Бородинское сражение в романе «Война и мир. Война и мир что увидел пьер на бородинском поле перед сражением Пьер безухов во время бородинского сражения

Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Болконских. Что нужно для счастья. Семь - я. Жизненные принципы семьи Ростовых. Тема урока. Ростовы. Индуктор. Разрыв. Война и мир. Болконские. Семья Ростовых. Болконские. Д. Шмаринов. Курагины. Жизненные принципы семьи Курагиных. Социоконструкция. Дементий Шмаринов. Курагины. Что такое семья. Мысль семейная. Семья. « Война и мир» глазами художников.

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Принцип семейственности. Принцип сопоставления и противопоставления. Произведение. Исторический факт. Эпопея. Вселенная. Своеобразие художественных приемов. Художественные особенности романа. Три поры. Работа над романом. Современность глазами декабриста. Картины истории. Диалектика души. Повесть. История создания романа «Война и мир». Отсутствие войны. Сцены семейные и исторические.

«Шенграбенское сражение» - Важная в стратегическом отношении победа. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Создан ли Ростов для сражений. Война. Итог анализа эпизода. Первая картина войны. Участники. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. Шенграбенское сражение. Что думают о войне 1805 герои романа. Итоги смотра. Жерков. Причины победы при Шенграбене. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин.

«Семья Болконских» - Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Николай Андреевич. В армии князя Андрея настигает разочарование. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный.

««Война и мир» книга» - «Москва… была пуста, как пуст бывает домирающий улей». Андрей Болконский. Русский человек. Сражение за Смоленск. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей. Партизанская война. Патриотизм Ростовых. «Мысль народная» в романе. Как же руководил Кутузов «духом войска». Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. Болконский накануне сражения. Единство. Оставление Москвы.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Направление журнала «Ясная поляна». Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. 26 августа. Великое историческое событие. Пьер. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. Нравственная сила. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Тягостные впечатления. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Школа для крестьянских детей. Сон на постоялом дворе. Штурм батареи Раевского.

Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До этого он слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции, но понимал в военном деле герой мало.

Бородинское поле перед началом битвы "яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дым выстрелов" соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты и величия происходящего.

Пьер знал, что невозможно оставаться в Москве, нужно ехать. Он хотел видеть своими глазами то, что должно было решить его судьбу и судьбу всей России. А также он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее.

При встрече князь Андрей холоден: Пьер напоминает ему о прежней жизни, о его жене и о Наташе Ростовой. Но, разговорившись, князь Андрей объясняет собеседнику положение дел в армии. Он считает благом отстранение Барклая и последующее назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Толстой показывает, что думали и чувствовали люди в разгар войны, когда войска Наполеона неотвратимо приближались к Москве. Князь Андрей понимает, что Барклай не изменник, он честный военный человек, и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Пьер убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день”.

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

После этого разговора «тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Пьер пытается быть полезным:

"Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. -

Беги к резервам, приводи ящики! -- крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера

и обращаясь к своему солдату.

Я пойду, - сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами

пошел в другую сторону."

Но у него постоянно что-то не получается: "Куда я?" -- вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист."

«генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат... Чего ездит посеред батальона! - крикнул на него один... Он никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него... Что ездит этот перед линией? - опять крикнул на него кто-то...»

Неуклюжий, огромного роста, в белой шляпе вначале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием он расположил их себе. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин».

Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского» и ему "казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения".

Батарея постоянно переходила то одной армии, то другой. Пьеру не остается в стороне и пытается по мере сил помогать своим. Ему очень страшно от происходящего: "Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его."

Много часов армии сражались, перевес постоянно был то у русских, то у французов.
Дважды Пьер осматривает картину поля: перед боем и во время боя. Перед сражением Толстой показывает нам красивый пейзаж и оживление среди солдат. Пьеру эта картина показалась во всей красе: он сразу же захотел оказаться внизу и быть там, среди своих - русских. И когда он оказывается там, то ощущает всю силу силу народного единства перед лицом врага.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова. Он мало что понимает в стратегии и тактике, но сердцем и душой патриота воспринимает все происходящее.
Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а
также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее.
Не одно только любопытство гонит Пьера на Бородино, он хочет быть среди народа, там, где решается судьба России.
И Пьер -не просто праздный созерцатель происходящего, он пытается быть полезным, мечется, попадает не туда, куда бы хотелось, но куда «уготовано судьбой»: «генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат.. . Чего ездит посеред батальона! - крикнул на него один.. . Он (Пьер) никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него.. . Что ездит этот перед линией? - опять крикнул на него кто-то... »
Неуклюжий, огромного роста, в белой шляпе вначале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием он расположил их себе. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин» .
Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского» , здесь происходили решающие события, как потом напишут историки, но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения. Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а только локально, что происходит вокруг. И здесь как в капле воды отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего.
Батарея несколько раз переходила из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил» . Несколько часов подряд то пешие, то конные сражались друг с другом, «стреляя, сталкиваясь, не зная, что делать» . Адъютанты доносили противоречивые сведения, так как ситуация менялась постоянно.

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.

Разделы: Литература

Цели:

  • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;
  • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

  • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;
  • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;
  • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • Выяснить отношение героев романа к данному событию.

Оборудование:

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир Война
Естественно Противоестественно
Нравственность Безнравственность
Истинный патриотизм Мнимый патриотизм
Истинные герои Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

Впечатление от окружающего мира глазами героя.

Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

Что приводит Безухова на Бородинское поле?

Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

Ключевое слово – красота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- Единение, братство , основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX).

С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Кутузов Наполеон
Идея Идея мира Идея войны
Отношение к людям Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность Непритязательная Непривлекательная
Манера поведения Естественность и простота Позёрство
Отношение к битве “Сражение” “Игра”
Руководство сражением Управляет “духом войска” Считает себя великим стратегом
Я - реализация Единение со всем народом Эгоизм
Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель

Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

24-го было сражение при Шевардинском редуте, 25-го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26-го произошло Бородинское сражение. Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть — для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение. Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться. Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня. До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч к ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения и знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры. Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями. Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы всё еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла. На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражение — существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом: Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина. Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение. Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24-го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его. 26-го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле. Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела. Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот — что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему-нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте. Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25-го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во-первых, то, что не только 25-го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25-го числа, они не были кончены и 26-го; во-вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24-го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В-третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25-го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте. Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Войны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение. Наполеон, выехав 24-го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26-го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий. Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24-го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24-го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24-го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24-го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26-го числа. После потери Шевардинского редута к утру 25-го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало. Но мало того, что 26-го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неоконченных укреплений, — невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.) Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.
error: Content is protected !!