Советы по рисованию быстрых набросков с натуры от бренды ходдинотт. Учимся рисовать скетч. Это интересно

Стремление запечатлеть мгновенье, оставить его в памяти, чтобы потом можно было вспомнить яркое впечатление от путешествия, необычной ситуации или запомнившегося лица - очень характерная человеческая черта. Именно она воплощена в блестящей поэтической формулировке И. Гете: «Остановись мгновенье - ты прекрасно!». Возможно, поэтому была изобретена техника быстрого рисунка, даже скорее наброска, которая в наше время известна под названием скетчинг.

Искусство, пришедшее из глубины веков

Искусство наброска, зарисовки известно издавна. Ведь рисунки первобытных людей на стенах пещер Альтамира или Ласко - тоже зарисовки, к тому же очень искусные и выразительные. До наших дней дошла интересная легенда о художнике Апеллесе - современнике Александра Македонского. Он находился в свите этого завоевателя античных времен. Однажды страшная буря заставила Апеллеса остановиться в городе Александрия, где в тот период времени правил Птоломей. Шут Птоломея пригласил Апеллеса во дворец, но скрыл это от своего хозяина, стремясь выставить художника самозванцем. Апеллес сумел мгновенно, выхватив из печи погасший уголь, настолько точно изобразить портрет шута на полу зала дворца правителя, что всем стало ясно, кто пригласил Апеллеса и почему попытался скрыть этот факт. Замечательными мастерами наброска были также и Боттичелли, Микеланджело.

Чем скетчинг так привлекает наших современников

ХХ век дал новое дыхание искусству зарисовок. С появлением и развитием дизайна, модельного бизнеса умение быстро выразить в рисунке свои творческие идеи стало остро необходимым для профессионалов в этой сфере деятельности. Ведь началом любого дизайнерского проекта является именно скетч. Но увлечение скетчингом быстро вышло за рамки узкопрофессиональной сферы. Зарисовать какой-либо интересный момент своей жизни, уличную сценку, сюжеты туристических поездок стремятся многие наши современники. Что совсем не удивительно, освоение техники быстрого рисунка – отличный способ развить свои творческие способности, наблюдательность, умение увидеть главное. Скетчинг позволяет мгновенно, несколькими штрихами, передать образ, выразить характер, схватить самую суть изображаемого сюжета или модели.

Итак, скетчем мы называем эскиз, набросок, быстрый рисунок. Научиться ему может любой желающий, техника его не сложна, а вот удовольствия и пользы каждый освоивший его приемы может получить очень много. Тем более, что для скетчинга нужно не так уж много: альбом или скетчбук, карандаш, ручка, маркеры, мел — это уже на выбор художника. Интересно, что сейчас скетчинг завоевывает все больше поклонников. Организуются вставки художников и любителей, например, такие как Urban Sketching. Выставки городских зарисовок объединяют людей, неравнодушных к архитектуре городов. Каждый город обладает своей атмосферой, воплощенной не только в архитектуре, но и в характере его жителей, удивительно интересно и делать такие скетчинги, и рассматривать работы других мастеров.

Какими материалами рисуют скетчинг

На первый взгляд, все просто – нужна бумага, карандаши, маркеры, фломастеры или простая ручка, главное – было бы вдохновение. Но это только на первый взгляд, например, выбираем маркеры. Этот выбор требует определенной бумаги. Потому что обычная очень быстро впитывает краску маркеров и их хватит очень ненадолго. Лучше использовать специальную бумагу для рисования маркерами. Она не толстая – 70 гр/м2, но главная её особенность – невпитывающий слой, которым покрыта оборотная сторона.

Вполне приемлемый вариант даже простая шариковая ручка. К числу её преимуществ относится возможность менять интенсивность штриха, используя силу давления руки на шариковую ручку. Меняя силу нажатия можно создавать самые разные оттенки штриховки. Этот инструмент доступен по цене и долго работает.

Простые и цветные карандаши – также один из основных инструментов для скетчинга. Простые карандаши делятся на мягкие и твердые. Первые наброски обычно рекомендуют делать твердыми карандашами, а для обводки использовать мягкие. Твердые карандаши обозначаются буквой H, а мягкие буквой B. Для первых набросков обычно рекомендуют использовать 2H или 3H, а затем довести набросок до совершенства можно уже при помощи более мягких карандашей - 3В или 2В.

После приобретения навыков рисунка можно приступать к изучению техники наброска или скетчинга при помощи акварельных красок или сепии. Они позволяют достичь особой выразительности изображения.

Где рисовать скетчинг

Альбомы для скетчинга – это особая тема. Ведь помимо качества бумаги, альбом или блокнот должен быть удобен для зарисовок в любом месте, например, в кафе или парке, а не только в удобной студии. Специалисты советуют использовать бескислотную бумагу, она не желтеет и не выцветает, ведь как приятно будет спустя много лет просматривать свои прежние скетчинги. Не стоит использовать альбомы, страницы которых соединяются при помощи клея или пружин. Из-за пружин между страницами образуется щель и написать эскиз на двух страницах уже будет проблематично. Клееные листочки выпадают, а вот альбом со сшитыми страницами будет наиболее оптимальным вариантом.

Главное – не бояться делать первые наброски, среди художников существует такая проблема, как страх белого листа, а вдруг не получиться? Как раз в случае скетчинга этого бояться не стоит. Некоторая неправильность рисунка может вообще сойти за индивидуальность творческого метода начинающего художника. А если более серьезно, то обычно советуют развивать навыки рисунка при помощи определенных упражнений.

Практические приемы для развития навыков быстрого рисунка:

  • Хорошо бы постоянно упражняться в набросках лиц, образов животных или человеческих фигур.
  • Пытаться по памяти рисовать фигуры в движении.
  • Практиковать создание набросков не только в условиях студии, но и в обстановке кафе, метро, парка, то есть в процессе живой жизни.
  • Коллекционировать в своем альбоме разнообразные зарисовки уличных сценок, обстановок жилищ, разнообразных типажей, домашнего быта.

Так постепенно можно стать настоящим мастером скетчинга. Ведь что может быть интереснее, чем рисунок, созданный вручную, прочувствованный автором, передающий и его индивидуальность, и живое биение жизни.

Последнее время на скетчи пошла очень большая мода, многие учат как это делать, но на самом деле особых премудростей в этом деле нет. Нужна лишь практика, наблюдательность и большое желание. Скетчить можно вообще не умея рисовать и более того это помогает в обучении в дальнейшем.

У многих самым сложным объектом часто являются люди и в своем посте я попробую рассказать как делать скетчи людей легко и просто. Основная задача скетча - зафиксировать момент, какие-то особенности, позу не вдаваясь сильно в детализацию. Очень круто рисовать мягкими карандашами с разным нажимом, однако тут есть опасность развести грязь, поэтому если вы не очень в себе уверены, возьмите карандаш средней жесткости, я например люблю 4B. Хорошие карандаши у Faber Castell, Lyra, Koh-i-noor, Stabilo. Очень полезно рисовать материалами, которые нельзя стереть - маркером, ручкой, фломастером. Мягкий карандаш тоже стирать иногда проблематично.

Я не вижу проблем рисовать с видео, но самые интересные штуки лучше всего рисовать с живой натуры. Отлично подходят места, где людей много, в разной одежде, разного возраста, в разных позах - вокзал, магазин, кафе и так далее.

Выберите себе комфортное место, где вас не будут задевать идущие мимо люди, заглядывать вам через плечо и всячески мешать. От лишних разговоров могут помочь наушники в ушах, в которых даже может не играть музыка. Самое главное помнить, что людям в общем-то пофиг и многие не обратят на вас внимания, так что ничего страшного. Можно для уверенности прихватить с собой друга, если очень жутко. Очень легко рисовать в метро, на вокзале, на остановке, где люди просто проходят мимо, к тому же это хорошая тренировка рисовать быстро - на каждый рисунок у вас должно уходить около 5 минут, максимум 10, если это уже усложненная фигура.

Люди бывают трех «видов» - стоящие, идущие или бегущие и сидящие.
Для того, чтобы быстро зафиксировать положение, нужно представить фигуру в простых формах. Не пытайтесь сразу зафиксировать все, остановитесь на зарисовке массы. Это очень хорошо помогает отсечь лишнее. Используйте круги, овалы, прямоугольники, старайтесь разбить даже сложную фигуру на простые формы.

Постепенно вы научитесь видеть правильное соотношение в фигуре и такие зарисовки отличный способ передать позу и движение - на рисунке выше видно, что люди бегут или идут, а не стоят например. При этом сказать кто есть кто совершенно нереально.

Следующий шаг - добавить немного базовых деталей и тона.

Не стоит уходить от простых форм, просто нужно не закрашивать фигуру целиком. Кстати есть парочка лайфхаков для облегчения жизни. Рисовать людей со спины проще, так как не нужно рисовать лицо. И рисовать тени тоже очень просто - нужно разделить каждую часть тела вдоль пополам и нижнюю часть сделать темнее.

Следующий шаг уже изображать более сложные позы и окружение, добавлять детали, но не уходить от обобщенности.

Такие наброски тренируют сразу несколько хороших навыков - рисовать с натуры быстро, улавливать самое главное, подмечать интересные детали и переносить их в свои работы. Рисование разных персонажей очень хорошо вообще прокачивает навык фантазии и из любого наброска может потом получиться интересная идея, герой большой работы. Самая большая прелесть, что постепенно нарабатывается интуитивное понимание основных пропорций и человеческой анатомии в целом, что очень поможет в дальнейшем обучении.

Так что рисуйте людей - на самом деле это не так сложно, как кажется и очень здорово!)

Соберите правильные материалы. Как и в любой форме искусства, трудно делать набросок, имея материалы плохого качества (или неподходящие материалы). Все необходимо можно найти без труда в местных магазинах художественных товаров и товаров для рукоделия. Потратьте немного денег и соберите все необходимое, включая:

  • Карандаши H. Это самые твердые карандаши, которые используются для набрасывания тонких прямых, не растушевываемых линий. Они в основном используются в архитектурных и деловых набросках. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6H, 4H и 2H (6 – самый твердый, 2 – самый мягкий из них).
  • Карандаши B. Это самые мягкие карандаши, которые используются для создания смазываемых и растушевываемых линий и для наложения теней. Их предпочитает использовать большинство художников. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6B, 4B и 2B (6 – самый мягкий, 2 – самый твердый из них).
  • Бумага для рисования карандашом. Выполнение наброска карандашом на обычной бумаге для принтеров возможно, но такая бумага очень тонкая и не очень хорошо держит на себе карандаш. Используйте специальную бумагу для рисования, которая обладает текстурой и лучше всего подходит для набросков, а также хорошо смотрится в готовом виде.

Выберите объект рисования. Для начинающих легче всего рисовать с натуры или с изображения, чем прибегать к воображению, чтобы создать свой рисунок. Найдите изображение того, что вам нравится, либо поищите предмет или человека, которого вы будете рисовать. Потратьте несколько минут на изучение объекта, прежде чем приступать к выполнению наброска. Обратите внимание на следующие вещи:

  • Найдите источник света. Определение основного источника света позволит вам понять, где набросок должен быть самым светлым, а где – самым темным.
  • Обратите внимание на движение. Будь то движения живой модели или движения на изображении, определение направления движения позволит вам определить направление движения и форму ваших штрихов в наброске.
  • Обратите внимание на основные формы. Все предметы строятся из комбинации основных форм (квадратов, кругов, треугольников и т.п.). Посмотрите, какие формы лежат в основе вашего объекта, и в первую очередь набросайте именно их.
  • Не давите слишком сильно на карандаш. Набросок является лишь заготовкой рисунка. Поэтому вы должны выполнять его легкой рукой и большим количеством коротких быстрых штрихов. Это позволит более легко протестировать различные способы рисования конкретного объекта, а также даст вам возможность без труда стирать ошибки.

  • Попробуйте рисовать жестами. Рисование жестами является формой выполнения наброска, когда вы используете длинные движения и соединенные линии при рисовании объекта, даже несмотря на бумагу. Хотя это кажется сложным, такая техника может помочь в определении основных форм объекта и стать хорошей основой для итогового рисунка. Для рисования жестами просто смотрите на объект и соответствующим образом передвигайте карандаш по бумаге. По возможности избегайте отрывания карандаша от листа и используйте накладывающиеся друг на друга линии. Потом вы вернетесь к своему листу и сотрете лишние линии, чтобы сделать набросок идеальным.

    • Это отличная практика для выполнения наброска наподобие эскиза.
  • Тщательное освоение всех уроков этого курса поможет вам сделать первые шаги в изучении анатомии и пропорций человека, научит рисовать людей из жизни и из вашего воображения, в различных позах и в движении, обнаженными и в одежде.

    Первый урок является подготовкой к фактическому изучению фигуры, а также заложит основу структуры дальнейшей работы. Практическое упражнение в конце урока будет иметь особую ценность для вас как художника при создании макета человека и при подготовке предварительных эскизов, набросков, обдумывании идей, предложений, действий и поз, где фигура должна быть нарисована без использования моделей или копирования. Я настоятельно рекомендуется уделить ему самое пристальное внимание , и ни в коем случае не пропускать.

    Рисуем человека с натуры

    Чтобы нарисовать что-нибудь хорошо из памяти или из своего воображения, вы должны сначала создать запас базовых знаний по этой теме. Лучше всего начать рисовать с натуры. Постоянно наблюдая за окружающими можно легко и быстро узнать большое количество информации о пропорциях, форме и структуре, а также в процессе вы также будете развивать свои навыки рисования. Никакое количество информации, почерпнутое из учебников по рисованию человека не может служить в качестве замены этого ценного упражнения.

    Вы должны изучить информацию не только о форме и структуре тела, но также получить глубокие знания о том, как люди стоят, сидят и двигаются, если вы хотите их убедительно передать это на бумагу. По этой причине вы должны постоянно пользоваться скетчбуком.

    Скетчбук

    Так же, как писатель нуждается в записной книжке для кратких записей мыслей, а спортсмен должен регулярно заниматься спортом, чтобы быть в отличной форме, художник нуждается в альбоме или скетчбуке , чтобы постоянно оттачивать свое мастерство и зрительную память. Ваш скетчбук должен быть всегда при вас, поэтому выберите для себя оптимальный размер и носите его в сумке или рюкзаке с простым карандашом. Не обязательно покупать дорогой скетчбук, т.к. вам придется делать очень много набросков и заметок, и вы даже не заметите как он быстро закончится. Купите что-то попроще, чтобы не беспокоиться о стоимости. Каталог скетчбуков от web-paint .

    Лучшее место, чтобы начать , наверное, у себя дома. Члены вашей семьи идеальные натурщики, потому что они легко доступны и часто занимаются не слишком активной деятельностью, такой как чтение или просмотр телевизора.

    Для того, чтобы поддерживать готовность своих «моделей» позировать, желательно не корпеть слишком долго над каждым рисунком. Каждый эскиз необходимо делать не более 10-ти минут . Это имеет большое значение, т.к. на данном этапе важно количество, а не качество. Вы быстро узнаете, как поймать суть позы или характера в несколько штрихов и ваша работа будет очень реалистичной.

    Сделав несколько эскизов в привычной обстановке, вы вскоре почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взять ваш скетчбук на улицу. Найдите для себя подходящее укромное местечко, где вас никто не потревожит и попробуйте сделать несколько набросков.

    У вас должно войти в привычку рисовать постоянно. Всякий раз, когда у вас есть свободная минута, достаньте скетчбук и делайте наброски людей вокруг вас: стоя на автобусной остановке, сидя в кафе или на работе есть хорошая возможность сделать наброски людей поблизости. Карандаш или шариковая ручка идеально подойдут в качестве инструмента.

    Используйте только одну сторону бумаги. Есть три причины для этого. Во-первых, дешевая бумага просвечивает, так что линии, которые вы нарисовали на одной стороне, могут повлиять на качество вашей работы на другой. Во-вторых, даже если вы используете бумагу хорошего качества, карандашные рисунки на обратных страницах будут стирать шероховатость, и портить друг друга. Третья причина для использования только одной стороны в том, что в свое время вы можете разобрать постранично свой скетчбук, и сравнить одну работу с другой, чтобы проверить ваши успехи.

    Поначалу, вы будете успевать изобразить не более, чем наклон головы или поворот плеч, прежде чем объект начнет двигаться. Это нормально: все, что вы делаете способствует росту ваших знаний о человеческой фигуре. Эти детали могут показаться не очень ценными, но это не так. Если вы в состоянии изобразить неопрятного вида молодого человека, ссутулившегося напротив автобусной остановки или усталую старую женщину, обремененную покупками, ваша работа будет иметь подлинность, т.к. суть характера заключается именно в тонкости таких деталей. Вы будете удивлены, насколько легко это заметить и насколько это оценится всеми, кто увидит вашу работу .

    Ваш скетчбук должен выполнять роль вашего личного документа. На самом деле, многие художники также делают заметки в нем и добавляют комментарии к эскизам, тем самым увеличивая полезность позже, особенно если эскиз будет использоваться в качестве основы для готового рисунка.

    Не стремитесь к аккуратными, ухоженными рисункам, художественно расположенным на странице. Ваш альбом не для этого. Сейчас ваша цель захватить характер и положение выбранного объекта в течение нескольких минут. Выберите кого-то, кто, вероятно, останется еще на некоторое время в одном положении, и начните работу. Не стесняйтесь. Не пытайтесь делать привлекательные линии, это упражнение заключается в быстром захвате момента. Ваши эскизы должны доставлять истинное удовольствие видеть и зарисовывать жизнь вокруг вас, а также помочь вам развить острый глаз и уверенный штрих.

    Если вы никогда не пробовали делать скетчи, то можете подумать, что это тяжелая работа, но это не так. Это наиболее приятное и самое полезное занятие. Оно расслабляет и бодрит, а также является средством повышения навыков рисования.


    Всегда держите скетчбук при себе, где бы вы ни находились.
    Это настолько важно, что я не устану повторять это. Нарисуйте людей, которые ждут электричку на железнодорожной платформе или тех, кто сидит на скамейке в парке, или членов вашей семьи за просмотром телевизора. В барах, ресторанах, кафе и на улице вы сможете увидеть людей различного роста и телосложения. Отметьте их в своем альбоме, и вы никогда не будете сожалеть об этом. Создание набросков не только приятное занятие, оно также является лучшим способом расширить свои знания и способности. Если вы хотите создавать живые реалистичные работы, это должно войти в привычку. Иногда в эскиз стоит включить фон и окружающие детали. Это могут быть окружающие деревья или здания. Когда вы начнете рисовать из головы, то этот опыт будет весьма ценным.

    По мере прохождения курса, мы будем периодически возвращаться к этой теме, рисованию эскизов из жизни. Без этого упражнения ваша наблюдательность и ваши рисунки из памяти будут постепенно ухудшаться, пока они не станут немного больше, чем серия клише.

    Практическое задание

    Сделайте как минимум 20-30 скетчей разных людей в различной обстановке. Я не советую переходить к следующему уроку, пока не выполните это задание. Это упражнение должно стать вашей постоянной ежедневной тренировкой.

    В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

    error: Content is protected !!