Гусь и журавль ушинский главная мысль. К. Д. УшинскийРассказы

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: «Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»

Подслушал гуся журавль и говорит ему: «Прямо ты, гусь, глупая птица! Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».

Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. «Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?» – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. «От труда, мой милый, – отвечал тот, – а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая».

Литературное чтение 2 класс

Тема урока: К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Цели: Познакомить учащихся с биографией К.Д. Ушинского, с понятием «басня»

Развивать умение слушать учителя, работать с текстом, отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к знаниям, не зазнаваться.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, карточки со словами К. Ушинского (по количеству учащихся в классе)

книги, чувствовать и понимать

народную мудрость, выраженную

в пословицах, загадках, сказках»

К.Д. Ушинский

I . Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парту тихо сели

В книгу тихо посмотрели

II . Проверка домашнего задания

Что приготовили к уроку? (Ответы детей)

III . Знакомство с биографией К.Д. Ушинского

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Послушайте о нём самом немного.

(Чтение текста об К.Д. Ушинском в книге «Я познаю мир. Литература» с. 397 – 398)

IV . Знакомство с произведением «Гусь и журавль»

Познакомимся с произведениями, вошедшими в его книги.

1. Чтение текста учащимися (с 141)

2. Беседа по содержанию

Назовите героев этого произведения (Гусь и журавль)

Кто из них вызывает у вас уважение? Кто нет? (Ответы детей)

Как называет себя гусь? Прочитайте.

Как понимаете значение слова «удивительная»?

(Удивительный – вызывающий удивление, необычайный)

Какими синонимами можно заменить это слово?

удивительный необычайно хороший

превосходный замечательный

А почему он думает так о себе? Прочитайте.

Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?

Какую характеристику даёт гусю журавль?

(Глупая птица)

Как понимаете значение слова «глупый»?

(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)

Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте

Какой совет он даёт гусю?

Как вы понимаете этот совет?

Кому его можно дать? (Хвастуну)

Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)

(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)

3. Работа над выразительностью чтения

Прочтём это произведение по ролям

Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)

Каким тоном?

Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. (Чтение произведения)

V . Знакомство с понятием «басня»

К какому жанру отнесём это произведение? Докажите

Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.

Какие произведения называются баснями?

(Басня – короткий рассказ, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку на над дурными поступками. В баснях говорится о животных, растениях, насекомых, а подразумеваются люди, осуждаются их недостатки)

В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль.

Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.

VI . Знакомство с басней «Кто дерёт нос»

1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского

Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?

(Зазнаваться, гордиться)

2. Чтение басни про себя

3. Работа над содержанием

Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.

Все ли слова вам понятны?*

(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.

Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)

Что ответил отец сыну?

Чем бывает полон колос? (Зерном)

Почему он гнётся? (От тяжести)

Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)

Как вы понимаете смысл этой басни?

Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

Какой вывод следует из этой басни?

4. Работа над выразительностью чтения

Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)

С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)

5. Чтение басни по ролям.

Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.

6. Закрепление знаний.

Почему это произведение мы называем басней?

(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)

Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)

Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.

Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)

VII . Сравнение произведений Вывод.

Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)

Чему они нас учат?

(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)

VIII . Итог урока

Чему научились на уроке?

Нужны ли такие произведения детям? (Учитель раздает детям карточки со словами К. Ушинского, которые являются эпиграфом к уроку)

Прочитайте слова К.Д. Ушинского. Согласны ли вы с ними?

Постарайтесь запомнить эти слова. Пусть они станут эпиграфом к нашим урокам чтения. Само выражение приклейте на тетрадь по чтению

IX . Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Чему меня научили басни К.Д. Ушинского»

error: Content is protected !!