Почему гармошка называется гармошкой. История русской гармони. Покупка подержанной гармони

Никто на этот вопрос точно ответить не может, "науке это не известно". Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии.
Изобретателей гармошки очень много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрел гармошечную планку, а именно - додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был - немец или русский, француз или англичанин - тайна "покрытая мраком".
Академик А.М.Миреку доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец- чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой-- инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя

Гармоника. Но теперь это название,как и "гармошка”, стало в русском языке разговорным.Официальное название этого инструмента - гармонь.
Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими "игрушечными” по тем временам размерами.

Все таки как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!».
По другим источникам зарождение производства русских гармоник приходится на 30-е годы 18 века в Туле с широкой специализацией по отдельным деталям и операциям. За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.
Гармонное производство открылось в одноэтажном доме в Чулковской слободе. Бывшее гармонное подсобное хозяйство вскоре переросло в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» - первую в России. Ее владельцем являлся Т.П. Воронцов. Музыкальные инструменты на ней изготавливались вначале по образцам, завезенным главным образом из австрийской столицы. В 1848 году ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики» отмечала, что на предприятии машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров -10, учеников-3, все вольнонаемные, из русских. Наемные рабочие производили инструменты трех видов: большие, средние и малые, ценой от 15 до 25 копеек за штуку - в зависимости от размеров. В год выпускалось до 6 тысяч гармоник. Впоследствии производство достигло 10 тысяч музыкальных инструментов. Продавались они в Москву. После смерти в 1854 году Тимофея Пименовича гармонная фабрика перешла во владение его сыну Гавриилу. Самоварная фабрика досталась другому сыну - Акиму. Впоследствии братья поменялись фабриками. Третий сын - Иван был московским купцом первой гильдии. В 1920 году бывшая гармонная фабрика А.А. Воронцова отошла в ведение патронного завода. В фабричных зданиях разместились детские сады. Жилой двухэтажный дом, построенный для семьи Алексеем Акимовичем на ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса, 128) был передан под общежитие. Он единственный сохранился из всех построек, правда, в измененном виде. Его первый этаж по самые окна ушел в землю, а великолепный декор во многих местах оказался сильно поврежден. Воронцовский дом уже не выделяется своей красотой и величественным видом на фоне соседей, как в былые времена.
В конце прошлого века на краю улицы Штыковой в Чулково появилась новая гармонная фабрика. Ее открыл в 1880 году Леонтий Алексеевич Чулков, живший вместе с шестью сыновьями на соседней улице Замочной. Она была небольшой, но по техническому оснащению с ней в нашем городе не могло сравниться, ни одно предприятие. На выставке гармоней, состоявшейся в Туле в 1888 году, изделия этой мастерской настолько поразили великого князя Михаила Михайловича, что он распорядился тот час в его присутствии наградить Леонтия Алексеевича золотой медалью. В 1907 году его сын -Геннадий Леонтьевич Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которой при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, что делало звучание басов более насыщенным. На это свое изобретение он получил патентное свидетельство. До настоящего времени механика Г.Л. Чулкова применяется во всех венских гармониках, что является особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых ,

которая в основном специализировалась на выпуске двух - и трехрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов. Они сначала работали на оружейном заводе, а по вечерам и в воскресные дни, чтобы получить дополнительный приработок, занимались изготовлением гармоник. Первое время кустари делали простые пятиклапанки. Их гармоники отличались хорошим звуком и красивой отделкой, поэтому сбывались легко. На киселевскую фабрику Н.И. Белобородов привез венскую гармонь, где она с его помощью была переделана в двухрядную с русским строем и стала способна играть русские мелодии. В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме. В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. Он приехал в Тулу и заключил с братьями сделку на поставку киселевских гармоник на большую сумму. Его заказ позволил тулякам развернуть производство своих голосистых певуней. На деньги, скопленные матерью за счет мелкой торговли, авансы московского торговца братья в 1890 году построили на улице Веневской двухэтажный дом, где располагалась гармонная фабрика. Она находилась в большом деревянном доме, который украшала затейливая резьба. Но особый шик ему придавали ажурные парапетные решетки и непривычные для туляков цветочные вазоны. На гармонной фабрике трудились наемные рабочие, но привлекались также кустари, занимавшиеся на дому изготовлением отдельных деталей. На нее сманивались лучшие тульские мастера. Здесь работали Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай и Дмитрий Грязновы и многие другие местные умельцы. Все они были вынуждены отказаться от кустарного труда из-за того, что их собственные мастерские не выдерживали конкуренции с отлично налаженным производством. Им поручалось выполнять наиболее сложные операции, трудиться над сборкой отдельных узлов. Киселевская фабрика в основном специализировалась на выпуске пользовавшихся особенно большим спросом двух и трехрядных венских гармоник русского строя -сокращенно «венок», и добилась значительных успехов. Скопив средств, братья в начале ХХ века расширили ассортимент язычковых музыкальных инструментов. Их фабрика занимала ведущее положение по производству гармоник и баянов в России, конкурируя на мировом рынке.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух - и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905 - 1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматические гармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы”. В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г.Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является еще одной художественно - стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально - художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин

возможности , он предложил мастеру Л.А. Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр. В одной из комнат

экземпляр изобретенной им хроматической гармоники, сделанной руками

Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по -прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре.
Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.
"Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в начале 90-х из участников

Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В

начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам. Впоследствии гармонь с хроматическим строем

"баяном”. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей - гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано
производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик. Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсом гармонистов была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник. Качество выпускаемой продукции и ее художественно-стилевые особенности отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!” И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония” было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России. ООО «Тульская Гармонь» - один из крупнейших российских производителей баянов и гармоней. Предприятие осуществляет производство язычковых музыкальных инструментов любых игровых возможностей, а также металлодеталей для гармоник, баянов, пианино и аккордеонов.
В двухсотлетней истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь -от игрушки, издававшей один аккорд, до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла.
В 30-х годах ХХ века была создана первая гармонная фабрика (артель); в 70-х годах XX века предприятие, имевшее тогда название «Производственное объединение «Мелодия», выпускало около 110 тысяч баянов в год.

В 2000 году объединение было выкуплено компанией OST WEST CORPORATION и зарегистрировано как ООО «Тульская Гармонь». Материальные вложения и грамотная политика руководства OWK позволили предприятию значительно увеличить объемы производства.
В настоящее время, благодаря постоянному совершенствованию производственного процесса, ассортимент выпускаемых ООО «Тульская Гармонь» музыкальных инструментов, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, расширился в четыре раза. Сегодня предприятие выпускает около трех тысяч музыкальных инструментов в год, которые звучат в профессиональных и самодеятельных оркестрах, музыкальных учреждениях, в руках музыкантов-виртуозов. Среди заказчиков ООО

«Тульская Гармонь» -ансамбль «Россия» ,

Хор Пятницкого ,

и многие другие.
Одним из важнейших направлений развития предприятия является подготовка и повышение квалификации его работников. На сегодняшний день ООО «Тульская Гармонь» -одно из немногих российских предприятий, готовящих мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. В 1994 году ОАО «Мелодия» было награждено в Мехико Международной бриллиантовой

национального института маркетинга предприятие было еще раз отмечено столь высокой наградой. В 1997 году «Мелодия» удостоилась в Швейцарии международной награды «Эртсмейкер» в номинации «За сохранение и развитие интеллектуального кадрового потенциала предприятия в период

награды в номинации «За мудрость и гибкость политики управления». В 1998 году в Мадриде ОАО «Мелодия» удостоено международной награды за качество выпускаемой продукции «Платиновая звезда», а в 1999 году в Париже награждено ХШ Международным призом Европы «За качество». В областном конкурсе 2004 и 2007 годах «Флагман малого бизнеса» ООО «Тульская Гармонь» стало победителем в номинации «Лучшее предприятие года в сфере народных промыслов и ремесел». Предприятие является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Достойно продолжает традиции славных тульских мастеров работники ООО «Тульская Гармонь», в цехах которой создаются новые образцы тульских баянов, отвечающие самым современным исполнительским требованиям, такие, как баяны «Русич», «Русь», «Мир», «Тула» и др.

Как устроена гармошка?
Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд напланочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках(правая или левая), которые соединены между собой мехами. Меха имеют свойство складываться с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.
Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки. Губная гармошка является прадедушкой современной гармони..

Вслушайтесь в ее звучание

Основные сведения

(гармошка)- клавишно-пневматический с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Происхождение, история

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Устройство

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12-15 кнопок, а на левой - три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Видео: Гармонь на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

- «ГАРМОНЬ», СССР, Межрабпомфильм, 1934, ч/б, 66 мин. Музыкальная комедия. По одноименной поэме Александра Жарова. Первый отечественный музыкальный фильм был поставлен по поэме Александра Жарова. Часть поэзии в те времена стала как бы родом… … Энциклопедия кино

Черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Словарь русских синонимов. гармонь сущ., кол во синонимов: 11 гармоника (14) … Словарь синонимов

ГАРМОНЬ, гармони, жен. (прост.). То же, что гармоника в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГАРМОНЬ, и, жен. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.). | прил. гармонный, ая, ое. Гармонная фабрика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ГАРМОНЬ - Клавишно пневматический музыкальный инструмент со складчатыми раздвижными мехами, соединенными с клавиатурой. Гармонь была заимствована в Россию из Западной Европы в первой половине XIX в. и вскоре стала одним из самых любимых народных… … Лингвострановедческий словарь

Взять на гармонь кого. Жарг. угол. Совершить убийство, воспользовавшись шумом в толпе, в поезде. Хом. 1, 168. Гармонь играет. Жарг. угол. Собака лает. ББИ, 54; Балдаев 1, 85; ТСУЖ, 75. /i> Гармонь собака. Большой, а без гармоньи. Яросл. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

гармонь - и, ж., разг. Язычковый музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с двумя клавиатурами по бокам. Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи (Галин). Синонимы: гармо/ника, гармо/ния… … Популярный словарь русского языка

гармонь - Искон. Образовано путем аббревиации на основе гармоника, заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Harmonika «гармонь» усвоено из англ. яз., в котором оно является неологизмом Б. Франклина, изобретшего этот музыкальный инструмент, на базе греч.… … Этимологический словарь русского языка

И; ж. Клавишно пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. *… … Энциклопедический словарь

гармонь - ГАРМОНЬ, и, ж То же, что гармоника. … В Огаркове уже гуляют вовсю, гармонь играет, девки… по улице идут, поют (В. Белов) … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Иван Кашпуров. Стихи , Иван Кашпуров. В сборник вошли стихотворения, написанные И. Кашпуровым с 1948 по 1982 год, а также поэмы "Апрель", "Аппассионата", "Андреев", "Поэма про гармонь" и…
  • И поет мне в землянке гармонь. Сборник песен , . В сборник вошли любимые песни старшего поколения наших читателей. Открывает книгу раздел "По долинам и по взгорьям", который состоит из песен гражданской войны и 20-хгодов. Второй и самый…

Человеку,заинтересовавшемуся гармонью,как музыкальным инструментом, и принявшему решение учиться играть на ней,обязательно приходит в голову закономерный вопрос: где, а главное- какую купить гармонь?

Попытаемся сегодня рассмотреть этот вопрос поподробнее(тут хочу сделать небольшую оговорку: речь пойдёт о гармонях-хромках , наиболее популярных и распространённых в наше время).

Вариантов, на сегодняшний день, я считаю, достаточно. В первую очередь, конечно, нужно определиться с суммой, которую вы готовы потратить на покупку, так как разброс цен здесь довольно большой. Всё зависит от того, где и что покупать. Рассмотрим возможные варианты.

Покупка подержанной гармони

Купить не новую, но в приличном состоянии можно, в первую очередь, через сайты бесплатных объявлений. Там очень часто появляются довольно «вкусные» предложения. Цены там начинаются, грубо говоря, от 500 рублей за громоздкие «Беларуси» и им подобные инструменты, до 50000 рублей и выше-за мастеровые гармони в различном состоянии.Конечно, есть и некие «экстремальные» предложения на этих сайтах: например, когда ту же «Беларусь» предлагают за 30000 рублей(!) или отличную мастеровую гармонь ручной работы-за 10000, а то и меньше.

Во втором случае, это будет замечательным вариантом гармони, если инструмент окажется в нормальном рабочем состоянии(чтобы не кусать потом локти, читайте, как проверить гармонь при покупке), так как учиться играть на таком инструменте-одно удовольствие.

Но это был бы слишком идеальный вариант(хотя и вполне возможный, если продавец плохо разбирается в этом деле), чтобы на полном серьёзе рассчитывать на него. В большинстве случаев довольствоваться придётся «Чайками», «Маричками» и прочими гармонями фабричного производства ещё советских времён.

Из всего множества вариантов, которые там предлагаются, советую обратить особое внимание на гармони 50-х-60-х годов, типа Шуйских и Тульских, которые звучат поприятнее, благодаря использованию древесины,а не дюраля и пластика как материала для изготовления голосовой части(дека, резонаторы). Вот, например,как звучит Тульская гармонь тех лет:

Ну, если подобных вариантов вам не подвернулось, то берите более поздние «Чайки» и «Тульские». Из Тульских довольно неплохие отзывы имеет «Тульская 301», которая считается среди гармонистов, пожалуй,самой удачной по своим звуковым качествам из серийно выпускаемых, но встречается нечасто.

На «Шуйской гармони» утверждают, что «сборку и настройку своих баянов и гармоней они проводят, не прибегая к приемам массового производства, т.е. вручную, благодаря чему каждый инструмент имеет свое яркое и выразительное звучание, свое «лицо». Наверное это действительно так, если вспомнить,что инструменты они сейчас делают, в основном, на заказ.

Также стоит упомянуть о гармони «Тройка» — собственной разработке компании ООО «Бастон»,которая является официальным дистрибьютором таких производителей музыкальных инструментов, как «Weltmeister» (Германия), «ОВК Мелодия» (Россия), «Шуйская гармонь» (Россия), «Баянофф» (Россия), АККО (Россия), «Pearl River» (Китай), «Fantini» (Италия).

Напоследок скажу: на мой взгляд, лучший вариант гармони, к которому нужно стремиться — это мастеровые цельнопланочные инструменты, имеющие очень яркое и выразительное звучание(нижегородские, кирилловские, вятские) и сделанные с душой, когда мастер вкладывается в каждую деталь, в каждую мелочь, а не абы как.

Вот, в целом, и всё, из чего сегодня можно выбирать желающему купить гармонь.

Сергей Акимов(актуально на момент 2011 года)

Гармонь, или гармошка - это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах .


Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).


Гармонь - один из любимых музыкальных инструментов русского народа.


Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.


ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.


1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Схема нот на гармони хромка 25x25.



Аккорды на гармони хромка 25x25:

Правая сторона мелодии:

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.


ТУЛЬСКАЯ ОДНОРЯДКА: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗВУК НЕ ОДИНАКОВ, КОГДА МЕХА РАСТЯГИВАЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них - количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.


ЕЛЕЦКАЯ ГАРМОНЬ: ГАРМОНЬ-ПОЛУАККОРДЕОН?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента - Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным - великолепные музыкальные и технические возможности.


ЧЕРЕПАШКА: ЛЮБИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ГАРМОШЕК

Главная особенность инструмента - компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони - диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.


Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.


Тульская хроматическая гармоника - гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.


Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!


error: Content is protected !!