Юрий живаго краткое содержание. Анализ «Доктор Живаго» Пастернак. История создания: признанный миром, отвергнутый родиной

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии - «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом - «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Тема

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем : жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль , которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций - он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви , которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях - любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа - нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

Жанр

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения - в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 122.

Пост навеян прочтением романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Несмотря на то, что книга мне весьма понравилась, я "мучил" ее два месяца.

Краткое содержание романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго"
Юрий Живаго - центральный персонаж романа Бориса Пастернака. Повествование начинается с описания похорон матери Юры, который тогда был еще достаточно маленьким. Не стало вскоре и отца Юры - некогда богатого представителя рода Живаго. Он бросился из идущего поезда и разбился. Поговаривали, что виной тому был некий весьма ловкий юрист по фамилии Комаровский. Именно он вел финансовые дела отца Юрия и основательно их запутал.

Юра остался на попечении дяди, который взял на себя заботу о его развитии и образовании. Семья дяди принадлежала к интеллигенции, поэтому Юра всесторонне развивался. У Юры были хорошие друзья: Тоня Крюгер, Миша Гордон и Иннокентий Дудоров.

Юра решает стать доктором, потому что его склад зарактера как нельзя более кстати соответствовал этой профессии (как мы увидим далее, Живого действительно стал хорошим доктором). После окончания образования Юрий женится на Тоне. Но семейное счастье длилось недолго - началась Первая Мировая война, и Юрия все же призвали на фронт сразу после рождения сына Александра. Юрий прошел всю войну и видел не только ужасы самой войны, но и революцию, вызвавшую развал армии и российского государства. После революции началась Гражданская война.

Юрий с трудом добрался до Москвы и застал ее в весьма печальном состоянии: продовальствия не было, Временное правительство не справлялось со своими обязанностями, набирали силу не понятные никому большевики.

Другая весьма важная героиня романа Бориса Пастернака Лариса была дочерью мадам Гишар, которая владела небольшой швейной мастерской. Лариса была умна и красива, что не преминул заметить уже известный нам Комаровский, который вел дела мадам Гишар. Он соблазнил Ларису и держал ее в каком-то иррациональном страхе и подчинении. Лариса дружил с Павлом Антиповым, которому тайно помогает деньгами. Павел - сын человека большевистских взглядов и убеждений. Он постоянно подвергался гонениям, поэтому Павел воспитывался чужими людьми.

Со временем Павел и Лариса создают семью, у них пождается дочь. Они уезжают на Урал, в Юрятин, и работают преподавателями в гимназии. Павел, подчиняясь какому-то странному позыву, записывается на курсы офицеров и отправляется на войну, где пропадает без вести. Товарищ Павла Галиуллин считает его погибшим, но павел попал в плен. Лариса становится медицинской сестрой и отправляется на поиски Павла. Судьба сводит их на фронте с Юрием Живаго. Они испытывали друг к другу сильную симпатию, но их чувства пока еще не стали сильными. Судьба их разводит - Живаго возвращается в Москву, Лариса - в Юрятин.

Семья Живаго живет в Москве в подвешенном состоянии: денег не хватает, работы нет или мало, в стране бушует гражданствая война. Они вспоминают об имении деда Тони в Варыкино (недалеко от Юрятина) и решают поехать туда, чтобы пережить ужасы войны в далеком и заброшенном уголке. После долгого получения необходимых документов они отправляются в долгий путь. Поезда ходят плохо и нерегулярно, белые и красные еще не выяснили, кто сильнее, страна наводнена разбойниками и мародерами. Долго ли коротки ли они достигают Юрятина и приезжают в Варыкино, где сначала поселяются в доме управляющего, а потом обустраивают свое жилище. Они занимаются сельским хозяйством и потихоньку налаживают свой быт.

Живаго время от времени лечит людей и становится весьма известным лицом в городе. Он время от времени посещает библиотеку Юрятина и однажды встречает там Ларису. Теперь их чуства дали о себе знать и они становятся любовниками. Юрий очень любит и Тоню, и Ларису. Из громадного уважения к жене он решает признаться ей в измене и бросить Ларису, но по пути домой его берут в плен красные партизаны. Следующие без малого два года он провел у партизан, выполняя обязанности доктора. Поэтому он даже не видел ребенка, которым была беременна Тоня на момент его пленения.

Юрий Живаго кочует с партизанами по Сибири, лечит больных и терпеливо сносит все разговоры фанатичного командира партизан Микулицына (он был сыном управляющего имения Варыкино). Однажды он бежит от партизан, когда неизвестность и волнение за свою семью уже не могли удержать его в отряде. Он пешком добирается до Юрятина и узнает, что его семья в безопасности; они уехали в Москву и готовятся к принудительной высылке за границу (как представители ненужного новой власти слоя общества - интеллигенции). Тоня в письме сообщает ему обо всем этом и разрешает ему жить так, как он считает нужным.

Живаго находит и Ларису; с ней у него снова завязываются самые близкие отношения. Она выходила его после болезни, вызванной долгим переходом до Юрятина. Брий выздоравливает и они пытаются наладить свою жизнь, оба поступают на службу. Время шло, они чувствовали, что новая власть вряд ли сможет их принять. Поэтому они решают снова уехать в Варыкино, чтобы спасти себя и укрыться от бушевавшей новой власти там. По иронии судьбы тесть Ларисы Антипов, не особенно ее любящий, и хочет наслать на нее беду. Лариса же, как мы помним. тайно помогала ему и Павлу деньгами, когда те испытывали лишения. Незадолго до отъезда Ларисы и Юрия их находит все тот же Комаровский и предлагает им уехать на Дальний Восток, где все еще сохраняется власть белых. Живаго и Лариса отказываются и уезжают в Варыкино.

В Варыкино они провели всего около двух недель: Лариса понимает, что Комаровский - это единственный шанс спасти ее дочь, но она категорически не хочет оставлять Юрия, который категорически не хочет ехать с Комаровским. Комаровский тем временем приезжает в Варыкино и убеждает Юрия отпустить Ларису с ним. Юрий понимает, что больше никогда ее не увидит, но позволяет им уехать.

После отъезда Ларисы и Комаровского Юрий начинает сходить с ума от одиночества и деградировать: он много пьет, но пишет при этом стихи о Ларисе. Однажды в Варыкино приходит незнакомец, им оказывается некогда грозный Стрельников, наводивший ужас на всю Сибирь, а теперь беглый человек. Этот самый Стрельников противостоит белым, которых возглавляет уже известный нам Галиуллил. Стрельниковым оказывается муж Ларисы Павел Антипов, который, будучи идеалистом, хотел сделать мир лучше и преподнести его к ногам Ларисы (Антипов - сослуживец Галиуллина во время Первой Мировой войны). Он думал, что она никогда его не любила, но Живаго рассказал, что та его ободала даже того, когда была с Юрием. Стрельников-Антипов, пораженный этим известием, понимает, как много глупостей и зла он сделал. Утром Юрий находит его застрелившимся и хоронит его. После этого Юрий пскается в пеший путь до Москвы.

Дойдя до Москвы через территорию разрушенной и израненой страны Живаго снова начинает писать и издавать свои книжки, которые пользуются популярностью в кругах интеллигенции. При этом он опускается, забрасывает практику и вступает в отношения со своей третьей и последней женщиной - дочерью бывшего дворника семьи Тони. У них рождается двое детей. так проходит 8 или 9 лет.

Однажды Живаго пропадает и извещает свою семью, что он некоторое время поживет отдельно. Дело в том, что его снова находит его сводный брат евграф, который оказывается человеком со связями и возможностями. Много лет назад он помог Тоне выходить Юрия после полезни, а теперь он снял ему комнату, которая по иронии судьбы оказывается той самой комнатой, где когда-то жили Лариса и Павел. Юрий снова пытается писать, устраивается на работу, в день выхода на работу умирает (отказало сердце). На похороны Юрия приъходит много народу, посетила их и Лариса, которая после этого бесследно пропала (вероятно, была арестована).

Повестрование романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" заканчивается в сороковых годах (во время наступления наших войск на гитлеровцев): его старые друзья Дудоров и Гордон встречаются и обсуждают всякие новости, в числе которых удивителная судьба дочери Юрия и Ларисы. Их дочь была сиротой и беспризорницей, но ее в конце концов нашел и взял под свое крыло сводный брат Юрия Евграф, который оказался генералом. генерал также позаботился и о работах Юрия.

Смысл
Вероятно, жизнь Юрия Живаго стоит ассоциировать с существованием навсегда утраченного слоя - русской интеллигенции. Слабая, непрактичная, но глубоко симпатичная и жертвенная, русская интеллигенция прекратила вое существование, не найдя себе место в новой системе координат. Точно также, как не нашел себе места Юрий Живаго.

Вывод
Книгу читал очень долго. Сначала она не показалась мне захватывающей, но потихоньку вчитался и уже не мог оторваться. Очень понравилась. Читать рекомендую!

Роман Б. Пастернака, посвященный трагической судьбе интеллигенции в революционном вихре, был высоко оценен международными жюри и удостоен Нобелевской премии. Это очень сложное и витиевато написанное произведение, которое не всем удается понять с первого раза. Чтобы осмыслить текст, наполненный символами и образами, нужно обращаться к нему снова и снова. Для удобства восприятия книги команда «Литерагуру» составила краткий пересказ романа по частям и главам. Также мы предлагаем вам подробный , с его помощью вам удастся глубже проникнуть в мысли гениального писателя.

Часть первая: Пятичасовой скорый

  1. Маленький Юрий Живаго (вот его ) шел в составе большой процессии, сообщавшей о далеко не счастливом событии — смерти его матери (Марьи Николаевны). Уже на могиле мальчик, который казался слишком тихим и спокойным, сел на голую землю и зарыдал истомным воем «маленького волчонка», и лишь один человек во всем черном смог его успокоить — дядя Юрия и родной брат Марьи Николаевны (священник Николай Николаевич Веденяпин).
  2. Всю ночь в монастырских покоях, где сирота ночевал с дядей, мальчику казалось, что холодный ветер и сквозняки — предвестники чего-то страшного и пугающего, и только разговоры проснувшегося дяди о Христе как-то помогали справиться с, казалось, нависшей опасностью.
  3. Маленький Юра толком ничего не знал о беспутствах отца, кутежах, который тот устраивал, теряя своё миллионное состояние на различных ярмарках в то время, когда покинутая мать заболела чахоткой. Лечение на юге Франции ничего не дало, женщина слабела. Но он ещё помнил, когда заводы, банки и мануфактуры, даже ромовые бабы, назывались в честь их фамилии — Живаго. Теперь же — остался только едва видимый след, «они обеднели» — пишет автор.
  4. Летом 1903 года Юрий с дядей отправились в Дуплянку, в имении шелкопрядильного фабриката Кологривого и к педагогу Ивану Ивановичу Воскобойникову. Юре нравилась Дуплянка, потому что у Воскобойникова жил Ника Дудорев — гимназист (старше на 2 года), с которым тот имел, можно сказать, дружественные отношения. Пока они ехали, взрослые говорили о том, как народ распустился в последнее время: убили купца, сожгли конный завод и т.д. Собеседники склоняются к тому, что необходимо закрутить гайки, иначе простой люд перебьет и разрушит все, что есть.
  5. Пока дядя Юрия обсуждал «христианский вопрос» с Воскобойниковым (священник доказывал, что Христос – основа культуры и прогресса, а евангелие дает всему живому стимул идти вперед), а дети занимались своими «детскими делался», вдали послышался свист поезда, которому по словам Воскобойникова, «не было причин останавливаться». Странность и только.
  6. Слоняясь вокруг дома, Юра скатился в овраг и долго плакал о маме, звал ее с неба, молился. Потом он потерял сознание, но проснулся и вспомнил, что не помолился об отце, пропавшем без вести. Он отложил это занятие, так как совсем его не помнил.
  7. В купе второго класса в поезде ехал 11-летний Миша Гордон — гимназист из Оренбурга. Кто-то сказал о том, что мужчина выпрыгнул из вагона на рельсы и насмерть разбился, поэтому-то и произошла экстренная остановка. Миша знал этого человека, который часто заходил к ним в купе и дарил ему всяческие подарки, чтобы загладить какую-то упомянутую им «вину». Он так же знал адвоката — человека со странным выражением лица, который практически всегда был подле этого мужчины. Этот самоубийца и был отцом Юрия Живаго. Перед трагедией он три месяца пил и все говорил, что терпит нечеловеческие муки.
  8. Ника, к которому приехал Юра, сбежал из дома. Этот мальчик – потомок политического террориста, который пребывает на каторге за убийство. Ему тоже не терпится заняться настоящим делом, но пока он играет с соседской девочкой Надей и мечтает повзрослеть.
  9. Часть вторая: Девочка из другого круга

    1. Пока война с Японией ещё не закончилась, а революции только начинались, в Москву с Урала приехала жена инженера Амалия Карловна Гишар с двумя детьми: Ларой и Родионом. У неё были некоторые накопления, поэтому она купила небольшую швейную мастерскую по совету своего адвоката — Комаровского, который так же посоветовал ей отдать мальчика в «кадеты», а девочку — в женскую гимназию.
    2. Амалия Карловна, женщина легкомысленная и любвеобильная, «принимала» у себя Комаровского достаточно часто, что всячески провоцировало ее работниц на такие выкрики ему в след как: «буйвол» и «бабья порча». Он, мягко говоря, внушал недоверие и отторжение. Эта вдова все боялась потерять наследство от погибшего мужа, поэтому нещадно экономила бюджет: она и дети жили в грязных меблированных комнатах.
    3. Лара подружилась с работницей Олей Деминой. В мастерской царила атмосфера честности и порядочности. Только вот Амалия Карловна не чувствовала себя владычицей этого дела, он вечно нервничала, боясь прогореть.
    4. Ларе было чуть больше шестнадцати лет, но красотой и «формами» она походила на взрослую даму. О взаимоотношениях Комаровского и Лары можно судить не только по его частным выходам с ней в «свет», но и «закрытой ненависти», которую Лара испытывала к своему «покровителю».
    5. Около Брестской железной дороги, где и находится жильё семьи Гишар, так же живет Павел Антипов — дорожный мастер, которого заразили «революционные настроения». В данной главе описывается, как он жалуется начальству на плохие материалы для дороги. Его слова игнорируют, ведь на этом деле начальники неплохо наживаются, ведь на Фуфлыгине дорогая одежда, у него свой выезд и т.д..
    6. Антипов и Тиверзин идут с подпольного заседания революционеров, там шел разговор о забастовке. Тиверзин идет в город, где ввязывается в драку, спасая мальчика, которого бьет мастер Худолеев.
    7. Тиверзин приходит домой и узнает, что Антипова арестовывают за организованную им забастовку. Ему тоже рекомендуют прятаться, его уже ищут.
    8. Сын Антипова, Пашка теперь поселился у Тиверзиных. Видя «восстание» казаков в 1905 году, он решает выбрать свой собственный путь, созвучный отцовскому.
    9. Юра, по настоянию своего дяди, определен в «московскую семью» Громеко — образованных людей, настоящих ценителей музыки и хороший друзей Николая Николаевича.
    10. К дяде Юры приходит его знакомый Выволочнов, они спорят, что спасет человечество: красота и вера, или же школы и больницы? Николай Николаевич раздражен, ему не удалось ни в чем убедить собеседника.
    11. Здесь описывается роскошная жизнь адвоката Комаровского в холостяцкой квартире.
    12. После близости с Комаровским, которая все-таки произошла, Лара чувствует себя безнравственной и падшей женщиной, тогда как адвокат начинает испытывать к ней новое чувство, именуемое «любовью». Лара пытается найти утешение в чем-то, что поможет ей избавиться от ненависти к самой себе.
    13. Комаровский осознает, что серьезно влюблен в девушку, он злится на себя и избивает своего пса.
    14. Лара осознает, что ей льстит внимание взрослого мужчины, поэтому она разрывается между желанием прекратить их отношения и стремлением продолжать их.
    15. Героиня понимает, как любовник зависит от нее. Впрочем, ее семья тоже от него зависит, ведь мать ничего не смыслит в делах без его помощи.
    16. Лара видит, как Комаровский обманывает ее, обещая жениться на ней и открыться ее матери.
    17. Девушка идет в церковь и переживает мучительное осознание своего грехопадения.
    18. После знакомства с Ларой, он понимает, что она — смысл всей его жизни…Лара не отвечает взаимностью, так как считает, что она уже куда взрослее всех сверстников. Амалия Карловна решает на время уехать в Черногорию, пока «не утихнет стрельба», вокруг дома участились беспорядки.
    19. Забастовка затянулась, семья Лары отрезана от всего внешнего мира баррикадами. Она радуется, что пока не увидит своего мучителя. Весь персонал мастерской бастует. Амалия Карповна плачет и ругает неблагодарных слуг.
    20. У семьи Громыко, куда отправили Юру, растает дочь Тоня, которая становится «третьим» в крепкой компании Юрия Живаго и Миши Гордона. Во время визита веолончелиста Тышкевича, он настоятельно просит семью приехать к нему в гости в «Черногорию». Так и происходит, но во время визита Юры, Миши и Александра Александровича случается непредвиденное обстоятельство, которое Юра ещё долго не сможет забыть.
    21. Амалия Карловна, лёжа у себя в номере попыталась отправиться, но не удачно: на вызов приезжает Александр Александрович с Юрой и Мишей, в комнате стоит красавица Лара и Комаровский — их манера общения наталкивает Юру на странные мысли. Лара поражает сердце Юры. Как только Амалия Карловна приходит в себя, Миша и Юра выходят на улицу, там-то Юра и узнает от Миши, что Комаровский — это тот самый адвокат из поезда, который был при отце-Живаго.
    22. Часть третья: Елка у Свентицких

      В данной части главы очень меленькие, поэтому мы воспроизводим их кратчайшее содержание без разделения.

      Анне Ивановне (матери Тони) Александр Александрович дарит большой шкаф, но радость омрачается скорой грустью: во время его «сборки», шкаф разбивается, а Анна Ивановна падает — в результате чего получает предрасположенность организма к лёгочными болезням.

      В 1911 году Юра, Миша и Тоня заканчивают свои учебные заведения и становятся врачами, филологами и юристами. В то же время Юра начинается увлекаться стихами, прочитанное Мишей становится для него «даром», которым обладает Живаго. Юра же считает, что зарабатывать этим не нужно, так как поэзия — не профессия, а «дело души».

      Воспаление легких Анны Ивановны доставляет все большие боли, вследствие чего Юра сам старается лечить больную. Он лечит не только тело, но и душу матери Тони: говорит о бессмертии души и бесстрашии перед смертью. После этой беседы Анне Ивановне становится куда лучше, и она идёт на поправку.

      Анна Ивановна посылает Юру и Тоню на елку к Свентицким, так как считает, что молодым людям стоит развеяться и даёт им пророческое наставление. Если Анне Ивановне станет хуже, и она умрет, то Юра с Тоней должны пожениться, так как они «сознаны друг для друга».

      В то время, как Юра с Тоней учатся (учились) в институте, Лара после того страшного случая с ее матерью, все время находилась на попечении у Комаровского, а потому — решает найти самостоятельное «поприще». Она устроилась работать воспитательницей у младшей сестры Нади Кологривовой — Липы, благодаря этому она скопила не малую сумму денег, чтобы найти наконец что-то «своё». Но этому не суждено было сбыться, так ее брат — Родион, вернувшись в Москву, просит у Лары денег, которые он проиграл в карты, объясняя это тем, что без них он застрелится. Лара отдаёт ему все сбережения, одалживая при этом некоторую сумму денег у Комаровского. Револьвер Родиона Лара берет себе, упражняясь в стрельбе.

      Липа — девочка, которую воспитывала Лара, уже выросла, поэтому Лара считает, что она стала лишней для этой семьи, но уйти, пока, не смеет — ее держит долг перед Комаровским. Единственное спасение для молодой Лары — уехать жить в деревню, уединённо и спокойно. Она снова решает занять денег у ненавистного ей адвоката Комаровского, он тем временем находится на елке у Светницких. Лара решает взять с собой револьвер в случае оскорблений в ее сторону. Дабы окончательно «покончить» с прошлой жизнью, она решает пойти к своему давнему обожателю Пашке Антипову и просить его поскорее обвенчаться, чтобы «не тянуть» из-за ее проблем. Паша Антипов соглашается и ставит свечку на стол — именно в этот момент в санях едут Юра с Тоней на елку, вот тут и зарождается стихотворение «Свеча горела» в сознании начинающего поэта.

      На елке Юра с Тоней заново открывают для себя друг друга: Тоня для Юры становится не просто другом, а очаровательной девушкой, которая по-особенному стала ему дорога. Однако его счастье от «нового чувства» прерывается выстрелом — это Лара пыталась застрелить Комаровского. Оказалось, безуспешно. Юра бежит в комнату, откуда слышны выстрелы, на месте видит Лару, лежащую почти без сознания на софе, Комаровского и товарища прокурора — Корнакова, в которого Лара попала, целясь в адвоката. Он легко ранен, поэтому Живаго становится его лечащим врачом на этот момент. Комаровский тем временем уводит Лару, пытаясь «замять» это дело.

      Юру и Тоню срочно вызывают домой. Умирает Анна Ивановна, ее хоронят на том же кладбище, что Марью Николаевну.

      Часть четвёртая: Назревшие неизбежности

      Данная часть тоже приводится с сокращении, без разделения на главы, так как все они очень малы по объему.

      Лара лежит почти что в «беспамятстве», тяжело переживая случившееся. Она говорит Паше, что «недостойна его любви», поэтому они должны расстаться. Паша же пытается отнести эти слова к «бреду», в котором она находится.

      Паша и Лара венчаются и решают уехать жить в Юрятин, где Паше предложили работу, Лара же тоже не собирается оставаться там «без дела». Комаровский всячески пытается найти девушку и приехать к ней в новый дом, чтобы «повидаться», она решительно отказывает. Под напором Паши Лара решает рассказать о своих «особых отношениях» с адвокатом, чтобы между возлюбленными не было ни единого секрета, но реакция Архмпова замедляет ход Лариных мыслей. Он думает, что стал другим человеком, а прежним никогда уже не будет.

      Идёт второй год войны. У Юрия и Тони рождается сын – Александр, названный в честь отца жены. Юрий разрывайся между хорошей практикой врача и опекой над новым членом семьи, поэтому заботу о ребёнке полностью взяла на себя Тоня. Живаго отправляют в армию, где он встречает Мишу Гордона.

      Дочери Пашы и Лары — Кате уже 3 года. Мать занята французским, которым обучает детей в младших классах, отец же — преподаёт древнюю историю и латынь. Но, несмотря на внешнее благополучие, внутри семьи есть разлад: Паша считает, что Лара вышла за него не из-за любви (она, по его мнению, вообще его не любит), а из-за чувства самопожертвования для избавления самой себя от свершившихся «ужасов» ее судьбы. Поздно ночью Антипов уезжает от дочери и жены в военное училище, откуда попадает на фронт, чтобы «не быть им в тягость».

      Паша, находясь внутри военных действий, понимает, что его отъезд — глупость, а потому — решает вернуться обратно, но пропадает под обстрелом своей роты. Лара, узнав об этом, отдаёт Катю на попечение Липы, а сама отправляется в то место, где служил муж, чтобы найти его. Она чувствует глубочайшую вину перед этим добродетельным человеком.

      Юсупка — сын дворника во дворе, в котором жила Амалия Карловна с детьми — воевал вместе с Антиповым. Именно он должен был написать Ларе письмо о том, что тот умер, но не смог — шли ожесточенные бои. Лара, приехав в госпиталь, становится сестрой милосердия и видит Юсупку. Он не может сказать бедной женщине о судьбе ее мужа, поэтому говорит ей о том, что тот находится в плену, но супруга знает, что это ложь. Живаго, видя Лару, не решается ей рассказать о том, что узнал в ней девушку на елке. Завязывается общение. В Петербурге произошла первая революция.

      Часть пятая: Прощание со старым

      Внутри деревни, где «работают» Лара и Юрий, начинают происходить некоторые изменения: их определяют в новое место, где те должны будут выполнять некоторые функции. Они приезжают в большой дом, некогда жилье богатой помещицы, которая сейчас отдала его для «прибежища» солдатов. Лара и Юра живут практически вместе, но все равно сохраняют официальные отношения, несмотря на их внешний характер. Тоня написала Юрию письмо, в котором говорит о том, чтобы муж оставался на Урале с «сестрой», всячески подчёркивая, что она его «все равно любит». Живаго должен был уехать в Москву, но постоянные хлопоты с больными не дают ему совершить намеренное, поэтому в последний день своего пребывания в доме, он решает объяснить Ларе, что между ними не может быть ничего, кроме тёплых, дружеских отношений. Однако его речь заканчивается признанием Ларисе в любви.

      Часть шестая: Московское становище

      Юрий приезжает домой в Москву, Тоня с порога целует мужа и говорит о том, чтобы тот забыл все то, что она ему написала. Маленький Саша не узнает отца, оба родителя делают вид, что все в порядке, но ребёнок начинает плакать при виде Юрия, который пытается его обнять — Тоня понимает, что это далеко не хороший знак.

      Общение с Мишей Гордоном не приносит Юрию никакой радости, он считает, что тот ведёт себя слишком жизнерадостно, точнее делает вид. Дядя Живаго — Николай Николаевич — тоже не помогает мужчине влиться в обстановку, он то и дело ведёт себя слишком «странно». Герой понимает, что от его «старого» дядюшки не осталось ничего — теперь его преследуют «незаконченные книги, незаконченный роман и незаконченное пребывание в России». Живаго собирают у себя гостей, где Юрий произносит тост о том, что все то, что они пережили за 5 лет соразмерно тому, что пережили другие народы за целые столетия.

      Юрий пытается прокормить семью и начинает работать в Крестовоздвиженской больнице, чтобы собрать деньги хотя бы на дрова, необходимые для дома. Часть здания Живаго отдали сельскохозяйственной академии, другая часть — едва отапливается. Юрий узнает из купленной газеты, что в России сменилась власть — с царской на советскую.

      Герой пытается найти деньги, чтобы прокормить семью, поэтому берётся за любую работу. Однажды, он начинает лечить женщину, которая больна тифом, но для ее госпитализации необходима роспись и направление домкома — ей оказалась Оля Демина, Ларина подруга. Демина рассказывает Живаго о том, что Лара не захотела приехать в Москву, несмотря на всяческие уговоры и помощь со стороны.

      Юрий заболевает тифом. В дом приезжает Евграф — сводный брат Юрия, который привозит семье продукты и настоятельно пытается отправить их в село Варыкино, где находится дом деда Тони. Рядом находится Юрятин.

      Часть седьмая: В дороге

      Живаго едут в поезде на Урал, в село Варыкино. Вагоны перестали напоминать «классы», стали общим «домом» для всех скитающихся. Среди них был шестнадцати летний Вася Брыкин, которого «продали» в армию, чего он сам не смог понять, пока не оказался здесь. Проезжая через Урал, семья Юрия узнает, что в округе есть некий Стрельников, которого боятся все живущие.

      Он неподкупен, зол и безумен. Стрельников не из белых. Во время остановки поезда Живаго решает выйти из поезда, но замечает, как Васька и другие люди бегут от железной дороги в спешке, в них стреляют часовые. Герой ещё долго будет обращаться к увиденному. В то же время, его замечают и, принимая за шпиона, приводят к Стрельникову в отдельный поезд, стоящий на рельсах. Оказалось, что мертвый Антипов – это живой Стрельников. Он говорит Живаго о том, что им ещё суждено встретиться, а потому — отпускает его.

      Книга вторая

      В данной книге все части невелики, их мы перескажем полностью, без разделения по главам.

      Часть восьмая: Приезд

      Новые хозяева Варыкино — люди злые и недоверчивее, так как считают, что Тоня приехала отбирать их земли, как и её дед.

      Холодный приём завершатся вполне оптимистично: Микулицыны дают Живаго землю и дом. Тоня и Юрий пытаются вести хозяйство, чтобы прокормить семью.

      Часть девятая: Варыкино

      Юрий Живаго пишет свой дневник, в котором размышляет о смысле жизни и своём месте в ней, приходит к выводу о том, что его цель — «служить, лечить, писать». Они с супругой живут дружно, мирно и уединённо, рассказывая друг другу своё мнение о доме, искусстве и природе — эти размышления заполняют фактически все их вечера. Но сложённая идиллия разваливается тогда, когда к ним приезжает Евграф — сводный брат Юрия, которому тот отдал все оставшееся наследство, когда Юрию было всего шестнадцать лет.

      Живаго, находясь в Юрятине, захотел зайти в местную библиотеку, где он увидел Лару, но не сумел к ней подойти. Каждый день он ездил в город в надежде, что она увидит его и заговорит…

      Юрий узнает адрес Ларисы и решает пойти к ней домой, но, видя ее около дома с полными ведрами воды, понимает, что Лара — человек с сильной закалкой, и решает ей помочь. Она знакомит его с дочкой – Катенькой, и объясняет, что Стрельников — её муж, попутно расспрашивая Живаго об его с ним встрече.

      Лара и Юрий становятся любовниками и совершают адюльтер — супружескую измену. Терзаясь, Юрий решат рассказать Тоне о предательстве и закончить отношения с Ларой, но по пути в Вырыкино он разворачивает повозку и едет обратно, чтобы ещё раз увидеть Лару. Около ее дома его хватают партизаны и уводят с собой…

      Часть десятая: На большой дороге

      Два долгих года Юрий провёл в плену, наблюдая за тяготами жизни воющих, понимая своё место в жизни и разговаривая на философские темы о бытие. Однажды он наблюдает страшную картину: больного коня беспощадно режут, несмотря на его здоровый дух и силу – это зрелище становится для Живаго предвестником судьбы.

      Гражданская война разделяет все на своих и чужих, а доктор помогает всем нуждающимся.

      Часть одиннадцатая: Лесное воинство

      В лесах начинается перестрелка. Юрий, всю жизнь клявшийся самому себе в том, что он не колесит жизни, а спасает их, берет в руки ружьё и убивает трёх человек, целясь в дерево. Он замечает, что один человек остаётся жить, но сильно ранен. Живаго решает взять его под своё наблюдение и выхаживает его, постоянно подвергая самого себя опасности. После выздоровления, Юрий отпускает его.

      Жестокий убийца Памфил Палых — человек, который находится в отряде, убивает собственных детей для того, чтобы их не убили враги, когда придут за ними. Он был не единственным, кто помешался на своём горе и пороке.

      Часть двенадцатая: Рябина в сахаре

      Юрий сдержал от партизан. Он направился к Ларе домой, где нашёл записку, в которой говорится о том, что теперь у Юрия есть дочь, рождённая от Тони. Юрий поглощен мыслями о семье.

      Проходя мимо улиц, которые были ему знакомы, он не узнает этот город, в котором висят новые указы от новой власти. Живаго не понимает, как он мог считать их язык красивым и прямым.

      Юрий добирается до Лары, но падает без сознания, просыпаясь лишь тогда, когда видит перед собой Ларису. Все время, когда Живаго лежал в бреду, она ухаживала за ним, как жена, рассказывая о судьбе Тони, которая находится в Москве. Юрий признаётся женщине в любви.

      Юра, Лара и Катя становятся настоящей семьей. Живаго работает в госпитале, в котором его ценят за остроту ума и умение быстро принимать решение тогда, когда этого «требует медицина». Вскоре, он замечает, что за его мыслями люди — начальство госпиталя — видят позывы к революционным убеждениям. У Лары так же есть свои проблемы: в Юрятино возвращаются Антипов-старший и Тиверзин, которые были определены в коллегию ревтрибунала. Она боится за жизнь дочери. Юрий предлагает уехать в Варыкино.

      Приходит письмо от Тони, в котором говорится о том, что Александр скучает по отцу, а дочь зовут Марией (в честь матери Юрия). Супруга доктора знает о взаимоотношениях Лары и Юрия, но говорит лишь, что Лара «сбивает его с пути», тогда как сама считает ее хорошей девушкой. Тоня признаётся, что воспитает детей с любовью к отцу в Париже, куда их высылают из Москвы.

      Юрий падает без сознания после прочтения письма.

      Часть четырнадцатая: Опять Варыкино

      В Варыкино Юрий снова берётся за стихи, тогда как Лара забоится не только об убранстве дома, но и о самом хозяине.

      Приходят известия о том, что Стрельников пойман и его собираются расстрелять — об этом сообщает приехавший Комаровский, который предлагает Ларе и Юрию уехать вместе с ним на поезде на Дальний Восток. Чтобы обезопасить любимую, Юрий соглашается, обманывая при этом Лару. Он отправляет семью с Комаровским, обещая догнать их.

      В Варыкино Юрию слышатся голоса Катеньки и Лары, но их заглушает вой волков. Герой решает выйти на улицу, чтобы отогнать их от дома, но замечает впереди идущего человека — это Стрельников. Юрий впускает его к себе, они разговаривают о Ларе. Гость говорит о том, что любил Лару, но пытался постоять за свободу народа, поэтому их отношения не сложились. Утром он застрелился.

      Часть пятнадцатая: Окончание

      Юрий пешком идёт из Варыкино в Москву, но там не находит ничего дорогого его сердцу. Он решает переехать в Мучной городок, где вскоре у него рождаются две девочки от дочери дворника — Марины. Живаго поддерживает общение с Тоней и Мишей Гордоном. Внезапно, он исчезает, переведя на имя Марины большую сумму денег. Оказывается, он живет очень близко к своей новой семье, а деньги являются собственностью его брата Евграфа. Он платит за сводного брата, обещая отвести его к семье и уладить все его «важные вопросы», тогда как Юрий пишет стихи и ничего не может сделать со своей судьбой.

      Юрий едет в душном трамвае, ему становится плохо, он решает выйти и замертво падает на голый асфальт. Проститься с ним приехала Лариса, которая признаётся Евграфу в том, что родила Юрию дочь — Татьяну.

      Эпилог

      Летом 1943 года Евграф-генерал отыскал Татьяну, которая работала бельевщицей в Советской Армии. Оказалось, что Миша Гордон и Дудорев ещё давно знали Татьяну, когда сидели в лагерях в тридцатые годы. Сводный брат Живаго предлагает девушке утроить ее в институт.

      Спустя десять лет Гордон и Дудорев решают перечитать тетрадь Живаго, где написано о том, что

      Предвестие свободы носилось в воздухе, несмотря на отсутствие освобождения после победы.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился. Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее. Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо. «Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью. Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу. Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» - Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.

Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе - судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет. В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности». Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль. Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи». Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции. Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго - не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» - по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В последние месяцы войны Бориса Пастернака часто приглашали в Московский университет, Политехнический музей и Дом ученых, где он публично читал свои стихотворения. Поэтому он надеялся, что победа существенно повлияет на политический климат. Но его ждало горькое разочарование: нападки руководителей Союза писателей продолжались. Ему не могли простить все возрастающей популярности у зарубежных читателей.

Начало работы над романом

Замысел романа «Доктор Живаго», история создания которого началась у самых истоков творческого пути Пастернака, долго формировался в сознании поэта. Но осенью 1945 года, собрав воедино все образы, мысли, интонации, он понял, что готов начать работу над произведением. Причем сюжет настолько ясно сложился в единую линию, что поэт рассчитывал, что на написание романа у него уйдет всего несколько месяцев.

Можно сказать, что февраль 1946 года являет собой начало работы Пастернака над романом. Ведь именно тогда было написано стихотворение «Гамлет», открывающее последнюю главу «Доктора Живаго».

А в августе первая глава уже была готова. Он читал ее близким друзьям. Но 14 августа вышло «то самое» Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Несмотря на то что непосредственного отношения к Пастернаку оно не имело (оно затрагивало судьбы А. Ахматовой и М. Зощенко), это событие дало начало новому витку борьбы с «идеологически чуждыми» авторами. Еще больше его положение усугубилось, когда поползли слухи о возможном выдвижении кандидатуры Пастернака на получение Нобелевской премии.

Работа над первым главами

Тем не менее, автор не прекращал работу. Роман «Доктор Живаго» настолько увлек Пастернака, что к концу декабря еще две главы были закончены. А первые две были переписаны на чистовик, листы которого были сшиты в тетрадку.

Известно, что первоначально название было другим: «Мальчики и девочки». Так автор именовал свое произведение на первых этапах создания. Это было не только описание исторического образа России первой половины XX века, но и выражение субъективных взглядов Пастернака на место человека в становлении мира, на искусство и политику и т. д.

В том же 1946 году поэт знакомится с женщиной, которая стала его последней любовью. Это была В начале знакомства она выполняла функции секретаря. Преград между ними было предостаточно. Это и прошлые трагедии, и нынешние жизненные обстоятельства. Первый муж Ивинской покончил жизнь самоубийством, второго тоже не было в живых. А Пастернак на тот момент был во второй раз женат, у него были дети.

Их любовь была вопреки всему. Много раз они расставались навсегда, но жить в разлуке так и не смогли. Сам Пастернак признавался, что именно черты Ольги он вложил в образ главной героини романа - Лары Гишар.

Перерыв

Сложная материальная ситуация заставила Пастернака прервать работу над романом «Доктор Живаго». История создания продолжилась в следующем, 1948 году. А весь 1947-й поэт занимался переводами, ведь он должен был обеспечивать не только себя, но и всех тех, заботу о ком добровольно взвалил на свои плечи. Это и собственная семья, и Нина Табидзе (жена репрессированного грузинского поэта), Ариадна и Анастасия Цветаевы (дочь и сестра поэтессы), и вдова Андрея Белого, и, наконец, дети Ольги Ивинской.

Летом 1948 года была завершена четвертая глава романа. Тогда же автор дал произведению окончательное название: «Доктор Живаго». Содержание уже было структурировано, части тоже озаглавлены.

Он закончит седьмую главу только к весне 1952 года. Осенью она была напечатана набело. Так завершилась работа над первой книгой романа «Доктор Живаго». Автор спустя несколько дней пережил инфаркт миокарда, был госпитализирован и пролежал в больнице более двух месяцев. Там, будучи в крайне тяжелом состоянии, он неожиданно почувствовал близость с Творцом. Это чувство повлияло и на настроение его произведений.

После смерти Сталина и расстрела Берии произошло заметное оживление литературной жизни. Да и Борис Пастернак воспрянул духом, тем более что Ольга Ивинская вернулась из лагерей. В 1954 году опубликовали десять стихотворений из незаконченного романа.

Завершение «Доктора Живаго»

Осенью 1954 года Пастернак и Ивинская возобновили близкие отношения. Лето 1955 года Ольга провела недалеко от Переделкино. Там поэт снял для нее домик. Он не мог совсем бросить семью. Мучаясь невыносимым чувством вины перед женой, он вел двойную жизнь. С того времени Ольга практически полностью занималась денежными, редакторскими и издательскими делами Пастернака. Теперь у Бориса Леонидовича появилось больше времени для творчества. В июле он уже работал над эпилогом. Последние штрихи были внесены в конце 1955 года.

Дальнейшая судьба романа

Надеясь на либерализацию взглядов, Пастернак предлагает рукопись романа одновременно двум издательствам. Также с целью ознакомления Борис Леонидович дал рукопись корреспонденту радио, итальянцу Серджио д’ Анжело, который по совместительству был литературным агентом издателя Джанджакомо Фельтринелли. Скорее всего, поэту данный факт был известен. Вскоре он получил ожидаемое известие от итальянского издателя, который предлагал опубликовать роман. Пастернак принял предложение, но был уверен, что в родной стране быстрее опубликуют его произведение («Доктор Живаго»). История создания романа тем и интересна, что полна неожиданных поворотов. Ни один из журналов не давал ответа, и только в сентябре Пастернак получил официальный отказ из издательства «Нового мира».

Поэт не опустил руки и все равно верил в успех романа на родине. И действительно, Гослитиздат принял для публикации роман «Доктор Живаго». Но само событие затягивалось из-за многочисленных поправок и изъятий редакторов. Неожиданно несколько стихов и две главы из «Доктора Живаго» опубликовал польский журнал Opinie. Это стало началом скандала. На Пастернака давили, вынуждая отозвать рукопись у Фельтринелли. Борис Леонидович послал итальянскому издателю телеграмму, где требовал возвратить текст романа. Однако за спиной Союза писателей Пастернак одновременно передает разрешение Фельтринелли на публикацию романа «Доктор Живаго». Автор давал добро на сохранение первоначального текста.

Даже разговор главного гонителя Пастернака, с итальянцем не изменил решения о публикации романа. Также в других странах уже готовили к выходу первые экземпляры произведения.

Реакция Запада на роман «Доктор Живаго». История создания завершилась трагедией

Реакция западных критиков была настолько резонансной, что Пастернака снова захотели выдвинуть на Нобелевскую премию. Автор был очень воодушевлен вниманием иностранных читателей и с удовольствием отвечал на письма, приходящие со всего мира. 23 октября 1958 года он получил телеграмму с известием о присуждении ему Нобелевской премии и приглашением на ее вручение.

Понятно, что Союз писателей был против поездки, и Пастернак получил прямое указание отказаться от премии. Пастернак не принял этого ультиматума, и, как следствие, был исключен из числа членов Союза писателей СССР.

Последние строки

Борис Леонидович был настолько измотан морально и доведен до точки, что все же изменил решение и отказался от премии. Но это не уменьшило шквал гневных высказываний в его адрес. Поэт понимал, что этот скандал может обернуться для него еще более серьезными последствиями. Он переживал очень сильно. Свои чувства он выразил в одном из последних стихов. Это стихотворение стало ответом на все нападки и гневные обсуждения. Но в то же время последние строки снова говорили о личном: о разрыве с Ольгой, по которой он так тосковал.

Вскоре у Пастернака случился инфаркт. А спустя три недели, 30 мая 1960 года, Борис Леонидович умер.

Жизнь и судьба Пастернака является одной из самых удивительных в истории нашей литературы, с ее трагизмом и героизмом.

Б. Пастернак, «Доктор Живаго»: краткое содержание

В романе описываются события 1903-1929 годов. Главный герой работает врачом. Это человек с весьма творческими взглядами и интересным характером. Жизненные трудности коснулись его еще в детстве, когда сначала из семьи ушел отец, впоследствии покончивший жизнь самоубийством, а в возрасте 11 лет он лишился матери. Он, собственно, и есть доктор Живаго. Юрий Живаго прожил не очень долгую, но весьма насыщенную жизнь. В его жизни было несколько женщин, но любовь только одна. Ее звали Лара Гишар. Судьба подарила им совсем немного времени, чтобы быть вместе. Сложное время, обязательства перед другими людьми, жизненные обстоятельства - все было против их любви. Юрий умирает в 1929 году от сердечного приступа. Но позже сводный брат находит его записи и стихи, которые и составляют заключительную часть романа.

На сюжетные линии романа во многом повлияло то, с каким трудом писал свое произведение Борис Пастернак. «Доктор Живаго», краткое содержание которого не дает полноты ощущений от этого великого произведения, очень тепло был принят на Западе и так жестоко отвергнут в Советском Союзе. Поэтому каждому россиянину нужно прочесть этот великолепный роман и почувствовать дух настоящего русского человека.

error: Content is protected !!