Васнецовы. Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин Дети николая михайловича васнецова вятская губерния

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

(Виктор Васнецов)

Вы любите сказки? Я очень люблю! В детстве, читая книги, я всегда рисовала себе образ героев сказок и историй. Часто русские-народные сказки были без иллюстраций, и созданные образы, надолго оставались в моем воображении. Многие русские сказки были экранизированы и вымышленные образы заменялись образами, созданными на экране. К чему это я? Да к тому, что есть некоторые сказки, некоторые образы, которые не забудутся никогда. Я сейчас говорю о картинах Виктора Васнецова .

Его Иван царевич на сером волке, Аленушка, Богатыри настолько красочно передают дух сказок и былин, что, кажется, что сейчас пространство раздвинется, и они сойдут с картин. И мне очень хочется, чтобы в век компьютерных технологий, моя дочка также любила образы, созданные великим художником, и не просто любила, а знала, кто их нарисовал и сколько души вложил художник в свое творчество.

Понятно, что в середине 19 века, когда Виктор Васнецов был маленьким, еще не было ни аудио книг, ни компьютеров. И даже книжек с картинками в русских деревнях не было. Сказки детям рассказывали бабушки и дедушки, которых называли сказителями. Рассказывали такие люди не только сказки, но и былины, потешки, прибаутки пословицы и поговорки. Сказителями были и бабушка с дедушкой Виктора Васнецова, который рос в семье сельского священника. Именно от них и узнал маленький Виктор о русских богатырях, о кощее бессмертном и других сказочных героях. Отец Виктора был человеком очень умным и учил своего сына не только наукам, но и приобщал его к творчеству, его и его брата Апполинария. Благодаря отцу и любви братьев к рисованию появились поистине великие картины, картины, которые ценят и любят люди со всех уголков мира.

Пришло время и Виктор отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Он поступил с первого раза, но так переживал, что не ходил даже посмотреть результаты экзаменов и целый год не знал, что его приняли в академию. Виктор очень любил ходить на базар и рисовать людей. Так как они все время двигались, то рисовать приходилось быстро, он натренировал свой глаз и руки за дни таких «тренировок».

Через некоторое время Виктор Васнецов становится известным благодаря своим картинам, на которых он отражает жизнь реальных людей. Он старался отразить реальность этого мира: бедность и нищету. В этот период Виктор подружился с другими художниками. Вместе они устраивали выставки в разных городах, переезжая со своим картинами. И вскоре образовали Товарищество передвижных художественных выставок или кратко Художники – передвижники. Но на удивление своих коллег, Виктор перестал рисовать реальных людей и увлекся героями сказок и былин.

Одной из первых его сказочных картин стала «Витязь на распутье». До него никто даже не решался рисовать сказочных и былинных персонажей. А он нарисовал и нарисовал так, что мы все любим и помним его картины. Но тогда никто его не понимал, друзья критиковали его, просили вернуться к реальной жизни. И вот его легендарные «Богатыри» растопили лед в сердцах критиков. Картину приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галерее. Виктор трудился над картиной почти двадцать лет, ведь изображенные на ней русские богатыри должны были стать символом русского народа.

Умение рисовать то, что никто никогда не видел, привлекло к Виктору Васнецову внимание ученых. Они попросили его сделать роспись для Исторического музея в Москве. Потом Васнецова пригласили расписать Владимирский собор в Киеве, который был построен в честь 900 летия крещения Руси.

Васнецов рисовал не только картины и расписывал соборы, он рисовал книжные миниатюры: рисунки, буквицы. Рисовал Виктор и художественные орнаменты и иллюстрации к былинам.

Виктор Васнецов прославился и как великий Архитектор, создатель целого направления в архитектуре. Именно он разработал фасад знаменитой Третьяковской галереи.

А что же случилось с братом Виктора, Аполлинарием ? Он был младше своего брата на 8 лет. И когда умерли его родители, Виктор, видя талант брата отправил его учится к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку. Апполинарий окончил Вятское духовное училище и переехал к брату в Петербург, где готовился к поступлению в Академию художеств. В какой-то момент он передумал и собрался поступать в геологический институт, но Виктор не дал ему этого сделать. В Академию художеств он также не поступил, а вернулся в Вятку.

Спустя несколько лет Аполлинарий приезжает в Москву и влюбляется в нее. Он начинает изучать Москву и ее архитектурные памятники. Апполинарий живет и общается с братом, его друзьями и это не могло не отразиться на его творчестве. Он увлекается облаками, наблюдает за ними, за их превращениями. В 1885-1886 годах Васнецов предпринял путешествие по России. В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.

В 1900 году он становится известным. Начинает преподавать в Московском училище живописи.

Обращение Аполлинария к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи.

Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого.

Познакомиться с картинами братьев.

Вы с ребенком изучаете творчество художников: Васнецова Виктора и Васнецова Аполлинария. Например, вы берете одну из картин художников, рассматриваете ее, разговариваете с ребенком о том, что на ней изображено, что хотел сказать художник. Если это картины Виктора, вы вспоминаете сказки, былины, характеры и образы героев. Если это картины Аполлинария, вы разговариваете о том, что изображено на картине, какая был а Москва несколько столетий назад, какое значение имели постройки, изображенные на картине. Вы пытаетесь повторить картину в разных техниках, как сказочную, так и историческую (в зависимости от выбранного художника): аппликация, коллаж, граттаж, рисунок и т.д.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников 19 века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую критику своих работ.

Нельзя сказать, чтобы он был равнодушен и к популярности, и критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», - самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова.

Но для современников «главная заслуга была в том, что он уничтожал ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и в частности наших художников. Он был одним из первых, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Таким образом, очевидно, что обращение Васнецова к различным областям искусства не было свободной игрой бьющего через край творческого начала, а скорее сознательной целенаправленной реализацией постепенно сложившегося у него общественно-эстетического идеала. В становлении этого идеала огромную роль играло происхождение художника и его детские, и юношеские годы.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.

Вятский период в биографии и творчестве В.М. Васнецова (1848-1926) и Ап.М.Васнецова (1856-1933) определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой Александрой Владимировной окончательно покинули Вятку, и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны в селе Лопьял Уржумского уезда. Через два дня младенца крестили в местной Троицкой церкви, на крещение к внуку приехала бабушка Ольга Александровна Васнецова из Курчумского. Из 6 братьев одного Виктора одарила она своей милостью - стала ему крестной. В 1850г. семья переезжает в Рябово. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово. Первое десятилетие жизни Васнецовых в Рябове было связано с укреплением быта, семьи. В 1854 году закончилось строительство васнецовского дома по городскому образцу, на каменном фундаменте и в пять окон. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Заботами Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны дети росли в теплой, уютной обстановке, «в общей семейной радости». По материальным условиям жизнь многодетной семьи напоминала скорее быт крестьянина-середняка. «Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал позднее художник В.М.Васнецов, - и любил их не народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины». Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши наших вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев-резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Здесь, на Рябовской земле, возникали замыслы его будущих картин. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

В доме отца выучились братья читать и писать, петь и считать. Первые навыки по рисованию сыновья также получили от отца. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. В Курчумском у Ольги Александровны Виктор и Аполлинарий увидели «настоящие картины» - бабушкины акварели. Художественный опыт бабушки и отца восприняли братья Васнецовы.

Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента приезда Виктора для поступления в учебное заведение. В 1858 году он отдан для учебы в Вятское духовное училище, а затем переведен в семинарию, в которой обучался до 1867 года. Успешно занимаясь в рисовальном классе, Виктор привозил свои рисунки с гипсов, жанровые зарисовки. В творческой среде у Аполлинария тоже возникло желание рисовать, его первые опыты углем и мелом появились на бревенчатых стенах мезонина. Виктор учился уже на высшем богословском отделении семинарии, когда Аполлинарий приехал в Вятку, чтобы повторить путь старшего брата. В 1866 году он поступает в Вятское духовное училище. Способности младшего брата стал умело направлять старший. Он учил его рисунку, зорко следил за формой, техникой и выбором натуры. Все альбомы того времени выполнены под руководством Виктора. В ранних рисунках того периода Аполлинарий запечатлел родное село Рябово, его живописные окрестности, деревенский быт.

Вятский период для Виктора Васнецова прерывается летом 1867 года. Не окончив полного курса семинарии, Виктор уезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. Первый год пребывания Васнецова в Петербурге, несомненно, сыграл и свою положительную роль: он жадно впитывал впечатления большого города, принял решение и начал заниматься в Школе поощрения художников. Большое влияние на Васнецова в этот период оказал Илья Николаевич Крамской и его ближайшее окружение. Осенью 1868 года начинает учиться в Академии и оказывается в центре бурной жизни молодых художников. Здесь у него завязалась большая дружба с И.Е.Репиным, М.М.Антокольским.

Второй и самый результативный этап пребывания Виктора в Вятке начался с марта 1870г., когда он приехал поклониться могиле отца и задержался на полгода. Сельского священника М.В.Васнецова, 46 лет от роду, похоронили на церковном кладбище, рядом с его женой, умершей в 1866 году. Осиротела семья Васнецовых, пустынным показался Виктору отчий дом. Тяжело он пережил безвременную кончину своих родителей. Утешением для него стало общение с Рябовскими крестьянами. А с августа 1871г. он на целый год снова поселился на родине, чтобы помочь младшим братьям и самому поправить здоровье. Побывал Васнецов на родине, пожил в отчем доме в Рябове, набрался новых свежих впечатлений. Работы того периода показывают возросшее мастерство начинавшего художника. И в Рябове, и в Вятке Виктор занимался со своим младшим братом, Аполлинарием, в котором разглядел будущего художника. Просмотрев все рисунки брата за последние два года, он понял, что в семье растет еще один художник и решает взять его с собой в Петербург. В Петербурге Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова. Трехлетнее пребывание в Петербурге решительным образом повлияло на становление Аполлинария как художника и человека. Здесь он познакомился с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным. Аполинарий мечтает о поступлении в Академию, но у него не было среднего образования. Для получения диплома он в 1875 году возвращается в Вятку и поступает в сельскохозяйственное земское училище. Он продолжает занятие рисованием. По предложению известного издателя Ф.Ф.Павленкова он выполнил иллюстрации для двух книг - «Азбука-копейка» и «Наглядные несообразности». На становление личности в этот период большое воздействие оказали идеи народничества, которое получило распространение и на Вятке. Васнецов сдал экзамены на звание народного учителя и уехал в село Быстрица Орловского уезда. К учительским обязанностям Васнецов относился с большой ответственностью. Крах идей народничества в конце 70-х годов внесли смятение в душу А.Васнецова. Долгие годы художник размышлял о судьбах русского народа, любовь и преданность к которому он пронес через всю жизнь. Но именно в эти годы творчество Аполлинария приобретает ту художественную направленность, которая основывалась на глубоком интересе к родной истории и культуре.

В это время Виктор много работает. В 1876 году по совету Репина он едет во Францию и живет там, около года, изучает в музеях произведения старых мастеров, знакомится с французским искусством. В 1877 году возвращается в Петербург. В 1878 году он переезжает в Москву, сближается с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым и вступает в члены ТПХВ. Москва давно манила к себе художника. Жизнь в Москве складывалась счастливо. В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. "Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - вспоминал Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".

Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

В Москве Васнецов начал усиленно заниматься живописью, как бы стремясь наверстать потерянное время. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов.

Братья Васнецовы проявляли на протяжении всей жизни друг к другу родственные, дружеские чувства. В проявлении человеческих чувств сказалась способность любить, воспитанная родителями, окружением с детства. Позднее, странствуя по свету, Аполлинарий всегда переписывался с братом, а с 1892 года они уже были неразлучны. Влияние Виктора на формирование Аполлинария как художника было бесспорно.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею. Их искусство живо и сейчас, они оставили богатейшее художественное наследие. Их имена занимают почетное место в истории русского искусства. Они были первыми среди русских художников, раскрывших в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавших гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины.

Умер Виктор Михайлович 23 июня 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище. Аполлинарий умер 23 января 1933 года и похоронен недалеко от своего брата.

Итак, мы с вами только что окунулись в историю жизни на Вятке братьев-художников Васнецовых. Их деятельность действительно заслуживает восхищения, так как они были настоящими мастерами своего дела, великими художниками.

«Вятские» братья Васнецовы - Николай, Аркадий и Александр - внесли большой вклад в развитие родного вятского края, всей своей жизнью показали, что они были не только честными исполнителями обязанностей земских учителей, но были людьми одаренными, творчески реализующими свои способности на благо простого народа, среди которого они жили, чьих детей воспитывали, вкладывая в них лучшие душевные начала.

Каждый из них оставил после себя по научному труду, актуальность которых особенно очевидна в наши дни. Их брат Николай составил «Материалы для объяснительного словаря вятского говора». Аркадий написал книгу «Русский школьник» и был прекрасным резчиком по дереву, а младший Александр собрал и издал сборник вятских песен «Песни Северо-Восточной России». Каждый из них внес свою долю в развитие искусства, унаследованного в течение веков от простого вятского народа.

Биография Васнецовых, их творческая и хозяйственная деятельность связана в Кировской области со многими селами, в которых осталась вечная история об этом знаменитом роде.

По материалам исследователей знаменитого рода известно, что Васнецовы жили более чем в 30 селах. Многие села в состоянии умирания, так как жителей осталось мало.

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Первое начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

В августе 1867 года Васнецов поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где знакомится с Крамским и Репиным и становится членом Товарищества передвижников. С 1868 года Виктор Михайлович увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылью водки» получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Весной 1876 года, после выхода из Академии, Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа. Художник знакомится с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года. В том-же году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880). Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году создает картину “Аленушка”, в которой обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883).

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным свершением. Художник создал свой “васнецовский стиль”.

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

К 100-летию А. С. Пушкина Васнецов оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович.

С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М. Васнецова, расположенной близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами. Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Л. А. Киселев, В. А. Серов, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, М. В, Нестеров, В. И. Суриков, М. А. Врубель, артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В. М. Васнецов писал своих "Богатырей", В. А. Серов - "Девочку с персиками", И. Е. Репин собирал материал и работал над "Крестным ходом в Курской губернии". Абрамцевский пейзаж можно увидеть в "Аленушке" В. Васнецова и в "Видении отрока Варфоломея" М. Нестерова.

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве А.Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, художник обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью.

Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни и похоронен на Введенском кладбище.

братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870).

Виктор Михайлович

(3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался).

Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др.

В 1876 г. совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898; ГТГ), ставшей одним из лучших произведений мастера. Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, ГТГ) открыла новый этап в рус. исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а лит. сюжет; по мотивам сказок были написаны «Аленушка» (ГТГ), «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Иван-царевич на сером волке» (1889, ГТГ).

Как театральный художник В. М. создал эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1882) для домашней сцены в Абрамцеве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885).

В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерус. каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря); разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».

Как художник-иллюстратор он работал над произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. В жанре портрета В. создал глубокие психологические произведения - портреты В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Е. А. Праховой (1894, ГТГ), Б. В. Васнецова (1889, ГТГ), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ).

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).

В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов.

Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 - филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело].

Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.

Лит.: Соболев А . Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н . В . О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В . Л . Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А . К . В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О . И . Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В . Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н . С ., Моргунова-Рудницкая Н . Д . В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В . А . Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э . В . Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н . А . Москва В. Васнецова. М., 1998.

Аполлинарий Михайлович

(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).

Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы - новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).

Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).

После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 - оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них - «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).

Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2). Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив. Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.

А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1981 г. в с. Рябове открыт мемориальный Дом-музей братьев В. и в нач. 90-х гг. установлен памятник в их честь.

А. Топурия

Васнецов В. М. (реализм)

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.


Аленушка (1881)



Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Богатыри (1898)



Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

Царевна - лягушка (1918)



А вот пляшет в царских палатах веселая и умная Царевна-лягушка: "махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой, и поплыли по воде белые лебеди..."

Чаепитие в трактире (харчевне) 1874



В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Эскиз здания для Третьяковской художественной галереи


Иван Грозный (1897)


Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Иван-царевич на Сером Волке (1889)


Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Ковер - самолет (новый вариант) 1919-1926


А вот по поднебесью на ковре-самолете летит Иван-царевич со своей Еленой Прекрасной. Светит ясный месяц, дует веселый, вольный ветер, далеко внизу леса, поля, моря и реки - родная русская земля, Родина.

Ковер - самолет (1880)



Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Нищие-певцы (богомольцы) 1873



Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

Подводный терем (1884)



Фантастический, сказочный мир, полный таинственных обитателей, неведомых чудес, таинственных мест, увлекательных событий!.

Поединок Пересвета с Челубеем (Телебеем) 1914



Согласно "Сказанию", Куликовская битва начинается эпическим единоборством "старца", то есть монаха, Пересвета с татарским исполином Телебеем. Телебей выехал из великого полка татарского, показывая свое мужество передо всеми. Его наружность описана в стиле былин:"пяти сажен высота его, а трех сажен ширина его". Навстречу татарину выехал Александр Пересвет. На нем был монашеский клобук вместо шлема и схима вместо доспехов. И ударились они крепко копьями, едва земля не преломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались. Пересвет своею смертию спас многих русских воинов, которые пали бы от руки исполина-татарина. Его единоборство с татарином воспринималось как победа духа над грубой физической силой. После поединка Пересвета с Телебеем вступили в бой оба войска и крепко бились.

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)



Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Преферанс (1879)



Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

Распятие (1902)

С квартиры на квартиру (1876)



Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле. Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Снегурочка (1899)


Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Спящая царевна (1919)



Заколдованный лес, спят деревья, травы, птицы, а во дворце давным-давно спит царевна, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража; спит на ступеньках девочка-семилеточка, бурый медведь, лиса с зайцем...

Страшный суд (1904)



Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Три царевны подземного царства (1881)



Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Витязь на распутье (1878)



У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Баян (1897)



О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)



Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет в подземном дворце страшный Кощей Бессмертный, и держит в плену прекрасную царевну...

Встреча Олега с кудесником (1899)



Как ныне сбирается вещий Олег, отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в царьградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
"Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня".
"Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...Но примешь ты смерть от коня своего".

Богатырский скок (1914)


Гамаюн - птица вещая (1897)

Гусляры (1899)


Книжная лавочка (1876)

Крещение Руси (1890)

Портрет сына Бориса


Портрет Веры Мамонтовой

Сирин и Алконост (1898)


Воины Апокалипсиса (1887)


error: Content is protected !!