Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения. Взаимосвязь глобальных проблем

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём проявляется многообразие современного мира.

XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX – начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия.

На сегодняшний день На планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 200 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни.

Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

2. Назовите основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине XX в. Какими были пути их разрешения? *Какие из них вы считаете эффективными? Чем вы можете это доказать?

Основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине ХХ века

1. противостояние двух систем – «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока. В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда «третьим миром».

2. противоречия между «Севером» и «Югом» - группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др.

3. сепаратистские движения (сепаратизм – стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку).

4. фундаменталистские движения. Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивали на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми. Нередко подобные движения приобретают очень жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в. фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти. Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития – традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный. Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям.

Я считаю, что наиболее эффективным способом решения конфликта является умение договорится.

3. *Как вы думаете, может ли расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю, что расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира. Причем это единообразие будет создано по западному образцу. В силу большей развитости США и Западные страны навязывают свою культуру, образ жизни и взгляды другим государствам, что приводит к потере их собственной уникальности.

4. Поясните, какие задачи ставили перед собой национальные движения в конце XX в. Какие методы использовались для решения этих задач?

Национальные движения в конце ХХ века ставили перед собой сепаратистские цели, т.е. стремятся к обособлению, отделению своих территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку. В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов – на севере страны и тамилов – на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

5. Покажите, в чём заключается взаимосвязь глобальных проблем современности.

Противоречия в отношениях между государствами, народами, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, оружие массового уничтожения и гонку вооружений. Предотвращение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из глобальных проблем человечества. Так называют проблемы, связанные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-экономической отсталости и нищеты; демографическая проблема – достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в. его численность в мире увеличилась от 2 до 5 млрд человек) и развитием производительных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплексное использование ресурсов Мирового океана, освоение космического пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражаются на повседневной жизни миллионов людей. Бесхозяйственное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоёмов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т. д. Вследствие загрязнения атмосферы появились «кислотные дожди», «парниковый эффект», началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал смог (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу. «Кислотные дожди» в середине 1970-х годов причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздей ствием пострадали от трети до половины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции оказались «мёртвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс. озёр. «Парниковый эффект» ведёт к глобальному потеплению климата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушливых районов, а многие островные и прибрежные территории могут быть затоплены вследствие повышения уровня моря.

Тяжёлый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если в начале 1980-х годов в мире ежегодно вырубалось 10 – 12 млн га леса, то спустя десятилетие – почти в 2 раза больше. Особенно широким фронтом велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Между тем эти леса называют «лёгкими планеты», обогащающими атмосферу кислородом, в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных. Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведёт к изменению рельефа, гидрологических условий, вследствие чего возникают катастрофические наводнения, оползни и др.

Серьёзная экологическая проблема во многих регионах мира - наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занимающих более трети земной суши (а в Африке - свыше 55%), с каждым годом увеличивается. Это происходит под влиянием естественных факторов и вследствие деятельности человека – вырубки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия, которое существует у некоторых африканских народов, «перевыпаса» скота и т. д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 стран, большинство из которых составляют развивающиеся государства. В начале 1980-х годов от сильной и длительной засухи пострадали свыше половины стран Африки, голод охватил около 200 млн жителей.

Несмотря на достижения науки и техники, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с глобальной продовольственной проблемой. По оценкам международных экспертов, в конце столетия в мире систематически недоедали более 1 млрд человек, страдали от голода свыше 150 млн. Большинство из них проживали в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Здесь голод являлся уделом 25% населения, в отдельных государствах этот показатель достигал 40%. Ежегодно в мире умирали от голода и вызванных недоеданием заболеваний 13 млн человек, 75% из них составляли дети. В то же время в странах Запада немало людей усиленно боролись с перееданием, ожирением и избыточным весом, применяли специальные низкокалорийные диеты.

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Быстрый рост населения ведёт к более интенсивному использованию природных ресурсов, обостряет продовольственную проблему. В результате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишившихся жилья и средств к существованию, становятся беженцами, что углубляет социальные проблемы, вызывает межнациональные и этнические столкновения. Массовое недоедание и голод во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки порождены не только природными бедствиями (засухами, наводнениями, неурожаями), но в первую очередь – экономической и социальной отсталостью. Подсчитано, что природные ресурсы Африки при рациональном их использовании, охране и восстановлении могут обеспечить производство продовольствия, достаточного для всего населения континента, даже если его численность увеличится в 2 – 3 раза.

6. Дайте характеристику деятельности международных организаций по преодолению наиболее острых противоречий и решению проблем в современном мире. Используйте также текущую информацию газет, телевидения.

В начале 1970-х годов настоящий шок в странах Запада вызвали доклады учёных, входивших в Римский клуб (основан в 1968 г. группой исследователей из разных стран для рассмотрения проблем, имеющих глобальное значение). В них предсказывалось, что в скором будущем человечество окажется перед лицом катастрофы, вызванной нехваткой продовольствия, энергии, сырья и загрязнением биосферы. Обоснованность подобных опасений подтверждалась конкретными свидетельствами экологического неблагополучия во многих регионах – в начале 1970-х годов наблюдался ряд неурожаев, отмечалось выпадение «кислотных дождей» и т. д. Названные в докладах проблемы стали предметом обсуждения в международных организациях, научных кругах. Были предприняты конкретные шаги, направленные на их решение.

Организующую роль в практическом решении большинства глобальных проблем взяли на себя учреждения ООН. В районы стихийных бедствий доставлялась продовольственная и медицинская помощь. В места военных конфликтов направлялись миссии наблюдателей, группы по примирению, специальные представители, а в случае необходимости – части Вооружённых сил ООН по поддержанию мира («голубые каски»). Миротворческие войска действовали в Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Анголе, Афганистане, Боснии и др. В 1988 г. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества вносят общественные организации и движения. Выше говорилось о борьбе за мир и безопасность. Среди экологических движений с середины 1970-х годов выделились «зелёные». Их деятельность началась в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды. В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. Постепенно «зелёные» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам, показывая тем самым, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов движение «зелёных» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.

В последние десятилетия XX в. активными действиями заявила о себе международная организация «Гринпис» (в переводе с английского – «зелёный мир»). Её участники устраивали демонстрации протеста около военных объектов, в местах, где возникала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой природы.

8. *Выскажите своё суждение о том, что может сделать отдельный человек для решения глобальных, наиболее острых проблем современности. Приведите аргументы, конкретные примеры.

Я считаю, что поскольку глобальные проблемы касаются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и общественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или социальных бедствий, но и в устранении их причин. Гораздо легче сохранить лес, озеро, реку, чем потом возрождать в них жизнь. А главное – в движении к гармоничному, безопасному миру нельзя поставить точку.

Например, все мы можем противостоять загрязнению природы, следуя элементарным правилам – просто убирать за собой мусор.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

Проблемы современности и будущее человечества – именно эти вопросы волнуют всех современных политиков и учёных. Это вполне объяснимо. Ведь от решения современных проблем действительно зависит будущее Земли и всего человечества.

Происхождения термина

Термин «глобальные проблемы» стал появляться в научной литературе в конце 60-ых годов прошлого века. Так учёные охарактеризовали и новые проблемы, появившиеся на стыке промышленной и информационной эпох, и старые, существовавшие в системе «человек – природа – общество», усугубившиеся и обострившиеся в современных условиях.

Рис 1. Загрязнение окружающей среды

Глобальные проблемы – это проблемы, которые невозможно решить силами одной страны или одного народа, но, при этом, от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Причины возникновения

Учёные выделяют две большие группы причин, приведших к появлению глобальных проблем.

  • Перерастание локальных проблем, конфликтов и противоречий во всемирные (это обусловлено процессом глобализации, объединения и обобщения человечества).
  • Активная преобразующая деятельность человека, влияющая на природу, политическую ситуацию и социум.

Виды глобальных проблем

К глобальным проблемам стоящим перед человечеством относятся три большие группы проблем (современная классификация).

Таблица «Список глобальных проблем человечества»

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Группа Суть проблем (характеристика) Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете 1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.

2. Проблема войны и мира.

3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.

Экологические проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем 1. Сырьевая проблема.

2. Продовольственная проблема.

3. Энергетическая проблема.

4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.

Социальные проблемы Проблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем 1. Демографическая проблема.

2. Проблема сохранения здоровья человека.

3. Проблема распространения образования.

4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).

Все глобальные проблемы связаны друг с другом и влияют друг на друга. Невозможно решать их по отдельности, необходим комплексный подход. Именно поэтому были выделены приоритетные глобальные проблемы, суть которых схожа, и от решения которых зависит ближайшее будущее Земли.

Представим зависимость проблем друг от друга схематически и назовём глобальные проблемы человечества в порядке их значимости.

Рис 2. Связь глобальных проблем друг с другом

  • Проблема мира (разоружения стран и предотвращения нового мирового глобального конфликта) связана с проблемой (далее «–») преодоления отсталости развивающихся стран.
  • Экологическая проблема – демографическая проблема.
  • Энергетическая проблема – сырьевая проблема.
  • Продовольственная проблема – использование Мирового океана.

Интересно, что решение всех глобальных проблем возможно, если попробовать решить самую главную и актуальную на сегодняшний момент проблему – мировое освоение космоса.

Общие черты (признаки) глобальных проблем

Несмотря на то, что глобальных проблем на современном этапе развития человечества много, все они имеют общие черты:

  • они затрагивают жизнедеятельность всего человечества сразу;
  • они являются объективным фактором развития человечества;
  • они требуют настоятельного решения;
  • они предполагают международное сотрудничество;
  • от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Рис 3. Проблема голода в странах Африки

Основные направления разрешения мировых проблем и угроз

Для решения глобальных проблем необходимы усилия всего человечества, и не только материальные и физические, но и психологические. Для того чтобы работа была успешной, необходимо

  • сформировать новое планетарное сознание, постоянно информировать людей об угрозах, давать им только актуальную информацию, обучать;
  • разработать эффективную систему сотрудничества стран в вопросе решения глобальных проблем: изучение, контроль за состоянием, предотвращение усугубления ситуации, создание системы прогнозирования;
  • сконцентрировать большое количество сил именно на решении глобальных проблем.

Социальные прогнозы существования человечества

Исходя из того, что в настоящий момент происходит усугубление и расширение списка глобальных проблем, учёные делают социальные прогнозы существования человечества:

  • пессимистический прогноз или экологический пессимизм (есликратко, то суть прогноза сводится к тому, что человечество ждёт масштабная экологическая катастрофа и неизбежная гибель);
  • оптимистический прогноз или научно-технический оптимизм (учёные надеются, что НТП приведет к тому, что глобальные проблемы разрешаться).

Что мы узнали?

Термин «глобальные проблемы» не новый, и он не обозначает только те проблемы, которые появились в конце XX века. Все глобальные проблемы имеют как свои особенности, так и схожие черты. Они взаимосвязаны и решения одной проблемы зависит от своевременного разрешения другой.

Тема «Глобальные проблемы современности» является одной из основных на уроках обществознания в школе. На тему «Глобальные проблемы, угрозы и вызовы» делают доклады и пишут рефераты, причём нужно не только привести примеры проблем, но и показать их связь, и объяснить, как возможно справится с той или иной проблемой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 195.

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) это совокупность проблем человечества, решение которых обеспечивает социальный прогресс и сохранение цивилизации. Иначе говоря, предотвращение мировой термоядерной войны, а также обеспечение мирных условий для развития народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды: атмосферы, мирового океана и т.п.; преодоление возрастающего разрыва между развивающимися и развитыми странами в экономическом уровне и доходах на душу населения, также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами (возобновляемыми/не возобновляемыми), включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение "демографического взрыва" в развивающихся странах и снижение риска возникновения опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Терроризм

Ещё одной из острейших проблем современности, связанных со сферой международных отношений, является проблема терроризма.

Во-первых, международный терроризм получает все более широкое распространение на нашей планете. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов

Во-вторых, терроризм - это серьезная угроза безопасности отдельных государств, да и мирового сообщества в целом.

В-третьих, преодоление международного терроризма требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете.

В-четвертых, все более явной становится связь международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности, такими как: угроза третьей мировой войны, нехватка продовольствия.

В отличие от остальных проблема международного терроризма имеет свои отличительные черты. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Другая отличительная черта проблемы международного терроризма - это значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Несомненно, это влияние ведет к обострению данной проблемы.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками.

Еще одна специфическая черта международного терроризма является ее сложная прогнозируемость. В большинстве случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, агрессивно настроенные политики. Терроризм можно рассматривать как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены другими методами.

Демографическая проблема

На данный момент причины малодетности семей не являются секретом: роды убавляют здоровье женщины. Всевозможные растяжки, разрывы, варикоз вен, вымывание кальция из организма, инфекции, ну и в конце концов - смерть во время родов.… В дальнейшем, в процессе воспитания малыша женщина вынуждена отрываться от работы, терять зарплату, а порою и само заработное место. Ей приходится попадать в экономическую зависимость от мужа. Также дети требуют немалых расходов на их питание, одежду, игрушки, образование. Одним словом - дети обходятся недешево. В такой ситуации воспитание одного ребёнка становится затруднительно, а двух и более - непосильным трудом.

Продовольственная проблема

Продовольствие - это важнейший фонд жизненных функций человечества. Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на всё человечество, Особенно пагубно голод и недоедание сказывается на здоровье детей, так как это замедляет их психофизическое развитие, а также влияет на потерю зрения. (недостаток витамина А)

Зона, которую затронула продовольственная проблема, включает в себя Африку к югу от Сахары, исключая ЮАР, Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию, Карибский бассейн, некоторую часть Южной Америки.

Экологическая проблема

Одна из наиболее обширных проблем - экологическая. Она включает в себя такие проблемы как: проблема загрязнения Мирового океана, вредные примеси пирогенного происхождения в воздухе, разрушение озонового слоя атмосферы, кислотные дожди…

Тысячелетиями, загрязняя атмосферу, человечество долгое время не задумывалось о последствиях. С началом работы промышленных предприятий начал осуществляться выброс в природу вредных веществ, таких как например оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора.

1.Оксид углерода.

В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий.

Это соединение химических веществ способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

2.Окись азота.

Источники выброса - предприятия, которые производят азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, и вискозный шелк.

3.Соединение фтора и хлора.

Источники выброса - предприятия, производящие алюминий, стекло, сталь, соляную кислоту и органические красители. Поступая в атмосферу в виде газообразных веществ, они разрушающих слои атмосферы.

Нефть - это вязкая маслянистая жидкость, которая имеет темно-коричневый цвет. Её добывают с целью приумножить свое благосостояние, совершенно не заботясь о том, что от этого погибает природа в связи с истончением атмосферного слоя биосферы.

Нефть образует эмульсии на поверхности воды, уничтожая на своём пути флору и фауну. Потому одной из важных проблем является нехватка пресной воды в реках и озерах. Особую опасность экологии планеты несет сброс и захоронение химических и радиоактивных отходов - дампинг.

Не менее важной экологической проблемой является разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Озон является важным компонентом, защищающим нас от вредных веществ, поступающих из космоса. Таких как: «звездная пыль». В тонком слое атмосферы появились дыры, которые пропускают солнечные лучи, которые вызывают не только сердечные приступы, они также увеличивают риск заболевания раком кожи.

Кислотные дожди. Они вызывают подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв, затем потоками воды кислотность распространяется на всю почву, вызывая подкисление грунтовых вод. Растения впитывают вместе с водой в себя все нечистоты. Далее растения поедают животные. В связи с употреблением данных растений или же мяса животных у людей может возникнуть облысение, язвы и т.п.

СПИД и наркомания

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- это чума XX в. Данное заболевание впервые обнаружили в США в 1981 г., далее оно стремительными темпами стало распространяться по всему миру. Главная причина этого - половая распущенность современного "цивилизованного" человека и наркомании.

Проблема наркомании связана с тем, что в 90-е годы не осуществлялось в нужных количествах финансирование программ по борьбе с наркоманией.

СПИД и наркомания оказываю пагубное влияние в основном на наиболее молодую часть общества. Существует много причин растущей тяги молодёжи к наркотическим веществам, в том числе: не сложившиеся отношения с родителями и сверстниками, неудачи в любви, отсутствие места работы и учёбы, связанная с этим неудовлетворённость жизнью. Наркотики же «помогают» человеку забыться и расслабится, создавая ИЛЛЮЗИЮ счастья, за которой скрываются ужасные последствия…

Алкоголизм и табакокурение

Алкоголь опасный враг здоровья человека. Злоупотребление спиртными напитками - причина многих тяжёлых заболеваний, преждевременного старения. Продолжительность жизни алкоголиков на 14-18 лет меньше, чем у непьющих людей.

Приём алкоголя ведёт к деградации личности, нервным заболеваниям.

Табак - несомненный спутник алкоголя. Табак имеет удивительное свойство - способность вызывать привыкание.

По данным ВОЗ:

· общая смертность курящих превышает смертность некурящих на 30-80%;

· табак убивает людей в 4 раза больше, чем автокатастрофы;

· у курильщиков заметно ухудшается память;

· у курильщика сердце работает на 3-4 часа больше каждые сутки. Только одна выкуренная сигарета повышает кровяное давление на 10 мм рт. ст.;

· у курящих женщин выкидыши и мертворожденные дети встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих »

Взаимосвязь глобальных проблем

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом. В пример, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды.

Другим примером может служить связь проблемы нехватки продовольствия и демографической проблемы, голод и недоедание не дают людям уверенности в завтрашнем дне, а значит, уменьшает желание продолжение человеческого рода в связи с малой возможность прокормить не только детей, а даже себя.

Проблема терроризма пересекается с проблемой термоядерной войны, в том случае если террористы смогут завладеть ядерным оружием.

Всё это говорит о том, что глобальные проблемы неразрывно связаны между собой. Обострение одной ведёт к обострению и других проблем. Потому и решение их так же должно осуществляться неразрывно.

Литература

1. http://antiquehistory.ru/filosofiya-drevney-indii-kratko/

2. http://studopedia.ru/1_111295_soznanie-mishlenie-i-yazik.html

3. http://otherreferats.allbest.ru/history/00192819_0.html

Глобальные проблемы современности, практикум

Задание 1. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

экологический кризис

угроза новой мировой войны

рост наркомании

распространение СПИДа

угроза XXI века

Задание 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Всемирный банк

5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство

Задание 3. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) возникли во второй половине прошлого века

3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) носят масштабный характер

Задание 4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах  массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север - Юг»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Задание 6. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Задание 7. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Задание 8.

(А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

1) фактический характер

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация - ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур

2) разделение труда

3) общество

4) глобализация

5) противоречивый

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

8) информационное

9) компьютер

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___ (А) и соответственно по уровню ____ (Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа ___ (В), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика ___ (Г) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет ____ (Д). Население планеты составляет уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества ____ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) развитые страны

2) меньшинство

3) отсталые страны

4) подавляющее большинство

5) сокращается

6) уровень

7) благосостояние

8) разрыв

9) развитие

Задание 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере

Задание 13. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Задание 15. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы

Задание 16. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Задание 17. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХ I века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б .

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б .

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б .

11 – 971345 – 3 б .

12 - - 3 б. 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

13 - - 3 б. 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 - 3 б. - Одним из самых положительных эффектов или последствий глобализации - это улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции.

Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно.

Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее.

Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты.

Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление

15 - 2 б. - демографическая;

- экологическая;

- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

16 - 3 б. Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых –сторонники корнукопианцев).

2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями).

3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев).

17 - 3 б . 1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Выставь себе отметку:

30-38 б. – «5»

22-29 б. – «4»

11-21 б. – «3»

error: Content is protected !!