Урок изо народный костюм головной убор. Открытый урок изобразительного искусства. Тема: Народный праздничный костюм.5 класс. Развивать навыки поисково-исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся

Конспект урока ИЗО для младших школьников по теме «Красота народного костюма»


Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов, возраст детей от 7 до 17 лет.
Цель: Вооружение знаниями о народных костюмах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
- закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (литература, история, география);
- развитие национального самосознания, повышение самооценки.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Здравствуйте, ребята. (Приложение 6)
Девиз урока «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Размышляют, выражают свое мнение. Осознают важность избегания поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Наличие чести- залог высокой нравственности и целостности личности.)
2. Самоопределение к деятельности. (4 мин)
К стене прикреплены две таблички (Приложение 3). На первой написано, что у меня есть мой народный костюм. На второй написано, что у меня нет народного костюма.
- Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, подойдите к той надписи, которая Вам подходит в данный момент.
- Поднимите руку вверх, найдите себе пару из другого угла.
Первым говорит тот, у кого темнее волосы.
Задавайте напарнику наводящие вопросы, не забирайте его время.
Время первого участника (30сек). Время второго участника (30 сек).
Время вышло. Поблагодарите напарника. Садитесь, пожалуйста.
Глеб, что сказал твой напарник? Алия, что сказала твоя напарница?
(Выполняют упражнения «Конерс», «Микс-пеа-шеа». Делятся информацией.
Учащиеся способны к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Осознают, что у каждого человека должен быть свой национальный праздничный костюм, для того, чтобы одеть его на праздник, на сцену. Умеют друг друга слушать, задавать наводящие вопросы, благодарить. Бережно и вежливо относятся к партнеру.)
3. Этап актуализации и пробного учебного действия (1 мин)
- Как вы думаете, как звучит тема урока? Какова моя цель на уроке? Какова ваша цель?
(Выражают свое мнение.
Формулируют тему урока, цель (учебную задачу) с помощью учителя(Регулятивные УУД)
Приводят доказательство, моделируют. (Познавательные УУД)
Формулируют познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД)
Обладают навыками критического мышления, задумываются о наличии скрытых целях собеседника.)
4. Открытие нового знания.(20 мин) (Приложения 1, 4, 5, 7).
Учитель дает информацию о народных костюмах, учитывая национальную принадлежность детей.
Учащийся способен применять полученные знания при создании костюмов.
Ученик имеет развитое национальное самосознание, толерантен.

5. Построение выхода из затруднения. (3 мин)
- В целом, традиционные народные костюмы отличались многослойностью, имели нарядные головные уборы. Как вы думаете, как люди могли в праздничных костюмах трудиться? Удобно ли это?
Учащиеся догадываются или подводятся к мысли, что имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные.
Приводят доказательство. (Познавательные УУД)
6. Самостоятельная работа по теме урока. Применение нового знания. (12 мин)
Выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный – мужской и женский. При рисовании фигуры человека можно использовать бумажных кукол, шаблоны-силуэты, изготовленные учителем.
Фигуры должны быть крупными, почти во весь лист (А4, А3), располагаться по центру листа, вертикально положенного.
На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Приложение 2)
Развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся, формируется устойчивый интерес к творческой деятельности.
Осуществляют контроль и коррекцию результатов деятельности.
7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
Экспресс-просмотр завершенных работ.
- Вам хотелось бы поносить костюм в национальных традициях? Куда можно было бы прийти в таком костюме?
Оценивание. Самооценивание
Домашнее задание.

Завершить работу над эскизом народного костюма. Приложение 1. Народная музыка (русская, татарская, чувашская, таджикская, башкирская) представляющая все национальности учащихся класса.
Приложение 2. Бумажные куклы, шаблоны-силуэты.


Приложение 3 .
Надписи прикрепленные к стене
1. Я имею народный костюм.
2. У меня нет народного костюма.

Приложение 4. Слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь, И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде».
Приложение 5.
Фотогалерея с нарядами разных народов мира.
Таджикский национальный костюм.


Татарский национальный костюм.


Башкирский национальный костюм.


Чувашский национальный костюм.


Русская повседневная одежда.


Грузинская национальная одежда.


Национальная одежда народов Индии.


Национальный китайский костюм.


Приложение 6.
Надпись «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
Приложение 7
Народный костюм – это отражение культуры, истории, традиций, и даже быта народа. Предлагаю совершить небольшое путешествие и узнать больше о народных костюмах народов мира. Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.
Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это сари, в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.
Все народные костюмы мира имеют свои особенности. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
– Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). Концы плетеных поясов украшались головками ящеров (символ подземно-подводного мира).
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).
Головной убор, как мы уже отмечали, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
– Слышали ли вы эти названия?
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи-«сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), – берегиня. Он оберегал живот.
Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.
Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы – косник из бисера. На шее – бусы, гайтаны из бисера.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти.
Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока.
Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества.Ярче всего национальные особенности татарского костюма прослеживаются в женском наряде. Для традиционного костюма татарок характерен трапециевидный силуэт, сочные цвета, обилие вышивки и украшений. Одежда в большинстве случаев состояла из длинной туникообразной рубашки и распашного верхнего платья с длинными рукавами и приталенной спинкой. Обязательной частью женского наряда был нагрудник, который надевался под рубаху с глубоким вырезом на груди. Под рубашкой носили широкие штаны. Верхнюю одежду богато украшали вышивкой, отделывали ценным мехом, декорировали бусинами и мелкими монетами.
Одежда мужчин также состояла из рубахи, которая была значительно короче женской, и широких штанов, шившихся, как правило, из полосатой ткани. Верхняя мужская одежда была распашной и повторяла силуэт женской, но полы камзола доходили колен, и он часто шился с короткими рукавами или вовсе без рукавов. Бишмет, зимний татарский кафтан, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Обязательным атрибутом мужского костюма татар был пояс. Он мог быть домотканым или сшитым из фабричной ткани, реже использовали вязаные пояса.
Женские головные уборы сильно различались в зависимости от возраста их владелиц. Девушки носили калфак – богато украшенный вышивкой и бисером колпак с кисточкой на заостренном конце. Головные уборы замужних татарок закрывали не только волосы, но и шею, плечи и верхнюю часть спины. Пожилые женщины часто носили на голове покрывала, спускавшиеся до поясницы и ниже. Поверх покрывала надевали верхние головные уборы: платки или шапки.
Национальной обувью татар были высокие сапоги из мягкой кожи. Ювелирные украшения использовали и женщины, и мужчины. Мужчины носили печатки, перстни, пряжки для поясов. Традиционными женскими украшениями были закрывающий конец косы накосник, серьги с подвесками, реже – носовые кольца, разнообразные шейные украшения, браслеты и кольца.
Праздничный чувашский женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским и татарским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Женский таджикский костюм состоит из платья-рубахи, камзола, штанов и тюбетейки. Платье-рубаха (койлек) шьется из фуляра, жоржета, шелка-туаля нежных тонов (бледно-зеленого, голубого, розового). Головной убор - тюбетейка, богато расшитая блестками и монетками, с газовым шарфом сзади. Обувь - туфли золотистого цвета на среднем каблуке с загнутыми острыми носами. Мужской костюм состоит из рубашки, халата, штанов и чалмы.
Как видите, у каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды. В представленной галерее вы ознакомились с нарядами разных народов мира.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

Открытый урок по изобразительному искусству

на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Выполнила:

Ермилова К.Е.

учитель изобразительного искусства

2016 год

Тема урока : « Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Учитель: Ермилова Кристина Егоровна

Дата проведения: 04.10.2016

Класс: 4 «Г»

Кабинет: 127

Количество учащихся на занятии: 28 человек

УМК: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель урока:

Знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям;

Развитие учебно-познавательной и информационно - коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

Развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Планируемые результаты

Предметные

Овладение навыками изображения фигуры человека;

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Анализировать конструкцию русского народного костюма;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Оценивать свою работу.

Личностные

Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Задачи:

Воспитательная

Приобщение школьников к изобразительному искусству в рамках уроков ИЗО.

Образовательная

Формирование у школьников поисковой творческой деятельности на интегрированных уроках.

Развивающая

Развитие творческой активности ребенка, индивидуально и в коллективе.

Художественная

Поиск новых путей преподавания традиционных тем.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий).

Формы работы: индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

Презентация Power Point;

Рисунки учеников с прошлых уроков;

Экспонаты изделий народных костюмов.

Репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Информационно-коммуникационная технология.

Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения.

Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю-предметнику. Презентация-особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

Плохая экология;

Перегрузка учащихся;

Снижение двигательной активности;

Кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития;

Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом и как следствие несформированность навыков здорового образа жизни.

Все выше сказанное приводит к замедлению физического и психического развития обучающегося.

Чтобы ребята не уставали на уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

Проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения;

Соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);

Соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды);

Обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры);

Поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

Соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

План урока:

    Организационный момент.

    Физминутка

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент.

(играет музыка русская народная) учитель входит в кабинет.

Как у наших у ворот
Стоит озеро воды.
Ай-люли, ай-люли,
Стоит озеро воды.

Молодец коня поил
И к воротам подводил.
Ай-люли, ай-люли,
И к воротам подводил;

К вереюшке привязал
И девице наказал;
Ай-люли, ай-люли,
И девице наказал:

«Красна девица душа,
Сбереги добра коня.
Ай-люли, ай-люли,
Сбереги добра коня!

Не сорвал бы повода
Не сломал бы удил а !
Ай-люли, ай-люли,
Не сломал бы удил
а

«Эхо родных звуков». Избранные русские народные гимны и песни, находящиеся в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. Составил К. Ройский, М. 1888
Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

    Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель: - Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Слайд №3

Ученик:

Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

Слайд №4

Ученик:

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

Слайд №5

Ученик:

Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Они узором по подолу украшались,

Нарядом женским,

Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки,

вот бывало как!

Слайд №6

Ученик: - Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд №7

Ученик: - В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд № 8

Ученик: - В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

    Постановка художественной задачи.

Учитель: - «Встречают по одёжке». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. И всё это так или иначе было зашифровано в вышивке или отделке праздничного костюма. Вышивка выполнялась по определённым правилам.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т. д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме и т.д. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно – если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Слайд№9

Учитель: - Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Элементами орнамента могут быть линии, точки, квадраты. Они называются солярными знаками.

Слайд №10

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного искусства. Поэтому Солнце изображается чаще всего на рукавах рубахи.

Слайд №11

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли обычно располагали на подоле.

Слайд №12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Символы воды тоже чаще располагали по подолу

Слайд №13

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Дерево жизни изображали чаще на рубахах.

Слайд №14

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Учитель: - Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости.

Слайд №15

Пояс – «покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. П. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд №16

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Понёвы украшались по подолу цветными ленточками, вышивкой, бисером, иногда бубенчиками. Молодая жена до рождения первого ребёнка носила самые красивые понёвы. Она шла по избе, а понёва позванивала и молодой муж всегда слышал и знал, где его лебёдушка.

Слайд №17

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Слайд №18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Что означает цвет в вышивке?

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца. Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Слайд №19 - 22

Великие русские художники тоже обращались к красоте русского народного праздничного костюма. К примеру, Аргунов И. П. написал портрет неизвестной крестьянки. Что Вы можете сказать о костюме этой крестьянки.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора? Что вы можете с казать об этом праздничном национальном костюме?

    Физминутка.

Музыкальная физминутка (исполняют дети в народных костюмах в сопровождении русской народной музыки).

    Практическое выполнение задания.

Практическая работа: Нарисоватьженский и мужской образ в народных костюмах.

Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка.

Физминутка для глаз «Отдых» (через 7 -10 минут работы)

    Подведение итогов

Выставка и анализ работ: Защита рисунков. Что вы хотели пожелать человеку, который захотел бы носить одежду, придуманную вами?

У этой одежонки

Один вход, четыре выхода.

(Рубаха)

С одного бока - лес,

С другого - поле.

(Шуба)

Надену - ободом сведёт,

Сойму – змей упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

Полянка полотняная,

Вручную долго тканная

Узорами расшитая

И бахромой обвитая

Украсит и понёву

И сарафан ваш новый

(Фартук)

Два Котика,

А четыре хвостика.

Тема: « Русский народный праздничный костюм».
Урок – путешествие. Комбинированный урок.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:
Фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Русский народный костюм»,
проект ученика «Русская национальная одежда»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III. Путешествие.
Итак, в путь!
Этап урока
Учитель
Ученики

1.Посещение картинной галереи-
просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации)
1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.
1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.
Повторение значений элементов русского костюма
1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов.
(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Говорит и показывает движения
Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответы учеников:
1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.
2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
– Какой вид костюма вы выбрали?
– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей

1.И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2.Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.

Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Ананьева Елена Валентиновна

Учитель изобразительного искусства

ГБ ОУСОШ№10 г. Сызрань, Самарской области

Урок изобразительного искусства в 6 классе.

Тема урока: «Русский народный костюм».

Цель и задачи: научить учащихся любить свою страну, знать и хранитель традиции и культуру своего народа

Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала.

Оборудование : доска, компьютер, проектор, экран, кисти, альбом, акварель, цветные карандаши, иллюстрации.

Роль учителя : направить познавательную деятельность учащихся, контролировать, наблюдать.

Роль учащихся : Нарисовать русский народный костюм, адекватно оценить свою работу.

План урока:

    Организационный момент -3 мин

    Объяснение новой темы. Беседа по теме. Показ презентации -20 мин

    Физминутка -2 мин.

    Практическая работа -15 мин

    Подведение итога -3 мин.

    Рефлексия -2 мин.

Ход урока

    Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята»! Отмечаю отсутствующих. Смотрю готовность класса к уроку.

    Объяснение новой темы.

Тема нашего урока «Русский народный костюм».

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Лихачев Д.С.

Историческая страничка. Сегодня на уроке мы отправимся знакомиться с нашими предками, узнаем, что они носили. Знаете ли вы что-то об этом? (Презентация).

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги, в зимнее время носили валенки.

Мужчины носили суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная - «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения - «гаруси» (у мужчин - «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли - «коты»).

В культуре русского народа различаются южнорусский и северорусский комплексы женской одежды.

северорусский – из рубахи и сарафана. Костюм украшают вышивки, тканые узоры, набойка.

Мы с вами рассмотрим более подробно северорусский народный костюм. С первого взгляда костюм кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Основой является рубаха, преимущественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной или полотняной ткани домашнего изготовления. Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Рубахи украшались вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они защищают от злых духов.

Обязательным элементом костюма был передник. Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Ходить без пояса считалось неприлично. Подвязывался под грудью или под животом. Пояса были плетеными или ткаными.

Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Костюм украшают набойка вышивки, тканые узоры.

Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия — плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру наверх и низ, верх символизирует землю и небо, голова — солнце, божество (выделялась красным цветом); низ — вода, подземные источники. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки — значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель — это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь. Женские головные уборы – «сорока» и кокошник. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Девичьими головными уборами были повязки, венцы. Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическими блестками в один или несколько рядов. Украшены повязки объемным орнаментом, расшитым жемчугом, стразами, бусами. Край очелья обрамлен узорным кружевом. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки. Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли

К краям прошиты длинные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающейся к подолу сарафана.


    Физминутка.

Мы устали, рисовали

наши рученьки устали,

мы немного потрясем,

и опять творить начнем.

Мы устали, рисовали

наши глазоньки устали,

мы немного поморгаем

и опять учиться станем.

    Практическая работа.

А теперь приступим к практической части. Перед нами стоит задача нарисовать русский народный костюм. Но прежде приступить к работе, нам нужно вспомнить правила построения фигуры человека. Показываю на доске схему построения фигуры человека. Слежу за работой класса.

5. Подведение итога. Рефлексия.

Анализ детских работ. Подведение итога. Записываем домашнее задание.

error: Content is protected !!