Великий комбинатор: Кто был прототипом Остапа Бендера. Настоящий великий комбинатор: кем был реальный прототип Остапа Бендера

Полное имя:Бендер-бей, Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария.
На русский манер:Бендер, Остап Ибрагимович.
Дата рождения:25 июля 1900 года, 20 часов 15 минут.
Место рождения:город Одесса.
Национальность:полутурок, полурусский.
Профессия:комбинатор.
Отец:Ибрагим Бендер-бей, турецкоподданный.
Мать:Мария Бендер, русская графиня, жила нетрудовыми доходами.

Ну кто не знает Великого комбинатора Остапа Бендера? Пожалуй разве что самые отсталые слои населения негритянского племени Мумба-Юбма, словарный запас коих составляет меньше 300 слов. Все среднеразумные люди(даже мумба-юмбийцы.....по вырезанным рисункам на деревянной коре) хотя бы по наслышке знают кто такой Бендер и чем он занимался. А уж те кто владеет телевизором, так и подавно:сколько замечательных фильмов снято о похождениях Остапа! Кроме того масса анекдотов рассказано о Великом комбинаторе! Короче говоря об Остапе Бендере все знают о нем говорят, фильмы снимают, анекдоты травят. А сколько фраз мы заимствовали из уст Великого комбинатора("ключ от квартиры, где деньги лежат", "почем опиум для народа?" и др.). У-умммммм. Таким образом Бендер является соперником самого Юлия Цезаря!!! Так он известен.
Однако неизвестно как бы сложилась судьба Великого комбинатора(и стал бы ли он Великим комбинатором вообще) если бы, родившись в Одессе, он не мечтал с этого самого одесского детства о более чем далеком, но прекрасном городе Рио-де-Жанейро(это где-то в Бразилии)! Это была мечта всей его жизни-все его действия были направлены на ее исполнение. Однако на одной мечте в Рио не уедешь, а денег много у Остапа никогда не было, в то время как для такой поездки их нужно именно много. У него же они не всегда и на пропитание были. Можно было конечно посвятить себя какому-нибудь конкретному честному занятию и зарабатывать на этом:сытым конечно будешь, но в Рио....... Вот потому-то Остап и стал комбинатором, стал для исполнения мечты своего детства! Ну а Великим-это уж заслуга Бендерова таланта, таланта как говорится свыше.
Но пока комбинатор становился Великим, не желая найти в жизни определенное пристанище, судьба бросала его в разные концы Российской империи, а потом и Советского Союза. К политике Остап был почти полностью равнодушен-не был ни белым ни красным ни даже коричневым. Для него главное было Рио-де-Жанейро и то как туда попасть, а под чьей властью исполнять свою мечту для него было без разницы. И вот в 1927 году, побывав во всех концах нашей необъятной Родины, сын турецкоподданного и графини с нетрудовыми доходами наконец оказался в Старгороде без носков, без ключа, без денег и без квартиры, где они могли бы лежать. Из одежды у него остался лишь старый костюм, такой же старый шарф и апельсиновые штиблеты-именно в таком виде ему предстояло войти в историю.
Остановившись в Старгороде на неопределенный срок, Остап Бендер начал размышлять как устраивать свою жизнь дальше. И пока Великий комбинатор думал, он познакомился с бывшим предводителем уездного дворянства, когда-то важным человеком, а ныни мелким провинциальным служащим Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, известным в кругу своих родственников под милым прозвищем Киса. Этот самый Киса под нажимом Остапа рассказывает Великому комбинатору о смерти своей тещи, коя умирая поведала ему о фамильных сокровищах спрятанных ею в одном из двенадцати стульев своего мебельного гарнитура. Все в душе Бендера мгновенно перевернулось-вот оно заветное исполнение мечты! О Рио, Рио!!! Однако прежде чем торжествовать, Остап вынужден был узнать что кисин гарнитур продан по частям разным владельцам. Кое-как договорившись с Воробьяниновым о том как поделить будущую добычу, Великий комбинатор вместе со своим новым товарищем отправляется на поиски стульев по всему Советскому Союзу. Однако то что знают двое, то знает свинья. Вскоре на пути Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова становится горе-священник Фёдор Востриков, который исповедовал умирающую тещу Ипполита Матвеевича и таким образом узнал тайну фамильных бриллиантов. В ожесточенной вражде и постоянных путешествиях отцу Фёдору удается получить немаленькое количество стульев. Но они оказались пустыми. Горе-священнику оказалось не под силу пережить такой удар и он сходит с ума и оказывается в дурдоме. Остап и Киса продолжают поиски и вскрыв все стулья добывают последний, в полной уверенности что там наконец есть долгожданные бриллианты. Где только не побывали Бендер, Воробьянинов и отец Фёдор, охотясь за сокровищами-на Украине, в Москве, в Поволжье, на Кавказе! Поэтому неудивительно что в отличии от Остапа, человека с твердой волей и сильным характером, рассудок других двоих не выдержал. Фёдор как мы уже и сказали оказался в СД(Сумасшедшем доме), а Воробьянинов жаждя полной, а не деленной, награды за свои мучения, разрезал бритвой горло спящего Великого комбинатора, испугавшись шутки последнего:"Киса, я Вам ничего не дам-будете моим секретарем-да ладно шучу!". Однако и в последнем стуле драгоценностей не оказалось-они уже давно были найдены сторожем железнодорожного клуба, куда случайно попал один стул, и на них было построено новое клубное здание(все высшеописанные события в романе И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев")!
Первая Великая комбинация Остапа Бендера не только провалилась, но и едва не закончилась гибелью сына турецкоподданного. Однако не таков был Остап чтобы погибнуть от рук старорежимного маньяка-не для этого он родился на свет. Бендеру чудом удалось выжить после кисиной бритвы и он продолжал свою славную жизнь, вынужденный признать поражение и временно "залечь на дно".
Через три года-в 1930 году Остап узнает о том что в городе Черноморск служащий учреждения "Геркулес" по фамилии Корейко, со времен Гражданской войны 1917-1922 годов богатеет спекуляцией и казнокрадством, и таким образом нажил не больше не меньше, а миллион рублей! Великий комбинатор решил, пугая Корейко разоблачением, отобрать у него миллион и, наконец решив свои финансовые проблемы, оказаться в вожделённом Рио-де-Жанейро! В этой комбинации Бендеру помогают три сообщника:старик Паниковский-опытный карманный, квартирный и просто мелкий жулик, еще с царских времен, зрелый Козлевич-бывший взломщик а ныни "завязавший" работающий таксистом и молодой Балаганов, мошенник уже советских времен, выдающий себя за сына известного революционера. Именно от Балаганова, встреченного им в провинциальным городке Арбатове, Великий комбинатор узнал о миллионах Корейко в Черноморске. Рассказами о близком богатстве Бендер и Балаганов увлекают козлевича, а затем и Паниковского. На автомобиле Козлевича компания устремляется в Черноморск.
В Черноморске Остап Бендер полностью изобличает Корейко, но последнему удается бежать от Великого комбинатора за пределы города.
Бендер, человек в высшей степени напористый, отправляется в погоню, которая явно не по душе его сообщникам-любителям легкой, но большой наживы. По дороге умирает Паниковский-старик не выдержал тяжести погони, уходят Козлевич и Балаганов, сдавшись неудачам и разочаровавшись в обещаниях Остапа. Великий комбинатор продолжает борьбу и наконец настигает Корейко, получив вожделенный миллион. Однако Бендер упустил важнейший факт, факт его жительства в Советской России, где просто так без конкретного государственно-важного дела за границу не уедешь, даже за очень большие деньги и потому в Рио не попасть, не купить ни машину ни квартиру в столицы-все это в СССР предоставляется за заслуги перед властью, а не за деньги. Потому триумфатор вынужден жить в поездах и гостиницах, постоянно и бесцельно путешествовать. Да еще к тому же выдавать себя то за известного ученого, то за артиста и т.д. и т.п. Иначе ни билетов, ни гостиничных номеров ему не достанется. Кроме того, богатство приходится скрывать. В общем никакого блеска-одни страхи, заботы и неприятности.
Разочарованный Остап Бендер возвращается в Черноморск к девушке, которую любит. Однако любимая уже вышла замуж, мягко отшив Великого комбинатора. И тогда Остап принемает радикальное решение:он накупил золота и нацелился бежать за границу-последняя возможность попасть в прекрасный Рио-де-Жанейро! Однако и здесь Бендер терпит неудачу:иностранные пограничники полностью его ограбили и едва не убили. Полностью разгромленный Великий комбинатор возвращается ни с чем, произнося историческую фразу:"Не надо оваций! Графа Монте-Кристов из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы."(все высшеописанные события в романе И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок").
Фигура Остапа Сулеймана Ибрагима Берты Марии Бендер-бея до сих пор всех приводит в восхищение, несмотря на все его неудачи-главное не победа, главное красивая игра-так считал ставший легендарным Великий комбинатор и он был полностью прав! Дальнейшая его судьба покрыта тайной-можно быть уверенными лишь в одном:несмотря на свою последнюю, известную нам фразу, управдомом он не стал-не таков у него характер, хотя и в Рио тоже скорей всего так и не попал.

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX -начале веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии , так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок» , гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни , Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера , дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

«Золотой телёнок»

По мнению комментатора Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-"управдом" в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова - неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа - скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Бендер на экране

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого теленка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.

И Евгений Петров опубликовали свой авантюрный роман «Двенадцать стульев», всем было понятно, что экранизация этого шедевра - вопрос времени. На сегодняшний день по мотивам этой истории было снято 10 проектов. А также еще 5 экранизаций романа «Золотой теленок», являющегося продолжением «Двенадцати стульев». Разные артисты играли главного героя по имени Остап Бендер. Актеры пытались создать собственный неповторимый образ Великого комбинатора. Кому же это удалось лучше?

Кто таков Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей

Прежде всего стоит вспомнить немного о самом Остапе Ибрагимовиче Бендере.

Он является главным героем двух романов: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». О его детских и юношеских годах известно мало. Сам герой о своем прошлом говорил лишь, что его отец был турецко-подданным. Современники Ильфа и Петрова утверждали, что данное обстоятельство свидетельствовало о том, что Великий комбинатор был родом из Одессы. Кроме того, вероятно, его родители были еврейскими торговцами, которые в те времена принимали гражданство Турции, чтобы их детей не заставляли воевать в российско-турецких войнах.

В «Двенадцати стульях» возраст Остапа - 27 лет, а в «Золотом теленке» - 33. Получается, что Бендер родился либо в 1897 г., либо в 1900 г.

Наряд, в котором появляется впервые Великий комбинатор на страницах романа, свидетельствует о том, что он недавно вышел из тюрьмы: поэтому он и одет не по сезону, и жилья у него нет (в то время у осужденных государство отнимало жилплощадь).

В начале «Двенадцати стульев» Бендер мечтает стать многоженцем, но ему не хватает денег на приличную одежду для начала этого «предприятия». Подружившись с дворником, он становится свидетелем возвращения в город Ипполита Матвеевича Воробьянинова, разыскивающего сокровища своей тещи, спрятанные в одном из конфискованных стульев. Договорившись искать клад вместе, герои активно начинают искать сокровища по всему СССР.

На протяжении книги Остап и Ипполит Матвеевич правдами и неправдами добывают 11 стульев, которые оказываются пустыми. В преддверии находки последнего Воробьянинов убивает Бендера, чтобы не делиться. Но выясняется, что сокровища давно найдены - на них построен новый клуб.

В "Золотом теленке" выясняется, что Остапу удается выжить после покушения. Авторы романа не рассказывают, как именно это произошло. Вероятнее всего, владелец квартиры, где жили искатели сокровищ, раньше вернулся домой и успел спасти раненного.

В любом случае в «Золотом теленке» Остап Ибрагимович предстает перед читателями живым и готовым заработать побольше. На этот раз у него целая команда помощников. Вместе они стараются собрать компромат на подпольного советского миллионера Александра Корейко.

Первые экранизации романов об Остапе Бендере

Вскоре после публикации роман «Двенадцать стульев» был переведен на иностранные языки, обретя популярность и за пределами СССР. Первыми экранизировали его поляки в 1933 г. Несмотря на то что они сохранили оригинальное название, сюжет был сильно изменен, кроме того, в картине у героев были польские имена. Остап Бендер в ней - Камиль Клепки в исполнении Адольфа Дымши.

Вторыми экранизировали произведение Ильфа и Петрова кубинцы в 1962 г. Как и поляки, они адаптировали сюжет, в связи с чем Ипполит Матвеевич превратился в Иполито Гарриго, а под именем ловкого слуги Оскара скрывался Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль, - Рейнальдо Миравальес.

В 1963 г. кубинские «Двенадцать стульев» были показаны на Всемирном фестивале в Москве. Вероятно, эта лента натолкнула советских деятелей искусства на мысль, что пора и самим экранизировать известное произведение. И в 1966 г. на экраны вышел двухсерийный телеспектакль «Двенадцать стульев».

Главного героя в нем сыграл Игорь Горбачев. Этот актер стал первым исполнителем роли Остапа Бендера в истории советского кино. Примечательно, что Эллочку-людоедку сыграла Алиса Фрейндлих. Несмотря на довольно скудные декорации, картина получилась весьма достойной для своего времени, а Великий комбинатор Горбачева - довольно забавным, однако ему не хватало легкости и интеллигентности, которую привнесли последующие исполнители.

Кинолента «Золотой теленок» 1968 г.

Как ни странно, но первым романом о Великом комбинаторе, на основе которого был снят полнометражный кинофильм, был «Золотой теленок». Хронологически же он является вторым.

В этой черно-белой ленте пред зрителями предстал жизнелюбивый и находчивый Остап Бендер (актер Сергей Юрский), в которого просто нельзя было не влюбиться. Юрский на то время был уже известен благодаря роли в «Республике ШКИД». Несмотря на то что в отдельных сценах он явно переигрывал, роль ему удалась на славу. Бендер Юрского сумел сохранить свой оптимизм до последних кадров ленты, чем явно контрастировал с книгой, в которой Остап выгорел изнутри, разочаровавшись в себе и своей жизни.

Кстати, именно у Сергея Юрского Бендер получился наиболее светлым, даже Арчил Гомиашвили не смог достичь в своей игре такой легкости. Юрскому на момент съемок было 33 года, как и Остапу. Кстати, поначалу актер отказывался от участия в проекте, а на роль потомка янычар претендовал Владимир Высоцкий. Но позже актера уговорили «командовать парадом».

Фрэнк Ланджелла в американской экранизации «Двенадцати стульев» 1970 г.

В США романы Ильфа и Петрова тоже были весьма популярны. Поэтому в начале семидесятых молодой режиссер Мел Брукс, сегодня известный по комедиям категории «Б» («Космические яйца», «Дракула: Мёртвый и довольный»), снял на его основе одноименную кинокартину. Стоит отметить, что на декорациях американцы явно не экономили, при этом многие забавные моменты из романа не попали в ленту, а другие были сильно извращены.

Приятной особенностью «Двенадцати стульев» Брукса оказался относительно счастливый финал. В нем Воробьянинов не убивает Остапа, а наоборот, уговаривает его продолжить путешествовать вместе.

Главную роль в проекте сыграл Фрэнк Ланджелла («Дракула» 1979 г., «Джуниор»). Стоит отметить, что он прекрасно вжился в образ находчивого мошенника и не переигрывал. Однако Бендер Ланджеллы получился слишком американским, а поэтому отечественными зрителями он не был принят, как и сама экранизация.

Кинолента «12 стульев» Леонида Гайдая 1971 г.

Через год и в СССР вышла кинокартина «12 стульев». Ее режиссером стал Леонид Гайдай. Этому гениальному создателю комедий удалось снять шедевр, соответствующий духу книги.

На роль тандема искателей сокровищ пробовались многие именитые артисты, в том числе Андрей Миронов и Однако придирчивый Гайдай забраковал их. Вместо этого роль хамоватого он доверил Сергею Филиппову, который снялся в картине, несмотря на рак. А потомка янычар был приглашен сыграть грузинский актер по имени Арчил Гомиашвили. Поначалу он отказался, хотя до этого гастролировал по Грузии с мюзиклом по мотивам «Золотого теленка». Более того, съемки «12 стульев» начали с другим актером Однако он не только выглядел несмешным, но и терялся на фоне Филиппова. В конечном итоге Леонид Гайдай уговорил Гомиашвили сыграть Бендера.

По мнению большинства, именно Арчил является одним из лучших исполнителей этой роли. Актеру удалось создать образ находчивого и беспринципного, но обаятельного пройдохи. Однако говорил в картине вместо исполнителя поскольку сам Гомиашвили обладал заметным акцентом.

Иван Дарваш в роли Остапа Бендера в венгерской экранизации «Золотого теленка»

Через 4 года после двухсерийной ленты Гайдая появился на венгерских телеэкранах пройдоха Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль - Иван Дарваш. Он очень известен у себя на родине, однако в СССР и СНГ его практически не знают. В случае с Дарвашем повторилась ситуация с Фрэнком Ланджеллой, когда актер достойно сыграл свою роль, однако, не понимая национальной специфики произведения, не смог по-настоящему раскрыть внутренний мир своего героя.

«12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли

Через 5 лет после Гайдая другой известный советский режиссер - Марк Захаров - решил снять свою версию романа Ильфа и Петрова.

Так появилась четырехсерийная картина «12 стульев» (1976 г.). Впоследствии Леонид Гайдай часто подшучивал над экранизацией Захарова, называя ее «преступлением». А зря, ведь большинство киноманов до сих пор с пеной у рта спорят, какая из кинолент лучше, ведь главную роль в новой картине сыграл гениальный Андрей Миронов.

Остап Бендер в его исполнении оказался совсем не похожим на всех предыдущих. Он не был уже так молод и оптимистичен, как у Юрского и Ланджеллы; так находчив и обаятелен, как у Гомиашвили. Зато Великий комбинатор обрел интеллигентность, которая гармонично сочеталась с непроходимой наглостью. Кроме того, главной фишкой Мироновского Остапа было его пение. Песня «Белеет мой парус» стала настоящим хитом и помогла актеру раскрыть внутренний мир своего персонажа, чего был лишен Гомиашвили у Гайдая.

Интересно, что в картине «12 стульев» 1976 г. снимались некоторые артисты, ранее сыгравшие в ленте Гайдая. Среди них Савелий Крамаров и Георгий Вицин.

Подытоживая многолетние споры о том, чья же картина лучше, можно с уверенностью сказать, что хотя обе ленты сняты на основе одного романа, каждая из них по-своему уникальна. То же самое с исполнителями главных ролей, Миронов и Гомиашвили создали два прекрасных, но совершенно разных образа Великого комбинатора, каждый из которых имеет свою изюминку.

Остап Бендер в исполнении Сергея Крылова в картине «Мечты идиота» 1993 г.

После киноленты Марка Захарова на протяжении 17 лет никто не пытался экранизировать произведения Ильфа и Петрова. Однако после распада СССР кинопроизводство стало коммерческим, и многие режиссеры получили возможность снимать свои смелые проекты. Среди попыток по-новому взглянуть на классические произведения была лента «Мечты идиота» (1993 г.), снятая по мотивам «Золотого теленка».

В данной картине сохранены основные сюжетные элементы оригинала. Однако все они адаптированы под современность, а бодрый обаятельный Остап превратился в сорокалетнего лысеющего философа, первую половину ленты пытающегося раздобыть деньги, а после не знающего, как ими правильно распорядиться. Примечательно, что финал изменен - Бендер находит Зосю и признается ей в любви. Девушка отвечает на его чувства, и, прихватив с собою они уходят вместе вдаль.

Главного героя сыграл известный в девяностые Несмотря на многочисленную критику, стоит отметить, что Бендер в его исполнении не так уж плох. Да, он не соответствует книжному прототипу и сильно уступает предыдущим исполнителям роли, но при этом стоит помнить, что «Мечты идиота» - свободная адаптация «Золотого теленка».

Бендер Крылова получился блеклым и невыразительным, но по-своему добрым и искренним. Данное отступление от канона - тоже вариант прочтения романа. Несмотря на массу недочетов экранизации, больше всего вопросов вызывало то, как Сергей Крылов смог получить данную роль, ведь актер он более чем слабый.

в роли Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Ульрике Оттингера

Через 11 лет после картины «Мечты идиота» режиссер из Германии Ульрике Оттингер снял киноленту «Двенадцать стульев». В ней главную роль получил известный комик из Одессы Георгий Делиев.

Картина Оттингера была очень осовременена, а костюм Остапа, да и он сам - были слишком уж шутовскими.

При этом стоит отметить, что Делиев сыграл очень даже неплохо. Ему, конечно, не хватало легкости и обаяния большинства его предшественников, однако он явно переплюнул не только Крылова, но и актера по имени Николай Фоменко, который стал следующим исполнителем роли Великого комбинатора.

Мюзикл «Двенадцать стульев» 2005 г. с Николаем Фоменко в главной роли

Говоря об этой экранизации, большинство зрителей задавалось вопросом: «Зачем ее вообще было снимать?» Несмотря на созвездие довольно неплохих актеров (Илья Олейников, Людмила Гурченко, Дмитрий Шевченко и лента получилась очень слабой.

Актеры переигрывали, в особенности Николай Фоменко, который ранее зарекомендовал себя как весьма неплохой артист. Хотя он довольно точно передал хамский характер Остапа, при этом у его персонажа напрочь отсутствовало обаяние, и он более напоминал рэкетира, чем не ловкого мошенника.

Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера в телесериале «Золотой теленок»

На сегодняшний день последней картиной, посвященной Великому комбинатору, является восьмисерийный телесериал «Золотой теленок» (2006 г.). В нем сыграл талантливый актер Олег Меньшиков.

Остап Бендер в его исполнении считается одним из худших (те, кто так полагают, вероятно, не знакомы с работами Делиева, Фоменко и Крылова). Однако это мнение несколько предвзято из-за плохого качества картины в целом.

Конечно, Меньшиков уступает Юрскому, но изображенный им вариант Остапа Ибрагимовича тоже весьма интересен и кажется более близким к книжному оригиналу. Многие упрекают актера за чрезмерную мягкость его персонажа, однако если вспомнить сам роман, то Великий комбинатор в нем уже не тот беззаботный оптимист, что в «Двенадцати стульях». На протяжении всей книги он начинает проявлять свои слабости и постепенно все более и более разочаровывается в окружающей действительности и людях. Однако он постоянно старается держать марку и продолжает шутить. Именно такого Бендера пытался изобразить Меньшиков.

Остап Бендер - это герой, давно уже ставший культовым, а большинство его фраз - крылатыми. В кино и на телевидении его играли разные люди. Споры о том, кому это лучше удалось, не утихают и по сей день. По общему мнению, можно выделить тройку лидеров: Юрский, Гомиашвили и Миронов. Однако каждый зритель выбирает сам, чье исполнение ему больше по душе. Хочется верить, что в будущие годы не будет сниматься очередная бездарная экранизация этих известных романов, поскольку маловероятно, что найдется кто-то, способный сыграть Великого комбинатора лучше, нежели это уже было сделано.


Георгий Делиев
Николай Фоменко
Олег Меньшиков Сергей Безруков Цитаты в Викицитатнике Файлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер - главный герой (вернее, антигерой) романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев » и «Золотой телёнок ». Мошенник и авантюрист, «великий комбинатор », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способа отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в русской литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера также именуют Остап Ибрагимович .

Биография [ | ]

Происхождение имени [ | ]

Известно, что авторы романа «Двенадцать стульев» посвятили роман Валентину Катаеву , положили в основу сюжета успешную тогда его повесть «Растратчики », но ввели туда молодого героя, главным прототипом которого (или одним из двух главных прототипов наряду с Осипом Шором) был сам Валентин Катаев, хотя он в своих воспоминаниях это не упомянул и решил поддержать легенду читателей романа «12 стульев » о босяцком одесском происхождении Остапа Бендера. Многое, приписываемое Осипу Шору, реальный Осип Шор не совершал (например, никогда не был турецкоподданным и был российским подданным и военнообязанным), но зато это было в духе искрящегося юмором Валентина Катаева, в то же время считавшего себя оставшимся в тылу противника бойцом ушедшей в Турцию Русской армии .

По одной из версий, во время командировки в Саратов Ильф и Петров узнали о местном миллионщике Андрее Ивановиче Бендере, разбогатевшем после того, как он перевозил очень большую сумму чужих денег и его якобы ограбили. Ильфу и Петрову понравилось название фирмы «Андрей Иванович Бендер и сыновья», и они решили написать об одном из сыновей.

По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско- (Остап ) -немецко- (Бендер ) -турецкое (Ибрагимович , -Сулейман , -бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка».

Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется - Бендер (рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских - а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность - турецкая крепость .

Финал романа «Золотой телёнок» тоже подтверждает версию В. Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя - а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны - как раз Бендеры.

Жизнь Бендера до 1927 года [ | ]

Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV ), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде , в охваченной Гражданской войной Украине. И, судя по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII ), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года .

«Двенадцать стульев» [ | ]

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана) , описание свидетельствует о том, что в вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали. Последний срок Остап отбывал в ДОПРе , то есть на территории УССР , на крайнем востоке которой находилась (в РСФСР были не ДОПРы, а исправдома).

«Золотой телёнок» [ | ]

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Убийство и воскрешение героя [ | ]

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку».

Аферы [ | ]

Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.

  • В Остап в один вечер сколотил из местных «бывших» и нэпманов подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Новообращённые борцы тут же пожертвовали «прибывшему из Берлина» лидеру солидную сумму. Члены «Меча и орала» настолько поверили в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них (Кислярского) Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель». («Двенадцать стульев»)
  • Там же Бендер проник в дом престарелых, представившись инспектором пожарной охраны. Таким образом он смог осмотреть здание, выяснить судьбу одного из стульев, даром пообедать и получить с перепуганного взятку. («Двенадцать стульев»)
  • Ради стула вдовы Грицацуевой Бендер женился на ней - просто украсть мебель у бедной женщины он посчитал ниже своего достоинства. Заочный развод он получил позже, об этом упоминается в «Золотом телёнке». («Двенадцать стульев»)
  • Чтобы вместе с театром «Колумб» отправиться на пароходе в гастрольную поездку, Бендер назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС , а Воробьянинова представил своим подмастерьем. Этот обман, впрочем, быстро раскрылся, по причине полного отсутствия у Остапа художественных способностей. («Двенадцать стульев»)
  • В приволжском городке Васюки Остап представился международным гроссмейстером , дал сеанс платной одновременной игры в местной шахматной секции и убедил наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. После проведения турнира Васюки должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира. В Васюках Бендер играл в шахматы второй раз в жизни. («Двенадцать стульев»)
  • В Пятигорске Остап успешно продавал отдыхающим билеты для входа в открытый для всех «Провал» «с целью капитального ремонта Провала. Чтобы не слишком проваливался». Там же Бендер после пятиминутного инструктажа превратил чванливого дворянина Воробьянинова в квалифицированного попрошайку . («Двенадцать стульев»)
  • В городе Арбатове Бендер выдал себя за сына лейтенанта Шмидта и получил от председателя горисполкома небольшую материальную помощь. Когда в кабинет председателя неожиданно ввалился второй «сын лейтенанта» - Балаганов - Бендер сумел спасти ситуацию и безнаказанно уйти. («Золотой телёнок»)
  • Получив в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича , Бендер по пути в Черноморск некоторое время выдавал себя за командора большого, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания», то есть попросту присваивая приготовленные для спортсменов бензин, запчасти и разносолы. («Золотой телёнок»)
  • По дороге в Черноморск Остап продал американским туристам технологию производства пшеничного самогона : «На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились». («Золотой телёнок»)
  • Одним из обычных мероприятий Бендера были выступления перед публикой в качестве индийского брамина и йога , любимца Рабиндраната Тагора , заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов». («Золотой телёнок»)
  • Следствие по делу А. И. Корейко Бендер ведет без всяких на то полномочий, и, судя по тексту романа, даже не пытается выдавать себя за представителя власти. Тем не менее жулики и казнокрады трепещут перед ним и наперебой выкладывают нужную информацию. («Золотой телёнок») . Чтобы иметь при этом официальное прикрытие, Остап создаёт фальшивую контору «Рога и копыта», чьё название стало нарицательным для фирм-однодневок .
  • Оставшись в Черноморске без копейки, Бендер за одну ночь сочинил киносценарий «Шея» и продал его местной кинофабрике . Сценарий, судя по всему, никто из кинодеятелей даже не попытался прочитать. («Золотой телёнок»)
  • Добираясь вслед за Корейко к месту смычки Восточно-Сибирской магистрали, Бендер выдавал себя за корреспондента «Черноморской газеты». Деньги на расходы он раздобыл, продав журналисту Ухудшанскому «Торжественный комплект» - универсальную инструкцию по изготовлению газетных статей и очерков из готовых штампов , которую сам и составил. («Золотой телёнок»)
  • Пожалуй, единственное мероприятие Бендера, которое окончилось полным провалом - первая попытка шантажировать Корейко. Прожженный махинатор не моргнув глазом отказался от украденных из его кармана десяти тысяч рублей, и милицейская фуражка Остапа не произвела на него никакого впечатления. («Золотой телёнок»)

Образ Бендера в романах [ | ]

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему даётся удивительно легко, он оптимистичен и жизнерадостен. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Возможные прототипы [ | ]

Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор , бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, старший брат поэта Натана Шора (Фиолетова) . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские », за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном - воскресить героя .

Также следует отметить, что в 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера . Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве - но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова - Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его - в белых брюках! » .

В пятой главе «Золотого теленка» Остап Бендер рассказывает компаньонам об опыте работы на клубных сценах в качестве факира, прорицателя и фокусника Иоканаана Марусидзе. Прототипом для эстрадного амплуа Великого комбинатора стал ленинградский артист Семен Савельевич Дубров (1883-1941), выступавший во второй половине 1920-х годов под псевдонимом Сен-Вербуд. Доказательства приведены в исследовании Андрея Федорова «Кто он, факир из „Золотого теленка“?».

В XIX веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822-1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро . Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II . Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина» .

Бендер на экране [ | ]

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше , Германии , на Кубе . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведён список актёров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва , вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили. Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Иван Дарваш
Иван Дарваш сыграл Бендера в постановке «Золотой телёнок » 1974 года , снятой для венгерского телевидения Миклошем Синетаром.
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» .
Арчил Гомиашвили Юрий Кушнерёв
Фильм «Комедия давно минувших дней », не является экранизацией романа Ильфа и Петрова. В нём Остап Бендер и Киса совместно с героями комедий Гайдая - Трусом и Бывалым разыскивают спрятанные сокровища.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев » главную роль сыграл одесский комик и участник «Маски-шоу » Георгий Делиев .
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года .
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных .

Памятники [ | ]

  • Бердянск , Запорожская обл. - увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка , Винницкая область Украины, возле вокзала - памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев (в настоящий момент отсутствует на своем месте; снесен по решению местных властей в 2012 году).
  • Екатеринбург - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • Козьмодемьянск (республика Марий Эл), прототип Васюков - памятник 12 стульям установлен на ул. Чернышевского.
  • Краснодар - рядом со входом в кафе «Золотой телёнок» на улице Рашпилевской.
  • Кременчуг , Полтавская обл. - ул. Соборная, возле ТРК «Галактика».
  • Мелитополь , перекрёсток пр. Б. Хмельницкого и ул. Героев Украины, возле кафе «Сити».
  • Одесса - рядом со входом в один из ресторанов в центре, на Дерибасовской.
  • Пятигорск - памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург - памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице, дом 4, недалеко от площади Искусств и Государственного Русского музея, при входе в бывший ресторан «Золотой Остап».
  • Старобельск , Луганская область - памятник Остапу Бендеру установлен в сквере ЛНУ со стороны деревни Чмаровки (подробнее см. Старобельск в творчестве Ильфа и Петрова ).
  • Харьков - ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове ).
  • Чебоксары - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Элиста - памятник Остапу Бендеру с шахматным конём в руке. Установлен на проспекте Остапа Бендера в 1999 году.
  • Крымск , Краснодарский край - памятник Остапу Бендеру, сидящему на скамейке, установлен на одной из центральных улиц города… прямо напротив районного управления полиции.

Кто не знает Остапа Бендера, "великого комбинатора" и "сына лейтенанта Шмидта"? Наверняка каждый человек смотрел легендарные фильмы «12 стульев» и «Золотой теленок», снятые по одноименным романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Остап Бендер является главным действующим лицом этих экранизаций и произведений. Его по праву можно назвать одним из самых ярких и запоминающихся героев русской литературы. Каждая его фраза - шедевр! Он умный, хитрый, сообразительный, обаятельный, находчивый. Самая большая страсть Остапа - это деньги. Он постоянно стремится добыть их любой ценой.

Остап Бендер: годы детства и юности

Полное имя главного героя романа «12 стульев» - Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Именно так он представился в этом романе. Однако в произведении «Золотой теленок», написанном И. Ильфом и Е. Петровым позднее, он называет себя Бендер-Задунайский. Происхождение Остапа Бендера сложно установить достоверно, но по некоторым его фразам можно понять, что в детстве он проживал в Миргороде и Херсоне. Также он говорит о том, что отсидел срок в Таганской тюрьме, однако после выхода оттуда старается «чтить уголовный кодекс». Кроме этого, он утверждает, что является сыном турецко-подданного. Известно, что Остап учился в частной гимназии.

«12 стульев»

Биография Остапа Бендера подробно не описана ни в одном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В романе «12 стульев» он предстает перед читателями как «молодой человек лет 28». Он появляется в Старгороде, где знакомится с Ипполитом Матвеевичем, собравшимся на поиски бриллиантов покойной тещи. Остап тут же чувствует запах наживы, поэтому навязывается в партнеры к Воробьянинову. Бендер безумно любит деньги, ради них он готов пойти на любую аферу. В романе «12 стульев» описывается его женитьба на вдове Грицацуевой. Он пошел на это только ради того, чтобы заполучить стул, в котором, возможно, были спрятаны сокровища. Однако бриллиантов там не оказалось, и Остап вместе с Ипполитом Матвеевичем отправляются на поиски новых приключений. В Старгороде великий комбинатор создает «Союз меча и орала» и собирает деньги с местных влиятельных людей. Все средства идут в личный карман мошенника, однако членам организации он намекает на «святую цель». В конце романа Воробьянинов перерезает Остапу горло, но герой не погибает.

«Золотой теленок»

В романе «Золотой теленок» Остап Бендер предстает перед читателями как человек со своими мечтами, слабостями и переживаниями. В «12 стульях» образ героя схематичен, а здесь более полно отражается его внутренний мир. И снова он придумывает самые разные аферы: выдает себя за сына лейтенанта Шмидта, продает рецепт производства пшеничного самогона и так далее.

Самая главная его мечта - завладеть деньгами подпольного миллионера Корейко. Бендер добивается этого всеми способами, и в итоге ему это удается. В конце романа он пытается перейти через румынскую границу, но пограничники обворовывают его. Однако Остап Бендер остается жив, и этот эпилог дарит надежду на то, что появится продолжение истории об этом обаятельном авантюристе. Известно, что Илья Ильф и Евгений Петров планировали написать еще один роман под названием «Подлец», но этому не суждено было сбыться.

Цитаты

Почти каждая цитата Остапа Бендера неповторима. Его выражения в народе стали крылатыми. Вот лишь некоторые из них:

  • «Знойная женщина - мечта поэта».
  • «Что вы на меня смотрите, как солдат на вошь».
  • «Дышите глубже: вы взволнованы».
  • «…Без уголовщины. Кодекс мы должны чтить!»
  • «Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
  • «Хрустальная мечта моего детства».
  • «Командовать парадом буду я!»
  • «Заграница нам поможет».

Кажется, что цитировать Остапа Бендера можно бесконечно. Стоит отметить, что романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова так и пестрят смешными фразами. Крылатые выражения, которые полюбились всем читателям, принадлежат не только Остапу Бендеру. Почти все герои романов «12 стульев» и «Золотой теленок» говорят что-то забавное и запоминающееся.

Аферы и махинации

Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.

Внешность и возраст

Остап Бендер - красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» - 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап - несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

Остап Бендер в кино

По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.

В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.

Музеи и памятники

Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.

Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее - шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.

В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру "Музей сатиры и юмора".

Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.

Заключение

Романы об Остапе Бендере написаны много десятилетий назад, однако и на сегодняшний день он остается одним из самых популярных литературных персонажей. Книги о его махинациях читают с огромным удовольствием. А фильмы, в которых Остапа играли известнейшие актеры (Андрей Миронов, Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Олег Меньшиков и другие), периодически транслируются на главных федеральных каналах. В принципе, его образ является отрицательным, ведь он - мошенник, лгун и обманщик. Однако, несмотря на эти существенные негативные стороны, Остап Бендер остается любимым героем многих поколений.

error: Content is protected !!