Каким предстает старый гений в рассказе. Урок литературы. "Н.С. Лесков. Рассказ "Старый гений". Отражает драму души простого талантливого человека

На вопрос Анализ рассказа Николая Семеновича Лескова "Старый Гений" заданный автором шеврон лучший ответ это Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа « Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте» , «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.
Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел») , но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому что даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова “Старый гений” построена на рассказах ее самой

Наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова “Старый гений” – беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является

Мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа “старого гения”.

Темы рассказа Н. Лескова “Старый гений” – тема бюрократии, тема “маленького человека”, тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова “Старый гений”:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: “Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?” – недоумевает она.

Образ “старого гения”: это “темная личность”. О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.

Обидчика старушки он “прижал к стене” публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над “таинственным планом гения мысли” Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция “заодно” вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ “сербского сражателя”, хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он “исполнитель плана” спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет “честно и благородно”.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


(Пока оценок нет)



Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений”

Related posts:

  1. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим...
  3. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  4. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  5. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  6. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  7. “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит...
  8. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И....

Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова «Старый гений»:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?» — недоумевает она.

Образ «старого гения»: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и .

Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.

Сочинение на тему | Октябрь 2015

Н. С. Лесков «Старый гений».

Работа с текстом.

- Когда происходит действие рассказа ? (во 2-й половине 19 в.)

Глава 1-я. - Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

- Как вы понимаете значение слова “вопиющее ”? вызывающий недоумение, негодование, ,

- В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

- Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают.

- Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

- Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Глава 2.

- Почему хлопоты старушки были безуспешны?

- Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)

- О чём это говорит?

- Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).

- Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

- Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

Глава 3 - Как вы поняли выражение “ надо смазать ” - с. 19?

- Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?

- Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

- Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

- Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

- Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

- Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Глава 4. - Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

- Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

- Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

- Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» - с. 22).

- Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

- Как стилистически окрашены эти слова?

- Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

Глава 5.

- Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

- Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

- Как он добился вручения бумажки должнику?

- Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?

- Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

- Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

- Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, - это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным - Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

- Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

- Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

- Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

- Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

- Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.

Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: « Вор должен сидеть в тюрьме

по своей сердечной доброте и простоте

Зверь травленый

На этом уроке мы узнаем больше о творчестве Н.С Лескова и познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Проанализируем рассказ «Старый гений». Вновь столкнемся с использованием в литературе образа «маленького человека»

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле. В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841-1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России. В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г. Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., - Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе. В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом. Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать».

«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«-Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«-Ну, так тогда употребите меры.
- Да вот тут-то, - отвечают, - и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.
- Какая же разница?
А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь. Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель. Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

«- Спрашивала - кто он такой и какой на нём чин? "Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.- Ну вот видите, - это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
- Да, тёмная... "Чин из четырнадцати овчин" - это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что "насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение"».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«- Почему же, батюшка, непременно триста?

А так - уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

Ничего, сударь, не понимаю.

Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет - пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Парадокс - (от греч. paradoxos - странный ), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса - заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», - чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Прификс (франц. prix fixe) - твердая цена.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах: тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. - Вологда, 1969. - С. 84-86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. - М., 1996. - 15 с.
  1. Foxdesign.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Sdamna5.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?
    2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».
    3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?
    4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?
    5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?
    6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был
    решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от
    мала до велика?
    7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
    чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.
error: Content is protected !!