Струнно смычковые музыкальные инструменты симфонического оркестра. Ударные и духовые инструменты симфонического оркестра. III. Медные духовые

(отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава - в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы . Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику , музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

    Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые , деревянные и медные духовые, ударные . В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа , а также фортепиано , орган , челеста , клавесин).

    Оркестр полной величины, требуемый для исполнения некоторых масштабных произведений XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, - или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами . Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём духовых инструментов: состав оркестра, в котором играют два флейтиста, два гобоиста (труб при этом также две, а валторна может быть одна или две пары) и т. д., называют па́рным, состав с тремя флейтистами и т. д. - тройным. В тройном составе к паре основных деревянных духовых инструментов добавляется его разновидность: к флейтам - флейта-пикколо , к гобоям - английский рожок, к кларнетам - бас-кларнет, к фаготам - контрафагот. При этом исполнитель на этих видах инструментов может совмещать их с основным типом, то есть флейтист-пикколист играть также и на третьей флейте, исполнитель на английском рожке - на третьем гобое, и т. д. При дальнейшем увеличении состава (четверном, пятерном) в группы деревянных духовых инструментов могут быть добавлены альтовая флейта, малый кларнет (пикколо) in Es, гобой д’амур, а в группы медных духовых - вагнеровские (валторновые) тубы, басовая труба или труба-пикколо, разные виды басовых туб, чимбассо.

    Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина , нередко в состав входили лютня , мандолины . «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским» . В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, - скрипок , альтов , виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые) , - входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета и 2 фагота) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы); ударные были представлены литаврами .

    Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот , тромбоны , треугольник , тарелки и большой барабан . Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы , тубы , английский рожок , колокола . Уже в 40-х годах XIX века оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Берлиоз в трактате об инструментовке описал оркестр еще большего состава, который был необходим для исполнения его собственных партитур. Еще большее число инструментов включает вагнеровский оркестр .

    Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты - трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя - от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

    Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы - слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

    Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

    Симфоническим оркестром принято считать большой музыкальный коллектив, который исполняет различные нотные произведения. Такой оркестр исполняет традиционную западноевропейскую музыку. Для такого исполнения предназначены различные музыкальные инструменты, в том числе духовые инструменты симфонического оркестра.

    Состав симфонического оркестра и его особенности

    В современном коллективе принимают исполнительское участие четыре категории музыкантов. Инструменты, на которых исполняется музыка, отличаются разнообразием, ритмическими, звуковыми особенностями и динамическими свойствами. Фундамент коллектива состоит из музыкантов, играющих на струнных. Их численность - две трети от общего количества исполнителей. Симфонический оркестр в своем составе имеет:

    • контрабасистов;
    • виолончелистов;
    • скрипачей;
    • альтистов.

    Обычно основными носителями мелодичного начала выступают струнные.

    Деревянные и медные духовые инструменты

    Другая группа - деревянные духовые инструменты симфонического оркестра, к которым относятся:

    • фаготы;
    • гобои;
    • кларнеты;
    • флейты.

    Каждому из этих инструментов определена собственная партия. Если их сравнивать со смычковыми, то такой широтой и многообразием в приемах исполнения они не обладают. Зато у них большая сила и яркость оттенков в момент компактности звучания.

    Медные инструменты также создают яркое звучание в симфоническом оркестре. К ним относятся:

    • трубы;
    • тубы;
    • валторны;
    • тромбоны.

    Благодаря им, в нотных произведениях появляется мощь, поэтому они выступают как базовая и ритмическая опара в общем исполнении.

    Роль скрипки в оркестре

    Наиболее высокое звучание у скрипки. Для данного инструмента характерны широкие выразительные и технические возможности. Поэтому скрипке поручается исполнение:

    • трудных и быстрых пассажей;
    • разных трелей;
    • широких и мелодичных скачков;
    • тремоло.

    К струнным музыкальным инструментам, способ игры на которых аналогичен скрипичному, относится альт. Специалисты признают, что у альта яркость и блеск тембра уступают скрипке. Однако он отлично подходит для передачи элегичной, мечтательно-романтичной музыки.

    А вот виолончель вдвое превышает размерами альт, однако ее смычок более короткий, чем у альта или скрипки. Этот инструмент относят к категории "ножных". Устанавливается он между коленями, а в пол упирается металлическим шпилем.

    Еще больше по размерам контрабас. Поэтому исполнитель играет или стоя, или сидя на табурете с высокими ножками. На этом инструменте можно исполнить самые быстрые пассажи. Он способен сформировать основу для звучания струнных, так как выполняет партии басового голоса. Часто его звучание можно услышать в составе джазового оркестра.

    "Волшебная" флейта, гобой и кларнет

    Одним из наиболее древних инструментов принято считать флейту. О ней упоминается в свитках Греции, Египта и Рима. Это очень виртуозный и подвижный инструмент.

    С флейтой первенство старины оспаривает гобой. Это по-своему уникальный инструмент. Его конструкция такова, что он своей настройки не теряет никогда. А это значит, что по нему должны настраиваться остальные "участники". Кларнет - так же популярный инструмент. Только он способен гибко изменять силу звучания. Благодаря разным свойствам звучания, он считается едва ли не самым выразительным "голосом" в составе духового оркестра.

    Ударные музыкальные инструменты

    Когда рассматривают симфонический оркестр по группам, то выделяют ударные инструменты. Их функция - создавать ритм. Кроме этого:

    • производят формирование насыщенного звукошумового фона;
    • с ними палитра мелодий украшается, дополняется и становится эффектной.

    По характеру звучания ударные инструменты делятся на два типа:

    1. Первые обладают высотой звука в определенных пределах:

    • литавры;
    • ксилофон;
    • колокола и др.

    2. У второго типа инструментов точная звуковая высотность не определена. Это такие инструменты, как:

    • барабаны;
    • бубен;
    • тарелки;
    • треугольник и др.

    Литавры входят в число наиболее древних инструментов. Их звучание слышали жители Греции, скифы, африканцы. В отличии от других инструментов с кожей, у литавры определенная высота звуков.

    Тарелки - это большие круглые пластины из звонкого металла. В их центре имеется небольшая выпуклость. Там закреплены ремни, чтобы исполнитель держал тарелки в руках. Играть следует стоя, чтобы звук в воздухе распространялся лучше. В составе симфонического оркестра чаще всего одна пара тарелок.

    Есть и другие оригинальные приспособления, например, ксилофон. Звучащее тело представлено в виде брусочков разных размеров, выполненных из дерева. Редко какой русский народный оркестр обходится без ксилофона. Деревянные брусочки издают щелкающий, сухой и острый звук. Иной раз они навивают на слушателей мрачное настроение с гротескными и причудливыми образами.

    Ксилофон и другие подобные музыкальные инструменты, включенные в оркестр народных инструментов, чаще всего звучат в сюжетных линиях, где есть сказочные или былинные эпизоды.

    Когда речь заходит про медные духовые инструменты симфонического оркестра, то в первую очередь представляется труба. Она первой вошла в оперный оркестр. Ее тембр лирическим не назовешь, это исключительно фанфарный инструмент. А наиболее поэтичным в музыкальном коллективе принято считать валторну. Ее тембр в низком регистре мрачноват, а в верхнем - слишком напряжен.

    Саксофон занял где-то промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами. По силе звучания он превышает кларнет. С начала прошлого столетия его голос главенствовал в джазовом ансамбле. Такие духовые инструменты симфонического оркестра, как туба, относят к "басовым". Она может охватить наиболее низкий участок в диапазоне медной группы.

    Арфа - прекрасное дополнение к оркестру

    Кроме основного состава вводятся и дополнительные инструменты, например, арфа. Музыкальная история человечества причисляет арфу к самому древнему инструменту. Ее начало пошло от мелодичного звучания отпущенной тетивы. Так древний лук постепенно преобразился в прекрасную арфу.

    Арфа - щипковый струнный инструмент. Ее красота выделяется среди прочих "участников". И виртуозные возможности у нее так же своеобразные. На ней исполняются:

    • широкие аккорды;
    • глиссандо;
    • пассажи из арпеджио;
    • флажолеты.

    В оркестре арфа занимает не эмоциональную, а красочную роль. Она часто выполняет роль аккомпаниатора для других инструментов. Но в моменты, когда арфа становится солисткой, получается яркий эффект.

    Видео:

    Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

    Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

    Ход урока

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний

    Что такое сонатная форма?

    Какие разделы ее составляют?

    Сколько составляющих в классической сонате?

    Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

    Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

    3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

    У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

    1.Изучение нового материала

    Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

    Доклады учащихся

    Историческая справка

    Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

    Классификация инструментов симфонического оркестра

    Доклады сопровождаются показом схемы.

    Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

    В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

    Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

    Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

    Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

    Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

    Работа в парах

    Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

    Задание:

    — Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

    — Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

    — К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

    — В каком оркестре их используют?

    — Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

    Работа в группах

    У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

    Задача группы No 1

    1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
    2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

    звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

    Задача группы No 2

    1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
    2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

    Задача группы No 3

    1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
    2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

    Задача группы No 4

    1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
    2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

    Задача группы No 5

    1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
    2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

    Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

    Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

    Рассказ учителя:

    Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

    Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

    Слушание произведения.

    Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

    Рефлексия

    С каким музыкальным произведением мы познакомились?

    Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

    Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

    В чем заключается это управление?

    В какой форме написан «Путеводитель...»?

    О какой новой музыкальной форме мы узнали?

    Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

    Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

    Домашнее задание

    Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

    Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

    Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра.

    Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

    Предисловие

    Музыкальная симфоническая сказка "Петя и волк" была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка. С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка - флейта в высоком регистре, Утка - гобой, Дедушка - фагот, Кошка - кларнет, Волк - валторна. После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

    Сергей Прокофьев: "Петя и волк"

    Смычковые струнные инструменты.

    Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе , сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

    4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

    Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

    Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

    Роберт Шуман "Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано"

    Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.

    Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

    Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

    Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

    Деревянные духовые инструменты.

    Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

    Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

    - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

    Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

    Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

    Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

    Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
    Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

    Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

    Самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

    Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

    Медные духовые инструменты.

    Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

    Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

    Николай Римский-Корсаков Шахерезада

    Инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

    Йозеф Гайдн Концерт для трубы

    Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

    Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

    Ударные музыкальные инструменты.

    Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

    - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

    Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

    Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

    Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

    В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

    • симфонический оркестр (большой и малый),
    • камерный, оркестр народных инструментов,
    • духовой,
    • эстрадный,
    • джазовый.

    В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

    I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
    II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
    III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
    IV. Ударные:

    а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
    б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

    V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
    VI. Добавочная группа: арфа.

    Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

    Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

    На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

    Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

    Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

    Характеристика групп симфонического оркестра

    I. Cтрунно-смычковые

    Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
    Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
    Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
    Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
    Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

    II. Деревянные духовые

    Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
    Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
    Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
    Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
    Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
    Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
    Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

    III. Медные духовые

    Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
    Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
    Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
    Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
    В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
    Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

    Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

    Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

    Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
    Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
    По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
    Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
    Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
    Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

    VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

    Тембровые характеристики инструментов

    Виды оркестров

    Оркестр русских народных инструментов

    Состав такого оркестра включает основные группы:

    • Струнные щипковые:
      • домры, балалайки, гусли
    • Духовые:
      • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • Пневматические язычковые:
      • баяны, гармоники
      • бубны и барабаны
    • Дополнительные инструменты:
      • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    Примерный состав:

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
    • Духовые инструменты:
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы
    • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
      В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
      Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
    • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
    • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
      Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
      Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
    • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
    • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
    • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
    • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

    Духовой оркестр

    Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
    По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
    Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
    С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

    Эстрадный оркестр

    В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

    Джазовый оркестр (джаз-бенд)

    В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

    В работе были использованы материалы:

    1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
    2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
    3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
    4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

error: Content is protected !!