Анна достоевская — «что значит быть женой гения. Любимые женщины достоевского

Эротизм Достоевского

Яркие проявления эротизма Достоевского мы находим в его любовных драмах, в накале страстей его интимных отношений, в его удачах и поражениях с женщинами, а также при живописании героинь и героев в романах и повестях. Во всех своих произведениях Достоевский изображал неудачи любви, связанной с жертвой и страданиями. В то же время любви торжествующей, радостной и по-мужски уверенной он описывать не умел или не хотел. Интенсивность его эротики и сексуального напряжения объясняются его ничем не ограниченным воображением и вынужденными периодами воздержания от общения с женщинами. Воздержания происходили, например, в период каторги, по причине болезней, мнительности, меланхолии.

По темпераменту Достоевский был человеком больших страстей, глубокой чувственности и ненасытного сладострастия. После долгого накопления интимных связей с женщинами он пришел к выводу о том, власть пола очень велика над человеком и что воля человека может быть подчинена физическому возбуждению страсти, а мысленное разжигание сексуального желания (в наше время - мастурбация) - это хуже самого «греха», т. е. интимных связей. Это можно объяснить тем, что в молодости Достоевский хорошо знал это мысленное (умственное) разжигание плоти, эту игру эротического воображения, знал и прямое удовлетворение половой потребности, которую он, поднакопив опыта интимных отношений с женщинами, назвал «грехом».

Сочетание в характере женщины детского и женского начал, хрупкости и изящества в фигуре вызывало у Достоевского острое физическое влечение, будило его эротическую фантазию, и тогда такая женщина казалась ему необыкновенной и желанной. К тому же если эта женщина страдала, то это ещё больше привлекало его внимание, поражало его воображение и вызывало чувственный порыв, что вело к сложным переживаниям, в которых Достоевский не мог и не всегда хотел разобраться. Это объясняется тем, что чувствительность к чужому горю, женскому, повышала его эротическую возбудимость.

Потому в эротизме Достоевского садистские и мазохистские влечения переплетались самым причудливым образом: любить - значило жертвовать собою и отзываться всей душой, всем телом на чужое страдание, хотя бы ценою собственных мук.

Но было и любить - значило для Достоевского мучить самому, причинять страдание, больно ранить любимое существо. Не каждая женщина могла разделить с Достоевским ни его сладострастия, ни его чувственности с учетом его повышенной сексуальности, его комплексов мазохизма и садизма. Как и в жизни, так и в любви был он человеком тяжелым и странным. Его любовь была нелегкая - с противоречиями нежности, сострадания, жажды физического влечения, боязни причинить боль и неудержимого стремления к мучительству. Он не знал простых чувств. Его любовь разрывала на части и тело и душу. При этом великий писатель, умевший разгадать и представлять все изгибы ума и сердца своих многочисленных и сложных героев, не находил слов, когда ему приходилось говорить о собственных переживаниях.

У Достоевского было особого рода эротическое свойство - чувство, которое иногда испытывают, как мужчины, так и женщины, по отношению к тем, кто имел интимные связи с их партнерами. Такое чувство испытывал Достоевский к учителю Вергунову - постоянному любовнику своей первой жены Марьи Димитриевны. Он заботился о нем и после брака и говорил, что Вергунов «мне теперь дороже брата родного».

Эротизм Достоевского построен на том, что в воображении, чувствах и мечтах сладострастие у него неотделимо от мучительства. У всех его героев, как основной мотив их сексуальности, на первый план выступает жажда власти над полом или жажда жертвы пола. Этот эротизм Достоевского пережил его на многие и многие годы. Сегодня мы видим в американских фильмах о любви, как основу их сюжетов - достоевскую сексуальность, т. е. «жажда власти над полом или жажда жертвы пола». Сравним любовную драму в американском кинофильме со словами героя «Игрока» Достоевского:

«А дикая беспредельная власть - хоть над мухой - ведь тоже своего рода наслаждение. Человек деспот от природы и любит быть мучителем».

Сцены насилия и физического садизма встречаются чуть ли не во всех романах Достоевского. В романе «Бесы» Ставрогин, затаив дыхание, смотрит, как из-за него секут розгами девочку: он потом её же изнасилует.

Прошло более ста лет со дня смерти Достоевского, а сегодня лучшие детективные романы, кинобоевики только и построены на «сценах насилия и физического садизма».

Боль, страдание, как неразделенная часть любви, мучительство физическое, связанное с половым актом, и мучительство душевное, связанное со всей чувственной сферой близости между мужчиной и женщиной - таким был эротизм Достоевского в годы его зрелости.

Не только красота и прелесть привлекали Достоевского в женщинах, которых он любил или желал, они возбуждали и увлекали его чем-то другим. Это другое было - абсолютная беззащитность, обещавшая полное подчинение, покорность и пассивность жертвы, или же, наоборот, резкая властность, обещавшая унижение и наслаждение от боли, причиняемой любимой женщиной. Между этими двумя полюсами и располагались все колебания и противоречия в отношениях Достоевского ко всем его возлюбленным.

Очень многое из садистских и мазохистских склонностей Достоевского смущало его самого, хотя он и был уверен, что жестокость, любовь к мучительству, а также и сладострастие самоуничижения - в природе человека, а потому естественно, как и другие пороки и инстинкты людей.

Достоевского всегда тянуло к очень молодым женщинам, и свои сексуальные фантазии он переносил на молодых девушек. И в своих произведениях он неоднократно описывал различные влюбленности зрелого или старого человека в молодую девушку. Независимо от того, насколько справедливо предположение, будто и сам Достоевский знал подобные соблазны, он отлично понимал и мастерски описывал физическую страсть зрелого мужчины к подросткам и девочкам.

В эротизме Достоевского большую роль играло воображение. Как в творчестве нельзя считать, что писатель изображает в своих произведениях лишь то, что с ним действительно происходило, так и в эротизме Достоевского нельзя видеть только его личный опыт. В творческом воображении следует различать помыслы и деяния и опыт. Неосуществленные желания, помыслы также питают художественную фантазию. У Достоевского в его эротизме немало сексуальных фантазий - мучительство, изнасилование и другие, которые не происходили с ним в действительности, но были описаны им с потрясающим реализмом. И эта фантазия уже представляется реальностью всякому, кто вступил в мир сладострастия и извращений, созданный воображением Достоевского - этого гениального мучителя и мученика.

В эротизме Достоевского нашло свое место ненасытное любопытство ко всем ухищрениям и разнообразиям порока, к вариациям и комбинациям страстей, к уклонам и странностям человеческой натуры. Это любопытство объясняло, почему он проявлял интерес к «павшим созданиям», сходился с уличными женщинами и среди них с прожженными, циничными профессионалками - их грубый эротизм действовал на него неотразимо. Однако повышенный интерес Достоевского в молодости к «потерянным личностям» и петербургским трущобам истощается в середине шестидесятых годов, и он совсем редко посещает и ночные заведения. К 1865 году, после любовной драмы с молодой девицей Аполлинарией, страсти его заметно улеглись и очень многое в нем перегорело. Его эротические особенности и желания этих лет не стали привычкой на всю жизнь, в какой-то момент они достигли предельной высоты, затем отгорели, а иные переродились - они потеряли свой накал, жар крови спал и большинство из них отдались тяжелым грузом воспоминаний, который проявляется в сексуальных фантазиях. К этому времени - к 1865 году, мазохизм и садизм Достоевского, его комплексы, связанные с малолетними, его сексуальная распаленность и любопытство, т. е. вся патологическая сторона его эротической жизни, утрачивают характер неистовства и маниакальности, притупляются, и он сознательно стремится к тому, что может быть названо «нормализацией его половой деятельности». Возможно, отсюда и усиливаются его мечты о браке и его тяготение к молодым девушкам брачного возраста. Он хорошо знал свою натуру: только в обществе молодых девушек у него появлялась радость бытия и надежда на счастье. В молодой девушке сочетание детскости и женственности для Достоевского превращалось в источник эротического притяжения. Молодость возбуждала его и сулила физическое наслаждение. Все это он нашел в своей второй двадцатилетней жене Анне Григорьевне. У Достоевских от интимной близости раскрылись лучшие стороны их натуры, и Анна Григорьевна, полюбившая и вышедшая замуж за автора «Игрока», увидела, что он совершенно необыкновенный, гениальный, страшный, трудный человек, а он, женившейся на своей секретарше-стенографистке, открыл, что не только он «покровитель и защитник юного существа», но она его друг и опора.

В свои шестьдесят лет Достоевский был так же ревнив, как и в молодости, но он был и так же страстен в проявлениях своей любви к Анне Григорьевне. Сексуальное напряжение объяснялось не только половой привычкой брака с молодой женой, но и интенсивностью эротики Достоевского и его воображения и сознанием, что молодая женщина, уже прожившая с ним целое десятилетие, не только его любит, но и удовлетворена физически. Чувственность Достоевского оставалась такой же повышенной, как и в молодости, годы старости мало изменили его характер и темперамент. К концу жизни он был необыкновенно худ и истощен, легко утомлялся, страдал от своей эмфиземы и жил одними нервами.

Эротизм Достоевского не знал границ, и можно только вообразить себе все неукротимые страсти, на огне которых сгорел этот необыкновенный, неистовый и загадочный человек.

ДОСТОЕВСКИЙ И МЫ

Достоевский и мы - современные люди человеческого общества конца ХХ века. В какой связи идеи Достоевского действуют на нас, современных людей? Живем ли мы «по Достоевскому», испытываем ли те же чувства, имеем ли те же мысли, что и его герои ХIХ века?

Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» - исследовал душевную жизнь человека. Он писал:

«Меня зовут психологом, неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой». В романах Достоевского нет пейзажей и картин природы. Он изображает только человека и человеческий мир. Герои его - люди современной городской цивилизации, выпавшие из природного миропорядка и оторвавшиеся от «живой жизни». А люди конца ХХ века, т. е. мы, ещё дальше отошли от природы и ещё больше оторвались от «живой жизни».

В своих произведениях Достоевский погружался в глубины подсознания и исследовал душевную жизнь детей и подростков; он изучал психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, убийц и самоубийц.

Современный человек в основном читает книги-детективы, смотрит кино-триллеры, где главные герои - те, чьи души изучал Достоевский убийцы, преступники, безумцы и маньяки. И сам современный человек в своей жизни все чаще испытывает тяготы жизни, созданные героями Достоевского маньяками (например, Гитлер), преступниками и убийцами.

Достоевский, как мы видели, тяготел к молодым девушкам. Его первая любовь - Аполлинария и его жена Анна - были молодыми невинными девушками. В обществе молодой девушки он оживлялся, «парил духом», забывал о своем возрасте.

Феномен, если можно так сказать, «молодой девушки» Достоевского заключался в том, что, с одной стороны, она, девушка, сильнее и глубже действует на человека, с другой, на её лице, в её фигуре, жестах, словах, восклицаниях, смехе быстрее и яснее, доступнее для восприятия посторонних, передаются её чувства, настроения, движения души. И в этом случае Достоевский, как очень чувствительная натура, предпочитал иметь дело с девушками, чем со зрелыми женщинами, у которых из-за их опыта, незвучного голоса и иногда толстого слоя жира на теле с трудом угадываются искренние душевные порывы.

Достоевский в ХIХ веке любил и общался с молодыми девушками. Теперь в конце ХХ мы все «любим» молодых девушек - реклама во всю использует молодых девушек. Мы их видим почти во всех рекламных роликах, на экранах телевидения и т. п. Чем не жизнь «по Достоевскому»?

У Достоевского - человека-одиночки был повышенный интерес к малолеткам, к их душевной жизни, к их психике. Это явление в наше время стало заметным: растлению детей посвящено немало публикаций. Много сообщений о том, что детей-девочек насилуют в семьях отцы. Получила развитие детская проституция в странах Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде, где немало детских публичных домов. Малолетний детский секс-бизнес развит в США. И этот «феномен» растет.

Чем он объясняется? Если у Достоевского была повышенная чувствительность, и он использовал её для исследования области душевной жизни, как средство для познания человеческого духа в целях защиты достоинства, личности и свободы человека, то у современного человека притуплена чувствительность, у него наблюдается сознание «затравленной мыши», и, чтобы ему из него выбраться, он растлевает малолетку или за деньги «куражится» над малолетней проституткой, чувствуя себя «сильной личностью», которой «все позволено».

Все произведения Достоевского посвящены преступлениям и наказаниям. Когда он их писал, это он к нам обращался, людям конца ХХ века. Похоже, что человечество после Достоевского и до наших дней занималось тем, что изобретало все новые и новые преступления, и не только против отдельной личности, но и против человечества (фашизм, например).

Достоевский индивидуализировал, расчленял внешнее воздействие на человека - на его душу, чтобы глубже и лучше её понять. И в этом мы ему следуем. Но сегодня мы не стремимся понять душу человека, а стремимся на неё воздействовать, чтобы от этого воздействия получить большую прибыль.

Пример тому современная музыка (поп-музыка, ансамбли, всевозможные группы, записывающие диски), которая воздействует на слушателей не содержанием песен, не мелодией, а звуком - низким, высоким, ударным, резким. Таким образом, если раньше - один талант, один гений (Достоевский) добивался высших результатов влияния на душу человека, то сегодня его опыт трансформируется и используется как инструмент влияния на психику человека через рекламу (молодые девушки), через современную поп - музыку, эротические фильмы и т. п.

Достоевский страстно верил в «великую общую гармонию», «всеединство человечества». Человечество в наше время уже вплотную подошло к этому рубежу. Люди стали почти одинаковыми и по внешнему виду, и по развитию души. Достоевский писал, что если люди только природные существа, если души их не бессмертны, то им следует наиболее благополучно устроиться на земле, подчиниться началам выгоды и разумного эгоизма. Отсюда, по Достоевскому, «стадность» человечества или превращение людей в «человеческое стадо» и уничтожение души человека.

И в этом Достоевский оказался прав для нашего времени. Все это уже произошло и не потому, что человек только подчинился «началам выгоды и разумного эгоизма», а потому, что человек в наше время живет «в толпе». Другими словами, людей стало много, так много, что мы живем как бы «в толпе»

И «толпа» эта действует на каждого человека, на его душевное состояние, на желание скорее «урвать свой кусок жизни». «Толпа» увеличивает преступления, снижает порог морали, вытесняет из жизни такие душевные понятия, как доброта, милосердие, порядочность, искренность, честность.

И «стадность» в этих условиях - это не физическое состояние «толпы», а способ её поведения. Все мы подвержены рекламе и покупаем одни и те же вещи. «Что есть у соседа - должно быть у меня». Это самый непреложный закон нашей «толпы». Отсюда и уничтожение душевных ценностей.

В одном Достоевский оказался не прав. Тема отцеубийства в его произведениях сегодня трансформировалась, скорее всего, в «матьубийство». У нас в России скорее дети ненавидят и убивают матерей. Отцы оставляют семьи - дети винят во всех бедах мать, и дело доходит до её убийства.

И последнее - такого писателя, как Достоевский, в наше время уже быть не может. По сравнению с Достоевским у современных писателей очень беден внутренний мир. Его еле-еле хватает на простое бытописательство. К примеру, были писатели, прошедшие сталинские концлагеря, но никто из них не написал произведения, подобного «Запискам из мертвого дома» Достоевского. Все они ограничились бытописательством, хотя и ужасным, но бытописательством. Почему это происходит? В душах писателей нет новых идей, они страдали физически и душевно, но передать это не могли. Не те чувства, не те эмоции сегодня, какие были раньше у Достоевского. Сейчас писатель пишет более или менее интересные произведения, когда на него воздействует сильный внешний толчок (например, война). Скудный внутренний мир современного писателя перекрывает ему путь к гениальному произведению.

Общественная международная организация «Римский клуб», объединяющая несколько сотен людей, входящих в элиту современного мира, пришла к заключению, что в своем развитии человечество вступило в заключительную часть своего существования. Иными словами, если раньше оно развивалось, то теперь движется к своему умиранию. Трудно сказать, сколько времени продлится этот этап, но одно бесспорно - чувства, эмоции, чувственность человека сокращаются и притупляются в этом процессе умирания. Это также препятствует появлению нового Достоевского среди нас, современных людей.

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

I. Произведения Достоевского Полное собрание сочинений в 13-ти т. Спб., 1895.Полное собрание сочинений в 23-х т. Пб., «Просвещение», 1911-1918.Полное собрание художественных произведений в 13-ти т. М.-Л., ГИЗ, 1926-1930.Собрание сочинений в 10-ти т. М., Гослитиздат, 1956-1958.Полное собрание

Из книги Письма к русской нации автора Меньшиков Михаил Осипович

ПАМЯТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Вчера исполнилось 30 лет со дня смерти Достоевского. Почти треть столетия отделяет Россию от жизни великого ее пророка. Таким звали Достоевского еще при жизни. В самом деле, из всех поэтов России, из всех знаменитых писателей, мало того, из всех

Из книги Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя). автора Яковлев Лео

V. «Осенний роман» Ф. Достоевского Воистину еврейки молодой Мне дорого душевное спасенье. Приди ко мне, прелестный ангел мой, И мирное прими благословень Александр Пушкин В начале апреля 1876 года Достоевский, которому шел тогда пятьдесят пятый год, получил письмо от

Из книги Ф. Достоевский - интимная жизнь гения автора Енко К

Отрывки из произведений (эротизм в творчестве)

Из книги Олег Борисов. Отзвучья земного автора Борисова Алла Романовна

Олег Борисов: «Мир Достоевского – неисчерпаем» Впервые я увидел его в ранней юности. Шутка ли – почти тридцать лет назад! С той поры остался в памяти неистовый сокрушитель мещанских гарнитуров из розовских пьес.Выпускник мхатовского училища Олег Борисов оказался в

Из книги Статьи из газеты «Вечерний клуб» автора Быков Дмитрий Львович

Последний герой Достоевского Игорю Волгину исполняется шестьдесят. Поверить в это сложно - элегантный, самоуверенный, красивый Волгин, как и большинство шестидесятников, остается мужчиной без возраста.На самом деле его долгая и плодотворная молодость объясняется тем,

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Юность Достоевского

Из книги Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения автора Енко Т.

Глава XX Эпилог Достоевского Памятник ПушкинуБольшое литературно-общественное событие 1880 года - открытие памятника Пушкину в Москве привлекло внимание Достоевского, всегда признававшего великого поэта наиболее полным выразителем народного сознания. Еще за несколько

Из книги Федор Достоевский автора Рудычева Ирина Анатольевна

Эротизм Достоевского Яркие проявления эротизма Достоевского мы находим в его любовных драмах, в накале страстей его интимных отношений, в его удачах и поражениях с женщинами, а также при живописании героинь и героев в романах и повестях. Во всех своих произведениях

Из книги Кино и все остальное автора Вайда Анджей

Отрывки из произведений (Эротизм в творчестве) Растление малолетней(Из романа «БЕСЫ»)«От Ставрогина.Я, Николай Ставрогин, отставной офицер в 186*– году жил в Петербурге, предаваясь разврату, в котором не находил удовольствия. У меня было тогда в продолжение некоторого

Из книги Рассказы старого трепача автора Любимов Юрий Петрович

«Даровое – земля Достоевского» В 1828 году Михаил Андреевич Достоевский получил звание потомственного дворянина. Три года спустя он приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а через два года соседнюю с ним деревню Чермошню. С этого времени

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Возвращение Достоевского в литературу В конце декабря 1859 года, ровно через 10 лет после отправки на каторгу, Достоевский вернулся в Петербург. Десятилетний период в мире литературы – это немалый срок. Как все изменилось с 40-х годов! Автор нашумевших когда-то «Бедных людей»

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

Театр совести Достоевского У кого нет совести, станет она тому наказанием. Федор Достоевский. Преступление и наказание «Бесы» и читать-то страшно, не то что смотреть на сцене. Ян

Внук Достоевского Время от времени в редакции возникал разговор о том, что газета не может все время писать только о плохом, мазать все и вся черной краской, нам крайне необходимы положительные материалы. Об этом не уставали говорить на каждой планерке и летучке,

В творчестве любого писателя всегда есть то, что его вдохновляет и предопределяет темы в произведениях. Любовь - всегда насущная тема, которая раскрывается наиболее ярко, поскольку каждый человек испытывал на себе это многогранное чувство. А вот какой она будет: трагичной или радостной - дело не случая, а личной жизни самого автора. Федор Михайлович Достоевский был робким и очень мечтательным мужчиной, ему приходилось больше визуализировать и перебирать в фантазии картинки любви, нежели испытывать на себе множество интрижек и романов в действительности. Его мечты приобрели реальный характер только в трех случаях, о которых мы расскажем в этой статье.

Это была самая честнейшая, самая благороднейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь.

С Марией Исаевой и ее мужем Достоевский познакомился в возрасте 33-ёх лет. Белокурая девушка обладала красотой, крепким умом и, что самое главное - страстной и живой натурой. Вот только любви с мужем-алкоголиком у нее не было. Вскоре он умер, и у Достоевского появился шанс побороться за сердце красавицы, которым он, конечно, же, воспользовался. В ноябре после полугодовых ухаживаний Фёдор все-таки решается на предложение руки и сердца, они венчаются.

То ли Мария не успела отойти от своих чувств к мужу после его смерти, то ли Достоевский не был героем её романа, но великой любви она не испытывала, чего не скажешь о нем. Возникает вопрос, зачем же всё-таки пошла под венец? А ответ достаточно прост: у женщины на руках остался ребёнок, которого прокормить одной было крайне тяжело. На руку было и то, что Федор Михайлович осенью 1858 года как раз получает разрешение на издание журнала «Время» и зарабатывает неплохой гонорар. Супруги не совпадали ни характерами, ни чувствами по отношению друг к другу, из-за этого происходили постоянные изматывающие ссоры, которые доводили, что одну сторону, что другую.

15 апреля 1964 года женщина мучительно умирает от чахотки. Муж выхаживал её до последнего дня. Несмотря на ссоры, он всегда был благодарен ей за неё саму и те чувства, что он испытал. Кроме того, он взял на себя обязанность заботиться о ее сыне, которого обеспечивал даже тогда, когда он вырос.

Апполинария Суслова

Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна.

Когда Фёдор Михайлович, наконец, вернулся в столицу, он стал вести активный образ жизни, вращаться в кругах просвещённой молодежи и посещать культурные мероприятия, где и повстречался с 22-ух летней студенткой. Надо заметить, что Достоевский всегда испытывал огромную страсть к молоденьким девушкам. Полина была молода, обаятельна и остроумна, в ней было все то, что привлекало писателя, и как большой плюс - её возраст. Полный комплект. Для неё же он был первым мужчиной и самой ее взрослой любовью. Роман завязался во время того, как Мария Исаева доживала свои последние дни. Именно поэтому союз Фёдора и Полины был в тайне, и в то время как одна сторона жертвовала для другой всем, то другая, прикрываясь больной женой, только принимала, ничего не отдавая взамен. Но, тем не менее, он любил Полину, был привязан к жене, и от этого ему было тяжело вести двойную жизнь.

Но вот, отбросив сомнения, Достоевский договаривается уехать отдыхать летом с Полиной, но в виду своей страстной любви к азартным играм, постоянно задерживается. Вскоре молодая бестия не выдерживает и даёт кавалеру моральную пощёчину новостью о том, что полюбила другого и, мол, надобности в нём уже никакой нет. Палач и жертва меняются местами, и писатель, любя её чуть меньше, чем она, начинает сгорать от страсти при одной только мысли, что потерял её.

После смерти Марии, он какое-то время пытается её вернуть, но получает отворот-поворот. Полина ведёт себя с ним холодно, хотя и с новым возлюбленным у неё ничего не вышло. В итоге, стоило догадаться, что эти люди навсегда разбежались, и как утверждают источники, в личной жизни Полина была несчастна из-за своего властного характера.

Анна Сниткина

Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно.

После смерти Марии и брата Михаила, оставшись в больших долгах, Достоевский получает предложение о написании романа за хорошенькую сумму. Он соглашается, но понимает, что написать такой объем за поставленные сроки просто не успеет и берет себе в помощницы стенографистку. В работе над произведением Фёдор и Анна сближаются всё больше и больше, раскрываясь друг перед другом с лучших сторон. И вскоре он понимает, что влюблен, но в виду своей скромности и мечтательности, боится открыться прекрасной даме. И поэтому рассказывает придуманную им историю про старика, влюбившегося в молоденькую красотку, и спрашивает как-бы невзначай, чтобы Аня сделала на месте той девушки? Но Аня была, как стоило уже заметить, умной барышней и поняла, на что намекает «старик», и ответила, что любила бы его до конца. В итоге, влюбленные обвенчались.

Но их семейная жизнь не была такой гладкой, как могло показаться. Семья Достоевского не приняла ее, и новые родственники строили ей различные козни. Жить в такой обстановке оказывается мучительно тяжело, и Аня просит Фёдора уехать заграницу. Из этой затеи тоже, собственно, путного вышло мало, потому что именно там, у супруга возобновляется его главная страсть - азартные игры. Но женщина его очень любит и понимает, что не бросит его. Вскоре они возвращаются в Петербург, и у супружеской четы, наконец, начинается светлая полоса. Он работает над многочисленными произведениями, а она - его поддержка и опора, всегда рядом и по-прежнему горячо его любит. В 1881 Достоевский умирает, а Анна даже после его смерти продолжает хранить верность, посвятив свою жизнь служению его имени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Больше всего на свете гений любил целовать пальчики на женских ногах


К 190-летию со дня рождения Федора ДОСТОЕВСКОГО вышла первая книга, посвященная сексуальным поискам великого писателя, - «Тайная жизнь Достоевского. Страсти, наваждения, пороки». Авторы К. и Т. ЕНКО досконально разобрали отношения гения с женщинами. С разрешения издательства «Эксмо» «Экспресс газета» публикует фрагменты книги.


Интерес к эротизму Достоевского возникает потому, что он в своих романах и повестях так страстно говорит о тайнах и безумиях пола, много раз показывает развратников, растлителей и сластолюбцев, так образно подает грешных и роковых женщин, что читатель вправе задать себе вопрос: откуда пришло к Достоевскому подобное знание подробной чувственной эротики его растленных героев и героинь?
…В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, не допускались никакие фривольности. О женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Сестры, которые были моложе Федора, и крестьянские девочки - вот то женское общество, какое находил вокруг себя подросток до 16 лет. Его первые эротические ощущения были, конечно, связаны с этими детскими воспоминаниями - и это впоследствии нашло отражение в его жизни и творчестве.







Во всяком случае, Достоевский-писатель обнаружил повышенный интерес к маленьким девочкам, вывел их в нескольких романах и повестях, а тема растления малолетней неотступно привлекала его: недаром он посвятил ей страницы в «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и «Бесах».
Достоевскому приписывают физическую близость с 12-летней девочкой, которую ему якобы в баню привела гувернантка. Эту байку о Достоевском пустил гулять по свету его биограф Н. Н. Страхов , причем со ссылкой на профессора П. А. Висковатого , которому якобы лично об этом похвалился сам Достоевский. Вот что пишет об этом в своих «Воспоминаниях» Анна Григорьевна, вторая жена писателя: «С своей стороны, я могу засвидетельствовать, что, несмотря на иногда чрезвычайно реальные изображения низменных поступков героев своих произведений, мой муж всю жизнь оставался чужд «развращенности».

Питал страсть к проституткам

Сексуальная жизнь Достоевского началась в Петербурге, когда он поступил в Главное инженерное училище. Только два-три приятеля знали, что, несмотря на внешнюю вялость и холодность, он был горячим, порывистым юношей. Уже тогда отличался болезненной впечатлительностью. Он избегал ходить в гости, не умел держать себя на людях и страшно смущался в женском обществе. В начале 1840 года он упал в обморок, когда на вечере у Вьелгорских его представили известной в те годы красавице Сенявиной .

Но Достоевский не был девственником. Женщины его интересовали, и он проявлял к ним обостренный интерес. Как и большинство эпилептиков, он обладал повышенной половой возбудимостью. «Озарение плоти» пришло к нему не в виде восторженной юношеской первой любви, а в образе случайных встреч с женщинами легкого поведения. Молодой Достоевский начал различать любовь от физического наслаждения. Он писал: «Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки и нервы больные». «Минушки, Кларушки, Марианы и т.п. похорошели до нельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь», - пишет он брату в ноябре 1845 года.
Когда Достоевский обосновался в Петербурге, начал читать публичные чтения на студенческих вечерах. После одного из его выступлений к нему подошла стройная молодая девушка с большими серо-голубыми глазами, Аполлинария Прокофьевна Суслова . Она написала ему письмо - первая предложила свое сердце Достоевскому.

Достоевский был ее первым мужчиной. Аполлинария не искала в нем красоты или физического обаяния. Ей нравились некоторые его особенности. У него были очень крепкие, хотя и небольшие руки: когда они с Аполлинарией занимались интимными отношениями, он сжимал ее в объятиях до боли. Вообще он был очень силен физически, когда чувствовал себя хорошо, но после припадков падучей становился слабым, как ребенок. Аполлинария вспоминала, что их половые отношения были лишены романтики. Достоевский с Аполлинарией попробовал действовать, как господин, - и тут натолкнулся на резкое сопротивление, потому что она сама была по духу своему и силе воли из породы господ, а не рабынь. В этом причина всех дальнейших столкновений, а особенно того сложного чувства, которое потом овладело Аполлинарией и так походило на ненависть и желание мести...
Из дневника Аполлинарии: «Вчера Федор Михайлович опять ко мне приставал. Он говорил, что я слишком серьезно и строго смотрю на вещи, которые того не стоят... Федор Михайлович опять все обратил в шутку и, уходя от меня, сказал, что ему унизительно так меня оставлять (это было в 1 час ночи, я раздетая лежала в постели)».

Соблазнил жену английского матроса

С Марфой Браун , беглой женой балтиморского матроса, Достоевский познакомился в конце 1864 года. В это время потерю жены он вспоминал как несчастье и Божью кару, а разлука с Аполлинарией обрекла его на одиночество... Достоевский однажды предложил ей переехать к нему на квартиру и временно жить там. Им двигали, очевидно, не одна жалость и желание дать приют бездомной. Письмо Марфы из больницы (от начала 1865 года): «Удастся ли мне или нет удовлетворить вас в физическом отношении и осуществится ли между нами та духовная гармония, от которой будет зависеть продолжение нашего знакомства, но, поверьте мне, что я всегда останусь вам благодарна за то, что вы хотя на минуту или на некоторое время удостоили меня вашей дружбы и вашего расположения». Марфе Браун удалось физически удовлетворить Достоевского на короткий срок: через два месяца они расстались.

До самой смерти удовлетворял жену

Сексуальную гармонию Достоевский нашел во втором браке.
Выходя за писателя замуж, Анна Григорьевна вряд ли отдавала себе отчет в том, что ее ждало, и только после брака поняла трудность вставших перед ней вопросов. Тут были и его ревность и подозрительность, и его страсть к игре, и его болезни. И прежде всего проблема физических отношений. Вначале у него не было страстного желания, и он обращался с нею с некоторой осторожностью и сдержанностью. В физическом отношении была она неопытна и наивна, патологическое готова была счесть за нормальное, по своей наивности верила, что так и надо, и естественно и спокойно отвечала на то, что другой женщине, более опытной или инстинктивно более понятливой, показалось бы странным или оскорбительным, а может быть, даже и чудовищным. Много лет спустя, за год до смерти, когда ему было почти 60 лет, а ей едва 35, он писал ей из Эмса: «Ты пишешь - «люби меня!», да я ль тебя не люблю? Уж один мой постоянный (мало того: все более, с каждым годом возрастающий) супружеский мой восторг к тебе мог тебе на многое указать, но ты или не хочешь понять этого, или, по неопытности своей, этого и совсем не понимаешь. Да укажи ты мне на другой какой хочешь брак, где бы это явление было в такой же силе, как и в нашем, двенадцатилетнем уже браке. А восторг и восхищение мои неиссякаемы. Ты скажешь, что это только одна сторона и самая грубая. Нет, не грубая, да от нее, в сущности, все остальное зависит. Жажду расцеловать каждый пальчик на ножке вашей, и достигну цели, увидишь».
Недаром Достоевский говорил о своем «возраставшем» супружеском восторге. Он с опаской вводил ее в мир сладострастья: он-то хорошо знал и свои садистские и мазохистские склонности, и свое неистовство, когда ему «позволяли» целовать ножки. Ведь и чисто физическое наслаждение от полового акта и его вершины давало ему ощущение прорыва в вечность.

Он признан классиком литературы и одним из лучших романистов мирового значения. Со дня рождения Достоевского исполняется 195 лет.

Первая любовь

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве и был вторым ребенком в большой семье. Отец, врач московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать – из купеческой семьи, женщина религиозная. С января 1838 года Достоевский учился в Главном инженерном училище. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. Прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться творчеству.

В 1846 году на литературном небосклоне Санкт-Петербурга появилась новая талантливая звезда - Федор Достоевский. Роман молодого автора «Бедные люди» производит настоящий фурор среди читающей публики. Никому доселе неизвестный Достоевский в одно мгновение становится публичной персоной, за честь видеть которую в своем литературном салоне сражаются известнейшие люди.

Наиболее часто Достоевского можно было заметить на вечерах у Ивана Панаева, где собирались самые известные писатели и критики того времени: Тургенев, Некрасов, Белинский. Однако отнюдь не возможность поговорить со своими более маститыми собратьями по перу тянула туда молодого человека. Сидя в уголке комнаты, Достоевский, затаив дыхание, наблюдал за женой Панаева - Авдотьей. Это была женщина его мечты! Красива, умна, остроумна - все в ней будоражило его ум. В мечтах признаваясь в пылкой любви, Достоевский из-за своей робости даже боялся лишний раз с ней заговорить.

Авдотья Панаева, впоследствии бросившая своего мужа ради Некрасова, была совершенно равнодушна к новому посетителю своего салона. «С первого взгляда на Достоевского, - запишет она в своих воспоминаниях, - видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно подергивались». Как ей, царице, среди этих писателей и графов обратить внимание на такого «красавца»!

Кружок Петрашевского

Однажды от скуки, по приглашению знакомого, Федор заглянул на вечер в кружок Петрашевского. Собирались там молодые либералы, почитывали запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя он был убежденным монархистом, начал захаживать на «пятницы».

Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти «чаепития». Император Николай I, получив информацию о «кружке Петрашевского», отдал указ всех арестовать. Однажды ночью за Достоевским пришли. Сначала полгода заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор - смертная казнь, замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым.

Последовавшие годы были одними из тяжелейших в жизни Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили «политического». «Всякий из новоприбывающих в остроге через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, - вспоминал он. - Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Но Достоевский не сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь.

В 1854 году Достоевский прибыл в Семипалатинск. Вскоре влюбился. Объектом его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося алкоголиком. Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того, чтобы находиться подле своей любимой.

В августе 1855 года Исаев умирает. Наконец-то препятствие устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Марии, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. 6 февраля 1857 года Достоевский и Исаева поженились. В первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его рта, - увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к своему мужу, к которому она и так не питала любви.

Покоренная вершина

В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург. Там и познакомился с Аполлинарией Сусловой, чьи черты угадываются во многих героинях его произведений: и в Катерине Ивановне и Грушеньке из «Братьев Карамазовых», и в Полине из «Игрока», и в Настасье Филипповне из «Идиота». Аполлинария производила неизгладимое впечатление: стройная девушка «с большими серо-голубыми глазами, с правильными чертами умного лица, с гордо закинутой головой, обрамленной великолепными косами. В ее низком, несколько медлительном голосе и во всей повадке ее крепкого, плотно сбитого тела было странное соединение силы и женственности».

Начавшийся роман их оказался страстным, бурным и неровным. Достоевский то молился на своего «ангела», валялся в ее ногах, то вел себя как грубиян и насильник. Он бывал то восторженным, милым, то капризным, подозрительным, истеричным, кричал на нее каким-то противным, тонким бабьим голосом. К тому же жена Достоевского тяжело заболела, и он не мог ее бросить, как этого требовала Полина. Постепенно отношения любовников зашли в тупик.

Они решили уехать в Париж, но когда Достоевский явился туда, Аполлинария ему сказала: «Ты опоздал немножечко». Она страстно влюбилась в некоего испанца, который к приезду Достоевского бросил надоевшую ему русскую красавицу. Она рыдала в жилетку Достоевского, грозилась покончить с собой, а он, ошеломленный неожиданной встречей, ее успокаивал, предлагал ей братскую дружбу. Тут Достоевскому надо срочно ехать в Россию – жена Мария умирает. Он посещает больную, но ненадолго – уж очень тяжело на это смотреть: «Нервы у нее раздражены в высшей степени. Грудь плоха, иссохла как спичка. Ужас! Больно и тяжело смотреть».

В его письмах – сочетание искренней боли, сострадания и мелочного цинизма. «Жена умирает, буквально. Страдания ее ужасны и отзываются на мне. Повесть растягивается. Вот что еще: боюсь, что смерть жены будет скоро, а тут будет необходим перерыв в работе. Если б не было этого перерыва, то, кажется, закончил бы повесть».

Весной 1864 года наступил «перерыв в работе» – Маша умерла. Глядя на ее иссохший труп, Достоевский записывает в блокноте: «Маша лежит на столе… Возлюбить человека, как самого себя по заповеди Христовой, невозможно». Почти сразу же после похорон он предлагает Аполлинарии руку и сердце, но получает отказ – для нее Достоевский был покоренной вершиной.

«Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет»

Вскоре в жизни писателя появилась Анна Сниткина, ее порекомендовали в помощницы Достоевскому. Анна восприняла это как чудо - ведь Федор Михайлович уже давно был ее любимым писателем. К нему она приходила каждый день, а стенографические записи расшифровывала порой и ночью. «Дружески со мной разговаривая, Федор Михайлович каждый день раскрывал передо мною какую-нибудь печальную картину своей жизни, - напишет потом Анна Григорьевна в своих воспоминаниях. - Глубокая жалость невольно закрадывалась в мое сердце при его рассказах о тяжелых обстоятельствах, из которых он, по-видимому, никогда не выходил, да и выйти не мог».

Роман «Игрок» был закончен 29 октября. На следующий день Федор Михайлович отмечал день рождения. Анна была приглашена на торжество. Прощаясь, он попросил разрешения встретиться с ее матерью, чтобы поблагодарить ее за великолепную дочь. К тому времени он уже понял, что Анна влюбилась в него, хотя и выражала свое чувство лишь безмолвно. Она тоже все больше и больше нравилась писателю.

Несколько месяцев - от помолвки до свадьбы - были безмятежным счастьем. «Это была не физическая любовь, не страсть. Это было скорее обожание, преклонение перед человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением», - напишет она потом.

Анна Григорьевна и Федор Михайлович обвенчались 15 февраля 1867 года. Счастье осталось, но безмятежность напрочь ушла. Анне пришлось задействовать все свое терпение, стойкость и мужество. Были проблемы с деньгами, огромными долгами. Ее муж страдал депрессиями и эпилепсией. Судороги, припадки, раздражительность - все это обрушилось на нее сполна. И это было только полбеды.

Патологическая страсть Достоевского к азартным играм, это ужасное увлечение рулеткой. На кон ставилось все: семейные сбережения, приданое Анны и даже подарки Достоевского ей. Проигрыши заканчивались периодами самобичевания и горячего раскаяния. Писатель вымаливал у жены прощение, а потом все начиналось сначала.

Пасынок писателя Павел, сын Марии Исаевой, фактически хозяйничавший в доме, не отличался кротким нравом, и с недовольством относился к новой женитьбе отца. Павел постоянно стремился уколоть новую хозяйку. Он прочно сидел на шее у отчима, как и другие родственники. Анна поняла, что единственный выход - это отъезд за границу. Дрезден, Баден, Женева, Флоренция. На фоне этих божественных пейзажей и состоялось их настоящее сближение, и привязанность обратилась серьезным чувством. Они часто ссорились и мирились. Достоевский начал проявлять необоснованную ревность. «Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет. Да и всякий человек с сердцем и вкусом должен сказать это, если приглядится к тебе, - вот почему я иногда и ревную тебя», - говорил он.

А во время пребывания в Баден-Бадене, где они проводили медовый месяц, писатель вновь проигрался в казино. После этого он прислал жене в гостиницу записку: «Выручай, пришли обручальное кольцо». Анна безропотно выполнила эту просьбу.

За границей они провели четыре года. Радости сменялись печалями и даже трагедиями. В 1868 году в Женеве на свет появилась их первая дочь – Сонечка. Она покинула этот мир спустя три месяца. Это стало большим потрясением для Анны и ее мужа. Через год в Дрездене у них родилась вторая дочь – Люба.

Вернувшись в Петербург, значительную часть времени они проводили в романтично-уединенной Старой Руссе. Он диктовал, она стенографировала. Подрастали дети. В 1871 году в Петербурге родился сын Федор, а в 1875 году в Старой Руссе - сын Алеша. Спустя три года Анне и ее мужу вновь пришлось пережить трагедию - весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка.

Вернувшись в Петербург, они не решились остаться на квартире, где все напоминало об умершем сыне, и поселились по знаменитому адресу - Кузнечный переулок, дом 5. Комната Анны Григорьевны превратилась в кабинет деловой женщины. Она успевала все: была секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений и книжной торговлей, вела все финансовые дела в доме, воспитывала детей.

Относительное спокойствие было недолгим. Эпилепсия отступила, но добавились новые болезни. А тут еще семейные раздоры из-за наследства. Тетя Федора Михайловича оставила ему рязанское имение, поставив условие выплаты денежных сумм его сестрам. Но Вера Михайловна - одна из сестер - потребовала от писателя отказаться в пользу сестер от своей доли.

После бурного выяснения отношений у Достоевского хлынула горлом кровь. Шел 1881 год, Анне Григорьевне исполнилось всего 35 лет. Она до последнего не верила в скорую смерть мужа. «Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь. Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: “Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно”», - будет вспоминать она потом. Через два дня его не стало.

Этим вопросом задавались биографы многих известных людей. Часто ли рядом с великими мужчинами оказываются великие женщины, которые становятся единомышленниками, помощниками, друзьями? Как бы то ни было, Федору Михайловичу Достоевскому повезло: его вторая жена, Анна Григорьевна Сниткина, была именно таким человеком.

Для того, чтобы понять роль Анны Григорьевны в судьбе классика, достаточно посмотреть на жизнь Достоевского «до» и «после» встречи с этой удивительной женщиной. Итак, ко времени знакомства с ней в 1866 году Достоевский был автором нескольких повестей, некоторые из которых были оценены очень высоко. Например, «Бедные люди» — они были восторженно встречены Белинским и Некрасовым. А некоторые, например, «Двойник» — потерпели полное фиаско, получив разгромные отзывы от этих же литераторов. Если успех в литературе, хотя бы и переменный, но все-таки был, то остальные сферы жизни и карьеры Достоевского выглядели куда плачевней: участие в деле «Петрашевцев» привело его к четырехлетней каторге и ссылке; созданные вместе с братом журналы закрывались и оставляли после себя огромные долги; здоровье было настолько подорвано, что практически большую часть жизни писатель жил с ощущением «на последних днях»; неудачный брак с Марией Дмитриевной Исаевой и ее смерть — все это не способствовало ни творчеству, ни душевному равновесию.

Накануне знакомства с Анной Григорьевной к этим катастрофам добавилась еще одна: по кабальному договору с издателем Ф.Т. Стелловским Достоевский должен был предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года. Оставалось около месяца, в противном случае все права на последующие произведения Ф.М. Достоевского переходили к издателю. Кстати, Достоевский был не единственным писателем, оказавшемся в такой ситуации: чуть раньше на невыгодных для автора условиях Стелловским были изданы произведения А.Ф. Писемского; в «кабалу» попал В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб». Всего за 25 рублей были выкуплены сочинения М.И. Глинки у его сестры Л.И. Шестаковой. По этому поводу Достоевский писал Майкову: «Денег у него столько, что он купит все русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых ».

Ситуация была критическая. Друзья предлагали писателю создать основную линию романа, этакий синопсис, как сказали бы сейчас, и разделить между ними. Каждый из друзей-литераторов мог бы написать отдельную главу, и роман был бы готов. Но на это Достоевский пойти не мог. Тогда друзья предложили найти стенографистку: в таком случае шанс написать роман вовремя все-таки появлялся.

Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна Сниткина. Вряд ли другая женщина могла настолько осознать и прочувствовать сложившуюся ситуацию. Днем роман надиктовывался писателем, ночами главы были расшифрованы и написаны. К назначенному сроку роман «Игрок» был готов. Он был написан всего за 25 дней, с 4 по 29 октября 1866 года.

Стелловский не собирался так быстро отказываться от возможности переиграть Достоевского. В день сдачи рукописи он просто уехал из города. Приказчик отказался принять рукопись. Обескураженного и разочарованного Достоевского выручила опять же Анна Григорьевна. Посоветовавшись со знакомыми, она уговорила писателя сдать рукопись под расписку приставу части, в которой проживал Стелловский. Победа осталась за Достоевским, но во многом заслуга принадлежала Анне Григорьевной Сниткиной, довольно скоро ставшей не только его женой, но и верным другом, помощником и компаньоном.

Чтобы понять отношения между ними, необходимо обратиться к событиям куда более ранним. Родилась Анна Григорьевна в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был почитателем Достоевского. В семье её даже прозвали Неточкой, по имени героини повести «Неточка Незванова». Ее мать - Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения, - была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная, властная, она выказывала себя полной хозяйкой дома.

Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. А отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой».

О своем отношении к Достоевскому Анна писала так: «Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному теми близкими, которые обязаны были бы отплачивать ему любовью и заботами о нем за все, что (он) для них делал всю жизнь. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье — овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленя х».

Семейная жизнь Анны Григорьевны и Федора Михайловича также не избежала несчастий и неуверенности в будущем. Им довелось пережить годы почти нищенского существования за границей, смерть двух детей, маниакальную страсть к игре у Достоевского. И тем не менее, именно Анна Григорьевна сумела привести в порядок их быт, организовать работу писателя, освободить его, в конце концов, от тех финансовых долгов, что накопились со времен неудачного издания журналов.Несмотря на разницу в возрасте и тяжёлый характер мужа, Анна смогла наладить их совместную жизнь. Жена боролась и с пагубной привычкой игры в рулетку, и помогала в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами. Постепенно все финансовые дела она взяла на себя, и Федор Михайлович в них уже не вмешивался, что, кстати, крайне положительно отразилось на семейном бюджете.

Именно Анна Григорьевна решилась на такой отчаянный поступок, как собственное издание романа «Бесы». Прецедентов, когда писателю удавалось самостоятельно издать свои произведения и получить от этого реальную прибыль, на тот момент не было. Даже попытки Пушкина получать доходы с издания своих литературных трудов, потерпели полное фиаско. Существовало несколько книжных фирм: Базунова, Вольфа, Исакова и других, которые покупали права на издание книг, а затем издавали и распространяли их по всей России. Сколько проигрывали на этом авторы, можно подсчитать довольно легко: за право издавать роман «Бесы» Базунов предлагал 500 рублей (и это уже «культовому», а не начинающему писателю), тогда как доходы после самостоятельного издания книги составили порядка 4 000 рублей.

Анна Григорьевна проявила себя как истинная бизнес-леди. Она вникла в дело до мелочей, многие из которых узнавала буквально «шпионским» образом: заказывая визитные карточки; расспрашивая в типографиях, на каких условиях печатаются книги; делая вид, что торгуется в книжном магазине, узнавала, какие наценки он делает. Из подобных расспросов она выяснила, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам.

И вот результат — «Бесы» были распроданы моментально и крайне выгодно. С этого момента основной деятельностью Анны Григорьевны становится издание книг ее мужа…

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она не выходила и полностью посвятила себя увековечиванию памяти Федора Михайловича. Она семь раз издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, писала мемуары, давала бесконечные интервью, выступала на многочисленных литературных вечерах.

Летом 1917 года события, будоражащие всю страну, забросили ее в Крым, где она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили её вдали от мужа, хотя она и просила об обратном. Она мечтала обрести покой рядом с Федором Михайловичем, в Александро-Невской лавре, и чтобы при этом ей не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы на надгробии несколько строк. Последняя воля Анны Григорьевны была исполнена лишь в 1968 году.

Виктория Журавлева

error: Content is protected !!