Подробное сообщение о и репин. Илья Репин. Биография. Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Имя великого художника Ильи Репина знакомо чуть ли не каждому. В его честь названо множество музеев, улиц и галерей. Отдельного внимания заслуживает В ней наиболее четко и ярко описаны самые важные события в жизни великого мастера.

Детство и юность

Репин Илья Ефимович родился 5 августа 1844 года на территории современной Украины. Будущий художник появился на свет в небольшом городке Чугуеве на Харьковщине. Отцом Ильи Репина был военный поселенец.

Мальчик рано начал увлекаться искусством. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Наставником Репина был иконописец и портретист Иван Михайлович Бунаков, который тоже проживал в Чугуеве. Как позже признавался сам художник, учитель возымел колоссальное влияние на формирование его стиля. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном».

Уже с самого начала своей творческой деятельности Репин получает хорошие отзывы о творчестве. Его картины пользуются большой популярностью в его родной округе. Желая развиваться и дальше, молодой живописец принимает важное в жизни решение попытать счастья в Петербурге. В этом славном городе на Неве и имеет свое продолжение краткая биография Репина.

Учеба и признание

В 1863 году удача улыбается талантливому художнику, и Илья Ефимович поступает в Академию художеств. Там мастер показывает недюжинные творческие способности, чем завоевывает уважение коллег и наставников. Среди известных учителей Репина был и Рудольф Казимирович Жуковский.

Уже спустя недолгих шесть лет молодой художник получает свою первую награду, чем и значится краткая биография Репина. Это была Малая за написанную им картину «Иов и его друзья».

Поиски в творчестве

С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен - «Бурлаки на Волге». Этот холст писался целых три года и возымел огромное значение для тогдашней культурной и политической жизни. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Ведь картина просто поражает своей неподдельной искренностью, тщательной технической проработкой мельчайших деталей и трудоемкой прорисовкой всех действующих лиц.

В скором времени Репин получает следующую важную для него награду. В 1870 году художнику вручили Большую золотую медаль. На этот раз выбор критиков пал на большое полотно под названием «Воскрешение дочери Иаира». Эта работа стала знаковой для мастера, поскольку, помимо признания на Родине, он получил возможность попробовать свои силы в учебе и творчестве на просторах Европы. Его уже ждала солнечная Италия и Франция, куда и отправился Репин. Художник продолжает совершенствовать свои навыки.

Культурное наследие

Одной из наиболее ярких работ в творчестве Репина стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первые наброски мастер сделал в 1878 году. Трудился же над полотном Илья Ефимович в течение долгих десяти лет.

Стоит отметить, что, помимо творческой деятельности, Репин успешно занимался и педагогической. Так, с 1893 года он занял почетное место в Академии художеств. Позже мастер руководил мастерской. Вершиной его преподавательской деятельности стала должность ректора Академии.

Интересно, что художник был дважды женат. Со своей второй законной супругой мастер прожил в собственной усадьбе в Финляндии до конца своей жизни.

На этом краткая биография Репина заканчивается, однако каждый может найти для себя что-то новое в его творчестве.

Биография и эпизоды жизни Ильи Репина. Когда родился и умер Илья Репин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника , изображения и видео.

Годы жизни Ильи Репина:

родился 24 июля 1844, умер 29 сентября 1930

Эпитафия

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»
Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью. Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.

Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал. В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.

За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников - Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике. За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина - это личность, яркая и характерная. Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.


Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой - в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.

Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.

Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина - утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург. Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г. Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.
1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.
1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве. Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г. Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г. Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне - институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р. Люксембург (ранее - Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне - Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее - Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее - Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К. Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне - памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.
8. Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне - пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.

Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу. Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.

Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне - Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».

В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма. Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц - пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».

«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».

«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг - быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».


Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв».
Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина

Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало.

Становление творческого пути художника

И. Репин появился на свет в 1844 году под Харьковом, в украинском селе в Чугуево, в семье отставного военного. Родимые места внесли неоценимый вклад в формирование жизненных и творческих впечатлений начинающего художника. Будучи ещё в подростковом возрасте, он обучался топографии в военной школе, а немногим позже брал уроки иконописи у местных мастеров. Илья Репин пронёс любовь к родным местам через всю свою жизнь.

Имея яростное стремление быть живописным мастером, юноша в возрасте 19 лет начал обучение в Петербургской Академии художеств, из которой только выпустилась группа бунтарей под руководством И. Крамского. В 1863 году студенты демонстративно отказались выполнять квалификационное задание на указанную тематику. Это было время пробуждения общественного сознания, студенческих волнений, надежды на будущее, под влиянием которых формировались идеи и взгляды Ильи Ефимовича.

Являясь студентом, Репин посещал творческие «четверговые вечера», на которых яростно увлекался рисованием, чтением новых произведений и обсуждением роли искусства. Работы, написанные во время учёбы в Академии, выполнены согласно всем требованиям и канонам академического рисунка и живописи. В ранних произведениях художника можно отследить влияние идей и взглядов участников «Крамского бунта», провозглашавших тесную связь искусства с жизненными требованиями. С самых первых работ молодого художника заметен огромный творческий потенциал, художественные возможности и интересы.

Жанровые произведения художника

Постепенно Илья Репин всё больше отходит от академических постановок и увлекается написанием полотен, которые раскрывают сложную судьбу униженного народа. Такой жанр картин противоречил академическим установкам, из-за чего живописец даже хотел бросить учёбу. От этого решения его отговорили, предложив оплачиваемую поездку по Волге, а затем и за рубежом.

Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Полотно, созданное ещё в годы обучения в Академии художеств, сразу же принесло Репину известность. Нелёгкая жизнь бурлаков, ярко показанная на полотне, стала объектом критики. Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины. Мастерски подобранные композиция и персонажи в произведении раскрывают широту творческих способностей живописца и его желание проникнуть в самую глубину характеров и человеческих чувств. Картина «Бурлаки на Волге» стала началом проявления монументального характера в произведениях художника.

После получения золотой медали за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира», И. Е. Репин продолжил получать образование во Франции. Вдохновляясь работами старых мастеров, таких как Веласкес, Рембрандт, Хальс, и современников-импрессионистов, русский художник наряду с полотнами больших размеров писал много плэнерных этюдов. Тесный контакт с природой принёс живописцу заметный творческий подъём. Впечатления, полученные во Франции, нашли свои отголоски в полотнах Репина.

Вернувшись в 1876 году на русские земли, художник полностью раскрывает свои творческие способности, работая во всех жанрах. В самый плодотворный период времени создано знаменитое произведение «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Немалая часть этюдов для картины создавалась под Москвой, в имении С. И. Мамонтова. И. Репин «Крестным ходом» раскрывает историческую значимость крестных шествий в России, уделяя огромное внимание каждой детали. Произведение является отражением опыта русской демократической живописи.

При создании своих произведений Илья Ефримович неоднократно обращался к революционной тематике. Живописец раскрывает духовную значимость личности, красоту его внутреннего мира в портретном жанре. Написанием портретов Репин занимался на протяжении всей своей творческой деятельности. Чувствуя неповторимость каждого человека, художник мастерски воспроизводил их характер на полотне. Портретная живопись является выражением осознания духовной значимости народа.

Личная жизнь и последние годы жизни И. Репина

В 1887 году начинается переломный период в жизни великого живописца. Расторгнув брак со своей супругой В. Алексеевой, Репин покинул художественное Товарищество передвижных выставок. В эти годы здоровье художника стало значительно ухудшаться.

Начиная с 1894 года и на протяжении 13 лет, Илья Репин является руководителем мастерской в Академии художеств. В начале XX века художник получил один из самых масштабных заказов на написание многофигурного полотна Торжественного заседания. Площадь произведения составляла 35 м². Для создания картины Репин написал несколько десятков этюдов и эскизов. Из-за переутомлений у художника стала отказывать правая рука, и ему пришлось научиться работать левой.

В 1899 году Илья Репин женился во второй раз. Его супругой стала Наталья Нордман. Последние тридцать лет жизни художник провёл в усадьбе жены в Финляндии. Выдающийся живописец скончался на 86 году жизни, оставив после себя великое наследие русской живописи.

Ольга Мокроусова

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

Садко - русский былинный герой. сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» - глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

Первый большой успех

В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского , который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

Жизнь в Санкт-Петербурге

С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III). На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова , Н. Некрасова .

Семья

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

Другие варианты биографии

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым . Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

error: Content is protected !!