В ком видит спасение раскольников и почему. Спасла ли Соня Раскольникова? В чем смысл эпилога? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Мы видим, что падение Родиона Раскольникова Достоевский определяет как "бесноватость", как стремление стать человекобогом и наделить счастьем людей второго сорта, отобрав у них свободу. Но в "Преступлении и наказании" есть два Раскольникова - бесноватый, зараженный бесами социализма и атеизма, и Раскольников, способный к исцелению. Вот как характеризует своего друга Разумихин: "...Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются." (Выд. мною - Э.А.).48

Впрочем, сам Раскольников говорит о себе еще определеннее:

"Я это должен был знать, - думал он с горькою усмешкой,- и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться? Я обязан был заранее знать... Э! да ведь я же заранее и знал!.."- прошептал он в отчаянии".49

Что же знал Раскольников? Да то, что личность-то он не сильная, а скорее "тварь дрожащая".

Смысл его страданий в том, что совесть и разум его вступили в самую решительную борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком "высшей породы". Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои "теоретические опоры". Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а "самого себя". Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение чрезвычайно интенсивное воздействие. Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после "подготовительного" визита к Алене Ивановне: "Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице он воскликнул: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.."50

Так где же настоящий Раскольников - до или после убийства? Сомнений никаких быть не может - и теория, и попытка ее осуществления -это временное заблуждение Раскольникова. Интересно, что повышенная тяга к "делу" у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина. Почему возникла подобная торопливость - милосердие его пошло по решительно тупиковому пути. И он оставляет без внимания концовку письма, возможно наиболее важную для Пульхерии Раскольниковой - она спрашивает: "Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему (Выд. мною. - Э.А.) и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!"51

В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая, в конечном итоге, представляет собой дилемму - с Богом ты или нет. И отсюда уже прорисовывается путь героя - вина, возмездие, раскаяние, спасение.

Вяч. Иванов в статье "Достоевский и роман-трагедия" убедительно раскрывает идею вины и возмездия по отношению к Родиону Раскольникову: "В чем вина Раскольникова и каковы первопричины его спасения - ибо не вина спасает и не возмездие само по себе, но отношение к вине и возмездию, обусловленное первоосновами личности, по природе своей способной к такому отношению? Значит, Раскольникову изначала было родным сознание священных реальностей бытия, и только временно затемнилось для него их лицезрение, временно ощутил он себя личностью, изъятою из среды действия божеского и нравственного закона, временно отверг его и пожелал дерзновенно отведать горделивую усладу преднамеренного отъединения и призрачного сверхчеловеческого своеначалия, измыслил мятеж и надумал беспочвенность, искусственно отделившись от материнской почвы (что символизировано в романе отношением его к матери и словами о поцелуе матери-земле)."52

Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном опыте, сформировавшем его совесть и нравственность.

После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: "Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?" И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: "Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей."53

Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть. Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными "за" и "против" не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал. Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе - знакомит его с Соней Мармеладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.

B.C. Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов: "Главное действующее лицо - представитель того воззрения, по которому всякий сильный человек сам себе господин и ему все позволено. Во имя своего личного превосходства, во имя того, что он сила, он считает себя вправе совершить убийство и действительно его совершает."

Здесь следует перед продолжением цитаты высказать некоторые соображения. Верно отметив одно из условий совершения престу-пления Раскольниковым, В.С. Соловьев упустил более глубокие причины действий героя, в частности, сострадание к ближним, желание их осчастливить, которые при отказе Раскольникова от Бога, к сожалению, приобрели уродливые формы и повели его в идейный и нравственный тупик.

Но продолжим знакомство с мнением B.C. Соловьева: "Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, - вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды. Нарушение внешнего закона получает законное возмездие извне в ссылке и каторге, но внутренний грех гордости, отделивший сильного человека от человечества и приведший его к человекоубийству, - этот внутренний грех самообоготворения может быть искуплен только внутренним нравственным подвигом самоотречения. Беспредельная самоуверенность, должная исчезнуть перед верой в то, что больше себя, и самодельное оправдание должно смириться перед высшей правдой Божьей, живущей в тех самых простых и слабых людях, на которых сильный человек смотрел, как на ничтожных насекомых."54

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. С удивительными мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все больше и больше его тянет к Богу. После посещения его Разумихиным "...больной сбросил с себя одеяло и как полоумный вскочил с постели. Со жгучим, судорожным нетерпением ждал он, чтоб они поскорее ушли, чтобы тотчас же без них и приняться за дело. Но за что же, за какое дело? - он как будто бы теперь, как нарочно, и забыл. "Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так... Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил!.."55

Бес уныния для души, отошедшей от Бога, почти всегда замещается бесом самоистребления. Подходит ли эта мысль Достоевского к психологическому состоянию Раскольникова? Да, подходит! Мысль о самоубийстве неоднократно посещала его. Двойник его Свидригайлов совершил "свой последний вояж", застрелился... Но Раскольникова удержала его упорная вера в непогрешимость его "теории" и расчетов. После эпизода спасения утопленницы с Раскольниковым происходило следующее: "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и безучастия. Ему стало противно. "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя. - Ничего не будет, - прибавил он, - нечего ждать."56

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

"Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение."57

"Она прибежала с поручением, которое, видимо, ей самой очень нравилось.

Послушайте, как вас зовут?.. а еще: где вы живете? - спросила она торопясь, задыхающимся голоском.

Он положил ей обе руки на плечи и с каким-то счастьем глядел на нее. Ему так приятно было на нее смотреть, - он сам не знал почему...

Любите вы сестрицу Соню?

Я ее больше всех люблю!..

А меня любить будете?

Вместо ответа он увидел приближающееся к нему личико девочки и пухленькие губки, наивно протянувшиеся поцеловать его. Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему все крепче и крепче...

А молиться вы умеете?

О, как же, умеем! Давно уже; я, как уж большая, то молюсь сама про себя, а Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух; сперва "Богородицу" прочитают, а потом еще одну молитву: "Боже, прости и благослови сестрицу Соню", а потом еще: "Боже, прости и благослови нашего другого папашу, потому что наш старший папаша уже умер, а этот ведь нам другой, а мы и об том тоже молимся.

Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: "и раба Родиона" - больше ничего.

Всю мою будущую жизнь буду об вас молиться, - горячо проговорила девочка и вдруг опять засмеялась, бросилась к нему и крепко опять обняла его."58

Удивительная по глубине и сложности сцена. Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Она вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, осиянной божественным светом. Правда душевное просветление героя длилось недолго - разбуженная жизненная энергия своим светом ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

"Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесное и - довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и... и воли, и силы... и посмотрим теперь! Померяемся теперь! - прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. - А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!"

Раскольников мысль за мыслью снова превращался в другого человека, не того, каким он был недавно. Достоевский подмечает, что гордость и самоуверенность нарастали в нем каждую минуту. Но что-то с ним было и то, что неизбежно прорастало в его будущее.

После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня -носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой "отверженной" девушке с бледным и худеньким личиком.

И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических подпорок и подавляющей зачастую власти разума над ним - общение с Соней, в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выкладок, а как на попрание нравственных норм, нарушение божественных установлений. Постепенно происходит своеобразное "обезоруживание" бесовского рационального начала у героя.

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста - Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно напрасны. Но в процессе диалога на эту тему возникает ощущение у Раскольникова, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять - его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому - это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то спонтанная "сдача позиций":

"Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу...

Что вы, что вы это? Передо мной! - пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился..."59

Поклонение страданию человеческому - это уже христианское движение души; поклонение "твари дрожащей" - это уже не прежний Раскольников.

Одним из ключевых эпизодов "Преступления и наказания" является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, - о воскрешении Лазаря.60 "Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?" Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: "И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же". Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением "воскресением из мертвых". Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; "Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший".61

Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне "идти вместе", совершает покаяние на площади, является с повинной.

Однако не следует думать, что произошло чудо и Раскольников, "проснувшийся" для новых восприятий, начавший жить жизнью совести, отказался от своих прежних убеждений - теоретизирование не перестало доминировать, но победы божественного сознания у Раскольникова стали чаще и глубже воздействовать на его миросозерцание.

Крепость теоретических убеждений Раскольникова - в особенностях его сознания: ему необходима своя философия жизни, своя программа, его разумом должна завладеть новая спасительная идея. А пока такой идеи не было - она вызревала, как вызревала в его истерзанном сердце любовь к Соне.

Только на каторге Родион Раскольников нашел "свою веру" в спасительных для человечества свойствах любви и уже отсюда - в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу. Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: "Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого"62

1. В каких словах выражено отношение Чацкого к службе?
а) «Подписано, так с плеч долой»;
б) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
в) «Ну как не порадеть родному человечку!»;
г) «Мне только бы досталось в генералы»;
д) «Ведь надобно ж зависеть от других».

2. За кого хочет Фамусов выдать дочь замуж?
а) За Скалозуба;
б) за Чацкого;
в) за Молчалина;
г) за Репетилова;
д) за Загорецкого.

3. Кому открывает свои истинные чувства Молчалин?
а) Чацкому;
б) Фамусову;
в) Хлёстовой;
г) Софье;
д) Лизе.

4. Куда приглашает Чацкого Репетилов?
а) В своё поместье;
б) на репетицию спектакля;
в) на заседание тайного общества;
г) на бал;
д) на именины.

5. Против чего восстаёт Чацкий в монологе «В той комнате незначащая встреча…»?
а) Против крепостного права;
б) против взяточничества;
в) против галломании;
г) против подхалимства;
д) против поколения «отцов».

6. Кого представляет Онегин в качестве своего секунданта?
а) Загорецкого;
б) лакея;
в) автора;
г) Петушкова;
д) мосье Трике.

7. Чем кончается сон Татьяны?
а) Онегин выводит Татьяну из леса;
б) Татьяна встречает медведя;
в) Ленский спасает Татьяну от чудовищ;
г) Татьяна видит Ольгу;
д) Онегин убивает Ленского.

8. В чём переменилась Татьяна к моменту встречи с Онегиным в Петербурге?
а) Стала великосветской дамой;
б) осталась прежней;
в) увлеклась театром;
г) разлюбила Онегина;
д) разочаровалась в жизни.

9. С чего начинался типичный день Онегина в Петербурге?
а) С завтрака в ресторане;
б) с чтения;
в) с разбора приглашений на вечер;
г) с посещения места своей службы;
д) с приёма посетителей.

10. Где находится А.С.Пушкин во время восстания декабристов?
а) В Москве;
б) за границей;
в) в Одессе;
г) в Михайловском;
д) в Петербурге.

11. Какое слово пропущено в строках из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Мой друг, < …> посвятим / Души прекрасные порывы» ?
а) «Отчизне»;
б) «свободе»;
в) «искусству»;
г) «науке»;
д) «России».

12. К какому произведению Пушкина взят эпиграф «Береги честь смолоду» ?
а) «Полтава»;
б) «Евгений Онегин»;
в) «Выстрел»;
г) «Капитанская дочка»;
д) «Станционный смотритель».

13. К кому обращается Пушкин в стихотворении «19 октября 1825 года»: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» ?
а) К лицеистам;
б) к декабристам;
в) к поэтам;
г) к дворянам;
д) к офицерам.

14. Каков жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Психологический роман;
б) историческая повесть;
в) семейная хроника;
г) приключенческий роман;
д) поэма.

15. Какие вещи Печорина отдаёт повествователю Максим Максимыч?
а) Книги;
б) дневники;
в) письма;
г) рисунки;
д) оружие.

16. Каким образом Печорин испытывает судьбу в главе «Фаталист»?
а) Стреляет в себя, не зная, заряжен ли пистолет;
б) обезоруживает убийцу Вулича;
в) становится под выстрел Грушницкого;
г) следит за контрабандистами;
д) преследует Казбича.

17. Какой эпитет использует Лермонтов в первой строчке стихотворения «Родина»: «Люблю отчизну я, но < …> любовью» ?
а) «Хладною»;
б) «слабою»;
в) «тщетною»;
г) «странною»;
д) «тёмною».

18. О чём мечтает герой поэмы Лермонтова «Мцыри»?
а) Стать монахом;
б) о любви;
в) отомстить врагам;
г) о богатстве;
д) вернуться на родину.

19. Какое произведение посвящено теме «маленького человека»?
а) А.С.Пушкин. «Дубровский»;
б) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
в) Н.В.Гоголь. «Шинель»;
г) И.С.Тургенев. «Рудин»;
д) И.А.Гончаров. «Обломов».

20. Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»?
а) И.А.Гончаров;
б) А.С.Грибоедов;
в) Ф.И.Тютчев;
г) И.С.Тургенев;
д) Н.С.Лесков.

21. Кому из персонажей комедии «Ревизор» принадлежит фраза: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» ?
а) Хлестакову;
б) Городничему;
в) Ляпкину-Тяпкину;
г) Осипу;
д) Почтмейстеру.

22. Кто из героев «Мёртвых душ» сравнивается с медведем?
а) Плюшкин;
б) Ноздрёв;
в) Манилов;
г) Чичиков;
д) Собакевич.

23. Каким лирическим отступлением завершается поэма «Мёртвые души»?
а) О «метком русском слове»;
б) о «птице-тройке»;
в) о «толстых» и «тонких»;
г) о двух типах писателей;
д) о юности.

24. Кому из героев «Мёртвых душ» даётся следующая характеристика: «Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…» ?
а) Ноздрёву;
б) Селифану;
в) Копейкину;
г) Чичикову;
д) Манилову.

25. Кто из русских писателей погиб в Тегеране?
а) М.Ю.Лермонтов;
б) Ф.И.Тютчев;
в) А.А.Фет;
г) А.С.Грибоедов;
д) Н.А.Некрасов.

26. О чём мы узнаём из сна Обломова?
а) О любви Обломова к Ольге;
б) о детстве Обломова;
в) о службе Обломова;
г) о путешествии Обломова;
д) о болезни Обломова.

27. Кому из героев романа Гончарова «Обломов» даётся следующая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели» ?
а) Волкову;
б) Судьбинскому;
в) Штольцу;
г) Обломову;
д) Захару.

28. Какое произведение начинается со строк: «Не мысля гордый свет забавить, / Вниманье дружбы возлюбя, / Хотел бы я тебе представить / Залог достойнее тебя…» ?
а) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
б) Н.А.Некрасов. «Железная дорога»;
в) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»;
г) М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»;
д) В.А.Жуковский. «Светлана».

29. Какая сцена является кульминацией драмы Островского «Гроза»?
а) Свидание Катерины и Бориса;
б) проводы Тихона;
в) самоубийство Катерины;
г) признание Катерины в неверности;
д) прощание Катерины и Бориса.

30. Кому в драме «Гроза» даётся следующая характеристика: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится»?
а) Дикому;
б) Кудряшу;
в) Борису;
г) Тихону;
д) Кулигину.

31. Какое высказывание принадлежит Базарову?
а) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» ;
б) «Да ведь надобно же и строить» ;
в) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем» ;
г) «И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она?» ;
д) «Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом».

32. О чём просит Павел Петрович Кирсанов брата после дуэли?
а) Поехать с ним за границу;
б) простить Базарова;
в) почитать стихи Пушкина;
г) жениться на Фенечке;
д) отпустить на волю крестьян.

33. В каком году происходит действие в романе Тургенева «Отцы и дети»?
а) 1812;
б) 1825;
в) 1861;
г) 1881;
д) 1859.

34. Кем называет себя Ситников?
а) Аристократом;
б) учеником Базарова;
в) другом Павла Петровича;
г) поклонником Одинцовой;
д) «лишним человеком».

35. К кому из героев романа Тургенева «Отцы и дети» относится следующая характеристика: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего» ?
а) К Фенечке;
б) к Кукшиной;
в) к А.С.Одинцовой;
г) к К.С.Одинцовой;
д) к княгине Р.

36. Почему странники в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» не могут увидеться с Ермилом Гириным?
а) Он отказывается от встречи;
б) он сидит в остроге;
в) его нет в живых;
г) он на заработках в столице;
д) его забрали в солдаты.

37. Чему мечтает посвятить жизнь Гриша Добросклонов?
а) Литературному творчеству;
б) борьбе за народное счастье;
в) научной деятельности;
г) крестьянскому труду;
д) семье.

38. Почему Матрёна Тимофеевна ищет заступничества у губернатора?
а) Её несправедливо обвиняют в смерти ребёнка;
б) её мужа не в очередь забирают в солдаты;
в) её сына хотят высечь за потерю в стаде;
г) её насильно выдали замуж;
д) её преследует барин.

39. Какую комедию разыгрывают крестьяне перед князем Утятиным?
а) Изображают бунт;
б) уходят искать счастливого человека;
в) притворяются нищими;
г) ухаживают за ним, как за младенцем;
д) делают вид, что крепостное право не отменили.

40. Какое слово пропущено в строке из стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»): «Мысль изреченная есть < …>» ?
а) «Свет»;
б) «ложь»;
в) «сон»;
г) «быль»;
д) «пыль».

41. Кто из русских поэтов был вынужден из-за бедности служить в армии?
а) Ф.И.Тютчев;
б) М.Ю.Лермонтов;
в) А.А.Фет;
г) Н.А.Некрасов;
д) В.А.Жуковский.

42. За что был осуждён на годы каторги Ф.М.Достоевский?
а) За роман «Бедные люди»;
б) за написание и распространение революционных прокламаций;
в) за проигрыш казённых денег в рулетку;
г) за участие в революционном кружке;
д) за покушение на царя.

43. Что видит Раскольников в своём третьем сне, описанном в романе?
а) Гибель человечества;
б) убийство лошади;
в) убитую старуху;
г) гибель Петербурга;
д) деревенскую баню с пауками.

44. Что является главной причиной преступления Раскольникова?
а) Нищета;
б) желание помочь родным;
в) бунт против социальной несправедливости;
г) идея об избранности;
д) эгоизм.

45. Как Свидригайлов узнаёт о преступлении Раскольникова?
а) Раскольников сам признаётся ему в преступлении;
б) ему говорит об этом Соня;
в) от Дуни Раскольниковой;
г) из дневника Раскольникова;
д) подслушивает признание Раскольникова Соне.

46. Какой путь к спасению указывает Раскольникову Соня?
а) Уйти в монастырь;
б) покаяться и сознаться в преступлении;
в) скрыться за границу;
г) заняться благотворительностью;
д) пойти на войну.

47. От чего, по мнению Л.Н.Толстого, зависит исход сражения?
а) От талантливости полководца;
б) от строгой дисциплины;
в) от духа войска;
г) от выгодной позиции;
д) от численного перевеса.

48. Какую победу, по мнению Л.Н.Толстого, одержали русские в Бородинском сражении?
а) Пиррову;
б) нравственную;
в) бесспорную;
г) громкую;
д) славную.

49. Какой переворот происходит в душе Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения?
а) Он восхищается гением Наполеона;
б) он становится глубоко верующим человеком;
в) он перестаёт восхищаться царём;
г) он побеждает свой страх;
д) он разочаровывается в славе.

50. Какова причина дуэли Пьера Безухова и Долохова?
а) Слухи о связи Долохова и Элен;
б) спор о Наполеоне;
в) нечестная карточная игра Долохова;
г) насмешки Долохова над масонством;
д) отказ Сони Ростовой выйти замуж за Долохова.

51. Кто из героев «Войны и мира» не присутствует на Бородинском сражении?
а) Пьер;
б) Н.Ростов;
в) Кутузов;
г) А.Болконский;
д) Долохов.

52. На чём сосредоточены все интересы Наташи Ростовой после замужества?
а) На артистической карьере;
б) на политике;
в) на светской жизни;
г) на семье;
д) на сельском хозяйстве.

53. Что предсказывает монах главному герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
а) Он попадёт в плен к татарам;
б) он укротит дикую лошадь;
в) он будет много раз погибать, но не погибнет;
г
) он сбежит от своих господ и станет конэсером;
д) он полюбит цыганку.

54. Что толкает Катерину Измайлову, героиню очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», на преступление?
а) Жадность;
б) любовь;
в) жажда власти;
г) безумие;
д) голод.

55. Для какого литературного направления характерен конфликт между мечтой и действительностью?
а) Романтизм;
б) символизм;
в) критический реализм;
г) сентиментализм;
д) классицизм.

56. Какое общее образно-выразительное средство использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках про животных?
а) Метафору;
б) антитезу;
в) сравнение;
г) аллегорию;
д) метонимию.

57. Какой порок ярче всего выражен в Иудушке Головлёве?
а) Взяточничество;
б) лень;
в) пустословие;
г) сладострастие;
д) тщеславие.

58. Кто из русских писателей получил военно-инженерное образование?
а) А.П.Чехов;
б) И.А. Гончаров;
в) Ф.М.Достоевский;
г) Л.Н.Толстой;
д) М.Ю.Лермонтов.

59. Кому из чеховских героев даётся следующая характеристика: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» ?
а) Беликову;
б) Дымову;
в) Рагину;
г) Астрову;
д) Старцеву.

60. Какому поступку своей невесты ужасается герой рассказа «Человек в футляре»?
а) Она едет верхом на лошади;
б) она катается на велосипеде;
в) она посещает женские курсы;
г) она хочет стать пианисткой;
д) она назначает ему свидание на кладбище.

61. В финале какого чеховского рассказа доктор оказывается среди своих пациентов?
а) «Палата № 6»;
б) «Случай из практики»;
в) «Ионыч»;
г) «Человек в футляре»;
д) «Хирургия».

62. Как определял А.П.Чехов жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
а) Водевиль;
б) комедия;
в) трагедия;
г) драма;
д) феерия.

63. Кто произносит финальный монолог в пьесе «Вишнёвый сад»?
а) Раневская;
б) Аня;
в) Трофимов;
г) Фирс;
д) Гаев.

64. Кто из героев «Вишнёвого сада» обращён в будущее?
а) Лопахин и Варя;
б) Гаев и Раневская;
в) Трофимов и Аня;
г) Яша и Дуняша;
д) Епиходов и Шарлотта.

65. Какая фраза принадлежит Лопахину?
а) «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках» ;
б) «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье» ;
в) «Моя собака и орехи кушает» ;
г) «Дорогой, многоуважаемый шкаф!» ;
д) «Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! »

66. Для драматургии какого литературного направления является обязательным требование единства места, времени и действия?
а) Критического реализма;
б) романтизма;
в) классицизма;
г) социалистического реализма;
д) символизма.

67. Что происходит с героиней рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»?
а) она умирает;
б) она уходит в монастырь;
в) она выходит замуж;
г) она эмигрирует;
д) она берёт на воспитание ребёнка.

68. В каком рассказе Бунина обличается бездуховность буржуазной цивилизации?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Холодная осень»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Чистый понедельник»;
д) «Старуха».

69. Каков исход дуэли Ромашова и Николаева в повести Куприна «Поединок»?
а) Николаев погибает;
б) Ромашов ранен;
в) противники остаются невредимыми;
г) Ромашов погибает;
д) оба противника ранены.

70. Как узнаёт Вера, героиня рассказа Куприна «Гранатовый браслет», о смерти Желткова?
а) От мужа;
б) от генерала Аносова;
в) из газеты;
г) из письма Желткова;
д) от квартирной хозяйки Желткова.

71. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
а) М.А.Шолохов;
б) И.А.Бунин;
в) И.А.Бродский;
г) А.И.Солженицын;
д) Б.Л.Пастернак.

72. В каком произведении изображаются последние дни Иисуса Христа?
а) А.И.Куприн. «Суламифь»;
б) А.П.Чехов. «Страх»;
в) Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот»;
г) М.Горький. «Исповедь»;
д) И.А.Бунин. «Окаянные дни».

73. Какая фраза из пьесы М.Горького «На дне» принадлежит Сатину?
а) «Правда – бог свободного человека!»;
б) «Человек – может добру научить… очень просто!»;
в) «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»;
г) «Без имени – нет человека»;
д) «Видно, враньё-то… приятнее правды».

74. Что предлагает Ваське Пеплу Василиса?
а) Начать новую жизнь;
б) жениться на ней;
в) уехать в Сибирь с Наташей;
г) убить её мужа;
д) лечиться от пьянства.

75. Какое зрелище предпочитает герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Шариков?
а) Комедию;
б) кино;
в) оперу;
г) цирк;
д) балет.

76. Зачем Воланд устраивает сеанс в Варьете?
а) Чтобы вселить в людей ужас;
б) чтобы посмотреть, изменились ли люди;
в) чтобы вызвать панику среди населения;
г) чтобы прославиться;
д) чтобы разоблачить черную магию.

77. Какой эпизод является кульминацией второй части романа «Мастер и Маргарита»?
а) Арест Бегемота;
б) пожар в Грибоедове;
в) бал сатаны;
г) возвращение мастера;
д) полёт Маргариты.

78. Что должен был сделать Иешуа Га-Ноцри, чтобы спасти свою жизнь?
а) Отречься от своих слов;
б) убить Пилата;
в) сбежать от стражников;
г) сознаться во всём;
д) выдать Левия Матвея.

79. О чём объявляет мастер Пилату в финале романа?
а) О том, что тот свободен;
б) о том, что тот виновен;
в) о том, что тот обманут;
г) о том, что тот арестован;
д) о том, что тот неизлечимо болен.

80. В чьей квартире Маргарита устраивает разгром?
а) Алоизия Могарыча;
б) доктора Стравинского;
в) Михаила Берлиоза;
г) Тимофея Квасцова;
д) критика Латунского.

81. Что даруют мастеру высшие силы?
а) Покой;
б) свет;
в) силу;
г) свободу;
д) любовь.

82. Какое стихотворение А.А.Блока начинается со строк: «Опять, как в годы золотые, / Три стёртых треплются шлеи, / И вязнут спицы расписные / В расхлябанные колеи…» ?
а) «Скифы»;
б) «Россия»;
в) «Фабрика»;
г) «Незнакомка»;
д) «Поэты».

83. Кто идёт впереди патруля в поэме Блока «Двенадцать»?
а) Матрос;
б) дьявол;
в) Святой Пётр;
г) Христос;
д) Иван.

84. Кто был основателем акмеизма?
а) С.А.Есенин;
б) В.В.Маяковский;
в) Ф.К.Сологуб;
г) В.Я.Брюсов;
д) Н.С.Гумилёв.

85. К какому литературно-художественному направлению принадлежал Маяковский?
а) Символизму;
б) футуризму;
в) имажинизму;
г) акмеизму;
д) конструктивизму.

86. Какая тема является главной в творчестве Есенина?
а) Народа;
б) дружбы;
в) любви;
г) революции;
д) родины.

87. К какому жанру относится произведение Е.И.Замятина «Мы»?
а) Исторический роман;
б) фантастический роман;
в) роман-антиутопия;
г) семейная хроника;
д) роман воспитания.

88. Что обнаружил главный герой романа Замятина «Мы» за стенами Единого Государства?
а) Выжженную пустыню;
б) нетронутую природу;
в) брошенную военную технику;
г) море;
д) Древний Дом.

89. Для чего строители в повести А.Платонова «Котлован» отправляются в деревню?а) Проводить коллективизацию;
б) за продуктами;
в) на отдых;
г) набирать рабочую силу;
д) просвещать крестьян.

90. Кто не является героем повести «Котлован»?
а) Вощев;
б) Дванов;
в) Чиклин;
г) Пашкин;
д) Жачев.

91. Какое событие показывает бессмыслицу рытья котлована?
а) Смерть Козлова;
б) высылка кулаков;
в) увольнение Вощева;
г) смерть Насти;
д) обнаружение гробов.

92. Где происходит действие в романе А.Фадеева «Разгром»?
а) В Киеве;
б) на Дальнем Востоке;
в) на Дону;
г) на Западной Украине;
д) в Сибири.

93. Кому из литературных героев принадлежит фраза: «Я согласен на медаль» ?
а) Григорию Мелехову;
б) старшине Васкову;
в) Василию Тёркину;
г) Андрею Соколову;
д) Сотникову.

94. Герой какого произведения попадает в начале войны в плен к фашистам?
а) В.Астафьев. «Прокляты и убиты»;
б) В.Распутин. «Живи и помни»;
в) М.Шолохов. «Судьба человека»;
г) Б.Василев. «А зори здесь тихие…»;
д) К.Симонов. «Живые и мёртвые».

95. О чём жалеет Иван Денисович, герой рассказа А.Солженицына, услышав сигнал об окончании работы?
а) О том, что он попал в лагерь;
б) о том, что работа не закончена;
в) о том, что давно не писал писем жене;
г) о том, что не остался в лазарете;
д) о том, что отнёс обед Цезарю.

96. За что осуждён бригадир Тюрин в рассказе «Один день Ивана Денисовича»?
а) За принадлежность к семье кулака;
б) за религиозные убеждения;
в) за потерю оружия;
г) за шпионаж;
д) за дезертирство.

97. Что отдаёт Матрёна дочери Фаддея Кире?
а) Письма;
б) пальто;
в) деньги;
г) козу;
д) горницу.

98. В какой из книг С.Довлатова герой, оказавшись в эмиграции, вспоминает советский период своей жизни?
а) «Зона»;
б) «Чемодан»;
в) «Наши»;
г) «Иностранка»;
д) «Заповедник».

99. Кто из писателей принадлежит к направлению постмодернизма?
а) С.Довлатов;
б) В.Распутин;
в) В.Пелевин;
г) В.Аксёнов;
д) Б.Акунин.

100. Кто из поэтов вырос в доме Мурузи на Литейном проспекте?
а) А.Блок;
б) И.Бродский;
в) Б.Пастернак;
г) А.Кушнер;
д) А.Тарковский.

есть сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? и получил лучший ответ

Ответ от P@fnut`ya[мастер]
Объяснаю популярно: смысл эпилога в том, что Раскольников благодаря единению с природой и
беззаветной любви и заботе Сони спасается от своих бредовых идей о "право имеющих" и прочих
забавных товарищах. Одна из самых крутых фишек, что в конце эпилога автор упоминает о Евангелии, лежащем у г-на Раскольникова под подушкой, чем хотел подчеркнуть, что вера- один из путей спасения не только Родиона, но и всех нас.
Короче, Достоевский-первый медиапроповедник Всея Руси. Круче него только Джойс Майр! =)
Источник: шиза

Ответ от TriPS [эксперт]
Соня спасла Раскольникова в том смысле, что облегчила участь Раскольникова, облегчила его страдания


Ответ от Mona_Liza_Overdrive [эксперт]
в принципе, Достоевский - действительно один из самых наиболее религиозных писателей. он считал, что путь к человеческому спасению лежит через веру. через религию. в данном случае - через православие. а поскольку православие - это признание человека слабым, несовершенным и грешным в сравнении с Богом, то здесь очень важен мотив покаяния. Раскольников покаялся в содеянном - и спасся. фигурирует мысль о том, что Господь Бог всё простит, если искренне покаяться и обратиться к нему. Соня как символ непогрешимости и чистоты в грязных обстоятельствах, как символ бесконечной любви к ближнему (что в принципе тоже подразумевается под православием), приводит Раскольникова к этому самому покаянию, читай - к спасению. и последний сон Раскольникова - это его понимание того, насколько мало в мире Людей.. сколько в мире греховного, наносного, ненастоящего.. герой видит, понимает, осознаёт и раскаивается, чем и заслуживает свой путь к спасению.

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство - это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек" в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» - недоумевает Соня. Для нее человек - это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

error: Content is protected !!