Жанр рассказ: особенности, история развития, примеры. Рассказ - это жанр литературы? Признаки рассказа как жанра. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры Что такое рассказ в литературе определение кратко

В этом жанре пишут как для детей, так и для взрослых. Они отличаются друг от друга также принадлежностью к тому или иному литературному течению. Подробнее о том, что такое рассказ, какие есть у этого жанра характерные черты, рассказано в сегодняшней статье.

Структура

Какой рассказ можно прочитать за полчаса? Почти любой. Рассказ - это небольшого объема. Его структура весьма проста. Рассказ состоит из завязки, кульминации и развязки. Представители романтизма, направления, которое получило развитие в XIX столетии, предпочитали неожиданный финал. Но их произведения многие критики называют иначе - новеллами, что, впрочем, на многих языках созвучно со словом "рассказ".

Новелла и рассказ

Какие есть у этих жанров общие черты? Отличий между ними мало, но некоторые литературоведы полагают, что рассказ более психологичен, в отличие от новеллы. По жанровым особенностям он ближе к очерку. В новелле же сюжет играет главную роль.

Какие есть рассказы в русской литературе, которые обладают глубоким психологическим содержанием? Это произведения Чехова, Бунина, Андреева. Достаточно прочитать какой-нибудь рассказ одного из этих авторов, чтобы понять, чем отличается этот жанр от новеллы, непревзойденным мастером которой, к слову сказать, признан Проспер Мериме. Каждое произведение французского прозаика заканчивается неожиданно. В рассказах Чехова, Бунина редко можно встретить неожиданные сюжетные повороты.

Яркий пример классического рассказа - «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева. Читатель уже из названия знает о том, какая участь ждет героев. В этом произведении главное не сюжет, а психологические портреты персонажей.

Повесть или рассказ

До середины XIX столетия между этими жанрами русские писатели границ не видели. Например, произведение «Шинель» Гоголь назвал повестью. Тогда как, согласно современной литературной терминологии, это скорее новелла: небольшой объем, всего несколько персонажей, неожиданная концовка. В повести рассказано о целом ряде событий. Такое произведение охватывает существенный временной промежуток. Повесть, в отличие от новеллы или рассказа, более нетороплива, спокойна.

Почти любое прозаическое произведение Эдгара По можно прочитать менее чем за час. Столько же времени займет знакомство с одним из рассказа Герберта Уэллса. Однако разграничение повести от рассказа по критерию объема все же условно. Так, «Один день Ивана Денисовича» - - принято считать рассказом. Но по объему оно более соответствует повести.

Рассказы писателей-романтиков

Выше подробно было рассказано о том, чем отличается новелла от рассказа. Некоторые литературоведы полагают, что это разные жанры, тем не менее во многих языках есть лишь один термин, обозначающий произведение малой прозы. Первые новеллы появились в Германии в эпоху романтизма, то есть в XIX столетии. Яркий пример - Но типичными рассказами в современном понимании являются не «Крошка Цахес», а менее известные «Песочный человек», Мадемуазель де Скюдери». Другие представители этого жанра - Клейст, Тик, Шамиссо.

Русская новелла

Знаменитый представитель этого жанра - Александр Пушкин. Сборник его произведений под названием «Повести Белкина» - это не что иное, как собрание классических новелл. В XIX веке в России появились последователи немецкого писателя Гофмана. Это Одоевский, Погорельский, Полевой. Гофман оказал огромное влияние на творчество Николая Гоголя. Примеры русской романтической новеллы - произведения «Вий», «Страшная месть», «Нос», «Портрет». В развитие этого жанра внес огромный вклад американский писатель Вашингтон Ирвинг. «Сонную лощину» называют сказкой для взрослых. Это произведение стало образцом романтической новеллы.

Рассказ это обозначение малого прозаического эпического жанра. Так называли «лирические рассказы» приближаются к «стихотворениям в прозе» («Первая любовь», 1930, И.А.Бунина), но могут быть больше их по объему и выражать более широкую проблематику. Слова «рассказ», «повесть», «повествование» изначально не имели жанрового значения и были в основном синонимичны. Значение «повествование» или вообще «история какогонибудь события» слово «рассказ» сохраняет и позднее. С ростом объема русских повестей в 1830-х возникают предпосылки для жанрового обособления рассказов. В 1840-е В.Г.Белинский уже отделял рассказ и очерк как малые жанры от романа и повести. Но различие между рассказом и повестью основывалось не столько на признаке объема текста, сколько на степени литературной обработанности сюжета: рассказ считался более близким к не преобразованной творчески реальности. С 1830-х, и особенно со второй половины 19 века распространяются «рассказы из русской истории» - беллетризированное изложение исторических эпизодов либо биографий известных лиц. Таковы заслужившие одобрение А.С.Пушкина исторические рассказы для детей А.О.Ишимовой, впоследствии - подобные им очерки, также называвшиеся рассказы, А.Н.Майкова А.С.Суворина, Н.С.Лескова, историков С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова. Но были и рассказы, являвшиеся только стилизацией безыскусственного повествования, как правило, с рассказчиком, который устно излагает некое происшествие, реально имевшее место или выдаваемое автором за таковое.

Белинский видел в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова три повести, очевидно, написанные Печориным, и два рассказа, т.е. историю Бэлы, якобы устно изложенную Максимом Максимычем и только потом записанную офицером-путешественником, и психологический этюд «Максим Максимыч» со сравнительно неразвитым сюжетом. Типичный рассказ второй половины 19 века - «Тупейный художник» (1883) Лескова, имеющий подзаголовок «Рассказ на могиле». Признак объема окончательно утвердил как жанровый только А.П.Чехов, у которого малый и средний жанры внешне различаются четко, хотя и не по объему сюжета: его рассказ нередко охватывают, как и повести, фактически историю целой жизни («Человек в футляре», 1898, «Ионыч», 1898, «Душечка», 1899, «Архиерей», 1902). Граница между рассказом и повестью иногда достаточно неопределенна и у писателей Серебряного века (Л.Н.Андреев). В советской литературе были произведения небольшого объема с установкой на весьма широкое содержание: рассказы или короткая повесть А.Г.Малышкина «Падение Дайра» (1923) - такая же попытка возродить героический эпос, как повесть А.С.Серафимовича «Железный поток» (1924). Рассказ «Судьба человека» (1956) М.А.Шолохова литературовед Л.Г.Якименко назвал «рассказ-эпопеей». В 20 веке классик рассказов-Бунин; преимущественно в жанре рассказов проявили себя И.Э.Бабель, К.Г.Паустовский, В.М.Шукшин, Ю.П.Казаков, сатирики и юмористы Тэффи, А.Т.Аверченко, М.М.Зощенко.

На Западе рассказу соответствует новелла . Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности. Сложился жанр в Италии в эпоху Возрождения. Сто новелл насчитывает «Декамерон» (1350-53) Дж.Боккаччо. Новеллы писали Маргарита Наваррская, М.Сервантес и др.. Признанные мастера жанра в 19 веке - Э.Т.А.Гофман, П.Мериме, Э.А.По, позднее Г.де Мопассан, О.Генри, Л.Пиранделло, Брет Гарт, Дж.Лондон, С.Цвейг. В английском языке термину «рассказ» синонимично понятие «short story».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

РАССКАЗ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиальным», – писал исследователь европейской новеллы Е.Мелитинский. Б.Томашевский считал, что рассказ – это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживаются и большинство (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере до 19 в., принято именовать новеллой. Что же такое новелла? Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что… новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов, обусловленных культурно-историческими различиями… Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новеллы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жанров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом». (Е.Мелетинский).

Генетические истоки новеллы – именно в сказке , басне , анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни – отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки – отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя – неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччо из сборника Деккамерон . Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо Руффоло, обеднев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины из Корфы и возвращается домой богатым человеком».

Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя (Песочный человек Гофмана).

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок.

С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм 19 в. немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой повести (У А.Марлинского, Одоевского , Пушкина , Гоголя и др.). В проспекте Учебной книги словесности для русского юношества Гоголь дал определение повести, которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо рассказанный картинный случай»). Причем имеется в виду «случай» обыкновенный, который может произойти с каждым человеком.

С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова Спать хочется говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное – убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова Ионыч по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона , «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».

Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева Хорь и Калиныч сапоги Хоря, сделанные, казалось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесенный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян – хозяйственность Хоря и поэтичность Калиныча.

«Но отбор деталей – это еще не вся трудность», – писал мастер рассказа Нагибин . – Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Так, в рассказе Бунина Антоновские яблоки практически ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают у читателя «живое, картинное представление» об уходящем прошлом.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова , в 20 в. – Ремизова , Зощенко , Бажова и др.).

Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы

error: Content is protected !!