Роль прототипов в создании художественного образа. Художественный образ. Образ и понятие. Термин. Тот самый Мюнхаузен

Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

В литературном произведении обычно бывают персонажи разных планов и разной степени участия в развитии событий.

Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей . В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.

О роли, которую отводят авторы своему герою, свидетельствуют так называемые «персонажные» заглавия литературных произведений (например, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Генрих фон Офтендингер» Новалиса). Это, однако, не значит, что в произведениях, озаглавленных именем одного персонажа, обязательно одно главное действующее лицо. Так, В.Г.Белинский считал Татьяну равноправной главной героиней романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а Ф.М.Достоевский считал ее образ даже более значи­тельным, чем образ Онегина. Заглавием могут быть введены не одно, а несколько действующих лиц, что, как правило, подчеркивает их равное значение для автора.

Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Литературный тип – персонаж, несущий в себе широкое обобщение. Иначе говоря, литературный тип – это персонаж, в характере которого общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.

Иногда в центре внимания писателя оказывается целая группа характеров, как, например, в «семейных» романах-эпопеях: «Сага о Форсайтах» Дж.Голсуорси, «Будденброки» Т.Манна. В XIX–XX вв. особый интерес для писателей начинает представлять собирательный персонаж как некий психологи­ческий тип, что иногда также проявляется в заглавиях произведений («Помпадуры и помпадурши» М.Е.Салтыко­ва-Щедрина, «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского). Типизация является средством художественного обобщения.

Прототип – определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.

Портрет как составная часть структуры персонажа, один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора. Виды портрета (детализированный, психологический, сатирический, иронический и т.д.).

Портрет – одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Портрет может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т.п. Особый тип описания – психологический портрет – позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», портреты героев романов и повестей Ф.М.Достоевского.

Художественный образ – это специфика искусства, которая создается за счет типизации и индивидуализации.

Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни.

Индивидуализация- воплощение человеческих характеров и их неповторимого своеобразия, личностное видение художником общественного и частного бытия, противоречий и конфликтов времени, конкретно-чувственное освоение мира нерукотворного и мира предметного средствами худ. слова.

Персонаж – это все фигуры в произведении, однако исключая лирику.

Тип(отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Герой - персона сложная, многоплановая.Это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы

Прототип- конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототип подменял проблему отношения искусства и действительным анализом личных симпатий и антипатий писателя. Значение исследования прототип зависит от характера самого прототипа.

  • - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Характер - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе . Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж ». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Нередко в литературе происходил процесс формализации характера героев, когда они превращались в «тип» какого либо порока, страсти и т.п. Создание подобных «типов» было особенно характерно для классицизма , при этом образ человека играл служебную роль по отношению к определенному достоинству, недостатку, наклонности.

Особое место в ряду литературных героев занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст - например, исторические персонажи романов.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Персонаж - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой ко ммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной

Художественный образ – это специфика искусства, которая создается за счет типизации и индивидуализации.

Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни.

Индивидуализация- воплощение человеческих характеров и их неповторимого своеобразия, личностное видение художником общественного и частного бытия, противоречий и конфликтов времени, конкретно-чувственное освоение мира нерукотворного и мира предметного средствами худ. слова.

Персонаж – это все фигуры в произведении, однако исключая лирику.

Тип(отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Герой - персона сложная, многоплановая.Это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы

Прототип- конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототип подменял проблему отношения искусства и действительным анализом личных симпатий и антипатий писателя. Значение исследования прототип зависит от характера самого прототипа.

Вопрос 4. Единство художественного целого. Структура художественного произведения.

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение, существующее как завершенный текст, это результат творчества писателя. Обычно произведение имеет заглавие, часто в лирических произведениях его функцию выполняет первая строка. Многовековая традиция внешнего оформления текста подчеркивает особую значимость заглавия произведения. После заглавия обнаруживается многообразные связи данного произведения с другими. Это типологические свойства, на основании которых произведение относятся к определенному литературному роду, жанру, эстетической категории, риторической организации речи, стиль. Произведение понимается как некое единство. Творческая воля, замысел автора, продуманная композиция организуют некое целое. Единство художественного произведения заключается в том, что

    произведение существует как текст, имеющий определенные границы, рамки, т.е. конец и начало.

    Так же у худ. произведения есть и другая рамка, ведь оно функционирует как эстетический объект, как «единица» художественной литературы. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в их целостности, что является важнейшим условием эстетического восприятия и к чему стремится писатель, работая над произведением.

Итак, произведение как бы заключено в двойную рамку: как условный мир, творимый автором, отделенный от первичной реальности, и как текст, отграниченный от других текстов.

Другой подход к единству произведения – аксиологический: насколько удалось достигнуть желаемого результата.

Глубокое обоснование единства литературного произведения как критерия его эстетического совершенства дано в «Эстетике» Гегеля. Он считает, что в искусстве нет случайных, не связанных с целым деталей, суть художественного творчества и состоит в создании формы, соответствующей содержанию.

Художественное единство, согласованность целого и частей в произведении относятся к вековым правилам эстетики, это одна из констант в движении эстетической мысли, сохраняющая свое значение и для современной литературы. В современном литературоведении утверждается взгляд на историю литературы как на смену типов худ. сознания: мифоэпического, традиционалистического, индивидуально-авторского. В соответствии с вышеназванной типологией художественного сознания собственно художественная литература может быть традиционалистической, где господствует поэтика стиля и жанра или индивидуально-авторской, где есть поэтика автора. Формирование нового – индивидуально-авторского – типа художественного сознания субъективно осознавалось как освобождение от разного рода правил и запретов. Меняется так же и понимание единства произведения. Следование жанрово-стилистической традиции, соблюдение жанрового канона перестает быть мерой ценности произведения. Ответственность за художественное начало перекладывается только на автора. У писателей с индивидуально-авторским типом художественного сознания единство произведение обеспечивается прежде всего авторским замыслом творческой концепции произведения, здесь и истоки самобытного стиля, т.е. единства, гармонического соответствия друг другу всех сторон и приемов изображения.

Творческая концепция произведения, уясняемая на основании художественного текста, и нехудожественных высказываний автора, материалов творческой истории, контекста его творчества и мировоззрения в целом, помогает выявить центростремительные тенденции в художественном мире произведения, разнообразие формы «присутствия» автора в тексте.

Говоря о единстве художественного целого, т.е. о единстве художественного произведения нужно обратить внимание на структурную модель художественного произведения.

В центре - Художественное содержание, где определяется метод, тема, идея, пафос, жанр, образ. Художественное содержание облекается в форму - композиция, худ. речь, стиль, форма, жанр.

Именно в период господства индивидуально-авторского типа художественного сознания наиболее полно реализуется такое свойство литературы,как ее диалогичность. И каждая новая интерпретация произведения есть одновременно новое осмысление его художественного единства. Так во множестве прочтений и трактовок – адекватных или полемических по отношению к авторской концепции, глубоких или поверхностных, исполненных познавательного пафоса или откровенно публицистических реализуется богатый потенциал восприятия классических творений.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Литературный тип - (тип героя) - совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей.

Основные моменты:

1) гиперболичность

2) эмоциональность

3) типичность (уникальность)

Х.о. двучленен, в нем пересекаются 2 плана: предметный и смысловой (подразумеваемый, скрытый).

Возможны 2 классификации худ.образа:

1) предметная (общество – человек – природа) – через портрет, персонажи, они тоже конкретны (осязаемы). Образ автора над ними.

Природа – интерьер, экстерьер, вещи, окружающие героя, детали: платок и т.д.

Общество – среда, народ, семья, мир (как Вселенная…)

Для Древних: человек – часть хора

2) обобщенно-смысловая – аллегория, символ, миф, архетип (коллективно-бессознательная)

Архетип – древнейший символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Это образ, передаваемый из поколения в поколение. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Фауст.

1) архетип мудрого старика;

3) дорога.

Внутренняя структура образов может возникать:

1) от внутрен. о

2) за счёт сравнений

3) противопоставление или сопоставление

Два пути возникновения образов:

1) придание;

2) наблюдение;

3) ассоциации

I. Худ образ – чисто речевое явление

II. Худ. образ – система конкретно чувств деталей, воплощающих содержание

Образ – сложная взаимосвязь деталей, он осязаем, пластичен, имеет конкретную форму. В х.о. создается нечто художественно новое, обладающее художественной ёмкостью.

Самое распространенное определение Х.О. – это субъективное отражение объективного мира.

Те́рмин (от лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).

Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа.

Пространственно-временная организация литературного произведения - хронотоп.

Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

В литературных произведениях отдельно выделяют образы времени и пространства:


Суточное

Календарное

Биографическое

Историческое

Космическое

Пространство:

Замкнутое

Открытое

Удаленное

Детализированное (предметно насыщенное)

Реально видимое

Представляемое

Космическое


Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот.

По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Хронотоп - структурная опора жанра.

Виды частных хронотопов по Бахтину:

Хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.

Хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.

Хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.

Хронотоп усадьбы (не Бахтин) - концентрическое, непринципиально замкнутое пространство.

Хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное.

Хронотип порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.

Крупный хронотоп:

Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии.

Тенденции современного хронотопа:


Мифологизация и символизация

Удвоение

Обращение к памяти персонажа

Усиление значения монтажа

Время само становится героем повествования

Время и пространство - неотъемлимые координаты мира.


Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности

Организует пространство произведения, водит в него читателей

Может соотносить разное пространство и время

Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять

Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.

Художественный вымысел – изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. В 4 веке Аристотель в трактате «Поэтика» утверждал, что основное отличие литературных сочинений от исторических произведений заключается в том, что историки пишут о тех событиях, которые происходили в реальности, а писатели – о тех, которые могли бы произойти. В литературе границы между ХВ и достоверности очерчены условно и подвижны. ХО – всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством (элемент или часть произведения, обладающий самостоятельным значением).

Прототип – реально существующий человек, чьими чертами автор наделил персонажа произведения. Соотнесённость героя и прообраза:1. Сходство значимое, необходимое для понимания смысла произведения, в этом случае автор сам указывает степень узнаваемости персонажа. 2. Автор может присвоить черты прототипа персонажу, но при этом литературный герой не должен восприниматься как двойник реального человека.

Автобиографизм – отражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости с героем.

14. Форма художественного произведения. Компоненты.

Художественное произведение есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма. Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Наиболее распространённой классификацией элементов художественной формы произведения – композиция, обусловленная содержанием. Сюжет главный элемент композиции: элементы сюжета, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, пролог, эпилог. Главные герои, их портреты, характеры.

Сапожкова Таисия.

Целью исследовательской работы стал поиск прототипов героев известных и изучаемых в школьной программе литературных произведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исторические прототипы литературных героев:

«Нет вымысла без правды».

Почти у каждого литературного персонажа есть свой прототип - реально существовавший человек. Иногда это сам автор, иногда - историческая личность, иногда - знакомый или родственник автора. Часто прочитав то или иное произведение, впечатлившись событиями и героями, описанными автором, хочется знать, а действительно ли существовала эта личность, кем был этот человек на самом деле без вымысла писателя, и какие черты характера приписал ему автор?

Целью моей исследовательской работы стал поиск прототипов героев известных и изучаемых в школьной программе литературных произведений. Но изначально определим, что же такое прототип.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Процесс переработки, типизации прототипа Максим Горький определил так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью „домысливать“ человека». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации Прототипа в художественном образе.

На переработку Прототипа в образ нельзя смотреть лишь как на выражение отношения автора к данному Прототипу.

Значение исследования Прототипа зависит от характера самого Прототипа. Чем более ярким явлением общества и истории является Прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

В одном из самых значительных произведений русской словесности «Евге́ний Оне́гин» (1823-1831), - романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина , - на широком фоне русской действительности показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции . Роман, по словам Пушкина, был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Определение прототипов тех или иных персонаж ей романа занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился обширный материал, посвященный попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами.

Изучив большой объем материалов историков – литературоведов, я столкнулась с тем, что нет единого мнения о личности прототипа главного героя романа – Евгения Онегина . Это дает повод согласиться с мнением о том, что образ героя собирательный. Приведу лишь самые часто встречающиеся имена возможных прототипов Евгения Онегина.

Александр Пушкин называл главного героя своего романа в стихах – Евгения - своим приятелем. Поэт даже оставил рисунок, известный многим, на нем поэт изобразил на фоне Петропавловской крепости себя вместе с Онегиным. На вид Евгений старше Пушкина на несколько лет, не худой, носит усы, на нем боливар, виден стоячий воротник. Этот рисованный образ явно не похож на того Онегина, который считается классическим. Рисунок должен был, по замыслу автора, стать основой портрета, который был бы помещен на обложке первой главы романа. Значит, он придавал особое значение этому изображению.

Прототип образа главного героя в романе "Евгений Онегин" - это русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель; Член Российской Академии - Павел Александрович Катенин. Гвардии полковник, участник боевых действий в Отечественную войну 1812, декабрист Павел Катенин ненавидел Александра I и участвовал в разработке планов его убийства, состоял в Союзе Спасения. Летом 1817 г. возглавлял одно из двух отделений тайного Военного Общества - промежуточной организации, действовавшую в период между Союзом Спасения и Союзом Благоденствия. Его песня о свободе стала гимном декабристов, за что он и был уволен в отставку в сентябре 1820 года.

Дружба Катенина и Пушкина была хорошей подпиткой для творчества Александра Сергеевича.

П.А. Катенин славился неуживчивым характером и порвал с декабристами, поэтому на Сенатскую площадь не вышел. Был выслан из Петербурга в 1822 году и поселился в своем имении в Костромской губернии, где вел одинокую жизнь, занимаясь литературной деятельностью.

Па́вел Алекса́ндрович Кате́нин

Другим, еще более известным прототипом Евгения Онегина считают Пётра Яковлевича Чаадаева, друга Пушкина, упомянутого поэтом в первой главе романа. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.

Русский философ, публицист, П. Чаадаев родился в Москве в дворянской семье. Его дедом по линии матери был известный историк и публицист князь М. М. Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 году он поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А. С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым и другими в последующем видными деятелями своего времени. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. В 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу. Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу.

В 1816 году в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом А. С. Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три стихотворных послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами «К портрету Чаадаева»:

«Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он – офицер гусарской».

Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 году в связи с южной ссылкой Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь. 19 октября 1836 года Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в котором спорил со взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в Философическом письме. За эти письма Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и обречен на отшельничество в своем доме на Басманной улице, где его посещал врач, ежемесячно докладывавший о его состоянии царю. Умер Чаадаев в Москве в 1856 году.

Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».

Еще одной претенденткой на роль прототипа Татьяны Лариной стала Н.Д.Фонвизина - вдова генерала-декабриста, проведшая многие годы в сибирской ссылке вместе с мужем. Н.П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по ее мнению, Пушкин с нее написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в ее жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у нее был роман с молодым человеком, который от нее отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в нее влюбился, но был ею отвергнут».

Предполагается также, что у Татьяны Лариной в современном Пушкину обществе мог быть и другой живой прототип - известная светская дама, красавица - супруга генерал-губернатора Новороссии графа М.С. Воронцова - Елизавета Ксаверьевна, за которой волочился один из друзей Пушкина – также прототип Евгения Онегина. Графиня Воронцова Е. К. - ослепительная мастерица флирта, любящая общество блестящих кавалеров, очаровывала каждого. Ее красота, легкость и манящая недоступность вскружили голову молодого поэта. Она, по этой версии, и становится прототипом Татьяны Лариной, наброски которой влюбленный Пушкин делает в Гурзуфе. Елизавета отвечает ему взаимностью и дарит знаменитый перстень – «талисман». Сердечные дела Пушкина полны страстей и переживаний. Сын генерала Раевского - Николай - сам очарован графиней и всячески помогает Александру Сергеевичу в устройстве его встреч с Елизаветой…

Владимир Ленский - Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт, писатель и общественный деятель, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею. "Я по отцу и по матери точно немец, но не по языку; - до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык - русский..." Так писал о себе уроженец Эстонии Вильгельм Карлович Кюхельбекер. С открытием Лицея судьба свела его с Пушкиным, Пущиным, Дельвигом, Малиновским и другими будущими знаменитостями. Вильгельма они любили, но одновременно не упускали случая подразнить долговязого, глуховатого, заикающегося, мечтательного и очень вспыльчивого товарища.

Не менее узнаваемые персонажи действуют в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Самого главного героя - Чацкого - критика чаще всего связывает с именем Чаадаева, (в первоначальном варианте комедии Грибоедов писал "Чадский"), хотя и сходится на том, что образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека, это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный "герой времени". Если вы помните, то автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Орловский – прототип Чацкого (И.Якушкина). с читают Якушкина (Ивана Дмитриевича) - один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г.

Для создания образов главных действующих лиц великого романа «Война и мир» Лев Николаевич Толстой использовал истории судеб своих современников, их мировоззрения, черты характера, внешнего облика.

Так, прототипов Андрея Болконского было несколько. Его трагическая гибель была "списана" Толстым с биографии реального князя Голицына. Дмитрий Николаевич Голицын родился в 1786 г., в семье аристократа Николая Алексеевича Голицына, который большую часть жизни провел при дворе и за границей, 7 лет был послом в Швеции, имел звание сенатора и чин тайного советника. Ему принадлежало подмосковное имение Архангельское, где принимали даже высочайших особ. Князь Дмитрий был записан на службу в московский архив министерства юстиции. Вскоре император Александр I пожаловал его в камер-юнкеры, а потом в действительные камергеры, что было приравнено к генеральскому званию. В 1805 г. князь Голицын поступил на военную службу и вместе с армией проделал кампании 1805-1807 гг. В Отечественную войну 1812 г. Голицин участвовал в приграничных сражениях в составе 2-й русской армии генерала Багратиона, бился на Шевардинском редуте, а потом оказался на левом фланге русских порядков на Бородинском поле. Защищал Семеновские флеши. В одной из стычек был тяжело ранен осколком вражеской гранаты. Однополчане вынесли его с поля боя. После операции в полевом лазарете его отправили в Москву в родительский дом. Но там уже готовились к эвакуации. Раненого, чье состояние внушало врачам большие опасения, решено было везти в безопасный Нижний Новгород. Во Владимире сделали остановку. Майора Голицына поместили в одном из купеческих домов на крутом холме на Клязьме в приходе Вознесенской церкви. 22 сентября, почти через месяц после Бородинского сражения, Дмитрий Голицын скончался.

Татьяна Берс была самой большой любовью брата великого писателя Льва Толстого - Сергея, которого будущий классик обожал. Как было Толстому удержаться и не вывести Танечку Берс в образе самой обаятельной своей героини? Под его пером постепенно рождался образ Наташи Ростовой , прелестного юного создания, светящегося изнутри от счастья и искренности. Естественность манер, ошибки во французском, страстное желание любви и счастья, присущие реальной Татьяне Берс, придали законченность образу Ростовой.

Как ни странно, Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать образ Украины и ее народа, не воспроизводя ни реальных событий, ни конкретных прототипов. В повести "Тарас Бульба" Гоголь поэтизировал духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. По словам Белинского, автор "исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ". Однако повесть задумана настолько органично и ярко, что читателя не покидает ощущения его реальности. Действительно, у Тараса Бульбы мог быть прототип. По крайней мере, был человек, судьба которого схожа с судьбой главного героя. И этот человек тоже носил фамилию Гоголь. Остап Гоголь родился в начале XVII века, возможно, в подольском селе Гоголи, основанном православным шляхтичем с Волыни Никитой Гоголем. Накануне 1648 г. он был ротмистром "панцерных" казаков в польском войске. В начале 1654 г. он стал командовать Подольским полком. В июле 1659 г. полк Гоголя принял участие в разгроме москалей под Конотопом.

В 1664 г. на Правобережной Украине вспыхнуло восстание против поляков и гетмана Тетери. Гоголь поддержал восставших, но затем, как уже не однажды было, он снова перешел на сторону противника. Причиной тому стали его сыновья, которых гетман Потоцкий держал заложниками во Львове.

В конце 1971 г. коронный гетман Собеский взял Могилев, резиденцию Гоголя. При обороне крепости погиб один из сыновей Остапа. Сам полковник бежал в Молдавию и оттуда прислал Собескому грамоту о своем желании подчиниться. В награду за это Остап получил село Вильховец. Грамота о жаловании имения послужила деду писателя Николая Гоголя как свидетельство его дворянства. Полковник Гоголь стал гетманом Правобережной Украины. Он умер в 1979 г. в своей резиденции в Дымере, похоронен в Киево-Межигорском монастыре неподалеку от Киева.

Как видим, аналогия с повестью очевидна: оба героя - запорожские полковники, оба имели сыновей, один из которых погиб от рук поляков, другой перешел на сторону врага. Таким образом, далекий предок писателя вероятнее всего и был прототипом Тараса Бульбы.

"Два капитана"

Внимательно следили за событиями современности и русские советские писатели. Вениамин Каверин говорил о прототипе своего героя так: "Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле. Ясный ум и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении". Писатель встретился с Георгием Львовичем Брусиловым впервые в 1932 году, когда ученый готовил к защите свою кандидатскую диссертацию. Подробности его биографии очень четко выписаны в романе, но сам прототип никогда не стремился к славе героя. Даже сын Брусилова, читая в детстве роман "Два капитана", не сопоставлял ее сюжет с судьбой отца. Брусилов, руководитель экспедиции на "Св. Анне" (прототип судна "Св. Мария") - прототип известного полярника Седова. Прототип Сани - знаменитый полярный лётчик Сигизмунд Александрович Леваневский - один из первых Героев Советского Союза. Он погиб 12 августа 1937 г., когда на четырехмоторном бомбардировщике Н - 409 совершал перелет из СССР в США через Северный полюс. После 20 часов полета связь с экипажем оборвалась. На поиски Н - 409 были брошены 24 самолета и один дирижабль, но все усилия оказались тщетны. Дирижабль в итоге разбился, находившиеся на его борту спасатели погибли.

Я привела лишь несколько эпизодов результатов своего исследования.

Методы: интерактивный метод, объяснение учителя, беседа, коллективный опрос, тестирование, кооперативно-групповая работа. Для интерактивного обучения расположение парты и учащихся выбираю положение № 3 , создание кластера.

Тип урока : урок “открытия” нового знания

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка отсутствующих и присутствующих на занятии учащихся.

Ребята, декабрь знаменателен многими событиями . С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с днем президента Республики Казахстан, с Днем независимости, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом, с зимними каникулами)

Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).

(На фоне песни “Дорога”)

...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной,в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина , от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)

Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)

Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слово учителя . В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге?.. (Русская женщина).

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “ Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Беседа с учащимися:

Какова основная тема творчества Н . А . Некрасова? ( Тяжёлая жизнь русского народа)

Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня - человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять.Недаром, даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки).

III . Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)

Тема нашего урока “ Поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины” Художественные образы и их реальные исторические прототипы. Сюжеты двух поэм. Героическое и лирическое начала в поэмах .

Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке, чтобы изучить новую тему?

1. Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы .

2. Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;

3. Какое место занимает поэма в современной литературе.

ІІІ . Реализация построенного проекта.

Первая задача которую мы должны выяснить. Какие исторические события легли в основу написания поэмы .

К этому уроку, ваши одноклассники изучили исторические события и подготовилиматериал. Прошу Вас выходите к доске. Под показ слайдов выступают 4 заренее подготовленных ученика.

Историческая обстановка .

Вспомним наши правила урока: (можно написать на доске)

    Не перебиваем!

    Отвечаем кратко!

    Ценим время!

    Не отвлекаемся от заданной темы.

    Умение слушать других.

Ребята, а что вы узнали о восстании декабристов 14 декабря 1825г.? (Все выступления сопровождаются показами слайдов по темам)

1) Николаевская Россия .

В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая первого .

2 ) Восстание декабристов.

Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, то есть опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев - Апостол, М.П.Бестужев - Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь . Князь Сергей Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.

3) Жены декабристов . Восточная Сибирь.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Возвращение декабристов из ссылки в 1856 году вызвало широкий отклик в передовом русском обществе. Тридцать лет пробыли декабристы на каторге и в ссылке. К моменту амнистии в 1856 году из ссыльных декабристов в живых осталось всего лишь девятнадцать человек. До возвращения декабристов и первое время после их возврщения было запрещено даже упоминание о них в печати. Некрасов вынужден был с большой осторожностью рассказывать о самих декабристах и о событиях 14 декабря 1825 года.

- Спасибо ребята, что изучили исторические события и проделали хорошую работу. Прошу вас, садиться.

2. История создания поэмы . «Русские женщины» - это поэма о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров –декабристов, которые невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку в далекую Сибирь. Они отказались от богатства и удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных.

Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание писателя, тем более что прямо сказать и думать писать о героическом мужестве самих декабристов было нельзя из-за цензурных запретов.

В 1869 году он пишет первую из поэм цикла – «Дедушка» - о декабристе, вернувшемся стариком из сибирской ссылки. Реальным прототипом «дедушки» являлся князь Сергей Николаевич Волконский, муж Марии Волконской – героиней поэмы «Русские женщины». Эта поэма, написанная в 1871-1872 года, одно из наиболее значительных произведений поэта. Она объединяет две поэмы, тесно связанные между собой общей темой – «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание).

- Молодцы. С делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.“Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей объединенных общей темой ) .

Говоря о героинях своих поэм, Некрасов восклицал:

Пленительные образы!Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что нибудь прекрасное встречали.

Их имена забыться не должны.

Выбор темы также связан с событиями, глубоко пережитыми самим Некрасовым. В Сибирь на каторгу, был сослан друг Некрасова Н.Г.Чернышевский и сотни других людей.

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. Сам Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла! (В этом году, как видите, поэме исполняется 143 года )

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” написана в 1872 году, опубликована в 1873г. (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”.Некрасову было известно, что у сына Волконской хранятся записки его матери, и он очень хотел их прочесть. Задумав поэму, Некрасов настойчиво просил сына Волконской дать “Записки”, при этом ссылался на то, что данных у негоо Марии Николаевне гораздо меньше, чем о Трубецкой, и образ ее может выйти искаженным. Михаил Сергеевич Волконский после долгого отказа, в конце концов, согласился сам прочесть Некрасову записки матери. В течении нескольких вечеров Волконский читал «Записки», а поэт слушая, делал заметки и записи. «По нескольку раз в вечер, -вспоминает Волконский, -Некрасов вскакивал и со словами: «Довольно, не могу », бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой). Аслександр Сергеевич Пушкин послал через нее к декабристам свое знаменитое «Послание в Сибирь» , в котором выразил горячую веру в грядущую свободу. Кто расскажет отрывок из послания?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

2. Второй проект: Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии .

Для выяснения начнем работ у с текстом поэмы. Домашнее задание было прочитать поэму .

Кто является главной героиней первой части? (героиней первой части является княгиня Трубецкая)

- С кем прощается княгиня Трубецкая? (она прощается с родными)

- Как провожает ее отец? ( Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь )

- Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Прочитайте 3 –ю строфу (О , Видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет, прости родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись – я дочь твоя !)

Подчеркните два основных слова на ктором держится поэма . Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма

Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? (долг и гордость)

- Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц.Это спор, это противостояние, это борьба).

Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вследза мужем).

    • Чем заканчивается поэма о Трубецкой? (заканчивается сценой победы Трубецкой над губернатором)

Учитель: Николай первый, опасаясь, что благородный поступок жен декабристов вызовет к ним сочувствие в обществе, дал указание всячески мешать им в осуществлении их намерения. Жены декабристов в Иркутске должны были подписать особый документ, отказаться от всяких гражданских прав. Текст этого документа приводит в своих записках М.Н.Волконская (текст проецируется на экран)

« Вот содержание бумаги, которую я подписала:

§1. Жена, следуя за своим мужем, продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, т.е. будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльно-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.

§2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

§3.Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено... ».

Учитель: Некрасов не стремился к фотографической точности, к зарисовке исторического портрета «Декабрист о к». Для него «декабристки» -прежде всего передовые русские женщины.

Вопросы можно раздать в виде карточек или провести фронтальный опрос.

- Кто является героиней второй части поэмы? (героиней второй части поэмы является княгиня Волконская)

- Какой он показывает Волконскую в начале поэмы? (он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой « царицею бала » ) .

- От чего пришлось отказаться Марие Николаевне чтобы поехать в Сибирь? (отказалась от положения в свете, от богатого состояния, от всяких прав и привелегий даже от сына)

- Кто в Москве внушает бодрость и веру Марии Волконской в том, что ее подвиг не напрасен? Выразительно прочтите отрывок поэмы.

(Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин напутсвует ее прекрасными словами)

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!...

    • Как рисует в этом напутствии Некрасов образ Волконской? (он рисует благородный и светлый образ самой Марии Волконской)

      Правильно, с душевной чистотой и гордым терпеньем проявляют себя героини поэмы на всем протяжении своего трудного пути.

      Какие картины быта России проходят перед Трубецкой и Волконской в дороге? (в дороге перед ней как и перед Трубецкой, проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа)

      Как в поэме матери и жены провожают рекрутов в солдатскую службу? (горькими стонами, плачем они провожают рекрутов)

      Сравните проводы в содатскую службу в наше время с царским временем. (Мы провожаем братьев в армию всей семьей, с улыбкой. Устраиваем вечер, посиделки, праздничный ужин.)

      Сколько лет служили в царской армии, а сколько сейчас служат у нас? (В царской армии служили бессрочно, то есть всю жизнь, а внаше время всего год.)

      Как повлияли эти дорожные впечатления на на Волконскую? (они наполнили Волконскую негодованием против произвола царя)

      К кому она почувствовала сочуствие и любовь? (Она сочуствовала и полюбила русский народ).

      Исполнила ли Волконская свой долг перед мужем? (Да, она исполнила свой долг)

      Как вы думаете, каким героическим пафосом проникнута встреча с мужем, когда она, увидав мужа в оковах, целует их? (Она поцеловала оковы, потому что она поняла, что ее муж был патриотом своей родины, и эти оковы он носит не зря).

      Сделайте кластер. 1. Сравните образы Волконской и Трубецкой. В чем их схожесть. 2. Кластер поэмы.

княгиня Волконская

княгиня Трубецкая

Н.А.Некрасов

поэма-дилогия

    • Подведем вывод по второй задаче, Некрасов выразил свои симпатии народу, декабристам и декабристкам они настоящие герои поэмы, антипатии выразил царскому самодержавию и крепостничеству.

Учитель: По последнему третьему проекту. Какое место занимаетпоэма в современной литературе можем сказать, что поэма “Русские женщины” – одно из самых ярких произведений русской класической поэзии.

Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам , потому – что их след остался не только в истории но и в памяти народа. Так как история это и есть память народа. (показываю на слайде современно фото Сенатской площади)

І V . Подведение итогов урока.

    • Для подведения итогов урока и проверки прочности усвоенного материала предлагаю ответить на тест.

Тест.

1. Какова основная тема поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

а) судьба декабристов,

б) величие и сила духа русской женщины-дворянки

в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск

г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа

2. Выделите идею (основную мысль) поэмы

а)трагическая судьба русской женщины,

б)обличение светского общества,

в) духовное величие русской женщины,

г)подвиг декабристов)

- Какая проблема звучит в тексте?

а) Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига

б ) проблему долга .

в) любовь

г) патриотических чувст

- Итак, мы полностью раскрыли тему урока “Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”.

Молодцы, вы усвоили тему и цели сегодняшнего урока. Спасибо за участие.

Выставляю оценки.

V . Домашнее задание. Инструктаж его выполнения . Подготовиться к анализу поэмы, выполнить творческие задания со стр. 124-125.

error: Content is protected !!