Художественные техники. Русская мода. Павловопосадский платок Как нарисовать оренбургский пуховый платок карандашом

О начальных стадиях мы написали ранее. Теперь несколько слов о набойке рисунка. Набойщик должен быть физически сильным человеком. Надо на одном куске ткани соединить воедино все части, поступившие в распоряжение набойщика, и набить контур так, чтобы не было видно, как по отдельности все это получалось. Набойщики работают парами: один готовит один угол, другой - второй угол. Они находятся в непрерывном движении вокруг набойного стола: набьют один цвет, подсушат платок, и снова принимаются за другой цвет.

Но далеко не все платки изготавливаются с помощью ручной набойки. Вот уже почти пятьдесят лет, как появился на фабрике первый стол фото-фильмпечати. Рисунок для набивки делается на частом шелковом или капроновом сите (который и получил название фильма) способом фотокопирования. А с сита переносится он на ткань.

Фотофильмпечать позволяет создавать платки в 12-17 цветов, что никак не уступает платкам, выполненным вручную. Но производительность благодаря этому способу повысилась в 3 раза. Применение фотофильмпечати исключило из процесса трудоемкий труд резчиков, облегчило труд набойщиков.

На ткань накладывают первый шаблон - сито определенного рисунка.

Начинают протирать через сито краску - и на ткани остается определенный узор одного цвета. Затем сито меняют - и на платке остается другой цвет. Обычно первой кладут светло-розовую краску,’ потом зеленую, затем все остальные. В последнюю очередь протирается краска общего фона платка.

Этот способ сильно облегчил процесс производства платков, но не стал идеальным. Все-таки много приходилось делать вручную такой работы, какая могла бы выполняться машинами. И был механизирован процесс подачи и переноса шаблонов. Это произошло в 1961 году. Производительность рабочего на такой машине в 6-7 раз выше производительности набойщика, занимающегося ручным трудом. Уменьшился расход химических материалов, красителей. Так что теперь сушка, укладка ткани на столе, на тележку, сам процесс печатания, подача ткани - все это происходит само собой. Нужно только следить за работой механизма.

Еще через несколько лет, в 1965 году, у мастеров появились три многокрасочные автоматизированные машины. Общий экономический эффект - свыше 600 тысяч рублей в год. Теперь набивка производится быстро, экономично и, что немаловажно, не затруднено производство крупных изделий, скажем, панно, скатертей, покрывал.

Участок фотофильмпечати расположен сейчас в новом современном корпусе. Отделечный корпус был введен в строй летом 1980 года. Всю смену идут в три линии конвейеры - и через каждые 12 секунд готов новый платок. Около 2 тысяч платков производится за одну смену. А вначале на конвейер поступает белое полотно. И постепенно, по мере продвижения по конвейеру, начинают играть на нем краски и узоры.

Белоземельные и грунтовые платки - как шерстяные, так и хлопчатобумажные - печатают на машинах с медным валом. Больше половины всех платков объединения производится на таких машинах. На них можно использовать десять красок. Валы для машин готовят в граверной мастерской разными способами - пантографным, мо-летирным, ручным…

А когда платок сходит с конвейера или с машины с медным валом, его отправляют на обработку влажным паром в камеру периодического действия - зрельник. После на промывку в специальных машинах, отжим и сушку.

В принципе платок производится по той же старинной схеме, что и сто лет назад. Но многие процессы механизированы, автоматизированы, и благодаря этому труд мастеров облегчился во много раз. Даже на самом последнем этапе - пришивание бахромы — работает бахромно-наметочная машина, повысившую производительность труда в 2 раза.


В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).



Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.



Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.



Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.



Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.



В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.



Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.


Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)


Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.

Василий Иванович Грязнов (1816-1869) . Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.

После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский .



Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.



Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…



Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.














Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.








Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.

Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы Алёна , Валентина Давыдова (valentin-ka) , Ираида Соловей















Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок".



Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.
Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.



С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.

Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.

Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.



В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.



Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.



Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача - подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.



Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.



Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.


В цехе готовой продукции



Работа с бахромой



Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие


До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", - вспоминает Е. И. Раевская. - Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях". Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.



Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.



Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.



Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.

Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)




Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.

Оригинал записи и комментарии на

Тема урока: «Мамин платок»

Учитель: Н.Н.Кузьмина

Класс: 3 – в

Изобразительное искусство


Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »


встречают, по уму провожают


Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе …

платочек





В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».



Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

цветок - лилия.

«Южная ночь»

«Солнечное лето»

«Вечерний сад»


Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами




  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.


Мастер Украшения

Тёплые и холодные цвета.





  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор учебника Н. М. Сокольникова. Данная тема входит в раздел «Мир народного искусства». Материал может быть полезен учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов, которые сами ведут изобразительное искусство, а также педагогам по художественным направлениям внеурочной деятельности.

Тема урока «Павловопосадские платки»

Цель: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.
Задачи:
- продолжить знакомство с традиционными народными художественными промыслами;
- обучать умению рисовать павловопосадские цветы;
- воспитывать любовь к традиционным народным художественным промыслам.


В результате урока учащиеся должны освоить следующие навыки:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание сопричастности к культуре своего народа,
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
основ эмоционально ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов;
- рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках;
- повторять образцы павловопосадских цветов.
- решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь).
- рисовать угол платка с павловопосадскими узорами (простой карандаш).

- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно – творческой работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- анализировать, из каких деталей состоит объект.
- изучать какие платки и шали носят женщины в крае.
- вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,
отрицать суждение, приводить примеры.
Учебно – методический комплект:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: Астрель.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация к учению.
Учитель:
Проверьте, всё ли в порядке?
Кисти, краски и тетрадки?
Добрый день, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте.
(Звучит песня в исполнении Таисии Повалий «Оренбургский пуховый платок»).
Учитель: Ребята, откройте глаза и скажите, что Вы представили? Какие чувства вызвала у Вас эта песня? О чём она?

II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, предлагаю Вам поработать в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
(Повторение правил работы в группе).
Учитель: Внимательно посмотрите на фотографии с изображением разных платков. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
Каждой группе предлагается набор фотографий. Группы делят их по определённым признакам (по цвету, по форме, по рисунку). Далее следует обсуждение.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, хочу обратить Ваше внимание на группу платков одинаковых по своему рисунку.
(Учитель помещает фотографии этой группы на доску).
Учитель: Кто знает, как называются эти платки? Посмотрите ребята, что у меня в руках?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель (накинув на плечи платок):
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!


Учитель: Да, ребята, у меня в руках – павлопосадский платок. И, как Вы, наверное, уже догадались тема сегодняшнего урока: «Павловопосадские платки». Мы продолжаем знакомиться с традиционными народными художественными промыслами. Будем учиться рисовать павловопосадские цветы.
IV. Знакомство с новым материалом.
(Далее можно показать презентацию по данной теме).
Примерный рассказ по теме
Павловские платки своё название получили от названия небольшого города Павловский Посад, который расположен в Московской области. Это один из старейших российских центров, в котором изготовляли платки. В 19 веке в Павлове на ярмарках большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки. Как можно было не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом. Бывают платки с кистями и бахромой, большие и маленькие. Абсолютно всем и платки были к лицу! Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Со временем машинное производство стало вытеснять ручное. Набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов. Живописные павловопосадские платки знамениты не только в России, но и во многих странах мира.


Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах. Они придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.
Следует отметить, что павлопосадские набивные платки производятся уже более 200 лет. Они стали неотъемлемой частью культуры России.Традиционные рисунки – это цветы и листья. Цветущие ветви розы и лилии – знак древа жизни, райского сада. Позже появился рисунок «турецкий огурец». Со временем появились и другие мотивы, отвечающие тенденциям современной моды. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павлопосадские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета - бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый - обозначающие богатство.
V. Физкультминутка. Танец с платком.
(Дети выполняют движения под музыку).


Работа учебником (с. 84–85 учебника).
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
- Какую форму имеет платок? (Квадратную).
- Чем украшены платки? (Цветами).
- Какими цветами? (Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков).
- Какого цвета фон платков? (Зелёный, синий, красный, белый).


VI.Творческая работа. Закрепление знаний, навыков.
Выполнение практической работы.
1.Демонстрация образцов рисунков.
(Каждому ребёнку раздаётся угол платка из белой бумаги).



2.Выполнение учащимися практической работы.
(Задание в рабочей тетради выполняется гуашью).
(В момент выполнения практической работы можно включить песню в исполнении Ани Лорак «Синий платочек»).
3. Контроль за выполнением практической работы.
VII. Анализ работ учащихся.
Выставка работ.
VIII. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Учитель: Посигнальте, какое у Вас настроение от урока? Что понравилось? Чему ещё придётся поучиться? Где может пригодиться Вам полученный на уроке материал? Спасибо за урок!

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв — прозрачный фирмы Гамма

Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Натягиваем ткань на раму.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее.

Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

error: Content is protected !!