Дискуссия - это один из методов коллективного решения проблемы. Значение слова «дискуссия

Вопрос о том, что такое дискуссия, относится к сфере социальных и обществоведческих наук. Ведь это одна из форм коммуникативного общения, которая в последнее время приобрела большой вес не только в политике, но и в образовательной среде.

Общая характеристика понятия

Дискуссия – это обмен мнениями по какому-либо спорному, актуальному вопросу, который ведется по определенным правилам и под руководством ведущего мероприятия. Главным содержанием данной формы общения является высказывание участниками своих мнений, которые коллективно обсуждаются слушателями. Преимуществом этого вида спора можно назвать то, что он обеспечивает возможность высказаться всем группам без исключения.

Предмет дискуссии – это чаще всего какой-либо животрепещущий вопрос, который в равной степени интересен всем членам коллектива. Содержание таких проблем должно быть актуальным, и при их решении высказываются разные, порой противоречивые точки зрения. В ходе ее обсуждения участники должны прийти к общему консенсусу. В этом и заключается цель дискуссии, ход и организация которой направлены на то, чтобы по возможности примирить все противоречия по обсуждаемому вопросу путем поиска наиболее оптимального варианта решения задачи, который бы удовлетворял все стороны или, по крайней мере, большинство слушателей.

Круглый стол

Формы дискуссии могут быть самые различные и зависят от поставленных целей и задач. Наиболее распространенными из них являются следующие: коллективное обсуждение, заседание экспертной группы, форум, диспут, дебаты, так называемый «мозговой штурм» и другие. Одним из наиболее популярных видов является заседание круглого стола, которое предполагает совместный анализ проблемы несколькими участниками с параллельным обменом мнений с аудиторией. Пожалуй, это одна из самых распространенных форм ведения спора в научной и дипломатической среде, поскольку обладает несомненными достоинствами: взвешенный подход к спорным моментам, максимальная демократичность и внимание к мнению всех присутствующих.


Заседание экспертной группы и форум

Понимание того, что такое дискуссия, невозможно без учета особенностей наиболее важных ее форм. Очень часто для решения наиболее острых вопросов привлекаются специалисты, которые, объединившись в группу, решают проблему на научном уровне. Каждый ее член впоследствии представляет слушателям небольшое выступление, в котором в сжатом виде излагает свое ви́дение изучаемого предмета. Однако в данном случае не предусмотрен обмен мнениями с аудиторией.

Форум, по сути, напоминает заседание экспертной группы, но в ходе его заседаний дается слово и слушателям. Эти два вида ведения споров отличаются от круглого стола более официальным характером, а также тем, что участники выступают с развернутыми сообщениями.

Диспут и дебаты

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, упирается в осмысление ее организационных моментов. От простого спора ее отличает то, что она ведется по определенным правилам и в заданных рамках, даже в том случае, когда участники придерживаются прямо противоположных мнений. В диспуте участвует две или три группы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения на спорный вопрос. Здесь акцент делается не на обмен репликами, замечаниями, как в вышеописанных случаях, а на то, чтобы убедить оппонентов в правильности своей позиции. Поэтому ход дискуссии приобретает более острый характер и даже отличается некоторой психологической напряженностью.

Еще бо́льшим динамизмом отличаются дебаты – тщательно организованный спор по какой-либо проблеме, в ходе которого противоположные стороны стремятся убедить в своей правоте не столько друг друга, сколько третью сторону. При этом они стараются сформировать у слушателей определенное мнение по тому или иному вопросу. Данный вид обсуждения применяется в политической сфере: так, различают президентские и парламентские дебаты.

«Мозговой штурм»

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, невозможно без учета того важного факта, что довольно часто она нацелена не столько на выявление оптимального решения спорной задачи, сколько на развитие творческого мышления у участников. В таком случае акцент делается на то, чтобы стимулировать мышление групп, члены которых в подобных случаях могу предлагать оригинальные, необычные предложения с расчетом на то, что они будут выслушаны и обсуждены.

дискуссия

(лат. discussio - исследование, обсуждение) - устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:

1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. - предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);

2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);

2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис , мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. - 1978. - № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.- М., 1997.

Н. И. Махновская

Педагогический терминологический словарь

дискуссия

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.

2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.

3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

Словарь лингвистических терминов

дискуссия

(лат. discussio исследование) Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, спор.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

дискуссия

Дискуссия

♦ Discussion

Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того, оба эти понятия часто употребляются как синонимичные. Если все же попытаться провести между ними различие, я думаю, разумно опереться на этимологию, которая в слове «дискуссия» подчеркивает идею столкновения (discutere в переводе с латыни означает «разбивать»). Итак, диалог есть обмен идеями или аргументами; дискуссия – столкновение идей или аргументов. Диалог стремится к достижению общей истины, которой предварительно не обладает ни один из участников. Дискуссия – это своего рода противоречивый диалог, каждый из участников которого считает себя правым, во всяком случае по тому или иному конкретному пункту, и старается убедить в своей правоте остальных. И диалог, и дискуссия подразумевают универсальность. Поэтому можно рассуждать об этике дискуссии (например, Хабермас (***) или Аппель (***)), но также и об этике диалога (например, Марсель Конш). Дискуссия или диалог имеют смысл только в том случае, если ее (его) участники в равной мере способны признать, что истина существует или хотя бы вероятна, иными словами, если все участники находятся по отношению к истине в равном, хотя бы теоретически, положении. Однако одно дело – вести поиск универсального сообща (при помощи диалога), и совсем другое – в противоборстве с остальными (в дискуссии). В этом узком смысле слова дискуссия – это не столько совместный с другими поиск универсального, сколько попытка убедить остальных ее участников в том, что лично ты этой истиной уже обладаешь. Таков частный парадокс дискуссии.

"Сколько людей - столько и мнений" - это всем известная поговорка. Часто бывает так, что точки зрения разных личностей не совпадают, возникает спорная ситуация, которую нужно грамотно провести. Вот тут и понадобится дискуссия. Что это такое и как правильно провести дискуссионный разговор - об этом сейчас и будет рассказано.

Определение понятия

В первую очередь нужно сказать о том, что данное слово происходит из латинского языка. Итак, дискуссия - что это такое? Это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия - это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.

Этапы

Разобравшись в понятии «дискуссия», что это и какова ее цель, стоит выделить и несколько этапов ее проведения.

  1. Вступление в контакт членов дискуссии.
  2. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).
  3. Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.
  4. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.
  5. Обсуждение и оценка всего сказанного.
  6. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.

Если же сама по себе дискуссия оказывается неэффективной, она замирает еще на этапе поиска альтернативных вариантов, просто не доходя до уровня общего решения проблемы.

Правила

Стоит сказать и о том, что особые правила имеет дискуссия. Что это, зачем они нужны? Так, это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.

  1. Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.
  2. Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.
  3. Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.
  4. Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.
  5. Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление - полностью продуманным и последовательным.
  6. Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.
  7. Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.

Тематика

Какими могут быть темы дискуссий? Так, в данном варианте с уверенностью можно сказать: любыми. Обсуждать нужно то, что на данный момент волнует коллектив, группу людей, общество. Во время дискуссии решаются актуальные вопросы, находятся пути выхода из поставленной проблемы.

Проба

Многих людей может интересовать вопрос: а что же такое учебная дискуссия? Так, можно сказать, что это одна из инновационных форм в педагогической деятельности, когда каждый ученик имеет право высказать свое мнение относительно того или иного вопроса, предоставив свои или же альтернативные формы решения на определенные моменты, которые касаются учебного материала. Пример: новая тема в классе по некоему предмету. Предварительно учитель дает возможность высказать свое мнение по поводу данной тематики всем желающим, далее участники спора приходят к единому выводу, который либо подтверждает, либо опровергает учитель. Важным окажется тот факт, что данная форма работы с учениками отлично развивает их мышление.

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы обучающихся определенного возраста, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:

Как быть современным человеком?

Легко ли быть умным?

Интересный человек — кто он?

Какая она — «красивая жизнь»?

Дискуссия поможет в решении следующих задач:

Акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса или изучаемого учебного предмета;

Выработать общее мнение по этим проблемам;

Побудить к практическим действиям по изменению ситуации или ее улучшению.

Из мнений ребят, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений.

Условия эффективности проведения дискуссии:

1. Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.

2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (от 3 до 6), но формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников.

3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов и т. д.). До сведения участников

4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях можно использовать плакаты, стенды с соответствующими материалами или различные иллюстрации (плакаты, фотографии), отражающие тему диспута.

5. Особое внимание уделить выбору ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии. Как правило, это должен быть уважаемый человек в данном подростковом коллективе, обладающий коммуникативными качествами, эрудицией и грамотной речью.

6. Продуманность этапов дискуссии, утвержденный регламент, умение организаторов предугадать ход дискуссии и поведение участников.

7. Временные рамки дискуссии. Наиболее эффективное время проведения — не более 1 ч. Если даже за отведенное время не будет окончательно разрешена главная проблема дискуссии, ее все равно необходимо умело и грамотно закончить или временно приостановить. При этом у участников резко возрастает мотивация продолжения дискуссии, которую можно провести уже в другое время.

8. Необходимо определить (выработать, составить) правила поведения или правила дискуссии . Они могут быть следующими:

1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения — основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

2. Правило внимательного слушания . Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило «свободного микрофона» . Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон (слово) любому участнику дискуссии.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности . Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения . На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.

7. Правило поднятой руки . Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего — подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

План проведения дискуссии , как правило, таков: ведущему в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов.

Собственно дискуссия — публичное обсуждение проблемы. Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации, места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, сдерживать свои эмоции и эмоции подростков, аргументировать выводы из предложения.

Выступая:

— излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

— в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;

— не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта;

— наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.

Во время выступления:

— старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;

— прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;

— не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты — точные факты и железная логика;

— не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;

— внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

— не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих функций:

Фиксирующая . Пресс-группа (секретариат) ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения...

Аналитическая . Пресс-группа (группа экспертов-аналитиков) анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).

Управляющая . Пресс-группа — катализатор процесса — вносит («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.

В последнее время в учебных заведениях стала популярной такая форма дискуссии, как «дискуссионные качели». Суть этой занимательной формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску (веревочный маятник) раскачивают «качели»; чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». В данном случае в дискуссию вступают две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего, «оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» — отвечает другая сторона.

В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами.

Использование дискуссионного метода во внеклассной деятельности по учебному предмету или во внеклассной работе очень полезно и необходимо, так как в грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений.

Слово «дискуссия» в переводе с латинского языка означает рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно подразумевают публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия рассматривается также как метод, активирующий групповой процесс решения научных, производственных, учебных и других проблем.

Дискуссия как форма делового общения характеризуется следующими чертами:

Дискуссия является одной из активных форм совместной (групповой) коммуникативной деятельности специалистов.

Участники дискуссии выступают не как противники, а как партнеры, соавторы в групповом обсуждении спорного положения.

Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оппонента, а установление меры истинности каждого тезиса.

Обсуждение спорного положения связано с анализом, групповой деятельностью, формированием общего мнения.

В процедурном отношении дискуссия организуется и регламентируется.

Дискуссия по какому-либо вопросу возникает только тогда, когда выдвигаются разные подходы, точки зрения, демонстрируется альтернативное видение проблем и способов их решения. Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений участников дискуссии. Настоящая свобода мнений предполагает высокую культуру ведения дискуссии. Для этого необходимо проявить уважительное отношение к альтернативному выступлению и личности оппонента. Критикуя его точку зрения, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые способы решения проблемы. В процессе дискуссии очень важно овладеть не только искусством говорить, но и умением слушать своего оппонента.

К дискуссии, спору с сильным оппонентом, необходимо тщательно подготовиться: определить главную цель дискуссии, придумать стратегию и тактику ведения спора, наиболее вероятные варианты аргументации обеих сторон; оценить достоинства и недостатки оппонента, уровень его образованности, культуры и квалификации.

Необходимо более терпимо относиться к инакомыслию; в дискуссии каждая из сторон имеет свое мнение. Чем больше уважения проявляется к оппоненту, тем больше шансов перевести спор в конструктивное русло. Не надо стремиться навязать свою точку зрения другим, не выслушав все доводы и аргументы своих оппонентов. Имейте мудрость согласиться с оппонентом, если убеждаетесь, что он прав.

Любая проблема имеет, как правило, несколько возможных способов решения. Выдвигая свой вариант решения – альтернативу, необходимо: раскрыть ее суть, идею, расчленить альтернативу на составные части, этапы; проанализировать ее слабые и сильные звенья.

Один из принципов ведения дискуссии заключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения, тем у вас больше шансов на достойную победу над оппонентом. Даже если оппонент допускает явно некорректный выпад, не нужно опускаться до его уровня и использовать против него оскорбительные фразы. Отрицая что-нибудь, надо аргументировать свои отрицания; не стремитесь перекричать своего оппонента, а аргументировано его переубедить. Спор выигрывает тот, кто как бы со сторон наблюдая за ходом дискуссии, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои действия и суждения. Полезно учитывать, как в ходе спора меняются настроение и отношение со стороны оппонентов; учиться мыслить и действовать рискованно и неожиданно для оппонентов, подняться над личными интересами, мешающими приблизиться к истине.



Существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность аргументации снижается. С целью преодоления таких психологических барьеров целесообразно: следить за мыслью, а не за жестами, голосом своего оппонента; не бояться его и не думать, что он сильнее вас; искать и находить слабые места и доводы оппонента; помнить, что страх перед ответными действиями оппонента означает поражение.

Овладение искусством ведения дискуссии, спора невозможно без развития умения ставить вопросы, делать реплики, замечания. Конструктивный подход к постановке вопроса, как правило, преследует позитивные цели, например: уточнить позицию собеседника или оппонента; активизировать ход дискуссии; перехватить инициативу и увести ее в нужное для вас русло; показать свою личную заинтересованность в обсуждаемом вопросе; помочь оппоненту раскрыть более глубоко процесс поиска истины с тем, чтобы прийти к соглашению.

Различают следующие типы вопросов:

риторический вопрос – это вопрос, побуждающий к размышлению; он ставиться как бы всем присутствующим;

провоцирующий вопрос; его цель – спровоцировать оппонента на конфронтацию (завести оппонента);

контрвопрос (на вопрос с первой стороны вторая сторона отвечает вопросом);

уточняющий вопрос («Так ли я Вас понял…»);

вопрос, требующий однозначного, конкретного ответа. Он позволяет более четко представить позицию собеседника, получить конкретную информацию.

Эффективность ведения дискуссии зависит от культуры общения ее участников, от подготовки и организации процесса обсуждения и решения проблемы.

Организация и проведение групповой дискуссии включает ряд этапов:

Вводное выступление ведущего. Ведущий, организующий дискуссию, информирует участников о проблеме, раскрывает цели и основной замысел дискуссии, условия ее эффективного проведения.

Выступления основного докладчика – наиболее авторитетного, компетентного в данной проблеме специалиста.

Выступление содокладчиков. Они могут раскрыть свое видение проблемы и свои способы ее решения, покритиковать подход, концепцию основного докладчика.

Прения по докладу и содокладам. Каждая из сторон, имеющая свою точку зрения на решение проблемы, высказывают и аргументировано отстаивают свою позицию.

Выработка решения проблемы. На этом этапе обсуждения проблем идет активный поиск, проверка возможных вариантов решения проблемы, активное противоборство сторон и концепций, устанавливаются общие тенденции и подходы к решению проблемы.

Завершение дискуссии и обобщение результатов. На заключительном этапе подводятся итоги дискуссии, резюмируются результаты, принимается, по мнению большинства участников, оптимальное решение.

Обобщая требования к подготовке и проведению дискуссии, можно сформулировать следующие рекомендации:

В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.

Выслушайте все аргументы и контраргументы оппонентов. Не спешите обобщать, делать выводы.

Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения.

Опровергая мнение оппонента, не переходите на личное обвинение; помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный человек силой своих аргументов, а не эмоций.

Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения.

Обсуждая вопросы, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и не поучайте других, опирайтесь на факты.

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ (КОЛЛЕКТИВА)

1. Понятие и виды групп

2. Малая группа как социально-психологический феномен

3. Динамические процессы в малой группе

4. Социально-психологическая характеристика коллектива

5. Социально-психологический климат трудового коллектива

6. Конфликты в коллективе и способы их разрешения

error: Content is protected !!