Урок на тему: "Народные умельцы моего края". Сочинение на тему умельцы моего края «сосновская средняя общеобразовательная школа»

Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина. Малая родина - то место, где ты родился, - это дом, где ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли. Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина - самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни - это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений - пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями. Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер - каждый сам себе шил одежду и обувь, посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением, нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа, которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов - оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты. Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это - ещё один большой шаг на пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что нужно создавать уголки народной культуры в школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о народной культуре - жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

Тема: горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города.

Цель: ознакомить с историей родного края, рассказать о народных умельцах, народных промыслах, мастерах кузнечного дела, воспитывать любовь к родному краю и гордость.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Ожидаемые результаты: усвоение знаний об истории и умельцах родного края.

Оборудование: презентация

План урока:

    Огранизация класса.

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Мы готовы потрудиться, поработать, не лениться

Чтобы знанья за урок, каждому пошли бы впрок!

Величаво и гордо стоят терриконы. Горы шахтерские – близкие, туманные, пепельно-серые, крутоверхие, красновато-бурые, продолговатые, остывшие, словно гигантские шлемы.

Летом – обожжённые палящим солнцем. Зимой - заснеженные, а если ветер сдует снег с вершины, то кажется, будто горы стоят по пояс в сугробах. Особенно красивы терриконы утром: издали бледно-сиреневые, лиловые. Ночью - сплошь в дрожащих огоньках, точно гора внутри раскалена и огонь пробивается то здесь, то там.

Многие терриконы стоят в донецкой степи не меньше века. Они видели вьюги и метели, иссушающий зной и грозные, как наводнение, ливни. Они окутаны голубоватыми дымками, словно легендами.

Низкий поклон им, вечным памятникам нелегкому

шахтерскому труду!».

    Работа над новым материалом

    Собери пословицу.

Всякая работа… надо труд любить.

Человек без ремесла… мастера хвалит.

Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.


Ты об умельце не слыхал,

Блоху который подковал?

Припомнив мастера того,

Скажи мне прозвище его.

5 букв (Левша)

Повесть Лескова называется «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и является русским сказом, в котором действует главный персонаж - Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога", и навсегда стал примером человека с "золотыми руками".

Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды.

Подумай, какими ремеслами занимались люди и кто такой народный умелец?

Народный умелец – человек, который занимается народным ремеслом.

Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Поговорим о некоторых «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха. В быту с древних времен использовалась глиняная посуда.

Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью. В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.



Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Кузнечное дело . О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.

Выдающийся земляк Алексей Иванович Мерцалов

кузнец и работник Юзовского металлургического завода

в 1895 году выковал пальму из одного рельса, что была

удостоена Гран-При и остается символом Донецкой области.

Кузнеческое дело в Донбассе процветает и прославляется до сих пор, молодые таланты дарят все новые кованые шедевры.

    Физкультминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

    Работа в группах.

1 группа - вылепите из пластилина (солёного теста, глины) посуду (чайный сервиз).

2 группа - на образце посуды (тарелочка), изготовленном из белого картона выполните роспись красками в народном стиле.

    Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

    Кто такой народный умелец?

    Какие ремесла вы запомнили?

    Какое из ремесел нашего края вам понравилось больше всего?

    Назови людей труда, прославивших наш край.

Продолжи предложения:

    Рукам работа - душе ……..;

    Не потрудишься - так и счастья …… .

error: Content is protected !!