Проблема одиночества по тексту Паустовского. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как… (ЕГЭ по русскому). Готовимся к ЕГЭ. От анализа текста к сочинению Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким

Когда мы молоды, полны сил и надежд, веры в будущее, мы обычно не задумываемся о том, что нас ждет в старости. Но, размышляя над судьбой героини К.Г. Паустовского, начинаешь понимать, как же все-таки горько человеку, обреченному доживать свой век в одиночестве... Проблема одинокой старости, проблема разрыва связей между поколениями - это важнейшие проблемы, поставленные автором в данном отрывке.

Актуальность проблемы обусловлена реалиями нашей современной жизни. Из века в век люди сталкиваются с такой же ситуацией, также, как героиня К.Г. Паустовского, горестно замечают: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые угрюмо бредут по улицам, носят тяжелые сумки, смирившись со своим одиночеством. В своем рассказе писатель пытается показать, насколько тоскливо живется забытым старикам, старается вызвать сочувствие читателей к своей героине, взывая к нашим лучшим чувствам.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Однако Настя «вот уже четвертый год не приезжает - забыла, значит, мать». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Сетуя на эгоистичность молодости, автор осуждает нечуткость и нравственную глухоту детей по отношению к родителям. Автор с горечью пишет о слепой материнской любви, любви всепрощающей и порождающей в детях эгоизм и душевную холодность. Вместе с тем писатель преклоняется перед душевной стойкостью этой старой женщины, ее умением достойно переносить свое горе, перед ее добротой, великодушием. Сочувствуя своей героине, он восклицает: «...как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!».

Создавая образ Катерины Ивановны, К.Г. Паустовский использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («висел серп месяца»), эпитеты (волосы «очаровательной красоты», «на зеленеющей заре»), фразеологизмы («не ровен час», «одна на белом свете»). По типу речи данный текст - повествование с элементами описания.

Я полностью разделяю точку зрения К.Г. Паустовского. Подобное отношение к родителям жестоко и безнравственно. И оно, как правило, оборачивается потерей близких, запоздалым раскаянием детей. Об этом писал еще А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Героиня повести, молодая барышня, устраивая собственное счастье, покидает своего отца, несчастного смотрителя, который в конце концов спивается и погибает. Два мира в этой повести (мир блестящего гусара Минского и мир «маленького человека» Самсона Вы-рина) несовместимы, они не могут иметь никаких точек соприкосновения. Есть ли при этом вина за Дуней? В повести автор не выносит окончательного вердикта. Однако, на мой взгляд, несомненно, есть. И в финале героиня осознает это. Подобно блудному сыну из библейской притчи, приезжает она в родной дом и горько плачет на могиле своего отца.

Отчужденность, душевную черствость в семейных отношениях изображает и А. Алексин в повести «А тем временем где-то», передавая непростую историю женщины, усыновившей когда-то ребенка из детского дома. А спустя несколько лет у него вдруг нашлись родители. И этот самый Шурик с легкостью оставляет свою приемную мать, не захотев даже попрощаться с нею. Оказывается, он считает ее простодушным, наивным человеком, не сумевшим толком устроить свою жизнь. Думаю, что подобное отношение к родителям недопустимо. Оно возвратится к нам сторицей, породив эту отчужденность в отношениях с собственными детьми.

Таким образом, рассказывая бесхитростную историю своей героини, К.Г. Паустовский взывает к нашей чуткости и доброте. И тут невольно приходят на ум давно забытые слова П. Вяземского: «Любовь к ближнему должна быть запечатлена в сердце».

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Сочинение 1

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Я не соглашусь лишь с отождествлением Катерины Ивановны с идеалом, потому что проблема непонимания между поколениями вечна, и если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. И потом, родители часто воспринимают даже уже выросших отпрысков как маленьких детей, которые всегда должны быть при них, забывая о том, что они сформировавшиеся личности, которым нужно строить собственную жизнь. Примеры этому - Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье.

Хочется также добавить, что часто родители пеняют на нашу нечуткость, но забывают о том, что сами в молодости порой были невнимательными к старшим, чересчур независимыми. Я ни в коем случае не проповедую нашу полную независимость и свободу от старшего поколения, которые, несомненно, причиняют ему боль. Мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Но и им, так часто говорящим о своих мудрости и опыте, следует научиться понимать нас.

Сочинение 2

Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста - в силу своей молодости - вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, - перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми.

В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».

Сочинение 3

В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писала рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрала ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас? Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых. Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, - это ваша плата?

Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело - у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, - это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко.

Дочь Катерины Ивановны по имени Настя «вот уже четвёртый год как не приезжает», живёт в городе. Она присылает деньги своей матери, но иногда с перерывами. «Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна.

Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение. Константин Георгиевич Паустовский не единственный, кто задумывался над этой проблемой. Еще до Паустовского великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин создал повесть «Станционный смотритель», где описал схожую ситуацию, только вместо Катерины Ивановны, у Пушкина покинут дочерью Дуней Самсон Вырин. Но тем не менее он ее любит нежной родительской любовью.

Другой яркий пример родительской любви - это картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». У отца было два сына; младший был любим, несмотря ни на что (он покинул отца, ушёл из дома). Рембрандт запечатлел момент возвращения блудного сына. Отец у Рембрандта счастлив, в отличие от героини Паустовского.

Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.

Одинокая старость… Нет рядом близких, родных людей. Забыли, отвернулись? Почему? Кто виноват? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста К.Г.Паустовского.

Но «дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её…». Автор описывает последнюю прогулку Катерины Ивановны в сад, где она «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым», «кое-какие деревья посадила сама». «Сад облетел». И жизнь героини догорает. Она заплакала, не стыдясь своих слёз, и сказала: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься над тем, как плохо быть одиноким. Особенно в старости, когда ты болен и нуждаешься в помощи близких.

Позиция автора мне понятна: человек не должен быть одинок. Дети не имеют права бросать своих родителей, зная, что те нуждаются в их помощи. Когда-то мама просиживала ночами, заботясь о тебе маленьком. Приходит время позаботиться о родном человеке и тебе. Это нравственный человеческий закон жизни. Его нельзя нарушать. Автор сочувствует Катерине Ивановне и отказывается понимать и оправдывать Настю, которая постоянно откладывает поездку к матери, ссылаясь на занятость.

Я согласна с точкой зрения автора. Человек не должен быть одинок. В старости он вправе рассчитывать на благодарность и поддержку своих детей. Забывать своих родителей бесчеловечно. Отворачиваясь от родителей, отдавая их в дома престарелых, мы тем самым подаём страшный пример своим детям, воспитывая в них бессердечие и равнодушие.

В художественной литературе мы нередко сталкиваемся с проблемой одиночества, которое тяготит и делает жизнь обделённой.

Рассуждая об одиночестве, я вспоминаю рассказ А.П.Чехова «Душечка». Сам автор душечку не любил, считая её мещанкой, не имеющей своего мнения. А вот Л.Н.Толстому душечка показалась потрясающей. Мне тоже очень понравилась героиня. Она чувствует потребность – быть кому-то нужной. И когда она нужна, она увлечена, молода, энергична. Она может свернуть горы. С первым мужем она занимается его театром, со вторым её интересует лес, продажи, с любовником-ветеринаром она пытается освоить и эту науку. Оставшись одна, она горюет, стареет. Но стоило появиться в её жизни Саше, сыну ветеринара, как она расцветает. Она делает с ним уроки, переживая, как трудно теперь учиться в школе, она заменяет ему мать. И она счастлива. Я уверена, человек счастлив, когда в нём нуждаются, когда ему есть для кого жить. Убери это – и не станет человека. Поэтому человек и не может быть один.

К сожалению, родители нередко в старости остаются одни. Дети вырастают, у них своя жизнь. Они не задумываются, что делают больно своим самым родным людям. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем Евгения Базарова, который где-то даже стесняется своих родителей. Он давно не был дома, но не спешит порадовать мать с отцом, заехав к ним на считанные дни. Гостит у Кирсановых, у Одинцовой. А родители скучают и страдают, особенно мать. Они очень любят своего сына.

Таким образом, проблема одиночества, одинокой старости будет всегда. Из-за непонимания, душевного равнодушия, каких-то иных причин. Может быть, такие рассказы, как «Телеграмма» К.Г.Паустовского и заставляют остановиться, задуматься: а мои родители не чувствуют себя одинокими? Нам, читателям, очень жаль старушку, и мы твёрдо знаем, поступать так, как Настя, нельзя, это бесчеловечно. Не забывайте своих родителей! Оставайтесь людьми!

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одиночество. Что может быть печальнее? Почему человек остаётся один? Можно ли этого избежать? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста К.Г.Паустовского.

Автор ставит в своём тексте проблему одиночества. Он рассказывает историю женщины, которая осталась одинокой в старости. «Дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные».

Мы застаём больную одинокую женщину последний раз гуляющей в саду, где «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым». Поздняя осень, сад облетел. Догорает жизнь нашей героини. Катерина Ивановна горько заплакала, не стыдясь своих слёз, и сказала своему спутнику: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Проблема, которую поднимает автор, заставляет задуматься о взаимоотношениях с близкими.

Позиция автора понятна: нельзя бросать родных людей, нужно заботиться о них. Одиночество – это страшно. Настя не навещает мать, ссылаясь на занятость. Но ничем нельзя оправдать душевную чёрствость дочери к своей матери. Писатель осуждает Настю и с огромным сочувствием относится к Катерине Ивановне. Старую женщину предаёт собственная дочь, обрекая на одинокую старость.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Нельзя предавать своих. Нужно быть благодарными собственным родителям, помогая им в старости, когда они особенно нуждаются в нашей поддержке и внимании, как когда-то маленькими в них нуждались мы. Никто не должен быть одинок. Но, к сожалению, одиноких людей немало по разным причинам. Одна из них - бездушие и чёрствость близких. Нужно всегда помнить: каждого ждёт старость и каждый имеет право рассчитывать на помощь родных людей.

В художественной литературе проблема одиночества поднимается часто, попробую привести примеры.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» над главным героем смеются мальчишки, бросая в него камни. За бедность его не любят и взрослые. Только после смерти односельчане узнают, что заработанные деньги Юшка отдавал на содержание чужой ему девочки, которую он воспитывал и платил за её обучение. Что мешало им узнать это раньше? Не шарахаться от него, как от проказы, а поговорить, помочь. И Юшка не был бы одиноким изгоем.

Одиночество человека – это следствие равнодушия и чёрствости людей, которые живут рядом с ним. Особенно страшно, когда человек одинок, потому что его забыли родные. Как ненужную вещь выкинули за ненадобностью. Поступая так, надо помнить, что старость ждёт всех. И тебя тоже могут сослать в утиль. Подумай об этом. Вспомни о родных! Скрась чьё-то одиночество!

Вариант 24

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. (2)Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтаксической, прагматической) она создаёт в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искажённые ценности и цели.

(3)Формируемое неверное сознание, в свою очередь, порождает не адекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям и планам дезинформатора.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дезинформация - это отсутствие (ноль) информации.

2) Задача дезинформации как особого типа информации состоит в формировании неверного сознания и порождении неадекватных стремлений и форм поведения, что и является конечной целью дезинформатора.

4) Дезинформация - это особый тип информации, формирующей неверное сознание, порождающее неадекватные стремления и формы поведения, что соответствует замыслу дезинформатора.

5) Задача любого дезинформатора - сформировать в аудитории неверное сознание, вызвать неадекватные стремления и формы поведения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом

другими словами

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,

последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п.

Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение ).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

углуУбить

отозвалА

обнялАсь

заселенА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЛЯГТЕ на коврик

красивый ТЮЛЬ

пара ВАРЕЖКОВ

к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ избирателям

много ГЕОРГИНОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Изображая Петербург, Гоголем используется синекдоха.

2) Каждый человек должен не только любить, но и заботиться об окружающем мире.

3) Тургенев писал, что «Базаров - мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски».

4) Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

5) Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшиеся через плечо.

6) Гомер в поэме «Одиссее» упоминал об использовании янтаря в качестве украшения.

7) По окончанию экзаменов вы получите аттестат.

8) Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрастались ярко-жёлтые первоцветы.

9) Размышляя над прочитанным произведением, видишь, что насколько главный герой изменился в лучшую сторону.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый,

благораспол..жение

компр..мисс,

соприк..снувшись,

обог..щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

достопр..мечательность, пр..стол,

квартирос..емщик, фортеп..янный,

под..грать, меж..нститутский,

бе..пошлинный, ди..баланс

о..бросить, на..пись

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстра..вая

проста..вавший

алюмини..вый

раскра..вать

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

неж..шься,

изуч..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Современные государства по форме национально-государственного устройства являются унитарными либо федеративными.

2) Мороз украшает город алмазами и жемчугами и рисует белые узоры на окнах домов.

3) Сад и поле и лес залиты утренним солнцем.

4) Специалистов-водителей не хватало как в тылу так и на фронте.

5) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.

16. Расставьте знаки препинания:

Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

20. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)22 2)2 3)24 4)4

21. Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 17 4) 4

23. Среди предложений 13-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24.«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется А ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, Б___, В___ – также подчёркивают замысел автора.

Г___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) фразеологизм

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 24

Таким образом

Углубить

Поступок

Пара варежек

Обогащение

Беспошлинный дисбаланс

Алюминиевый

Изученный

Невысокий

Чтобы также

error: Content is protected !!