Где родился градский. Градский с женой опять стали счастливыми родителями. Гастрольная и преподавательская деятельность

Александр Борисович Градский родился осенью 1949 года в Челябинской области, в семье инженера-механика. Его мать Тамара Павловна Градская была выпускницей Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) – именно она привила сыну любовь к творчеству. Мать Александра Градского была вынуждена переехать на Урал вместе с мужем, несмотря на то, что ей предлагали выступать на сцене МХАТа.

В 1975 году Александр Градский переехал в Москву вместе с семьей. Он с детства был гуманитарием: предпочитал историю физике, и занятия в музыкальной школе по классу скрипки урокам математики.

Творческий путь Александра Градского / Aleksandr Gradskii

Александр Градский написал свое первое стихотворение в тринадцать лет, и начал слушать музыку в исполнении Элвиса Пресли и Луи Армстронга , что казалось необычным в условиях культа советской эстрады. Пластинки Александру Градскому привозил дядя, который выступал в составе ансамбля народного танца в Соединенных Штатах.

Александр Градский посещал театральный кружок, исполнял песни собственного сочинения во дворе, и в 1963 году он впервые выступил в компании польской группы «Тараканы» . Музыкант предпочитал блюз, твист и рок-н-ролл.

В 1965 году Александр Градский и Михаил Турков создали группу «Славяне». Их репертуар состоял в основном из композиций легендарных «The Beatles» и «Rolling Stones» . Через год Александр Градский начал исполнять рок-композиции собственного сочинения в составе группы «Скоморохи».

В 1965 году Александр Градский написал одну из своих самых известных песен под названием «Синий лес». Он также работал вместе с бэндами «Скифы», «Электрон» и «Лос Панчос».

В 1969 году Александр Градский стал студентом Российской академии музыки имени Гнесиных, факультета сольного пения. В то же время он впервые выступил сольно, в сопровождении гитары. Этот период отличался экспериментами Александра Градского с рок-музыкой: он пел на русском языке, и даже обращался к русскому фольклору.

Я первым начал выступать один, без группы, под гитару, с тем чтобы лучше донести стихи до публики. Мне говорили: зачем ты это делаешь? Лет через пять это стали делать все. Когда я впервые сделал работу на русские стихи и на народную тематику, один знаменитый саксофонист сказал: «Соединять фольклорный материал с таким жестким рок-н-роллом? Это неправильно». Через несколько лет он сделал программу с использованием фольклора. К чему я это? К тому, что, наверное, человек, который делает что-то раньше других, получает свои шишки. И я их в общем-то получил...

В начале 1970-х годов Александр Градский стал известен благодаря сценической деятельности группы «Скоморохи» и музыкальному сопровождению картины Андрона Михалкова-Кончаловского «Романс о влюблённых» . Тогда же появилась легендарная композиция «Как прекрасен этот мир».

В 1973 году музыкант выпустил альбом под названием «Поёт Александр Градский» , а через год записал песню «Как молоды мы были» и стал студентом Московской консерватории. В 1976 году вышла первая в своем роде рок-пластинка под названием «Русские песни».

Александр Градский также вел преподавательскую деятельность – он работал в Институте имени Гнесиных, заведовал кафедрой вокала в Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).

Александр Градский стал членом Союза композиторов только в 1987 году, а через год его впервые выпустили за границу, в Соединенные Штаты, в рамках конференции деятелей искусства, политики и кино.

В 1987 году Александр Градский вел программу «Хит-парад Градского» на радиостанции Юность. Тогда в эфире впервые прозвучали композиции групп «Алиса», «ДДТ» , «Кино» и других. Через год Александр Градский исполнил партию Звездочета в оперной постановке «Золотой Петушок» на сцене Большого театра.

Александр Градский писал музыку к кинематографическим проектам, выступал с сольными концертами и руководил Московским театрально-концертным музыкальным объединением (МТКМО).

Александр Градский организовал несколько балетных постановок («Человек», «Распутин», «Еврейская баллада»), создал рок-оперы «Муха-Цокотуха», «Стадион» и «Мастер и Маргарита». Работа над последней шла на протяжении тридцати лет:

Сюда вошло все, что я знаю о музыке, все, что помню. В этой вещи тридцать моих тем, но и много цитат, знакомых мотивов, напевов… Я заболел этой темой в 1960-ые годы, когда в два дня проглотил роман. Но работа продвигалась медленно – во многом из-за того, что не мог найти столько подходящих голосов… Большинство людей, делая такого рода работу, имеют все-таки какую-то конъюнктурную мысль. А у меня на этом произведении деньги теряются. Теряется время, за которое я мог бы нагрести много чего.

В 2012 году Александр Градский стал одним из наставников музыкального проекта «Голос» на Первом канале.

Суть программы в том, что в нее может прийти кто угодно, и показать свое умение петь. Мне это интересно. Всегда верил, что в России есть достаточно одаренных от природы людей, которые пока просто незаметны. Войду в состав жюри из четырех человек. Знаю, что от молодого поколения там будет Дима Билан . Любопытно, что при прослушивании нужно находиться к исполнителю спиной. То есть на тебя никак не влияет внешний вид и возраст участника, оцениваешь только его вокал.

Личная жизнь Александра Градского / Aleksandr Gradskii

Музыкант был трижды женат. В 1976 году его второй супругой стала актриса Анастасия Вертинская , но через пару лет они расстались. В 1980 году Александр Градский женился на женщине по имени Ольга, которая подарила ему двоих детей: сына Даниила (1981 г.р.) и дочь Марию (1986 г.р.). В 2000 году супруги развелись.

В 2011 году Александр Градский произвел фурор на светском мероприятии, появившись в сопровождении очаровательной модели и актрисы Марины Коташенко, которая является ровесницей его старшего сына.

Как оказалось, она является гражданской супругой Александра Градского с 2003 года. Марина Коташенко «Два отца и два сына », «Преступление будет раскрыто », «Сватовство гусара », «Под прикрытием ».

Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина. С ее данными она могла бы заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной благодаря неким неведомым мне моим достоинствам.

1 сентября 2014 года 33-летняя муза Александра Градского Марина Коташенко в одной из элитных клиник Нью-Йорка родила мальчика. Счастливый отец, которому на момент появления третьего ребенка было 65 лет, решил назвать наследника Александром.

Кстати, Марина «умудрилась» преподнести своему знаменитому мужу двойной подарок: она родила Градскому сына в день рождения отца Александра - Бориса Абрамовича Фрадкина. Он, к сожалению, ушел из жизни в 2013 году.

  • Дискография Александра Градского / Aleksandr Gradskii

    Неформат (2011)
  • Песни для Иры (2003)
  • Хрестоматия (2003)
  • ЖИВьЁМ в «России» - 2 (2000)
  • Золотое старьё (1996)
  • ЖИВьЁМ в «России» (1996)
  • Фрукты с кладбища (1994)
  • Несвоевременныя песни (1994)
  • Экспедиция (1994)
  • Концерт-сюита (Записи 1979-1987 г.) (1989)
  • Монте-Кристо (1989)
  • Ностальгия (Сюита на стихи Владимира Набокова. Запись 1984 г.) (1988)
  • Флейта и рояль (На стихи В. Маяковского и Б. Пастернака. Запись 1983 г.) (1988)
  • Размышления шута (Записи 1971-1974 г.) (1987)
  • Утопия Александра Градского (Запись 1979 г.) (1987)
  • Давайте начнём (1987)
  • «Сатиры» (Запись 1980 г.) (1987)
  • Звезда полей (Сюита на стихи Николая Рубцова. Запись 1982 г.) (1986)
  • Сама жизнь (Сюита на стихи Поля Элюара. Запись 1981 г.) (1984)
  • Нам не жить друг без друга (1983)
  • Русские песни (1980)
  • Только ты верь мне (1979)
  • Александр Градский и ансамбль «Скоморохи» (1978)
  • Солнце, снова солнце (1976)
  • Романс о влюблённых (1974)
  • Поёт Александр Градский (1973)
  • Как прекрасен этот мир (1972)

Спустя время в 1976 году Александр Борисович встретил новую любовь, его избранницей стала актриса Анастасия Вертинская. По началу семейной жизни все было хорошо, но потом начались упреки в адрес Александра и бесконечные недомолвки. Брак счастливым не назовешь, в скором времени они расстались.

Третий брак стал продолжительнее предыдущих. С супругой Ольгой Градской он прожил 23 года. У них родились двое прекрасных детей. Сын Даниил родился в 1981 году, и дочь Мария в 1986 году. Семья была счастлива, однако по непонятным причинам для общественности в 2003 году они развелись. Родные и близкие были крайне разочарованы таким известием.

Александр недолго был один. В 2004 году музыкант начинает совместную жизнь с моделью Мариной Коташенко. Александр на целых 30 лет старше своей девушки. Разница в возрасте поражает всех. Александр был всегда веселым и самооценка у него была всегда в порядке, поэтому, не смущаясь, он познакомился с девушкой на улице и обратился к ней с предложением “Прикоснуться к истории”.

В 2014 году молоденькая жена Марина родила Градскому сына, которого назвали Александром. Сын родился в одной из лучших клиник Нью-Йорка под чутким наблюдением врачей.

С детьми музыканта Марина поддерживает дружеские отношения, они сразу нашли общий язык.

Год назад в сеть просочились фотографии Марины и Александра в пляжных нарядах. Неравнодушные люди сказали про них “Красавица и чудовище”. Влюбленных снимки ни на минуту не смутили. Градский искренне рад, что его жена такая красавица. Ему повезло, что она выбрала именно его.

Жизнь у Градского наладилась, он счастлив со своей семьей. Дружно они проживают в Подмосковье, он ведет уроки вокала и продолжает писать музыку.

Сама Коташенко натура закрытая и о ней никогда не ходили сплетни о том, что она неверная мужу или не любит его.

Александр Градский и Марина Коташенко не любят давать интервью и рассказывать о досуге своей семьи, но в этот раз сделали исключение. Они рассказали о маленьком Саше, который растет энергичным и очень любознательным ребенком. Сашеньке в начале сентября исполнилось уже три года.

“Саша хорошо разговаривает, у него есть таланты: песни поет, на гитаре играет. Стихи рассказывает. Читать уже пытается”, - рассказала Марина.

Близкий друг семьи Градских, журналист Евгений Додолев, рассказал, что Марине помогает справлять с сыном няня. А также содержать большой дом в чистоте и порядке помогает целый персонал. Хрупкой и молодой женушке трудно одной вести хозяйство.

“Марина - жена знаменитого и состоятельного человека. Не будет же она сама там чистить картошку, рояли протирать или бассейн чистить. Ее забота - ребенок. Ну и Градский, как любой мужчина, тоже любит внимание”, - рассказал Додолев.

Александр Борисович Градский (3 ноября 1949) – знаменитый российский певец, исполнитель и автор песен. Его считают одним из основоположников классического русского рока. С 1999 года является Народным артистом России, а в 1997 году Градский получил почетный титул Заслуженного деятеля искусств.

Детство

Александр Борисович родился 3 ноября в Копейске, в среднестатистической семье. Его отец – Борис Абрамович Фрадкин – являлся инженером-механиком и почти всю свою жизнь проработал на местном заводе, где его любили и уважали не только коллеги по цеху, но и администрация. Мать Градского – Тамара Павловна Шитикова – обладала невероятными творческими способностями.

В раннем детстве она самостоятельно научилась играть на фортепиано, а затем, будучи еще не замужем, подрабатывала в качестве аккомпаниатора на многих мероприятиях Копейска. Именно поэтому увлечение Александра музыкой, скорее всего, возникло в нём благодаря талантливой и творчески одаренной матери.

Детство Саши проходило спокойно. Его родители практически никогда не ссорились, жила семья в среднем достатке и не нуждалась в помощи. Очень часто Градский ездил к бабушке с дедушкой, которые, видя его стремления к изучению искусства, водили его на театральные постановки, дарили книги отечественных и зарубежных авторов, показывали галереи и выставки родного города.

С их помощью Саша развивался намного быстрее, нежели его одногодки, поэтому, пойдя в 7 лет в школу, ему было достаточно скучно общаться с ровесниками, из-за чего Градский очень часто сбегал с занятий или просто замыкался в себе.

Юность

В возрасте четырнадцати лет Александр Градский переживает первую тяжелую потерю – из жизни уходит его мать, которая в течение нескольких месяцев была серьезно больна. Несмотря на то, что врачи задолго до её смерти предрекали подобный конец и готовили родственников к наихудшему исходу, на Сашу смерть производит самое сильное впечатление. В течение последующего года он практически не ходит в школу, не общается с родственниками и даже не выходит из дома. После того, как юноша оправляется от чудовищной депрессии, он принимает решение взять себе фамилию матери – Градская, вместо отцовской.

Для того, чтобы еще больше подчеркнуть любовь к матери, юный Градский решает поступить в консерваторию. Однако в Копейкино таких учреждений, увы, не находится, поэтому Саша после многочисленных ссор с родными перебирается в Москву.

Он поступает не сразу: в первый раз экзаменационная комиссия решает, что парень является слишком необразованным (в музыкальном смысле) для обучения в консерватории. В поступлении Градскому отказывают, после чего он на протяжении года ходит на частные музыкальные курсы к репетитору, который старается максимально обучить его всему, что знает сам.

К слову, обучение Градского проходит достаточно легко: юноша быстро схватывает новую информацию, старательно и прилежно учится и даже пытается писать собственные песни, которые показывает только своему наставнику.

Далее следует вторая попытка поступления в московскую консерваторию. На этот раз способности юноши поражают экзаменаторов и без лишних вопросов его зачисляют в группу. Это событие становится решающим в судьбе будущего музыканта.

Карьера

Как позже выяснилось, стремление Александра Борисовича поступить в высшее музыкальное учреждение было продиктовано отнюдь не только любовью к матери. Молодой человек, который на тот момент уже написал несколько собственных песен, хотел непременно продемонстрировать свой талант широкой общественности. А что, как не музыкальная консерватория, может дать большее количество возможностей для самореализации?

Так Градский стал обучаться музыкальному мастерству и параллельно обзаводиться поклонниками, друзьями, товарищами и теми, кто хотел показать талант молодого человека миру. И в начале 70-х годов Саша, будучи еще студентом, получил заманчивое приглашение, которое стало его дебютом на музыкальном поприще. Дело в том, что на тот момент планировались съемки фильма «Романс о влюбленных», где композитором должен был выступить Мурад Кажлаев.

Однако по неизвестным причинам тот в последний момент отказался от участия в проекте, поставив под удар само успешное создание фильма. Но предприимчивый Аркадий Петров и режиссер Андрей Михалков-Кончаловский после недолгих поисков обнаружили в московской консерватории юного таланта – Александра Градского, кому и было предложено принять участие в фильме.

После выхода в 1974 году на экраны «Романса о влюбленных», для которого Градский не только сочинял музыку, но и самостоятельно исполнял несколько партий, успех начинающему музыканту был обеспечен. Его начали замечать не только отечественные, но и зарубежные издания, а журнал “Billboard” даже назвал его «Звездой года», чем еще больше упрочил положение Градского в музыкальном мире.

Творчество

Как только имя Градского приобрело мировую популярность, музыканту начали поступать сотни предложений, связанных с театров, кино и звукозаписывающими студиями. Следом за дебютным фильмом он написал рок-оперу «Стадион», которую посвятил памяти Виктора Хары. На тот момент подобный музыкальный формат был для широкой общественности в новинку, поэтому Александр сильно рисковал, сочиняя отечественную рок-оперу. Тем не менее, опасения оказались ложными – нестандартное, мощное, готическое звучание сразу же покорило не только обычных слушателей, но и музыкальных критиков, а спустя год Градский выпустил вторую рок-оперу «Человек» (впоследствии она прозвучала на сцене одного из московских театров, ставившего постановку по Редьярду Киплингу).

Трудно сказать, сколько в общей сложности композиций написал Градский вплоть до сегодняшнего момента. Можно лишь перечислить наиболее популярные из них. Ими стали такие композиции, как «Ария Каварадосси», «Баллада о рыбацком посёлке», «В полях под снегом и дождём», «Выхожу один я на дорогу», «Гори, гори, моя звезда», «До конца, до тихого креста», «Как молоды мы были», «Мне с детства снилась высота» и многие другие. За всю свою музыкальную карьеру Александр Градский успешно сотрудничал с Пахмутовой, Добронравовым, Колмановским, Рубцовым, Бёрнсом и другими известными персонами на музыкальном поприще.

Личная жизнь

Александр Борисович был женат три раза. В первый раз это произошло в молодости, когда он женился на студентке консерватории Наталье, которую полюбил еще на первом курсе. Однако брак продлился недолго, а сам музыкант в будущем не раз называл его «молодёжным поступком», ссылаясь на то, что и он, и она были влюблены и глупы для обдуманных и правильных решений, в результате чего произошла ошибка.

В 1976 году на одном из музыкальных мероприятий Александр Градский встречает актрису Анастасию Вертинскую. Между ними завязываются тесные взаимоотношения, а спустя пару месяцев пара объявляет о помолвке. Но брак длится вплоть до официального развода в 1980 году, хотя, по факту, супруги прекращают совместное проживание на два года раньше.

В третий раз Градский женится в 1981 году на юристе Ольге Семёновне. В браке рождается двое детей, но к 2003 году музыкант объявляет о своём разводе с супругой и передаче ей половины своего имущества. И начиная с 2003 года, он живет в гражданском браке с Мариной Коташенко, которая значительно младше его.

Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале «Театральная жизнь». Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в «компании» еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог «ученик Е.Ф.Гнесиной» В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его «гнесинский» класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной «фирменной» стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса… Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию «звуковых писем» на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню «Тутти-Фрутти» Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, «до сих пор где-то валяется».

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов «ТАРАКАНЫ» на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и… THE BEATLES …

В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским…

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен «The Beatles» и «Rolling Stones». Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен «Синий лес», ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они «ходили по путям, никому до них неведомым». Градский определял «чистоту» идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова («Аленушка» и «Трава-мурава»), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова («Мемуары» и «Бобер»), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу…

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не «засветиться». Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. «покоряет» Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет…

За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел… Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем…

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и «выдать»русский рок-н-ролл…

1969 год » год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу » Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся «Баллада о птицеферме», «Скоморохи» и маленькая рок-опера «Муха-Цокотуха».

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось…

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина…

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и барабанщик из Еревана Армен Чалдранян…

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции «Юность», на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят «Голос Америки» и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция («Только ты верь мне»), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)… В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP «Как прекрасен этот мир» («Джоконда» и «Жил был я»), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев…

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое… Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины «Романс о влюбленных» Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки…

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны…

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из «Романса», за который «Биллбоард» (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул «Звезда года» за 1974 г. за «выдающийся вклад в мировую музыку» (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как «оперный и концертно-камерный певец» (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется «печать» официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. «пробил» эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся «брешь», ринулись все остальные рокеры…

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам «Романса…») над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и… записывает «Как молоды мы были» А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете…). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была «раскручена» ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день «зажимаются», несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты «Русские песни», а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. «Русские песни» первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как «вокально-инструментальная сюита».

Начиная с этого времени, Градский «выдает» одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: «Утопия АГ», «Сатиры», «Сама жизнь», «Звезда полей», «Ностальгия», «Флейта и Рояль» на стихи классиков, «Концерт-сюита», «Размышления шута» (сборник записей 1971…74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), «Монте-Кристо», «Экспедиция» на свои стихи, опера «Стадион» (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет «Человек» (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по «понятным соображениям»…»Рекорд» здесь принадлежит сюите «Размышления шута»; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима… Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и… наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд «протестантов», «замешивая » на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику («Песня о друге», «Песня о телевидении», «Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта», «Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова» и др.). Поначалу его не «трогают», затем, в 1983…84 г.г. кое-какие «неприятности» случаются, но всегда голос и талант «принимаются во внимание»… Градского «со скрипом» принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию…

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра «Золотой Петушок», одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию «Звездочета», труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. «щелкает» как орешек…

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора «Мелодии», он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам «Узник замка Иф» и «Искусство жить в Одессе», доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию…

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух «безумных» сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по «цеху», выпуск в свет «Коллекции АГ», т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов «Антиперестроечный блюз» (1991г.) и «ЖивЬем в России» (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими «китами» западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами… Три его балета («Человек» ,»Распутин» и «Еврейская баллада») ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли «возятся» по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, «строительство» своего музыкального театра.

Дискография:
1972 год - Как прекрасен этот мир
1973 год - Поёт Александр Градский
1974 год - Романс о влюблённых
1976 год - Солнце, снова солнце
1978 год - Александр Градский и ансамбль «Скоморохи»
1979 год - Только ты верь мне
1980 год - Русские песни
1983 год - Нам не жить друг без друга
1984 год - Сама жизнь (Сюита на стихи Поля Элюара. Запись 1981 г.)
1986 год - Звезда полей (Сюита на стихи Николая Рубцова. Запись 1982 г.)
1987 год - «Сатиры» (Запись 1980 г.)
1987 год - Давайте начнём
1987 год - Утопия Александра Градского (Запись 1979 г.)
1987 год - Размышления шута (Записи 1971-1974 г.)
1988 год - Флейта и рояль (На стихи В. Маяковского и Б. Пастернака. Запись 1983 г.)
1988 год - Ностальгия (Сюита на стихи Владимира Набокова. Запись 1984 г.)
1989 год - Монте-Кристо
1989 год - Концерт-сюита (Записи 1979-1987 г.)
1990 год - Экспедиция
1994 год - Несвоевременныя песни
1994 год - Фрукты с кладбища
1996 год - ЖИВьЁМ в «России»
1996 год - Золотое старьё
2000 год - ЖИВьЁМ в «России» - 2
2003 год - Хрестоматия
2003 год - Песни для Иры
2011 год - Неформат

Некоторые песни:
«Джоконда» (Д. Тухманов - Т. Сашко)
«Любовь» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
«К стеклу прильнув лицом…» (сл. П. Элюара)
«Как молоды мы были» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»
«Я умру в крещенские морозы» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
«Песенка Герцога» (Дж. Верди) из оперы «Риголетто»
«В полях под снегом и дождём» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
«Песня о „сумасшедших“» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
«Потомки» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
«Ничей» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
«Песня о дружбе» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
«Ария Каварадосси» (Recondita armonia…) (Д. Пуччини) из оперы «Тоска»
«В твоих глазах» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
«Песня о свободе» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
«Скоморохи» (сл. В. Сауткина)
«Песня о корабле» или «Дедовская лодка» (Э. Артемьев - Н. Кончаловская) из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
«Ария Хозе» (Ж. Бизе) из оперы «Кармен»
«Ночная песня пьяницы» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
«Я - Гойя» (сл. А. Вознесенского)
«Песня о золоте» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
«Ночное» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
«Возвращение» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
«Гори, гори, моя звезда» (П. Булахов - В. Чуевский) Романс
«Наш старый дом» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
«Песня о совести» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
«Жёлтый дом» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
«Жил-был я» (Д. Тухманов - С. Кирсанов)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, - ты мир!»
«О собаках» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
«Не пой, красавица» (С. Рахманинов - А. Пушкин) Романс
«Колыбельная» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»
«Только раз бывают в жизни встречи» (Б. Фомин - П. Герман) Романс
«Песня шута» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
«Синий лес» (муз. и сл. А. Градского)
«Песня о дельфинах» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
«Молитва» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
«Будет ласковый дождь» (сл. С. Тисдейл, пер. Л. Жданова)
«Яростный стройотряд» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»
«Ария Калафа» (Д. Пуччини) из оперы «Турандот»
«Звезда полей» (сл. Н. Рубцова) из одноимённой вокальной сюиты
«Давайте начнём» (муз. и сл. Дж. Денвера) - исп. Александр Градский (на английском языке)
«Антиперестроечный блюз» (муз. и сл. А. Градского)
«Песня о птицах» (сл. Н. Глазкова) из к/ф «Романс о влюблённых»
«Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина - М. Лермонтов) Романс
«Памяти поэта» (о В. С. Высоцком) (муз. и сл. А. Градского)
«Южная прощальная» (муз. и сл. А. Градского)
«Подруга угольщика» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
«Песня о матери» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»
«Театр» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
«Santa Lucia» (Дж. Коттро) Неаполитанская песня
«Мы не ждали перемен» или «Телевизионная» (муз. и сл. А. Градского)
«Песня о друге» (муз. и сл. А. Градского)
«Мне с детства снилась высота» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, - ты мир!»
«Песня о Монте-Кристо» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
«Замыкая круг» (К. Кельми - М. Пушкина) - исп. (Крис Кельми, Александр Градский, Юрий Горьков, Константин Никольский, Александр Ситковецкий, Виталий Дубинин, Сергей Минаев, Ованес Мелик-Пашаев, Андрей Макаревич, Александр Монин, Григорий Безуглый, Евгений Маргулис, Марина Капуро, Павел Смеян, Жанна Агузарова, Анатолий Алёшин, Андрей Давидян, Валерий Сюткин, Юрий Давыдов, Александр Иванов, Александр Кутиков, Дмитрий Варшавский, Артур Беркут)

Гражданская жена известного певца Александра Градского Марина Коташенко рассказала о талантах младшего сына. У одареннного наследника уже есть собственная гитара. Также супруга Александра-старшего отметила, что планирует отдать сына Сашу в студию творчества. Жена члена жюри шоу «Голос» добавила, что Саша превосходно чувствует музыку.

«Гитара настоящая! Специально ему купили. Она детского размера, но на ней можно играть», - сообщила Марина Коташено.

Официально Градский был женат трижды. В первый раз артист обручился в 17 лет, когда был участником группы «Скоморохи». Брак продлился три месяца. Второй супругой певца стала известная актриса Анастасия Вертинская.Через четыре года Александр и его избранница разошлись. Певец вскоре сыграл свадьбу с юной Ольгой Фартышевой, студенткой Щукинского училища, от этого союза у певца родились наследники Даниил и Мария. Спустя 25 лет супруги развелись. Четвертой женой Александра Градского стала Марина Коташенко, однако пара так и не зарегистрировала свои отношения официально. Однако по словам обоих супругов, они счастливы вместе. Градский не перестает восхищаться красотой женщины.

В ближайшее время Коташенко подумывает вернуться к работе, тем более ей уже начали поступать предложения насчет съемок в кино.

«Сейчас многие молодые мамы после родов быстро выходят на работу. А мне хочется видеть, как Сашуля растет. Это уже никогда не вернется: упустишь - и все», - так объяснилатрехлетний декрет Марина в беседе с журналистами «Комсомольской правды» .

Помимо маленького Саши у Градского есть еще двое детей от предыдущих браков. Старший сын Даниил занимается бизнесом, увлекается музыкой. Парень даже участвовал в шоу «Голос» на Первом канале. Тогда Градский–старший не узнал вокал сына, зато к певцу развернулись другие судьи конкурса.

Дочь Мария была помощником и советником отца в проекте «Голос». Девушка закончила факультет искусств МГУ, училась в лондонской искусствоведческой школе. Наследница отлично разбирается в современной музыке. Поэтому отец всегда прислушивается к мнению дочери о новых течениях в индустрии.

error: Content is protected !!