Стилизованное изображение в скульптурном рельефе. Рельеф, как вид скульптуры и значимость изучения его студентами специализации «Преподавание изобразительного искусства» при выполнении ряда заданий рабочей программы. скульптура искусство античный русский

Рельеф (скульптура)

Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры , в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе , обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины , металла, дерева с помощью лепки , резьбы и чеканки .

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах , фризах , плитах).

Виды рельефа:

См. также

  • Маскарон - декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 327. - 416 с. - 500 000 экз.
  • "Архитектурный словарь"

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рельеф (скульптура)" в других словарях:

    Рельеф (скульптура) - РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. …

    Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия

    - (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

    Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия

    - (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

    - (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

    Скульптура античная - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия

    - (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии

    - (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Дети страны советов , . Издание знакомит с произведениями советских живописцев, графиков, скульпторов, художников прикладного искусства, посвященными теме детства. Альбом иллюстраций, состоящий из тематических…

Занятие № 1

Вводное занятие. Знакомство с материалом (2 часа)

Лекция: «История развития керамики. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства», «Эклектика»

Тема: «Декоративное панно»

Несколько минут дается на зарисовку, обобщенный эскиз работы.

Лепка декоративных пластин разнообразных форм и размеров, заключающих в себе цельную композицию, соединенную впоследствии, веревкой. Пластины декорируются геометрическим орнаментом, оттиском растений. Техника плоский рельеф с вдавленным контуром.

Эклектика. За основу могут браться мотивы разных народностей и эпох. Например: индейские, японские, древне — греческие мотивы.

В качестве сбора материала преподавателем предоставляется несколько фотографий по теме.
Изделия сохнут. Далее окрашиваются (в какой-то из следующих занятий) ангобой или после обжига глазурью.

Материал : серая глина (керамическая)

Занятие № 2

(2 часа)

Лекция: «Рельефы Древнего Мира»

Тема: «Любимый город», «Старый город»

Декоративный рельеф, композиция городской архитектуры, вписанная в геометрическую форму на плоскости.

Композиционное построение архитектурного рельефа сочетает в себе ритмы горизонталей и вертикалей, динамику и статику, что особенно отражается в мотивах городского пейзажа.

(Предварительно заготавливается эскиз, зарисовка, фотография «Любимого города»)

Преподаватель предоставляет сбор материала по теме (иллюстрации, фото).

Материал: красная шамотная глина

Занятие №3

Лекция: «Скульптура средневековья. Рельефы растительного орнамента в архитектуре»

Тема: «Растительный рельеф», «Жизнь цветка»

Рельеф сквозной. Лепка растения, цветка или группы цветов с натуры. Исполнение в сквозном рельефе.

Несколько минут работы над эскизом, в котором обобщенно намечаются темные и белые пятна, области закрытые рельефом и сквозное пространство.

Растительный орнамент объемного рельефа может быть, как строго вписан в геометрическую форму, заданной рамкой, так и иметь произвольную форму.

Гармоничное сочетание пространства, воздуха с закрытым силуэтом рельефа. Воздух, разбивая композицию внутри рельефа на сквозные отверстия разного размера, играет важную эстетическую роль в создании заданного ритма композиции.

Окрашивание изделия, техника по сырому — ангобы

Материал: красная глина или серая

Трансформация растения в графике, композиция для исполнения в керамике.

Занятие № 4

Лекция: «Керамика Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись»

Тема: «Декоративная ваза»

Лепка миниатюрной вазы из цельного куска глины. Ваза – пиала, чаша, на ножках, декорируется лепным орнаментом или росписью.

Материал: красная или серая глина, роспись глазурью.

Занятие № 5; 6; 7

(6 часов) примерно(+/-)

Лекция : «Абстракционизм в искусстве, в скульптуре»

Тема: «Водный, подводный мир», «Чудо океана»

Объемная скульптура.

Исполняется в скульптурной глине на каркасе, задачей является за одно занятие (2 часа) слепить работу, а на следующем формовать ее в гипсе под чутким руководством преподавателя. Далее, в готовую гипсовую форму закладываются пласты керамической глины, шамота, и части формы соединяются между собой. В таком состоянии, работа должна будет схватываться, сохнуть какое-то время. Затем разбирается, расписывается, обжигается.

Абстрактная стилизация морского животного, рыб, рептилий, живого организма из океанических глубин.

Глина позволяет изображать окружающий мир, преображая его в более обобщенные, знаковые формы, выделяя при этом их сущность. Это преобразование формы в знак, позволяет вычленить сущность характера в данном случае морских обитателей.

Объемная скульптура, подразумевает обозрение со всех сторон, она должна жить в пространстве «как рыба в воде».

Задачей является достижение гармонизации, создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм в скульптуре, с помощью языка абстракции.

Абстрактная скульптура, сама по себе вызывает разнообразные ассоциации, игру воображения и развитие фантазии…

Занятие № 8; 9

Лекция: « Современные художники – авангардисты. Авангард в керамике

Тема: «Космическое пространство», «Вселенная внутри…»

Данная тема, позволяет создающему, творящему человеку заглянуть в свой внутренний мир и с помощью глины, ее пластической специфики отобразить нечто космическое, абстрактное, авангардное.

Здесь имеет место быть простор фантазии, разнообразие форм, неожиданных решений. И так шамотная глина раскрывается в руках своей необузданной природой. Не заключенная, всего лишь как материал, а зажившая в своей первозданной наготе, такой, какой видит ее творец. Творящий из пластов глины удивительные образы, абстрактные композиции, подсмотренные где-то в глубинах сознания…

Важное значение в этом задании является цветовое решение скульптуры, где будет использована техника «кракле» (франц. Craquele), (эффект потрескавшейся глазури), что придаст скульптуре образ, как бы легкого прикосновения временем…

Материал: шамотная глина

Занятие №10

Лекция: «Ассирийские рельефы»

Тема: «Обитатели дикой природы, животные, рептилии»

Изображение диких зверей в рельефе. Панно.

Материал: шамотная глина

Занятие № 11; 12

Лекция: «Анимализм в скульптуре»

Тема: «Дикая природа. Анималистическая скульптура»

Объемная скульптура дикого животного. Лепка животного в скульптурной глине, затем формовка и перевод в шамотную глину. Далее анималистическая скульптура окрашивается красками ангобы.

Занятие № 13

Лекция: «Знаковое искусство», «Творчество скульпторов Вадима Сидура и Генри Мура»

Тема: «Образ человека как знак в искусстве»

Абстрактная скульптура человеческой фигуры

Материал: шамотная глина

Занятие № 14

Лекция: «Рельефы Древнего Египта (изображение бога Пта и др.)»

Тема: декоративное панно «В мире птиц»

Рельеф сквозной, объемный — птица или группа птиц на природе.

Материал: шамотная глина, глазурная роспись

Трансформация реалистического образа в декоративный, который создается в материале (графический вариант).

Занятие № 15

Лекция: «Любовь в искусстве, скульптуре»

Тема: «Символическое изображение любви»

Скульптурная композиция, символизирующая любовь.

Романтическое представление чувств воплощенное в неком символическом образе, знаке.

Отображение субъективного видения художника на заданную философскую тему.

Композиция может состоять как из нескольких отдельных фигур собирающихся потом вместе, так и из монолита, куска глины.

Материал: керамическая глина, покрытие глазурью (одного тона), после обжига и протирание затем шкуркой для создания более интересного художественно-декоративного эффекта.

Стоимость — 18 000 р. / весь цикл,
варианты оплаты:
— целиком 100%;
— помесячно (5000р. в месяц);
— 50/50 по 9500р. за половину курса;
— одно занятие — 1500р.

Группа: вторник в 19-30 (идет набор)

В группе от 5 до 8 человек

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло , является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Рельеф в скульптуре обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Глеб

РЕЛЬЕФ

- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углубленного рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.

(Илл. Охота на льва. Ашшурбанипал II. Ассирия. IX век до н. э., камень.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕЛЬЕФ в Архитектурном словаре:
    скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
    1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация …
  • РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф …
  • РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
    платеж вассала сеньору при получении …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется …
  • РЕЛЬЕФ
    [французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, …
  • РЕЛЬЕФ
    РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении …
  • РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - …
  • РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, …
  • РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; …
  • РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
    барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, …
  • РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
    рель`еф, …
  • РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рельеф, …
  • РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
    рель`еф, …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
    выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …

Применяются они тогда, когда в скульптурной композиции так много действующих лиц, что она была бы слишком велика, если бы ее сделали трехмерной. Чаще всего они представляют собой часть архитектурного сооружения. Рельефы встречаются на стенах дворцов и храмов - как древнегреческих и других древних народов, так и христианских.

Формы рельефа

Основные формы рельефа - барельеф и горельеф. Помимо них, выделяют еще два вида рельефов: контррельеф и койланаглиф. Эти термины менее известны, так как произведения искусства, которые они описывают, в нынешние годы редки и чаще идут от древних цивилизаций либо носят прикладной характер. Как правило, людей, которые сталкиваются с этими терминами, волнует один вопрос: отличия барельефа и горельефа. Это немудрено - они достаточно похожи по своему строению и по самой идее выпуклого изображения на поверхности. Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет.

Барельеф

Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа? Ответить можно кратко: в глубине. Барельеф - это неглубокий рельеф. Термин происходит от французского bas-relief, что предположительно является калькой с итальянского bassorilievo - низкий рельеф. Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше. Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур. В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов. Барельефы используются и сейчас. Причем они украшают не только архитектурные сооружения, но и поверхность монет, медалей, памятников.

Горельеф

Горельеф - это высокий рельеф. Термин происходит от французского hautrelief, что и означает дословно «высокий рельеф». На нем фигуры могут возвышаться как на 1/2 глубины, так и целиком выступать и быть объемными. Встречаются в античном искусстве, на триумфальных арках. В эпоху Возрождения начали использоваться как средство передачи перспективы.

Позже, после перехода к маньеризму, а затем барокко, они приобретали смелые и причудливые очертания, которые диктовало ничем не ограниченное воображение скульпторов. В произведениях Бернини, например, можно видеть переходную форму между полностью вышедшим из поверхности горельефом и скульптурной группой. Примером может послужить «Экстаз святой Терезы», композиция которого передает возбужденное, восторженное настроение.

Как отличить

Отличия горельефа и барельефа, как уже понятно из их описания, видны на поверхности. И все-таки, легко ли различить их человеку, который не занимается искусством профессионально? Есть еще один критерий, который можно увидеть и ощутить. Это единство с поверхностью. Барельеф часто отличается несколько измененными пропорциями - его изображение часто уплощено, что можно видеть как на фасадах зданий, так и на монетах или посуде. Он составляет полное единство с поверхностью, на которой изображен. Даже самое яркое воображение с трудом отделит фигуры, влитые в фон. Горельеф часто имеет тенденцию к отделению. Изображение более объемное и его пропорции сохранены. Оно тяготеет к скульптурной композиции. Если пофантазировать, можно представить его отдельно от фона. Это одно из самых характерных отличий барельефа и горельефа. Если некоторые детали выступают и не прикреплены к фону - голова героя, копыто коня, барельефом это быть никак не может. Так что теперь вы с уверенностью разглядите отличия горельефа и барельефа!

Контррельеф и койланаглиф

Контррельеф, как видно из названия, это что-то противоположное рельефу, а именно - вдавленный рельеф, где углубления соответствовали бы выступам. Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Оттиск же, как, например, изображение на монетах, оказывается барельефом. В авангардном искусстве XX века понятие контррельефа было переосмыслено и наделено новым значением. Художник и дизайнер Татлин называл контррельефами объемные композиции из предметов, прикрепленных к стене или двум стенам. Эти произведения искусства уже не имели поверхности, а предметы не имели ничего общего со стеной и представляли собой куски дерева, бумаги, металла или натянутые струны, соединенные в причудливую композицию. Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо.

Койланаглиф трудно вообще отнести к рельефам. Он представляет собой изображение с помощью углубленных контуров, выцарапанных в камне линий. Встретить койланаглифы можно в искусстве Древнего Египта.

Теперь вы точно знаете, в чем отличие барельефа и горельефа, а также что такое контррельеф и койланаглиф. Человеку, обладающему этими знаниями, рассматривать архитектурные и скульптурные сооружения гораздо интереснее!

error: Content is protected !!