англии, где некоторые члены моей семьи заканчивали Колледж Сперджена в то время, когда Сперджен проповедовал в Англии. Сам я вырос в Канаде, в городке, где не было евангельских верующих. Мой отец служил вольнонаемным пастором, помогая в деле организации миссии в том городе. Еще в

подростковом возрасте я начал ощущать растущее беспокойство о городках по всей Канаде, в которых не было евангельских церквей. В 1958 году, когда я еще учился в семинарии, Бог вселил в меня уверенность, что Он любит мой народ, и что Он готов провести великое духовное пробуждение по всей стране. Когда я

принял зов Бога отправиться пастором в Саскатун, Бог, чтобы подтвердить мое призвание, использовал план духовного пробуждения. Ты об этом прочитаешь в 11 разделе; духовное пробуждение, которое началось в этом месте, потом распространилось п всей Канаде в начале семидесятых.

В 1988 году мне позвонил Боб Гамблин из Дирекции Местных Миссий. Он сказал: "Генри, мы долго молились о том, чтобы Бог послал человека, который бы возглавил молитвенное служение о духовном пробуждении. Более двух лет мы искали человека на эту должность. Не хотел бы ты приехать, чтобы возглавить Южную Баптистскую конвенцию в деле духовного пробуждения?"

Когда я стал анализировать, каким образом Бог действует в моей жизни (я стал оглядываться на свои духовные памятники), я заметил, что духовное пробуждение является важным элементом, сопровождающим мое служение. Я ответил Бобу: "Ты мог бы просить меня о чем угодно, но я никогда бы не стал даже молиться о деле, для которого я должен покинуть Канаду, за исключением одного - духовное пробуждение. Я чувствую, что духовное пробуждение, подобно глубокому потоку, влечет меня всю жизнь, начиная с подросткового возраста, и особенно сильно с 1958 года". После долгих молитв, подтвержденных Словом и мнением других верующих, я принял должность в Дирекции Местных Миссий. Бог не изменил направление моей жизни, Он лишь направил меня к тому, что Он делал на всем ее протяжении.

Найди духовные знаки в своей жизни. Определи свои духовные памятники. Они могут быть связаны с твоим происхождением, это может быть время твоего покаяния, время принятия важных решений, касающихся твоего будущего и т.д. Вспомни, когда в твоей жизни происходили изменения, принимались решения или направления и ты ясно чувствовал, что Бог ведет тебя. Возьми отдельный лист бумаги или записную книжку и начни составлять список. Начни сегодня, но не думай, что ты должен в один день дать исчерпывающий ответ. Дополняй этот список, когда ты молишься и размышляешь о действиях Бога в твоей жизни. На этой неделе у тебя будет возможность рассказать о некоторых твоих духовных памятниках в своей группе.

Проанализируй сегодняшний урок. Попроси Бога открыть тебе одну или несколько истин, которые ты должен понять, изучить и применить на практике. Затем ответь на следующие вопросы:

Какая истина (или место Писания) из прочитанного сегодня была для тебя самой важной?

Перефразируй истину или место Писания в ответную молитву к Богу.

Каким образом ты должен отреагировать на то, что ты сегодня изучил?

ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ УРОКА

Часто во время принятия решения сложность состоит не в том,чтобы выбирать между хорошим и плохим, а в том, чтобы выбрать между хорошим и наилучшим.

Два слова из лексикона христианина никогда не должны стоять рядом: Нет, Господи.

Бог при достижении Своих святых целей всегда действует последовательно.

Когда Бог ведет меня к новому шагу или указывает мне новое направление Своей деятельности, они всегда связаны с тем, что Он до сих пор делал в моей жизни.

Духовные памятники означают время перемен, принятия решений, изменений, когда я точно уверен, что Бог ведет меня.

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла -бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа-узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Памятники природы

Это создания живой и неживой природы - пещеры, водопады, утесы, гейзеры, геологические обнажения, валуны, отдельные деревья или рощи, долины, луга и природные объекты, имеющие научную, учебно-просветительную, историческую или культурную ценность.
Много в нашей стране замечательных пещер. Мировую известность имеет Кунгурская ледяная пещера карстового происхождения на Урале, в которой более 100 гротов. В другой уральской пещере - Каповой - открыты наскальные рисунки человека каменного века. Более 120 пещер и гротов известно в Прибайкалье, много их в Крыму, в горах Средней Азии, на Кавказе; в некоторых из них жили доисторические люди.
Объявлены памятниками природы группа грязевых вулканов Восточного Крыма, гранитный останец «Чертово Городище», окаменевшие следы динозавра близ г. Кутаиси.
К уникальным природным объектам относятся также некоторые места обитания редких растений или животных. Например, на «Галичьей Горе», на берегу Дона, обитают своеобразные растительные сообщества; здесь выходят на поверхность девонские известняки (возрастом около 400 млн. лет) и создались особые геохимические условия.

Памятники материальной и духовной культуры

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.
Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.
Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства.
К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры, интересно знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и две-рей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.
Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти и т. д.
Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

Невероятные факты

На протяжении всей истории цивилизации возводили религиозные памятники в честь своих богов. К сожалению, далеко не все святые творения прошлого дожили до наших дней. От многих остались только руины, другие были разрушены во время многочисленных войн.

Ани, который иногда называют "городом 1001 церкви", является ярким примером и того, и другого. Город, который сейчас находится в пределах границ Турции, был когда-то процветающей метрополией. Христиане собирались в шумном городе для того, чтобы посетить его многочисленные церкви, памятники, монастыри и гробницы. Ани процветал на протяжении нескольких веков, но с течением времени, войны постепенно начали уничтожать его. Землетрясение, которое произошло в 1319 году, опустошило город, и, несмотря на то, что все же небольшое количество населения осталось там, город теперь очень пустынный и медленно рушится.

Но многим религиозным памятникам повезло больше, поэтому в ниже представленном списке мы рассмотрим некоторые из наиболее захватывающих произведений искусства, которые сохранились до наших дней.

10. Костехранилище в Седлеце


Костехранилище в Седлеце (Чехия) построено под кладбищем цистерианского монастыря. Когда аббат вернулся с баночкой земли со Святой Земли в 1278 году, кладбище стало популярным местом для захоронений. Позже, когда по Европе прошла Черная Смерть, многие люди совершили паломничество в Седлец, надеясь, в конечном счете, быть похороненными на этом святом месте. К примеру, только в 1318 году около 30000 человек были похоронены в Костнице Седлеца.

В результате стало накапливаться огромное количество тел, причем даже после расширения кладбища оно быстро заполнялось до отказа. В 1400-х годах в центре кладбища была построена церковь, а под ней расположился склеп. Затем, в 1500-х годах один монах начал извлекать кости и перевозить их к склепу. В 1870-х годах Франтишек Ринт (Frantisek Rint), местный резчик по дереву, собрал все кости особым образом (получилось собрать кости около 40000 человек!), и сегодня каждый желающий может посмотреть на них. Используя массивные люстры и великолепные гербы, украшающие могущественные стены, Ринт создал красоту смерти уникальным и незабываемым образом.

9. Пантеон


Маркус Агриппа создал Пантеон для того, чтобы он служил храмом для всех богов и богинь, которым поклонялись в Древнем Риме. Сегодня это одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий из всех, построенных во времена расцвета Римской империи, хотя с тех пор оно и было освещено как христианская церковь. Эта религиозная трансформация и помогла спасти Пантеон от разрушения в Средние века, однако, его структура претерпела некоторые изменения в переходный период. Сейчас все стены и все ниши украшают картины, фрески, скульптуры и статуи.

Тем не менее, архитектура по-прежнему выглядит знакомой: Пантеон послужил прототипом создания многих известных зданий, таких как Базилик Святого Петра в Риме, пантеоны в Лондоне и Париже, Капитолий Соединенных Штатов, Мемориал Джефферсона и других.

8. Храм – комплекс Карнак


Пожалуй, неудивительно, что самый впечатляющий религиозный памятник в мире можно найти в Египте. Карнакский храм – комплекс в Фивах является крупнейшим из когда-либо построенных человеком. Храмы, святыни, часовни и дворцы посвящены различным богам и богиням, но самым ярким цветком комплекса является храм Амона. Также в комплексе вы найдете множество обелисков, резных рельефов и столбцов, священное озеро и каменных сфинксов.

Карнакский комплекс, безусловно, не был построен сразу, большая его часть появилась со временем, потом была разрушена, снова восстановлена и перестроена. Невозможно точно восстановить его первоначальный внешний вид, но, даже осматривая руины, становится понятно, что место было невероятно красивым.

7. Храм Карни Мата


На северо-западе Индии есть особый индуистский храм, почитатели которого могут быть застигнуты врасплох именно теми животными, которые там почитаются. А все потому, что поклоняются там крысам, в общей сложности их там проживает около 20000. Причем люди не только исследуют храм вдоль и поперек, путешествуя по нему, они на самом деле взаимодействуют с крысами самым удивительным образом.

Вы посчитаетесь счастливчиком, если крыса пробежится вам по ногам, однако, самой большой удачей будет тот момент, когда вы увидите знаменитых белых крыс, в целом храме их живет только около пяти особей, поэтому это большая редкость.

Построенный в начале 1900-х годов, храм посвящен Карни Мата, которая, по мнению ее последователей, была воплощением богини Дурги. Легенда несколько отличается в зависимости от местности, где вы ее услышите, однако, в самом простом виде она говорит о том, что Карни Мата заключила сделку с богом смерти Ямой, который пообещал ей, что члены ее клана после смерти реинкарнируют в виде крыс и будут ее охранять в храме до тех пор, пока клан не возродится. А крысы там навечно будут защищены. Заходить в храм в обуви строго запрещается!

6. Храмовая Гора


Нет никаких сомнений в том, что Ближний Восток является координационным центром всех религиозных памятников, а в Иерусалиме больше святых мощей, чем где бы то ни было. Чего только стоит Храмовая Гора: практикующие и ислам, и иудаизм почитают данное место по многим причинам.

Для евреев Храмовая гора – это место, где произошел ряд принципиально важных событий, которые сделали его святыней. Например, евреи верят, что именно в этом месте Бог собирал землю, которую он использовал, когда создавал Адама, именно на этом месте Адам, Каин, Авель, Ной и Авраам делали жертвоприношения Богу, а также это именно то место, где отдыхал царь Соломон.

Мусульмане почитают Авраама, Давида и Соломона как пророков, но это не главная причина их интереса к этому религиозному памятнику. Они полагают, что Мухаммед именно при подъеме из ущелья горы и сформировал образ рая. Храмовая гора является также местом, где расположена мечеть Аль-Акса: одна из старейших и красивейших в мусульманском мире, причем она считается третьим по важности священным местом для молитв.

5. Храм Ягуара


Храм Ягуара часто упоминается как храм №1 или пирамида №1 и является одним из многих впечатляющих храмов майя, расположенных на вершине высокой пирамиды в джунглях Центральной Америки. Расположенный в древнем городе Тикаль (ныне территория Гватемалы), он был построен в качестве гробницы для одного из самых успешных правителей города.

На самом деле в Тикале очень много руин религиозных памятников, поэтому ведущие ученые предполагают, что духовные ритуалы и благочестивые обряды играли фундаментальную роль в древней цивилизации майя. Храмы, святыни, церемониальные платформы и могилы разбросаны по всему поселению Тикаль, помимо Храма Ягуара, там вы найдете Храм Маски и Храм Двуглавого Змея.

4. Ангкор-Ват


На сооружение древнего храма, известного сегодня как Ангкор-Ват, ушло около 30 лет упорного труда, причем судя по развалинам, сохранившимся на сегодняшний день, это время не было потрачено впустую. Это самый большой из храмов метрополии Ангкор (современная Камбоджа), который славится своей архитектурой и прекрасными художественными произведениями искусства.

Подробные сцены из Рамаяна и Махабхарата (священные индуистские тексты) украшают огромные, вырезанные из камня стены храма. Сам храм и большинство фресок были созданы в 12 веке, во время правления короля Сурьявармана II, хотя и в 16 веке было добавлено несколько скульптурных работ более низкого качества. Стены украшают некоторые легендарные исторические сражения, такие как битва Курукшетра и битва Ланки.

3. Великая мечеть Дженне


Первая и настоящая Великая мечеть Дженне в Мали начала "функционировать" в 13 веке, однако, большая часть всей структуры была снесена в 1830-е годы, осталась лишь ее незначительная часть. То, что мы видим сегодня, было достроено в 1906-1907 годах.

Пожалуй, самый интересный факт о мечети – это то, что это самое большое здание в мире, построенное из сырцового кирпича. Может показаться немного странным, что мечеть до сих пор стоит, поскольку свирепые наводнения в сезон дождей, а также колебания температуры и влажности уже давно бы сделали свое дело, если бы не ежегодные заботы о его содержании.

2. Собор Святого Павла


Собор Святого Павла является важной частью Лондона, а также местом постоянного пребывания епископа. Церковь существовала в нескольких воплощениях с момента своего основания в седьмом веке. С тех пор многие важные мероприятия проводились в этом месте, в том числе 80-й день рождения королевы Елизаветы, брак принца Чарльза с леди Дианой, похороны Уинстона Черчилля и т.д.

Однако, во время Второй мировой войны собор «бездействовал». Его несколько раз поражали бомбы, но, к счастью, повреждения были незначительными. Во время одного воздушного военного налета Черчилль выступал защитником памятника: когда бомбы посыпались на город, он сосредоточил большинство ресурсов пожаротушения вокруг собора. Он подчеркнул тогда, что этот религиозный памятник слишком важен для того, чтобы потерять его в пламени, и если он будет потерян, то с ним уйдет и боевой дух страны. Граждане, среди которых было много известных интеллектуалов, художников, историков, вызвались помочь и защищали собор, организуя регулярные дежурства возле него, поэтому, как только возникала угроза пожара, ее сразу же ликвидировали.

1. Монастыри Метеоры


Монастыри Метеоры – это "коллекция" православных греческих монастырей, которые выглядят как птичье гнездо, расположенное на вершине гигантского песчаника. Около тысячи лет назад аскетические отшельники поднялись на вершину этого песчаника и стали первыми людьми, поселившиеся в них. Фактически монастыри были созданы в период между 14-16 веками, причем в случае угрозы монахи были в состоянии с легкостью защитить свои жилища, поскольку единственным способом добраться до них была длинная лестница из веревки. Если монахи видели опасность, они быстро собирали свои лестницы.

Из 24 существовавших монастырей, шесть продолжают функционировать и по сей день. Кроме того, инфраструктурные достижения, в том числе каменные лестницы и мосты, помогли этим местам стать популярным туристическим направлением. Однако, если вы решите отправиться туда, знайте, что там строгий дресс-код: плечи должны быть закрыты, мужчины допускаются только в длинных широких брюках, а женщины в длинных юбках.

error: Content is protected !!