Основы композиции в фотографии. Основные элементы композиции в фотографии - волшебство ведущих линий Что можно сказать о линии в композиции

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)

Композиционная целостность формы костюма предусматривает равновесие, то есть такое состояние формы, при котором все ее элементы и части сбалансированы между собой. Достижение равновесия в композиции в значительной мере обуславливается равновесным состоянием фигуры, которая по своей природе устойчива. Одним из основных условий равновесия фигуры является ее симметричность. Симметрия является одним из важнейших средств достижения единства и художественной выразительности композиции в костюме как оболочке симметричной формы фигуры человека. Симметрия костюма в его композиции определяется природной симметрией и функциональностью фигуры. В композиции костюма симметрия играет ведущую роль, она влияет на определение размеров и массы формы, распределение членений и деталей одежды. Следовательно, в композиции костюма человеческая фигура является фактором, предельно обуславливающим симметрию костюма, ибо ее симметрия – это симметрия ярусной сложности, убывающей или возрастающей кверху или книзу. Например, существует симметрия головы, лица, симметрия плечевого пояса и рук, симметрия грудной клетки, бедер, ног. В костюме, где форма задается фигурой человека и в какой-то степени является его оболочкой, элементы симметрии необходимо рассматривать в системе фигура – форма костюма». В этом случае структура костюма имеет ось, проходящую в области позвоночника человека. Это вертикальная ось симметрии как фигуры человека, так и костюма, на нее надетого. Плоскость симметрии проходит по центру фронтального силуэта и разделяет его на две морфологически равные части. Каждый из этих ярусов, обладая своей собственной зеркальной симметрией форм, обуславливает зеркальную симметрию форм одежды. Совмещение форм друг с другом происходит при условии отражения от некоторой условной плоскости. В этом случае формы остаются прежними, но левая и правая часть формы как бы меняются местами. На рис. 14 представлен пример симметрии классической зеркальной симметрии, или симметрии отражения.

Рис. 14. Классическая зеркальная симметрия

В костюме симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно появляющихся свойств композиции, определяющее состояние формы, это и средство, с помощью которого организуется форма, и, наконец, это наиболее активная закономерность композиции. Форма костюма рассматривается как процесс пространственного перемещения элементов в заданном направлении, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движения элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тождества, так и в отношениях различия. Тождественное расположение элементов относится к симметричным преобразованиям, асимметричная организация характерна для элементов формы, расположенных в отношениях различия. Под симметрией в костюме понимается равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части. Асимметрия как понятие, противоположное симметрии, снимает условие равенства двух частей между собой. Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма связано с его назначением. В повседневной верхней одежде наиболее часто встречается симметричное расположение деталей и частей формы. В нарядной одежде асимметрия дает более динамичные, выразительные в художественном отношении формы. Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии. Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов [Основы теории проектирования костюма, 1988].

В структуре костюма преобразование переноса наблюдается в геометрически одинаковых формах разных периодов моды. Перенос – операция, наиболее характерная для орнамента. В структуре костюма это преобразование наблюдается в геометрически одинаковых формах разных периодов моды.

В проектировании одежды принцип симметрии параллельного движения можно использовать на стадии эскизных поисков как принцип объединения различных изделий в сложные системы комплекта, ансамбля, коллекции. Поворотное равенство удовлетворяет условию поворота исходной фигуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Поворотная симметрия в костюме рассматривается относительно пространства и плоскости. Поворот в пространстве совершается вокруг вертикальной оси и характеризует идеально геометризированные формы костюма. Поворот в плоскости можно наблюдать в изображениях модного костюма, которые показывают пластические возможности силуэтов, их динамику, повышают эмоциональное восприятие костюма. В костюме винтовая симметрия проявляется в распределении драпировки платья, ремешков обуви, в характере причесок.

Рис. 15. Поворотная симметрия

Для устоявшихся, спокойных периодов в развитии костюма наиболее характерно применение групп симметрии классической и подобия, а в периоды смены форм появляются элементы группы аффинной симметрии. В костюме преобразование аффинной симметрии – сжатие – идентично укорочению частей одежды – лифа или юбки. Если за плоскость сжатия в лифе принять, например, уровень плечевого пояса, а за исходный эталон – длину до уровня талии и задать форме движение снизу вверх, то вновь получаемые формы до уровня груди будут являться функцией преобразования сжатия. Предельными уровнями сжатия здесь будут уровни груди и плечевого пояса. Преобразованию сдвига могут подвергаться в костюме все формы. Для получения новой геометрической формы костюма намечают плоскость сдвига, величину и направление сдвига. За плоскость сдвига в лифе принимают плоскость, проходящую по линии талии, а в юбке – плоскость, на которой стоит фигура. Величина сдвига зависит от назначения одежды. В нарядных формах она максимальная, в повседневных значительно меньше. Геометрическое изображение этого преобразования показывает, что при определенных значениях угла сдвига можно получать очень динамичные силуэты и формы, особенно нарядных платьев.

Криволинейная симметрия в костюме возникает в периоды его развития, известные своей искусственностью (каркасные конструкции, деформация пропорций фигуры человека), напряженностью, когда спокойных средств оказывается недостаточно для выражения состояний. Для геометрических моделей преобразования сдавливания служат исторические прототипы двух форм. Первая форма – это форма одежды на фигуре с так называемой осиной талией, которая достигалась деформацией тела корсетом. Вторая – это формы одежды на фигуры, уплощенные в профиль, которые были модны в 1920-х и 1960-х годах.

Преобразование изгиба объединяет все формы костюма в периоды лордических типов модной осанки фигуры. В истории костюма эти типы объединяют символом латинской буквы S . Крайними проявлениями изгиба в форме костюма в истории моды были костюмы эпохи готики, стиля модерн. Наиболее типичным примером криволинейной симметрии является геометрия форм костюмов 1900–10-х годов стиля модерн, с изгибом фигуры в области талии, с одновременным поворотом грудной клетки и головы в сторону опущенного плеча. Этот эффект усиливался расположением шарфов, шлейфом, дополнениями, цветовыми аспектами. Живописные формы одежды этих периодов являются право-левым пределом возможного пластического изгиба фигуры в костюме. В настоящее время эффект пластического сагиттального изгиба достигается не только движением фигуры, но и формообразованием, кроем, расположением дополнений.

Преобразования слома присущи формам, расчлененным на составляющие и располагающиеся на одной или нескольких осях, а также соответствующей пластике силуэтов, заданной сложными движениями фигуры. Слом в костюме проявляется как раздробленность формы воланами, сборками, разрушающими монолитность формы, что можно увидеть на рис. 16, или резкое изменение силуэтной формы. Дробная пластика измельченных силуэтов наиболее характерна для преобразований слома криволинейной симметрии. Исторически такие формы бытовали в 1840–50 гг., а также наблюдаются в рекламных плакатах и буклетах современной моды.

Рис. 16. Криволинейная симметрия в формообразовании костюма (слом)

Механизм смены симметрии в костюме происходит следующим образом: сначала меняется пространственная постановка формы, то есть модной становится специфическая постановка фигуры, создающая модный силуэт. Постановка фигуры зрительно создает пространственную ось будущей формы. Затем происходит перераспределение композиционных элементов. Намеченное осанкой движение зрительно закрепляется смещением декоративных и психологических акцентов. Появляется ассортимент модных дополнений и украшений. Так, к 1840 году в моде появились шали, спускающиеся на спину. На следующем этапе изменяются отдельные части формы костюма, преобразуясь за счет сдвига оси симметрии. Соответственно располагаются отделочные элементы и дополнения, которые укрепляют форму в ее перемещении назад. К 1860 году вся структура формы преобразуется по принципу операции сдвига. Становится единой пластика платьев, юбок, пальто. На рис. 17–23 представлены основные проявления разновидностей симметрии в формообразовании костюма.

Рис. 17. Преобразования аффинной симметрии: растяжение и сжатие

Рис. 18. Преобразование сдвига в костюме

Рис. 19. Криволинейная симметрия: кручение

Рис. 20. Симметрия подобия «операция К»

Рис. 21. Симметрия подобия «операция L »

Рис. 22. Криволинейная симметрия
сдавливания

Рисунок 23. Простой изгиб

В использовании асимметрии в костюме можно выделить два принципиально различных композиционных приема: скульптурный и графический. Скульптурный прием формообразования чаще применяют в композиции костюма для праздничной одежды. При графическом приеме асимметрия проявляется на плоскости, не добавляя ничего к силуэту, оставляя его симметричным.

В костюме асимметрия означает сложную зависимость в пространственной организации элементов формы, отсутствие простых видов симметрии. Асимметричное начало в симметричной форме костюма обнаруживается в композиции дошедших до нас образцов народного костюма. Это, например, косая застёжка в рубахах – косоворотках, асимметричное расположение застёжки, вышивки, составных частей корпуса в марийских и русских народных рубахах, асимметричный узел на поясе и т.д. При симметричном покрое японского кимоно рисунок на нем всегда асимметричен, следовательно, асимметрична и его цветовая композиция. Асимметричность застежки костюма, порождённая функцией, является одним из главных моментов организации асимметричной композиции костюма в целом. Асимметрия в костюме существует на прочной симметричной основе. Благодаря этому сохраняется формообразующая, симметричная по своей сути схема фигуры. Асимметричное начало в симметричной форме костюма может получить развитие не только благодаря создающим асимметрию дополнениям, но и в результате асимметричности покоя, применения асимметричных деталей. Асимметричные акценты в композиции костюма могут образовываться и с помощью цвета, фактуры. Их значительность при этом может быть разной. Асимметричность композиции в костюме решается путем внутренних членений без изменения общей симметричности формы. Происходит внутренняя разработка формы. Роль уравновешивающего элемента в этом процессе могут играть и конструктивные линии (линии покроя), приемы обработки поверхности (внутренняя обработка). Асимметрия основывается на сложном соотношении закономерностей, в совокупности приводящих к композиционному равновесию.

При рассмотрении структурных отношений в форме модного костюма существенными становятся структурные уровни, которые расчленяют форму в горизонтальном направлении и могут служить основанием для выбора горизонтальной плоскости симметрии [Петушкова, 1999]. Наиболее типичными примерами преобразований симметрии с осями третьего, четвертого и т.д. порядков при соответствующих элементарных углах поворота на 120 0 , 90 0 , 60 0 и т.д. могут служить формы юбок, содержащие одинаковые клинья: двух-, четырех-, шести-, восьми-, десятишовные и т.д. Исходными элементами формообразующего ряда будет форма клина и порядок оси вращения.

Преобразования криволинейной симметрии в горизонтальной плоскости сечения костюма прямого силуэта дают интересные примеры ассоциативных символов силуэта. Прямоугольный геометризированный силуэт часто сопровождается более конкретными названиями, вызывающими ассоциации с характерными особенностями предметов: карандаш, тюбик, пенал, для которых важной является характеристика сечения формы по горизонтальной плоскости на уровне линии груди. Силуэт «карандаш», представленный на рис. 24а, в сечении изображается в виде шестигранника. В костюме формообразование изделий силуэта «карандаш» достигается за счет вертикальных рельефов, расположенных достаточно близко к центральной линии. Боковые швы придают изделию более четкую форму. На рисунке 25а представлена модель женского костюма (жакет и платье) полуприлегающего силуэта. Геометрическая форма приближена к силуэту «карандаш», так как формообразование жакета достигнуто за счет среднего шва спинки и рельефов на полочке (и спинке). Для получения силуэта «пенал» (рис. 24б), сечение которого приближено к прямоугольнику, вертикальные рельефы располагают ближе к боковой части фигуры. Наиболее характерным ассортиментом швейных изделий силуэта «пенал» являются уплощенные мужские пиджаки с подкройным бочком. На рисунке 25б представлена модель мужского костюма из ткани «шотландка». Пиджак прямого силуэта «пенал», умеренного объема. Женское демисезонное пальто на рис. 25в прямого уплощенного силуэта «пенал», умеренного объема. Формообразование силуэта достигается за счет подкройных бочков. а – женский костюм силуэта «карандаш»;
б, в – мужской костюм и женское пальто силуэта «пенал»

Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения . Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.

Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании - что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!

Линии - как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом - стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов - так что например увидев гору из камней на строительной площадке - Вы в первую очередь воспримите ее как гору , то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров - не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент "выделение краев " в Фотошопе - действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии - подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя - на них.

Одна из самых важных линий в фотографии - линия горизонта .

Горизонт на море - обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его - не допуская "завала" горизонта (если только косой горизонт - не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так... Это связано с тем, что вода в покое - всегда имеет совершенно "горизонтальную" поверхность. Если же Вы фотографируете горы - то ошибка в немного "заваленном" горизонте - будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку...

Линия горизонта. Наведите курсор мыши на изображение, чтобы сравнить нормальный и "заваленный" горизонт. Во втором кадре море как будто утекает куда-то в право... Хотя отклонение от истинной горизонтали - всего 2 градуса.

Особенно сложно выровнять горизонт - имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор - при этом бывает сложно понять - где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.

Кадр без линии горизонта . Установить линию горизонта в подобном кадре может быть не просто, так как горизонт в общем - то не виден. Но в данном случае - можно ориентироваться на вертикали деревьев. Да и в целом в подобных кадрах - выравнивание по горизонтали - имеет меньшее значение, чем в кадре с морским горизонтом.

Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета - могут мешать при построении композиции, особенно - если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны - они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.

Линия конденсационного следа самолета как часть композиции при фотографировании неба.
Some rights reserved by Rob the moment

Свойства линий, Формы линий композиции изображения

Если Вы видите вертикальную линию - то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия - наше восприятие говорит нам - что на силы, действующие на эту линию - равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе - поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.

Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны - то подсознательно начинаем думать - что она изогнута под дейсвием неких сил - воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна - то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.

Линия - отклонившаяся от вертикали или горизонтали - воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой - считается линия наклонившаяся на 45 градусов.

Извилистый, линии, извитые подобно букве S - могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми - в зависимости от конкретной формы. Например - слегка изогрутая "гармошкой" линия, расположенная вертикально - вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение - словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии - это, например - линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.

Линии - диагонали

Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.

Композиция с диагональю. Динамика ощутима.
Some rights reserved by pierre bédat

В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна... Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма "мирные", уравновешенные композиции с использованием диагоналей.



"up" from Mikelo

Изогнутые линии, «линия красоты»

Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).

В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.

В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно - и всему красивому. При этом достаточно - даже намека на такую форму линии.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи и одна из возможный "линий красоты" этого эскиза.

Активные линии изображения

В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке - эти линии называются «ведущими».

Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.

Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.

Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.

Активные линии и активные точки на портрете. Линии показывают "маршрут путешествия" человеческого взгляда по портрету, темные участки - точки остановки внимания.

В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?

Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом... а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).

Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра , но это несколько иная тема...

Один из самых лучших примеров ведущих линий это пирс. Он привлекателен не только своими линиями, но и тем, что причал неизменно связан с наличием водоема. Можно создавать различные образы в зависимости от дополнительных элементов вблизи объекта.

Дороги и коридоры также представляют собой отличный пример ведущих линий. Они привлекают зрителя в область архитектурной тематики.

Для ведущих линий не всегда характерно множество параллельных линий. Иногда вам придется импровизировать, работая с тем, что у вас есть. Например, штурвал лодки, которая направлена в Тадж-Махал, как на фотографии выше. Линии плавсредства собираются в одной точке, образуя стрелу. Они практически указывают зрителю на главную часть в изображении.

Ведущие линии не всегда очевидны. Особенно в природе, хотя и в застроенном мире такое тоже встречается. Линии могут быть тонкими, едва заметными. Вы можете выявить их, наблюдая за узором из элементов, которые выстроились в ряд. Это могут быть камни, ручьи или просто объекты подобной формы.

При использовании длинной выдержки во время съемки движущегося объекта часто возникают ведущие линии. При этом энергия движения становится еще более выразительной, когда объекту при передвижении сопутствует размытие.

Не всегда ведущие линии следует начинать от центра изображения. К тому же попробуйте разместить их на фотографии, применив правило третей. Примеры таких изображений распространены в большей степени, чем вы думаете. Просто попрактикуйтесь, чтобы научиться их замечать вокруг себя.

Может случиться, что вы не сразу обнаружите ведущие линии. Иногда вы обращаете на них внимание, когда уже сделали снимок. К примеру, вот эти кадры в гавани Сиднея и Мельбурна. Движения парома на одном изображении и парение облаков в другом, это элементы, которые фотограф не планировали. Но кадры оказались очень удачными.


Видео : Ведущие линии , как основа композиции в изображении

Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентировать­ся на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.

Направление

Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы восприни­маем образ.

Горизонтали

Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жиз­ни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.

Вертикали

Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные гори­зонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси.

Диагонали

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воз­действие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому со­общают изображению энергию и ощу­щение глубины.

Сходящиеся линии

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение зна­чительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изобра­жение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.

Использование направляющих линий

Классическая композиционная техника подразумевает использование диаго­налей или сходящихся линий, позво­ляющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природно­го окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, - не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привле­чения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоя­тельно, чтобы создать более загадоч­ную или графическую композицию.

error: Content is protected !!