Башкиры — славный и мудрый народ. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир. В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или , например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.д.

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000. С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А. Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется. Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».
Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г. воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий. Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание. За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г. вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург - место главного управления горными заводами. К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г. Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена. Указом 1736 г. русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр. Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г. Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола. Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола. Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты). Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление - из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда. Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.). Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г. Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р. Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу - на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану - на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу - на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р. Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.

тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли: коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

История народа

Время Золотой Орды.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак - дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:
— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;
— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;
— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;
— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников.
Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти.В 15 веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом требуя выплаты ясака все в больших объемах.

Присоединение к России.

В 16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование.После чего Иван Грозный обратившись к народам покоренными Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 г башкирские Земли приняли подданство России.

Восстание под началом Е. Пугачева.

Дальнейшее развитие Башкирии было тесно связана с историей России. Бесконечные попытки захвата России со стороны европейских государств требовали от нее огромного напряжения людских и государственных ресурсов. Это было связано с чрезмерной эксплуатацией рабочих и крестьян. 17.09 1773 г. беглый донской казак Емельян Пугачев объявив себя царем Петром 3. зачитал манифест форпосту яицкого гарнизона. С отрядом в 60 чел. захватил г. Яицк. Это стало началом восстания. Башкирский народ эксплуатируемый местными феодалами и поборами ясака присоединились к восстанию. Салават Юлаев зачитав манифест Пугачева призвал башкирских крестьян присоединиться к восстанию. Скоро весь башкирский край был охвачен пламенем борьбы. Но плоховооруженые крестьяне не смогли противостоять правительственными войскам прибывшим из Санкт-Петербурга. Вскоре восстание было подавлено. Салават Юлаев проведя на каторге более 25 лет умер. Е. Пугачев захвачен в плен и казнен.

Башкирия в Великую Отечественную войну.

В годы В.О.В Башкортостан стал одной из основных территорий СССР на которые были эвакуированы предприятия и население. Регион обеспечивал фронт оружием, ГСМ, продовольствием и снаряжением. В годы войны республика разместила около 109 заводов, десятки больниц, множество центральных гос. и хозяйственных учреждении, 279 тыс. эвакуированных.
Несмотря на то что работоспособное мужское население признано на войну сельское хозяйство усилиями подростков и женщин продолжала снабжать фронт продовольствием и продуктами животноводства.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

16/12/09, AzezAyla
Да да.. Башкиров я тоже знаю. Не знаю как другим, но мне лично встречался хороший отзывчивый дружелюбный человек из Башкирии. Как мне показалось человек тот был очень мягким и добрым. Не знаю как остальные башкиры. Знаю, что есть среди них и не самые лучшие люди, но есть и хорошие, такие которые попадались мне..

05/02/10, Небесная Высь
я люблю башкир потому что это классный народ... сама на 25% башкирка. хотя и вредные немного, но все же классный народ

06/02/10, disciple
Какая разница, какой национальности человек? Негатив этой теме пишут грёбаные наци.

31/03/10, Kushtemo
rugmag, в том-то и дело - в НАШЕМ Башкортостане! В ВАШЕМ Татарстане вас никто притеснять не будет, туда и идите, если здесь не нравится. И потом, кто вас трогает? Живите спокойно, не оскорбляйте нас, и все будет в порядке. Татар в Башкирии вообще больше, чем титульной нации, так что вам грех жаловаться на что-либо.

28/04/10, CHELOVEK
Придурков хватает в любом народе! На счет притеснения...ничего подобного! Это близкие народы..Зачем Ссориться? вас специльно стравливают для потехи! Неужели непонятно? Бывают люди плохие, бывают неочень..и это не зависти от того какой национальности человек!

10/06/10, Filchik
потому что мы открытые, замечательные, дружелюбные, да бывают вредные, но в основном мы просто супер! Да все нации замечательные, выделять кого-то не надо, так как главное мы живем и радуемся жизни! Нация определяется не тем, что в обществе у тебя было сколько то знакомых башкир или другой нации, каждый человек индивидуален. а нация не настолько влияет на характер людей!

04/08/10, DemigoD
Этот мелкий народец сдерживал Чингисхана 14 лет (тогда как поход через Русь занял только 3 года) после чего фактически получил территориальную автономию в составе империи Чингисхана. Также они занимали привилегированное положение как народ, обязанный каганам прежде всего военной службой и сохраняющий собственную родоплеменную систему и управление. И с чего ты взял, что националистически настроенный?

15/12/10, Tony Soprano
Я принципе с ними не особо общался, но моя мать говорила, что у неё была одна знакомая башкирка и вроде нормальная тётка, так что в мне этого достататочно, в принципе я не люблю каждую нацию в целом, в каждой из них (и в моей в том числе) попадаются и нормальные люди и уголовники там всякие

24/02/11, Васим
Я люблю башкирок, они такие доступные их даже уговаривать не надо, только был бы пузырь.

03/11/11, Andros Ranger
Я сам башкир наполовину и испытывал много проблем и депрессии со своей внешностью

10/11/11, Соня Рид
Я башкирка. Я не нацистка,уважаю другие национальности. А ведь в Башкирии президент сейчас татарин. Татары обрадовались хД

01/06/12, bashkord
Добрый день! Ребята сразу поставлю Всех на место! я счастлив что я полукровка 50/50, и сын двух великих культур и народов башкир и татар- я люблю и общаюсь с личностями в любой нации и знаю что ушлепков и нацистов хватает везде! Так что живите счастливо, любите ближних и относитесь к людям так как хотите чтоб относились к Вам. Башкиры дружелюбный и очень гостеприимный народ! не забывайте на чей земле вы живете! Мой предок Зайнитдинов поставил родовую тамгу на договоре о присоединении Башкирии к России(не сделай этого нас ждала бы судьба индейцев в резервациях)но если нас разозлить не кто с нами не сравниться по отпору врагу! кто не знает даже у японских императоров была личная гвардия телохранителей из башкир самураев, а французы до сих пор помнят башкирские луки и стелы. Не пытайтесь стравить два братских народа!

06/08/12, Башкорт
Сам башкир потому и люблю))

14/08/12, башкир
Да дружба между народами прошла наверное. И почему на сайте все смелые вы попробуйте мне в глаза такое сказать про башкирский народ. Думаю здоровья резко поубавится и посмотрим кто сильнее башкирский батыр или какая-то трусливая шавка. Смелости только хватает злобствовать на сайтах. А в жизни вы трусы.

12/10/12, Shaolin
С*ки на*уй приходите в Уфу, в виртуальном мире мы все герои а что слабо в реале? Татары и т.д что и умеет делить людей на касты... ну конечно в жизни вы сами ничего не добились и что же вам остаются делать! Скажите спасибо что вы живы еще, в России вас там вы*бали бы уже и были бы бомжами. Если еще будет оскорбительные комментарии против Башкир то скажите им это в лицо то вас всех н*х закапают на месте. И какой засранец вообще создал такую тему? Забанить его навсегда!!!

30/10/12, Але4е4ка
русские вы ни чем не лучше нас так что идите вы

30/10/12, Nibelung
Никогда с ними в реале не пересекался,потому отношусь нейтрально,так же Я вполне лоялен по отношению и к татарам и ко многим узбекам с таджиками и к армянам и к киргизам.

19/11/12, Renato12
Башкиры нормальный народ. Хорошие люди. Я татарин. Все терки между татарами и башкирами - это фигня, что-то типа ссоры двух маленьких детей, но при чем тут взрослые? Такое даже комментировать не хочется.

14/01/13, Nega
А вот реально, кому в голову взбрело создать такой тупой опрос? Даже в правилах размещения сообщений и тд написано, в 11 пункте, не затрагивать нацистких тем. Я так посмотрю быть националистом в моде стало, все кому не лень следуют за учением Гитлера, НО это ни привело к хорошему. На самом деле в каждом народе есть свои уроды и если в жизни вам встретился не очень, так скажем человек с нашей национальностью, это НЕ значит, что все башкиры такие, модератор точно уснул, на удаление этот опрос!!!

10/05/13, вир
Я сам Башкир.Понимаю что мы относимся к умирающей нации во все времена говорят мы были вассалами так оно и есть вы не понимаете почему так было, да потому что моим предкам угрожали ихним народом и близкими.А то что говорят мы притесняем Татаров, валите тогда в свою Татарию если не умеете ценить гостеприимност.Вся суть в том что эту ненависть выращивают сами Русские они до сих пор снимают с нас дань просто название теперь другое.А то что мои предки шатались по степям это все свойстве но всем народам. Да и ходили они по своей земле, весь пояс Урала был наш, только вот пришли доромоеды*Русские и отобрали его а Башкиры не понимали того что эту землю можно оставить своему народу. Даже в битве с Французами мои истоки отличились не меньше Русских и поэтому я их почитаю как сильных людей.И я сожалею что не родился раньше,я бы заключил договор с Гитлером об уничтожении России с условием спокойно жизни Башкир. А если возможно что помог бы Чингисхану, т.к монголы тюркский народ братья по языку.

14/05/13, rayan
Я сам башкир. Не против тому, что вы считаете, что среди нас есть тупые. Они у всех есть. Тем более у русских (грязные как свиньи, алкоголики конченные и тупые как Путин, довел до кризиса, скажем другого выбора не было)). Я люблю свой народ и свою традицию. Готов вырвать сердце любому кто попытается отнять свободу моего народа. Достаточно натерпелись от действия власти Российской. Слишком уж мы гостеприимные и спокойные.

28/10/13, Личная жизнь
"Башкиры - малый народ, но постоянно пытающийся кого-то обмануть или унизить" - приведите пример. Вякающие гнильцой в сторону татар, башкир, финноушров и других коренных народов России - это шовинисты, которые нас хотят уничтожить. Вы только ресурсы наши выкачиваете и грабите нас, нам от вас никакого толку. И главное, задумайтесь на минутку, что будет, когда коренные народы поднимутся разом и погонят всех русских обратно на историческую родину. К этому все идет, если шовинисты и националисты не изменят свое отношение по отношению к нам.

15/12/13, Башкирин
Я люблю башкир, потому что сам башкирин, потому что остальные нации лохи.Мы башкиры самый умный народ, самые честные, самые порядочные, самые храбрые, никогда никого не подведем и не подставим.Везде пробиваем дорогу себе сами.Всегда мыслями о других, поэтому любим других учить жизни

06/04/14, istorik19
Башкиры великий народ с тысячелетней историей. За свою историю, всегда были привязаны к Уралу, успели вывести уникальную породу башкирской лошади, свою породу пчел, Россия обязана башкирам зарождением своей горнодобычи и железообработки. Всегда славились как хорошие воины, несколько столетий охраняли южные границы центральной России, участвовали в европейских походах Кутузова и Суворова. Приютили многие поволжские народы на своей территории (татар, чувашей, мордву, мари и других), крестьян бежавших от крепостничества и мусульман-тюрков, бежавших от насильственной христианизации. Попытки хейтеров разжечь национальную ненависть уродливы и смешны. История всех поволжских и уральских народов тесно переплетена, они уже давно братские.

12/06/14, Yulia95
Не скажу, что люблю этот народ в целом. По-крайней мере, я не любила их раньше. Вообще, тут дело не именно в этой нации, а в том, что я вообще не могу терпеть лиц другой национальности. Но кое-что изменилось в моей жизни. У меня появился парень-башкир. И знаете, я очень сильно его полюбила. Да, он любит качать права, любит себя и иногда высокомерничает, но я вижу его любовь, заботу, нежность. Он очень хороший, смешной. Я счастлива быть с ним. И даже в будущем, возможно, выйду за него замуж. Ибо кроме него, мне никто не нужен:)

09/03/15, surhan
Я по отцовскому роду Башкир. Люблю культуру башкир,природу Башкирии -Урала!!! Учёные до сих пор не знают откуда произошёл башкирский род! Есть много версий и теорий) Знаю такие места силы в Башкирии! Такая энергетика! Дух захватывает! Башкирский мёд -самый полезный мёд в мире! Есть пещерные рисунки в Мурадымовском ущелье,а это значит что башкиры древний народ России! Уральские горы самые древние горы земли! Это позвоночник нашей матушке земли!Нет плохой нации-есть плохие люди) Тот кто говорит что башкиры глупые и т.д.- тот глубоко ошибается в своём невежестве) Даже татары монголы не могли завоевать почти 19 лет башкир... Это древняя письменность гласит. Вообщем всем вам добра и любви!))))

11/04/15, Gunn
"Ни один народ не пролил столько крови за свою свободу, как Башкиры" Лобавски(1860-1936г.) "Если не склонил голову перед падишахами, перед остальными Башкир голову не склонит" Вам ли свиньям чернить мой народ? Единственный народ в России, обладавший правом на землю. Вотчиники.Единственный народ в России, воевавший во всех войнах, походах с русскими и при этом выставлял свои полки полностью из числа Башкир. В нас кровь сарматов, гуннов, мадьяр и тюрков-этим мы сильны.

error: Content is protected !!