Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины. Конспект урока «Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз Н богданов бельский картина виртуоз описание
Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.
Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.
Детство
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Первая картина
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.
Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).
Завершение образования
Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.
Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).
Эмиграция
Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.
Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.
Одна картина как зеркало творчества
Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.
За давностью лет
Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.
И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.
Последний год жизни
В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.
Вместо послесловия
Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.
Практически все свое творчество известный художник Н. П. Богданов-Бельский посвятил изображению простых деревенских детей. Он понимал сущность их жизни, их страдания, связанной с горькой жизненной участью, ведь художник сам вышел из рядов этого босоногого народа.
Когда Богданов-Бельский был мальчиком, он пас скот, зарабатывая деньги для содержания себя и свой матери. Воля случая сводит мальчика с великим педагогом С. А. Рачинским, который полностью меняет судьбу будущего художника. Но, несмотря на то, что Н. П. Богданов-Бельский стал в последствии знаменитым художником, своих корней он не забывал.
На картине «Виртуоз» изображена группа ребят, сидящих на лугу. Они увлечены игрой на балалайке, которую демонстрирует им их товарищ. У самого мальчика сосредоточенное лицо, его брови насуплены, а глаза слегка прикрыты.
Ни в какой музыкальной школе, конечно же, мальчишка не учился, а игре на музыкальном инструменте обучился сам, либо же кто-то подсказал ему пару аккордов. Несомненно, играть ребенок умеет, его друзья слушают музыку с воодушевлением.
Лица детей отображают интерес, ведь им играет на балалайке не чужой человек, а их друг, которого они видят ежедневно.
Каждый ребенок, слушающий музыку виртуоза, представляет себе свои индивидуальные образы. Только стоящий у березы ребенок, кажется, скептически относится к игре товарища, он будто ждет, когда тот ошибется и прекратит свою игру.
Виртуоз
Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка. Один из мальчиков играет на балалайке. И очень жаль, что нельзя услышать его игру, ведь судя по эмоциям и улыбкам слушающих его детей - играет он великолепно. Художник изобразил детей с босыми ногами - это говорит о том, что живут они недалеко, в маленькой деревушке возле леса. С первого взгляда понятно, что это не городские дети, ведь одежда на них простая, и в некоторых местах даже потрепанная. На девочке надет платок, наверное, перед тем, как выйти гулять она помогала родителям по хозяйству, а платок снять забыла.
Дети находятся в лесу и природа окружающая их - великолепна. Большое количество изящных берез, зеленая травка и поросшие мхом пеньки - что же может быть лучше летнего леса? А то, что это лето - сомнений абсолютно не возникает, ведь художник выбрал яркие и насыщенные краски. Солнышка не видно, но по картине сразу заметно, что денек выдался солнечный.
Невероятно, но с помощью кисти, холста и красок художник передал ту атмосферу, которая ощутима на этой лесной поляне. Остается лишь догадываться, что весь лес наполняет звонкий детский смех и удивительная виртуозная музыка.
6 класс, 10, 11 класс.
- Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)
Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.
- Нестеров М.В.
Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром
- Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс (описание)
К.Ф.Юон нарисовал множество холстов на тематику зимы и родной природы. На его картинах видно как он был охвачен волнением к окружающей природе, да и к самой зиме
- Крымов Н.П.
Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.
6 класс Русский язык
Учитель: Арушанян Т.П.
Тема: Р.р. Сочинение-описание картины (Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)
Цель: учить строить устный текст-описание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.
Планируемые результаты:
Предметные: научитьсястроить устное описание, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.
Метапредметные :
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить текст-описание.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.
Личностные : воспитать культуру общения, уважения к собеседнику; воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Ход урока.
1.Оргмомент .
2.Актуализация опорных знаний.
3. Работа над новым материалом.
Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»
Как вы думаете, кто такой виртуоз?
1.Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»
(из лат. Virtuоsо – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
Запишите это слово в тетрадь.
2.Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств.
Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
3.рассматривание репродукции картины (упр. 450),
Как вы думаете, почему картина так называется?
Какое настроение создает картина?
Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?
4.Систематизация материала: Упр. 451
Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.
5.Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.
Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?
6. Выполните задание №1
7. Составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте
упр. 451. Выразите свое отношение к картине.
8. Написание сочинения.
4. Подведение итогов. Домашнее задание. Упр. 449.
Предмет _________________________________________
Класс _________
Дата _____________________
Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».
Цель урока: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Планируемые результаты:
предметные:
строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.
метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.
личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.
Тип урока. Урок развития речи.
Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.
Ход урока
Этапы урока. | Обучающие Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся по достижению планируемых результатов |
Мотивационный (организационный) | Прозвенел звонок, начинается урок. Приветствует школьников, организует рабочую обстановку. | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку |
|
Проверка домашней работы | Упр. 446, 449. | Организует проверку домашней работы. | Строит устное высказывание о притяжательном местоимении. Определяют критерии оценки устного высказывания о притяжательном местоимении. Оценивают высказывание одноклассника. |
Постановка проблемы. Определение темы урока | Для чего используются притяжательные местоимения в речи? Как вы думаете, кто такой виртуоз? Тема сегодняшнего урока – сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского "Виртуоз". Определите задачи нашего урока. | Организует постановку проблемы. Сообщает тему урока. Помогает определить задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока. Определяют задачи урока (написать сочинение-описание картины, выразив свое отношение к произведению живописи). |
Организация отбора материала к сочинению | Индивидуальное сообщение учеников с презентацией. В слабом классе возможен рассказ учителя с презентацией (См. Приложение и презентацию). Индивидуальное задание: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз» (из лат. Virtus – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела. Как вы думаете, почему картина так называется? Запишите это слово в тетрадь. (сообщение ученика) Какое настроение создает картина? Каково отношение художника к детям, которых он изобразил? | Организует работу по отбору материала к сочинению. Рассказывает (или дополняет рассказ учеников) о художнике и его картинах, демонстрирует презентацию. Организует рассматривание репродукции картины (упр. 450), задает вопросы. | Слушают сообщение одноклассников (или учителя) о художнике Н.П. Богданове-Бельском, оценивают работу одноклассников. Индивидуальное задание: рассказывают о художнике и его картинах, демонстрируют презентацию. Рассматривают репродукцию картины «Виртуоз» (упр. 450), отвечают на вопросы учителя, записывают слово «виртуоз» в тетрадь. Индивидуальное задание: находит в этимологическом словаре слово, делится с одноклассниками информацией. Соотносят свои предположения о значении слова с информацией этимологического словаря и информации в учебнике (на полях). |
Систематизация материала | Как связан этот текст с предыдущим упражнением? Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине. | Организует работу по систематизации материалов к сочинению с помощью упр. 451. Задает вопросы. | Читают текст упр. 451, отвечают на вопросы учителя. Строят устное высказывание: выражают свое отношение к картине. |
Словарно-орфографическая работа | Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием? Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др-рус. «ворог» - колдун. Выполните задание №1. | Обращает внимание на слово «балалайка», задает вопросы: Организует выполнение задания 1. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают слово балалайка, выделяют в нем орфограммы. Записывают слова заворожить, завораживать, разбирают их по составу, подбирают к ним однокоренные слова и синонимы. Выполняют задание 1: списывают текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определяют и подписывают разряд местоимений, подчеркивают местоимения как члены предложения. |
Рефлексия | Эмоционально-музыкальная концовка . Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. Например, на этом уроке можно использовать записи балалайки. | Организует рефлексию. | Оценивают свою работу на уроке. |
Домашнее задание | Составить план описания картины, подготовиться к сочинению. | Задает на дом. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Приложение.
Слайд 2.
Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств.
Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. (Слайд 4). Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому.
Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он мальчику.
С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. (Слайд 5). Сам Николай Петрович нередко говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное читка в школе» (1895, Государственный Русский музей).
«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальное учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Слайд 6). Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.
(Слайд 7). Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины “Устный счет”. На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом - это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика.
(Слайды 8, 9, 10). С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником “от земли”, Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах - сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель - подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси “разумное, доброе, вечное”.
(Слайд 11). Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского, певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также “пожизненно” влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.
(Слайд 12). Несмотря на разнообразие заказов, картин, которые он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою влюбленность и сердце детям. «Я так полно лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так нередко наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей.
(Слайд 13). Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
(Слайд 14). Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1945 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира.
…С полотен брызжет светило. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, - картины его будут необходимы.
На этой картине показана полянка в лесу, на которой сидят дети. Среди них и подростки, и дети помладше. Автор показал четырех мальчиков и одну девочку. Все дети одеты очень просто: в рубахах и широких штанах. На девочке надета темно-серая блузка, синяя юбка. На голове у нее ярко-красный платок.
Ребята сидят босиком на утоптанной траве, и лишь один мальчик стоит. Все они очень внимательно слушают своего товарища, который играет на балалайке. К сожалению, мы не можем послушать эту мелодию, но видно, что ребятам нравится игра мальчика. Он очень старается, чтобы им понравилось.
Мальчик сидит с очень сосредоточенным видом, брови его даже нахмурены. Парнишка в красной рубахе, который стоит и смотрит вдаль, явно о чем-то думает. Ребята помладше сидят и буквально ловят каждый звук, который извлекает «виртуоз». Возможно, он играет не очень сложное произведение, но им все равно это очень нравится.
Главный герой картины - музыкант – показан в пестрой рубахе и полосатых штанах с заплатками на коленках. В общем, ребята одеты именно так, как чаще всего одеваются дети в деревнях: просто и удобно.
На заднем плане картины – березовая роща. Создается впечатление, что мы слышим шелест листьев от ветра. Картина получилась вдохновенной. Мне она очень понравилась.
Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка. Один из мальчиков играет на балалайке. И очень жаль, что нельзя услышать его игру, ведь судя по эмоциям и улыбкам слушающих его детей - играет он великолепно. Художник изобразил детей с босыми ногами - это говорит о том, что живут они недалеко, в маленькой деревушке возле леса. С первого взгляда понятно, что это не городские дети, ведь одежда на них простая, и в некоторых местах даже потрепанная. На девочке надет платок, наверное, перед тем, как выйти гулять она помогала родителям по хозяйству, а платок снять забыла.
Дети находятся в лесу и природа окружающая их - великолепна. Большое количество изящных берез, зеленая травка и поросшие мхом пеньки - что же может быть лучше летнего леса? А то, что это лето - сомнений абсолютно не возникает, ведь художник выбрал яркие и насыщенные краски. Солнышка не видно, но по картине сразу заметно, что денек выдался солнечный.
Невероятно, но с помощью кисти, холста и красок художник передал ту атмосферу, которая ощутима на этой лесной поляне. Остается лишь догадываться, что весь лес наполняет звонкий детский смех и удивительная виртуозная музыка.