Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений. Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака

Методика мозгового штурма была впервые предложена Алексом Осборном в 1953 году. Создатель метода предположил, что одним из главных препятствий при генерации идей является «страх критики»: очень часто инновационные идеи остаются невысказанными из боязни быть «неправильно понятыми» коллегами либо руководством. Задача мозгового штурма – исключить оценочный фактор на начальных этапах генерирования идей. Разработанный Осборном метод базируется на двух основных принципах – «отсрочивание оценки идеи» и «количество порождает качество».

«Плюсы» метода мозгового штурма

  • Простота овладения и использования
  • Незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»
  • Универсальность метода
  • В большей степени применим для решения организационных задач и несложных задач технической направленности

«Минусы» метода мозгового штурма

  • Возможность применения метода для решения несложных задач
  • Отсутствие критериев, которые дают определяющие направления «продуцирования» идей
  • Отсутствие гарантий получения качественного результата

Стадии метода мозгового штурма

1) Организационные вопросы (помещение, сотрудники), проблематика

Организуется рабочая группа из 4-10 человек. Принимающим участие в обсуждении сообщается проблема, которую необходимо решить. Участники группы выбирают модератора, в задачи которого входит контроль процесса мозгового штурма на всех стадиях, регистрация идей, предложение собственных. В обязанности модератора входит руководство процессом и эмоциональная «подпитка» участников.

Роль модератора мозгового штурма


Модератор на протяжении процедуры мозгового штурма играет одну из основных ролей. А. Осборн советовал в качестве модераторов выбирать отличающихся высокой креативностью людей, «лояльных» к высказываемым другими участниками идеям. Помимо этого модератор должен обладать авторитетом среди участников рабочей группы. Среди важнейших качеств, которые должны быть присущи модератору, можно упомянуть быстроту реакции, богатство ассоциативных связей, легкость продуцирования идей в совокупности с развитыми аналитическими способностями.

В обязанности модератора входит:

  • принятие решения о необходимости проведения мозгового штурма с целью решения определенной проблемы;
  • подбор членов рабочей группы;
  • постановка проблемы с учетом профессиональных и персональных качеств участников мозгового штурма стадии продуцирования идей;
  • обеспечение деятельности членов рабочей группы на протяжении мозгового штурма;
  • классификация и анализ идей;
  • оценка результатов мозгового штурма.

2) Мозговой штурм (продуцирование идей)

Цель – получение возможно большего количества идей. Главное правило: приемлемость любых, даже наиболее безумных на первый взгляд идей. В ходе мозгового штурма не допускаются любые виды критик.

Потенциальные трудности на стадии выбора подходящей идеи и методы их преодоления

а) Неактивность участников рабочей группы в ходе мозгового штурма. Данная ситуация возможна в том случае, если цель является очень глобальной либо имеет место мозговая блокада. Вариантом решения данной проблемы может стать «дробление» глобальной задачи на более «мелкие». Участникам группы можно сделать предложение подумать на не имеющие отношение к решению основной задачи темы либо провести небольшую разминку, походить, устроиться поудобнее в кресле.

б) Неактивность участников выражается в нежелании заниматься решением проблемы. Данную «преграду» можно преодолеть, поиграв, к примеру, в игру «Варианты использования пластиковой бутылки». Задача – придумать как можно большее количество использования пластиковой бутылки. В качестве мотивации мыслительного процесса можно подготовить приз придумавшему наибольшее количество вариантов. После такой разминки можно переходить непосредственно к основной проблеме.

в) Присутствие критики. В данном случае модератор должен четко следовать «непоколебимым» правилам мозгового штурма: сперва идеи, и только потом анализ. Не существует плохих идей. Любая идея имеет право на существование.

3) Выбор наиболее приемлемой идеи (оценка идей)

К примеру, в результате мозгового штурма было сгенерировано определенное число идей (бывает, что их количество исчисляется несколькими десятками). Что следует предпринять дальше?

Непосредственно перед стадией анализа идеи модератору следует проинформировать участников о правилах обсуждения:

Основной момент – число идей. Не следует вводить абсолютно никаких ограничений.

  • Отсутствие критики.
  • Приветствуются любые идеи.
  • Отсутствие детализации идей.

После этого выбираются наиболее «перспективные» идеи, происходит их дальнейшая детализация. На данном этапе допускается критика. Однако не «тотальная»: в каждой идее необходимо попробовать отыскать конструктив.

Трудности, которые могут возникнуть на стадии выбора наиболее «перспективной» идеи и методы их преодоления

а) Разногласия относительно расстановки приоритетов и исключение «неперспективных» идей. Участникам можно предложить передохнуть несколько минут перед началом выбора идеи. Модератору следует предложить возможные критерии анализа идеи, расставить приоритеты, на основе которых будет осуществляться выбор идей.

б) На стадии детализации идея превращается в нереалистичную. В данном случае можно доработать слабые моменты идеи либо перейти к обсуждению следующей.

Мозговой штурм позволяет в течение процесса поиска решений объединить различных людей. В том случае, если группе удается решить поставленную перед ними задачу, ее участники, как правило, становятся «особо рьяными» ее приверженцами. Мозговой штурм также может быть применен для улучшения командной работы в различных организациях

Брейнсторм – метод групповой дискуссии. Слово происходит от английского Brainstorm, что в переводе на русский означает «Мозговой штурм». Цель метода – поиск новых идей, предложений для решения бизнес-проблем, озвученных ведущим в начале коллективной дискуссии. Впервые метод был сформулирован как термин и описан в книге Алекса Осборна «Как придумать» в 1942 году. В конце двадцатого века открытый рекламщиком Осборном метод групповой дискуссии был популяризован и стал применяться повсеместно. Большие компании взяли его за основу для работы с подчиненными.

В целом брейнсторм можно представить как сбор различных вариантов решений бизнес-проблем, предложенных в процессе их осмысления участниками дискуссии с дальнейшим анализом возможности и перспективы их внедрения в производственный процесс. В ходе дискуссии не допускается критика никакой из предложенных идей.

Техника брейнсторма

Техника брейнсторма состоит из следующих организационных этапов:
1. Постановка задачи или вопросов, которые необходимо решить.
2. Формирование группы экспертов в составе трех или четырех человек, которые способны предложить лучшие идеи.
3. Интеллектуальная разминка, создающая свободную атмосферу и активизирующая мыслительная процессы. Отвечая на вопросы ведущего, не связанные с темой предстоящей дискуссии, участники освобождаются от страха, внутренней скованности, преодолевают барьеры в общении с ведущим и другими участниками, налаживая тем самым коммуникативные навыки.
4. Формирование идей или «мозговой штурм». Участники предлагают идеи. Для того чтобы избежать оценки идей на данном этапе, в том числе критической, ведущий строит работу группы таким образом, что любые негативные комментарии членов группы запрещены к высказыванию, а привнесение в дискуссию любой новой идеи сопровождается поощрением со стороны ведущего. Для того чтобы блокировать все негативные реакции, дискуссия ведется в максимально быстром темпе. Для высказывания каждому участнику дается несколько секунд.
5. Отбор самых лучших идей по заранее установленным критериям. Заранее сформированная экспертная группа или ведущий проводят оглашение всех полученных от участников дискуссии предложений. Идеи не персонализируются, но оцениваются. Если предложенные идеи не соответствуют установленным критериям, дискуссия может быть продолжена, начиная с предыдущего этапа «формирования идей».
6. Обобщение (резюмирование) результатов дискуссии.

Сторонники метода, утверждающие, что брейнсторм приносит результат, исходят из того, что, во-первых, несколько человек сможет предложить больше идей, нежели один человек и, во-вторых, отказ от мгновенной критики приводит к благоприятным последствиям в виде свободного выражения возникающих у участников дискуссии мыслей и идей.

Между тем существует и противоположное мнение. В последнее время многие талантливые и по-настоящему добившиеся успехов в бизнесе люди критикуют данный метод и не считают его эффективным для поиска прогрессивных идей. Так, гениальный инженер, а также один из основателей корпорации Apple Стив Возняк утверждает, что работать необходимо в одиночку, что наилучший продукт может создать только тот, кто работает один без помощников и вне команды. Писатель Кэвин Эштон поделился в социальной сети рассказом о том, как данный метод, который принято считать одним из лучших в современном мире, на самом деле не работает.

Основной проблемой брейнсторма является то, что получение большого количества идей от нескольких людей одновременно не дает никаких гарантий, что идеи будут уникальными. Как семена, которые засеиваются в большом количестве, прорастают далеко не все, так и в случае с идеями, только несколько из них, возможно, одна или две принесут положительный результат. Если предложить двум разным группам людей, сидящих в разных аудиториях, для обсуждения одну и ту же проблему, высока вероятность того, что список предложенных решений данной проблемы получится примерно одинаковым.

Причина кроется в том, что оригинальные идеи не рождаются внезапно из спровоцированных эмоций и реакций людей, а формируются в течение определенного периода времени из небольших, но постоянных открытий, шаг за шагом, этап за этапом. Данный факт был впервые подтвержден результатами экспериментов У. Огбурна и Д. Томаса, сделавших настоящее открытие, когда у группы людей возникло 148 идей одновременно. В продолжение эксперимента список одинаковых идей только увеличивался.

Как оказалось, так сильно полюбившийся аудитории метод групповой дискуссии – брейнсторм на самом деле не работает. Для создания инновационного продукта необходима креативность. Рождение идеи – это еще не креативность, это лишь вдохновение. Креативность же заключается в способности находить принципиально новые пути решения в воплощении идей в реальность, их реальное применение в процессе создания каких-либо вещей.

Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решений.

Для этого специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.
В первые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категоричестки запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.

Основными принципами техники брейнсторминга являются:
Преобразование количества в качество;
Запрет на отклонение любых идей в начале обсуждения.

  • Для чего нужен метод брейнсторминг?

По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.
Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.

Брейнсторминг – это идеальный инструмент для поиска быстрого и эффективного решения в любой ситуации.
Использование мозгового штурма позволяет отобрать наиболее подходящие идеи в начале процесса обсуждения с последующим их обсуждением. Оптимальный размер команды, работающей по методу брейнсторминга, составляет 8-10 участников. Идеология метода заключается в том, что после проведения генерации и обсуждения идей, каждый участник чувствует, что сделал вклад в общий проект, что позитивно влияет на мотивацию работников и на эффективность их работы.

  • Главные правила осуществления брейнсторминга.

Первое и основное правило в проведении мозгового штурма – это запрет критики любых идей, даже если они слишком отдалены от реальности. Уверенность участников в том, что любая идея будет рассмотрена, способствует снятию неловкости и способствует их активности. Второе правило заключается в том, что каждый участник должен избавиться от напряжения, раскрепостив разум, для того, чтобы генерировать идеи, порой даже фантастические. Возможно, даже в самой не реальной идеи кроется рациональное зерно, которое позже превратиться в эффективное решение. Третье правило брейнсторминга - это отсутствие ограничений на количество выдвигаемых идей. Чем больше смелых и неординарных решений высказано, тем эффективнее проведен мозговой штурм и ближе решение проблемы.

  • Алгоритм проведения брейнсторминга.

Метод мозгового штурма проводится в определенной последовательности действий.
Определение управляющего (модератора) процессом мозгового штурма
Модератор – это основное действующее лицо, от которого во многом зависит эффективность проведения всего мероприятия. Модератор регламентирует процесс обсуждений и стимулирует участников высказывать идеи.

Основными функциями модератора являются:

Мотивация участников перед началом обсуждения. Для этого модератор оглашает цель, которая преследуется в результате проведения мероприятия, и отмечает, что от каждого участника зависит эффективность ее достижения. Основная задача модератора – стимулировать активность участников.
Управление процессом высказывания мнений. Модератор дает слово поочередно каждому участнику, подбадривая высказывать даже самые сумасшедшие идеи.
Незамедлительное пресечение критики коллег – также задача модератора. Эта проблема обязательно возникает на раннем этапе брейнсторминга. Модератор должен тактично пресечь любую критику до того, как она станет причиной снижения активности участников.
Модератор должен одинаково равно относиться ко всем участникам мозгового штурма, независимо от того, кто выдвигает действительно полезные идеи.
Также важной функцией является стимулирование потока креативных идей, высказываемых участниками. Профессионал, управляющий мозговым штурмом, всегда имеет в запасе несколько наводящих вопросов, с помощью которых можно возобновить процесс обсуждения. Примерами таких вопросов являются: «Как по-другому можно взглянуть на исследуемую проблему?», «Каким образом можно объединить несколько идей?» и т.п.
Регламентирование времени, отведенного на изложение своих идей, также регулирует модератор. В этом случае важно соблюдать тактичность, что бы не обидев, корректно прервать выступающего человека.

На должность управляющего мозговым штурмам необходимо выбрать человека, далекого от творчества с рациональным мышлением. Такой человек должен следить за тем, что бы обсуждение креативных идей не заходило слишком далеко от основной цели собрания. К тому же важно учитывать, что должность модератора не должна быть по уровню выше, чем должностной уровень собравшихся участников. В противном случае управляющий брейнстормингом будет сковывать активность коллектива.
Последовательность этапов проведения и техника брейнсторминга.

Брейнсторминг делят на следующие виды:
Организованный;
Бесконтрольный.
Бесконтрольный брейнсторминг обычно применяется в критических ситуациях, в моменты, когда все креативные идеи исчерпаны, а участники поникли и не проявляют активность. Однако следует помнить, что этот вид мозгового штурма может легко превратиться в бесполезную болтовню, не имеющую никакой ценности.

Поэтому более эффективным является организованный брейнсторминг, который осуществляется в несколько этапов:
1. Постановка цели и донесение ее до всех участников собрания. Если проблема комплексная и сложная, то ее необходимо разделить на мелкие задачи. Если это невозможно, тогда мозговой штурм может быть не самым подходящим инструментом. Поэтому модератор изначально должен поставить цели правильно, что бы их четко понимали все.

2. Главная задача руководителя в организации процесса брейнсторминга– это подбор участников мозгового штурма. Все работники должны иметь одинаковый социальный статус, одинаково разбираться в проблеме. И как уже отмечалось ранее, количество участников не должно превышать десяти человек. Также важно создать непринужденную атмосферу и обеспечить полноценный рабочий процесс. Для этого необходимо расставить по кругу удобные стулья и установить доску или флип чарт, на которые будут записываться все идеи участников. Помимо этого необходимо помнить о назначении наблюдателей, которые будут следить за реакцией участников брейнсторминга и будут записывать их идеи.

3. Сам процесс проведения мозгового штурма – это следующий этап. Начинается мозговой штурм с вступления модератора, который объясняет правила работы, указывает ее цель, описывает проблему и заносит основные тезисы на доску. Выступление должно быть кратким и не продолжаться более 15 минут. Далее следует непосредственный процесс генерации идей. При этом модератор следит, что бы процесс не остановился и задает наводящие вопросы для его стимулирования. После этого полученные результаты оцениваются и классифицируются. Для этого участники сами принимают критерии оценки, которые ранжируют по важности. Далее каждый объясняет сущность своей идеи и поясняет детали. Важно, чтобы каждое высказывание воспринималось как единое верное. Только в таком случае можно найти то самое рациональное зерно, которое поможет достичь цели. Интересно, что уже на этом этапе конструктивная критика является необходимым элементом. В результате все идеи группируются с целью получения искомого решения задачи.

4. Завершающий этап – это выбор наиболее подходящей группы идей. При этом рассматривается их реалистичность и возможность воплощения на практике. Этот этап самый ответственный, так как именно тут оценивается эффективность мозгового штурма. Случается так, что ни одна из сгенерированных идей не подходит для решения проблемы. Но даже в этом случае, неудачные идеи могут быть основой гениальных задумок.
Важно не переусердствовать с мозговым штурмом и не забывать, что если идеальное решение не найдено, не стоит внедрять все, что удалось сгенерировать. Также процесс брейсторминга будет бесполезным, если полученные идеи абсолютно нереалистичны или процесс их реализации непонятен. Многие менеджеры знают, как хорошая идея может быть испорчена только по тому, что не получила достойной реализации. Не повторяйте чужих ошибок и тогда, при правильном использовании техники мозгового штурма, не придется долго ждать результатов.

В настоящее время во многих сферах жизни для решения совершенно разных проблем используют множество эффективных методов. Среди них особой популярностью пользуется так называемый метод мозгового штурма. Все о нем слышали, но не каждый знает, в чем его суть. Сегодня мы хотим поговорить о том, что же он собой представляет и как его успешно применять на практике. Итак, что же такое мозговой штурм?

Экскурс в историю

Данный метод был придуман еще в 1941 году сотрудником рекламного агентства в Америке Алексом Осборном.

Мозговой штурм - это метод оперативного, быстрого решения задач на основе стимуляции творческой активности людей, которые принимают в нем участие и предлагают свои разнообразные идеи.

Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая - анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.

Ест и другие методы принятия решений, мозговой штурм, тем не менее, среди них наиболее известен и популярен. Почему? Да потому что:

  1. Он достаточно надежный и оперативный.
  2. Генерируется за короткое время максимальное количество всевозможных идей.
  3. Полное отсутствие критики.
  4. Развиваются, видоизменяются, модифицируются чужие и свои идеи.

Мозговой штурм - это специально разработанный метод для привлечения большого количества идей. Не поверите, но его эффективность очень высока. Группа из шести человек за тридцать минут может предложить до ста пятидесяти идей! Видимо, поэтому так популярен мозговой штурм. Примеры его использования мы обсудим ниже.

Какова техника проведения мозгового штурма?

Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь - это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень "разношерстной". Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи. Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются. Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

Кто может стать участником?

Серьезных ограничений для участников нет. Рекомендуют создавать смешанные группы, где есть и мужчины, и женщины.

Лучше брать людей, возраст и должность которых не сильно отличаются, поскольку сам вид начальника сдерживает подчиненных.

В группе должно быть примерно равное количество активных и пассивных участников.

Не приглашаются скептически настроенные люди.

Иногда имеет смысл периодически вводить в состав группы новых участников - они способны внести свежие предложения.

Сколько людей принимает участие?

Наиболее оптимальный состав группы - от шести до двенадцати человек. Не рекомендуют разбивать коллектив на более мелкие подгруппы. Кроме того, количественный состав напрямую зависит от числа активных участников. Чем их больше, тем меньше будет команда. Вместо 10 неактивных можно взять, скажем, 5 активных. Но качество от этого не пострадает.

Выбор места

Проведение мозгового штурма должно быть подготовлено заранее. Логично для этого использовать отдельную аудиторию вдали от посторонних глаз. На стенах можно развесить плакаты с правилами, по которым будет проводиться мозговой штурм.

Удобно иметь доску, на которой люди смогут набросать свои идеи. Столы располагаются по кругу. Это повысит уровень контакта участников. Для групп из шести-семи человек идеальным вариантом будет круглый стол. Здоровый юмор поможет создать атмосферу непринужденности и снять лишнее напряжение.

Длительность проведения

Обычно время проведения колеблется от сорока до шестидесяти минут. Это наиболее оптимальный вариант.

Для решения несложных задач достаточно будет и пятнадцати минут. Наиболее удачным временем проведения мозгового штурма принято считать утро, примерно с десяти до двенадцати часов. Однако можно организовать людей и с четырнадцати до восемнадцати часов.

Какие проблемы можно решить методом мозгового штурма?

Мозговой штурм - это именно тот метод, который позволяет справиться с любой проблемой, но только в том случае, если она имеет несколько вариантов решений. Если же вопрос имеет только одно решение, то не имеет смысла пользоваться мозговым штурмом.

Также это метод непригоден для абстрактных тем.

Кстати, с помощью этого метода можно собирать информацию, а не только идеи.

Когда озвучивается тематика мозгового штурма?

Безусловно, тема будущего обсуждения раскрывается заранее. Например, за два-три дня. У участников есть время все обдумать. Но возможно проведение мозгового штурма таким образом, когда тематика становится известной только непосредственно в момент начала обсуждений.

Какую роль играет руководитель?

Основной задачей руководителя является информирование всех людей о правилах метода. Он также контролирует их соблюдение.

Сам лидер тоже должен активно генерировать идеи и участвовать в обсуждениях, ведь цель мозгового штурма - максимальное количество вариантов. Хороший руководитель заранее готовит ряд предложений. Он за пару дней подбирает участников группы. На него вообще ложится весь процесс проведения, и от него же во многом зависит конечный результат.

Как оцениваются идеи?

Чтобы оценить предложенные идеи, нужно заранее подобрать критерии. Это может быть и практичность, и простота решения, и актуальность. Оценивание могут проводить как участники группы, так и другие специалисты.

Немного о правилах проведения

Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

Этапы мозгового штурма

Зная правила проведения штурма, можно поговорить и о его этапах.


Вместо послесловия

Мозговой штурм - это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен. Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе. Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

    создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

    затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:

    прямой мозговой штурм,

    обсуждение,

    продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

    генерация идей,

    ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

    выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

    обсуждение с мини-штурмами,

    сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

    индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

    снятие эффекта «единого мозга»,

    возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Технология проведения обратной мозговой атаки:

    сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

    ознакомить участников с правилами,

    составить по возможности полный список недостатков,

    выбрать критерии оценки недостатков,

    провести анализ и оценку недостатков,

    сформулировать задачи (проблемы),

    выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

    разрешена только доброжелательная критика,

    следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

    возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

    процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

1 этап подготовка . Включает:

    подбор участников,

    предварительный подбор фактического материала,

    определение времени и места работы,

    четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

    предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции . Включает:

    ознакомление участников с правилами совместной работы,

    обеспечение работы конференции,

    все выдвинутые идеи фиксируются,

    пресечение дискуссий,

    поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов . Включает:

    после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

    полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

    оценка и ранжирование результатов экспертами,

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

    участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

    неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

    хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

    через 20 мин. участники конференции устают,

    споры и дискуссии недопустимы,

    решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

    в потоке идей не должно возникать пауз,

Каждый участник должен знать, что:

    он необходим на данном совещании,

    он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

    он не будет внедрять предложения,

    все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

    он имеет одинаковые права со всеми,

    за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

    лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

    легкость освоения и простота в обращении,

    результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.

error: Content is protected !!