Рациональное использование времени. Бережное отношение ко времени

Приложение 2

Приложение 1

Режим – основное условие эффективности

умственной деятельности студента

Учиться прилежно еще не значит учиться хорошо. Эффективность умственной деятельности студента определяется теми условиями, в которых она протекает.

Наличие режима – первое основное условие эффективности умственной деятельности.

Режим включения в себя:

Рациональное использование времени для своего развития,

Чередование труда и отдыха, учебной и внеучебной работы,

Соблюдение правил гигиены,

Заботу о здоровье.

Общие требования к режиму:

Режим дня должен отражать режим физиологических процессов, происходящих в организме, и характеризоваться прежде всего четкой ритмичностью, повторяемостью;

Режим должен касаться всего образа жизни студента, а не только регулировать его умственную деятельность;

Основная задача режима – поддерживание высокого уровня работоспособности студента, борьба с утомлением, недопущение перегрузок;

Режим должен видоизменяться в крайних случаях: болезнь, окончание учебы, экзаменационная сессия, но и в этих случаях нужен новый режим.

При составлении режима дня, при определении времени для самообразовательной и самостоятельной работы крайне важно учитывать период устойчивых колебаний работоспособности. В течение дня она меняется несколько раз:

Утренний пояс времени – наиболее плодотворный период (с 8 до 13 часов). Максимум работоспособности и высокой продуктивности коры больших полушарий падает на время с 8 до 11 часов 30 минут, затем показатели снижаются.

К 16 часам работоспособность вновь поднимается и держится 2-3 часа. Затем в вечерние часы опять падает.

Третий пик работоспособности (хотя и сравнительно низкий – 50-60 % от утренних часов) падает на период с 20 до 22 часов (данные М.В. Антроповой).

При составлении режима должны учитываться, безусловно, и индивидуальные способности организма. Соблюдение режима, выполнение плана обеспечат наиболее высокую производительность труда.


Деловой стиль нужен не только в работе, но и в учении. Деловитость включает в себя организованность и умение беречь время.

Народная мудрость издревле считает, что «время дороже золота», «час учение в юности стоит года сидения за книгами в зрелости».

«Студент цейтнот» испытывает каждый:

Учеба занимает 8-10 часов в сутки,

Нужно выкроить время для культурного отдыха, занятий спортом, чтение литературы, общения и т.д.

Как разумно использовать время?

Часть студентов все внимание уделяет учению, забывая обо всем. Но этот путь чреват потерей здоровья, падением работоспособности.

Некоторые студенты пытаются работать рывками, то расслабляясь, то напрягаясь до предела. В результате тоже происходит перенапряжение, возникают срывы и т.д.


Регулярные нагрузки – необходимое условие рационального использования времени. Для этого необходимо:

Научить планировать свой рабочий день, время, выделяя самое главное, необходимое, что надо сделать во что бы то ни стало;

Планировать учение и отдых в единстве и взаимосвязи, планировать учение не только ради получения знаний, а ради подготовки себя к профессиональной деятельности;

Постоянно выявлять резервы времени, находить потери его;

Принимать меры, чтобы эффективно использовать каждую минуту;

Научиться сосредотачивать свои силы в решающий момент для преодоления трудностей;

Искать причины своих неудач, не допуская их впредь;

Не браться за несколько дел одновременно, сначала сделать одно, потом приниматься за другое;

Выработать в себя привычку делать все качественно. Лучше вообще не делать, чем делать кое – как. Всякая «халтура» развивает недостатки.

Классный час «Цена минуты»

Цели:

1.Расширение кругозора учащихся.

2.Воспитание бережного отношения ко времени.

Ведущий (учитель). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз

И он не станет говорить

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы.

Диктуют время нам часы.

Диктуют так:

Тик-так, тик-так.

1-Й УЧЕНИК.

Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид часов был разным. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько утекало воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены и песочные, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний сосуд. На Руси такие часы называли склянками, т.к. делались из стекла.

Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда пошло выражение «битый час».

Учитель .

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

(прослушивание записи боя курантов)

Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, т.е. проводить без пользы. Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно, для дела каждый час, каждую минуту. Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минут складываются часы, дни, годы.

2-й ученик.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь, без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута. Что же делают в нашей стране за минуту?

3-й ученик.

С виду он обычный ящик,

Но – волшебник настоящий,

Живет в нем вся Вселенная,

Хоть вещь обыкновенная.

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час

Кинофильмы вам покажет-

Есть у каждого из вас

(телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров

4-й ученик

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(холодильник)

Холодильник – помощник человека. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников

5-й ученик .

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(автомобиль)

Разные автомашины выпускаю наши заводы – грузовые, легковые, большие, маленькие. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.

1-й ученик.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых –

Все края тебе открыты

На страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7-8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг?

Сосчитаем: 7*60=420 книг (только для вас, ребята), а всего:

45*60=2700(книг)

2700 – это же библиотека!

2-й ученик.

Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

3-й ученик.

А часов? Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других! Каждую минуту заводы делают 77штук

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 млн. рублей. Вот сколько стоит минута.

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Проводится соревнование, например, чтение (количество слов в минуту), решение примеров (пишут только ответы

2-й ученик.

Часы ведут секундам счет

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год –

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек! (С. Баруздин)

3-й ученик.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи….

И редкий минерал,

Который до сих пор еще

Никто не открывал.

В минуту открываются

Ракеты от Земли.

Но чтобы в дальний Космос

Они лететь могли-

Ученые отдали

Десятки лет работе

И с детства космонавты

Мечтали о полете.

Пускай минута коротка,

Пусть очень быстро мчится!

Большая, смелая мечта

В ней может уместиться!

4-й ученик

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Негруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

И положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о времени

(Ученики называют их)

Надо уметь ценить свое время и время других. Запомните хорошее правило:

Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на уроки, сколько на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и т.д.

Распредели свой день

Пораньше ложись спать и пораньше вставай

Утром делай зарядку

Уроки учи не сразу как пришел из школы, а через час-два

После школы отдохни на свежем воздухе

Уроки делай днем

Поздно вечером не занимайся, т.к. мозг уже устал

Сначала делай уроки потрудней

Посещай секцию, кружок

Помогай родителям по хозяйству.

Дни приходят к нам как замаскированные друзья, принося бесценные дары от неведомой руки; но если мы не пользуемся их приношениями, они молча уходят и никогда уже не возвращаются. Каждое последующее утро приносит нам все новые и новые дары, но если мы не сумели воспользоваться теми, которые были принесены вчера и третьего дня, мы делаемся все менее способными пользоваться ими, пока, наконец, способность оценивать их и пользоваться ими не исчезает совсем.

Время – это сырой материал, из которого мы можем делать все, что захотим

Те самые часы, которые вы беззаботно расточаете, в случае полезного использования могли бы обеспечить ваш успех. Какие величественные памятники созидались бы юношами, находившимися в неблагоприятных условиях, в подобные растраченные отрывки времени, которые совершенно не ценятся многими из нас?!

Майкл Фарадей вначале мог заниматься физическими опытами лишь в свободные часы, остававшиеся у него от занятия переплетным ремеслом. Гемфри Дэви приобрел известность, занимаясь физикой в свободные моменты на чердаке аптекарского магазина, в котором он служил. "Не существует никакого такого дела или занятия, - говорит Уитенбах, - которое не позволяло бы человеку уделять каждый день несколько времени научным занятиям своей юности".

"Ссылка на отсутствие времени для пополнения нашего образования, - говорит Матью Арнольд, - тотчас же окажется неосновательной, как только мы серьезно начнем исследовать наше распределение времени". "Как я заметил, - говорит Берк, - леность гораздо более заполняет время человека и менее позволяет ему быть своим господином, чем какое бы то ни было занятие".

Какой человек настолько занят, чтобы у него не находится ежедневно одного часа для пополнения своего образования? А между тем какие чудеса были бы совершаемы в "один час ежедневно"!

Один час ежедневно, отнятый от пустого времяпрепровождения и употребленный с пользой, дал бы человеку даже с заурядными способностями возможность вполне овладеть любой отраслью науки и сделал бы невежественного человека образованным по прошествии нескольких лет. В один час можно прочитать внимательно двадцать страниц, что составит в год свыше семи тысяч страниц или семнадцать больших томов. "Один час в день":

    в течение двенадцати лет больше чем уравновесит время, уделяемое для занятий в течение четырехгодичного курса в университете;

    может составить всю разницу между простым существованием и полезной, счастливой жизнью;

    может сделать и делал неизвестного человека знаменитым, полезным, благодетелем человечества.

Теперь представьте себе ту великую возможность, которая кроется в двух, четырех или даже шести часах в день, растрачиваемых бесполезно молодыми людьми обоего пола в беспокойной погоне за развлечениями и забавами!

Многие великие люди создали свою славу, пользуясь такими промежутками времени, которые большинством людей растрачиваются совершенно бесцельно:

    Гарриет Бичер-Стоу писала свою знаменитую книгу "Хижина дяди Тома" в промежутках между многочисленными хлопотами по хозяйству;

    Лонгфелло переводил "Ад" урывками по десять минут в день, пока варился его кофе, и продолжал так работать в течение нескольких лет до окончания работы;

    Гуго Миллер, усердно работая в качестве каменщика, находил время читать научные книги и записывать сведения, обнаруживаемые им на каменных глыбах, с которыми ему приходилось иметь дело;

    Берне написал многие из своих наилучших поэм в то время, когда работал на ферме;

    Линкольн изучал право в свободные часы, когда занимался межеванием, а начальные ступени прошел безо всякой помощи в то время, когда охранял товарный склад;

    Джон Стюарт Милль написал значительную часть своих наиболее известных произведений во время службы клерком в Ост-Индской компании;

    Чарльз Фрост, знаменитый сапожник из Вермонта, решил посвящать один час в день научным занятиям и в результате сделался одним из самых выдающихся математиков в Соединенных Штатах, приобретя, сверх того, завидную известность и в других областях знания.

Великие люди всегда были очень экономны по отношению ко времени :

    Цицерон говорил: "То время, которое другие посвящают зрелищам и развлечениям или даже умственному и телесному покою, я отдаю на изучение философии";

    дни Александра Гумбольдта так были заняты разными делами, что он занимался наукой по ночам или ранним утром, когда другие еще спали;

    Гладстон постоянно носил в кармане книгу с той целью, чтобы какой-нибудь непредвиденный свободный момент не пропал у него напрасно.

Каким укором является такая жизнь для множества молодых людей обоего пола, которые тратят напрасно целые месяцы и даже годы!

Время - деньги. Мы, конечно, не должны слишком скряжничать с ним, но не должны и тратить напрасно часов, как не разбрасываем денег. Хорошо было сказано, что утраченное богатство может быть снова приобретено деятельностью и бережливостью, утраченное знание - учением, утраченное здоровье - воздержанной жизнью и чтением; но потерянное время уходит безвозвратно. При потере часа, - как она ни дурна сама по себе, - хуже всего не сама потеря времени, а расточение жизненной силы, характера в безалаберной жизни. Вследствие лени нервы как бы "ржавеют".

Каждый день есть маленькая жизнь, а вся наша жизнь - лишь повторенный день.

Цель.

  1. Закрепить заранее изученный материал по математике.
  2. Расширить знания детей о времени, воспитать бережное отношение ко времени.

Задачи :

  1. Закрепление вычислительных навыков, знание таблиц умножения, умение решать задачи, используя действие умножения.
  2. Формирование представлений о времени, единицах его измерения, систематизировать единичных отношений между мерами времени.
  3. Развитие внимания, мышления, общей культуры.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентации учителя и учеников в Microsoft PowerPoint,
  • буклет – презентация «Режим дня» в Microsoft Publisher,
  • задания на карточках для работы в парах и в группах,
  • модель часов,
  • песочные часы.

Ход урока

Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Презентация . Слайды 8 – 14

  1. Напиши число, которое стоит между числами 879 и 881.
  2. К 8 сотням прибавьте 4 единицы.
  3. Напишите число, которое состоит из 6 десятков и 3 единиц.
  4. Число 140 увеличьте на 7.
  5. Делимое 72, делитель 8, найдите частное.
  6. Первое слагаемое 780, второе слагаемое 2. чему равна сумма этих чисел.
  7. Чему равно делимое, если делитель равен 7, а частное – 8?

Проверим выполненное задание : 880. 804, 63, 147, 9, 782, 56. Презентация . Слайд 15.

Теперь расположите данные числа в порядке возрастания. Презентация . Слайд 16.

Проверим написанное: 9. 56, 63, 147, 782, 804, 880. Презентация . Слайд 17.

Работа по теме урока.

А теперь послушайте загадку:

  1. Без ног и крыльев оно, Слайд 18.
    Быстро летит, не догонишь его. (Время) Слайд 19.

Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются.

(Минута, час, век, сутки.)

Ребята, еще какие единицы измерения вы знаете? (Дети перечисляют знакомые единицы измерения).

Поднимите руку, кто сможет расположить их в порядке увеличения?

Тогда поработаем вместе.

(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час).

Ваша задача: станьте так, чтобы единицы времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.

Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы измерения.

Секунда, Минута, Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год. Секунда. Презентация . Слайд 20.

Остановимся на единицах измерения времени – сутки. Презентация . Слайд 21.

Что вы запомнили об этой единице измерения? (Сутки это 24 часа.)

Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким – либо числом.

А вы знаете, как их правильно произносить? Тогда предлагаю работу в парах.

На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30. Рядом с числами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Проверим (презентация . Слайд 22):

  • Одни сутки.
  • Двое суток
  • Пять суток
  • Тридцать суток

Игра.

- А теперь проверим, как вы усвоили таблицу умножения. Перед вами листы и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к разгадке тайны. Вы должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в клетку и закрасить ее. В конце игры вы увидите тайное изображение. Будьте внимательны: 1-й множитель всегда находится в левом столбике, а второй – в верхней клетке. Слайд 23.

9 * 5 5 * 1 8 * 7 3 * 9
7 * 9 2 * 7 8 * 3 5 * 5
7 * 1 1 * 5 5 * 9 3 * 1 3 * 5
2 * 5 2 * 3 5 * 4 4 * 5 5 * 3

Проверим, какой узор у вас получился: Презентация . Слайд 24.

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели. Презентация . Слайд 25.

Проверим: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Презентация . Слайд 26.

Физкультминутка. Презентация . Слайд 27.

Тик – так! Тик – так!
Ходят часики вот так!
Влево – шаг! Вправо – шаг!
Тик - так! Тик – так!

Задание 2. Слайд 28.

(16 часов)

Задание 3.

Поставь вместо звёздочек знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства. Презентация . Слайд 29.

Решение задачи. Презентация . Слайд 30.

Ежедневно второклассник читал 8 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

Геометрический материал.

1) Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Презентация . Слайд 31.

Сколько их?

2) Начертите квадрат со стороной 4 см. Проведите линию так, чтобы получить четырехугольник и треугольник. Презентация . Слайд 32.

Проверим: Презентация . Слайд 33.

Закрепление пройденного материала.

1. В какой строке только единицы измерения времени? Презентация . Слайд 34.

а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц

2. Закончите фразы: Слайд 35.

  • В году … месяцев.
  • В году … дней.
  • В году … зимних месяца: …,…, … .
  • В году … весенних месяца: …,…, … .
  • В году … летних месяца: …, …, … .
  • В году … осенних месяца: …, …, … .
  • … год кончает, а … начинает.
  • В месяце … недель.
  • В неделе … дней.
  • Самый короткий месяц в году - … .

3. Рассказ о часах.

1) Отгадывание загадки: Слайд 36.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

2) Задание: Слайд 37.

Сколько часов здесь нарисовано? (16 часов)

3) Ознакомление с видами часов: песочные, водяные, солнечные. Слайд 38.

4) Просмотр презентации « История часов», выполненной учеником Кругловым Егором.

5) Сведения о часах.

6) Просмотр презентации «Мой режим дня» , выполненной Ильиной Анжелой.

7) Беседа о бережном отношении ко времени.

Ребята, соблюдайте режим дня, научитесь жить по часам.

8) Раздача учащимся буклетов «Режим дня».

Итог урока.

1) Беседа.

Какое задание понравилось больше всего?

Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?

2) Отгадайте загадки:

1. Что возвратить нельзя? (Время) Презентация . Слайд 45

Что может в одно и то же время:
стоять и ходить;
висеть и стоять,
ходить и лежать?
(Часы)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
Презентация . Слайд 46

Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни) Презентация . Слайд 47.

Говорят, что абсолютный порядок в доме и здоровая психика его хозяйки - вещи совершенно несовместимые. Те, кто может позволить себе помощницу по хозяйству, с радостью делают это, а те, кто не могут, - проявляют изобретательность. Например, американка Марла Силли в конце 90-х придумала систему ведения домашнего хозяйства FlyLady, ставшую популярной во всем мире.

Для миллионов из нас

Своей системой американка сумела превратить женщин, непрерывно ползающих по дому с тряпкой, в порхающих по нему богинь, причем в абсолютной чистоте. «Целевая аудитория» FlyLady - работающие, занятые или не очень организованные представительницы прекрасного пола, которым не удается поддерживать постоянный порядок в своем жилище. Женщины, склонные класть на алтарь уборки все свои силы и свободное время, и все равно страдающие от чувства вины - ведь их быт так и не стал идеальным.

Как организована эта чудодейственная система? Сайты (англоязычные и переводные) содержат основные методические принципы, а ежедневная e-mail-рассылка побуждает хозяек к конкретным действиям. Сайт обещает, что подход к ведению хозяйства в духе FlyLady позволит всего за 31 день навести порядок в собственном доме и сформировать полезные привычки - такие, которые будут поддерживать его постоянно. Самоорганизация и самодисциплина - вот «киты», на которых держится настоящая «летающая леди».

Если вы хотите присоединиться к системе и стать «реактивной хозяйкой», вас ждут сайты: flylady.org.ua , flylady.ru , ladybee.ru и ЖЖ-сообщество flylady-ru.livejournal.com . Здесь есть описание базовых принципов FlyLady, задания на неделю, планировщики, e-mail-рассылка с заданиями на каждый день и форумы для общения единомышленниц.

Хотите поддержать российских домохозяек, вам на reellady.ru - ресурс, посвященный первой российской системе уборки - «Путь чистоты». На этом сайте сможете узнать об альтернативах FlyLady - системах «ПАЗ» и «Сияющий дом».

Как это работает?

Название Fly Lady - аббревиатура Finaly Love Yourself, переводится как «Полюби себя наконец». Легкость, получение удовольствия от работы, умение оставлять силы и время для себя любимой - вот чего добиваются «флаюшки» своей регулярной работой по дому. Вот их основные правила:

- никакого перфекционизма. Изнуряющая работа на результат и стремление к идеальному порядку развивают лишь ненависть к уборке и зачастую - желание любыми способами ее отложить. Генеральная уборка по выходным не имеет никакого отношения к FlyLady.

- четкое планирование. Первый помощник «летающей хозяйки» - домашний ежедневник, он же планировщик. Чем больше домашних и околодомашних дел вы будете продумывать и прописывать, тем лучше для вас.

- бережное отношение ко времени. Если почистить обувь сразу же по возвращении с улицы, это займет гораздо меньше времени, чем если отложить этот вопрос на несколько часов. То же относится к кухонной плите - проще отмыть ее сразу же после готовки.

- использование таймера. «Флаюшка» не работает на результат, ее задача не сделать, а поделать. Она засекает ровно 15 минут и наводит порядок в каком-либо одном месте. Когда таймер просигналил, уборка закончена.

- поддержание в порядке сначала хозяйки, а потом дома. Когда с самого утра хозяйка причесана, накрашена, одета так, что не стыдно в любой момент открыть входную дверь неожиданно пришедшим гостям, тогда и работа по дому делается быстрее. Потому что порядок дисциплинирует. Кроме того, автор системы Марла Силли рекомендует использовать для дома обувь на шнурках (в идеале - кеды). Потому что их сложно моментально сбросить и прилечь на диван.

- регулярность уборки. Система предлагает наводить порядок в доме ежедневно по 15 минут. На первый взгляд, этого совсем недостаточно, но регулярность творит чудеса! По FlyLady, дом разделяется на зоны (кухня, детская, прихожая, спальня), одна неделя посвящается только одной зоне. К выходным выбранная зона блестит, ведь суммарно на нее потрачено больше часа!

- создание островка чистоты - места, постоянно находящегося в идеальном порядке. FlyLady предлагает сделать таким островком кухонную раковину. Чистить ее нужно каждый день, пока она не успела стать грязной (чистить даже чистое!). Так формируется любовь к работе по дому, поднимается настроение и появляется мотивация сделать чистым весь остальной дом.

«Флаюшки», как их ласково называют в России, имеют свою уникальную терминологию:

Ритуалы (в других переводах - «рутинки» ) - ежедневная работа по дому, которая заносится в специальный список. Первоначально он может состоять из двух-трех пунктов. Постепенно список будет дополняться и поможет наиболее рационально использовать время. Главная рутинка - вечерняя: слегка убрать в квартире, чтобы она была готова к следующему дню, продумать завтрашний день (приготовить одежду, достать продукты для разморозки, заглянуть в свой планировщик и расписание ребенка), уделить время себе. Для особо уставших есть усеченный вариант: почистить раковину, приготовить одежду на завтра, почистить зубы.

Размусоривание - активная борьба с хламом. Квартиру можно сделать заметно чище, если выбросить 27 ненужных вещей (прочитанный журнал, одинокий носок, старую зубную щетку и т.д.). Размусоривание затрагивает и электронный хлам - ненужные файлы, e-mail- и смс-сообщения. Занимаемся этим по 5 минут в день до тех пор, пока есть что выбрасывать.

Горячие точки (хотспоты или хотпоинты ) - места, где вещи скапливаются с катастрофической скоростью. Например, прикроватная тумбочка, рабочий стол или столик в прихожей. Погасить хотспот - значит уделить пару минут разгребанию беспорядка на его начальной стадии, пока он еще не стал ужасающим.

Как я живу по системе FlyLady

Еще не будучи знакомой с системой «Флайледи», я уже разделяла основной ее принцип: отказ от идеализма. В моем доме был порядок. Практически полный. То есть пыль с монитора вытирал тот, кому она больше мешала, и пластиковые контейнеры организованно составлял на полку тот, у кого они вываливались. Поэтому я решила опробовать новую стратегию уборки и узнать, нельзя ли получить больший порядок за меньшие усилия. Оказалось, что не все правила системы удается с легкостью соблюдать, но те, которые мне понравились, действительно прижились. И теперь мой день (в соответствии с правилами FlyLady) выглядит примерно так. Поднимаюсь утром и… не надеваю обувь! У меня нет и никогда уже не будет этой западной привычки ходить по дому обутой, зато вот педикюр есть. Двухлетняя дочь его принимает на ура («Мама, какие у тебя красивые ногти!»), да и мужу люблю продемонстрировать. Здесь я точно в полете, вернее, в пролете.

Захожу на кухню. Уже с порога видно - раковина блестит. Эта привычка долго не хотела формироваться: мне трудно было заставить себя чистить что-то еще не грязное. А ведь если чистить раковину каждый вечер, она просто не успевает испачкаться! Поэтому я слегка протираю ее с чистящим средством.

Одежда ребенку в сад приготовлена. Воистину, делать все, что возможно с вечера - прекрасное правило! Согласно заветам FlyLady, с вечера кладу обед для мужа в ланч-бокс, с вечера собираю сумку в тренажерный зал. Я теперь даже кофе варю с вечера. Пять минут вечером берегут пятнадцать минут утром!

Хотпоинты - это моя большая гордость, потому что я смогла с ними справиться. Моей самой «горячей точкой» бардака было кресло на лоджии. Раньше я постоянно складывала туда высохшее белье (сохнет оно как раз рядом), и оставляла до момента глажки. Так оно могло пролежать и неделю, и десять дней. Теперь, по совету FlyLady, неглаженому белью выделено отдельное место в шкафу на лоджии, там оно не портит вид и мое настроение.

Хотпоинт на подоконнике, где постоянно копились упаковки с салфетками, витаминки, зубочистки, я ликвидировала. Полку в прихожей разбираю раз в 3-4 дня, пока не успевает окончательно забиться. Генеральную уборку отменила вовсе, потому что каждый день делаю какую-нибудь «мелочь» вместе с дочкой. Или разбираю завал без нее - правда, не за 15 минут, как рекомендуют флаюшки, а за 19 - ровно столько идут «Бременские музыканты».

Кухня - вот авгиевы конюшни моей квартиры. Отсюда можно выбросить не 27 вещей, а все 100. Вот двух- и трехлитровые банки, резиновые и металлические крышки к ним. Что они делают в моем доме, если я никогда не занимаюсь заготовками на зиму? Отправляю свекрови! Вот практически нетронутые упаковки печенья - даже не вспомню, кто их принес. В моей семье такое не съедается, а выбросить сразу - жалко. В мусорку безжалостно! Места в кухонных шкафчиках стало заметно больше всего за три минуты, плюс бонусы - случайно обнаруженные полкило кофе из Турции и упаковка сушеного инжира из Казахстана.

Размусоривание дается мне проще всего - в какой-то момент обнаруживаешь, что сегодня в доме всего пара мелких вещей на выброс, остальное - нужное, да и лежит на своем месте. Правда, периодически я даю слабину и выставляю на продажу то, что совсем нельзя выбросить, например, детские игрушки и одежду. Тогда вещи задерживаются в доме еще на пару недель.

А вот планирование - мой камень преткновения. Совсем не могу приучить себя записывать, держу все в голове, и какая-нибудь мелочь постоянно от меня ускользает. Например, забываю вовремя снять показания счетчиков - (все-таки гуманитарный склад ума никак не отменишь). В целом же квартира стала гораздо более чистой, при стойком ощущении, что я практически ничего в ней не убираю.

Лайфхакинг - относительно новое в Интернете сообщество смышленых ребят, которые упрощают жизнь себе и другим за счет несложных идей. Легко и просто отделяют желток от белка с помощью пластиковой бутылки или хитрым способом помещают на вешалки в шкафу больше вещей. Одним словом, это веселые и незаурядные советы на каждый день, призванные облегчить решение бытовых вопросов.

Здесь и сейчас!

Как любая теоретическая система, в переложении на практику FlyLady содержит более и менее применимые советы. Но каждая женщина точно сможет найти что-то полезное для себя. Например, для меня главная польза системы FlyLady - теория хотпоинтов. А если еще настойчиво несколько раз объяснить домашним, что одному не под силу разобрать то, что регулярно замусоривают трое-четверо, результат будет точно! Кроме того, система FlyLady напоминает: «Ваш дом стал грязным не за один день, и он не станет чистым за одну ночь. Маленькие шажки приведут вас к желаемому результату». За работу, летающие хозяйки!

error: Content is protected !!