Сноубординг для новичков: выбираем доску и учим правила склона. Правильные техники катания на сноуборде

Еще 20 лет назад позволить себе такое удовольствие могли немногие. Ситуация стала меняться как благодаря строительству новых склонов и горнолыжных курортов в стране, так и доступности снаряжения, необходимого для катания.

И если с катанием на горных лыжах все теоретически понятно, то освоение сноуборда для начинающих - настоящая загадка.

Как Такой вопрос мучает тех, кто еще не умеет, но хочет научиться. Конечно, обучение лучше доверить опытному инструктору или другу, который давно и уверенно катается, но, по крайней мере, понять теорию лучше до первого опыта катания.

Одежда и экипировка

Первое, не совсем относящееся к катанию, но необходимое, - это выбор одежды и мер защиты. Одежду лучше приобрести специализированную, не промокающую и не стесняющую движения. желательно дополнить шлемом, наколенниками и защитными шортами, так как падения в процессе обучения неизбежны, лучше обезопасить себя от получения травм.

Ботинки подбираются таким образом, чтобы они жестко фиксировали ногу и при этом не давили. Болтающийся на ноге ботинок является травмоопасным. Комфортнее надевать ботинок на высокий носок.

Немного теории

Перед тем как кататься на сноуборде, а точнее,начать его осваивать, необходимо определить свою ведущую ногу, так как в зависимости от этого настраиваются крепления, и определяется, какая нога будет впереди во время катания. Один из вариантов - заскользить по полу (как на коньках) и посмотреть, какая нога сделает первый шаг.

Крепления сноуборда, которые располагаются примерно на ширине плеч, нужно затягивать достаточно туго, чтобы ботинки в них не перемещались, при этом они не должны давить. После того как сноуборд был одет впервые, можно встать на нем и немного попрыгать, чтобы определить, правильно ли застегнуты крепления. На этом подготовительные этапы закончены.

Обучение катанию

Существует несколько методик обучения, однако споров о том, как правильно кататься на сноуборде, не ведется, тут все прозрачно: ноги должны быть слегка согнуты в коленях, руки помогают осуществлять управление. К слову сказать, ботинки изготовлены таким образом, что выпрямить в них ноги - задача не из простых. Однако техника катания на сноуборде появляется намного позже умения на нем кататься, и ставится или инструктором, или приходит на интуитивном уровне.

Основные навыки

  1. Одно из базовых умений, которые необходимо освоить перед тем, как кататься на сноуборде - стоять на доске на ровной поверхности. Если это получилось, можно переместиться на небольшой склон для начинающих, где предстоит научиться держать равновесие и освоить катание на кантах. У доски их два: если встать на нее, поставив ноги на крепления, то передний будет располагаться на стороне мысов ботинок, а задний на стороне пяток.
  2. Для первого дня занятий будет изумительно, если получится научиться соскребаться по склону на заднем канте и ездить "елочкой", перемещаясь из стороны в сторону поперек него. В дальнейшем необходимо освоить торможение, которое осуществляется мысами ног. Так, если слегка разогнуть их, доска начнет двигаться вперед, согнуть - останавливаться.
  3. Освоение переднего канта. В предыдущем параграфе описывалось то, как перемещаться на заднем канте, теперь то же самое нужно сделать, встав лицом к склону и стоя на переднем канте. Сначала осваивается сползание на канте вниз, при этом управление также осуществляется мысками, затем нужно научиться кататься "елочкой" и тормозить. Многим психологически трудно начать кататься на переднем канте, и в основном первое время перемещение осуществляется в паре с обучающим, взявшись за руки. Только кажется, что это просто, на практике для приобретения данных навыков может потребоваться несколько дней, но дальше придет чувство баланса и обучение пойдет быстрее.
  4. Езда вращением, которое достигается за счет переходов с переднего на задний кант и обратно. Такое себе кружение в вальсе на сноуборде... Для осуществления поворота необходимо чуть сместить в сторону вращения, как бы рисуя поворот, одновременно чуть больше сгибая носки ног. Для обратного перехода на передний кант необходимо сделать то же самое, только с другой ногой.
  5. Упражнение, освоив которое, можно постепенно переходить к самостоятельному катанию на пологих склонах, по сути, основано на предыдущем, только доску не нужно разворачивать полностью, а необходимо научиться пекидывать вес тела с переднего на задний кант, но всегда оставаясь ведущей ногой вперед.

Когда перечисленные выше пять базовых упражнений усвоены, можно сказать, что начальное обучение катанию прошло успешно, а дальше следует только их отрабатывать и выполнять новые для совершенствования своего стиля.

Таким образом, не нужно гадать, как кататься на сноуборде - это не так сложно, как кажется, нужно только не бояться падать и проявить немного упорства.

Сноуборд – это модно, весело и очень увлекательно. Но как научиться правильно кататься на сноуборде? Для этого можно попросить друзей, нанять инструктора или просто прочитать несколько рекомендаций. Вот увидите, ничего сложного в этом нет!

Сноубординг – это спорт рискованный, который еще и имеет свои правила поведения на склоне, езды, остановок, торможения… Что же говорят все эти предписания?

  1. Правило первое: уважение к другим . Мы все должны вести себя на склоне так, чтобы не мешать окружающим людям, не навредить им и себе. Мы также отвечаем за исправность своего оборудования.
  2. Правило второе: контролируем скорость . Управляемое движение – залог нормального спуска по склону и отсутствия травм, а управляемым наше движение станет только тогда, когда мы осознаем свои возможности и сравним их с окружающими условиями – снегом, склоном, ветром, количеством людей на склоне. В переполненных местах для катания едем медленно, не торопимся, движемся в поле границ зрения, у подъемников не разгоняемся, мест с ограниченной видимостью избегаем.
  3. Правило третье: выбираем направление . Тот, кто едет сзади, выбирает направление так, чтобы не мешать едущему впереди. Пусть сноуборд – спорт свободный, но у того, кто впереди, всегда будет преимущество, а это значит, что мы сохраняем дистанцию и предугадываем движения едущего у нас впереди.
  4. Правило четвертое: обгоняем . Идти на обгон мы можем так, как только душе будет угодно: сверху и снизу, слева и справа. Но только при одном условии – оставляем достаточно места для маневра обгоняемому (вне зависимости от того, едет он или стоит на месте).
  5. Правило пятое: выходим и начинаем движение . Выходя на уже размеченную трассу или только начиная двигаться после остановки, смотрим в направлении вершины склона, чтобы точно быть уверенным в том, что от резкого нашего движения никто не пострадает.
  6. Правило шестое: останавливаемся на склоне . В местах, где трасса сужается или делает крутой поворот, остановиться – очень плохая идея. Даже после падения этот участок нужно сразу покинуть.

Последние, но не менее важные правила, которые нужно соблюдать, говорят нам помнить о разметке на трассе, оказывать помощь соседям по склону и обмениваться с ними контактными данными после неприятных происшествий.

Надевать сноуборд нужно одним из двух способов:

  • либо стоя на каком-либо ровном месте (на площадке или пологом склоне), чтобы доска не уезжала из под сноубордиста;
  • либо сидя на снегу.

Второй способ более подходит новичкам – он проще!

Итак, ставим ногу в паз крепления на доске, застегиваем верхнюю клипсу крепления до конца, а затем и нижнюю. Делать это нужно достаточно туго, чтобы нога не «болталась», но важно и не перетянуть – застежки не должны пережимать сноубордисту ногу.

Снимается доска совсем просто – нужно просто открыть крепления!

Учимся кататься на сноуборде

Для каждого стиля езды существует своя доска с определенной формой и размером. Все доски имеют носок и пятку, а на каждой из них есть кант, позволяющий правильно нагружать доску. К примеру, для фристайла нужна мягкая доска, а для высоких скоростей – максимально жесткая.

  • Фристайл – свободный стиль езды, в который включены различные трюки: перевороты, сальто, прыжки и т. д. Для фристайла нужна легкая доска с одинаковым носом и хвостом, мягкие ботинки и крепления, максимум экипировки.
  • Фрирайд (свободное катание) – это катание по целине, где нет специальных трасс. При такой езде снег прессуется под доской до тех пор, пока не сможет поворачивать катающегося. На ледяных склонах этот процесс происходит быстро, на «пухляке» – медленно. Для такого катания нужны широкие и длинные доски, мягкие ботинки и крепления для них, специальная экипировка.
  • Карвинг – это катание на высоких скоростях по заранее подготовленным трассам. Эта техника достаточно сложна, и чтобы научиться ей, нужно немало времени. На отечественных горнолыжных курортах практически нет специальных трасс, поэтому и карвинг у нас развит слабо. Для этого стиля нужна жесткая доска, жесткие ботинки и крепления к ним.
  • Джиббингом называют технику, при которой сноубордист катается по всем возможным поверхностям… кроме снега. Но чтобы освоить эту технику, придется сточить кант на доске и навсегда попрощаться с гладкой глянцевой поверхностью для катания на ней.
  • Бордер-кросс – техника, которая используется на Олимпийских играх, где спортсмены должны проехать сложную трассу с множеством трамплинов и преград. К счастью, счет времени здесь отсутствует.
Итак, как же стоять на сноуборде?

Ноги согнуты, вес равномерно распределен на обе ноги. Такая стойка называется «50 на 50». Корпус тела нужно расположить прямо, слегка повернуть таз вперед, руки расслабить. Одна рука направляется вперед, а другая в сторону, чтобы легко можно было найти баланс.

Теперь остается выбрать одну из двух позиций – бэксайд (лицом к горе) и фронтсайд (лицом к спуску). Все, можно ехать! Но как тормозить и поворачивать?

Торможение (как и поворот) начинается с переноса веса на переднюю ногу. Несмотря на тот факт, что при наборе скорости мы инстинктивно отклоняемся назад, при торможении этого делать не стоит – мы упадем.

Чтобы облегчить себе задачу и побороть страх, можно дотянуться кончиком пальцев одной руки до носа доски.

Развесовка при торможении и повороте должна быть следующей: 30% веса отдаем на ногу, стоящую сзади, и 70% — на переднюю ногу. Руки при этом можно выставить перед собой.

  • Чтобы затормозить при помощи заднего канта , руки нужно отвести в сторону, направив их к спине, переместить вес на переднюю ногу – доска начнет поворачивать. В результате этого мы разворачиваемся или опираемся на пятку передней ноги и останавливаемся.
  • Чтобы затормозить на переднем канте , руки нужно направить к груди. Вес тела переносится на переднюю ногу, и мы опираемся на ее мысок, чувствуя, как доска разворачивается.
Падать можно как вперед, так и назад. При падении вперед ноги нужно чуть согнуть, чтобы уменьшить высоту падения, выставить вперед локти и согнуть их у груди, уменьшая удар на колени.

Подобное падение будет выглядеть так, будто мы собрались нырять в снег «щучкой». Голову нужно повернуть, чтобы не удариться лицом о твердую поверхность.

При падении назад центр тяжести также смещается ниже, подбородок прижимается к груди, а само падение выглядит так, будто мы решили просто перекатиться через спину.

Как подниматься на склон на подъемнике

Как же подняться на склон после захватывающей поездки вниз? На бугельном подъемнике желательно найти себе партнера по подъему, чтобы в случае потери равновесия на него можно было опереться.

Еще один способ – подъем с передней пристегнутой и отстегнутой задней ногой, которая поможет держать равновесие. Если в крепление застегнуты обе ноги, равновесие нужно возвращать небольшими прыжками.

Как правильно подобрать склон для катания

Где научиться кататься на сноуборде?

Чтобы выбрать подходящий склон для катания, ориентируйтесь на указатели . Все просто: для учеников и начинающих обычно есть специальные плавные и покатые трассы.

Для каждой техники катания чаще всего предназначен свой склон, важно лишь правильно оценить свои возможности, и смело отправляться его покорять!

Пытаться начать свой сноуборд-путь со склонов, предназначенных для других целей, к примеру, для бордер-кросса или карвинга, не стоит: даже если склон пустой, на нем всегда может оказаться кто-нибудь менее внимательный и более быстрый.

  1. Для катания нужно подбирать подходящую одежду , которая состоит из трех слоев:
    — базовый, включающий нижнее белье, который сохранит тепло тела и выведет влагу;
    — средний слой, состоящий из обычной одежды или одежды с флисовой подкладкой, которая дополнительно сохранит тело и отведет влагу от тела наружу;
    — внешний слой, представляющий собой куртку и штаны, который защищает тело от ветра и отталкивает влагу.
  2. Перед катанием желательно немного разогреться и сделать небольшую разминку, чтобы снизить риск получения травм.
  3. Не забудьте взять шапку, перчатки и очки : теплая одежда спасет от охлаждения, а очки защитят глаза от яркого солнца.
  4. Поднимаясь на склон , сноуборд можно нести сбоку от себя, подмышкой, держа его строго по центру или волоча по снегу (вариант для тех, кому не жалко своей доски), или же взять его за спину поперек своего тела и держать обеими руками.
  5. Катаясь, лучше делать это не в одиночестве : в компании не только веселее, но и безопаснее.
  6. Всегда смотрите по сторонам , пропускайте других и объезжайте тех, кто едет медленнее вас!

Как научиться кататься на сноуборде — видео

А теперь давайте посмотрим детальный видео-урок, который ответит на все ваши вопросы и поможет быстро научиться кататься на сноуборде.

А как вы учились кататься на сноуборде? Расскажите нам свою историю в поле для

Когда новички смотрят на катающихся на сноуборде, первое, что им приходит в голову: таким экстремальным видом спорта сложно овладеть. Но по факту, научиться тому, проще, чем кажется, и для этого даже необязательно проходить платные уроки со сноубордом или посещать специальные школы. Конечно, тут играет роль физическая форма и подготовленность человека, но обучение основам катания на сноуборде поддается всем, приступившим к этому начинанию с должным старанием.

Начать рекомендуется с выбора снаряжения, от этого зависят первые успехи в этом виде спорта. Можно пользоваться прокатным снаряжением, но такой вариант подходит, чтобы покататься 2-3 раза, попробовать новое. Но если же человек серьезно собирается разобраться, как научиться кататься на , без комфортного и подходящего по размеру снаряжения никуда.

Обувь

Начать следует с выбора обуви. Никаких особенных сложностей в выборе ботинок начинающего сноубордиста не поджидает: главное — подобрать обувь точного размера. Но отнестись к этому выбору следует ответственно: ботинки должны быть самой удобной частью экипировки. Они не должны жать, не стоит надеяться на то, что обувь разносится, но при этом ботинки должны плотно прилегать к ноге.

Важно! Следует обратить особое внимание на прилегание пятки к ботинку. Необходимо исключить хождение пятки вверх-вниз.

Защита

Затем следует выбрать защиту:

  • подшлемник и шлем,
  • защита копчика,
  • наколенники,
  • маска-очки,
  • защита спины.

Здесь ключевой фактор тот же — удобство использования. Все элементы защиты должны плотно прилегать, не болтаться и не шататься. Важна не только безопасность, но и чувство безопасности, которое психологически поможет быстрее освоиться с основами езды на сноуборде.

Обратите внимание! Крайне не советуется игнорировать покупку защиты.

Доска и крепления

Тут есть несколько основных советов:

Во-первых, покупать доску после обуви и защиты. Желание купить в первую очередь доску ожидаемо, это частая и понятная ошибка. Но подобрать доску под остальную экипировку (особенно под ботинки) значительно проще, чем наоборот.

Во-вторых, сначала купить б/у доску. Сноуборд будет царапаться, повреждаться. И переживания о сохранности новенького спортивного снаряда не поспособствуют комфортному обучению. Мало кто может сразу угадать, какой стиль езды понравится больше: длинная доска для скорости, или короткая для маневренности (помимо этого, размер доски зависит от роста человека), постановка креплений посередине для универсальности или сбоку для фристайла. А возможно человека заинтересует , что потребует специальную доску. Заранее такие вещи не предугадать.

А вот по прошествии нескольких сезонов понять, какой стиль больше подходит и выбрать сноуборд исходя из этого будет куда проще, а старую доску всегда можно продать новичку.

Одежда

Следующее в очереди — подбор куртки, брюк, носков, перчаток и термобелья. Руководствоваться тут также следует в первую очередь удобством, а не стилем, как бы красочны некоторые костюмы не были. Термобелье должно эффективно испарять и быстро отводить влагу от тела, а не впитывать ее, а значит, следует выбирать белье из синтетики. Подбирать одежду нужно учитывая температуру в парке (наличие снега не гарантирует, что температура не будет плюсовой).

Основы катания на доске

Азы, о которых следует помнить, вставая на сноуборд впервые (да и всегда):

  • Не торопиться с обучением. Многие, едва устойчиво встав на доску, уже подумывают об экстремальной езде с зацепом на парашют или снегоход без подготовки или прыгают во фрирайд (спуск вне трассы, к примеру, в лесу).
  • Стоять на согнутых коленях. С прямыми ногами шанс получить травму выше, да и управлять доской в таком положении сложнее.
  • Вес сноубордиста должен быть распределен поровну между ногами либо в соотношении 70 к 30, когда большая часть веса приходится на переднюю ногу.
  • Корпус тела должен быть повернут в сторону движения.
  • Руки используются для удерживания равновесия. Ими нужно активно балансировать.

Ну а теперь можно направиться на горный склон.

Как привыкнуть к сноуборду

Перед началом учебы нужно определить переднюю ногу. Часто правши выбирают левую ногу, а левши правую. Их называют регулярами и гуфи соответственно. Когда человек становится на сноуборд в первый раз, для начала рекомендуется попрактиковаться в передвижении на ровной поверхности без уклона. Доска надевается на одну (ведущую) ногу, а вторая нога используется для отталкивания. Это поможет привыкнуть к неестественному вывороту ноги, ее скованности из-за крепления. Пристегивается сначала верхняя застежка.

После того как появляется прогресс, настает время усложнять упражнение: теперь нужно, оттолкнувшись свободной ногой поставить ее рядом с креплениями и постараться проехать по прямой не теряя равновесие. Конечно, это не самая веселая часть обучения, но для начала важно научиться держать равновесие на малых скоростях, чтобы привыкнуть к сноуборду.

Не стоит бояться падений и того, что езда будет некрасивой. Через это проходят все. Просто вставайте каждый раз и пробуйте снова. Это и есть путь из «чайников» в профессионалы.

Стойка и скольжение

Стоит разобраться с несколькими понятиями:

  • Угол между доской и склоном — угол закантовки. От этого угла зависит, с какой силой давит на снег.
  • Есть две техники закантовки: заклон и ангуляция. Отличие в том, что в первом случае сноубордист просто наклоняет свое тело относительно земли, а во втором случае делает то же самое, но при это сгибает тело в тазе или позвоночнике. Второй способ позволяет добиваться переноса центра тяжести с меньшим уклоном центра тяжести в сторону.

Стороны не равнозначны. У сноуборда 2 канта, передний и задний. Для начала следует освоить движение на заднем канте. Для этого нужно поднять носки и вдавить в землю, при этом доска не будет скользить вниз. Затем следует понемногу отпускать задний кант. В этот момент важно не забывать о согнутых ногах и балансировании руками. Делается это плавно, без рывков. Не резко давить вперед или назад, а постепенно менять центр тяжести. На этом этапе задача заключается в том, чтобы научиться контролировать скорость и ехать со стабильной скоростью.

Не нужно пытаться изменить угол закантовки, используя мышцы. Иначе через 10 минут придет усталость. Для этого достаточно переносить центр тяжести.

После уверенного освоения заднего канта можно переходить к следующему занятию — изучению переднего. Можно начинать ехать на заднем канте, переходя на передний с поворотом на 180 градусов (это звучит сложно, но на деле не вызывает особых сложностей спустя некоторое время отработок). Либо начинать катиться с горы уже в таком положении. Для начала скольжения нужно медленно отжимать передний кант, опуская пятки. Для притормаживания, соответственно, прижимать передний кант, т.е. опускать носки. И все это без резких движений, иначе неизбежно падение на спину и неприятный удар затылком. Смотреть при скольжении на переднем канте нужно вниз по склону, к примеру, через плечо.

Чтобы закрепить навыки рекомендуется выполнять упражнение «елочка». Для этого не подойдет пологий склон, а методика упражнения заключается в спуске «из стороны в сторону», поперек склона. Это упражнение безопасно, но позволяет почувствовать быстрое скольжение.

Поворот и торможение

Для торможения новичкам советуют использовать задний кант. Если в этот момент доска расположена по направлению склона, для начала ее нужно привести в боковое положение. Для этого задняя часть плавно прижимается к земле. Постепенно доска будет переходить на задний кант, и, когда ее положение будет перпендикулярным склону, можно вжимать задний кант сильнее и тормозить. Все то же самое можно делать и на переднем канте, однако, в таком случае сложнее визуально наблюдать ситуацию перед собой.

Если вы едете прямо, не на заднем или переднем канте, то для поворота можно использовать перекантовку (к примеру, самый простой и интуитивный способ смены канта, называемый разгрузка вверх или кроссовер). При этом вес тела просто переносится на сторону, в которую необходимо начать поворачивать, и вы едете змейкой. При основной упор делается на перенос веса тела.

  • Одна из важнейших инструкций: никогда доска не должна лежать скользящей поверхность вниз. Она укатится.
  • Старайтесь действовать пошагово. Бросаться сразу на крутой бугор — плохая идея. Треки есть «взрослые» — скоростные и «детские», находиться желательно на подходящем по опыту.
  • Конечно, разобраться можно и самостоятельно, с самоучителями и т.п. Но взгляд инструктора со стороны поможет быстро исправить большинство незаметных для новичка ошибок, поэтому рекомендуется учиться под присмотром тренера.
  • Если на поляне есть только бугельный подъемник — крепление его поочередно за разные ноги снимет нагрузку с мышц.
  • Каждый раз предварительно изучайте схему трассы, чтобы избежать неприятных ситуаций и быстрее ориентироваться.
  • Кататься в дождь или другие «нелетные» условия — неразумно, лучше обратиться в сон на диване, чем рисковать жизнью.

И помните: кататься и выполнять трюки ради того, чтобы произвести впечатление на свою девушку/парня/ребенка — дурная идея. Катайтесь в свое удовольствие.

Смотреть за катающимися сноубордистами приятно. Но это несравнимо с ощущениями, которые дает реальная поездка. И достичь этих чувств несложно. Первые 4-5 занятий придется постараться: научиться скользить на каждом канте, затем плавно переходить из одного в другой. Но со временем держать равновесие все проще и проще, падений все меньше и меньше, а тело само начинает группироваться, чтобы переместить центр тяжести в нужное место. И эти ощущения стоят того, чтобы их попробовать.

Москва, 8 февраля. Кажется, ни один вид спорта не вызывал у российской молодежи такого массового энтузиазма, как сноубординг – кататься на доске не просто весело и экстремально, но еще и круто. Склоны в Москве и вокруг нее каждые выходные забиты людьми совершенно разных возрастов и родов деятельности. Те, кто моложе, как правило, учатся самостоятельно, более взрослые предпочитают для начала взять несколько занятий с инструктором.

О том, как лучше вставать на доску, мы поговорили с главным тренером молодежной сборной России по сноуборду, основателем школы Proboard.ru Евгением Пронашко и инструктором спортивной горнолыжной школы «Нагорная» Леонидом Разумовским.

УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ИЛИ С ИНСТРУКТОРОМ?

Евгений Пронашко: Ни в коем случае не стоит самостоятельно пробовать кататься на доске, потому что это чревато травмами в первые же дни и даже часы. Поэтому начинать надо либо с инструктором, либо идти в школу. Если это ребенок, то лучше сразу в школу идти. Если взрослый человек - взять инструктора, чтобы избежать множество разных неприятностей и в разы сократить время обучения сноуборду. Этому реально надо учить с детства – отдавать в школы, чтобы закладывали основы, правила поведения на склоне, правильного, техничного и безопасного для всех катания.

На сноуборд я встал в 33 года и учился самостоятельно, но с трех лет катаюсь на горных лыжах. Все горнолыжники очень быстро переходят на сноуборд – это дело нескольких занятий. Я работал в Ново-Переделкино инструктором по лыжам, встал на сноуборд и все пошло очень быстро и весело. Буквально через месяц я уже был старшим тренером по сноуборду в отделении школы на Воробьевых горах, еще через год - тренером сборной команды России, кем и работаю уже восемь лет.

Леонид Разумовский: Можно учиться самому, но пройдет два-три года, пока ты не начнешь спокойно ездить с профессиональной, хорошей стойкой. Опыт можно перенимать потихонечку у друзей. Получишь пару травм, конечно, пятую точку отобьешь – это сто процентов. Но рано или поздно научишься, прогресс неизбежен. С инструктором этот процесс займет две недели – от нуля до уровня, когда ты разбираешься в сноубордах, понимаешь как тормозить и разгоняться, спокойно съезжаешь с любого склона. Может, даже прыгаешь. Если заниматься три-четыре раза в неделю, за полмесяца это все легко освоить. Инструктор сразу поставит правильную стойку, научит подниматься на бугельном подъемнике. В основном для начинающих подъемники – это камень преткновения. В Сорочанах, например, есть «сидячка», но на большинстве учебных склонов, даже в Европе, подъемники бугельные. Инструктор может донести до человека, как подниматься, буквально за две минуты, тем самым человек уменьшает затраты времени на освоение этого подъемника и оставляет больше на обучение. Кроме того, в любом специализированном парке есть разные учебные склоны – для сноубордистов, горнолыжников, которые слалом гоняют, есть детские. Они совершенно разные по пологости, поэтому при обучении можно переходить от пологой к более крутой, постепенно улучшая свой уровень, и при этом никто не будет мешать.

В группах у меня больше девчонок. Что касается возраста, приводят детей от 2,5 лет. У нас есть такая «микро-группа», которая больше похожа на развлечение для родителей – они привозят своих детей и бегают с ними, а дети пристегнуты к сноубордам. На самом деле для того, чтобы малыш встал на сноуборд, его нужно в три года поставить на горные лыжи и сразу подсунуть скейтик, чтобы он хотя бы по квартире катался – он уже привыкнет «кантоваться». Тогда к пяти-шести годам ребенок будет понимать, как управлять сноубордом. Если говорить про большинство, малыши приходят с восьми-девяти лет, а взрослые – от 23 до 35 лет.

В свое время я сразу пошел учиться. Это было в 2001 году, у меня отняли права на мотоцикл, и друзья посоветовали сноуборд. Первый раз я, конечно же, попробовал сам – занял сноуборд, понял, что это больно и страшно, поднялся даже на подъемнике один раз. Я помню, что все силы, которые у меня были, на этом этапе кончились. После этого я взял четыре занятия для начинающих и дальше продолжал учиться там же. Я подсчитал, что по деньгам получается примерно одинаково – что оплатить подъемник 15-20 раз, что занятие с инструктором.

ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО И ЧЕГО НЕ НАДО

Л.Р. Основная ошибка, причем она встречается даже у некоторых инструкторов, – неправильная стойка. В двух словах – на сноуборде ездят боком, как на любой другой доске. Не надо разворачивать корпус в сторону движения – мы не на лыжах. Задняя рука должна быть за хвостом доски, передняя – над носом, и за этим надо следить. Взрослым больше всего мешает страх упасть, особенно девушкам. Но это быстро решается: отправляешься в магазин, объясняешь, какую защиту купить. Это настоятельная рекомендация. Я лично без нее вообще не катаюсь. Должны быть «напопник», наколенники и налокотники. Каска, по-хорошему, тоже нужна – ты думаешь, если ты упадешь, тебе в голову лыжник не приедет? Сейчас двое из пяти ребят катаются в шлемах, потому что это дает возможность больше экспериментировать. Ты можешь чуть-чуть больше рискнуть, чем без шлема, особенно если ты занимаешь джиббингом и точно знаешь, что рано или поздно приедешь затылком в перила.

В «Кант» «скорая» приезжает каждый день, в основном к горнолыжникам или фристайлерам. В основном вывихи и переломы рук и ног. Смертельные случае тоже бывают, но очень редко. Если что-то подобное происходит, «Кант» закрывают на один день, устраивается расследование. Несколько лет назад девушка погибла, когда ее кто-то запустил на лыжах с горы, она донизу доехала и врезалась в дерево. Разрыв селезенки, по дороге в больницу скончалась. Специфика лыж в том, что, если ты от страха назад падаешь, ты только ускоряешься. На сноуборде, кстати, нет таких травм, потому что если ты падаешь назад, то падаешь на попу, и доска останавливается. Лыжи более травматичный спорт, особенно по части коленей, крученого перелома ноги. Сноубордисты ломают руки, потому что ноги сложно сломать в жестком треугольнике.

Е.П. Начинать надо с очень пологих склонов, практически ровных, чтобы доска еле-еле катилась. Надо попробовать встать на нее ровно и поскользить по прямой до полной остановки. То есть попробовать основную стоечку поотрабатывать. Заднюю ногу не обязательно пристегивать, ею можно отталкиваться. Центр тяжести должен быть над доской. Далее надо начинать соскальзывание на заднем канте уже с более крутой горки, потом на переднем, а потом это все совмещать. Все очень просто, на самом деле. Единственная сложность - это когда вы начинаете на нее вставать, потому что непривычное положение тела, фиксация ног, и в первое время как раз идут все травмы в основном. Страдают запястные суставы и копчик.

Я рекомендую обязательно надевать защиту – шорты, спину и шлем. Бывают такие неприятные падения, когда доска втыкается передним или задним кантом в снег, и народ падает плашмя, это очень неприятно. Сноуборд действительно менее травмоопасен, чем горные лыжи, за счет фиксации ног. Мы избегаем всех этих винтовых вращений колен, а у горнолыжников частое явление – винтовые переломы, связки и так далее. В сноуборде ноги страдают меньше всего – это если говорить про обычное, трассовое катание, а не фристайл, где народ бьется по полной программе. У сноубордистов в основном страдают руки – пальцы, кисти, запястные суставы и плечи.

ХОРОШЕЕ СНАРЯЖЕНИЕ – ДОРОГОЕ СНАРЯЖЕНИЕ?

Е.П. Все очень просто – раскрученный бренд, как правило, обладает хорошим качеством. Чем лучше качество, тем вы комфортнее себя чувствуете на склоне. Можно взять дешевое и потеть в этом обмундировании, либо оно будет промокать.

Л.Р. Разрушу миф насчет того, что все хорошее дорого, потому что сейчас появилось очень много фирм, которые копируют лекала с дорогих брендов. Например, есть отечественный бренд, который производится в Китае. Нормальная доска у них стоит 11 тысяч – это вполне хорошая доска среднего уровня. Совершенно те же технологии, ну, может, она на 100 грамм потяжелее будет, потому что повторяет модель прошлого сезона. Есть, конечно Burton. Понятно, что дедушка Бертон придумал сноуборд, но их цены – это мощнейшие доплаты за бренд. Канты вообще все производятся на одном заводе в Китае. Да, склеена доска может быть по-разному, но те же доски Burton и доски Black Fire, может быть, делаются на одном заводе из одной и той же древесины, потому что дешевле же оптом закупить. У меня лично две доски – Nidecker и Signal. Одна доска для гор – она подлиннее. И одна попроще и поменьше - для работы. А вообще дело не в доске, а в райдере.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДОСКУ

Л.Р. Новичкам супердорогая доска в принципе не нужна. Когда он будет покупать, у него сразу возникнет вопрос – фристайл, фрирайд, универсал? Какой длинны, какой высоты? Если он купит дорогущую доску для фристайла, а сам через три занятия поймет, что ему нравится гонять, а не прыгать, тогда придется эту доску продать в два раза дешевле и купить новую. Для того чтобы выбрать доску, надо пройти хотя бы минимальное обучение. Люди часто неправильно выбирают сноуборд, потому что думают, что слово «ростовка» значит «по росту». На самом деле, ростовка – это длина, а выбирается доска по весу. У всех сноубордов есть спецификация по весу. Большие доски, от 160 сантиметров, рассчитаны на вес от 65 килограммов. Если хочешь кататься в городе, выбираешь ростовочку покороче, она более маневренная. Если ты любишь гонять по длинным трассам и у есть возможность постоянно выезжать в горы, выбираешь доску подлинней, но опять же смотришь спецификацию по весу. Потому что если сноуборд будет больше, чем надо, он просто не будет гнуться под тобой.

Е.П. Прежде чем покупать доску, надо научиться кататься – брать у друзей или в прокат. Дальше все зависит от того, чем вы хотите заниматься: если хотите прыгать – это одна доска, если джиббинг – другая, если внетрассовое катание – третья доска, трассовое катание – четвертая. Если просто кататься в Москве и Подмосковье с выездом иногда в горы, то надо брать обычную доску для трассового катания длиной от подбородка до глаз. Короче брать нет смысла, потому что площадь сцепления со снегом уменьшается. И еще, доска не должна быть слишком мягкой, мягкие доски удобны для фристайла и джиббинга. Для трассового и внетрассового катания нужна доска пожестче. И, конечно, надо обращать внимание на то, подходит ли доска по весу.

ПРАВИЛА СКЛОНА

Е.П. Существует десять правил поведения на склоне. Нельзя сидеть на склоне, особенно в непросматриваемом месте. Нельзя пересекать склон поперек, не убедившись в том, что вы никому не мешаете, потому что это чревато столкновениями. Нужно следить за своей доской, потому что народ очень часто просто упускает доски из рук – залезает наверх, доску бросает, и она уезжает. Это может показаться смешным, но я видел несколько серьезных случаев из-за этого.

Однажды девочку увозили на вертолете в порванной селезенкой – она сидела на склоне спиной вверх, а наверху упустили доску, и доска пробила ей защиту и воткнулась в тело. Девушка осталась инвалидом – это случилось на моих глазах. Когда доска разгоняется с горы, она набирает очень серьезную скорость и становится настоящим снарядом, легко ломающим ноги. Летит доска с горы, все кричат – держите доску, ребята пытаются ногой остановить – перелом ноги. Все настолько серьезно, что бывают и смертельные случаи. Нужно следить за своим инвентарем, и дай бог, что доска просто уедет от вас в горы и вы ее никогда не найдете.

Это еще одна причина, почему сначала стоит обратиться к инструктору. Он в первую очередь научит, как пристегивать доску на склоне. Как правило, она улетает, когда ее начинают неправильно пристегивать. А делать это надо так, чтобы доска была выше вас по склону. Не садиться лицом вниз, а поставить ноги определенным образом, пристегнуть сначала одну ногу. Существует специальная техника пристегивания доски на крутом склоне. Когда вы пристегнули одну ногу, тогда можете разворачиваться, садиться на пятую точку и пристегивать вторую ногу. И еще необходимо соблюдать скоростной режим. Есть очень много людей, которые еще еле-еле на доске стоят, а уже залезают на самый верх и начинают какие-то прямолинейные спуски. Здесь уже не доска, а человек является убийцей – он так же неуправляем, только его масса уже в разу больше. Мало того, что он себя может покалечить, еще и окружающих, особенно маленьких детей.

Л.Р. Кто обычно сидит на склоне? В основном новички, просто потому что они устали, они только-только научились, спустились один раз, и у них ножки заболели. По идее надо просто отъехать в бок слона, но это опять же отечественный менталитет – в Швейцарии никто посредине склона не сидит. В Европе, куда бы ты ни повернул голову, ты везде увидишь правила поведения на склоне, а у нас их неизвестно где искать надо. Что касается правил, во-первых, у большинства склонов есть ограничение скорости, кроме специально подготовленных трасс для слалома. Прав всегда тот, кто едет ниже, потому что он не видит тех, кто сверху.

ГДЕ ХОРОШО КАТАТЬСЯ

Л.Р. На Эльбрусе, там до сих пор сохранились старые цены на еду и жилье, но при этом уже три очереди навороченного подъемника. Когда это изменится, непонятно, но пока радуемся. В прошлом году вместе с промо-акцией на авиабилеты получилось на 12 дней съездить за 25 тысяч рублей вместе с каталкой и подъемником. Карпаты – аналогичные нашим горам в Кировске, только дороже. В Кировске вполне комфортно кататься, только не надо ехать туда на Новый год, потому что в это время там почти все время ночь. Самый лучший сезон там – апрель-май, когда снега много, но уже не так холодно, появляется солнышко. Естественно, кататься можно в Красной Поляне – вне праздников. На Камчатке, на Байкале, говорят, круто катать, но я сам там не был, потому что туда лететь дороже, чем в Швейцарию или Австрию.

Е.П. Красную Поляну не посоветую в праздники, хотя склоны там и хорошие, потому что там столько народа, что отдых превращается в какую-то каторгу: везде очереди и все забито. Да и ценник не очень дешевый, в принципе он уже сравнялся с европейским, если не больше. На Эльбрусе горы превосходные, я их считаю лучшим местом для катания в Европе. Если говорить о Европе, то хорошо кататься в Австрии: летом в Капруне, а зимой – в Шладминге. И еще мне нравится Италия, Доломиты - там везде хорошо.

ВСЕ МОГУТ ОСВОИТЬ СНОУБОРД?

Л.Р. Не научится только тот человек, который не хочет. Тут нет ничего технически сложного, чтобы просто спускаться и поворачивать на заднем и переднем канте. Можно научить человека так, чтобы у него вообще мышцы были расслаблены все время. Поначалу просто будешь меньше проезжать, раньше уставать, не такие красивые повороты будут получаться. Но в любом спорте физическая подготовка решает: там, где ты не можешь дотянуть техникой, можешь дотянуть силой. Это техничный спорт, а не силовой.

Мария Аль-Сальхани

А что делать тем, кто никогда не стоял на «доске» и не знает, с чего начать? Не бояться и пробовать, уверены двукратный чемпион Сочи-2014 Вик Уайлд и его жена Алена Заварзин а, чемпионка мира и двукратная призерка Олимпийских игр. Посланники часового бренда TAG Heuer, по жизни следующие лозунгу #DontCrackUnderPressure (#НеСдавайсяПодНатиском), составили целый список рекомендаций для тех, кто собирается открыть свой первый сноубордический сезон этой зимой!

Снаряжение

«Как научиться кататься на сноуборде? Перед тем, как отправиться на обучение, - рассказывает Алена, - нужно подобрать снаряжение . Это самое приятное из всего процесса. Чаще всего это можно сделать на месте, так как, скорее всего, начинать вы будете на курорте, и там, как правило, всегда есть пункт проката. Советую все же в первый раз взять снаряжение именно напрокат, чтобы вам было легче определиться с жесткостью ботинок и доски. Сперва будет непросто разобраться в собственных ощущениях, но вы не пугайтесь: со временем все станет на свои места».

«Как правило, доска подбирается под вес и рост, для начала лучше взять модель помягче, - продолжает Вик. - При выборе ботинок убедитесь, что ваша пятка надежно зафиксирована, так как именно на район подъема стопы придутся все усилия в первые дни катания».

«Где научиться кататься на сноуборде? Если вы учитесь самостоятельно, выбирайте самый пологий склон для первых спусков. Для начала можно попробовать пристегнуться на плоской поверхности, чтобы более-менее привыкнуть к доске и к новым ощущениям. В любом новом деле главное - дать себе возможность расслабиться. На ровной поверхности пристегните переднюю ногу и попробуйте сделать «самокат»: сохраняйте вес на передней ноге, держите ее полусогнутой и при этом отталкивайтесь задней ногой, как будто едете на самокате или скейте. Сперва делайте небольшие шаги, со временем у вас получится толкаться сильнее. Это очень полезное упражнение : во-первых, для привыкания к новому снаряжению, во-вторых, для того, чтобы уметь быстро передвигаться на ровной поверхности, например до подъемника», - объясняет Алена Заварзина.

«Всегда делайте разминку ! - советует Вик Уайлд. - Покрутите всеми суставами, сделайте наклоны, чтобы разогреть спину, обязательно разогрейте лучезапястные суставы и колени. Поприседайте. Затем сядьте лицом к склону, положите доску горизонтально и параллельно склону, пристегните сперва переднюю ногу, затем заднюю. Чтобы разобраться, как правильно кататься на сноуборде, начните с малого. Сделайте упражнение «падающий лист»: встаньте лицом к склону и переносите вес сначала вправо для того, чтобы начать движение вправо, затем таким же образом - влево. Двигайтесь вниз, из стороны в сторону, подобно падающему листу. Это поможет вам привыкнуть к доске.

Всегда держите корпус ровно, а ноги полусогнутыми. Попробуйте освоить торможение. Держите вес на передней ноге; как только немного наберете скорость, поверните плечи так, чтобы ваш вес оказался на пятках, а вы - лицом к склону. Освойте сначала торможение на пятках, затем так же на мысках. Помните: для того, чтобы доска повернула в нужную для вас сторону, сначала поверните плечи. Ноги всегда держите полусогнутыми».

«Когда вы освоите торможение и будете более осознанно контролировать скорость, можно забраться на более длинный пологий склон и попробовать тормозить сначала пятками, затем мысками без пауз, плавно поворачивая плечи и помогая себе задней ногой, - продолжает Алена Заварзина. - Первый день на сноуборде может стать настоящим праздником или, наоборот, причиной возненавидеть занятия спортом на свежем воздухе. Рекомендую вам все-таки взять урок у инструктора: он покажет, как научиться кататься на сноуборде с минимальным количеством ошибок и падений».

«Если вам нужно подняться на бугельном подъемнике или так называемой «швабре», главное - не паникуйте и не садитесь на него всем весом, - советует Алена Заварзина. - Держите корпус и ноги ровно, старайтесь держать доску прямо, чтобы не зацепиться кантом (острым краем сноуборда. - Прим. ред. ELLE ). Со временем это перестанет требовать от вас усилий.

Если подъемник кресельный, то, как только кресло окажется позади вас, не бойтесь - дождитесь, пока оно коснется ваших ног, затем аккуратно согните колени и плавно присядьте в кресло. Для того чтобы с него слезть, держите ноги жестко, колени в согнутом положении и вес на передней ноге - как в упражнении «самокат». Удачи!»

error: Content is protected !!