Знаменитые лауреаты премии «Национальный бестселлер» . Российская литературная премия «Национальный бестселлер Список национальный бестселлер

На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге 26 мая выбрали и назвали автора романа-победителя литературной премии «Национальный бестселлер - 2018». Им стал роман писателя из Екатеринбурга Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Думаю, это не первый человек, который стоит на этой сцене и думает закрыть «Нацбестом» ипотеку. Думаю, получилось замечательно. Еще хотелось сказать, как я был приятно удивлен тому, насколько читатель каждый, если не каждый, то многие, способны прощать тексту множество недостатков, какие присутствуют обычно в больших текстах. Просто за то хотя бы, что текст не смотрит на читателя с некоего пьедестала, а просто за некий более-менее одобрительный взгляд на обыденную жизнь, - высказался победитель со сцены.

За звание национального бестселлера боролись следующие произведения:

- «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского;

- «Посмотри на него» Анны Старобинец;

- «Была бы дочь Анастасия» Василия Аксенова;

- «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова;

- «Сука» Марии Лабыч.

В состав Малого жюри конкурса вошли профессор университета Сорбонна (Франция) Элен Мела, лауреат премии 2017 года писатель Анна Козлова, рэпер Хаски, бизнесмен Артем Оболенский, художник Татьяна Ахметгалиева и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

По данным из открытых источников, Алексей Сальников живет в Екатеринбурге с 2005 года. Родился в 1978 году в эстонском Тарту, с 1984 года жил на Урале. Известно, что Сальников проучился 2 курса в сельскохозяйственной академии, один семестр - на фа­культете литературного творчества Уральского университета у Юрия Казарина, был учеником писателя и педагога Евгения Туренко. Роман о поэзии повседневности «Петровы в гриппе и вокруг него» был удостоен приза критического жюри литературной премии «НОС».

СПРАВКА

Премия «Национальный бестселлер» вручается с 2001 года. В большом списке авторов - более 60 произведений, из который в короткий отбираются пять. Победитель получит 1 миллион рублей, остальные финалисты - по 60 тысяч рублей.

Посмотреть церемонию выбора и вручения премии можно по ссылке.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Разбитое зеркало

Колонка писателя, главного редактора журнала «Роман-газета» Юрия Козлова

По государственным (или приравненным к таковым) литературным премиям можно изучать эпоху и делать выводы о состоянии общества – определять крепость его мускулов, живость воображения, степень готовности защищать свои идеалы и свое понимание будущего. Уникальным явлением в русской (советской) культуре были Сталинские премии в области литературы и искусства, просуществовавшие ()

Современная проза вместо пыльных томиков

Колонка обозревателя "ВМ" Никиты Миронова

В столичных библиотеках стало больше новинок. В январе здесь появились более 40 книг лауреатов и финалистов национальных литературных премий. Среди новых книг - романы F20 Анны Козловой (победитель «Национального бестселлера - 2017»), «Тайный год» Михаила Гиголашвили (обладатель «Русской премии - 2016» в номинации «Крупная проза»), «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина (лауреат «Большой книги - 2017») и многие другие. Общий тираж новинок (

Ежегодная общероссийская литературная премия "Национальный бестселлер" была учреждена в 2000 году в Санкт-Петербурге.

Учредитель премии — фонд "Национальный бестселлер", образованный физическими лицами и привлекающий в порядке пожертвований средства как юридических, так и физических лиц (но только не из государственных источников).

На премию могут быть выдвинуты прозаические произведения (художественная и документальная проза, публицистика, эссеистика, мемуары), впервые опубликованные на русском языке в течение прошедшего календарного года или рукописи вне зависимости от года их создания.

Девиз премии — "Проснуться знаменитым!".

Цель премии - вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений.

Сроки проведения всех этапов премии публикуются каждый год в начале цикла, вместе со списком номинаторов. Объявление результатов премии происходит в начале лета, в завершение многоступенчатой процедуры, разворачивающейся в осенне-весенний сезон.

"Национальный бестселлер" является единственной общенациональной литературной премией, итоги которой объявляются в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Положением о премии , выдвижение произведений происходит следующим образом: Оргкомитет премии формирует список номинаторов из представителей книжного мира — издателей, критиков, писателей, поэтов, журналистов — которым предлагается выдвинуть на соискание премии по одному произведению. Все представленные таким образом произведения попадают в "длинный" список премии.

Далее члены Большого жюри читают все произведения, включенные в номинационный список, и выбирают два наиболее понравившихся. Каждое первое место приносит соискателю премии 3 очка, каждое второе - 1 очко. Таким образом, формируется "короткий" список из 5-6 произведений.

Список финалистов премии составляется на основе простых арифметических подсчетов. Эти подсчеты, с указанием, кто как голосовал, также публикуются в СМИ. Члены Большого жюри сопровождают оба выбранных произведения личной аннотацией, кроме того, они пишут краткое резюме по каждому из прочитанных ими произведений из номинационного списка.

На последнем этапе Малое жюри, состоящее уже не столько из профессиональных писателей, сколько из читателей: авторитетных деятелей искусства, политики и бизнеса — делает выбор из произведений шорт-листа. Голосование Малого жюри происходит прямо на церемонии вручения премии.

Состав Большого и Малого жюри определяется оргкомитетом премии. В семидневный срок потенциальные члены жюри должны подтвердить свое согласие на участие в процедуре, после чего с каждым из них заключается индивидуальный контракт.

Число номинаторов и членов обоих жюри не носит фиксированного характера.

Почетным председателем Малого жюри становится по приглашению оргкомитета общественный или политический деятель, не связанный с литературой напрямую. Почетный председатель Малого жюри вмешивается в работу жюри только если голосование членов Малого жюри не выявило победителя. Тогда его имя называет почетный председатель. Его решение является в таком случае окончательным, а полные итоги премии подводит оргкомитет.

Победитель получает денежную премию в 250 тысяч рублей , которая делится между ним и выдвинувшим его номинатором в пропорции 9:1.

Правом номинировать книги на премию пользуются не только фигуранты официального списка номинаторов, но и пользователи интернет-ресурса LiveJournal. В специально созданном сообществе любой блогер сможет повлиять на формирование длинного и короткого списков премии. Произведения, выдвинутые не менее чем тремя блогерами, попадают в таблицу для голосования.

С началом работы Большого жюри премии в LiveJournal стартует НацWorst : выборы худшей (самой переоцененной) книги года по мнению ЖЖ-пользователей. Произведение, получившее наибольшее число голосов ЖЖ-пользователей, становится обладателем титула НацWorst.
Произведение из официального шорт-листа премии, получившее наибольшее число голосов блогеров, станет обладателем приза читательских симпатий.

Первым лауреатом премии "Национальный бестселлер" в 2001 году стал Леонид Юзефович с романом "Князь ветра"; в разные годы лауреатами премии были писатели Виктор Пелевин, Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, Александр Проханов, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов, Захар Прилепин, Андрей Геласимов, Эдуард Кочергин.

В 2011 году, к 10-летию существования премии "Национальный бестселлер", была приурочена премия "Супер Нацбест" . "Супер Нацбест" — это конкурс на лучшую книгу среди победителей премии "Национальный бестселлер" за прошедшие 10 лет.

В 2012 году победителем премии "Национальный бестселлер" за 2011 год и обладателем приза в 250 тысяч рублей с романом из жизни столичных чиновников "Немцы".

В середине апреля 2013 года стало известно, что премия потеряла прежний источник финансирования и ее вручение оказалось под угрозой. 14 мая 2013 года оргкомитет объявил, что генеральными спонсорами "Нацбеста" стали телеканал "2х2" и кинокомпания "Централ Партнершип". В этот же день был объявлен состав Малого жюри, куда вошли искусствовед Александр Боровский, поэт Сергей Жадан, философ и публицист Константин Крылов, исполнительный вице-президент кинокомпании "Централ Партнершип" Злата Полищук, кинорежиссер-документалист Нина Стрижак и лауреат "Нацбеста" Александр Терехов. Почетным председателем Малого жюри стал гендиректор "2х2" Лев Макаров.

В середине апреля 2013 года , в который вошло шесть произведений. Финалистами стали Максим Кантор ("Красный свет"), Евгений Водолазкин ("Лавр"), Ильдар Абузяров ("Мутабор"), Софья Купряшина ("Видоискательница"), Ольга Погодина-Кузмина ("Власть мертвых") и Фигль-Мигль ("Волки и медведи").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Объявлен Длинный список 16-го сезона премии "Национальный бестселлер" и состав Большого жюри. «Национальный бестселлер» — ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший, по мнению жюри премии, роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году Константином Тублиным.

Длинный список 2016 года

НОМИНАТОР - НОМИНАЦИЯ

Ильдар Абузяров, писатель, Санкт-Петербург - Елена Котова. Период полураспада. - М.: Вече, 2015
Николай Александров, критик, Москва - Александр Иличевский. Справа налево. - М.: АСТ, 2015
Татьяна Алферова, писатель, Санкт-Петербург - Ольга Погодина-Кузмина. Герой. - М.: АСТ, 2016
Максим Амелин, издатель, Москва - Михаил Ардов. Проводы: хроника одной ночи. - М.: Б.Г.С.-Пресс, 2015
Андрей Антипин, издатель, Москва - Евгений Анташкевич. 1916 год. Хроника одного полка. - М.: Центр-полиграф, 2016
Мария Арбатова, писатель, Москва - Евдокия Шереметьева. Здесь люди. - рукопись
Андрей Аствацатуров, писатель, Санкт-Петербург - Игорь Сахновский. Свобода по умолчанию. - рукопись
Наталья Бабинцева, критик, Москва - Петр Алешковский. Крепость. - М.: АСТ, 2015
Наташа Банке, литагент, Швеция - Наринэ Абгарян. С неба упали три яблока. - СПб.: Астрель, 2015
Владимир Бондаренко, критик, Москва - Анатолий Ким. Гений. - Владивосток: Валентин, 2015
Евгений Водолазкин, писатель, Санкт-Петербург - Андрей Аствацатуров. Осень в карманах. - М.: АСТ, 2015
Михаил Визель, критик, Москва - Дмитрий Данилов. Есть вещи поважнее футбола. - М.: Рипол, 2015
Ирина Горюнова, литагент, Москва - Валерий Бочков. Коронация зверя. - рукопись
Юлия Гумен, литагент, Санкт-Петербург - Мария Галина. Автохтоны. - М.: АСТ, 2015
Лев Данилкин, критик, Москва - Михаил Однобибл. Очередь. - рукопись
Илья Данишевский, издатель, Москва - Сергей Кузнецов. Калейдоскоп. - М.: АСТ, 2016
Алексей Евдокимов, писатель, Рига - Кирилл Кобрин. Шерлок Холмс и рождение современности. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015
Всеволод Емелин, поэт, Москва - Эльдар Саттаров. Транзит Сайгон-Алматы. - Алматы, 2015
Александр Жикаренцев, издатель, Санкт-Петербург - Светлана Дорошева. Книга, найденная в кувшинке. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2016
Александр Касьяненко, издатель, Екатеринбург - Евгений Стаховский. 43. - Екатеринбург: Издательские решения, 2016
Игорь Караулов, поэт, Москва - Михаил Харитонов. Золотой ключ, или Похождения Буратины. - рукопись
Юлия Качалкина, издатель, Москва - Сухбат Афлатуни. Муравьиный царь. - рукопись
Владимир Козлов, писатель, Москва - Владимир Козлов. Пассажир. - рукопись
Алексей Колобродов, критик, Саратов - Аглая Топорова. Украина трех революций. - СПб.: Лимбус Пресс, 2016
Михаил Котомин, издатель, Москва - Феликс Сандалов. Формейшн. История одной сцены. - М.: Common Place, 2015
Виктор Кузнецов, издатель, Санкт-Петербург - Василий Аксенов. Десять посещений моей возлюбленной. - СПб.: Лимбус Пресс, 2015
Майя Кучерская, критик, Москва - Петр Алешковский. Крепость. - М.: АСТ, 2015
Константин Мильчин, критик, Москва - Михаил Зыгарь. Вся кремлевская рать. - М.: Интеллектуальная литература, 2016
Александр Набоков, издатель, Москва - Ильдар Абузяров. О нелюбви. - Казань: Идель, 2016
Вадим Назаров, издатель, Санкт-Петербург - Валентина Назарова. Девушка с плеером. - рукопись
Валерия Пустовая, критик, Москва - Леонид Юзефович. Зимняя дорога. - М.: АСТ, 2015
Сергей Рубис, издатель, Москва - Александр Снегирев. Как же ее звали?.. - М.: Эксмо, 2015
Игорь Сахновский, писатель, Екатеринбург - Александр Иличевский. Справа налево. - М.: АСТ, 2015 (12.02)
Александр Секацкий, философ, Санкт-Петербург - Андрей Хомченко. Птица. - рукопись
Роман Сенчин, писатель, Москва - Михаил Тарковский. Тойота-Креста. - М.: Эскмо, 2016
Марина Степнова, писатель, Москва - Александр Кабаков. Камера хранения. - М.: АСТ, 2015
Максим Сурков, «Циолковский», Москва - Эльдар Саттаров. Транзит Сайгон-Алматы. - Алматы, 2015 (19.02; 0:50)
Ната Сучкова, поэт, Вологда - Владимир Шпаков. Песни китов. - М.: Рипол-классик, 2016
Елена Толкачева, издатель, Москва - Елена Крюкова. Солдат и Царь. - рукопись
Владислав Толстов, критик, Тверь - Анна Матвеева. Завидное чувство Веры Стениной. - М.: АСТ, 2015
Дмитрий Трунченков, критик, Санкт-Петербург - Герман Стерлигов. Учебник истории. От Грозного до Путина. - рукопись
Константин Тублин, издатель, Санкт-Петербург - Илья Штемлер. Одиночество в раю. // Звезда, 2016, 1-2
Артем Фаустов, «Все свободны», Санкт-Петербург - Кирилл Рябов. Клей. - Казань: Ил-music, 2015
Константин Шавловский, «Порядок слов», Санкт-Петербург - Николай Кононов. Парад. - М.: Галеев-Галерея, 2015
Сергей Шаргунов, писатель, Москва - Олег Зайончковский. Тимошина проза. - рукопись
Елена Шубина, издатель, Москва - Дмитрий Глуховский. Метро-2035. - М.: АСТ, 2015
Сергей Эрлих, издатель, Москва - Сергей Дигол. Диагноз Веспуччи. - рукопись

Большое жюри 2016 года

1. Дмитрий Александров, фотограф, Москва
2. Елизавета Алесковская, филолог, Санкт-Петербург
3. Любовь Беляцкая, «Все свободны», Санкт-Петербург
4. Дмитрий Воденников, поэт, Москва
5. Александр Гаррос, писатель, Москва
6. Амирам Григоров, поэт, Москва
7. Анастасия Бутина, критик, Санкт-Петербург
8. Александр Етоев, писатель, Санкт-Петербург
9. Анастасия Козакевич, филолог, Санкт-Петербург
10. Андрей Константинов, журналист, Москва
11. Павел Крусанов, писатель, Санкт-Петербург
12. Наталия Курчатова, писатель, Санкт-Петербург
13. Андрей Пермяков, поэт, Петушки
14. Ольга Погодина-Кузмина, писатель, Санкт-Петербург
15. Артем Рондарев, музыкальный журналист, Москва
16. Андрей Рудалёв, критик, Северодвинск
17. Максим Семеляк, журналист, Москва
18. Андрей Тесля, философ, Хабаровск
19. Аглая Топорова, журналист, Санкт-Петербург
20. Ольга Туханина, публицист, Новосибирск

Комментарий к Длинному списку 2016 года

В этом году наш длинный список несколько короче, чем обычно. Обычно бывало чуть больше пятидесяти книг, в этом году - сорок четыре. Казалось бы, важность невелика, однако тут есть о чем поговорить. Пространство русской литературы съеживается, и если несколько лет назад это было только смутное ощущение, которое трудно было проиллюстрировать конкретными примерами, то нынче все куда как «весомо, грубо, зримо».

Несколько лет назад отказались от современной русской литературы московское издательство «AdMarginem» и питерская «Амфора». Была соответствующая серия в «Азбуке», да быстро прекратилась. Каким-то чудом жив еще «Лимбус», но своих средств у него катастрофически мало. Ничего не слышно про «Лениздат», который еще два года назад казался одним из главных продюсерских центров для начинающих писателей. Этот «список кораблей» можно было бы и продолжать.

Каждое из этих событий (или, по аналогии с невстречей - несобытий) само по себе еще не было катастрофой. Однако литература не фондовый рынок, где счет идет на секунды - только успевай покупать и продавать, - она реагирует не сразу, преодолевая мощную, встроенную в само ее существо инерцию, но реагирует все же наверняка. Были ли в последние несколько лет какие-нибудь издательские стартапы? Ну, только если к таковым отнести «ИЛ-music» - казанское издательство, которое несколько музыкантов делают на коленке, по двести книжек, и продают их на своих же концертах. Был ли в 2015 году в русской литературе яркий дебют? Был один - но Гузель Яхина получила первую премию «Большой книги», а значит, в «Нацбесте», по нашим правилам, участвовать не может. Кто помнит, какой роман вызвал в прошедшем году яростные споры, широкое обсуждение? Все та же Яхина? И все? То-то же.

Около десяти номинаторов признались, что не вспомнили ни одной книги, которую они могли бы с чистой совестью рекомендовать на премию. (Как курьез отмечу, что никто из номинаторов не вспомнил про двухтомный роман нашего лауреата-2004 Виктора Пелевина «Смотритель», так что наш длинный список впервые обойдется без этого автора.)

Всякий, кто помнит премиальные лонг-листы десятилетней давности (не только нацбестовские, но нацбестовские - как самые яркие), может подтвердить, что их диапазон был шире. Живые классики, крепкие середнячки, наглая молодежь, проза разной степени экспериментальности, хулиганская проза, добротная проза, традиционная проза, самый разный нон-фикшн - все это есть и теперь, но в каждом сегменте температура как будто бы на пару градусов упала.

На все это есть сугубо экономические причины, упирающиеся в монополизацию книгоиздательского и книготоргового рынка в нашей стране. Книжная среда гомогенизируется - дерзости, эксперимента, хулиганства, прорывов в ней становится меньше и меньше. Философским камнем для писателей, издателей и премиальных экспертов становится своего рода «теплый ламповый роман», который сам по себе, может быть, и неплох, но на нем одном литературный биоценоз не запустишь.

Да и сама наша премия могла бы в этом году (впервые за свою шестнадцатилетнюю историю) не состояться - лишь в последний момент нас поддержали издательский дом «Городец», специализирующийся на выпуске юридической литературы, и Союз охраны психического здоровья. На тему психического здоровья в Сети не пошутил только ленивый, но, если подумать, ничего смешного тут нет - в нашем наэлектризованном общественном поле «Нацбест» остается одним из немногих островков благоразумия. Пользуясь случаем, еще раз выражаю нашим спонсорам глубочайшую благодарность.

«Нацбест» продолжается - а значит, не все еще окончательно застыло, не все еще скучно и предсказуемо, не все пропало. Русское литературное пространство сужается, но жизнь кипит и на том островке, который остался. В нынешнем лонг-листе есть книги завсегдатаев всех коротких списков - Анны Матвеевой и Ольги Погодиной-Кузьминой, Дмитрия Данилова и Александра Снегирева, Игоря Сахновского и Александра Иличевского, Андрея Аствацатурова и Петра Алешковского, - есть книги авторов, про которых мы до сих пор ничего не слышали (кто такие Эльдар Саттаров и Евгений Стаховский? а Феликс Сандалов? Евдокия Шереметьева? Андрей Хомченко?), есть и откровенные фавориты, среди которых назову только первого лауреата «Нацбеста» Леонида Юзефовича; единственная, на мой взгляд, опасность, которая грозит его «Зимней дороге» - это что жюри оставит ее без голосов по принципу «все равно проголосует кто-нибудь другой».

Напоминаю, что Большое жюри «Нацбеста» не собирается и не обсуждает голосование друг с другом - каждый участник жюри принимает решение самостоятельно.

Что касается Большого жюри, то мы позвали в него как наших испытанных, проверенных «ридеров», так и - около половины состава - людей новых. Об их литературных пристрастиях мы лишь смутно догадываемся, но совершенно точно, что люди это все интересные и их мнение для нас важно. Старым членам жюри напоминаю, а новым - сообщаю, что первой добродетелью члена жюри мы считаем принципиальную «внетусовочность» голосования, а второй - писание рецензий на прочитанные книги. Причем вторая добродетель изрядно помогает первой - поверьте, если вы напишете хотя бы десяток рецензий, вам будет гораздо проще объяснить вашим друзьям, почему вы голосуете не за них, а за кого-то другого.

Скажу еще, что в нашем Большом жюри есть люди с максимально различными идеологическими, политическими и эстетическими взглядами - для нас это в высшей степени важно и ценно. Большое жюри «Нацбеста» остается одной из немногих площадок, где настолько разные люди могут пусть не встретиться, но все же говорить на равных и быть выслушаны с одинаковым уважением.

Хочу обратить внимание и на то, что Большое жюри представляет шесть городов России (причем Москвы и Петербурга в нем поровну) от Северодвинска до Хабаровска и в нем также соблюдено гендерное равновесие.

Ближайшие два месяца Большое жюри будет читать книги Длинного списка и писать на них рецензии. Все они по ходу дела будут появляться на сайте премии, на который - читать их - я всех и приглашаю: следить за премиальной гонкой «Нацбеста» куда увлекательнее, чем просто в конце концов узнать, кто в ней пришел первым.

А я умолкаю до конца апреля, когда жюри проголосует и выберет таким образом Короткий список - повлиять на него я, как вы знаете, никаким образом не могу, а вот прокомментирую с великим удовольствием.

Вадим Левенталь,
ответственный секретарь оргкомитета,
Санкт-Петербург, 22.02.2016

Премия учреждена в 2001 г. фондом “Национальный бестселлер”. "Национальный бестселлер" является главной негосударственной премией России, отражающей актуальные тенденции русской литературы и культурной жизни страны. Конкурс охватывает все поле русской литературы, независимо от политических и идеологических пристрастий авторов. Создание абсолютно новой и абсолютно открытой процедуры является важным моментом и гарантией выбора лучшего произведения, созданного в прозе на русском языке в течение календарного года. Девиз премии - "Проснуться знаменитым!", главная цель конкурса - представить широкой публике достойных литераторов."Национальный бестселлер" является литературной премией, итоги которой объявляются в Санкт-Петербурге, и имеет репутацию самой независимой и никому не подконтрольной. В разные годы лауреатами «Нацбеста» становились такие писатели, как Пелевин, Проханов, Юзефович и др.

Официальный сайт Российской литературной премии "Национальный бестселлер" .

2019 год - Андрей Рубанов

Победителем премии в 2019 году стал Андрей Викторович Рубанов с романом «Финист - Ясный Сокол».

Андрей Рубанов — российский прозаик, кинодраматург. Наибольшую известность получил как автор книг в жанре автобиографической прозы, или «нового реализма». В 2017 году стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза» за роман «Патриот».

Рубанов создал настоящую сказку для взрослых, подкупающую сочетанием магии и реализма, в которой современное переплетается с древним, а обыденное с волшебным. Это не просто очередной пересказ красивой и печальной сказки, но способ по-новому взглянуть на затертые бесконечными повторениями категории «свобода», «любовь», «сострадание» и заново понять всю глубину их смысла. Осознать, что именно они — ось, на которой будет держаться мир даже тогда, когда умрет последняя надежда.

2018 год -Алексей Сальников

Лауреатом премии стал Алексей Сальников (Екатеринбург) с романом «Петровы в гриппе и вокруг него». Алексей Сальников родился в Тарту (1978). Публиковался в альманахе "Вавилон", журналах "Воздух", "Урал", "Волга". Автор трех поэтических сборников.

Знакомьтесь: Петров, Петрова и их восьмилетний сын - Петров-младший. Петров - автослесарь, рисующий чёрно-белые комиксы, Петрова - библиотекарь, Петров-младший - мальчик, которого интересуют мультики и видеоигры. Собственно нескольким дням из жизни гриппующих и посвящён роман Сальникова. Температурный бред героев оправдывает многочисленные лирические отступления, воспоминания из прошлого, детские комиксы о космонавтах, сны. Детали и мелочи выписаны весьма колоритно.

2017 год - Анна Козлова

Премию «Национальный бестселлер» получила Анна Козлова за роман «F20».

Анна Козлова родилась в 1981 году в Москве. В 2003 году с отличием окончила журфак МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор шести книг и многочисленных кино- и телесценариев. Роман «Люди с чистой совестью» вышел в финал премии «Национальный бестселлер».

Книга Анны Козловой называется, как диагноз. F20 - параноидная шизофрения в Международной классификации заболеваний. И рассказывает автор о том, что обычно совершенно неизвестно большинству читателей. О детях, больных шизофренией. Это яркая, остроумная, трагическая и в то же время невероятно жизнеутверждающая книга о болезни, про которую у нас совсем не принято говорить и уж тем более писать. Анна Козлова предпринимает смелую попытку забраться во внутренний мир подростка-шизофреника и написать о том, как этот причудливый мир взаимодействует с миром реальным.

«Великое свойство больших писателей — метко оперировать с большими социальными проблемами, трансформируя их в индивидуальный психологизм, и в этом смысле нет никакого сомнения, что Анна Козлова - большой писатель», - сказала литературный критик Аполлинария Аврутина.

Премию «Национальный бестселлер» в 2016 году получил Леонид Юзефович за исторический роман «Зимняя дорога».

Это второй «Нацбест» Юзефовича - первый получен за роман «Князь ветра» в далёком 2001-м, когда премия только начиналась.

Над «Зимней дорогой» писатель работал всё это время и даже дольше. Двадцать лет назад историк по образованию, он обнаружил в архиве дневник белого генерала Анатолия Пепеляева, поднявшего восстание против большевистской власти в Якутске. С тех пор велось исследование, которое включило в себя множество других бумаг. Но из документальной фактуры, за что и ценят Л. Юзефовича, выросло настоящее художественное произведение - с красивым конфликтом, любовной драмой и сложными этическими метаниями персонажей.Л.Юзефович уже обращался к теме Гражданской войны, например, в документальном «Самодержце пустыни», посвященном барону Унгерну фон Штернбергу.

«То, что я сейчас чувствую, очень похоже на то, что чувствовал 15 лет назад, когда впервые получал «Нацбест». Тогда знаменитым я не проснулся, но получил литературную известность. Это очень много в наше время. И вот сейчас, когда стою на этой сцене с букетом, вспомнил знаменитый афоризм Виктора Степановича Черномырдина: «Никогда этого не бывало, и вот опять». Мне немножко неловко: если бы я был председателем жюри, проголосовал бы за человека, который не обладает литературной известностью. Буду надеяться, что после церемонии Михаил Однобибл её получит».

Впервые в истории премии за церемонией можно было наблюдать из любой точки мира благодаря интернет-трансляции, которая велась на сайте и на YouTube-канале премии.

Победителем литературной премии «Национальный бестселлер» в 2015 году стал прозаик и драматург Сергей Носов, номинированный за роман «Фигурные скобки».

Сергей Носов, выпускник Литературного института, родился в 1957 году в Ленинграде. Он начал публиковаться как поэт, позже стал известен как прозаик и драматург. Его роман «Хозяйка истории» вышел в финал российского Букера в 2001 году. В 1998 году Носов получил премию конкурса журналистов «Золотое перо» за передачу «Литературные фанты» на Радио России. Его самыми популярными пьесами считаются трагикомедии «Дон Педро» и «Берендей».

«Премии, конечно, получать приятно. Честно говоря, я предполагал, что получится несколько иначе. «Нацбест» славится своей непредсказуемостью, поскольку некоторые ожидания были связаны с моей персоной, думал, что будет другой результат».

Сергей Носов

2014 - Ксения Букша

Ксения Букша стала лауреатом четырнадцатого ежегодного конкурса литературной премии «Национальный бестселлер».

Голоса основного жюри распределились следующим образом: актриса Юлия Ауг проголосовала за роман Владимира Сорокина «Теллурия», телеведущая Татьяна Геворкян отдала свой голос за «1993» Сергея Шаргунова, сценарист «Смешариков» и «Атомного леса» Алексей Смирнов — за «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, основатель проекта «Фаланстер» Борис Куприянов и прошлогодний лауреат «Нацбеста» Фигль-Мигль предпочли роман Ксении Букши «Завод "Свобода"» и, наконец, художник Николай Копейкин проголосовал, как и Ауг, за сорокинскую «Теллурию».

В суперфинале между двумя книгами, набравшими по два голоса, свой выбор сделал почетный председатель жюри писатель Леонид Юзефович. Объявляя свой выбор, Юзефович заметил, что в этой паре решение ему дается легко, - он выбрал роман молодой, хотя и отнюдь не начинающей писательницы Ксении Букши «Завод "Свобода"».

Победительница получит 225000 рублей, которые она разделит в пропорции 9:1 со своим номинатором критиком Валерией Пустовой.

Напомним, что Ксения Букша стала второй женщиной-лауреатом и четвертым писателем из Петербурга - лауреатом «Национального бестселлера» за все время его существования.

Новый роман Ксении Букши основан на фактическом материале, однако с реализмом (как со старым, так и с новым) он не имеет ничего общего. Устаревшая форма производственного романа в руках современной писательницы совершенно обновилась, а каждая из сорока глав книги написана стилистически обособленно, что создает эффект многослойности текста. Дополнительную конструктивную нагрузку несут авторские иллюстрации. При всем этом книга получилась предельно живой и увлекательной, глубокой и честной.

Победителем в номинации «Нацбест-начало» , учрежденной в этом году для награждения авторов моложе 35-ти лет, стала Анна Старобинец со сборником рассказов «Икарова железа».

Генеральный директор «2х2» Лев Макаров сказал: «Все книги, которые к нам попали, были очень достойные, Ксения Букша вообще выиграла главный Нацбест этого года. В нашей же номинации мы выбрали книгу Анны Старобинец за уникальность жанра, в котором она работает, за то, что она смотрит вперед вместе с нами».

Анна Старобинец — журналистка и писательница, автор книг «Переходный возраст», «Убежище 3/9» и «Резкое похолодание». Родилась 25 октября 1978 года в Москве, училась в востоковедческом лицее, потом в МГУ на филологическом факультете. На протяжении жизни занималась разнообразной деятельностью, от переводчика-синхрониста и частного репетитора английского языка до расклейщика объявлений и даже официантки. По окончании МГУ устроилась в газету «Время новостей». С тех пор занимается журналистской деятельностью. В разные периоды работала в следующих изданиях: «Время новостей», «Газета.ру», «Аргументы и факты», «Эксперт», «Гудок». Работала как журналистом, так и редактором отдела культуры. В данный момент работает в журнале «Русский репортер». Кроме того, пишет сценарии для кино и телевидения.

Анна Старобинец — один из немногих руcскоязычных авторов, мастерски работающих в стиле «horror fiction». Некоторые критики считают, что Старобинец намного больше, чем русский мастер на западном поле, они полагают, что она — первопроходец в жанре «нового русского хоррора» и, возможно, именно с нее начнется традиция нового русского ужаса.

Совместно с Вадимом Соколовским Старобинец работала над сценарием отечественной фэнтези-картины «Книга мастеров» (2009).

2013 - Фигль-Мигль

Лауреатом "Национального бестселера" - 2013 стал роман Фигля-Мигля "Волки и медведи".

Фаворитами негласно считались «Лавр» Евгения Водолазкина и «Красный свет» Максима Кантора. Решающим голосом председателя Малого жюри Льва Макарова, генерального директора телеканала «2×2», премию присудили Фиглю, автор, прежде остававшийся инкогнито, появилась на сцене, чем вызвала переполох среди гостей и журналистов. Понимая, что звездный час настал, она нервно прочла с подмосток список ироничных эпитетов в свой адрес, собранных за два года подполья и записанных на библиотечной карточке. Затем автор пообещала служить отечеству, о чем-то на ушко спросила философа и общественного деятеля Константина Крылова, который вместе с украинским писателем Сергеем Жаданом предпочел ее роман остальным, и покинула сцену, отказавшись общаться с журналистами.

2012 - Александр Терехов

Лауреатом "Национального бестселлера"-2012 стал Александр Терехов за роман "Немцы" «об ужасах нашей жизни» в виде жизнеописания московского чиновника. Весомый, изощренно-ядовитый и точный в социальных диагнозах, новый роман Терехова посвящен не Москве 1940-х (как предыдущая книга - «Каменный мост»), - а Москве современной.

Естественная среда обитания персонажей-подопечных Терехова - коррупция. Здесь своя система отношений, собственный язык (помимо хрестоматийного уже «откатить», есть еще «занести», «порешать вопросы», «работать через такого-то»). Писатель сей феномен не живописует, он дает привычный фон, подмалевок, двигает читателя к пониманию метафизической природы российской коррупции. По Терехову (ну, и согласно национальной традиции) коррупция сродни искусству или духовной практике, поскольку требует от своих адептов служения полного, без остатка. Это явление, пребывающее как бы вне закона, но являющееся непременным правилом игры. И условием существования (да и развития) государства в его нынешнем виде.

2011 год - Дмитрий Львович Быков

5 июня 2011 года в Санкт-Петербурге прошел финал одиннадцатого «Национального бестселлера». Голоса жюри разделились между романом Фигля-Мигля «Ты так любишь эти фильмы» и романом Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея». Председатель жюри, телеведущая Ксения Собчак, использовала свое право выбора, сделав его в пользу «Остромова» Дмитрия Быкова. «В литературе не хватает хороших сценариев, - отметила председатель, - я голосую прежде всего за хорошее качество».

Журналист, писатель и поэт Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 г. в Москве. Окончил журналистский факультет МГУ. Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах, регулярно - в «Огоньке», «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете» и «Новой газете». С 1985 года работает в «Собеседнике». Член Союза писателей с 1991 года. Автор пяти стихотворных сборников, романов «Оправдание» и «Орфография» , сборника эссе «Блуд труда» . В 2006 году за книгу «Борис Пастернак» Дмитрий Быков получил премию «Национальный бестселлер». Роман «Эвакуатор» в 2006 году получил премию «Студенческий Букер».

Юбилейная премия «Супер-Нацбест» - Захар Прилепин

В 2011 году в честь десятилетия существования премии было решено вручить юбилейную премию «Супер-Нацбест» (в размере 100 тысяч долларов) за лучшую книгу среди победителей премии «Национальный бестселлер» за прошедшие 10 лет. Условием вручения является присутствие лауреата на финальной церемонии 29 мая 2011 года.

Согласно открытому голосованию жюри во главе с помощником Президента РФ Аркадием Дворковичем, премию «Супер-Нацбест» размером в 100 тысяч долларов получил писатель Захар Прилепин за признанный книгой десятилетия сборник рассказов «Грех» .

Кроме премированного «Греха», Прилепин написал романы «Черная обезьяна», «Санькя» и «Патологии» , у него вышли сборники рассказов, эссе, публицистики, его интервью с писателями и поэтами. Писатель живет в доме под Нижним Новгородом с женой и тремя детьми, скоро должен родиться четвертый. Прилепин относится к победе в конкурсе "Супер-нацбеста" с юмором и не воспринимает приз как повод почить на лаврах: ведь «литературную репутацию нужно зарабатывать всю жизнь, ее не дарят вместе с премией раз и навсегда».

2010 -Эдуард Степанович Кочергин

«Главный художник Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Эдуард Кочергин получил книжную премию "Национальный бестселлер" за автобиографический роман о послевоенных годах "Крещенные крестами"», - сообщает ИТАР-ТАСС.

Эдуард Степанович Кочергин родился в 1937 году в Ленинграде. В 1960 году окончил постановочный факультет Ленинградского театрального института. С 1972 года и по сей день - главный художник Большого драматического театра (ныне - им. Г.А. Товстоногова). Руководитель мастерской театрально-декорационного искусства факультета живописи института живописи, скульптуры и архитектуры Российской академии художеств. Действительный член Российской академии художеств (1991), лауреат Государственных и международных премий.

Вел персональную рубрику в «Петербургском театральном журнале». Печатался как прозаик в журналах «Знамя», «Звезда». В 2003 году вышла первая книга его рассказов - "Ангелова кукла". В 2009 году увидели свет "Крещенные крестами. Записки на коленках".

В основу "Крещенных крестами" легли воспоминания автора о послевоенных годах, когда он сбежал из омского детприемника для детей "врагов народа" домой в Ленинград. Название книги - старый пароль воров в законе, сидевших в Крестах вместе с политзаключенными сталинской эпохи. Роман стал продолжением автобиографического сборника "Ангелова кукла".

Напомним, в финал "Нацбеста" вышли следующие книги:

    Роман Сенчин "Елтышевы" (М., 2009)

    Андрей Аствацатуров "Люди в голом" (М., 2009)

    Василий Авченко "Правый руль" (М., 2009)

    Павел Крусанов "Мертвый язык" (СПб., 2009)

    Олег Лукошин "Капитализм" (ж-л «Урал», 2009, № 4)

    Эдуард Кочергин "Крещенные крестами" (СПб., 2009).

2009 год - Андрей Валерьевич Геласимов

Лауреат премии "Национальный бестселлер" 2009 год за роман "Степные боги".

Андрей Геласимов родился в 1966 году в Иркутске. По первой профессии - филолог, по второй - театральный режиссер. В начале 90-х годов опубликовал в журнале "Смена" перевод романа "Сфинкс" американского писателя Р. Кука. В 2001 году вышла книга Андрея Геласимова "Фокс Малдер похож на свинью", заглавная повесть которой вошла в шорт-лист премии Ивана Белкина за 2001 год. За повесть "Жажда" (2002) писатель был отмечен поощрительной премией имени Аполлона Григорьева и вновь попал в пятерку соискателей премии Белкина. В сентябре 2003 журнал «Октябрь» публикует роман «Рахиль». В 2004 году этот роман удостоился премии «Студенческий Букер». В 2005 г. на Парижском книжном салоне признан самым популярным во Франции российским писателем. Произведения Геласимова переведены на 12 иностранных языков. Живет в Москве. В настоящее время занимается исключительно литературным творчеством.

В основе романа «Степные боги» лежит история дружбы забайкальского подростка и пленнего японца - врача Хирохито. Забайкалье накануне трагедии Хиросимы и Нагасаки. Десятилетние голодные детишки играют в войну и мечтают стать героями. Тайну рудников, где погибают пленные японцы, знает только врач Хирохито. Ему не верят. Настало время степных богов...

«Эта победа не моя, — сказал Александр в очень краткой лауреатской речи, — это общая победа в той войне, которую мы выиграли пятьдесят лет назад».

2008 год - Захар Прилепин

Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений Николаевич Лавлинский) родился в Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Окончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет. Школа публичной политики. Журналист. Ранее: разнорабочий, охранник, грузчик, командир отделения ОМОН и т.д. Публикуется с 2004 г: «Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета». Захар Прилепин - открытие в прозе последних лет. Его романы "Патологии" и "Санькя" стали финалистами престижных литературных премий - "Национального бестселлера" и "Русского Букера".

В романе "Грех" герой - молодой человек, талантливый, яркий, умеющий и любить, и ненавидеть до самого конца. Ни работа могильщика, ни должность вышибалы, ни Чечня не превращают его в скептика, "подпольного персонажа". Эта книга "вызывает желание жить - не прозябать, а жить на полную катушку"...

Лауреат премий: 2005: премия издания «Литературная Россия», 2006: премия «Роман-газеты» в номинации «Открытие», 2007: всекитайская литературная премия «Лучший зарубежный роман года» - роман «Санькя», 2007: премия «Ясная Поляна» «За выдающееся произведение современной литературы - роман «Санькя», 2007: премия «России верные сыны» — за роман «Грех», 2008: премия «Солдат Империи» - за прозу и публицистику. Кроме того, французское издание книги Захара Прилепина "Патологии" получила во Франции престижную премию "Русофония" за лучший перевод русской книги.

Захар Прилепин из тех писателей, что знают жизнь не понаслышке, из тех, кто не раз окунался в самую ее гущу, проходил сквозь горнило вооруженных конфликтов и других жизненных тягот. В 1996 и 1999 годах он служил командиром ОМОНа в Чечне, неоднократно участвовал в боевых действиях, рисковал жизнью. Это способствовало становлению его непримиримой жизненной позиции, сделало его твердым, не желающим отступать или идти на компромисс. Не случайным стал его приход в Национал-большевистскую партию, возглавляемую писателем Эдуардом Лимоновым. Его литературное творчество - прямое продолжение его жизни и яркое отражение его взглядов на общество. Захар Прилепин - писатель жесткий, непримиримый, не скрывающий своих политических пристрастий.

Официальный сайт писателя - http://www.zaharprilepin.ru/ . Проект "Новая литературная карта России " также знакомит с творчеством писателя, даны публикации о писателе и интервью с ним. Несколько публикаций Захария Прилепина можно найти в проекте "Русская жизнь" ,

В нашей библиотеке вы можете познакомиться со следующими произведениями Захара Прилепина:

  • Прилепин, З. Патологии: Роман / З. Прилепин, // Север. - 2004. - N 1 - 2. - С. 7 - 116.
  • Прилепин, З. Рассказы: [Содерж.: Белый квадрат; Ничего не будет; ] / З. Прилепин // Новый мир. - 2005. - N 5. - С. 106 - 115.
  • Прилепин, Захар Санькя: роман / З. Прилепин. - М.: Ад Маргинем, 2006. - 367 с.
  • Прилепин, Захар Грех: роман в рассказах / З. Прилепин. - М.: Вагриус, 2007. - 254, с.

2007 год - Илья Бояшов

В 2007 году седьмой раз была вручена премия «Национальный бестселлер». Премии удостоена книга писателя Ильи Бояшова «Путь Мури».

Илья Бояшов живет в Петергофе, преподает историю в Нахимовском училище, пишет исторические романы.«Перед нами красивая история про кота Мури из Боснии. В его дом во время войны попал снаряд - теперь усатый странствует по Европе в поисках нового жилища. Коту много не надо: теплый камин, мягкий плед плюс немного молока по утрам и что-нибудь мясное на обед или ужин. Взамен он готов предоставить хозяевам свое расположение - то есть сам факт существования с ними под одной крышей. Именно так и должно быть, считает Мури, охотно излагающий эту теорию всем сородичам, а также домовым и духам, встречающимся ему на пути. Кот видит маленьких фей, кувыркающихся в росе, и ангелов смерти, пришедших за душами солдат, но их суета не трогает Мури. У него свой путь - туда, куда глядят глаза и усы. Дыбом шерсть, хвост трубой.

Меткий и мудрый глаз Бояшова разглядел в очаровательных мохнатых зверях истинных носителей ницшеанского духа превосходства - и такой писательской зоркости можно только аплодировать. Впрочем, не только ей - автор, до того написавший несколько антиутопий, вдруг выпустил притчу, начисто лишенную обычного для этого жанра занудства, увлекательную сказку с путешествиями и погонями. И прекрасным знанием зоопсихологии: ведь, как утверждают ученые, кошки считают людей своими животными, а не наоборот».

Шорт-лист «Национального бестселлера» в этом году был по-настоящему представительным: в нем присутствовали романы трех известных писателей - «День опричника» Владимира Сорокина, «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой и «ЖД» Дмитрия Быкова.

2006 год - Дмитрий Быков

Первую премию получил Дмитрий Быков за книгу « Борис Пастернак» из серии «Жизнь замечательных людей».

Дмитрий Львович Быков родился в 1967 году в Москве. Писатель, журналист, поэт. Окончил факультет журналистики МГУ. Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые публиковались во множестве журналов и газет, регулярно — в «Собеседнике»(работает в журнале с 1985 года), с 1993 печатается в «Огоньке» (обозреватель — с 1997 года) . В «Новой газете» на протяжении многоих лет публикуются интервью с писателем , а также рецензи на его новые книги - "ЖД" ,"Орфография" и другие. Активно публикуется в сетевых журналах, таких как "Русская жизнь" , журнал "Сеанс" . Член Союза писателей с 1991 года.

Книга « Пастернак» - о жизни, творчестве и чудотворстве одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается воспроизвести для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.

Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всем пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге дается новая трактовка легендарного романа "Доктор Живаго", сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.

error: Content is protected !!