Отношения обломова и ольги. Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: взаимоотношения, разрыв героев

/ / / Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской (по роману Гончарова «Обломов»)

Роман « » стал венцом творчества великого русского писателя И.А. Гончарова. Над своим детищем автор трудился долгие десять лет, оттачивая каждую строку, каждую сцену, доводя ее до идеала. Проблемы, которые Гончаров поднимает в своем произведении, не утратили свою актуальность и в наше время. Именно поэтому мы с удовольствием читаем этот великий роман.

Основа сюжета романа «Обломов» заключается в драматических взаимоотношениях главного героя и Ольги Ильинской.

Главный герой произведения - - классический представитель российского дворянства середины 19 века. Обломов ведет достаточно инертный образ жизни. Практически все свое время он проводит лежа на диване, погруженный в мечтания. Чтение книг и газет, Илья Ильич считает пустым занятием, на которое не стоит тратить время. Так бы и жил Обломов, если бы в один день к нему не приехал друг детства – Андрей Штольц. Андрей был полной противоположностью Ильи Ильича. Жизнь так и била из него ключом. Штольц был возмущен таким образом жизни своего друга, поэтому он решает вытащить его из постели и заставить жить по-настоящему.

Друзья начинают посещать различные светские мероприятия, обедать в ресторанах, бывать в театре. В один из дней знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Это знакомство пробудило в Обломове чувства, которых ранее не было. Илья Ильич признается девушке в любви. В свою очередь Ольга понимает эти чувства, как долг по спасению человека. Ведь эти отношения были спровоцированы Штольцем и Ильинской ради спасения Обломова.

Нужно сказать, что справилась со своей ролью отлично. Обломов «просыпается». Он сбрасывает свой домашний халат, просыпается в семь утра, ведет активный образ жизни. По словам Гончарова, Илья Ильич в этот момент проявил свои лучшие человеческие качества.

Обломов переживал «поэму изящной любви». Под чутким руководством Ильинской он наверстал упущенную жизнь. Он проявлял интерес к газетным статьям, иностранной литературе. Правда, Гончаров говорит нам, что Обломов усвоил только то «что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги. Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Жизненные проблемы и хлопоты (строительство дома и дороги в родной деревне) не давали покоя Илье Ильичу. Со временем Обломов начал терять уверенность в своих силах, а вместе с ними гаснут чувства к Ольге. Теперь любовь для Ильи Ильича определенный долг. Именно поэтому герои романа вынуждены расстаться.

Обломов находит свое счастье в доме Агафьи Пшеницыной, которая смогла окружить главного героя необходимым уютом и заботой. Смогла возродить для него родную Обломовку. А Ольга вышла замуж за Штольца.

По моему мнению, любовные чувства Обломова и Ольги были обречены с самого начала. Если Илья Ильич отдавался им полностью, то в действиях Ильинской мы видим холодный расчет. Единственное, что было нужно Ольге – изменить Обломова. Именно будущего Обломова она и полюбила. О чем и сказала Ильи Ильичу в момент их последнего разговора. Обломову в свою очередь нужна была забота и душевное спокойствие, которое он нашел в доме Пшеницыной.

Илья Ильич и Ольга были совершенно разными людьми со своими идеалами и ценностями. Именно поэтому их пути разошлись.

С 1847 г. обдумывал Гончаров горизонты нового романа. «Обыкновенная история» явилась первой частью трилогии, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман «Обломов», спустя еще десять лет был напечатан «Обрыв».
В романе «Обломов» Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. Но это не комический герой (вспомним гоголевского Манилова). Есть, несомненно, черты трагизма в образе Обломова. Дело в том, что Обломов – человек удивительной душевной чистоты, тонко чувствующий красоту, не способный к фальши. Таким он, например, предстает в своих отношениях с Ольгой Ильинской.
Вся история любви Обломова к Ольге – самопожертвование. Он влюблен в нее по-настоящему, и разрыв с ней – его самое сильное потрясение, а потом – самое тяжкое воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не погибла, что ее судьба устроена. Ведь с самого начала Обломова тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ей материального благополучия, что его «обломовщина» погубит и ее. Вот тогда, в тревоге за любимого человека, а не для каких-то своих выгод, впервые становится Обломов активным. Активным во вред самому себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решительность, нашлись нужные слова, когда дело дошло до главного, до сокровенного. Это мгновенное преображение героя просто удивительно. Оно еще резче отделяет «обломовщину» от обломовской человечности и способности к самопожертвованию.
Эти живые силы характера пробуждает в Обломове именно Ольга. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет напряженной духовной жизнью, полна благородных стремлений принести людям добро. Ольга полюбила Обломова и проникнута решимостью извлечь этого доброго человека из обломовской трясины. И она не щадит усилий, чтобы осуществить свое намерение.
Но если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Ведь Штольц поставил перед ней задачу (еще до ее знакомства с Обломовы) – поднять с кровати лежебоку и вытащить его в свет. Ольга даже в минуты увлечения не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц. В итоге любовь Обломова и Ольги, ярко вспыхнув, быстро увядает.
Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.
Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.


7. Список использованной литературы

Обломов и Ольга

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, - они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»... Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и - не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:

«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»

И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уж давно умер».

Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:

«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»
«Есть, - отвечает Илья. – Обломовщина!»

«Обломов» - центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Автор писал его более 10 лет, постепенно оттачивая свое мастерство, свой слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах, поэтому мы не перестаем восхищаться этим произведением и по сей день.

Сюжетную основу «Обломова» составляет история драматической любви главного героя – дворянского интеллигента, помещика Ильи Ильича Обломова к Ольге Ильинской.

Главным в романе стал вопрос о том, что погубило его героя, наделенного от природы «пылкой головой, туманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов» и «всеобщих человеческих скорбей» душою. Почему ни дружба, ни сама любовь, на время преобразившая было Илью Ильича, не смогли победить его жизненную апатию?

Обломов ведет бездеятельную жизнь, он ничем не интересуется, не читает ни газет, ни книг. Илья Ильич всегда дома, в кровати. Его лежание – это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, поэтому он так горячо протестует против всех попыток поднять его с кровати. Но вот приезжает друг детства – Андрей Иванович Штольц, жизнь которого кипит действием. Штольц пытается вытащить Обломова из постели: возит его в гости, заставляет читать. Он же знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской. В Обломове просыпается человек, наделенный необыкновенно сильными чувствами, - слушая, как Ольга поет, он испытывает потрясение. Подлинно человеческая потребность любить захватывает душу героя. Он признается Ольге в любви. Ольга же, называя свою любовь к Илье Ильичу долгом, поясняет: «Мне как будто бог послал ее… и велел любить». Ольга является «путеводной звездой, лучом света» для Обломова, ангелом, то оскорбленным непониманием, готовым удалиться, то вновь приверженным своей миссии духовного воскресителя Обломова.

Высокая миссия Ольги на время вполне удалась. Сбросив вместе с халатом свою апатию, Илья Ильич ведет достаточно активный образ жизни, благоприятно отразившийся на его, прежде сонном, облике: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появлялись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».

Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет, по мысли Гончарова, свои лучшие качества. Замечая в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять все, от чего отстал давно», Гончаров вместе с тем уточняет: «Он усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах и довольно прилежно, благодаря настойчивости Ольги, следил за текущей иностранной литературой. Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Практическая сторона жизни (постройка дома в родной Обломовке, проведение дороги из нее в большое село и т.п.) продолжает тяготить Илью Ильича. Сверх того, его начинает преследовать неверие в свои силы, а с ним - и в чувство Ольги, наконец, в возможность реализовать в жизни идеал любви и семьи. Постепенно «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность», «праздник любви отошел», она «в самом деле становилась долгом», «начинала линять, терять радужные краски». Герои расстаются, и Обломов возвращается к своему прежнему образу жизни, но живет он теперь не один, а со своей женой Пшеницыной Агафьей Матвеевной.

Что же не позволило Обломову воплотить в жизнь подлинный идеал любви, который открылся ему после знакомства с Ольгой Ильинской? Я считаю, что не только личные слабости Ильи Ильича и идиллистическая «обломовщина» повинна в этом. Для Гончарова любовь – святое чувство. Его мысль о том, что «любовь с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней столько всеобщей неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении», вложена в уста Штольца. В письме к С.А.Никитенко автор признается, что верит «во всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности… »
Но с развитием произведения надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией. После выхода романа Гончаров констатировал: «… между действительностью и идеалом лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да и едва построится когда». Таким образом, одной из причин изображенной в романе драмы является бездуховное общество того времени, которое «никуда не годится».

Крайне тяжело перенесенный обоими героями крах их любви изображен Гончаровым как не случайная, а уготованная человеку судьбой, и поэтому общезначимая драма. Илья Ильич навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги и их любви, и героиня не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.


Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обломов и Ольга Ильинская [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Проблематика отношений Обломова и Ольги Ильинской.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев.

Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".

Гончаров как бы вводит читателя в роман. С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов.

В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы.

"Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу".

Гончаров создает полный образ героя. Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова.

"Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".

Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова не только при помощи иллюстрации интерьера, но и посредством отношений с Ольгой Ильинской.

Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "посовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.

Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.

В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".

Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.

Перед нами самый самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:

1. Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.

2. Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель.

При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова.

error: Content is protected !!