Сколько лет учатся в академии художеств. Академия художеств, императорская академия художеств (россия). Здание Императорской Академии художеств

31 января 2014 года - дата выхода в свет интереснейшего Учебно-методического пособия и, одновременно, альбома одноименной выставки ". Искусство рисунка и акварели ".

Представленные в книге ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники

Предисловие к изданию.

"Россия – единственная страна, где существует академическая школа рисунка. В Западной Европе, на родине академий, она давно разрушена. Иногда возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения академической традиции изобразительного искусства. Интересно, что никто не ставит подобные вопросы о школах классического балета или музыкального исполнительства.

В обществе, где главными целями жизни человека объявлены нажива и потребление, нет места культуре, и она неизбежно становится маргинальным явлением, уступая место сфере развлечений. Но «ничто не вечно под луной», не вечно и общество потребления.

Академическая школа изобразительного искусства часто описывается как традиция салонного стиля, скучной рутины, шаблонных приемов. В этом есть большая доля правды. Но глубинные, живые корни академической традиции – в великих, непревзойденных культурах античности и Возрождения. Леонардо да Винчи писал: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?» Это высказывание крупнейшего теоретика классической школы изобразительного искусства в античном, пифагорейском духе объясняет одну из стержневых задач академической традиции: создание гармоничного художественного образа. В старину красота почиталась сокровенной истиной, и художник занимался не «самовыражением», как это принято сегодня, но постижением сокровенной истины.

Красота и гармония (по-русски лад) являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы, что нетрудно заметить, читая изданные в XVIII–XIX вв. пособия для художников.
За столетия своего существования академическая школа наработала уникальную по эффективности методику обучения, основанную прежде всего на «осознанном рисовании», которое противопоставляется «наглядному», то есть неосмысленному копированию натуры. Недаром любимая поговорка академистов – «надо рисовать головою, а не руками». Поэтому совершенно несправедлива критика в адрес академической школы как института, который тиражирует «живые фотоаппараты», надобность в которых давно отпала, поскольку изобретена фотография.

Многие академические методы преподавания берут свое начало в системе обучения, практиковавшейся во времена Ренессанса – периода, когда искусство рисунка достигло высочайшего уровня за всю историю человечества. (К сожалению, до нас не дошла графика древнегреческих художников, которая, я убеждена, была не менее удивительна, о чем можно судить по древнегреческой скульптуре и вазописи). Академические методы осмысления формы аналогичны тем, что применялись лучшими рисовальщиками в мировой истории, такими как, например, Ганс Гольбейн Младший (см. его «Наброски голов и рук»).

Европейские академии художеств никогда не были изолированными «оранжереями» для выращивания профессиональных художников. Высокий уровень академического образования в XVIII и особенно в XIX в. обеспечивали многочисленные художественные школы, училища, клубы для профессионалов и любителей, а также производители и поставщики большого ассортимента художественных материалов; авторы, переводчики и издатели разнообразных пособий по рисунку и живописи.
Русская академическая художественная школа была национальной ветвью общеевропейской системы обучения изящным искусствам. В России использовались методические наработки ведущих учебных заведений Западной Европы. В российских магазинах продавались произведенные за рубежом наглядные пособия, переведенные на русский язык лучшие западноевропейские учебники для художников. Русские педагоги разработали ряд прекрасных учебно-методических пособий. Это прежде всего признанный классическим «Курс рисования» А. П. Сапожникова (впервые опубликован в 1834 г.).

Несмотря на то что в советский и постсоветский периоды академическая школа рисунка в России была в целом сохранена, многие ценные элементы метода и системы преподавания дореволюционной художественной школы оказались незаслуженно забытыми. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ставит одной из своих главных задач возрождение классической школы рисунка на самом
высоком уровне."

О выставке.

Открытие выставки «Императорская Академия художеств . Искусство рисунка и акварели » в Академии акварели и изящных искусств не случайно – именно в стенах этого учебного заведения практикуется академическая система обучения. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Николаевич Андрияка.

Выставка включает семьдесят учебных рисунков и акварелей XIX в. и состоит из нескольких разделов. Это так называемые головной, фигурный, натурный, манекенный, архитектурный и акварельный классы.

Главная задача экспозиции выставки – привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто любит и занимается изобразительным искусством к системе и методике академического художественного образования прошлого. Знакомясь с работами учеников Императорской Академии художеств , можно увидеть с чего начинался будущий художник, какие ступени обучения он проходил, приведшие его к вершине мастерства.

Почетный экспонент выставки – Петербургская Академия художеств. С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за рубежом, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. За сравнительно короткий срок учебное заведение взрастило плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Академия художеств была и остается методическим центром всех художественных учебных заведений России, и именно на примере системы и метода преподавания в Академии можно попытаться восстановить классическую школу рисунка. Методика преподавания строилась на последовательном выполнении усложнявшихся упражнений и заданий, где в результате воспитанники Академии должны были в совершенстве овладеть искусством рисунка. Рисунок в системе художественного образования рассматривался как основа основ.

Экспозицию выставки открывает «Головной» рисовальный класс, в котором учеников ожидал класс гипсов, где моделями служили «антики» – античные образцы (гипсовые слепки), точно воспроизводившие знаменитые античные скульптуры.

Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Голова Геракла (1849) Гедике Роберта Андреевича. В Императорской Академии художеств его главным наставником был профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов, старший брат художника К. П. Брюллова. Роберт Андреевич работал и в мастерской своего учителя Константина Андреевича Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту Гедике совместно с профессором Академии А. И. Кракау создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Второй класс – «Фигурный», так же являлся обязательным для всех воспитанников Академии. Здесь учили изображать фигуры в различных поворотах и движениях, размещать их в пространстве, улавливать и передавать их характер. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Эрот и Психея (1858) Павла Александровича Брюллова.

Павел Александрович, сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. П. Брюллова, племянник знаменитого живописца К. П. Брюллова, вошел в русское искусство XIX в. как пейзажист, архитектор, академик, член Совета Императорской Академии художеств и член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Художник-передвижник
Я. Д. Минченков, автор книги «Воспоминания о передвижниках» писал о даровитой и многогранной личности П. А. Брюллова: «Художники говорили о Брюллове, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников».

Важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс – «Натурный», в котором ученикам позировали натурщики. Сторонник строгого академического рисунка К. П. Брюллов, обучая своих учеников рисованию с натуры, говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передавать живое тело: оно так прекрасно, что только умейте постичь его, да и не вам еще поправлять его; здесь изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности».
«Натурный» класс представлен рядом работ учеников, ставших впоследствии знаменитыми художниками, архитекторами, педагогами: Маковский К. Е. Два натурщика (пер. пол. 1850-х); Померанцев К. П. Натурщик лежачий; Чистяков П. П. Натурщик (1853).

Константин Егорович Маковский в свое время был активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Покинув стены Академии, Маковский примкнул к участникам «бунта четырнадцати». Произведения художника, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой окрашенностью. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869).

Константин Петрович Померанцев учился в Академии художеств вместе с И. Н. Крамским и К. Е. Маковским. В 80-х гг. XIX в. художник переезжает в Нижний Новгород, где ведет преподавательскую деятельность в Мариинском институте благородных девиц, участвует в выставках и принимает активное участие в организации Нижегородского художественного и исторического музея.

В ряду талантливых учеников Академии имя Павла Петровича Чистякова – крупнейшего деятеля искусства втор. пол. XIX в., выдающегося педагога стоит отдельно. Педагогическое кредо мастера можно сформулировать его словами: «Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». Говорили, что у Павла Петровича было безошибочное чутье на личность и масштаб способностей ученика. Ярким доказательством тому может служить целая плеяда русских мастеров, вышедшая из его мастерской: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов.

С приходом в Императорскую Академию художеств в апреле 1817 г. Алексея Николаевича Оленина, который стал ее президентом, открывается «Манекенный» класс. Это был специальный класс, в котором ученики изучали драпировки и костюмы. Для всех воспитанников Академии выполнение рисунков с манекенов, одетых в римские и греческие костюмы было обязательным. Правильность рисунка, отличная лепка формы, искусная укладка драпировки – характерные черты, отличающие многие работы учеников, представленных на выставке.

Завершает экспозицию «Архитектурный» класс. Этот раздел выставки касается скорее методики обучения будущих архитекторов, нежели живописцев, скульпторов или граверов. Как известно, в Императорской Академии художеств существовала традиция посылать своих самых лучших выпускников за границу (преимущественно в Италию и Францию). Выпускникам назначался пенсион (содержание), отчего они и получили название – пенсионеры. Это были выпускники, окончившие курс в Императорской Академии с Большой золотой медалью. За границей они знакомились не только с культурой, но и делали архитектурные зарисовки, копии, обмеры, писали руины античного Рима, расчищенные развалины Помпей или византийские храмы Италии.

В архитектурной графике Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо), Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях) и других учеников ставших в будущем известными архитекторами демонстрируются хороший вкус, профессионализм, их листы наполнены знанием пропорций, масштаба, чувством колорита.
Н. Л. Бенуа работал в Москве помощником архитектора Константина Андреевича Тона, получив в мае 1840 г. награду в тысячу рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя». Начиная с 1850-х гг. Бенуа занимал должность главного архитектора Петергофа.

А. М. Горностаев, ученик Доменико Жилярди, был блестящим архитектором, художником, педагогом. За время преподавания в Императорской Академии художеств он воспитал таких известных архитекторов, как И. П. Ропет, В. А. Гартман, И. С. Богомолов. А. М. Горностаев вошел в историю искусства, как архитектор, возродивший национальный русский стиль. Помимо работы в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиевой пустыни, Старой Ладоге, на Валааме Алексей Максимович проектировал Успенский собор в Хельсинки (1868), построенный уже после смерти автора и названный памятником эпохи российского правления в Финляндии.

Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня.

Приобрести пособие Вы сможете в Художественном салоне

Музей Академии художеств - одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и первый в России публичный музей. Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной графом И.И.Шуваловым в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. Основой собрания стала коллекция самого Шувалова, в которую входили около ста картин и рисунков европейских мастеров. Дальнейшая история музея сложилась таким образом, что сейчас от этой коллекции осталось только одно произведение - картина венецианского мастера А.Челести «Избиение младенцев».

Вступившая на престол Екатерина II в 1764 году даровала Императорской Академии художеств штаты, устав и привилегию (при Елизавете Петровне «Трех знатнейших искусств Академия» была отделением Московского университета). Оригинал устава, выполненный на пергаменте и собственноручно подписанный монархиней, в настоящее время хранится в фондах. Он создавался группой художников и мастеров по эскизам и под руководством живописца Г.И.Козлова и является интереснейшим образцом искусства того времени. Текст Привилегии был оглашен на инаугурации Академии 7 июля 1765 года ее конференц-секретарем А.М.Салтыковым. Сама церемония посвящения с закладкой будущего каменного здания и освящение церкви происходили еще в старом деревянном строении, приспособленном под занятия учеников (три дома, располагавшиеся на набережной Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, были объединены общим фасадом). С 1764 по 1788 год на этом участке и велось строительство нынешнего здания Академии, сооруженного по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламотта в стиле раннего классицизма. На торжестве присутствовали не только преподаватели и ученики - для которых специально к этому дню были сшиты кафтаны вишневого цвета и форма, - но и известные художники, а также военачальники, вельможи, послы, статс-дамы и фрейлины двора. Академия была украшена снаружи и внутри гирляндами цветов; на Неве стояли две императорские яхты, с которых производилась пальба из пушек. Молодая царица придала всей церемонии характер события государственной важности - первоначально торжество было назначено на 28 июня (день восшествия Екатерины Алексеевны на престол) 1764 года, потом перенесено ровно на год, - но вновь немного отложено по непредвиденным обстоятельствам. Однако происходило это все уже без Шувалова, отправившегося - не по своей воле - на длительный срок за границу. Президентом же Академии был назначен опытный царедворец и поклонник идей французских просветителей И.И.Бецкой, основавший при Академии Воспитательное училище, просуществовавшее до 1797 года. Набираемые из семей ремесленников, мелких служащих и солдат пяти-шестилетние мальчики обучались не только живописи, скульптуре, архитектуре, гравированию, но и медальерному, ювелирному, часовому мастерству, литью, слесарному и столярному делу, пению, музыке и танцам. Полный курс занимал 15 лет, в течение которых воспитанник не мог встречаться с родителями. Жили дети в самой Академии. Основной задачей президент считал необходимость создания «новой породы людей, свободных от недостатков общества», поэтому одним из важнейших предметов было воспитание. Ученики, не проявившие особого таланта к живописи или скульптуре, могли тут же в Академии найти себя в каком-нибудь другом художественном ремесле. При содействии Бецкого был открыт театр, где спектаклями руководил актер Я.Шумский, а играли и делали декорации сами воспитанники.

В 1786 году открылась литейная мастерская, в которой отливали статуи для дворцов и пригородных резиденций. В период с 1770 по 1786 год на средства Бецкого обучались десять воспитанников (тогда прием проходил каждые три года). Продолжала пополняться коллекция Музея - в 1765 году из Царского Села «для пользы учеников» поступило более сорока произведений придворного живописца И.-Ф.Грота, руководившего в Академии классом «зверей и птиц». Сейчас из этого большого количества картин остались лишь два полотна «Черный волк, терзающий дикого гуся» и копия со Ф.Снайдерса «Птичий концерт». Сам Иван Иванович Бецкой завещал Академии «два шкафа, с гравированными антиками, весьма древними, и с редкими слепками изображений различных исторических лиц», сделанных по преимуществу французскими художниками.

Воспитанники находились в окружении произведений искусства, размещавшихся не только в Музее, но и в аудиториях - в соответствии с идеалами эпохи Просвещения считалось, что ученики должны постоянно видеть совершенные образцы. Копирование работ старых мастеров входило в программу, по ним изучали колорит и композицию. Академисты свободно пользовались и богатой библиотекой, где тогда хранились рисунки и гравюры, роскошно иллюстрированные издания по искусству. В числе первых поступлений были картины и рисунки, привезенные в Россию иностранными преподавателями - условия контракта и Регламент, составленный И.И.Шуваловым, предусматривали безвозмездную передачу произведений искусства каждым приехавшим профессором (от Л.-Ж.ЛеЛоррена поступило более 160 рисунков, а от Л.-Ж.Лагрене - 190. Работавший над «Медным всадником» Э.-М.Фальконе подарил две картины - «Пигмалион и Галатея» Ф.Буше и «Вознесение мадонны» К.Ванлоо).

Помимо переданных императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II произведений из Зимнего и ораниенбаумского дворцов, из Петергофа, музейную коллекцию пополнили полотна из частных собраний: так, на протяжении 1830-х годов поступили картины из собрания графа Г.В.Орлова; произведения, секвестированные в имении князя Е.Сапеги, а в 1836 году - более пятидесяти живописных работ из купленной государством картинной галереи графа В.В.Мусина-Пушкина-Брюса.

Значение, которое придавалось развитию Императорской Академии художеств монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных художников стремиться быть избранными в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свой портрет. Таким образом сложилась очень интересная галерея президентов, профессоров и почетных членов, размещавшаяся на стенах Зала Совета, до 1917 года переданная в сам Музей. Часть ее сохранилась до сих пор, но наиболее ценные портреты попали в Эрмитаж и Русский музей. Среди первых почетных любителей и почетных членов были великий князь Павел Петрович, граф А.С.Строганов - президент Академии художеств в 1800–1811 годах; граф Г.Г.Орлов, граф А.П.Шувалов, Н.И.Панин, князь А.М.Голицын.

Все президенты в большей или меньшей степени способствовали развитию Академии. Граф А.И.Мусин-Пушкин, сменивший умершего Бецкого, пожертвовал свои средства на поощрение лучших работ членов Академии, представляемых ко дню ее ежегодного открытия «для всенародного обозрения», происходившего в июле. Французский дипломат, археолог, большой знаток античности и автор научных и литературных исследований по истории Древней Греции граф М.-Г.-Ф.-О.Шуазель-Гуфье, бежавший в Россию от революции, был назначен Павлом I директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. По его инициативе в 1798 году учрежден класс бесплатного рисования «для вольноприходящих людей всякого звания».

С начала XIX века Академия занималась «проектами украшения столицы и городов» России. На протяжении многих десятилетий «памятники славы отечественной» могли быть воздвигнуты только после ее одобрения. Следующий президент граф А.С.Строганов, меценат и владелец одной из лучших художественных галерей, возглавлял Строительную комиссию по сооружению Казанского собора в Петербурге. Он проявил особую заботу о том, чтобы этот храм, построенный по проекту А.Н.Воронихина, возводился и украшался русскими мастерами. Для учеников архитектурного класса строительство послужило прекрасной школой практических занятий. Скульптурное и живописное оформление также выполнялось художниками академического круга, что для становления еще молодой национальной художественной школы было очень важно. Вклад Строганова в развитие Академии трудно переоценить: при его деятельном участии открыты два новых класса - медальерный и реставрации живописи, расширилось преподавание научных предметов. Граф способствовал значительному обогащению собрания Музея и подарил библиотеке 150 рисунков с плафона Версальской галереи, назначал из собственных средств пособия ученикам. В честь Строганова в 1807 году была выбита медаль, надпись на которой гласила: «В память полученной пользы под его начальством признательная Академия художеств».

Художественные вкусы следующего президента А.Н.Оленина, знатока античности и эпохи Возрождения, сформировались в Германии под влиянием идей Винкельмана и Лессинга. Оленин увлекался археологией, занимался гравированием, изучал основы медальерного дела и собирал памятники древности. Назначенный в 1811 году директором Императорской Публичной библиотеки, он во многом способствовал ее официальному открытию «на общую пользу». У него часто бывали художники В.Л.Боровиковский, представители семьи Брюлловых, А.Г.Венецианов, А.Г.Варнек, С.И.Гальберг, Ф.И.Иордан, О.А.Кипренский, И.И.Теребенев, И.П.Мартос. Оленин был автором ряда трудов, в том числе и «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». Рачительный хозяин, он налаживал хозяйственное устройство; строительные работы шли как внутри самой Академии (по проекту А.А.Михайлова на территории Музея возведена Чугунная лестница, оформленная живописными панно и горельефами), так и на прилегающей территории - в академическом саду по проекту того же зодчего началось возведение «Античного портика». С конца 1820-х годов под руководством архитектора К.А.Тона велись работы по окончанию отделки парадных интерьеров Академии, в Античных галереях разместилась коллекция слепков с древнегреческой скульптуры. Перед Академией по проекту К.А.Тона была сооружена гранитная набережная и установлены сфинксы, вывезенные из Египта. Алексей Николаевич возродил музыкально-танцевальные вечера и театральные представления. Президентство его, длившееся около тридцати лет, в основном пришлось на эпоху Николая I, досконально вникавшего во все дела Академии и неоднократно способствовавшего пополнению художественного собрания Музея.

Именно он решил, что президентами Академии отныне должны быть исключительно члены императорской фамилии. Первым стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын вице-короля Италии Евгения Богарне, супруг любимой дочери царя Марии, возглавлявший Академию с 1843 по 1852 год. Герцог обладал обширными познаниями в области естественных наук, развивал идеи о гравировании с гальванопластических досок. При нем было открыто Мозаичное заведение, появились Московская художественная школа, частные рисовальные школы в Саранске, Варшаве, Киеве, которым Академия всячески покровительствовала и помогала учебными пособиями. Герцогу принадлежала идея, осуществленная в академических стенах в 1851 году: организация первой в истории России выставки произведений из частных собраний. Помимо Строгановых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Лобановых-Ростовских и Шереметевых, в ней участвовали не только крупные коллекционеры (О.Монферран, Ф.И.Прянишников и другие), но и представители самых разных социальных слоев, приглашенные посредством объявлений в газетах принять участие в «Художественной выставке редких вещей, принадлежащих частным лицам…» Было отобрано более тысячи экспонатов, разместившихся в Первой и Второй Античных галереях (ныне - Тициановский и Рафаэлевский залы Музея), в Большой и Малой библиотеках (позднее перестроены, и функции их изменились - вместо Большой библиотеки сделан Пименовский зал), а также в залах «по циркулю» (анфилада залов вдоль круглого двора), где уже со второй половины XIX века больше не проводятся временные выставки и где посетители знакомились с постоянной экспозицией Музея.

Великая княгиня Мария Николаевна, сменившая умершего супруга на посту президента Академии, в 1861 году устроила выставку редких художественных произведений из императорских дворцов и частных собраний, продолжив этим благородную идею герцога Лейхтенбергского (владельца прекрасной фамильной картинной галереи). Обе выставки носили благотворительный характер - если первая была организована в целях содейстия Обществу посещения бедных, то средства, вырученные от продажи произведений с выставки 1861 года, были направлены на строительство приюта для «недостаточных» учеников Академии.

Ценнейшим пополнением Музея стала коллекция графа Н.А.Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур (если судить по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Выполняя его волю, часть собрания, придав ему статус публичной галереи, экспонировали отдельно, в залах второго этажа по 3-й линии, сообщавшихся с Музеем живописи через Голубой зал. По мнению исследователей, лучшие картины фамильной коллекции достались старшему брату, Г.А.Кушелеву-Безбородко, у Николая Александровича оказались «Поклонение волхвов» П.Брейгеля старшего, «Бобовый король» («Король пьет») Я.Йорданса, «Христос в терновом венце» («Се человек») П.П.Рубенса, другие полотна. Однако наиболее ценной для учеников Академии ее частью оказалась современная живопись французских мастеров: Э.Делакруа, Ж.-Ф.Милле, Г.Курбэ, Ж.-Б.К.Коро, Т.Руссо, К.Тройона. Картины этих художников, внесших большой вклад в развитие пленэрной живописи, купленные уже самим Николаем Александровичем (в основном во время его заграничных путешествий), можно было теперь видеть в Петербурге не только на временных выставках в Академии и в Обществе поощрения художеств, но и постоянно в Кушелевской галерее (в Эрмитаж работы современных европейских живописцев не закупались). Граф Н.А.Кушелев-Безбородко отдал дань и отечественной школе: работы И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллова, И.Г.Горавского, А.Иванова (ученика Чернецова), Л.Ф.Лагорио, П.Н.Орлова, М.М.Сажина, Н.Е.Сверчкова, В.Д.Сверчкова, Л.В.Страшинского, П.С.Шильцова также были представлены в коллекции. О значении этой уникальной галереи для будущих художников писали В.Г.Перов, Н.Н.Ге, И.Е.Репин, К.А.Коровин, А.А.Рылов и А.Н.Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая всю ее художественную и историческую ценность, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа в 1918 году, распорядился передать академическую галерею Эрмитажу, нарушив тем самым волю владельца, подарившего свое собрание именно Музею при высшем художественном учебном заведении. Позднее несколько второстепенных работ, ранее находившихся в ее составе, были возвращены Музею.

Пример графа Н.А.Кушелева-Безбородко вдохновил наследников других собраний. Не все произведения из подаренных признавались достойными размещения в самой Академии. Довольно значительное их количество передавалось в провинциальные художественные училища и музеи, которым Академия художеств покровительствовала и количество которых сильно увеличилось во второй половине XIX века. Собрания М.Н.Никонова, директора Канцелярии Министерства иностранных дел, и В.Э.Краузольда, переданные в первые годы XX века, были оставлены в Академии. Однако если картины небольшой коллекции Никонова, подаренной его душеприказчиком П.Л.Вакселем, попали в фонд, то собрание Краузольда из 72 живописных работ Дж.Джиганте, Л.Изабэ, А.Калама, Г.Макса и других известных мастеров русской и различных европейских школ по настоянию наследницы было сразу размещено рядом с Кушелевской галереей, хорошо дополняя ее по составу.

Практически с первых же лет существования Академии художеств одной из самых главных задач стало формирование собрания, позволяющего проследить все этапы развития русской художественной школы. Музей пополнялся лучшими учебными (рисунками, этюдами, эскизами и программами), пансионерскими (копиями с оригиналов европейских школ и собственными картинами, скульпторами, рисунками), а также творческими работами мастеров академического круга: А.П.Лосенко, С.Ф.Щедрина, Г.И.Козлова, Г.И.Угрюмова, Ф.И.Шубина, П.И.Соколова, М.И.Козловского, И.П.Мартоса, И.П.Прокофьева, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, Г.И.Семирадского. Поступали и произведения иностранных художников - почетных членов и преподавателей Академии (в том числе, и французских живописцев Ле Лоррена, Ж.-Ф.Лагрене, Ж.-Л.Моанье, итальянца С.Торелли). В свое время И.И.Бецкой приобрел в Париже ряд превосходных рисунков, среди них - коллекцию листов Ж.-Б.Греза, купленных им у автора в мастерской. Постепенно и в классах - натурном, этюдном, акварельном, манекенном, классе композиции - сложились целые коллекции лучших учебных работ, отмеченных Советом профессоров высокими оценками, медалями и назначенными «в оригиналы» - как образцы для последующих поколений учеников. Вот как вспоминал о своем недолгом пребывании в классе композиции А.Н.Бенуа: «Задаваемая профессорской коллегией тема (всегда «исторического» характера) выписывалась на листке бумаги, который клался в витрину под ключом, а рядом был раскрыт известный костюмный увраж Готтенрота на той таблице, на которой были изображены типы костюмов соответствовавшей эпохи. Витрина стояла среди довольно большой залы, все стены которой были завешаны рисунками и акварелями, заслужившими в разные времена одобрение академического ареопага. Рядом с эффектными a la Гюстав Доре сепиями Семирадского висела еще совершенно строго классическая акварель Солнцева, изображавшая какой-то эпизод из византийской истории, и т.д. Занятно было разглядывать эту пеструю по духу, краскам и приемам коллекцию, мечтая о том, что авось и моя композиция найдет себе здесь место …среди этих “проб великих предшественников” …».В конце XIX века все учебные коллекции из аудиторий были переданы в Музей.

До 1917 года академическое художественное собрание делилось на несколько музеев - в литературе встречается разделение на Музей живописи, Кушелевскую галерею, Музей скульптуры, состоявший из оригиналов, копий и слепков, расположенных в основном на первом этаже «по циркулю». Основание ему было положено поступлением античных скульптур и слепков, приобретенных И.И.Шуваловым по распоряжению Екатерины II в Греции и Италии специально для Академии. Вместе с произведениями ваятелей Э.-М.Фальконе, А.-М.Колло и даром автора «Медного всадника», включавшего копии с произведений европейской скульптуры XVII–XVIII столетий, они составили ядро коллекции. Вскоре Академия стала обладательницей редкого по качеству собрания форм «антиков», с которых на Литейном дворе отливались в бронзе скульптуры, украшавшие парки и дворцы Санкт-Петербурга и пригородов. В XVIII веке адмирал Г.А.Спиридов подарил вывезенные им во время русско-турецкой войны с греческих островов мраморные статуи, головы и рельефы. В начале XIX века скульптурный отдел расширился за счет произведений Б.-К.Растрелли и коллекции кавалера А.Ф.Фарсетти. Этот венецианский дворянин, командор ордена св. Иоанна Иерусалимского, в 1801 году прислал около 600 скульптурных работ, посвятив свой дар российскому престолу. Его коллекция состояла из гипсовых и мраморных статуй, бюстов, моделей скульптур, терракотовых барельефов и форм выдающихся итальянских ваятелей эпохи барокко и Возрождения - Микеланджело, Дж. Л.Бернини, А.Альгарди, Ф.Модерати. Русская скульптура XVIII–XIX веков была расставлена в вестибюле второго этажа, «по циркулю» и в смежных с ним залах (начиная с работ первого руководителя класса скульптуры Н.-Ф.Жилле и его учеников Ф.И.Шубина, И.П.Прокофьева, М.И.Козловского - до Г.Р.Залемана и В.А.Беклемишева).

Собрание архитектурных чертежей и моделей, и сейчас являющееся одним из лучших в России, начало складываться также в XVIII веке. Основой его послужил альбом французского мастера Ж.-Ф.Блонделя, проектировавшего здание Академии художеств для Москвы. Позднее прибавились лучшие проекты выпускников Академии и ее пансионеров (И.В.Неелова, В.И.Баженова, И.Е.Старова и других), а также чертежи руководителей класса (Ж.-Б.Валлен-Деламотта, А.Ф.Кокоринова, Тома де Томона). Проектная деревянная модель здания Академии художеств, выполненная группой резчиков под наблюдением А.Ф.Кокоринова, поступила в 1766 году, через двадцать лет - модель Смольного монастыря, возведенного по проекту Ф.-Б.Растрелли (с неосуществленной колокольней). В годы президентства А.С.Строганова в 1800 году по высочайшему приказу пожалованы все архитектурные модели из Императорского Эрмитажа.

В 1910 году возникла идея создать «Музей старой Академии художеств», сконцентрировав в нем все произведения, связанные с началом ее существования. К сожалению, музей создан не был, однако помещения, выходящие окнами на набережную Невы и составляющие левую часть фасада от главного входа, были отданы все разраставшемуся Музею. В этих нижних залах развернулась часть экспозиции интереснейшей «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности», устроенной в 1911 году Обществом архитекторов-художников.

При Академии существовал Мюнц-кабинет - собрание медалей и монет. Греческие, римские, византийские, европейские и русские медали и монеты, их факсимильные имитации, гальванопластические снимки с редких медальонов служили хорошим пособием для изучения медальерного искусства.

Практически ничего не сохранилось от «Музея костюмов и предметов для писания “nature morter”», начало которому положил президент А.Н.Оленин. Учредив «Рюст-камеру или костюмную палату», он подарил коллекцию старинного французского, японского и русского оружия, предметы быта народов, населявших острова Тихого океана. Впоследствии с учреждением костюмного класса, возникшего как частная инициатива художников, разрослась и коллекция. Так, вице-президент Академии князь Г.Г.Гагарин передал костюмы восточных народов. Сюда поступили и экспонаты из упраздненного в 1886 году Музея древнерусского искусства (или, как его еще называли, Музея христианских древностей), размещавшегося на первом этаже по 3-й линии - ларцы, шкатулки, кольчуги, старинные костюмы, церковное облачение. Великие князья Владимир и Алексей Александровичи, Николай Николаевич-младший в 1871 году подарили десять костюмов, в которых они участвовали в живых картинах во дворце. В конце XIX века собрание пополнилось приобретенными коллекциями от живописцев П.Н.Грузинского, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, дарами руководителя батального класса Г.П.Виллевальде и профессора В.Е.Маковского. С введением в 1898 году нового Устава, костюмный класс был упразднен, а музей с 1899 года именовался «Собранием костюмов Императорской Академии художеств».

Длительное время музейное собрание и Академия как учебное заведение были единым целым, лишь постепенно была осознана необходимость особого музейного хранения произведений искусства, чему уделялось мало внимания. Рисунки, гравюры, архитектурные чертежи и проекты хранились в библиотеке, какой-то период времени даже выдавались на руки. До 1860-х годов Музей и библиотека имели одного хранителя, что не могло не сказываться пагубно на сохранности произведений. В архивных документах неоднократно встречаются упоминания о списании «пришедших в ветхость картин», о пропаже живописных полотен и рисунков.

После 1917 года начался самый драматичный период в истории Музея. Императорская Академия художеств была полностью упразднена. На следующий год в ее стенах начали работу Высшие художественно-технические мастерские, в которых К.Малевичем, В.Татлиным, П.Филоновым проводился эксперимент по созданию нового искусства. Так как необходимость изучения художественного наследия полностью отвергалась, ценнейшие собрания живописи, рисунка, скульптуры были расформированы. Основная их часть распределилась между Русским музеем и Эрмитажем. В середине 1920-х годов Музей на короткое время был восстановлен - это было связано со сменой руководства в Высшем художественно-техническим институте (так стал именоваться бывший Вхутемас), с общей политической обстановкой в стране. Однако в самом конце 1920-х в институте вновь начались изменения, проводимые новым ректором Ф.А.Масловым, чье имя в истории Академии стало нарицательным. Под его непосредственным руководством проходил разгром всех фондов - костюмерной, анатомического кабинета, мозаичной мастерской и окончательное разорение Музея, многие произведения которого уничтожены или отданы в Русский музей, в провинциальные собрания, а оставшиеся - в Госфонд для продажи. Конец «масловщине» был положен в начале 1930-х годов. В созданной Всероссийской Академии художеств начинается возрождение классической системы подготовки учеников. Но добиться возврата произведений, ранее принадлежавших Музею, практически не удается. В Эрмитаже остаются шедевры старых мастеров, Кушелевская галерея, коллекция В.В.Мусина-Пушкина-Брюса. Даже беглое знакомство с каталогом Музея показывает, что, например, отдел французской живописи XIX века в большой степени базируется на академическом собрании, - до 1917 года в нем не было ни одного произведения Э.Ф.В.Делакруа или мастеров барбизонской школы. Для организуемого Музея мировой архитектуры ГРМ отдал некоторое количество архитектурных чертежей по европейскому зодчеству, отказавшись возвратить материалы по русской архитектуре, мотивируя это желанием организовать собственный отдел. И лишь приказ народного комиссара просвещения РСФСР в 1934 году вынудил Русский музей вернуть хотя бы часть - 25 архитектурных моделей (Смольного, Исаакиевского и Казанского соборов, храмов Александро-Невского монастыря Т.Швертфегера и И.Е.Старова).

Таким образом, в период 1920–1930-х годов академической коллекции нанесен непоправимый урон, от которого отделы рисунка, скульптуры и особенно живописи (некогда самый значительный) так и не смогли оправиться.

В 1947 году Всероссийская Академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, руководство которой стало вестись из Москвы. В ее состав на равных вошли художественные институты Ленинграда и Москвы, а также Научно-исследовательский музей, Научная библиотека и Научно-библиографический архив (Ленинград), Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (Москва). Оставаясь ведомственным учреждением, чья деятельность традиционно ориентирована на работу с учащимися и студентами художественных учебных заведений страны, приезжающих проходить копийную практику и специализацию, Музей получил автономию и смог более профессионально решать задачи, стоящие перед ним.

В настоящее время в Музее Академии художеств имеется небольшая, но хорошая коллекция западноевропейской живописи и рисунка XVI–XIX веков.

Наиболее полно представлены в Музее учебные работы воспитанников живописного, гравировального, скульптурного и архитектурного классов Академии. Однако отсутствие значительных произведений корифеев отечественного искусства не позволяет показать объективную картину развития академической школы XVIII–XX веков, что несомненно несколько обедняет постоянную экспозицию. Тем не менее научная работа и сопутствующие ей атрибуции позволили Музею провести такие выставки, как «Свободным художествам» (к 240-летию Академии художеств), «По странам Европы. Выпускники Императорской Академии художеств второй половины XVIII–XIX века за границей», «Русские художники за границей. ХХ век»; участвовать в интереснейших международных выставках.

Юбилейному году Санкт-Петербурга Музей готовится посвятить большую экспозицию из фондов «Немцы в Академии художеств», на которой будут представлены произведения немецких живописцев, архитекторов, скульпторов, работавших в России в XVIII - начале XX века, преподававших в Академии художеств и участвовавших в формировании облика одного из великих городов мира.


Прошло всего два года после открытия Московского университета, когда в конце 1757 года был издан указ Сената об учреждении Академии живописи, скульптуры и архитектуры. В ней учились – а некоторые потом и преподавали – выдающиеся мастера: В. Баженов, А. Захаров, И. Старов, Ф. Шубин, И. Мартос, М. Козловский, .

За свой долгий путь Российская академия пережила подлинный расцвет и сложное время нескольких реорганизаций. Но она всегда стремилась сохранить свой высокий статус.

По первоначальному замыслу Академия художеств должна была открыться в Москве. Ее созданию способствовали передовые деятели России, выдвигая многочисленные проекты ещё с петровских времен. Немало усилий приложил великий русский учёный М.В.Ломоносов, явившийся подлинным инициатором организации академии. Поскольку подходящего здания в Петербурге не было, первые учащиеся были направлены в Москву, в недавно образованный университет. Однако принятые на службу профессора-иностранцы не пожелали жить вдали от столицы, и вскоре специальное здание для академии стали строить в Петербурге по проекту А.Кокорина и Ж.Валлен Деламота. Строилось оно долго. Основная часть его завершена в 1764 - 1771 годах, а отделка интерьеров заканчивалась уже в первой трети XIX века.

Сначала занятия проходили в доме первого президента Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова. О самом раннем периоде её существования сохранились отрывочные сведения. Многие документы погибли, когда академический архив эвакуировали во время войны с Наполеоном в 1812 году. Со смертью архивариуса, досконально знавшего факты, их так и не удалось восстановить, что отмечал в 1829 году президент А.Оленин.

Среди смет на постройку здания академии сохранились интересные наставления строителям конца XVIII века, как должны выглядеть будущие классные комнаты, спальни учащихся и преподавателей. Все следовало строго подчинить особенностям петербургского климата, назначению помещений. Именно этим и определялось их декоративное убранство. Комнаты для занятий предполагалось лишь сделать «приятнее», чем спальни.

До утверждения штата и устава Академии в 1764 году она вошла в историю под названием шуваловской. Возраст учеников колебался от 15 до 27 лет. Преимущественно это были выходцы из Московского университета, стремившихся заниматься искусством, которых направили в Петербург в 1758 году. Поскольку все они получили уже какие-то основы знаний, академия стремилась главное внимание уделять обучению в живописном, скульптурном, архитектурном и гравировальном классах.

Педагогов наряду со специально выписанными художниками из-за границы приглашали сначала из Академии наук, существовавшей с 1724 года. Там также шло обучение различному мастерству – гравировальному, камнерезному, токарному, переплетному. На первых порах своих преподавателей не хватало, и лишь в начале XIX века. русские педагоги почти полностью вытеснили иностранцев.

В числе первых в Россию в феврале 1758 года прибыл француз Н.Жилле, который вместе с Дювелли вел натурный класс, а также скульптурный, в том числе «орнаментной скульптуры». За 20 лет он воспитал блестящую плеяду русских скульпторов: Ф.Шубина, Ф.Гордеева, И.Мартоса, Ф.Щедрина. В 1759 году наряду с ежегодно сменявшимися иностранцами в академии появились в качестве наставников А.Лосенко, К.Головачевский и И.Саблуков – живописцы, прошедшие основательную школу в мастерской И.Аргунова. Вскоре преподавателем был зачислен известный портретист Ф.Рокотов. Во главе архитектурного класса с октября 1758 года стал А.Кокоринов, а через год в академии преподавал уже и профессор архитектуры Валлен Деламот.

В торжественной обстановке в 1764 году были одобрены регламент и устав Академии художеств. Круг специальностей, предусмотренных штатом, свидетельствовал о широте поставленных задач, о стремлении готовить профессионально разносторонних мастеров.

Нововведением стало создание при Академии художеств в 1764 году Воспитательного училища, в которое принимались дети пяти-шести лет, чаще всего придворных служителей – истопников, дворников, певчих и солдат. Изредка попадали сюда и крепостные художники и их дети. В то время профессия живописца считалась недостойной для выходцев из дворян. В Воспитательном училище подростки полностью изолировались от общества, им запрещалось общаться с посторонними, даже с учениками смежных специальностей. Царский двор хотел создать особое сословие, призванное обслуживать его нужды. Дети с малолетства приучались к упорному труду. Они вставали в пять часов утра, и занимались до часу дня специальными предметами. Затем после небольших перерывов на обед и отдых снова начиналась учеба в различных классах, специальных и общеобразовательных. Ученики получали казенное платье – «по сюртуку на год» - и полностью состояли на «казенном коште», то есть на содержании академии. Стремясь готовить широко образованных художников, академия с первых лет существования обучала не только общеобразовательным дисциплинам, различным художествам, но и смежным с их будущей профессией областям – музыке, танцам, пению, театральному искусству.

«Установлением о мастерствах», принятом весной 1764 года, было узаконено обучение и декоративным искусствам – резьбе по дереву и камню, чеканке и литью, мастерству золотых и серебряных дел, работе с эмалями (финифти), миниатюрному письму, мозаике и медальерному делу. Первоначально к изучению прикладных ремесел назначались плохо успевающие ученики на кратковременный срок, в который они по-прежнему могли посещать основные классы живописи, скульптуры и архитектуры. Впоследствии классы «мастерства и ремесел» были узаконены, и они сравнялись в правах с основными «художествами». Академия в XVIII веке стала не только крупнейшим центром подготовки живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов, но и художников декоративного профиля. Для их обучения приглашались мастера-иностранцы, а позднее их русские воспитанники, прошедшие академическую школу.

Академический курс обучения был рассчитан на 15 лет. Первые три года занятия шли в Воспитательном училище. Следующие шесть лет ученики разных специальностей занимались по общей для всех программе – так называемый «2-й и «3-й возрасты». Лишь на старших «возрастах», то есть с 15 до 21 года, они получали специализацию. Система обучения в Академии художеств XVIII – первой половине XIX века была прогрессивной для своего времени.

Среди выпускников Академии – известные художники и архитекторы А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.П. Мартос, М.М. Антокольский, А.Н. Воронихин, Л.Н. Бенуа и многие другие.

История создания

Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690 годов. Но реализована идея была только в 1757 г. в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Хотя предыстория создания очень долгая и довольно запутанная: непосредственно Академия художеств формировалась в недре Академии наук и, по мнению Ломоносова, отягощала «ученый корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете.

Ф. Рокотов "Портрет графа И.И. Шувалова"

С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы. Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы. Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук по преимуществу в центр гравирования.

Во время царствования Анны Иоанновны вопросом отделения Академии художеств от Академии наук занимался один из самых просвещенных сподвижников Петра I – В.Н. Татищев. Он планировал создать «Академию ремесел», которую и должен был возглавить. Но этот план не воплотился в жизнь, Татищев об этом писал так: «Императрица Анна Иоанновна ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4. Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось».

Когда осенью 1733 г. Академия художеств (в составе Академии наук) получила определенную сумму, то это вызвало недовольство ученых и они настойчиво стали требовать отделения ее. Но этот вопрос снова не решился.

В 1741 г. за дело взялся М.В. Ломоносов. Он возглавил борьбу с засильем немцев в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова оказалась безрезультатной.

В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным людям при дворе – графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, т.к. считал, что излишнее увлечение гравировкой раздуло штат Академии и «препятствует приращению наук». Но сопротивление оппонентов продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве.

Здание Императорской Академии художеств

Здание Императорской Академии художеств

Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания.

В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.

Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым.

В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками.

Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) - русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.

Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора.

Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни "Страшный суд"

Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники.

Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III.

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,

error: Content is protected !!