Как сделать театр из картона своими руками. Как своими руками сделать плоские картонные декорации домиков и избушек для домашнего кукольного театра. Пластиковые ложки лучше не выбрасывать

"Сказка на столике" или настольный театр

I. Плоскостной театр.

Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II . Театр из бросового материала .(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

III. Конусный театр . Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. («Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V . Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI. Пластилиновый театр.

VII. Театр игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе . Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона. Фигурки можно сделать в виде конусов, цилиндров, колечек. Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Вера Строганова

Воспитатель: Строганова Вера Юрьевна

В своей работе с детьми по театрализации я использую различные виды театра: настольный театр на палочках; театр на ковролине; пальчиковый театр; театр масок; театр на капсулах; теневой театр; театр Би-ба-бо; театр на прищепках; театр на катушках, театр марионеток и т. д.

Предлагаю вашему вниманию некоторые виды театра, сделанные своими руками.

Детям очень нравится играть в театр, самим придумывать и обыгрывать сказки. Эти виды театра очень удобны в том, что их можно показывать как за ширмой, так и в любом месте группы. Театр постоянно пополняется. Некоторые дети изготовили театр по аналогии и дома. Разыгрывают постановки с родителями и родственниками.

Театр на палочках

Для этого вида театра мы с ребятами использовали палочки от мороженного.

Нашли, вырезали и приклеили к палочкам изображения животных, персонажи мультфильмов

Цель: Совершенствование умения придумывать и выразительно рассказывать сказки.

Задачи:

3. Развивать творческое воображение, речь, мелкую моторику рук.


Театр на палочках

«Спор овощей»

Для этого вида театра мы с ребятами использовали палочки для еды.

Нашли, вырезали и приклеили к палочкам изображения овощей.

Цель:

Задачи:

2. Учить передавить характерные особенности сказочных героев.



Пальчиковый театр

«Придумай, покажи и расскажи сказку»

Для этого вида театра мы с ребятами сделали из бумаги мини- стаканчики (оригами). Родители распечатали на принтере персонажи различных сказок, мы вырезали и приклеили их изображения на мини- стаканчики.

Цель: Совершенствовать умение придумывать и выразительно рассказывать сказки.

Задачи:

2. Учить передавить характерные особенности сказочных героев.

4. Развивать мелкую моторику рук, а именно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом.

5. Совершенствовать рассказывание знакомой сказки.



Театр на капсулах

«Сказка о глупом мышонке»

Для этого вида театра мы с ребятами использовали капсулы от киндер сюрприза. Нашли, вырезали и приклеили к капсулам изображения животных.

Цель: Совершенствовать умение вспоминать и выразительно рассказывать сказки.

Задачи:

2. Учить передавить характерные особенности сказочных героев.

3. Развивать творческое воображение, вариативность мышления, умения составлять совместный последовательный текст, развивать речь.



Театр на катушках

«Где обедал воробей»

Здесь мы использовали катушки от ниток (из старых запасов) .

Нашли, вырезали и приклеили к катушкам изображения животных. Устойчиво стоят изображения, очень удобно передвигать персонажи.

Цель: Совершенствовать умение вспоминать и выразительно рассказывать сказки.

Задачи:

2. Учить передавить характерные особенности сказочных героев.

3. Развивать творческое воображение, речь, вариативность мышления, умения составлять совместный последовательный текст.

4. Совершенствовать рассказывание знакомой сказки.



Театр на прищепках

«Под грибом»

Ну а тут к картинкам приклеили прищепки. Продумали устройство коробочки (в ней приклеили полоски картона на дно, чтобы можно было крепить персонажи на первый план, на задний) и театр готов. Персонажи складываются после игры в коробочку. Очень удобно.

Цель: Совершенствовать умение вспоминать и выразительно рассказывать сказки.

Задачи:

2. Учить передавить характерные особенности сказочных героев.

3. Развивать творческое воображение, речь, вариативность мышления, умения составлять совместный последовательный текст.

4. Развивать мелкую моторику рук

5. Совершенствовать рассказывание знакомой сказки



Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Творчество, как известно, обладает целительной силой. Когда что-то мастеришь ты отдыхаешь, размышляешь,.

Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.

Здравствуйте дорогие коллеги. В нашем детском саду "Лебедушка", довольно большая территория, на которой много зелёных насаждений,но среди.

Вашему вниманию представляю моё новое увлечение. Зарплата у воспитателей маленькая, поэтому мне пришлось найти дополнительный заработок.

Предлагаю вам очень быстрый и простой мастер-класс по созданию ширмы для кукольного театра из самой обыкновенной картонной коробки. Попробуйте смастерить его вместе с детьми. Уверена, что вы интересно и весело проведено это время. А после дети с удовольствием покажут для вас какой-нибудь сказочный новогодний спектакль или разыграют сценку из любимой сказки.

Для создания ширмы под кукольный театр нам потребуется:

  • Картонная коробка;
  • Акриловые матовые краски (мы использовали краплак красный, кобальт синий, синюю темную, черную и акриловую краску “металлик” – золото сусальное);
  • Пуговицы для создания замка;
  • Клей ПВА;
  • Линейка, ножницы, кисти

Берем большую картонную коробку, расправляем ее и отрезаем лишние поверхности. Оставляем центральную часть и две боковые стенки для устойчивости ширмы.

Карандашом рисуем фронтон театра, сцену и кулисы. Используя ножницы, вырезаем по контуру окно ширмы, фронтон и края боковых стенок, закругляя их.

С обратной стороны создаем объемную рамку для крепления декораций и задней стенки. Если в качестве задней стенки прикрепить белый лист ватмана можно организовать театр теней.

Красим ширму под старину, создавая эффект многослойного окрашивания. Сначала наносим основное покрытие темно-синей матовой акриловой краской. Затем спустя 15-20 мин, когда второй слой еще влажный, наносим хаотичными мазками более светлую краску, у нас это кобальт синий.

Ждем, когда краска на фасадной стороне ширмы высохнет, затем переворачиваем и с обратной стороны окрашиваем в черный цвет.

Из остатков от картонной коробки делаем декоративные элементы. Мы решили, что наш кукольный театр будут украшать луна, звезды и солнце. А боковые стенки будут закрываться. Для этого с обратной стороны ширмы мы сделаем замок-крючок. Все элементы покрываем в два слоя. Первый – темно-синей краской, второй – “сусальным золотом”.

Приклеиваем декоративные элементы клеем ПВА. Делаем замок с обратной стороны ширмы. На одну боковую стенку прикрепляем крючок, для этого используем маленькую пуговицу и нитки. На вторую – большую пуговицу для функционирования замка.

Чуть позже, при подготовке теневого спектакля, мы прикрепили к ширме дополнительную стенку с ребрами жесткости для устойчивости и крепления декораций.

Вот такая замечательная получилась у нас ширма для кукольного театра из картонной коробки!

Конечно, в кукольном театре прежде всего важны ширма и куклы, но роль декораций тоже не надо недооценивать. Без декораций зрителям трудно определить место, где происходит действие, все события оказываются как бы вырванными из реальности и подвешенными в воздухе, и весь спектакль выглядит нарочито простовато, как будто сделан на скорую руку, даже если вы потратили на репетиции целый месяц. Лично на меня пустая черная «яма» сцены наводит тоску. С другой стороны даже простенькая сценка, разыгранная в красивых декорациях, смотрится выигрышно и производит гораздо более сильное впечатление. Поэтому, мой вам совет, потратьте немного времени и украсьте свой спектакль соответствующими месту действия декорациями, зрители это обязательно оценят.

Сделать декорации своими руками совсем не сложно. Этот иллюстрированный мастер-класс посвящен плоским картонным декорациям домов. Действие многих сказок и басен происходит в доме или в непосредственной близости от него, поэтому декорации хором, избушек, лачуг и прочих домиков пригодятся каждому домашнему кукольному театру.

Перед тем как приступить к работе, хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов, которые необходимо учесть при изготовлении декорации любого дома:

Куклы рядом с домом не должны казаться слишком большими или слишком маленькими, если, конечно, это не является частью сюжета сказки. Поэтому, если это не медведь у теремка, не слон у дома мыши и не кум Тыква у своей конуры, то дом должен быть выше живущих в нем персонажей. Декорации этого мастер-класса рассчитаны на обычных, знакомых всем нам с детства перчаточных кукол с резиновыми головами, которые возвышаются над грядкой сантиметров на 20. Поэтому и декорация дома для таких кукол должна быть высотой 25-30 см. Для небольшой сцены делать обычный дом выше нецелесообразно. Другой крайности, когда дом по сравнению с героем огромен, если это не замок великана рядом с Котом-в-Сапогах, тоже следует избегать. На сцене вы создаете миниатюрный сказочный мир, в котором все должно как можно лучше сочетаться.

Декорация дома обычно располагается на первом плане и выполняет роль правой или левой кулисы. То есть кукла должна иметь возможность полностью спрятаться за декорацией (войти в дом), а, значит, сама декорация должна быть шириной не менее 15 см и не просвечивать насквозь. В этом случае герой может выйти из-за нее неожиданно и будет увиден зрителями не раньше, чем это требуется по сюжету. Но такой узкий дом годится только в том случае, если в нем нет прорезного окна, через которое кукла по ходу действия должна выглядывать наружу. Такое окно должно быть достаточно большим, чтобы кукла могла без усилий, не шатая декорацию, просунуть голову в отверстие. Для обычных кукол с резиновыми головами оптимальный размер прорезного окна 10х10 см. Соответственно и ширина дома с прорезным окном увеличивается до 20-30 см, а если у дома есть еще сени или крылечко, то до 35-40 см.

Если вы изображаете несимметричный дом с крылечком или с сенями, то необходимо учесть, что изба-кулиса может быть правой или левой, смотря с какой стороны сцены она располагается. Поэтому, прежде чем изготавливать декорации, вам необходимо продумать само действие спектакля и определиться, с какой стороны удобнее расположить дом на сцене и где в соответствии с расположением дома на сцене должно находиться крылечко.

Старайтесь сделать контур декорации как можно более простым и плавным, чтобы потом было удобно вырезать ее из картона, и мелкие выступы не оторвались и не разлохматились.

А теперь возьмите обычный лист бумаги формата А3 или А2 и, соблюдая описанные выше правила, нарисуйте на нем дом для вашего спектакля.

Если вы рисуете дом купца или зажиточного крестьянина, то подчеркните достаток хозяина, изобразив дом новым, сложенным из добротных светлых бревен, покройте крышу нарядной черепицей и украсьте наличники резьбой или яркой росписью. Разумеется, в таком доме могут жить не только герои-люди, но и герои-животные, например, Кот и Петух из сказки «Кот, петух и лиса».

Если же вы рисуете лачугу бедняка, то, наоборот, изобразите дом темным, вросшим в землю, поросшим мхом, крытым старой соломой. Такая же избушка может стать подходящим жилищем для лесного Медведя или другого лесного зверя.

Если же так красиво изобразить дома, как у замечательной художницы из Астрахани Елены Давыдовой у вас не получилось, не расстраивайтесь. Вы можете прямо сейчас в хорошем разрешении скачать ее рисунки к себе на компьютер, а затем распечатать их на цветном струйном принтере. Поскольку на один лист А4 домик не помещается, то в файле он разделен на две части. Домики большие, поэтому, не забудьте установить в настройках принтера максимальную площадь печати.

Чтобы скачать файл с готовыми картинками, нажмите правой кнопкой мыши на нужную ссылку, выберите «Сохранить объект как...» или «Сохранить по ссылке как...» и сохраните файл на диске; чтобы открыть его, вам понадобится бесплатная программа Adobe Acrobat Reader .

После того как вы нарисовали или распечатали рисунок, нужно вырезать из обычной бумаги основание для декорации. Ведь у нее есть не только верхняя видимая зрителям часть, но и скрытая, находящаяся ниже уровня грядки. Из листа белой бумаги вырежьте полоску на 4-5 см длиннее низа рисунка и шириной 5 см. Полоска может быть не сплошной, а составной, ведь все равно ее потом клеить на картон. Основание декорации не будет видно зрителям, поэтому раскрашивать его не надо.

Теперь нужно приклеить все части декорации на картон. Для этих целей прекрасно подойдет гофрокартон от обычных упаковочных коробок толщиной 2-3 мм. Если вы используете более толстый гофрокартон, то потом вам будет тяжело вырезать из него готовую декорацию, да и крепить ее на ширме будет не так удобно. Наша декорация должна хорошо держать форму и не гнуться под собственным весом, поэтому использовать вместо гофрокартона ватман или тонкий мелованный картон нецелесообразно.

С помощью канцелярского ножа разрежьте коробку на отдельные листы без сгибов.

Смажьте обратную сторону рисунка (половинка верхней части декорации) клеем (для более надежного приклеивания лучше использовать не клеящие карандаши, а клей ПВА), а затем приклейте на лист картона так, чтобы между краем листа и низом рисунка оставалось минимум 5 см для приклеивания основания. Затем приклейте встык вторую половину дома. Старайтесь максимально точно совместить детали рисунка на обеих половинках декорации.

Теперь смажьте клеем приготовленную полоску бумаги, которая будет служить основанием декорации, и приклейте ее по нижней границе рисунка со сдвигом в нужную сторону. Если это левая кулиса, как в нашем случае, то ее основание должно иметь выступ справа, а если это правая кулиса, то выступ должен быть слева. Все, что выше основания будет видно зрителям, поэтому следите, чтобы там не было не закрашенных мест.

Чтобы картон при высыхании клея не повело и не покоробило, оставьте декорацию сушиться под прессом (положите сверху несколько толстых книг).

Когда клей высохнет, при помощи канцелярского ножа аккуратно вырежьте по контуру дом вместе с основанием. Ножницы лучше не использовать, иначе весь картон будет в некрасивых заломах. Но если канцелярского ножа под рукой нет, то старайтесь не вести ножницы по контуру, как при вырезании из тонкой гибкой бумаги, а освобождайте контур от лишнего картона, отрезая его небольшими кусочками. Особенно аккуратно вырезайте окошко.

Точно также мы превратим в заготовку для декорации и рисунок бедной лачуги.

Закреплять декорацию дома на ширме мы будем с помощью двух прищепок. Для этой цели подойдут любые пластмассовые или деревянные бельевые прищепки с плоскими без выступающих частей боками. Пластмассовые прищепки удобнее деревянных, поскольку шире раскрываются.

Одна прищепка будет держать декорацию за выступ основания, а для второй прищепки нам понадобится отверстие. Чтобы его прорезать, приложите прищепку к декорации так, чтобы металлическая скобка пружины была вровень с линией «грядки», и обведите карандашом ту часть прищепки, которая находится выше основания декорации.

С помощью канцелярского ножа аккуратно прорежьте в декорации прямоугольное отверстие и убедитесь, что прищепка легко в него вставляется и легко вынимается. При необходимости слегка расширьте отверстие.

Но объявлять наши домики готовым еще слишком рано. Если мы сейчас закрепим любой из них на ширме, то через окошко он будет просвечивать насквозь – второй план за домом и все движения кукол внутри дома будут видны зрителям. Это не очень красиво, поэтому мы придадим нашему дому ложный объем, закрепив с обратной стороны дома дополнительную шторку из легкой однотонной ткани темной расцветки. Шторка сделает декорацию дома непрозрачной, скроет от зрителей движения кукол внутри дома, а выглянуть в окошко кукла сможет, поднырнув под эту шторку. При этом за головой куклы окажется контрастный выгодно оттеняющий ее фон, на котором она будет хорошо смотреться. Ткань для шторки выбирайте не плотную. Во время спектакля сцена обычно ярко освещена со стороны зрительного зала, от этого со стороны актеров шторка станет полупрозрачной, что облегчит управление куклой, выглядывающей из окошка. Также не следует брать блестящую ткань, чтобы от яркого света она не бликовала.

Переверните декорацию дома, приложите ткань так, чтобы она закрывала окошко целиком и с помощью карандаша отметьте верхнюю сторону прямоугольника. Уберите ткань, нанесите на отмеченную линию полосу универсального клея «Момент», аккуратно приложите ткань и прижмите ее к картону.

Положите декорацию горизонтально, приклеенной тканью вверх в хорошо проветриваемом помещении и дайте клею высохнуть.

А теперь, чтобы прищепки, которыми мы будем закреплять домик, не портили нам вид сцены, мы их тоже оформим. О том, как это сделать, читайте в мастер-классе:

Если же вы не сами рисовали декорации, а воспользовались прекрасными рисунками Елены Давыдовой, то в скачанных вами файлах на четвертой странице есть уже готовые картинки для украшения прищепок.

Вырежьте изображения по контуру, переверните картинками вниз, а потом с помощью универсального клея приклейте на обратную сторону каждой картинки прищепку так, чтобы с лицевой стороны прищепка была не видна.

После того, как клей высохнет у вас получатся вот такие симпатичные комплекты декоративных прищепок:

Но и это еще не всё. Каждый дом, если их на сцене не два (слева и справа), нуждается в парной к нему кулисе, которая займет противоположную сторону сцены, уравновесит композицию и позволит куклам, подходящим к дому, не появляться «из-под земли» на глазах у зрителей. Если действие спектакля происходит во дворе, то в качестве парной кулисы логично использовать подходящий к дому забор, за которым могут располагаться плодовые деревья.

Если дом богатый, то и забор надо нарисовать ему под стать – крепкий и добротный.

А напротив бедной лачуги забор следует изобразить старым, хлипким и покосившимся.

Поскольку забор тоже является кулисой, то он должен быть непрозрачным и достаточного размера, чтобы кукла могла выйти из-за него (шириной 15-20 см и высотой 25-30 см.) Парные декорации заборов к домам из этого МК вы можете распечатать со страницы 3 соответствующих файлов.

Сами декорации изготавливаются точно так же, как декораций избушек, только выступ основания декорации должен располагаться с противоположной стороны от выступа декорации дома, ведь они будут находиться по разные стороны сцены.

© Художник. Елена Давыдова. 2013 г.

МУ ДО ДДТ г. Верхнеуральска Челябинской области пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.

Творческий проект «Кукольный театр своими руками»

Проект создан для привлечения большего количества обучающихся в творческую деятельность. В проект привлечены учащиеся 12 — 13 лет.

«Кукольный театр своими руками»

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Исходя из этого возникла идея создать проект «Кукольный театр своими руками» с группой учащихся 6 класса, посещающих занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству у руководителя изостудии «Мастерская чудес» Кудриной Ольги Петровны. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Тип проекта:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево — игровой, творческий.

По виду деятельности – дополнительное образование.

По продолжительности – короткосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта – февраль - март 2017 года

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.

Актуализация проекта.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в среднем звене. Оно не только помогает воспитывать личность, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель проекта:

Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные : формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.

— освоение первичных знаний о театральном искусстве;

— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

— развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из фоамерана и ткани.
  • Установление последовательности действий изготовления кукол.
  • Организация деятельности.

Основополагающий вопрос проекта:

— Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?

Проблемные вопросы проекта :

— Каково назначение кукольного театра?

— Какова моя роль для достижения общей цели?

Педагогические принципы:

  • дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;
  • уважение личности;
  • использование метода предметного обучения;
  • поощрение творчества.

Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.

Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение.

Форма занятий :

  • коллективная;
  • индивидуально – групповая.

Этапы работы над проектом.

1 этап — организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

2 этап — разработка проекта

Цель : составление планирования на период проекта.

3 этап — технологический

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап — заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы и воспитанниками детского сада «Березка».

Работа над проектом

  1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.

Задачи:

1) познакомить с историей кукольного театра;

2) пробуждать интерес к чтению;

3) воспитывать желание сделать своими руками кукол для кукольного театра;

3) сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

Постановка гипотезы.

Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес учащихся к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

  1. Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»
  2. Просмотр презентаций:« Виды кукол»; «Кукольный театр».
  3. Конкурс рисунков «Кукольный дом».
  4. Выбор сказки для показа в кукольном театре.
  5. Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты.
  6. Изготовление кукол для показа сказок «Репка» и «Колобок» в кукольном театре.
  7. Репетиции сказок «Репка» и «Колобок».
  8. Презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками».
  1. Разработка проекта.

Тематическое планирование

Время проведения

Время проведения
Тема Особенности выполнения творческого проекта. Кукольный театр. Куклы своими руками Ширма Выбор и работа над произведением пьесы. Музыкальное оформление спектакля. Премьера сказок «Репка », «Колобок»
Вид деятельности Беседа Конкурс рисунков «Кукольный дом». Презентация

Круглый стол

Творческий процесс Оформление сцены. Создание эскизов и декораций. Работа с произведением Подбор музыки. Представление «Презентации проекта»
Содержание деятельности Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. Выставка работ

Совместная оценка.

Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. Изготовление кукол из фоамерана, изготовление перчаток для кукол. Оформление ширмы подручными средствами, изготовление элементов оформления (деревья, цветы, солнышко) Распределение ролей. Выразительное чтение сказки « Репка», «Колобок» учителем.

Отработка чтения каждой роли. Индивидуальная работа с детьми-актерами.

Проигрывание сценки под музыку. Показ кукольного спектакля зрителям.
Руководитель Кудрина Ольга Петровна

Из истории возникновения . Верховые куклы : мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.

Низовые куклы : марионетка, прыгающая и др.

Настольные куклы : плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.)

III. Технологическая направленность проекта.

Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:

  1. Театральная игра.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи :

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • произносить скороговорки и стихи;
  • тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры – детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией;
  • познакомить с основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

От этюдов к рождению спектакля – работа над сказками «Репка», «Колобок»

Задачи:

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.
  1. Заключительная стадия.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

и умеют:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • приобретать и применять свои знания на практике;
  • планировать проектную деятельность;
  • работать в группе, защищать творческий проект.

Список методической литературы.

  1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
  3. Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.59
  4. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.57
  5. Рябова О.Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа» № 11, 2005 г., с.52
  6. 6. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с.75
  7. 7. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с.45
  8. 8. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.68.
  9. 9. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
  10. 10. Голованова М.В., В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: «Просвещение», 2005 г.
  11. 11. Толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин. Москва «Просвещение».
  12. 12. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

Приложение 1

Мастер-класс

Материалы и инструменты:

Для учащихся: ножницы, фоамеран, ткань, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, деревянные шпажки для нанесения эскиза (по одной на парту), салфетка.

Для учителя: образцы кукол для кукольного театра.

Ход урока:

— Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…

— Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль. Но театр наш будет не простой, а плоскостной, т.е. все сказочные герои будут плоские.

— Посмотрите, ребята, сколько сказочных героев сегодня у нас в гостях!

Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.

— Попробуйте определить по этим условным обозначениям, с какими предметами вам предстоит работать в мастерской?

— Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? (правила техники безопасности)

— Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…

  1. Циркулем ровно начертим мы круг

Или одну, или несколько дуг.

Циркуль иголкой уколет как ёж,

Если неправильно в руки возьмёшь.

  1. Клей на парту не пролей,

Аккуратней клеем клей!

  1. Ножницы от слова “нож”.

Помни, если их берёшь!

— А какие ещё материалы нам потребуются? (фоамеран и ткань)

И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту. Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –

каждой секундой в труде дорожи”.

А сейчас я буду показывать, как делать этих сказочных героев. Будьте внимательны.

— Сначала мы рассмотрим инструкционную карту.

— Давайте теперь вместе повторим:

С чего мы начинали выполнять работу?

Как делается голова?

Как мы работаем с клеевым пистолетом?

— У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене. (Дети выполняют работу, учитель помогает).

— Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.

— Ребята, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.

— Кто такой режиссёр?

— Кто такие актёры?

— Итак, представление начинается.

— Актёры на сцену! (показ спектакля).

Показ участниками проекта сказки «Рерка»

Приложение 2

Пригласительный биле т

на кукольный спектакль «Репка» и «Колобок»

Дата:__________ Время______________

Ряд____________ Место______________

Игра актёров и актрис,

Неутомимый запах сцены,

Неповторимый шум кулис

Меняют жизни нашей цену.

Душа уносится в полёт,

И где конец игры – неясно.

Всегда театр в нас живёт,

И это всё-таки прекрасно!

Приложение 3

«Как все это было…»

Изготовление кукол

Шьем рукавички:

Сборка кукол:

Репетиции:

«Дебют» Выступление перед учащимися 2 класса

Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности 07.03.17.

Приложение 4

Сценарии сказок

Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка — чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было —
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!

Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.

Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:
Раз — вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!

Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:
Мышка эта — очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!

Артисты кланяются.

Сценарий сказки «Колобок»

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

(Бабка перестает вязать, заходит в дом)

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

(Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка)

Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке.

(Вместо игрушки на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!

(Ссправа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
я от Волка ушел,
от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!

Рассказчик: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет… Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

error: Content is protected !!