Майя кристалинская - биография, информация, личная жизнь. Майя Кристалинская: биография, личная жизнь, семья, фото

МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ: «ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ»

– необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз. А авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: , Гвердцители, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда 1932 года снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, да еще какой – на всю жизнь! Обе любили петь. В школе выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам . Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу…

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже…

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Аркадий Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» – спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься – и опять споешь

с Эдуардом Барклайем

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо». Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Ровно через год, в день похорон мужа, 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Во время учёбы в школе занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожника, которым руководил Исаак Дунаевский. После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась в художественной самодеятельности. После окончания института она уехала по распределению в Новосибирск и работала в авиационном конструкторском бюро. После окончания срока распределения вернулась в Москву и стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1955 окончила Московский авиационный институт. В 1957 году стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Ю. Саульского. С начала 1960-х годов выступала самостоятельно. Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега...». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. Сотрудничала со многими известными композиторами - А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня «Нежность» (А. Пахмутова, Н. Добронравов). Певица отличалась очень лиричной, проникновенной манерой исполнения.

"Эхом нашей юности" назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский. Майя Владимировна родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной московской семье. Окончив среднюю школу, она поступила в Московский авиационный институт. Через пять лет молодой инженер была распределена на работу в конструкторское бюро к генеральному конструктору Яковлеву, создателю знаменитых "ЯКов".

Но вскоре Майя Кристалинская уволилась из КБ "в связи с переходом на другую работу" - на эстраду. В 1960 году на экраны страны выходит фильм "Жажда". Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этого фильма. И... на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши "Мы с тобой два берега" на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Что ни песня - сгусток сердечного тепла и нежности. Она пела ставшие шлягерами "А снег идет", "Неужели это мне одной", "Текстильный городок", "Я тебя подожду", которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

Личная жизнь певицы складывалась непросто, еще в 1958 году она вышла замуж за писателя-сатирика Аркадия Арканова, но вместе они прожили всего три года. И расставшись с ним, долгое время Майя была целиком погружена в работу, строила и создавала свой театр песни. Майю Кристалинскую отличала потрясающая суперпрофессиональная музыкальность певицы, никогда не учившейся ни музыке, ни пению, не знавшей даже нотной грамоты, но никогда "мимо нот" не певшей. Кристалинская была человеком трагичной судьбы. В самом расцвете своего таланта, в 29 лет, она тяжело заболела. Диагноз поставили быстро, у опытных специалистов он сомнения не вызывал.

Лимфогранулематоз - злокачественная опухоль лимфатических желез. Скрывать от Майи диагноз врачи не стали. Появление косынки на шее, как ни грустно, повысилo интерес к восходящей звезде советской эстрады. Особая страница в творчестве певицы связана с песнями Александры Пахмутовой, многим из которых она дала путевку в жизнь. В 1966 году по опросу телезрителей Майя Кристалинская становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» - лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» - поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

В 1974 году Майя стала заслуженной артисткой РСФСР. Бывший инженер была вполне официально признана талантливой артисткой. В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин, личный друг Брежнева. Все программы на ТВ стали готовить, ориентируясь на личный вкус Леонида Ильича. Попав в черный список и практически оставшись без работы, из страны были вынуждены уехать многие известные певцы: Лариса Мондрус, Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, Нина Бродская. Путь на телеэкран и в радиоэфир был закрыт и для Майи Кристалинской.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря о Москве, оказалось очень сложно. Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, ее интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как ее знают только специалисты. Любила она и кино. Ее любимой актрисой была Марлен Дитрих. В последние годы она взялась за перевод книги Дитрих "Размышления" с немецкого на русский язык. Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Сама, без посторонней помощи, перевела 220 страниц.

Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство. Полная невостребованность и некоторая изоляция ухудшили течение болезни. За год до смерти Кристалинская записала свою последнюю пластинку. Ей становилось все хуже. Дома ее навещали друзья и поклонники, она дарила каждому недавно вышедшую пластинку, с трудом делая на ней дарственную надпись. Когда в больнице ее навестил Иосиф Кобзон, она очень хотела надписать ему свою пластинку, но ей это было трудно. Он сказал: "Майечка, ну что ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет". Она заплакала и только сказала: "Нет, Иосиф". 19 июня 1985 года Майи Кристалинской не стало. Ее мать, Валентина Яковлевна, пережила свою единственную дочь на 12 лет. Каждый год 24 февраля друзья Майи Кристалинской собирались на квартире ее матери, ставили на стол ее фотографию и слушали ее голос.

Могила Майи на Донском кладбище. Недалеко от нее похоронены Изабелла Юрьева и Фаина Раневская. Через два года после ее смерти на Центральном телевидении появилась передача, посвященная памяти Майи Кристалинской. В ней собрали все, что можно было найти в телеархиве. Этой передачей советское телевидение попросило у Кристалинской прощение за столь долгое молчание. Майя снова улыбалась и грустила на экране...

Майя Владимировна Кристалинская. Родилась 24 февраля 1932 года в Москве - умерла 19 июня 1985 года в Москве. Советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР (1974).

Отец - Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), еврей, родом из Мглина Черниговской губернии, окончил реальное училище в Могилёве.

Мать - Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), русская, родом из Павлодара.

Ее родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки».

Во время учёбы в школе Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского.

После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью.

После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского.

После 1960 года она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но это даже не было отражено в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, песню стали исполнять певицы, к фильму сделали новую звуковую дорожку и вставили в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Несмотря на то, что композиция «Жажда» ежедневно звучала на радио, пластинки с ее записью, выпущенные тиражом в 7 млн экземпляров, мгновенно разлетелись с прилавков магазинов.

Майя Кристалинская - Нежность

В 1966 году согласно опросам телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма.

Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Нина Бродская, Лариса Мондрус. Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской.

Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др., а также бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно.

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», хотя на самом деле ее обрекли на забвение.

Майя Кристалинская - Старый клён

Любила она и кино. Её любимой актрисой была .

В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

Также в 1970-е Майя Кристалинская нашла себя в новой сфере: она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года.

Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню «Русь».

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь» .

Майя Кристалинская (документальный фильм)

Личная жизнь Майи Кристалинской:

Первый муж - , писатель-сатирик. Поженились в 1957 году, но брак был недолгим и вскоре распался.

Арканов позже рассказывал: "В то время она еще не была знаменита. Я только что окончил институт, а Майя готовилась к выступлению на Международном студенческом фестивале. Случайно стал свидетелем, как она репетирует с оркестром Юрия Саульского. Надо сказать, мне всегда нравились худенькие девушки с огромными глазами, особенно если они хорошо пели. А Майя пела завораживающе - я влюбился. Все время думал о ней и однажды рассказал все своему другу. А он: «Слабо тебе жениться?» «Нет, - говорю, - не слабо». И вскоре сделал предложение Майе. А через полгода мы расстались, потому как в таких вопросах, как женитьба, спешить не надо!".

Второй муж - Эдуард Максимович Барклай (1925-1984), архитектор и скульптор, с ним прожила около 20 лет в счастливом браке.

Песни Майи Кристалинской:

А в Подмосковье (В. Шаинский - Э. Успенский);
А любовь, как песня (О. Фельцман - В. Харитонов);
А мне не грустно (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
А снег идёт (А. Эшпай - Е. Евтушенко) - из кинофильма «Карьера Димы Горина»;
А я такая (К. Акимов - К. Филиппова);
Август (Я Френкель - И. Гофф);
Аист (Аркадий Островский - В. Семернин);
Аисты (Е. Глебов - ?);
Апрель (А. Фаттах - О. Фокина);
Белые сны (С. Заславский - М. Пляцковский);
Березка (Е. Мартынов - С. Есенин);
Буду я ждать на земле (В.Гевиксман - Л.Дербенёв);
Будь добрей (М. Вайнберг - Р. Сеф);
Будь, женщина, уверена в себе (Б. Терентьев - Б. Дубровин);
Бывает так (М. Таривердиев - Б. Гайкович) - из кинофильма «Человек за бортом»;
Была у Фрола (К. Акимов - К. Филиппова);
Белый свет (О. Фельцман - М.Танич, И. Шаферан);
В землянке (К.Листов - А.Сурков);
В лесу прифронтовом (М. Блантер - М.Исаковский);
В мае (О. Анофриев) - дуэт с Олегом Анофриевым;
В нашем городе дождь (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
В парке у Мамаева кургана (Я. Френкель - И. Гофф);
В песне - жизнь моя (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Вальс о вальсе (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
Вдвоем с тобой (А. Аверкин - В. Матвеев);
Вдруг тебя вспоминая (Е. Стихин - Л. Румарчук);
Верба-вербочка (Я. Френкель - Р. Рождественский);
Вёрсты (М. Вайнберг - Булат Окуджава);
Верю, верю (П. Аедоницкий - Я. Халецкий);
Ветер северный (Я. Френкель - И. Гофф);
Ветерок бессонный (Д. Львов-Компанеец - М. Лисянский);
Взрослые дочери (О. Фельцман - Н. Доризо);
Внуки (Э. Колмановский - Н. Доризо);
Возможно (Аркадий Островский - Игорь Шаферан);
Вокализ (Микаэл Таривердиев) - дуэт с Юрием Ростом, из кинофильма «Мой младший брат»;
Волны (Г. Портнов - К. Рыжов);
Восемнадцать лет (О. Гришин - В. Застрожный);
Вот что песня сделала (В. Дмитриев - О. Долматов);
Всё как прежде (И. Дунаевский - В. Шкваркин);
Всё потому (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Всегда со мной (То ли встречу…) (А. Эшпай - В. Котов);
Вязаный жакет (А. Долуханян - Н. Доризо);
Где ты раньше был (Э. Колмановский - Е. Долматовский);
Главное, ребята, сердцем не стареть (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Говорила я ветру (Ю. Зацарный - Р. Рождественский);
Горизонт (А.Зацепин - Л.Дербенёв);
Горит звезда (М. Табачников - А. Гангов);
Город спит (А. Островский - Л. Ошанин);
Городок (Дм. Покрасс - М. Светлов);
Да, то есть нет (К. Акимов - К. Филиппова);
Два берега (А. Эшпай - Г. Поженян) - из кинофильма «Жажда»;
Две копейки за счастье (М.Звездинский);
Девчонки танцуют на палубе (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Детство ушло вдаль (А. Островский - Л. Ошанин);
Для тебя (Я. Френкель - И. Шаферан);
До завтра (О. Фельцман - М. Лисянский);
Доброе утро (автор не известен);
Добрый вечер (О. Фельцман - М. Лисянский);
Добрый день (Э. Колмановский - В. Дыховичный, М. Слободской);
Добрый мой друг (Б. Терентьев - Н. Добронравов);
Доверчивая песня (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Довоенное танго (Д. Покрасс - Ф. Лаубе);
Дожди (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Дождь идёт (Д. Оливьери - Б. Дубровин);
Его зарыли в шар земной (Я. Вайсбурд - С. Орлов);
Еду я (А. Эшпай - Л. Дербенёв);
Если вам ночью не спится (А. Островский - С. Михалков);
Если можешь, прости (Г. Раймондо - И Аркадьев);
Если отец герой (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Если ты любить устал (С. Туликов - Р. Рождественский);
Ещё раз о письмах (А. Экимян - В. Лазарев);
Жалоба (В. Кудрявцев - В. Орлов);
Жду любви (Т. Хренников - Е. Шатуновский);
Женский возраст (В. Хорощанский - Б. Шифрин);
Женщины (Л. Лядова - В. Лазарев);
Журавлёнок (Э. Колмановский - Игорь Шаферан);
За окошком света мало (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
За рулём (И. Лебедовская - С. Фогельсон);
Записка (А. Островский - Ф. Пузырёв);
Заря (Ю. Саульский - Ю. Цейтлин);
Зачем мы перешли на «ты» (Б. Окуджава - А.Осецка, Б. Окуджава);
Звёзды Мехико (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Здравствуй (А. Петров - С. Фогельсон);
Зимняя песня (А. Норченко - В. Фельдман);
Знакомая песенка (М. Таривердиев - В. Орлов);
Знакомый мотив (С. Мелик - Ю. Гарин);
Золотые сумерки (М. Таривердиев - В. Орлов, С. Давыдов);
И меня пожалей (А. Пахмутова - И. Гофф);
Иванушка-дурачок (Н. Богословский - М. Танич);
Ивушка (С. Пожлаков - С. Голиков);
Ивы России (Ю.Степанов - Г.Иванов);
Как знать (Э. Колмановский - И. Гофф);
Как тебе служится (Я. Френкель- М. Танич);
Как хороши, как свежи были розы (А. Аренский);
Какая песня без баяна (О. Анофриев);
Камыши (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин);
Карелия (А. Колкер - К. Рыжов);
Килиманджаро (А. Островский - В. Громов, Ф. Данилович);
Когда разлюбишь ты (Э. Колмановский- И. Гофф);
Колыбельная (Э. Колмановский - К. Кулиев, Н. Гребнев);
Колыбельная с четырьмя дождями (С. Пожлаков - Л. Лучкин);
Колыбельная Светлане (Т. Хренников);
Костёр на снегу (А. Зацепин- Л. Дербенёв);
Красно солнышко (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Круги на воде (А. Островский - И. Кашежева);
Кто отзовётся (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Лесная колыбельная (В. Махлянкин - А. Кондратьев);
Летний снег (Д. Тухманов - М. Ножкин);
Лето кончилось (В. Зубков - Н. Кондакова);
Летят стрижи (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Листопад (С. Туликов - В. Лазарев);
Листья клёнов (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Листья прошлогодние (Э. Колмановский - М. Матусовский);
Лунный камень (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Лучший город земли (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв);
Люби меня, как я тебя (Г. Пономаренко - Г. Георгиев);
Любимым прощают (В. Левашов - В. Харитонов);
Люблю тебя (Б. Терентьев - В. Винников и В. Крахт);
Люди как реки (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Маленький принц (М. Таривердиев - Н. Добронравов);
Мамина осень (Ю. Акулов - Н. Малышев);
Москва и Варшава (Б. Терентьев - Ю. Каменецкий);
Москвичи (А. Эшпай - Е. Винокуров);
Мосты (А. Бабаджанян - В. Орлов);
Мы с тобой случайно встретились (Е. Рохлин - И. Финк);
На кургане (А. Петров - Ю. Друнина);
На лодке (В. Соловьёв-Седой - В. Лебедев-Кумач);
На причале (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Наши мамы (Э. Колмановский - И. Шаферан);
Не было печали (О. Фельцман - И. Шаферан);
Не зажигай огня (Е. Жарковский - А. Поперечный);
Не знаю тебя (Э. Рознер - М. Пляцковский);
Не зови меня (С. Кац - Г. Рублёв);
Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский);
Не рассказывай никому (А. Норченко - Г. Регистан);
Не спеши (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко);
Нежность (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Неизвестный солдат (А. Пахмутова - Е. Евтушенко);
Ненаглядный мой (А. Пахмутова - Р. Казакова);
Нет и да (Н. Богословский - М. Танич);
Нет, не прошла весна (Я. Френкель - И. Гофф);
Неужели это мне одной (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Ничего не говорила (В. Соловьёв-Седой - А. Фатьянов);
Новогодний тост (А. Зацепин - М. Матусовский) - дуэт с Леонидом Харитоновым;
Новогодняя песня (Е. Птичкин - Л. Куксо);
Ночные вокзалы (М. Фрадкин - Е. Долматовский);
О любви и о тебе (Д. Тер-Татевосян - Б. Брянский);
Обучаю игре на гитаре (Я. Френкель - К. Ваншенкин);
Оглянись (Я. Френкель- И. Гофф);
Одноклассники (В.Дмитриев - М. Пляцковский);
Опять плывут куда-то корабли (А. Колкер - И. Кашежева);
Осенние ели (Д. Покрасс - А. Пришелец);
От разлуки до разлуки (В. Баснер - М. Матусовский);
Отчего (Б.Терентьев - В. Крахт);
Офицерские жёны (А. Долуханян - Е. Долматовский);
Палуба (Ю. Левитин - Г. Шпаликов) - из кинофильма «Коллеги»;
Перед дальней дорогой (М.Блантер - В.Дыховичный, М.Слободской) с Геннадием Пономарёвым;
Песенка Люси (Э. Колмановский - Л. Ошанин) - из спектакля «Дайте крышу Матуфлю»;
Песенка о ветре (Г. Портнов - К. Григорьев);
Песенка о счастье (К. Акимов - К. Филиппова);
Песенка об Арбате (Б. Окуджава);
Песенка почтальона (А. Колкер - Л. Норкин);
Песня Веры (Я. Френкель - Р. Рождественский) - из кинофильма «Корона Российской империи»;
Песня о ветре (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Песня о матери (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - из кинофильма «Ангел в тюбетейке»;
Песня о пожарнике (М. Таривердиев);
Песня о стюардессах (Л. Лядова - О. Милявский);
Письма (А. Экимян - В. Лазарев);
Письмо на Усть-Илим (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Поговорим (Г. Мовсесян - Игорь Шаферан);
Подкова (А. Изотов - С. Гершанова);
Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Позови меня (А. Зацепин - А. Галиев);
Пока ещё не осень (В. Левашов - А. Детерихс);
Пока стучат часы (В. Шаинский - М. Ножкин);
Половинка (Л. Иванова);
Полынь (А. Пахмутова - Р. Рождественский);
Признание в любви (С. Туликов - М. Танич);
Присядем друзья перед дальней дорогой (М. Блантер - В. Дыховичный, М. Слободской) - дуэт с Г. Пономарёвым;
Просто очень люблю (К. Акимов - К. Филиппова);
Просто-напросто (Л. Вербицкий - А. Вратарёв);
Прощайте, голуби (М. Фрадкин - М. Матусовский);
Птицы (Р. Майоров - А. Ольгин);
Пускай сложилось всё иначе (С. Туликов - Д. Смирнов);
Пусть дни проходят (Б. Терентьев - И. Финк);
Расцвёл мангустан (О. Лундстрем - русский текст Е. Гвоздев) - индонезийская народная песня;
Ретро (В. Мильман - Б. Шифрин);
Родимая земля (Г. Мовсесян - Р. Рождественский);
Ромашка (К. Акимов - К. Филиппова);
Россия (А. Флярковский - М. Сергеев);
Русь (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
С Новым Годом (О. Фельцман - А. Внуков, Я. Хорейчик) - песня с О. Анофриевым, В. Трошиным, Л. Барашковым;
Садовое кольцо (М. Таривердиев - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Седые мужчины (Н. Кудрин - В. Бут);
Сидят в обнимку ветераны (А. Пахмутова - М. Львов);
Синие розы (Л. Вербицкий - Ю. Ерусалимский);
Сколько лет, сколько зим (В. Ветров - О. Фокина);
Сны (Мальчишки уснули…) (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Сны (Мы наши первые печали…) (Э. Колмановский - И. Гофф);
Спящая красавица (Н. Богословский - М. Танич);
Старое время (Дм. Покрасс - Ф. Лаубе);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский) - дуэт с Владимиром Трошиным на польском языке;
Старый причал (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Судьба (Я. Френкель - Э. Пузырев);
Суздаль (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Счастливый день (В. Дмитриев - М. Рябинин);
Сын полка (О. Фельцман - Е. Долматовский);
Сыновья покидают родительский дом (А. Изотов - М. Лисянский);
Таёжный вальс (Э. Колмановский - Лев Ошанин);
Так уж бывает (А. Флярковский - М. Танич);
Так устроен свет (Д. Тухманов - М. Пляцковский);
Такие ночи (Г. Портнов - ?) - дуэт с Эдуардом Хилем, из кинофильма «Когда песня не кончается»;
Текстильный городок (Я. Френкель - М. Танич);
Телефонный звонок (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Течёт Волга (М. Фрадкин - Л. Ошанин);
Тик-так (А. Флярковский - Л. Дербенёв);
Товарищу комсоргу (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
То ли буря, то ли вьюга (Г. Пономаренко - М. Агашина);
Только любовь права (А. Бабаджанян - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Топ-топ (С. Пожлаков - А. Ольгин);
Тоска по Родине (М. Фрадкин - В. Лазарев);
Три товарища (Ю. Левитин - Б. Ахмадуллина);
Трио из оперетты «Сто чертей и одна девушка»;
Тропена когийре - бразильская шуточная народная песня-скороговорка в обработке А. Котякова;
Ты мечтаешь о дальних полётах (Я. Френкель - В. Войнович) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Ты не печалься (Микаэл Таривердиев - Николай Добронравов);
Ты сейчас далеко (С. Туликов - М. Пляцковский);
Ты это не забудь (О. Фельцман - А. Гангов);
У песни есть имя и отчество (Е.Мартынов - М.Лисянский);
У тебя такие глаза (М. Таривердиев - С. Кирсанов);
Улыбка (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
Ходите чаще в гости к старикам (А. Изотов - С. Гершанова);
Царевна-несмеяна (Г. Шангин-Березовский);
Часы (В. Людвиковский - Б. Брянский) - дуэт с Владимиром Трошиным;
Это было, это будет (Д. Тухманов - М. Танич);
Этот Новый Год (Е. Птичкин - Б. Брянский);
Я - Земля (А. Абрамов - Игорь Шаферан);
Я ваша весна (Ю. Левитин - Е. Шевелёва);
Я иду на свидание с тобой (Д. Покрасс - П. Градов);
Я с утра к тебе шла (Л. Иванова - Л. Иванова);
Я тебя не знаю (В. Кащеев - Л. Иванова);
Я тебя подожду (А. Островский - Л. Ошанин)


Имя: Майя Кристалинская (Maya Kristalinskaya)

Возраст: 53 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: эстрадная певица

Семейное положение: вдова

Майя Кристалинская - биография

Песни Кристалинской узнавали с первых нот - по теплому тембру голоса, по особой душевной интонации. Зрители и не подозревали, что певица неизлечимо больна, и, выходя на сцену, каждый раз прощается со своими слушателями.

Двадцать пять лет Кристалинская боролась со своим страшным недугом. Она пела, преодолевая боль и слабость, и оживала. Для нее не существовало ничего, кроме музыки. Она забывала о том тяжелом грузе, который лежал на ее хрупких плечах. И молила Бога лишь об одном: чтобы он дал ей силы еще немного пожить, еще немного попеть...

Детство Майи Кристалинской

Майя росла смышленой и ласковой девочкой, хорошо училась, все ее любили за легкий нрав и отзывчивость. А еще - за прекрасный голос. Петь Майя начала, кажется, с самого начала ее биографии, сразу, как появилась на свет. Даже во время войны она училась музыке под вой сирен, грохот разрывов и выстрелы зениток.


Пережить за четыре года пришлось так много, что наступивший мир стал счастьем. И бытовые невзгоды казались пустяками. Особенно тем, кто был молод и полон радужных надежд. Такой была в пятидесятые годы и Майя Кристалинская.

Образование

Кристалинская Майя после школы поступила в Московский авиационный институт, хотела получить основательную профессию. Если бы тогда кто-то сказал ей, что она станет профессиональной певицей, она бы только рассмеялась: ведь поет она просто для души.


После института девушка по распределению уехала в Новосибирск, потом вернулась, стала работать в конструкторском бюро. А вечерами пела в самодеятельном ансамбле, который выступал на площадках Москвы.

Музыкальная биография певицы, песни

Ее заметили и начали узнавать. А в 1957 году в составе самодеятельного ансамбля «Первые шаги» под руководством Юрия Сеульского она стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Майя была невероятно счастлива, но о том, чтобы сделать песню своей профессией даже и не думала.


Все решил случай: из оркестра известного джазиста Эдди Рознера ушла солистка, и в тот же вечер он увидел на сцене Майю. Она не смогла отказаться от его предложения, и с этого момента жизнь конструктора Кристалинской круто изменилась. Вместо монотонных будней в КБ - постоянные выступления, гастроли, разъезды. Это было то, чего ей давно хотелось и в чем она боялась признаться даже самой себе.

Болезнь Майи Кристалинской

В первое время Майя летала как на крыльях, а потом стала сильно уставать. Она не могла понять, что с ней происходит: только проснулась, а уже нет сил. Вернувшись с гастролей в Москву, Кристалинская заболела. Температура была под сорок, участковый врач сказал: нетипичная ангина, надо показаться специалистам. Майя только махнула рукой, некогда ей по больницам ходить. Она выздоровела, но через пару недель на шее появились небольшие узелки. Тут уж забил тревогу руководитель оркестра - он сам отвел ее к доктору.

Сомнений в диагнозе у медиков не было: злокачественная опухоль лимфатических желез. При Майе ни разу не произнесли слова «рак», но она быстро обо всем догадалась. Нашла медицинскую энциклопедию, прочитала, что прогноз при этом заболевании неблагоприятный... При врачах и коллегах она крепилась, но, оставаясь одна, не могла удержаться от рыданий. Ей ведь всего двадцать восемь лет, она только-только нашла свое призвание, а теперь должна умереть! Это было так нелепо, так несправедливо!

Доктора успокаивали молодую певицу: существуют современные методы лечения, болезнь может отступить. У нее есть шансы прожить еще много лет, если будет соблюдать все предписания.

Кристалинская прошла курс облучения, от которого на шее остались ожоги. Позже этот курс пришлось повторять неоднократно. Никому и в голову не приходило, что изящный платок на шее певицы - это не дань элегантности и стилю, а способ скрыть следы смертельного недуга.

Лекарства тоже требовалось принимать постоянно, у многих из них были побочные эффекты: тошнота, тяжесть во всем теле, апатия. Но Майя терпела. Заставляла себя радоваться, общаться с близкими, ездить на гастроли, а главное - петь. Ей повезло с врачами: они продлили певице жизнь на четверть века.

Майя Кристалинская - биография личной жизни

У женщины, так много певшей о любви, очень долго не складывалась личная жизнь. В двадцать пять лет Майя вышла замуж за Аркадия Арканова, в то время никому не известного студента-медика. Это был стремительный роман: познакомились 30 апреля, а 1 июня уже вышли из загса мужем и женой. Распался их союз так же быстро: через десять месяцев Аркадий ушел, хлопнув дверью. Оба переживали, но не смогли спокойно обсудить произошедшее. Казалось, что разрыв - это единственный выход из бесконечной череды ссор.

После этого Майя долго оставалась одна. Она была занята музыкой, а когда узнала, что больна и не сможет иметь детей, то и вовсе поставила на себе крест. Ее окружали поклонники и многие из них были готовы на все, но она закрылась в своей раковине и никого к себе не подпускала.

И все же судьба сделала ей прощальный подарок - Кристалинская встретила мужчину, с которым обрела настоящее счастье. Московский архитектор Эдуард Барклай долго за ней ухаживал. Приходил на каждый концерт с огромным букетом красных роз, но не навязывал Майе свое общество, скромно держался в стороне. Она чувствовала, что ее все сильнее тянет к нему.


И в конце концов решилась: рассказала ему все на первом же свидании. Это его не остановило. Эдуард хотел быть с любимой до конца, столько, сколько ей осталось. Он стал для нее всем: советчиком, другом, сиделкой. Следил, чтобы Майя вовремя принимала лекарства, поддерживал во время болезненных процедур.

Нависшая над ними тень трагедии придавала особую ценность каждому дню, проведенному вместе. Майя думала, что уйдет первой, переживала, как он будет без нее. Все вышло иначе: Эдуард Барклай скоропостижно скончался от инсульта, вызванного диабетом. Майя осталась одна. Она была сильной женщиной, привыкшей бороться за свою жизнь, но теперь силы ее оставили. Все вокруг казалось пустым и бессмысленным без любимого.

Последние дни певицы

Состояние певицы начало стремительно ухудшаться. Через несколько месяцев у нее пропал голос, затем она слегла...

Майя Кристалинская ушла из жизни ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, в возрасте 53 лет. «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься - и опять споешь» - такую трогательную эпитафию написали на ее могиле друзья и поклонники.


Автор биографии: Тати 3606

Кристалинская Майя Владимировна (1932-1985) – советская певица эстрады, с 1974 года имела звание Заслуженной артистки РСФСР.

Рождение и семья

Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.

Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).

Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.

Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Творчество

Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.

После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.

Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.

Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».

Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:

  • «Топ-топ, топает малыш»;
  • «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • «А в Подмосковье»;
  • «А снег идёт»;
  • «То снег, то дождь»;
  • «Сегодня праздник у девчат»;
  • «Старый клён»;
  • «Не повторяется такое никогда»;
  • «Мы с тобой случайно в жизни встретились».

Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».

К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.

Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.

Болезнь

В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).

Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.

Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.

После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»

error: Content is protected !!