Тренировочные тестовые задания для вступительных испытаний по литературе по специальности музыкальное образование. Из истории и теории жанра. Комедия в отличие от трагедии изображает повседнев­ную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицат

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

(БУ «НСГК»)

Тренировочные тестовые задания

для вступительных испытаний по литературе по специальности Музыкальное образование

Преподаватель: Борисенко Л.В.

Нижневартовск, 2010
Пояснительная записка
Тестирование на вступительных испытаниях по литературе актуально в настоящее время, так как от абитуриентов требуется не только хорошее знание художественных текстов (это требование было важным всегда), но и умение использовать целый комплекс исторических, философских, литературоведческих понятий в своих ответах. Тесты позволяют быстро и эффективно определить всю сумму знаний абитуриентов, выявить, насколько эти умения соответствуют требованиям государственной программы.

Вопросы тестов составлены с учетом действующей программы по литературе, утвержденной Министерством РФ.

В тестовых заданиях отражены различные аспекты изучения творчества писателей: биографические и историко-культурные сведения, темы и проблемы художественного произведения, идейное содержание, особенности композиции, характеристика героев, жанровые особенности произведения, художественное своеобразие, авторская позиция.

Такой подход поможет лучше разобраться в материале, систематизировать его и найти аналогии в творчестве писателей. В тесте – 16 вопросов, с вариантами ответов, последний – развернутого характера с творческим заданием.

Предложено 2 варианта тестовых заданий, которые носят обобщающий характер по изученным темам русской литературы за курс неполной общеобразовательной школы и соответствуют «Обязательному минимуму содержания по литературе».
Критерии оценки тестовых заданий по литературе

I вариант


1.г

2.г

3.а

4.б

5.в

6.г

7.в

8.б

9.б

10.в

11.в

12.в

13.в

14.б

15.б

II вариант


1.в

2.а-Г, б-Е, в-Б, г-Д, д-В, е-А

3.в

4.в

5.б

6.в

7.б

8.б

9.г

10.в

11.г

12.б

13.а

14.г

15.б

I вариант
1. Назовите произведение, являющееся первой реа­листической комедией в русской литературе.

б) «Трумф или подтипа» И. А. Крылова

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя


2. Какой элемент композиции художественного про­изведения не является обязательным?

а) завязка

б) кульминация

в) развязка

г) эпилог
3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Женитьба» Н. В. Гоголя

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
4. «... - это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия соб­ственно монгольских полчищ» (К. Маркс). Вставь­те в цитату название произведения.

а) «Сказание о Борисе и Глебе»

б) «Слово о полку Игореве»

в) «Поучение» Владимира Мономаха

г) «Повесть временных лет»
5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) сентиментализм, классицизм, реализм, роман­тизм

б) классицизм, реализм, сентиментализм, роман­тизм

в) классицизм, сентиментализм, романтизм, ре­ализм

г) романтизм, сентиментализм, реализм, клас­сицизм
6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сен­тименталистам?

а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев

в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин

г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев
7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим ли­цам.

б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
8. Назовите автора следующего стихотворного от­рывка.

Отворите мне темницу.

Дайте мне сиянье дня.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую.

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.
а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) В. А. Жуковский

г) Г. Р. Державин
9. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

в) повесть

г) песнь
10. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгнове­нье») А. С. Пушкина посвящено:

а) М. Н. Раевской

б) Е. Н. Карамзиной

в) А. П. Керн

г) Е. П. Бакуниной
11. О каком произведении идет речь в следующих строках?

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет!.,. Вся Русь явится в нем!... Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
12. Какой художественный прием использован авто­ром в следующем отрывке?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

а) метафора

б) гипербола

в) инверсия

г) олицетворение
13. Какое произведение было названо В. Г. Белинс­ким «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

а) «Мертвые души»

б) «Недоросль»

в) «Евгений Онегин»

г) «Мертвые души»
14. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

в) дактиль

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) Н. В. Гоголь

г) Н. М. Карамзин
16. Творческое задание. Мой любимый литературный герой.
II вариант
1.Кто является автором первой общественной ко­медии в русской литературе?

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в) Д. И. Фонвизин

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) Н. В. Гоголь

г) А. С. Грибоедов

д) Н. М. Карамзин

е) В. А. Жуковский
A) «Невыразимое»

Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»

B) «Бедная Лиза»

Г) «Анчар»

Д) «Горе от ума»

Е) «Демон»
3. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

а) Н. В. Гоголь

б) М. Ю. Лермонтов

в) Д. И. Фонвизин

г) А. С. Пушкин
4. Как называется тип композиции в романе «Евге­ний Онегин»?

а) кольцевая

б) последовательная

в) зеркальная

г) циклическая
5. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:

а) Стародуму из «Недоросля»

б) Чацкому из «Горя от ума»

в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»

г) молодому солдату из «Бородина»

6. В каком стихотворении А. С. Пушкин затрагива­ет проблему самодержавия, крепостного гнета?

а) «Воспоминания в Царском Селе»

б) «Пророк»

в) «Деревня»

г) «На холмах Грузии»
7. Определите тип рифмовки в следующем от­рывке.

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

а) смежная (парная)

б) перекрестная

в) опоясывающая

г) тройная
8. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелею­щей душу гуманностью»?

а) В. А. Жуковского

б) А. С. Пушкина

в) М. Ю. Лермонтова

г) К. Н. Батюшкова
9.Укажите верное определение комедии как лите­ратурного жанра.

а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций.

б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдель­ные частные явления в общественной или личной жизни человека.

в) один из видов драматических произведе­ний, в котором характеры героев раскры­ваются в безвыходном положении, в нерав­ной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель.

г) один из видов драматического произведе­ния, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое яв­ление, смешные черты человеческого характера.
10. Укажите произведение, в котором сочетаются ро­мантизм и реализм.

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Фелица» Г. Р. Державина

в) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
11. К какому роду литературы можно отнести «Мер­твые души» Н. В. Гоголя?

б) лирика

г) лиро-эпика
12. Укажите, какой художественный прием исполь­зовал автор в выделенных строках.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

а) инверсия

б) метафора

в) аллегория

г) эпитет
13. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин»,

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в) Д. И. Фонвизин

г) Г. Р. Державин
14. Сюжет романа «Герой нашего времени» основы­вается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?

а) ничего

б) хронологическая последовательность собы­тий

в) место действия

г) главный герой
15. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в) байронический герой

г) тип самодура
16. Творческое задание: Почему литература – «учебник жизни»?

Приложение 4

Итоговые тесты за 9 класс Литература

    Назовите первую реалистическую комедию в русской литературе

А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Б) «Трумф или подщипа»

В) «Ревизор» Н.В.Гоголя

2. Какой элемент композиции произведения необязателен?

А) завязка

Б) кульминация

В) развязка

Г) эпилог

3. Укажите произведение, главный герой которого» не хотел жениться»

А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Б) «Женитьба» Н.В.Гоголя

В) «Ревизор» Н.В.Гоголя

Г) «Горе от ума» А.С.Грибоедова

4. «…-это страстный призыв русских князей к объединению…»

Вставьте в цитату название произведения

А) «Сказание о Борисе и Глебе»

Б) «Слово о полку Игореве»

В) «Поучение» Владимира Мономаха

Г) «Повесть временных лет»

5. Выберите правильную последовательность литературных направлений

А) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

Б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

Г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

6. Кого из писателей 18 века относят к сентименталистам?

А) Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин

Б) М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев

В) Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин

Г) Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев

7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам

Б) «Песня про…купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

В) «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Г) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую темницу,

Черногривого коня…

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) В.А.Жуковский

Г) Г.Р.Державин

9. Определите жанр «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя

А) роман

Б) поэма

В) повесть

Г) песнь

10. Стихотворение «К***(«Я помню чудное мгновенье») А.С.Пушкина посвящено

А) М.Н.Раевской

Б) Е.Н.Карамзиной

В) А.П.Керн

Г) Е.П.Бакуниной

11. О каком произведении идёт речь в строках?

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет1…Вся Русь явится в нём!..Огромно, велико моё творение, и не скоро конец его.

А) «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Б) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

В) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

Г) «История государства Российского» Н.М.Карамзина

А) метафора

Б) гипербола

В) инверсия

Г) олицетворение

13. Какое произведение было названо В.Г.Белинским «энциклопедией русской жизни…»

А) «Мёртвые души»

Б) «Недоросль»

В) «Евгений Онегин»

Г) «Мёртвые души»

14. Определите стихотворный размер в отрывке

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То,как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А) ямб

Б) хорей

В) дактиль

Г) анапест

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Н.В.Гоголь

Г) Н.М.Карамзин

А) Н.В.Гоголь

Б) А.С.Грибоедов

В) Д.И.Фонвизин

Г) А.И.Крылов

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Н.В.Гоголь

Г) А.С.Грибоедов

Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»

А) «Анчар»

Г) «Горе от ума»

В) «Демон»

18. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

А) Н.В.Гоголь

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Д.И.Фонвизин

Г) А.С.Пушкин

19. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен2 принадлежит:

А) Стародуму из «Недоросля»

Б) Чацкому из «Горя от ума»

В) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»

Г) молодому солдату из «Бородина»

20. В каком стихотворении А.С.Пушкин затрагивает проблему самодержавия, крепостного гнёта?

А) «Воспоминания в Царском селе»

Б) «Пророк»

В) «Деревня»

Г) «На холмах Грузии»

21. Определите тип рифмовки в отрывке:

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

А) парная

Б) перекрёстная

В) опоясывающая

Г) тройная

22. Укажите верное определение комедии как литературного жанра

А) один из видов старинного драматического искусства. основанный на показе смешных и нарочито грубых бытовых ситуаций

Б) небольшое произведение, предназначенное для сцены,высмеивающее явления в общественной или личной жизни человека

В) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в неравной борьбе, обрекающей их на гибель

Г) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное в жизни, осмеивается общественное или бытовое явление, смешные черты характера человека

23. К какому роду литературы можно отнести «Мёртвые души» Гоголя?

А) эпос

Б) лирика

В) драма

Г) лиро-эпика

24.Укажите,какой приём использовал автор в выделенных строках7

Я вас любил: любовь ещё быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А) инверсия

Б) метафора

В) аллегория

Г) эпитет

25. Назовите имя писателя, которого А.С.Пушкин назвал «сатиры смелый властелин»

А) Н.В.Гоголь

Б) А.С.Грибоедов

В) Д.И.Фонвизин

Г) Г.Р.Державин

26. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных фрагментах. Что объединяет части романа?

А) ничего

Б) хронологическая последовательность событий

В) место действия

Г) главный герой

27. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

А) Тип «маленького человека»

Б) тип «лишнего человека»

В) байронический герой

Г) тип самодура

28. А.С.Пушкин был одним из первых русских писателей, затронувших тему «маленького человека». Эта тема звучит:

А) в романе «Евгений Онегин»

Б) в драме «Борис Годунов»

В) в повести «Станционный смотритель»

Г) в поэме «Бахчисарайский фонтан»

29. Кто написал поэму «Медный всадник»?

А) М.Ю.Лермонтов

Б) А.С.Пушкин

В) А.Н.Радищев

Г) Д.И.Фонвизин

30. Укажите, кому из героев комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова принадлежат слова

Безродного в пригрел и ввёл в моё семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведён через моё содейство,

И будь не я, коптел бы ты в Твери

А) Чацкий

Б) Молчалин

В) Фамусов

Г) Репетилов

31. Какое произведение А.С.Пушкина написано в жанре элегии?

А) «Пророк»

Б) «К Чаадаеву»

В) «Деревня»

Г) «Вольность»

32. Чей портрет описан в отрывке(М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…Пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшие привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке…Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он не размахивал руками- верный признак некоторой скрытности характера…

А) доктор Вернер

Б) Максим Максимыч

В) Г.А.Печорин

Г) Казбич

33. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?

А) 2Мёртвые души»

Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В) «Ревизор»

Г) «Шинель»

34. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

А) Плюшкин

Б) Манилов

В) Собакевич

Г) Коробочка

34 . Укажите, какую роль играют в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» лирические отступления.

А) они рассказывают о судьбе писателя

В) в них даётся характеристика отдельных персонажей

Г)в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа

35. Укажите, к какому литературному жанру относится произведение В.А.Жуковского «Светлана».

А) поэма

Б)ода

В) элегия

Г) баллада

36. Укажите, к какому литературному направлению относится роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) реализм

Г) романтизм

37. Анализу какого произведения посвящена статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

А)А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Б) А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

В) А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Г) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

38. Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежит афоризм «Дома новы, но предрассудки стары»?

А) Фамусов

Б) Молчалин

В) Скалозуб

Г) Чацкий

39. Назовите адресата стихотворения А.С.Пушкина «Мадона»

А) А.П.Керн

Б) Н.Н.Гончарова

В) Е.К.Воронцова

Г) М.В.Раевская

40. Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы «Мёртвые души»?

А) Чичиков

Б) Манилов

В) Степан Пробка

Г) Гибнер

Ключи: 1)г;2)г;3)а;4б;5)в;6)г;7)в;8)б;9)б;10)в;11)в;12)в;13)в;14)б;15)б;16)в;17)А-А;Б-В;В-Б;Б-Г;18)в;19)б;20)в;21)б;22)г;23)г;24)б;25)в;26)г;27) б;28)в;29)б;30)в;31)в;32)в;33)г;34)г;35)г;36)в;37)в;38)г;39)б;40)г.

Критерии оценивания:

«5»- 36-40 баллов

«4»- 31-35 баллов

«3»-21-30 баллов

«2»-менее 21 балла

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 9 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 9 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 9 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100 %

«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» - менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Назовите произведение, являющееся первой реа­листической комедией в русской литературе.

б) «Трумф или подщипа» И. А. Крылова

в ) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г ) «Горе от ума» А . С. Грибоедова

2. Какой элемент композиции художественного про­изведения не является обязательным?

а) завязка

б) кульминация

в ) развязка

г ) эпилог

3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Женитьба» Н. В. Гоголя

в ) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

4. «... - это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия соб­ственно монгольских полчищ» (К. Маркс). Встань­те в цитату название произведения.

а) «Сказание о Борисе и Глебе»

б) «Слово о полку Игореве»

в ) «Поучение» Владимира Мономаха

г ) «Повесть временных лет»

5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а ) сентиментализм, классицизм, реализм, роман­тизм

б) классицизм, реализм, сентиментализм, роман­тизм

в ) классицизм, сентиментализм, романтизм, ре­ализм

г ) романтизм, сентиментализм, реализм, клас­сицизм

6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сен­тименталистам?

а ) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев

в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин

г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев

7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим ли­цам.

а ) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

в ) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

г ) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) В. А. Жуковский

г) Г. Р. Державин

9. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

а) роман

б) поэма

в) повесть

г) песнь

10. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгнове­нье») А. С. Пушкина посвящено:

а) М. Н. Раевской

б) Е. Н. Карамзиной

в) А. П. Керн

г) Е. П. Бакуниной

11. О каком произведении идет речь в следующих строках?

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет!... Вся Русь явится в нем!... Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина

12. Какой художественный прием использован авто­ром в следующем отрывке?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

а) метафора

б) гипербола

в) инверсия

г) олицетворение

13. Какое произведение было названо В. Г. Белинс­ким «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

а) «Мертвые души»

б) «Недоросль»

в) «Евгений Онегин»

г) «Горе от ума»»

14. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) анапест

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в ) Н. В. Гоголь

г) Н. М. Карамзин

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в ) Д. И. Фонвизин

г) А. И. Крылов

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в ) Н. В. Гоголь

г) А. С. Грибоедов

д) Н. М. Карамзин

е) В. А. Жуковский

А) «Невыразимое»

Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»

В) «Бедная Лиза»

Г) «Анчар»

Д) «Горе от ума»

Е) «Демон»

18. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

а) Н. В. Гоголь

б) М. Ю. Лермонтов

в ) Д. И. Фонвизин

г) А. С. Пушкин

19. Как называется тип композиции в романе «Евге­ний Онегин»?

а ) кольцевая

б) последовательная

в) зеркальная

г) циклическая

20. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:

а ) Стародуму из «Недоросля»

б) Чацкому из «Горя от ума»

в ) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»

г ) молодому солдату из «Бородина»

21. В каком стихотворении А. С. Пушкин затрагива­ет проблему самодержавия, крепостного гнета?

а ) «Воспоминания в Царском Селе»

б) «Пророк»

в ) «Деревня»

г) «На холмах Грузии»

22. Определите тип рифмовки в следующем от­рывке.

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

а ) смежная (парная)

б) перекрестная

в ) опоясывающая

г ) тройная

II вариант

1. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелею­щей душу гуманностью»?

а) В. А. Жуковского

б) А. С. Пушкина

в ) М. Ю. Лермонтова

г ) К. Н. Батюшкова

2. Укажите верное определение комедии как лите­ратурного жанра.

а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций

б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдель­ные частные явления в общественной или личной жизни человека

в) один из видов драматических произведе­ний, в котором характеры героев раскры­ваются в безвыходном положении, в нерав­ной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель

г ) один из видов драматического произведе­ния, в котором отражается смешное и не­сообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое яв­ление, смешные черты человеческого харак­тера

3. Укажите произведение, в котором сочетаются ро­мантизм и реализм.

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Фелица» Г. Р. Державина

в ) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

4. К какому роду литературы можно отнести «Мер­твые души» Н. В. Гоголя?

а) эпос

б) лирика

в) драма

г) лиро-эпика

5. Укажите, какой художественный прием исполь­зовал автор в выделенных строках.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

а) инверсия

б) метафора

в) аллегория

г) эпитет

6. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин».

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в) Д. И. Фонвизин

г) Г. Р. Державин

7. Сюжет романа «Герой нашего времени» основы­вается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?

а) ничего

б) хронологическая последовательность собы­тий

в ) место действия

г) главный герой

8. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в ) байронический герой

г ) тип самодура

9. Укажите, какой литературный прием использо­вал А. С. Пушкин в стихотворениях «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).

а ) гротеск

б) метонимия

в) антитеза

г) аллегория

10. А. С. Пушкин был одним из первых русских пи­сателей, затронувших тему «маленького челове­ка». Эта тема звучит:

а) в романе «Евгений Онегин»

б) в драме «Борис Годунов»

в) в повести «Станционный смотритель»

г ) в поэме «Бахчисарайский фонтан»

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

в ) А. Н. Радищев

г ) Д. И. Фонвизин

12. Героем какого произведения является Самсон Вырин?

а) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

б) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

в) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

г) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербур­га в Москву»

13. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедо­ва «Горе от ума» принадлежат следующие слова.

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство,

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

а) Чацкий

б) Молчалин

в) Фамусов

г) Репетилов

14. Какое произведение А. С. Пушкина написано в жанре элегии?

а ) «Пророк»

б) «К Чаадаеву»

в) «Деревня»

г ) «Вольность»

15.Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложе­ние, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов... Пыльный бархат­ный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки по­рядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчат­ку, то я был удивлен худобой его бледных паль­цев. Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера...

а ) доктор Вернер

б) Максим Максимыч

в) Г. А. Печорин

г ) Казбич

16. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?

а ) «Мертвые души»

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

в ) «Ревизор»

г) «Шинель»

17. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

Дом господский стоял одиноко на юру, откры том всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разброса­ны две-три клумбы... Была видная беседка с дере­вянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

а) Плюшкин

б) Манилов

в ) Собакевич

г ) Коробочка

18. Определите стихотворный размер следующего отрывка.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей.

а) ямб

б) дактиль

в ) амфибрахий

г ) анапест

19. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.

а ) они рассказывают о судьбе писателя

в) в них дается характеристика отдельных пер­сонажей

г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа

20. Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

а ) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

г) романтизм

21. Укажите, к какому литературному жанру следу­ет отнести произведение В. А. Жуковского «Свет­лана».

а) поэма

б) ода

в) элегия

г) баллада

22. Анализу какого произведения посвящена статья И. А. Гончарова « Мильон терзаний»?

а) А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

б) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

в) А. С. Грибоедов «Горе от ума»»

г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Ответы

I вариант

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, - М.: Айрис-пресс, 2004

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, - М.: Дрофа, 2008

В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.Центральная героиня пьесы госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.

То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится. Никто не смеет противиться ее власти: Разве я не властна в своих людях. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая перезрелая фурия очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:Один ты остался у меня.Да отвяжись…Нет у меня сына…

Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет воры, канальи, бестия, собачья дочь. К Митрофану обращается: другмой сердешный, душенька.

Гостей встречает уважительно: рекомендую вам дорогого гостя, милости просим.С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: старая хрычовка. Воспитание и обучение Митрофана соответствует моде того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам отставной сержант Цыфиркин, который малую толику арихметике маракует, грамматике семинарист Кутейкин, уволенный от всякого учения.

Познания Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность за людей приниматься, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе зоологизация. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил фее с лошатками. Таким образом автор подчеркивает мысль о животной низменности окружающего мира.

Несмотря на то, что жанр пьесы Недоросль комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды честного человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова.

Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж.

Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей Породы.Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает,...

  2. Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор...

  3. Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа...

  4. (по комедии Фонвизина «Недоросль»)Среди славной плеяды выдающихся представителей русской литературы второй половины XVIII столетия имя Дениса Ивановича Фонвизина - одно из наиболее ярких. Талантливый писатель,...

  5. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 518 просмотров
    • - 11 026 просмотров
    • - 10 397 просмотров
    • - 9 460 просмотров
    • - 8 472 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) – писатель, драма­тург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. “Сатиры смелый власте­лин”; – так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии “Бригадир”; (1769) Фонвизин проявил свой яркий сатири­ческий дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и при­страстие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй половины XVIII века. Но подлинная и непрехо­дящая слава пришла к Фонвизину, когда он создал комедию “Не­доросль”; (1782). Гоголь поставил ее в один ряд с “Горем от ума”;

А. С. Грибоедова и назвал истинно “общественной комедией”;. “Не­доросль”; является сатирической комедией, в которой, по словам Н. В. Гоголя, писатель вскрыл “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”;.

В центре внимания комедиографа целое сословие – русское дво­рянство, причем не само по себе, а в тесной связи с тем, что несет с собой система

крепостничества, определяющая жизнь всей страны. Тема комедии – помещичий произвол и его губительные последст­вия, система дворянского воспитания, законодательства, общест­венных и семейных отношений в России XVIII века.

По сюжету и названию “Недоросль”; – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его “недорос­лем”;. Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан – второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотини­ных и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости.

Таким образом, идея комедии – разоблачение и осуждение ми­ра невежественных, жестоких и самолюбивых помещиков, которые хотят подчинить себе всю жизнь, присвоить себе право неограни­ченной власти как над крепостными, так и над благородными людьми; утверждение идеалов гуманности, прогресса, просвеще­ния, выраженных через положительных героев (Софья, Стародум, Милон, Правдин).

Среди положительных героев пьесы особо выделяется Стародум. Это – герой-резонер, второе “я”; самого автора. Его устами Фонви­зин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. “Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время”;, – говорит Стародум Софье. Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллю­зиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.

Особенности художественного метода Фонвизина заключаются в сочетании черт классицизма (деление персонажей на положитель­ных и отрицательных, схематизм в их обрисовке, “три единства”; в композиции, “говорящие”; имена, черты резонерства в образе Ста­родума и т. д.) и реалистических тенденций (жизненная достовер­ность образов, изображения дворянского быта и социальных отно­шений в крепостной деревне). Новаторство драматурга сказалось прежде всего в более сложном понимании характера. Хотя герои комедии статичны, но в живой ткани произведения их характеры приобретали несвойственную драматургии классицизма много­значность. Если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заост­рены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны от­личаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – “раба”;, но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злоб­ная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сы­ном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает сочувст­вие зрителей.

Созданию реалистической достоверности образов во многом спо­собствует язык героев комедии, который становится средством их ин­дивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность персонажа. Стародум, как положено традиционному герою-резонеру, говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин вводит в речь героя и другие – индивидуальные – черты: афори­стичность, насыщенность архаизмами. Все индивидуальные и ти­пичные качества Простаковой также отражаются в ее языке. К кре­постным она обращается грубо, используя бранную лексику (“собачья дочь”;, “скверная харя”;, “бестия”;), а к сыну Митрофану об­ращена ласковая, заботливая речь матери (“душенька”;, “друг мой сердешный”;). С гостями Простакова – светская дама (“рекомендую вам дорогого гостя”;), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты (“мать ты моя родная, прости меня”;, “повинную голову меч не сечет”;).

Все это делает комедию Фонвизина “Недоросль”;, формально соз­данную по правилам классицизма, подлинно новаторским произ­ведением, оказавшим огромное воздействие на формирование реа­лизма в русской литературе. По словам А. И. Герцена, “Фонвизин заблаговременно успел поставить на сцену свой скотный двор ди­ких помещиков, а Гоголь издать свое кладбище “Мертвых душ”;. Преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Остров­ского отмечал Гончаров, а Салтыков-Щедрин вывел ряд персона­жей Фонвизина в своих произведениях.

Просветительские тенденции, свойственные русской литературе XVIII века, проявились не только в рамках классицизма, который в последней четверти столетия уже явно сдавал свои позиции, но и в произведениях нового для того времени направления – сенти­ментализма. Оно также опиралось на идеи Просвещения, но на первое место ставило конкретного человека с его чувствами и пере­живаниями. Чувства, переживания в сентиментализме приходят на смену господства разума в классицизме, а героями становятся пред­ставители средних и низших классов. Хотя в русской литературе сентиментализм не получил столь широкого развития, как в Запад­ной Европе, но в произведениях Н. М. Карамзина, стихах молодого В. А. Жуковского, прозе А. Н. Радищева сентиментализм заметен.

Глоссарий:

  • фонвизин является создателем общественной комедии в России
  • фонвизин создатель общественной комедии в россии
  • фонвизин является создателем общественной комедии в россии сочинение
  • сочинение на тему Фонвизин является создателем общественной комедии в России
  • Художественный метод Фонвизина

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Одним из первых русских комедиографов зрелого классициз­ма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатириче­ской комедии. Фразы...
  2. В творчестве Фонвизина одной из основных является тема вос­питания молодого дворянина. Наиболее полно и глубоко она раз­вивается в его комедии “Недоросль”. Но автор ставит проблему...
error: Content is protected !!