Праздник троица имеет интересную историю и несет огромное значение в жизни православных христиан. Праздник Троица: история, традиции, символы

В последние годы среди россиян заметно возрос интерес к православным праздникам. В такие дни принято ходить в церковь, накрывать праздничный стол для своих близких, а в некоторых случаях принимать участие в народных гуляниях, длящихся до самого вечера. Особенно почитается в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году еще у наших предков, которые называли его "Зелеными святками". В дальнейшем древние традиции наложились на православные, что еще более прочно закрепило их в памяти народа.

Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю, сегодня мы расскажем о них и обо всем, что связано с этим важным для каждого православного днем. Удивительно, но многие россияне до сих пор с трудом представляют, откуда пришел к нам этот праздник, а также в чем заключается его главный смысл. Давайте разбираться вместе.

Троица: что за праздник и значение

День Святой Троицы все христиане в мире празднуют с большим размахом. Он относится к списку самых главных православных праздников, поэтому помимо особенных церковных служб проводятся и всевозможные народные гуляния, во время которых люди должны веселиться от всей души.

Часто этот день еще называют "Пятидесятницей". Примечательно, что современные церковные традиции очень тесно переплетаются с обычаями восточных славян, которые тоже широко отмечали этот день. Так что за праздник Троица? Значение его для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошел Святой Дух и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества.

Православие

История праздника Троицы начинается в те времена, когда христианство еще только начинало зарождаться. Считается, что в один знаменательный день на апостолов снизошел Святой Дух, спустившийся с небес в виде языков пламени и наделивший апостолов невероятной силой. Она дала им возможность нести благую весть по всему миру и вести проповеди о Христе любому, кто готов слышать о Спасителе.

Считается, что именно этот день является днем основания Церкви на земле. К тому же праздник символизирует тот факт, что Бог един в трех лицах. Эта истина является одной из самых сложных для понимания в православии. Не каждый верующий может с первых дней осознать, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существуют в единстве и творят добро на земле, озаряя всех живущих божественной благодатью.

Интересно, что основы того, как отмечают праздник Троицы, заложили сами апостолы. Они ежегодно устраивали пышные торжества по этому поводу и завещали всем своим последователям ни в коем случае не пропускать этот день.

Языческие корни праздника

Мы уже упоминали, что история праздника Троицы уходит вглубь веков, когда христианство еще не пришло на Русь. Первая неделя лета считалась периодом, когда живительные природные силы полностью побеждают тьму и зло. В это время окончательно устанавливалась жаркая погода, что знаменовало приход лучших месяцев в жизни славян, когда можно было забыть о долгой и холодной зиме, уносящей множество душ с собой.

Именно этот глубокий смысл породил ряд обычаев праздника Троицы, которые соблюдаются и до сих пор. Конечно, большинство наших соотечественников уже и не помнят, почему требуется делать так или иначе, но все же четко придерживаются установленных обычаев и ритуалов. О них мы тоже обязательно расскажем в следующих разделах статьи.

Дата праздника

Ежегодно все православные обсуждают, какого числа праздник Троицы будет отмечаться в этом году. Ведь, как и многие другие церковные праздники, он имеет плавающую дату. Она напрямую зависит от того, на какой день выпадает Пасха.

Дело в том, что Троица наступает на пятидесятый день после этого светлого и великого для всех христиан праздника. Непременным условием является день недели - это всегда воскресенье. Для того, чтобы лучше ориентироваться в датах православных праздников, многие приобретают церковный календарь, где указаны все важные для христиан дни.

Какого числа праздник Троицы праздновался в текущем году? Он выпал на четвертое июня, а в 2018 году мы станем отмечать его двадцать седьмого мая. Каждый раз этот день сопровождается обилием мероприятий, которые проводят городские власти. Ведь каждый градоначальник стремится сделать все, чтобы его жители по-настоящему отдохнули во время народных гуляний. Но не стоит забывать и о традициях праздника Троицы, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.

Когда праздник стали отмечать на Руси?

Примечательно, что лишь спустя триста лет после крещения Руси Троица стала великим праздником. Долгое время традиции праздника Троицы никак не закреплялись и не становились родными и привычными. Но благодаря усилиям Сергия Радонежского этот день постепенно стал одним из самых значимых в году.

С четырнадцатого века Троица отмечалась повсеместно, а еще спустя некоторое время народ совместил языческие и православные традиции, сформировав своеобразные ритуалы на Троицу, которые соблюдаются до сих пор. О них хочется поговорить более подробно.

Православные традиции

Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, она состоит из литургии и вечерни, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зеленые одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Обязательными считаются во время богослужения на Троицу традиционные молитвы за Церковь, спасение всех христиан и упокоение душ умерших. Они читаются все три дня.

Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются ветками березы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.

Обряды

Обычаи праздника Троицы сформировались еще в языческий период. Особенно любим он был у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями.

Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и ее обновления. Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Не мог обойтись праздник без упоминания всех умерших, а особенно тех, кто погиб от утопления.

Во всех деревнях и селах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодежи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход теплых дней, - яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Обычно она состояла из того, что было взято из дома. Но каждая мать старалась дать своему чаду что-то вкусное и особенное, ведь принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.

В субботу было принято вспоминать умерших родственников, а в воскресенье всей семьей необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелеными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с березы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приему пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.

Традиции

Православный праздник Троица имеет очень много традиций, пришедших из глубины веков. К примеру, после выхода из церкви народ собирал траву, попавшую под ноги, и листья с деревьев во дворе храма. Траву часто мешали с сеном, чтобы скот был здоров, либо заваривали в качестве целебного напитка для членов семьи. А вот из листьев и веток плели венки и фигурки. Их считали оберегами для дома и вешали в разных его частях.

Для украшения своего жилища и храмов традиционно используется береза. Часто ее сравнивают с рождественской елкой, без которой не мыслится праздник. Однако в разных частях России добавляются и ветви других деревьев. Это вполне допустимо, главное, чтобы они были в достаточном количестве. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца.

Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьезно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей.

Молодежные народные гуляния на Троицу тоже имели свое назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь.

Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под березой.

Запреты

Современные люди довольно плохо представляют список запретов, характерный для праздника Троицы. Что можно и что нельзя делать в этот день, чтобы не спугнуть удачу? Эти секреты мы вам сейчас раскроем:

  • В народе существовал запрет на работу в самые главные три дня Троицы. Особенно воспрещались любые работы на земле, но вот приготовление пищи всячески поощрялось.
  • Ни в коем случае нельзя делать в этот праздничный день метлы из березовых веток.
  • В течение недели нельзя ремонтировать заборы, согласно поверью, это способствует рождению домашних животных с уродствами.
  • Строжайший запрет существовал на купания в озерах и реках. Считалось, что в дни Троицы на сушу выходят русалки и всякая водная нечисть. Она завлекает к себе молодых людей и забирает их навсегда. Поэтому они сторонились берега рек и озер, для защиты на них зажигались костры, а на головы парней надевались венки с веточками полыни.

Народные приметы

Славяне придумали массу примет, которым на Троицу придавалось большое значение. К примеру, сны в ночь на праздник считались вещими. Поэтому они были большой удачей для всей семьи. Многие хозяйки собирали в Троицу лечебные травы, в этот день они наполнялись силой и оказывались наиболее полезными.

Если вы хотите в этот праздник поставить себе оберег от несчастий и невзгод, то уделите внимание нищим. Пройдитесь и раздайте им мелочь, подобное действие станет лучшей защитой для вас и ваших близких.

Дождь на Троицу означает богатый урожай грибов, к тому же после праздника можно было уже не ждать похолодания и наслаждаться по-настоящему летним теплом.

Праздник в современном мире

Как отмечают праздник Троицы сегодня? Конечно же так, чтобы полностью погрузиться в эту невероятную атмосферу, которую трудно с чем-то перепутать и сравнить. Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы, и передают их своим детям. Поэтому деревенский праздник всегда настолько отличается от того, что проводится в городе.

Однако и здесь народ отмечает Троицу с размахом. Естественно, что утро каждого христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.

А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины, яйца, выкрашенные в зеленый цвет, и вино. Чаще всего оно бывает красным, однако допускается и белый напиток.

Если вы не хотите весь день проводить дома, то отправляйтесь на улицы города. Там наверняка будет много интересного и веселого. Обычно в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в конкурсах, покупают поделки и вкуснейшие пироги. Девушки и женщины наряжаются в самые красивые наряды, а мужчины состязаются в силе и ловкости. Праздник длится до самого вечера, но молодежь не расходится до рассвета. Ведь Троица считается праздником силы и молодости, а также любви. Конечно, если верить народным поверьям и традициям.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле .

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1


Кондак
праздника Святой Троицы , глас 2

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева Лавра

  • Фоторепортаж
  • – Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • – К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и “приговор” поспел: “Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу”.
  • статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2019 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2019 году?

Цвет праздника Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри – сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые – «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей”. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо – в ее святых таинствах через преемников апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа – сына Божья. Но не Бог – отец, не Бог – Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога – Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа – над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето – напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

Троица, Троицын день - народный праздник у славян. Отмечался день, два с воскресения на вторник. Но праздновался и три. Назывался по разному - Преполовение (Праздник Живой Воды), Вознесение, Семик, Зеленые святцы, Русальная неделя. Даже в самой России именовался по своему: в Воронеже, к примеру, Венки, Гулино - в Костроме, День березки - в Сибири и так далее. У белорусов - Тройца, в Галиции - Турица, у болгар - Духов день, у сербов - Духови, названия у разных народов можно продолжать. Однако при всем при том Троица означала окончание в природе весеннего цикла и начало летнего. Пожалуй, это один из самых красочных праздников года, когда зацветают сады и цветы в палисадниках, воздух напоен пленительными ароматами вот-вот начинающегося лета. Меняются и одежды людей. Зимняя уже давно в сундуках, в весенней, все еще теплой, становится жарко, на смену приходят яркие сарафаны, шелковые платья до пола, разноцветные ленты украшают легкие головные уборы, и парни переодеваются в косоворотки, шаровары, заправленные в хромовые сапоги, щеголяют модными кепками или вообще ходят без головных уборов, и весенний ветер задорно играет их кудрявыми чубами.

Троица у евреев

Народ Израиля называет ее Пятидесятницей. Празднуется она на пятидесятый день после иудейской . (В христианстве у нее тоже нет постоянной даты: приходит на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения). По народному иудейскому поверью, народ Израиля в этот день обрел Синайский закон. Иными словами - пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий, а имело место быть величайшее событие на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Троица у иудеев называется Пятидесятницей (Шавуот) и отмечается ежегодно. Она же праздник первого урожая. Израиль - южная страна, и к этой поре рынки ее полны зелени, только что созревших овощей, ягод на грядках, черешен и вишен в садах. Синайский закон разрешает в этот знаменательный день массовые гуляния, самые разнообразные развлечения, жертвоприношения. Известно также, что однажды апостолам, уединившимся для празднования иудейской Пятидесятницы, Спаситель обещал явить чудо - приход Святого Духа. И оно, это чудо, произошло. На пятидесятый день после Воскресения апостолы услышали невероятный шум, увидели яркое пламя. То и взаправду на них снизошел Святой Дух, и явил три ипостаси - Бога отца (Вседержателя, Создателя), Бога сына (Божественное слово) и Бога Духа (Святой Дух). Триединство - основа и христианства и на нем прочно держится христианская вера. Святая Троица - есть Единый Бог!

В то же время люди, которые были рядом с горницей, где собрались апостолы, тоже услышали шум. К их удивлению, апостолы говорили на разных языках. Такой дар получили ученики Иисуса. А также способности - исцелять, проповедовать, пророчествовать на тех же разных наречиях, то есть получили возможность нести Слово Божие во все концы мира. Апостолы отправились на Ближний Восток, в Крым, Киев, Малую Азию, Индию. И все были казнены противниками христианства, кроме одного ученика Иисуса - Иоанна. Тем не менее, Троица или, как ее еще называют, Пятидесятница, широко распространилась по свету.

Он появился лишь спустя три сотни лет - после Крещения Руси. А до этого был праздником языческим, по канонам которого человечеством правили три божества: Перун - защитник правды и воина: Сварог - Создатель Вселенной и Святовит - хранитель света и человеческой энергии. Из языческого праздника и родилась Троица. Официально же Троицын день был учрежден в России православной церковью в девятнадцатом веке. И он также означал окончание весеннего цикла и начало долгожданной летней поры. Широкое распространение праздник получил в четырнадцатом - шестнадцатом веках, благодаря Сергею Радонежскому - святому глубоко почитаемому народом. Служение Троице он считал смыслом всей своей жизни. А в 1337 году основал обитель, которая в наши дни носит название Троице-Сергеева Лавра. В обители выражена идея объединения в одно целое всех русских земель.

Три Троицыных дня на Руси

Первый день назывался Зеленым воскресением. Читались специальные молитвы. Украшались иконы и березы. Люди уходили гулять в поля, на лесные поляны, водили там хороводы. Естественно, все наряжались в самые яркие праздничные одежды в пример пробуждающейся природе. Девушки бросали венки в реку, пруды, другие водоемы. Тем самым гадали, какая судьба ждет их в ближайшем году. Обязательным было поминание усопших. Выполняли обряды, изгонявшие злых духов, всей нечистой силы. Ночью к людям, по поверьям, приходили вещие сны.

Второй день звался Клечальный понедельник, с утра дружно шли в церковь. После нее - в поля. Батюшки благословляли земельные наделы. Чтобы уберечь будущий урожай от непогоды - засухи, чрезмерных ливней, града.

Третий день был Богодуховым. А еще Днем девушек. Самую красивую украшали венками, обряжали в зелень, и она играла роль Тополи. Водили ее по домам, одаривали подарками, угощениями.

Символом праздника была береза. Ее наряжали. Водили вокруг хороводы. Первые листья сушили от сглаза. Обряд завивания березы существует в России по сию пору, особенно в глубинке - деревнях и селах. При этом желали здоровья родителям, близким и родственникам. А девушки-красавицы думали о суженых, передавали им свои потаенные мысли. Потом березу срубали. Обносили ею деревеньку или село, привлекая тем самым удачу. С наступлением вечера ленты и прочие украшения с березы сжигали - своеобразное жертвоприношение. Ветки хоронили в поле для богатого урожая. Сам ствол топили в реке, пруду или в другом водоеме для защиты от злых духов. Поутру на Троицу собирали росу, считая ее лучшим лекарством от любых недугов. На Троицу категорически запрещалось работать по дому или в огороде. Все делалось до праздника. А в сам торжественный день не возбранялось украшать жилища, готовить разные вкусности к праздничному столу. Строго запрещались купания в водоемах, мол, русалки утащат на дно. А если кто сей участи избежит, непременно станет колдуном. В Троицын день нельзя было шить, стричься, красить волосы. Советовали не думать о плохом. Тем более, обижаться на кого бы то ни было или ругаться. Были и иные запреты. А еще в Троицу были невестины смотрины. Гуляния девиц по главным улицам у всех на виду. Что касается церковного праздника, то он начинался с самого утра. Нарядные шли семьями на богослужение. После него - домой на торжественный по этому случаю обед. Ходили и в гости. И к себе приглашали. Одаривали друг друга подарками.

Родительская суббота

За день до Троицы добрые христиане должны были бывать на погостах. Дабы помянуть усопших. Устраивался также поминальный ужин. На стол почившим ставились приборы. Их звали на поминальную трапезу. Было принято топить баню. И не только париться и мыться самим, но и оставлять веник и все необходимое покойникам. В родительскую субботу поминали самоубийц. Молились об упокоении их душ. Правда, делать это в храме не разрешалось: самоубийцы не найдут упокоения во веки веков. Так что поминать их можно было только в домашних молитвах.

Приметы Троицы

Жара на Троицу - жди засушливого лета. Для привлечения богатства в дом - обмести несколько могил на кладбище. Дождь на Пятидесятницу - к близкому теплу и обилию грибов. Если береза на третий день праздника свежа - к мокрому сенокосу. Примет бытует и поныне много. Говаривали: "Троица три дня строится - от Троицы до Успения". Особенно радовались празднику красны девицы. Выходили к берегу реки, пускали в нее венок и приговаривали "Плыви, мой венок, на тот бережок. Кто поймает мой венок - будя женишок!". Девицы оставляли в храмах на ветках берез, кленов, которыми они были убраны, свои слезки - избавление ото засухи и неурожаев.

Вся неделя русальная

Особенно опасен четверг - русалки так и хотят беспечных заманить в воду. Потому вечерами из дома ни ногой! И вообще нельзя купаться на протяжение всей недели. А лучше всего носить с собой траву - полынь, самое лучшее средство от всякой нечисти. Чтобы уж совсем уберечься от русалок, делали чучело, водили вокруг него хороводы, а потом разрывали на мелкие кусочки. Перед сном бегали по улицам с помелом, чтобы уберечься от русалок. В эту же пору просыпались водяные. Их отпугивали от себя, разжигая по берегам водоемов костры. В современной жизни взгляды на обряды, приметы, обычаи в Троицу несколько изменились. Но некоторым древним традициям все-таки следуют. Особенно представительницы прекрасного пола. В основном молодые особы. Девицы. Несут к берегам рек и прочих водоемов ярко сплетенные венки. Пускают на воду. Куда венок поплыл - оттуда ждать суженого. Пристал вдруг к берегу - жениха год не видать! А еще на Руси Троицу называли - Пресвятая дева, Духов день, Вода - именинница, Трава - именинница. При этом еще раз подчеркиваем, что Троица или Пятидесятница - один из самых желанных, ярких по убранству праздников, означающий конец весны и наступление долгожданного лета!

Троица в поэзии и кино

Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались, в частности, Иван Бунин: "Алтарь сияющий и убранный цветами, янтарным блеском свеч и солнца озарен!" Или широко известные некрасовские строки из его стихотворения, которое наизусть учат в школе: "Идет - гудет Зеленый шум, Зеленый шум - Весенний шум!" Или знаменитое пушкинское:" В День Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три..."

О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы - "Предел ангела", "Спас под березами", которые и теперь популярны у зрителя. Среди документальных кинолент можно отметить "Пресвятую Троицу", выпущенную в прокат в России в 1992 году. В анонсе к фильму подчеркивается, что День Святой Троицы является Днем рождения Церкви Христовой. В этот день свыше тысячи лет назад на учеников Христа снизошел Святой Дух. И сегодня, как и тогда, Господь хранит и созидает свою Церковь руками священников через таинства церковные. Еще ранее, в 1988 году, киностудия "Леннаучфильм" выпустила документальную киноленту "Вознесение на Святую Троицу", повествующую о знаменитой иконе пятнадцатого века "Троица", которую написал великий русский художник Андрей Рублев. Еще больше о всемирно известном живописце можно узнать из художественного фильма "Андрей Рублев" (1966 год), снятого талантливым русским режиссером Андреем Тарковским, в котором снимались популярные актеры - Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Михаил Кононов, Ирина Тарковская и другие. В киноленте отражены события на Руси далекого от нас пятнадцатого века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Появляется живописец, что называется, от Бога. Его жизни и творчеству и посвящен фильм и, в частности, знаменитой иконе "Троица". Талантливую киноленту и раньше и теперь смотрят с большим интересом как в России, так и далеко за ее пределами.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле .

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1


Кондак
праздника Святой Троицы , глас 2

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева Лавра

  • Фоторепортаж
  • – Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • – К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и “приговор” поспел: “Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу”.
  • статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2019 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2019 году?

Цвет праздника Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри – сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые – «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей”. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо – в ее святых таинствах через преемников апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа – сына Божья. Но не Бог – отец, не Бог – Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога – Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа – над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето – напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

error: Content is protected !!