Робин гуд история. Робин Гуд. Легенда Робин Гуда

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов - точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066-1072 годов.

Собственно, Пак - это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак - существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow - Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде - та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс - знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II - легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII-XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV-XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот - суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

Самый знаменитый персонаж средневекового эпоса - благородный разбойник Робин Гуд. О чем повествует легенда? В этой статье изложено краткое содержание. Робин Гуд, кроме того, является личностью, которая на протяжении нескольких столетий вызывает интерес историков, вдохновляет прозаиков и поэтов. В статье также приведены художественные произведения, посвященные предводителю лесных разбойников.

Баллады о Робин Гуде

Краткое содержание поэтического произведения шотландского фольклориста Роберта Бернса можно изложить в нескольких предложениях. Произведение поэта восемнадцатого века, в основу которого легла средневековая легенда, читать следует в оригинале. Легенда Бернса - образец поэтического романтизма. Главную роль здесь играет не сюжет, а литературный язык. Все же изложим краткое содержание.

Робин Гуд жил наперекор судьбе. Его прозвали вором лишь за то, что красть он не давал другим. Он был разбойником, но не причинил вреда ни одному бедняку. Малютка Джон однажды с Робином завел беседу о своих обязанностях в шайке. Тот, разумеется, велел неопытному разбойнику грабить толстосумов.

Подошло время обеда. Однако главарь банды не привык питаться за свой счет. А потому велел Джону отправиться на выполнение благородного разбойничьего долга.

Молодой член шайки выполнил все так, как и учил наставник. Однако жертвой грабежа оказался обедневший рыцарь, некогда взявший большой заем у аббата. Робин Гуд помог бедняге, обеспечив доспехами и всем прочим, необходимым для выполнения рыцарского долга. Об этой истории рассказывает первая песня. В следующих главах идет речь о прочих славных подвигах Робина.

Наиболее популярной является версия писателя и историка Вальтера Скотта. На основе средневекового предания шотландский автор создал роман «Айвенго». Произведение известно во всем мире. Его не раз экранизировали. А потому важнее проанализировать образ знаменитого разбойника в интерпретации шотландского автора, нежели излагать краткое содержание.

Робин Гуд в прозе Вальтера Скотта

В романе изображена эпоха противоречий между нормандцами и англосаксами. Согласно версии Скотта Робин Гуд жил во второй половине двенадцатого столетия. По мнению критиков, лучшие главы этого приключенческого произведения посвящены борьбе народных освободителей против произвола власти. Славные подвиги в романе совершает дружина Робин Гуда. Народные освободители штурмуют замок Фрон де Бефа. И перед ее натиском не способна устоять челядь нормандского феодала.

Образ Робин Гуда в произведении Скотта символизирует не только справедливость, но и свободу, силу, независимость.

На основе легенд о справедливом разбойнике написал два романа Каноническую историю французский прозаик существенно изменил. О чем можно узнать, прочитав краткое содержание?

«Робин Гуд - король разбойников», равно как и другие произведения классика, представляет собой захватывающую прозу. Роман, о котором идет речь, имеет, кроме того, неожиданную концовку. Каким изображен в произведении французского писателя Робин Гуд?

В книге Робина окружают, как и полагается, верные друзья. Среди них - и Джон Малютка. Но французский писатель уделил внимание не только подвигам бесстрашного разбойника. Робина Гуда в романе Дюма можно назвать также и лирическим героем. Он флиртует с женщинами. Но при этом хранит верность своей возлюбленной.

В роман о Робин Гуде герои либо положительные, любо отрицательные. Это обусловлено стилем автора и романтическими историями, рожденными в средневековую эпоху. Однако версия Дюма представляет собой незавершенную историю. Продолжение изложено в книге «Робин Гуд в изгнании».

В отечественной прозе

Благородному предводителю лесных разбойников посвящали художественные произведения и русские писатели. Один из них - Михаил Гершензон («Робин Гуд»).

Краткое содержание истории о любимом герое английского народа в любой из версий представляет собой изложение старинного предания. Робин Гуд - персонаж, обладающий бесстрашием, благородством, обостренным чувством справедливости. Интерпретация того или иного автора отличается системой образов, трактовкой исторических событий. Образ же главного героя остается неизменным.

История Робин Гуда, вероятно, была чрезвычайно близка по духу Гершензону. Писатель погиб во время Великой Отечественной войны. Согласно воспоминаниям очевидцев он пал на поле боя «совершенно робингудовской смертью».

Робин Гуд - герой, история которого всегда будет вдохновлять писателей и кинорежиссеров. Не имеет значения, насколько правдивы сюжеты книг о нем. Важно то, что образ героя представляет собой пример чести, храбрости и самопожертвования.

О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.

Кто был королем Робина Гуда?

Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.

Вымышленные истории.

Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.

Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.

Человек в капюшоне

Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.

Могила разбойника

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.


С самого детства героем для многих был и остается Робин Гуд (англ. Robin Hood (а не «good» — «хороший»; «hood»- «капюшон», имеет смысл «скрывать (накрыть капюшоном)», «robin» может переводиться как «малиновка») - благородный предводитель лесных разбойников из средневековых английских народных баллад, согласно им Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике, а личность прототипа этих баллад и легенд не установлена.
В издании поэмы Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», (1377 г.), есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник.

Было установлено несколько реальных исторических личностей , которые могли послужить прототипом легендарного Робина. В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга — повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг.

Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий осложняется еще и тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой проблемой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, — писал Боуэр, — знаменитый грабитель Робин Гуд… стал пользоваться большим влиянием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за участие в восстании». Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был изобретен во времена восстания де Монфора.

В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель легендарного имени были к этому времени уже хорошо известны. Склонные искать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда — арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в следующем году король Эдуард II посетил Ноттингем и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяцев.

Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то получается, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Однако, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правление которого пришлось на последнее десятилетие XII века - именно эта версия в художественном изложении Вальтера Скотта, в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. С тех пор как 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве прототипа одного из персонажей романа «Айвенго», благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде, а в XIV веке, их было всего четыре:

В первой новелле Робин одалживает деньги и своего верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату.



Во второй — хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине стража порядка — Шервудском лесу.


В третьей — Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу.


художник Daniel Content Published by Rand McNally & Co ~ 1928


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

В четвертой - заключительной части баллады, опубликованная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

В ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века.


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932:


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды,


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

А брат Так (бродячий монах, веселый толстяк), появляется в значительно более поздней версии. Да и сам Робин из йомена (свободным крестьянина) со временем перевоплотился в знатного изгнанника.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow), или Паком (англ. Puck) — лесным духом в фольклоре фризов, саксов и скандинавов.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд есть «чистое создание народной музы». И, по словам М. Горького -"...поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому" (предисловие к сб. "Баллады о Робин Гуде", Пг. 1919, стр. 12).


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

БАЛЛАДА О РОБИН ГУДЕ
(пер. И. Ивановского)

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,
И Робин Гуд исчез -
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

Любой без промаха стрелял,
Шутя владел мечом;
Вдвоем напасть на шестерых
Им было нипочем.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Там был кузнец, Малютка Джон -
Верзила из верзил,
Троих здоровых молодцов
Он на себе возил!

error: Content is protected !!