Праздничный народный костюм целостный художественный образ презентация. Народный праздничный костюм. III. Постановка художественной задачи

Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя

Тип урока: Народный праздничный костюм. 5 кл.

Цели:

    ознакомить учащихся с элементами и декором народного костюма;

    способствовать приобщению учащихся к миру духовно-нравственных, эстетических и художественных ценностей через изучение народного костюма и традиций на Руси;

    воспитывать уважение к русскому народу и развивать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные слайды “Народный костюм на Руси”, оснащение рабочих мест учащихся.

Словарь: орнамент, косоворотка, сарафан, юбка-понёва, венец, кокошник, кичка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о народном костюме на Руси. Знаете ли вы, что носили ваши предки?

“По одёжке встречают…” – эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая “визитная карточка” позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.

Сейчас мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла старинная традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что покупаем в магазине. А ведь нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.

Познакомимся поближе с этим видом народного творчества и проследим, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.

III. Изучение нового материала

Вспомним фольклорный и поэтический образ русской красавицы. В каком костюме вы её представляете?

Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась и по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны.

Как вы думаете, из каких же основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Конечно же, основными элементами традиционного костюма являются: рубаха, сарафан или юбка-понёва, пояс и головной убор.

Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду от загрязнения и прикрывал ее неукрашенные части. Передник - запона или занавеска дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью женского русского

костюма. Его обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Под сарафаном носили белую длинную рубаху из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. В холодно время года на сарафан надевали теплую длинную или короткую телогрею или душегрею.

Ещё одной важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении. Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них: налобная часть – кичка с рогами или гладкая; чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока” ; полотнище сзади – “позатылень” . Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков. Пояса бывали вязаными, ткаными и вышитыми. Русские люди носили обычно несколько поясов. Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы. Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”.

Русский мужской костюм также имел свои особенности. Главной частью мужского костюма была рубаха-косоворотка с воротником-стойкой или без него. Косовороткой она называлась потому, что разрез воротника был не посредине груди, а сбоку - косой.

Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Штаны заправляли в сапоги или онучи с лаптями.

Давайте рассмотрим с вами виды орнамента, которые наши предки использовали при украшении своих костюмов. Слово “орнамент” чаще всего понимается, как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента: растительный, пейзажный, геометрический, символический и животный.

Создавая орнамент, люди во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное.

Что же характерно, для указанных нами видов орнамента?

Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических

фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. Главными объектами пейзажного орнамента являются природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречающиеся в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Животный орнамент основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Образами символического орнамента являются символы или системы символов.

В наше время при создании самой модной одежды художники постоянно используют узоры народной вышивки и кружева, изготовленные мастерицами промыслов. Вы легко узнаете в костюмах наших элегантных современниц элементы той одежды, которую 200 лет тому назад носили наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.

Эти славные вещи, вышивки, старинные рисунки ткани и кружева продолжают радовать нас, так как они по-прежнему удобны и приятны. В нашу жизнь они вносят ощущение радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.

IV. Практическая работа

Задание: выполнить эскиз русского народного костюма.

V. Закрепление пройденного материала

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с традиционными русскими народными костюмами, которые были удобными, практичными и красивыми.

VI. Подведение итогов

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Наш урок подошёл к концу. В заключение нашего урока мне хочется, чтобы прозвучал гимн всем женщинам России, которые во всех времена были прекрасными.

Они – рукодельницы,
Они – мастерицы,
Они вас накормят,
Напоят водицей.
Работают днем,
Вышивают, ткут ночью –
Мадонны России –
Славные дочери!

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

План-конспект урока "Народный праздничный костюм" 5 класс

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ - понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

error: Content is protected !!