Академия художеств была основана в царствование. Здание академии художеств. Академия художеств: ретроспективный взгляд

Императорская Академия художеств - ВУЗ в Российской империи в области изобразительных искусств.

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать Академию художеств. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 году в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.


В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764-1788 г. для Академии было построено специальное здание. Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.


Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.


“Полное учреждение ” издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 года, имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.


В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным с целью оправдать свое управление “от носившихся в городе слухов” было издано “Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764 по 1829 год”, из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.


Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, в 1843 году закрыто воспитательное училище; новым Уставом от 30 августа 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.


9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств , допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии “Пир бога Одина в Валгалле”) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как “Бунт 14-ти”. Именно они организовали “Художественную артель” позже, в 1870 году она была преобразована в “Товарищество передвижных художественных выставок”.


В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.


12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт. В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.


Купол Академии венчала выполненная по проекту архитектора Прокофьева скульптурная композиция "Минерва в окружении трех гениев художеств". Спустя 100 лет разрушающаяся под действием времени скульптура была восстановлена по проекту архитектора фон Бока. В 1911 году в здании Академии произошел пожар, при котором скульптура, выполненная из тонкой листовой меди, погибла. Скульптор Михаил Аникушин по сохранившимся чертежам и моделям скульптуры начал ее воссоздание. Завершили работу знаменитого мастера его ученики под руководством скульптора Владимира Горевого. 7-тонная 5-метровая бронзовая скульптура была отлита на петербургском заводе "Монументскульптур" на средства, выделенные Академией художеств и ее президентом Зурабом Церетели. Официальная церемония открытия скульптуры состоялась в мае 2003, в рамках празднования 300-летия Петербурга.


Ночью здание Академии красиво подсвечивается (автор фото - Позитивчик)


Строя на берегах Невы европейскую столицу, и желая привить на российской почве многовековой градостроительный европейский опыт, Петр I призывал для ее строительства и украшения мастеров из Италии, Голландии, Франции, Германии. Его большим желанием было воспитать своих отечественных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов. С этой целью он отправлял в Европу для получения художественного образования талантливых молодых людей из России. Но желалось ему и в России иметь такое учебное заведение, которое могло бы воспитывать столь необходимых России специалистов. При петербургской типографии им была образована Рисовальная школа, которая готовила художников для иллюстрации книг, но его планы были гораздо шире. Планам Петра суждено было осуществиться позднее, в царствование его дочери императрицы Елизаветы Петровны. По инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, которую называли тогда «Академией трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. Первые годы занятия Академии проводились во дворце Шувалова на Садовой улице. Переданные Шуваловым Академии библиотека, коллекция картин, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства стали фундаментом для будущих библиотеки и музея Академии художеств.
Очень скоро встал вопрос о строительстве специального здания для Академии. В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Их перестраивали, переделывали, но они не могли удовлетворить нужд столь значимого для Петербурга и России высшего учебного заведения. Пришедшая к власти императрица Екатерина II придала Академии статус Императорской, и в 1764 году началось строительство здания по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года. Первый камень в основание нового здания был положен золотой лопаточкой самой императрицей. Здание построено во входившем тогда в моду стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем». «Циркулем» образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных

Статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.
Здание чрезвычайно эффектно смотрится с Английской набережной левого берега Невы. Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XVIII - XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.
Простая, логически ясная композиция здания придает ему особую значительность, наделяет внешний облик первой государственной художественной школы в России величавостью, достойной ее высокого предназначения.
Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь, освященная 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была спроектирована тогда еще молодым архитектором К. А. Тоном.
Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта. По этому проекту внутрь круглого двора, образованного кольцеобразным корпусом, можно было попасть с набережной через сквозной проезд, на месте которого в 1817 году был построен вестибюль, который сохранил первоначальную отделку. Из нижнего вестибюля две лестницы ведут в парадный верхний вестибюль с хорами и балюстрадой, покоящимися на высоких стройных колоннах. Верхний вестибюль, в отличие от нижнего, сложного по композиции, просторен и полон света. Рядом с вестибюлем в 1817-1820 годах была установлена чугунная лестница по проекту архитектора А. А. Михайлова 2-го.
Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Так, например, стены расписывались по эскизам А. И, Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П, Прокофьевым. Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона. Им же был составлен проект домашней церкви Академии, созданной в 1837 году. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В. К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д. И. Гримма и В. А. Щуко. Все они и многие другие, ставшие знаменитыми, русские живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы прошли академическую школу, задав высокий тон мастерства следующим поколениям художников.
Академия художеств, до начала ХХ века бывшая единственным в России высшим художественным учебным заведением, оказывала большое влияние на культурную жизнь России. Сфера ее деятельности была гораздо шире художественного образования талантливых молодых людей. Она стала центром художественного просвещения, активно влияя на развитие всех видов искусства. Самые важные архитектурные, скульптурные и живописные проекты для Санкт-Петербурга и других городов не обходились без рассмотрения и утверждения Академии. Академией велась большая научно-исследовательская работа, проводились конкурсы и выставки. Из среды педагогов и учеников Академии вышли создатели самых значительных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах. Казанский собор, Исаакиевский, храм Спаса-на-Крови и храм Христа Спасителя созданы профессорами и учениками Академии художеств. Для оформления храма Христа Спасителя в Москве при Академии в 1847 году было учреждено Мозаичное отделение. В «Литейном доме», образованном еще при Екатерине II отливались скульптуры из бронзы для украшения Петербурга. Клодтовские кони, статуи святых Князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного для Казанского собора, памятники М. И. Кутузова и М. Б. Барклаю-де-Толли перед ним отлиты в Литейном доме при Академии художеств. В результате деятельности Императорской Академии художеств в разных городах России были открыты художественные школы, стали появляться общества художников, в программу общего образования вошло преподавание живописи.
А теперь приведем небольшие выдержки из «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств», написанного президентом Академии А. Н. Олениным в 1829 году, чтобы попробовать представить те, отнюдь не идеальные условия, в которых велась эта большая работа. Ко времени, когда президентом Академии стал А. Н. Оленин, то есть к началу XIX века, стали сказываться и неудобства, созданные незавершенным строительством, и недостатки от неточно найденных инженерных и планировочных решений. Но обратимся к тексту.
«Главный вход Академии к парадной лестнице оставался всегда настежь открытым с улицы на круглый двор; по сему оный был в зимнее время часто занесенным снегом так, что снегу по нескольку возов вывозили в день, при вьюгах и непогоде; на верху же лестницы колонны, украшающие великолепный сей вход, оставались всегда обледеневшими». Кроме того, «рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень», потому что они освещались «посредством смрадных простых лампад», «широкая железная труба, проведенная сквозь крышу здания для уменьшения копоти... в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на голую натуру и на учеников». Не говоря уже о том, что по коридорам и залам Академии помимо холода разносился «зловредный и несносный запах» от устроенных прямо в здании «отделений нечистот». А в спальнях воспитанников, находившихся на третьем этаже «циркуля», воздух был «сперт, следственно, и вреден», от того, что эти помещения плохо проветривались.
Чтобы устранить эти явные, бьющие порой в нос, неудобства по распоряжению Оленина в здании Академии были проведены ремонтные работы. Была исправлена кровля, уборные вынесены из здания во дворы, были проведены работы по улучшению планировки жилых и учебных помещений, продумана лучшая система освещения. Был поправлен и внешний облик здания: уличные и дворовые фасады были заново оштукатурены. А в парадных воротах были поставлены «дубовые филенчатые двери с полуциркульными фрамугами и резьбою».
В 1829 году в здании Академии художеств была начата реконструкция залов невской анфилады по «высочайше одобренному» проекту молодого архитектора К. Тона, завершившаяся к 1837 году. Реконструкция касалась западного и восточного павильонов, где на месте небольших помещений появились большие залы с куполами. Новую отделку получили двусветные галереи, получившие название «античных», так как в них сохранялись слепки с «антиков». Кроме того, были достроены и отделаны домовая церковь Академии и центральный зал невской анфилады. 24 ноября 1837 года церковь была освящена во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для убранства церкви были выполнены монументальные фигуры четырех евангелистов по моделям В. И. Демут-Малиновского. Иконостас был спроектирован К. А. Тоном. В композицию иконостаса вошли два коленопреклоненных ангела, изображения которых были выполнены С. И. Гольбергом. По стенам церковного зала между пилястрами были размещены 12 рельефных панно на библейские сюжеты. Церковь была также украшена замечательными живописными композициями работы П. В. Басина и В. К. Шебуева. Они не сохранились до наших дней. Но с 1991 года, когда церковь была вновь открыта после долгого перерыва, в церкви постоянно ведутся работы по восстановлению ее былого убранства.
В шестидесятых годах XIX столетия отмечался столетний юбилей со дня официальной «инаугурации» Академии. Это время отмечено целым циклом преобразований ее интерьеров. Был изменен по проекту профессора архитектуры А. И. Резанова и превращен в конференц-зал центральный зал невской анфилады. Архитектором Р. А. Гедике длинные кладовые для скульптурных форм были превращены в залы. В залах были устроены дубовые лестницы, ведущие на третий этаж. Профессором Д. И. Гриммом некоторые аудитории были приспособлены под читальные залы библиотеки. Был отремонтирован и зал в восточном павильоне, над оформлением которого работал когда-то К. А. Тон. Он был превращен в книгохранилище, но «тоновская» отделка была бережно сохранена.
С середины XIX века на стенах двусветных галерей невской анфилады стали размещаться большие живописные полотна - копии, сделанные русскими и иностранными художниками со знаменитых полотен великих мастеров эпохи Возрождения и более позднего времени. В начале двадцатого века полотна вмонтировали в стены. В таком виде они и сохраняются доныне. Восточная галерея называется сейчас Рафаэлевским залом - в ней находятся копии ватиканских фресок Рафаэля. В западной галерее разместились преимущественно копии с картин Тициана, отчего она была названа Тициановским залом.
Здание Академии художеств без сомнения является одним из самых узнаваемых шедевров петербургской архитектуры. Ее монументальный, величественный фасад уже более двух столетий украшает набережную Невы на Васильевском острове.

Украшением одной из Санкт-Петербургских набережных является здание, покой которого стерегут два сфинкса, привезённые некогда из далёкого Египта. В нём помещается Петербургская академия художеств, именуемая в наши дни Институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Она по праву считается колыбелью русского изобразительного искусства, снискавшего заслуженную славу во всём мире.

Рождение Академии

Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, видным российским государственным деятелем и меценатом XVIII века Иваном Ивановичем Шуваловым (1727-1797). Фото с изображением его бюста представлено в статье. Он принадлежал к той, редкой во все времена, категории людей, которые стремились употребить своё высокое положение и богатство на пользу России. Став в 1755 году основателем Московского университета, носящего в наши дни имя Ломоносова, двумя годами позже он выступил с инициативой создания учебного заведения, призванного готовить мастеров в основных видах изобразительного искусства.

Петербургская академия художеств, размещавшаяся первоначально в его собственном особняке на Садовой улице, начала работу в 1758 году. Большая часть финансирования осуществлялась из личных средств Шувалова, поскольку казной на её содержание была выделена недостаточная сумма. Щедрый меценат не только за свои деньги выписал из-за границы лучших педагогов, но и подарил созданной им академии принадлежавшую ему коллекцию картин, положив, таким образом, начало созданию музея и библиотеки.

Первый ректор академии

С ранним периодом работы Академии художеств, а также строительством её нынешнего здания связано имя ещё одного человека, оставившего заметный след в истории отечественной культуры. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). Разработав совместно с профессором Ж. Б. М. Валленом-Деламотом проект здания, в которое академия переехала из шуваловского особняка, он занял в ней должность директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многочисленных петербургских легенд, известную как «Призрак академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор академии ушел из жизни не в результате водяной болезни, как было указано в официальном некрологе, а повесился на её чердаке.

Возможных причин самоубийства называются две. Согласно одной версии, причиной стало необоснованное обвинение в присвоении казённых средств, то есть в коррупции. Поскольку в те времена это ещё считалось бесчестием и позором, а оправдаться Александр Филиппович не сумел, он предпочёл уйти из жизни. По другой версии толчком к такому шагу послужил выговор, полученный им от императрицы Екатерины II, посетившей здание академии и испачкавшей платье о свежевыкрашенную стену. С тех пор рассказывают, что душа самоубийцы, не получив упокоение в Вышнем мире, обречена вечно бродить в созданных им когда-то стенах. Его портрет представлен в статье.

Женщины, вошедшие в историю академии

В Екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской академии художеств. Ею стала ученица французского скульптора Этьена Фальконе - Мари-Анна Колло, создавшая вместе со своим учителем знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову царя, ставшую одним из его лучших скульптурных портретов.

Восхищённая её работой императрица повелела назначить Колло пожизненную пенсию и присвоить столь высокое звание. Между тем среди ряда современных исследователей бытует мнение, что вопреки устоявшейся версии Мари-Анна Колло - женщина-академик Петербургской академии художеств, является автором не только головы «Медного всадника», но и всей фигуры царя, тогда как её учитель изваял лишь коня. Впрочем, это не умаляет и его заслуг.

Попутно следует отметить, что высокое и почётное звание заслужила в России конца XVIII века ещё одна художница, приехавшая из Франции и входившая в число лучших портретистов своего времени, - Виже Лебрен. Академик Петербургской академии художеств - звание, присуждавшееся лишь выпускникам. Лебрен же получила не менее громкий титул почётного вольного общника, которого удостаивались в то время выдающиеся художники, получившие образование за рубежом.

Порядок обучения, принятый в XVIII веке

Петербургская академия художеств с момента её создания играла ключевую роль в развитии российской культуры. О том, сколь серьёзно была поставлена в ней работа, может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет, а лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу. Среди разделов искусства, изучаемых в академии, были живопись, графика, ваяние и архитектура.

Весь курс обучения, который предоставляла своим студентам Академия художеств, делился на пять классов, или разделов, из которых четвёртый и пятый являлись низшими и именовались Воспитательным училищем. В них принимались мальчики, достигшие пяти-шестилетнего возраста, где они обучались грамоте, а также приобретали начальные навыки, занимаясь рисованием орнаментов и копированием готовых изображений. В каждом из этих двух начальных классов обучение продолжалось по три года. Таким образом, курс Воспитательного училища длился шесть лет.

Разделы с третьего по первый были высшими, именно они считались, собственно, Академией художеств. В них студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией - живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года, в результате чего непосредственно в самой Академии обучение продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, оно составляло пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после того как в 1843 году закрыли Воспитательное училище, срок обучения значительно сократился.

Прочие дисциплины

Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в программу обучения входили также иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

В новом столетии

Петербургская академия художеств в 19 веке получила своё дальнейшее развитие. Возглавивший её богатый российский меценат граф Александр Сергеевич Строганов провёл ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационный и медальерный классы, а также на определённых условиях допущены к обучению крепостные. Важным этапом в жизни академии того периода явилась её передача сначала в ведение Министерства народного образования, а затем - Министерства императорского двора. Это во многом способствовало получению дополнительного финансирования и позволило большему количеству выпускников отправиться за границу.

Во власти классицизма

Практически в течение всего XIX века единственным художественным стилем, признаваемым в академии, являлся классицизм. На приоритеты преподавания в тот период большое влияние оказала так называемая иерархия жанров - принятая Парижской академией изящных искусств система деления жанров изобразительного искусства по их значимости, главным из которых считалась историческая живопись. Такой принцип просуществовал до конца XIX века.

Сообразно этому студенты обязаны были писать картины на сюжеты, взятые из Священного Писания либо из произведений античных авторов - Гомера, Овидия, Феокрита и т. д. Древнерусская тематика также допускалась, но лишь в контексте исторических трудов М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса - сборника произведений древних летописцев. В результате классицизм, который проповедовала Петербургская императорская академия художеств, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки отживавших свой век догм.

Художники-бунтари, прославившие русское искусство

Постепенное освобождение от устоявшихся канонов началось с того, что в ноябре 1863 года 14 наиболее одарённых студентов, включённых в число участников конкурса на золотую медаль, отказались писать картины на заданный им сюжет из скандинавской мифологии, потребовав права самим выбрать тему. Получив отказ, они демонстративно покинули академию, организовав сообщество, ставшее основой для создания впоследствии знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Это событие вошло в историю русского искусства как Бунт четырнадцати.

Выпускниками и академиками Петербургской академии художеств стали такие прославленные живописцы, как М. А Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и многие другие. В одном ряду с ними следует упомянуть также и плеяду блестящих педагогов, среди которых В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и И. Е. Репин.

Академия в XX веке

Петербургская академия художеств продолжала свою деятельность вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Уже через полгода после прихода к власти большевиков постановлением Совнаркома она была упразднена, и на её базе начали создаваться и периодически менять свои названия различные художественные учебные заведения, призванные готовить мастеров нового социалистического искусства. В 1944 году, помещавшемуся в её стенах Институту живописи, скульптуры и архитектуры было присвоено имя И. Е. Репина, которое он носит и поныне. Сами же основатели Академии художеств - камергер императорского двора И. И. Шувалов и выдающийся российский зодчий А. Ф. Кокоринов, навсегда вошли в историю отечественного искусства.

31 января 2014 года - дата выхода в свет интереснейшего Учебно-методического пособия и, одновременно, альбома одноименной выставки ". Искусство рисунка и акварели ".

Представленные в книге ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники

Предисловие к изданию.

"Россия – единственная страна, где существует академическая школа рисунка. В Западной Европе, на родине академий, она давно разрушена. Иногда возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения академической традиции изобразительного искусства. Интересно, что никто не ставит подобные вопросы о школах классического балета или музыкального исполнительства.

В обществе, где главными целями жизни человека объявлены нажива и потребление, нет места культуре, и она неизбежно становится маргинальным явлением, уступая место сфере развлечений. Но «ничто не вечно под луной», не вечно и общество потребления.

Академическая школа изобразительного искусства часто описывается как традиция салонного стиля, скучной рутины, шаблонных приемов. В этом есть большая доля правды. Но глубинные, живые корни академической традиции – в великих, непревзойденных культурах античности и Возрождения. Леонардо да Винчи писал: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?» Это высказывание крупнейшего теоретика классической школы изобразительного искусства в античном, пифагорейском духе объясняет одну из стержневых задач академической традиции: создание гармоничного художественного образа. В старину красота почиталась сокровенной истиной, и художник занимался не «самовыражением», как это принято сегодня, но постижением сокровенной истины.

Красота и гармония (по-русски лад) являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы, что нетрудно заметить, читая изданные в XVIII–XIX вв. пособия для художников.
За столетия своего существования академическая школа наработала уникальную по эффективности методику обучения, основанную прежде всего на «осознанном рисовании», которое противопоставляется «наглядному», то есть неосмысленному копированию натуры. Недаром любимая поговорка академистов – «надо рисовать головою, а не руками». Поэтому совершенно несправедлива критика в адрес академической школы как института, который тиражирует «живые фотоаппараты», надобность в которых давно отпала, поскольку изобретена фотография.

Многие академические методы преподавания берут свое начало в системе обучения, практиковавшейся во времена Ренессанса – периода, когда искусство рисунка достигло высочайшего уровня за всю историю человечества. (К сожалению, до нас не дошла графика древнегреческих художников, которая, я убеждена, была не менее удивительна, о чем можно судить по древнегреческой скульптуре и вазописи). Академические методы осмысления формы аналогичны тем, что применялись лучшими рисовальщиками в мировой истории, такими как, например, Ганс Гольбейн Младший (см. его «Наброски голов и рук»).

Европейские академии художеств никогда не были изолированными «оранжереями» для выращивания профессиональных художников. Высокий уровень академического образования в XVIII и особенно в XIX в. обеспечивали многочисленные художественные школы, училища, клубы для профессионалов и любителей, а также производители и поставщики большого ассортимента художественных материалов; авторы, переводчики и издатели разнообразных пособий по рисунку и живописи.
Русская академическая художественная школа была национальной ветвью общеевропейской системы обучения изящным искусствам. В России использовались методические наработки ведущих учебных заведений Западной Европы. В российских магазинах продавались произведенные за рубежом наглядные пособия, переведенные на русский язык лучшие западноевропейские учебники для художников. Русские педагоги разработали ряд прекрасных учебно-методических пособий. Это прежде всего признанный классическим «Курс рисования» А. П. Сапожникова (впервые опубликован в 1834 г.).

Несмотря на то что в советский и постсоветский периоды академическая школа рисунка в России была в целом сохранена, многие ценные элементы метода и системы преподавания дореволюционной художественной школы оказались незаслуженно забытыми. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ставит одной из своих главных задач возрождение классической школы рисунка на самом
высоком уровне."

О выставке.

Открытие выставки «Императорская Академия художеств . Искусство рисунка и акварели » в Академии акварели и изящных искусств не случайно – именно в стенах этого учебного заведения практикуется академическая система обучения. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Николаевич Андрияка.

Выставка включает семьдесят учебных рисунков и акварелей XIX в. и состоит из нескольких разделов. Это так называемые головной, фигурный, натурный, манекенный, архитектурный и акварельный классы.

Главная задача экспозиции выставки – привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто любит и занимается изобразительным искусством к системе и методике академического художественного образования прошлого. Знакомясь с работами учеников Императорской Академии художеств , можно увидеть с чего начинался будущий художник, какие ступени обучения он проходил, приведшие его к вершине мастерства.

Почетный экспонент выставки – Петербургская Академия художеств. С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за рубежом, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. За сравнительно короткий срок учебное заведение взрастило плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Академия художеств была и остается методическим центром всех художественных учебных заведений России, и именно на примере системы и метода преподавания в Академии можно попытаться восстановить классическую школу рисунка. Методика преподавания строилась на последовательном выполнении усложнявшихся упражнений и заданий, где в результате воспитанники Академии должны были в совершенстве овладеть искусством рисунка. Рисунок в системе художественного образования рассматривался как основа основ.

Экспозицию выставки открывает «Головной» рисовальный класс, в котором учеников ожидал класс гипсов, где моделями служили «антики» – античные образцы (гипсовые слепки), точно воспроизводившие знаменитые античные скульптуры.

Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Голова Геракла (1849) Гедике Роберта Андреевича. В Императорской Академии художеств его главным наставником был профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов, старший брат художника К. П. Брюллова. Роберт Андреевич работал и в мастерской своего учителя Константина Андреевича Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту Гедике совместно с профессором Академии А. И. Кракау создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Второй класс – «Фигурный», так же являлся обязательным для всех воспитанников Академии. Здесь учили изображать фигуры в различных поворотах и движениях, размещать их в пространстве, улавливать и передавать их характер. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Эрот и Психея (1858) Павла Александровича Брюллова.

Павел Александрович, сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. П. Брюллова, племянник знаменитого живописца К. П. Брюллова, вошел в русское искусство XIX в. как пейзажист, архитектор, академик, член Совета Императорской Академии художеств и член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Художник-передвижник
Я. Д. Минченков, автор книги «Воспоминания о передвижниках» писал о даровитой и многогранной личности П. А. Брюллова: «Художники говорили о Брюллове, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников».

Важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс – «Натурный», в котором ученикам позировали натурщики. Сторонник строгого академического рисунка К. П. Брюллов, обучая своих учеников рисованию с натуры, говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передавать живое тело: оно так прекрасно, что только умейте постичь его, да и не вам еще поправлять его; здесь изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности».
«Натурный» класс представлен рядом работ учеников, ставших впоследствии знаменитыми художниками, архитекторами, педагогами: Маковский К. Е. Два натурщика (пер. пол. 1850-х); Померанцев К. П. Натурщик лежачий; Чистяков П. П. Натурщик (1853).

Константин Егорович Маковский в свое время был активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Покинув стены Академии, Маковский примкнул к участникам «бунта четырнадцати». Произведения художника, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой окрашенностью. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869).

Константин Петрович Померанцев учился в Академии художеств вместе с И. Н. Крамским и К. Е. Маковским. В 80-х гг. XIX в. художник переезжает в Нижний Новгород, где ведет преподавательскую деятельность в Мариинском институте благородных девиц, участвует в выставках и принимает активное участие в организации Нижегородского художественного и исторического музея.

В ряду талантливых учеников Академии имя Павла Петровича Чистякова – крупнейшего деятеля искусства втор. пол. XIX в., выдающегося педагога стоит отдельно. Педагогическое кредо мастера можно сформулировать его словами: «Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». Говорили, что у Павла Петровича было безошибочное чутье на личность и масштаб способностей ученика. Ярким доказательством тому может служить целая плеяда русских мастеров, вышедшая из его мастерской: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов.

С приходом в Императорскую Академию художеств в апреле 1817 г. Алексея Николаевича Оленина, который стал ее президентом, открывается «Манекенный» класс. Это был специальный класс, в котором ученики изучали драпировки и костюмы. Для всех воспитанников Академии выполнение рисунков с манекенов, одетых в римские и греческие костюмы было обязательным. Правильность рисунка, отличная лепка формы, искусная укладка драпировки – характерные черты, отличающие многие работы учеников, представленных на выставке.

Завершает экспозицию «Архитектурный» класс. Этот раздел выставки касается скорее методики обучения будущих архитекторов, нежели живописцев, скульпторов или граверов. Как известно, в Императорской Академии художеств существовала традиция посылать своих самых лучших выпускников за границу (преимущественно в Италию и Францию). Выпускникам назначался пенсион (содержание), отчего они и получили название – пенсионеры. Это были выпускники, окончившие курс в Императорской Академии с Большой золотой медалью. За границей они знакомились не только с культурой, но и делали архитектурные зарисовки, копии, обмеры, писали руины античного Рима, расчищенные развалины Помпей или византийские храмы Италии.

В архитектурной графике Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо), Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях) и других учеников ставших в будущем известными архитекторами демонстрируются хороший вкус, профессионализм, их листы наполнены знанием пропорций, масштаба, чувством колорита.
Н. Л. Бенуа работал в Москве помощником архитектора Константина Андреевича Тона, получив в мае 1840 г. награду в тысячу рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя». Начиная с 1850-х гг. Бенуа занимал должность главного архитектора Петергофа.

А. М. Горностаев, ученик Доменико Жилярди, был блестящим архитектором, художником, педагогом. За время преподавания в Императорской Академии художеств он воспитал таких известных архитекторов, как И. П. Ропет, В. А. Гартман, И. С. Богомолов. А. М. Горностаев вошел в историю искусства, как архитектор, возродивший национальный русский стиль. Помимо работы в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиевой пустыни, Старой Ладоге, на Валааме Алексей Максимович проектировал Успенский собор в Хельсинки (1868), построенный уже после смерти автора и названный памятником эпохи российского правления в Финляндии.

Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня.

Приобрести пособие Вы сможете в Художественном салоне

Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко.

Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов.

Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей.

Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков. Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы.

По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба.

В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Академии художеств будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции музеев Академии художеств и Т. Г. Шевченко, разместившихся в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

error: Content is protected !!