Полный гайд по моду Twilight forest — Лучший сервер с модами. Сценарий литературно-познавательной игры по повести коми писателя В.Юхнина "Огненное болото" Боссы и приключения

Через пять лет на том месте, где Афанасий и его вооруженный отряд обнаружили Подземелье Дракона, снова образовалось болото.
Теперь люди назвали его Огненным Болотом. Никто не решался приходить на это место, особенно по ночам, его считали проклятым.
Словно страшный призрак, в ночной темноте, болото извергало изнутри огненный свет. Люди боялись не только необычно ярких красок свечения болота по ночам, но и отвратительного запаха выгоревшей тухлой и гнилой земли. Этот отвратительный и едкий запах распространялся далеко за пределы Огненного Болота и его окрестностей.
Само болото было заполнено ядовитыми испарениями. Ядерный реактор, который давал энергию для внутренних коммуникаций Подземелья Дракона медленно и постепенно нагревал окружающую местность.
Мог ли ядерный реактор взорваться или быть неуправляемым? Люди не знали ответ на этот вопрос.
Миллиарды штаммов микробов вырывались на поверхность земли, распространяя эпидемии неизвестных болезней.
Люди боялись всего того, что было связано с Подземельем Дракона и Огненным Болотом. Они стороной обходили эти злополучные места и старались строить свои дома как можно дальше.
Над Огненным Болотом опустилась тишина и забвение. Никто: ни человек, ни птица, ни зверь и никакая другая живая тварь не посещали эти мрачные и забытые богом места.
В тот же миг, на земле наступил мир. Ушедшая война оставила о себе зловещую и страшную тайну Подземелья Дракона.
Смердящее и извергающее гнилые испражнения Огненного Болота постоянно напоминало людям о том, как может быть опасна бесконечная ненависть друг к другу.

Афанасий не мог покинуть родные места, потому что здесь жили его предки. Он чувствовал, как его сердце болит за его дорогую и любимую родину.
Бесконечные проблемы и трудности вывели многих россов из состояния душевного равновесия. Они вынуждены были терять родных и близких. Многие не могли иметь семью, потому что боялись рождения детей – мутантов. Таких детей запрещалось оставлять живыми. Это делало семейную жизнь невыносимой.
Ольга давно умерла. Афанасий в возрасте сорока двух лет был одинок. Его душевное состояние было тяжелым. Он был далеко не единственным, кто имел подобные проблемы в своей личной жизни.
Поселок, в котором находился Афанасий, располагался на берегу большой реки. На месте поселка планировалось создать большой город. Здесь разместилась экспедиция, которая проводила предварительные изыскания для строительства будущего города.
Группе ученых–геологов приходилось изучать местность для того, чтобы проектировщики могли использовать эти данные для создания проекта будущего города.
Геологи, биологи, экологии, геодезисты совместно проводили свои исследования и изыскания. Они изучали почву, на которой должны будут воздвигаться сооружения и здания. Составляли точный рельеф местности. Изучали эпидемиологическую обстановку. Работа была мирной и очень интересной.
Но, тайга … Она была полна опасностей!
Монстры, которые встречались в местных лесах, пугали людей не только страшным видом, но и страшными рассказами о людоедстве.
Афанасий был главным инженером проекта. В его подчинении было около ста людей.
Окружающая поселок местность была необитаемой и полной опасности. Люди вынуждены были, выходя за пределы поселка, брать с собой оружие. Женщин в поселке было мало.
В свою экспедицию Афанасий женщин старался вообще не брать. Но одна женщина все–таки была. Ее звали Силиц.
Остальные женщины жили в поселке постоянно, как обслуживающий персонал.
Силиц была инженером – геологом. На вид хрупкая и еще совсем юная – она выполняла мужскую работу. Вместе с мужчинами она выходила за пределы поселка, брала почву для исследований, делала заключения и проводила другую работу, связанную с геологическими изысканиями.
Силиц нравилась многим мужчинам в экспедиции, но она была недотрогой. Ее так и называли Силиц – недотрога.
Афанасий относился к женщинам с недоверием. Он знал, что появление женщины в экспедиции всегда сопровождается трудностями и осложнениями.
Силиц была причиной ссор между мужчинами. Хотя, она об этом не подозревала.
Афанасий смотрел на Силиц с явным раздражением. Она чувствовала это и их профессиональные отношения всегда были напряженными.
Но сейчас Афанасий пристально наблюдал за ней.
– Афанасий, Вы ведь воевали? – Неожиданно спросила Силиц.
–Да, воевал, – ответил Афанасий неохотно.
Он не любил вспоминать былое военное время. Оно постоянно напоминало ему его жену – Ольгу.
–Что стало с теми, кто проводил эти ужасные опыты над людьми? Их приговорили к смертной казни? – Снова спросила Силиц.
–К смертной казни приговорили немногих. Только тех, кто непосредственно был виновен в этом гнусном преступлении. – Сдержанно ответил Афанасий.
–Извините, что спрашиваю. Я участвовала в расследовании этого преступления и судьба тех, с кем мне пришлось познакомиться, в результате этой работы, очень волнует меня. Многие из них понятия не имели о том, что происходило глубоко под землей, в Подземелье Дракона.
–Те, кому удалось избежать гильотины, вынуждены были уйти на дно. Теперь они живут под знаком ордена Атлантиды. – Ответил Афанасий с кривой усмешкой на лице.
Женская жалость и сочувствие, здесь, ему показались неуместными. У него не было никакого желания жалеть тех, кто был виновен в этом преступлении.
–Ах, так! Это значит, они и есть, таинственный орден Атлантиды? – Изумленно расширив глаза, спросила Силиц.
–Да, это они. Они вынуждены скрываться от людей и живут на дне Атлантического океана.
–Я была там! – Ответила коротко Силиц. – Но я не знала той истинной причины, по которой люди вынуждены жить в таких ужасных условиях в окружении акул и дельфинов!
–Они заслуживают того, чтобы теперь акулы были им друзьями! – Воскликнул Афанасий с отвращением. – Но что Вы делали на дне океана? Мне известно, что общение и связь с орденом Атлантиды ограничена. Их местоположение находится в тайне от большинства людей. Эта тайна даже защищена законами нашего ордена!
– Я геолог и получила разрешение и доступ к ордену Атлантиды благодаря своей научной работе. К сожалению, я не могу и не имею права много говорить об этом.
Афанасий с удивлением посмотрел на женщину, которая казалась ему такой слабой, хрупкой и беззащитной.
–Никогда бы не подумал, что Вы способны преодолевать большие расстояния с помощью акваланга и подводного костюма. Вы такая хрупкая и нежная! – Добавил он с иронией в голосе.
–Подводный шлюз, с помощью которого можно проникнуть в этот таинственный город под водой, действительно, очень сложный! Эта работа требует хороших навыков и тренировки. Я с четырнадцати лет занимаюсь подводным плаванием и могу преодолевать подобные расстояния и выдерживать физические нагрузки, связанные с подводным плаванием.– Серьезно ответила Силиц, не понимая, шутит Афанасий или говорит серьезно.
–И как там живется тем, кто вынужден жить вдали от нашего ордена для того, чтобы избежать возмездия и расплаты за свои грехи? Вы можете об этом хоть немного рассказать? Мне это очень интересно. – Спросил Афанасий строгим тоном учителя.
–Немного, конечно, могу. – Охотно ответила Силиц.
–Расскажите тогда. – Теперь слегка улыбаясь, произнес Афанасий.
–Они живут глубоко под водой. Этот город вместо стен имеет прозрачный купол, который защищает его от окружающей воды атлантического океана.
–Там искусственный воздух? – С интересом спросил Афанасий.
–Да, воздух и пресная вода искусственно синтезируются с помощью специальных сооружений, которые находятся внутри города. Кроме того, когда океан не штормит и нет высокой волны, прозрачный купол раскрывается. Тогда, люди могут не только дышать свежим воздухом, но и видеть солнце. – Ответила Силиц.
–Город достаточно просторный для людей или в нем тесно жить и очень мало места? – Снова спросил ее Афанасий.
–Конечно, тесно! Тесно до такой степени, что атланты не могут спать в горизонтальном положении так, как это привыкли делать мы с вами! Они вынуждены спать в вертикальном и подвешенном состоянии. Благодаря этому, они спят в крохотном помещении по тридцать или сорок человек, тесно прижавших вертикально друг к другу...

Начало, Подземный город,

Литературно-познавательная игра

по повести коми писателя В.В.Юхнина

«Биа нюр» («Огненное болото»)

Цели:

1. Знакомство с творчеством коми писателя В.В. Юхнина.

    Развитие интереса к произведениям коми писателей.

    Приобщение учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу и историю родного края.

Оборудование:

1. Круг для игры.

Оформление:

1. Книжная выставка (портрет писателя, произведения).

2. Название повести.

Подготовительная работа:

    Выбор игроков.

    Жеребьевка.

Примечание: в форме телевизионной игры «Поле чудес», для 5 – 7 классов.

Здравствуйте!

На нашем сегодняшнем мероприятии мы обратимся к истории родного края, к традициям и обычаям народа коми. А поможет нам в этом повесть «Биа нюр» («Огненное болото»), которую написал коми писатель Василий Васильевич Юхнин.

Родился Василий Юхнин 12 января 1907 года в селе Занулье, что в Прилузье, в большой и дружной семье коми охотника. Читая Пушкина, Толстого, Тургенева, Горького, В. Юхнин пробуждался, ему самому хотелось попробовать свое перо. В 1939 году выступил с первым национальным романом «Алöй лента» («Алая лента»). Писатель обратился к отображению жизни коми крестьян-охотников. С 1942 года начинает работать над новым романом «Тундраса бияс» («Огни тундры»). Основная тема – освоение Севера. Особое место в его творчестве заняла тема Великой Отечественной войны. Ей посвящены поэма «Сказ о герое», очерк «Герой Советского Союза Николай Оплеснин» и другие.

Детям В. Юхнин посвятил повесть «Огненное болото». Впервые вышла на свет в 1951 году. В этой повести писатель описывает красоту бесконечной пармы, ее богатства, традиции и обычаи коми охотников, которые сложились веками. Главные герои – Сеня и Митя – сбившись с пути после трудного охотничьего дела, попадают на Огненное болото, известное своими страшными легендами. И узнают тайну этого болота.

И эту тайну многие из вас уже узнали, прочитав повесть «Биа нюр». Проверить свои знания, внимательность, наблюдательность предлагаем в литературно-познавательной игре.

Начинаем игру. Первое сообщение для первого задания.

(Первая тройка игроков)

I . В жизни и экономике коми народа охота играет существенную роль на протяжении всей истории развития. Коми охотники имели свои охотничьи угодья. Существовал неписаный закон, согласно которому посторонним охотникам запрещалась на этом участке всякая добыча. Каждое угодье было оснащено избушкой, хозяйственными постройками, где можно было хранить пушнину, мясо, рыбу. Такая избушка всегда готова принять людей. Все есть – сухие дрова, спички, соль, сухари. Уходя, все оставлять в порядке.

Как называется охотничья избушка в повести «Биа нюр»?

__ __ __ __ __ __ (Б А Н Ь К А)

(Вторая тройка игроков)

II . А сейчас поговорим об охотничьей продукции. Основной вид – пушнина. Правилами охоты выделены ценные или лицензионные виды зверей: речной бобр, куница, выдра, белка, лисица красная, норка, рысь, заяц-беляк, ондатра. Значительное место занимает мясо диких животных, а также боровой дичи. После переработки эта продукция дает ценное сырье. Из шкур крупных животных производят кожу, ковры, сувенирные изделия. Особенно издревле славится медвежий жир, как народное средство для лечения легких, желудка, печени, ожогов и обморожений.

А за каким зверем целый день гнались Сеня и Митя?

__ __ __ __ __ __ (К У Н И Ц А)

(Третья тройка игроков)

III . Для охоты большое значение имеет собака. В наших краях наиболее добычливой и приспособленной является русско-европейская лайка, которая создана на основе породы коми (зырянских) лаек. Собака среднего роста, сухого и крепкого телосложения. Пушистая, но не лохматая и очень плотная шерсть лайки хорошо защищает ее от стужи и зноя. Чутье у лайки способно воспринимать запахи зверей и птиц при минус 40-50 градусов. Коми лайка самостоятельно разыскивает, преследует и облаивает лося, медведя, кабана, глухаря. Добывает в норах и под кореньями горностая, а на водоемах причуивает выдру, бобра. Охотники умели выбирать собак и давали подходящую кличку.

Как звали собаку в повести «Огненное болото»?

__ __ __ __ __ (Б У С К О)

(Игра со зрителями)

IV . Историю коми народа, связи с другими народами можно узнать по фамилиям. По историческим документам коми фамилии существуют с 16 века, и к 1720 году в каждой семье была какая-нибудь фамилия. Многие фамилии происходят от различных русских слов: Кузнецов, Козлов. Имелись фамилии, образованные от названий народов: Зырянов, Поляков, Немчинов. Очень много фамилий образовано от коми слов. Часть произошла от шутливых прозвищ, которые подчеркивали какие-то особенности внешнего вида, поведения: Кызъюров, Маегов, Ульныров. Вторая большая группа фамилий возникла из сравнений человека с представителями живой природы,с животным, с насекомыми, с растениями.

Назовите фамилию Мити, если она означает «редька»?

__ __ __ __ __ __ __ __ (К У Ш М А Н О В)

(Финал)

V . Очень часто охотники, обходя свои угодья, не успевали возвращаться в избушку. Тогда они спали под открытым небом, сделав костер особого устройства. Состоит из двух бревен длиной 2-3 метра, положенных друг на друга и закрепленных колышками. Обычно такой костер делался из сухостойных елей, чтобы дольше горело.

Как называется такой костер по коми?

__ __ __ __ __ (Н О Д Д Я)

(Суперигра)

Из поколения в поколение передавался опыт в охотничьем деле. Сеню Майбырова многим охотничьим законам учил его дед.

Как звали деда Сени?

__ __ __ __ __ __ (М А Т В Е Й)

Подведение итогов и награждение.

Прочитав повесть В.В.Юхнина, вы многое еще узнаете об охотничьих неписанных законах коми охотников, о дружбе и взаимопомощи, а самое главное, о тайне Огненного болота.

Открытый урок.

Тема: «Тропою предков»

(по повести В.В.Юхнина «Огненное болото»).

Цель: Познакомиться с традициями коми охотника, сохранить национальное богатство и

Культуру нашего народа.

Задачи: А) образовательные:

1.познакомиться с жизнью и творчеством В.В.Юхнина;

2. раскрыть многообразие проблематики повести;

3. уметь выделять, анализировать и ориентироваться в содержании текста.

Б) развивающие:

1.развить чувство любви к родной земле, к малой родине;

2.найти разгадку старинному преданию, бытовавшему в сознании народа;

3. отразить поступки героев в череде событий в повести.

В) воспитательные:

1. воспитать бережное отношение к традициям своего народа;

2. воспитывать чувство сопереживания к героям.

Ход урока.

1.Вступительное слово. (небольшая презентация. Слайды: 1.план-карта РК.; 2.природа;)

А) Ребята, мы с вами живем в богатой республике. Её недра таят огромные богатства – полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ; раскинулись бескрайние леса, текут глубокие реки, а еще наша республика богата людьми, своими традициями, которые уважают и в наши дни.

Многие из нас любят посещать родную тайгу-парму, которая является кладовой запасов, кормилицей, помощницей местного населения.

Б) работа с классом. Вопросы. 1.Ребята, кто из вас любит ходить в лес?

2. Что вы там собираете?

3. А кто из вас был на охоте? Там интересно или же это труд?

В) Давайте посмотрим небольшую сценку «Дорога на охоту».

(выступление Марины, Алеши, Вани)

Г) Вопросы: 1.Ребята, вы догадались, кто эти герои?

2.Из какого произведения наши мальчики? Кто автор этого произведения?

3. А может кто-то уже догадался, о чем мы с вами сегодня будем на уроке говорить?

(о мальчиках, об охоте, о поведении в лесу и, наверное, о традициях наших предков, которые хранятся в памяти нашего народа и в наши дни).

Д) А сейчас вслед за нашими героями мы отправимся в путешествие, понаблюдаем за ними, узнаем много интересного.

2.работа с классом. Вопрос: Ребята, а что вы знаете об этом писателе -- В.В.Юхнине?

(написал повесть «Огненное болото» (по коми –«Биа нюр»; наш земляк, центральная библиотека названа его именем, родился в Занулье).

Молодцы, много о нем знаете.

Кристина поделится своими знаниями о писателе. (презентация, сообщение о В.В.Юхнине).

Поблагодарить Кристину за работу.

3.Слово учителя.

Сегодня мы с вами будем говорить о произведении В.В.Юхнина «Огненное болото». Эта повесть стала первым национальным произведением для детей в коми литературе, рассказывающая о двух юных охотниках (Сене и Мите), нашедших разгадку старинного предания о чудесном «огненном болоте» и еще о многом интересном.

4. работа с классом.

Вопросы: 1.Ребята, а вы знаете, как в старину одевались на охоту коми охотники?

(могут сказать, а могут и не ответить), но скажут об оружии, о собаке.

Половину своей жизни коми народ проводил в лесу, они охотились, собирали ягоды и грибы. Но самое главное занятие у коми народа – это охота, а жизнь охотника сложная, полная опасностей, поэтому одежда должна защищать его, быть очень удобной, практичной, а эти важные элементы отражаются во многих деталях в одежде.

5. Просмотр презентации(Максим) «Одежда и оружие коми охотника».(поблагодарить Максима).

6. Провести небольшую экскурсию по мини- выставке(ремень- тасма, берестяной короб- пестерь, корзина, кресало, спички, деревянная лопата- , ружьё – пищаль, валенки- кыс, полевая сумка).

7.Работа с текстом. Вопросы: а)Ребята, а так ли одеты наши юные охотники?

(найти в тексте описание их одежды, зачитать отр. ; Сеня одет по правилам коми охотника.)

Б) Чем отличается одежда юных охотников, у Мити? (У Мити она современная, обуты ботинки, надеты гетры, фуфайка, шляпа).

В) Какие названия элементов одежды и предметов охоты встречаются в произведении?

(работа с текстом)

Г) Как сейчас одеваются на охоту современные охотники?(сапоги, камуфляжный костюм, шапка)

8. Вывод: Ребята, мы с вами уже можем определить, что не все элементы охотничьей одежды соблюдаются в современное время, но все-таки одежда охотника должна быть удобной и практичной.

9.Об одежде поговорили. В.В.Юхнин в своем произведении «Огненное болото» не обходит стороной и народные обычаи.

Словарная работа: 1 значение слова «обычай» –традиционно установившиеся правила общественного поведения

2. привести синонимы к слову «обычай» -- правило, -а); традиция, заповедь, закон, мораль (это слова –синонимы).

Вопросы: А) О каком обычае рассказывает автор повести? (как вести себя на охоте).

Б) А какие законы охотника вы знаете? (ребята назовут, если они знают, а если нет, то переходим к презентации).

10. Презентация (Алина) «Правила охотничьей морали». (поблагодарить Алину)

11. работа с текстом.

Вопросы: А).рассказать про обычаи коми охотников, описанные в произведении.

Б) Соблюдают ли наши юные охотники(Митя и Сеня) эти обычаи? (Да. Они просят разрешение на ночлег в избушке, заготовляют дрова, оставляют добычу).

12. Ребята, мы с вами просмотрели, послушали интересные презентации об одежде, об обычаях коми охотника, но еще ни одним словом не обмолвились о главном помощнике наших юных героев.

А) Вы догадались о ком будем говорить? (о собаке Буско)

Б) Какую помощь оказывает собака охотникам? (белку, рябчика облаивает, помогает поймать куницу).

В) А еще какую важную помощь оказывает нашим мальчикам? (помогает выбраться из Огненного болота).

13. беседа с классом.

Вопросы: А) как попадают Митя и Сеня на огненное болото? (охотятся за куницей, которая приводит на загадочное болото)

Б) Какое предание жило в народе об этом болоте?

(Работа с текстом; История Петра).

В) Почему так не терпелось Мите узнать предание об Огненном болоте?

(Не только интерес, но и желание разгадать тайну)

Г) Ребята, оказавшись на болоте, как ведут себя?

(им и страшно, но преодолевают свой страх, проявляют находчивость, смелость)

Д) Что им помогает в сложной ситуации? Какое открытие они сделали?

(знание законов природы, науки; соблюдение правил охотника; открыли месторождение железной руды и природного газа).

Е) Как писатель раскрывает характеры мальчиков? (Митя – ненадежный товарищ, безответственный, легкомысленный; Сеня – серьезный, ответственный, ему доверяют в школе).

Ж) Какие интересы у них, в чем они проявляются? (Митя хорошо рисует, а Сеня пишет стихи, мечтает стать хорошим поэтом. Строки из текста зачитать)

(Сеня вырос в деревне, ему все знакомо, он соблюдает правила, учит этому Митю, так как знания получил от своего деда Матвея.

Митя -- городской мальчик. Он недавно приехал в деревню. Для него охота – это игра, интерес, познание нового, он учится у Сени, хочет быть лучшим).

И) Все ли получается у Мити? Какие промахи он сделал? (нет, т.к. он многое еще не знает(снял зайца с пылема, истратил дрова в охотничьей избушке, взял кремень), но учится у Сени, хочет подражать ему, и это у него получается(без напоминания заготавливает дрова перед возвращением домой).

К) Наши герои хорошие мальчики, но есть поступок, который приводит наших героев душевным мучениям? Кто его совершает? (Митя)

14. Заполняют таблицу, в которой пишут поступки, совершенные мальчиками.

(д/п информация для размышления, если успеем по времени.

15. Вопрос: Помирятся ли Митя и Сеня? Как сложится их дальнейшая судьба? Дать возможность пофантазировать о будущем).

Вывод: рефлексия урока

Разгадать кроссворд по произведению.

(или раздать листочки и написать свои мысли о произведении, о героях.

« Огненное болото» -- это …


error: Content is protected !!