Значение слова читатель в толковом словаре ефремовой. Значение слова читатель Смотреть что такое "читатель" в других словарях

ЧИТАТЕЛЬ, -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями. 2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей. I) ж. читательница, -ы. || прил. читательский, -ая, -ое. Читательская аудитория. Ч. билет.


Смотреть значение ЧИТАТЕЛЬ в других словарях

Читатель — читателя, м. тот, Кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы........
Толковый словарь Ушакова

Читатель М. — 1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2. Посетитель общественной библиотеки, читальни.
Толковый словарь Ефремовой

Читатель — -я; м.
1. Тот, кто читает, кто занят чтением каких-л. произведений, к кому обращены произведения письменности. Конференция читателей. Роман был принят читателями с одобрением.........
Толковый словарь Кузнецова

Имплицитный Читатель — Франц. LECTEUR IMPLICITE, англ. IMPLIED READER, нем. IMPLIZITER LESER. Повествовательная инстанция (повествовательные инстанции), парная имплицитному автору и, по нарратологическим представлениям,........
Философский словарь

Читатель — - адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования - в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (Текст, ........
Социологический словарь

Сопротивляющийся Читатель — Англ. RESISTING READER. Термин американской феминистски Джудит Феттерли, заявленный ей в исследовании «: Феминистский подход к американской литературе» (Fetterly:1978); связан с ее........
Философский словарь

Словарь Ушакова

Читатель

чита тель , читателя, муж. тот, кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы насмешливый читатель... не повторял потом безбожно, что намарал я свой портрет.» Пушкин . Писатель должен хорошо представлять себе будущих читателей его книги. Его книга не нашла читателей. Литература для юных читателей.

| чей. Кто обычно читает какого-нибудь автора, хорошо знает данного автора, любит его. Подарок читателям Маяковского (новое издание его сочинений). Встреча писателя со своими читателями.

| Посетитель общественной библиотеки, читальни. Зал вмещает двести читателей. Требования читателей удовлетворяются в тот же день.

Тезаурус русской деловой лексики

Читатель

Syn: рецензент

Словарь Ожегова

ЧИТА ТЕЛЬ, я, м.

1. Человек, к-рый занят чтением какихн. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями.

2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей.

| ж. читательница, ы.

| прил. читательский, ая, ое. Читательская аудитория. Ч. билет.

Словарь Ефремовой

Читатель

  1. м.
    1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение.
    2. Посетитель общественной библиотеки, читальни.

Как вы понимаете слова М. М. Жванецкого «И только книга деликатна»? Что значит слово «деликатна»? Почему, как вы думаете, Жванецкий так говорит?

Книга лишена всякой наглости, и чтение - дело абсолютно добровольное. Рассмотрим неотъемлемые права читателя, которые выделяет Даниэль Пеннак в своем труде «Как роман».

Право не дочитывать до конца

Выразите свое отношение с данным правам. Как вы их понимаете? Какие из них вызывают у вас отклик?

Подробнее рассмотрим, что стоит за каждым из этих прав.

Мысль, что чтение «воспитывает в человеке человечность», в общем и целом справедлива, несмотря на некоторые досадные исключения. Но остережемся выводить из этой теоремы следствие, согласно которому всякого, кто не читает, надо считать безнадежным. Иначе мы возведем чтение в ранг нравственного долга, и сделаем первый шаг к тому, чтобы судить, к примеру, и о «нравственности» самих книг, попирая еще одну неотъемлемую свободу: свободу творчества. Иными словами, свобода творчества не может уживаться с обязанностью читать.

Право не дочитывать

Книга валится у нас из рук? Пусть валится.

Право перечитывать

Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитывать, ничего не пропуская, перечитывать под другим углом зрения, перечитывать, проверяя свои впечатления… Да, все это мы считаем своим правом.

Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие, порадоваться встрече со знакомым, проверить, сохранилась ли прежняя близость.

Хорошее и плохое — на каком-то этапе мы читаем и то, и другое. Мы ищем в книге писателя, ищем творческий почерк; товарищей по играм нам уже мало, мы ищем спутников жизни. Просто анекдота нам уже недостаточно. Пришло время, когда мы требуем от романа чего-то большего, чем мгновенное и безотлагательное удовлетворение жажды острых ощущений.

Задание: выписать тезисы, раскрывающие каждое из прав читателя.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Какой вывод можно сделать из всего, что мы обсудили?

Что нам поможет стать настоящими читателями, имеющими неотъемлемые права? Уроки литературы в школе.

Спасибо за урок, до встречи.

Ольга Поварова

«12 месяцев для чтения» – так называется блог, который ведет, заместитель директора по работе с читателями череповецкого «Объединения библиотек». Из разговора с ней мы узнаем, чем интересен такой способ продвижения чтения.

Лариса, расскажите о блоге вашей библиотеки.

Всё началось с создания клуба для читающих череповчан «Литературный абонемент» в сентябре 2011 года. После нескольких попыток собрать горожан в библиотеке мы поняли, что мало кто хочет лично общаться по поводу прочитанного. Как раз в этот период очень популярным стало блогерское движение, и мы решили совместить клуб и блог. Никто из коллег блога никогда не вел, поэтому пришлось обратиться к опыту других библиотек. К тому времени уже несколько лет существовали блоги «Библиомания», «Мышь библиотечная», «Библиосейшн». В «Библиомании», блоге методиста Ирины Огневой из Арзамаса, нашлась пошаговая инструкция по созданию библиотечного блога, которой мы и воспользовались. Технически всё оказалось не так сложно: платформа blogger удобна и проста в использовании. А вот с идеей и наполнением блога пришлось повозиться. Повторяться не хотелось – хотелось сделать что-то особенное, чего еще ни у кого не было. Так и родился наш блог «12 месяцев для чтения» .

Наш блог адресован в первую очередь читателям: мы размещаем здесь рецензии и предлагаем книги для чтения. Естественно, всё, о чем мы пишем, нами прочитано. Каждый из библиотекарей – авторов блога имеет свои читательские пристрастия: кто-то увлекается фантастикой, кто-то – историческими произведениями, кто-то интересуется психологией и штудирует экономическую литературу. Поэтому спектр рецензий достаточно большой, хотя и не всеобъемлющий, но мы сознательно ориентируемся на наши личные предпочтения. Невозможно написать о книге хорошо, если тебе вменили в обязанность о ней написать. Пробовали – не получается. Наша основная цель – увлечь книгой читателя, сделать так, чтобы ему захотелось прийти в библиотеку, снять эту книгу с полки, полистать, взять домой и прочитать. Это вообще глобальная цель библиотеки – приучать людей к чтению, давать им понять, что чтение – это не работа, это удовольствие. И, как мне кажется, нам удалось добиться успеха. Посудите сами: просмотров блога за 2 года более 150 000, и в библиотеке стали спрашивать книги, о которых мы пишем. Мы устраиваем на абонементе выставки книг под названием «Блог “12 месяцев для чтения” рекомендует» – книги разлетаются, как горячие пирожки, только успеваем искать на полках дополнительные экземпляры. Еще очень приятно, что нас оценили коллеги. В 2012 году мы заняли первое место во Всероссийском конкурсе библиотечных блогов в номинации «Блог-дебют года». И все члены жюри отметили, что «12 месяцев для чтения» – единственный по-настоящему библиотечный блог: ведь мы пишем о книгах, а не о нашей работе. Диплом и кубок теперь стоят на виду и вдохновляют работников библиотеки.

Череповецкая библиотека подключена к ресурсам «ЛитРес» и «БиблиоРоссика». Почему, с вашей точки зрения, это необходимо современной библиотеке?

Современной библиотеке нельзя без электронных ресурсов. Мы почти год тестировали разные базы и выбрали две, на наш взгляд, наиболее подходящие для наших пользователей. Это очень полезные и очень разные ресурсы: «ЛитРес» – электронная библиотека художественной и научно-популярной литературы, «БиблиоРоссика» – база отраслевой и учебной литературы, которой пользуются в основном студенты, преподаватели, аспиранты. Ресурсы предоставляют для скачивания аудиокниги и электронные версии разных форматов. Здесь представлены и русская литература, и зарубежная, и классика, и новинки. В «БиблиоРоссике» электронная версия книги сделана так, что совпадает с печатной по страницам. Это очень удобно для цитирования при написании исследовательских работ.

Конечно, ничто не заменит бумажную книгу. Но у электронных ресурсов есть свои преимущества. Я, например, уже несколько раз сталкивалась с тем, что школьники охотнее читают книги в электронном формате – вероятно потому, что так объем издания не кажется им столь ужасающим. Кроме того, электронную книгу проще брать с собой и читать, например, в транспорте.

Современный читатель – какой он, на ваш взгляд?

Читатель сегодня самый разный. Кто-то интересуется легким чтением ради развлечения. Кто-то читает исключительно лауреатов литературных премий, иногда даже только потому, что это «модно». Многие спрашивают исторические издания. Нарисовать некий «собирательный образ» нашего читателя довольно трудно. У нас читают люди разных возрастов: от будущих мамочек, которые решают приобщить к литературе еще не родившегося малыша, до пенсионеров, которые любят коротать вечер за книгой. Людей среднего возраста среди наших читателей, к сожалению, меньше. Но это если говорить о тех, кто приходит в библиотеку лично. А вот читателями электронных книг как раз и становятся студенческая молодежь и работающие череповчане, поскольку такой способ выбора книг не требует прихода в библиотеку. Достаточно просто зайти в свой кабинет на электронном ресурсе и заказать нужное издание.

Читатель это участник литературного процесса, диалога, который ведет с ним писатель в своих произведениях. В зависимости от предмета изучения (генезис, структура, функционирование произведения) содержание понятия читатель видоизменяется; основных значений - три.Адресат (воображаемый, имплицитный читатель) - авторское представление о читателе, влияющее на содержание и стиль создаваемого произведения. Сам акт письма предполагает акт чтения, даже если пишущий скрывает от других свои записи (дневники, черновики), считая целью своего творчества только самовыражение. Для художественного творчества установка на автокоммуникацию или обращение к какому-то одному лицу (как в частной переписке) не характерна. Л.Н.Толстой любил называть свои сочинения «совокупными письмами» (Полное собрание сочинений: В 90 томах, 1954. Том 71). Понятие воображаемого читателя введено в литературоведческий обиход как противопоставление реальному читателю. В 1922 А.И.Белецкий выделил в особую читательскую группу «воображаемых» собеседников читателя. В 1926 В.Н.Волошинов (М.М.Бахтин), рассматривая любое «высказывание» как социальное общение, также различает того «слушателя», по отношению к которому «ориентируется произведение», и «действительную публику, которая фактически оказалась читательской массой данного писателя» (Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии Звезда. 1926. No 6). Это разграничение принято и в современных работах (Х.Р.Яусс, М.Науман, В.Изер, В.В.Прозоров). Понятие адресата, подчеркивающее диалогическое начало в творчестве, позволяет рассматривать текст как воплощение определенной авторской программы воздействия, которое следует отличать от восприятия, где активной стороной выступает реальный читатель ;

В произведении. Введение литературных мотивов в творчество часто приводит к созданию образа читателя, в т.ч. идеологически и эстетически чуждого автору. В истории европейской литературы последовательно стал вводить беседы с читателем в романное повествование Г.Филдинг («История Тома Джонса, найденыша», 1749); они - важный компонент художественной структуры многих произведений разных жанров: роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) Л.Стерна, поэма «Дон Жуан» (1818-23) Дж.Байрона, «Евгений Онегин» (1823-31) А.С.Пушкина, «Мертвые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Что делать?» (1863) Н.Г.Чернышевского, «За далью-даль» (1953-60) А.Т.Твардовского, эссе «На воде» (1888) Г.Мопассана, роман У.Эко «Имя Розы» (1983). У поэтов часто вычленяются циклы стихов о поэзии, где образно представлены и читатель друг и читатель недруг . Эта тема остро переживается в ситуациях конфликта автора и его реального читателя; так, у романтиков устойчива оппозиция: поэт- толпа; иногда автор провидит своего идеального читателя лишь в потомке (стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», 1913, М.И.Цветаевой). Другой вариант образа читателя - персонаж, участвующий в сюжете и характеризующийся также через круг чтения, литературные вкусы (Макар Девушкин в «Бедных людях», 1846, Ф.М.Достоевского, главный герой романа Г.Гессе «Степной волк», 1927). Изображение персонажей как читателей отражает эстетические, литературно-критические взгляды писателя: прямо (если герой передает мысли автора, как Райский в романе И.А.Гончарова «Обрыв», 1869) или косвенно (литературные восторги комических персонажей - Крутицкого в пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1868). Существует пограничный - художественный и литературно-критический одновременно - жанр, участники которого представлены в основном как читатели, зрители спектакля: «Критика «Школы жен» (1663) Ж.Б.Мольера, «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836) Гоголя, «Литературный вечер» (1880) Гончарова, «Первая пьеса Фанни» (1911) Б.Шоу;

Реальный читатель (публика, реципиент) изучается комплексно: не только литературоведением, но и смежными науками (социология, психология, педагогика и др.). В центре интересов литературоведа - преломление в восприятии реального читателя свойств произведения, реализация его «потенциала восприятия» (Науман). Функционирование произведения складывается из откликов на него читателей, критиков и писателей.

error: Content is protected !!