Колорит картин известных художников: секреты техники масляной живописи. Колорит картин известных художников: секреты техники масляной живописи Техника написания картин

Как хорошо быть художником! Ведь он может запечатлеть красоту окружающего нас мира в пастельных рисунках, а живопись маслом - это вообще какое-то чудо! Иногда смотришь на картину - и хочется перешагнуть за границу багета и раствориться в прекрасном мире, написанном на холсте талантливой кистью художника. Вы тоже хотите войти в число избранных счастливцев, которые могут свободно владеть кистью и красками? Если вас не пугают трудности, а решимость и любовь к рисованию переполняют сердце и душу, тогда - вперед! Мы уверены, что с вашей решительностью вы очень скоро станете настоящим мастером.

Живопись маслом - с чего начать

Начинать всегда трудно. Рисование на холсте масляными красками - дело, требующее многих знаний, умений и навыков. Конечно, лучше всего начинать приобщаться к искусству как можно раньше. К сожалению, далеко не всех родители водили в детстве в художественную школу.

Но в наше время существуют изостудии для людей любых возрастов, где каждый желающий может изучать живопись маслом. Мастер-класс в таких школах обычно ведут опытные педагоги-художники, которые прекрасно разбираются в предмете и могут в полной мере раскрыть все секреты мастерства. Если же по каким-либо причинам, вы не можете или не хотите посещать подобное заведение, то и это не беда. В конце концов, упорный и целеустремленный человек может и самостоятельно научиться писать масляные картины. А для начала нужно будет отправиться в магазин и купить там все необходимое для живописи.

Какие материалы понадобятся для работы

Живопись маслом - дело, требующее не только таланта и умения, но еще и значительных финансовых затрат, ведь для того чтобы писать картины, потребуется уйма всего. Вот перечень того, что вам понадобится для работы:

1. Специальные масляные краски в тюбиках.

2. Кисти разных размеров из натуральной щетины (плоские) и (круглая) для заключительной отделки вашего живописного произведения.

3. Этюдник.

4. Растворитель для масляных красок.

5. Уголь для нанесения предварительного рисунка на холст или простой мягкий карандаш.

6. Подрамник. Его можно заказать в багетной мастерской или купить готовый в магазине.

7. Грунтованный холст.

Ну вот, теперь вы практически во всеоружии и можете приступать к творческому процессу. Но сначала выслушайте наш небольшой рассказ о свойствах масляных красок.

О масляных красках подробнее

Красивая живопись маслом захватывает дух. Но приходилось ли вам задумываться над тем, сколько времени проводит мастер за мольбертом? Многое зависит и от качества красок, которые использует художник. Сейчас нам трудно это представить, но когда-то живописцы и понятия не имели о масляных красках. Они были изобретены только в XV веке фламандцами, и секрет их изготовления долгое время держался в строжайшей тайне. Представляете, как нам повезло?! В наше-то время такие краски можно купить совершенно свободно, причем самого превосходного качества!

Вам нужно знать, что больше всего при работе расходуется белый цвет. Поэтому если вы покупаете краски в наборе, то прикупите к ним еще несколько тюбиков свинцовых или Также вы можете не пользоваться готовыми магазинными комплектами, а собрать свою собственную палитру. Только не нужно стараться сразу же покупать как можно больше цветов. Берите только основные: белила, черную краску (лучше всего приобрести жженую кость), охру (желтую и красную), кадмий красный, или киноварь, краплак, желтый кадмий, хром зеленый, ультрамарин и синий кобальт, марс коричневый. Такого набора на первых порах будет вполне достаточно.

Живопись маслом для начинающих. Этапы работы

Слона, как известно, лучше всего есть по частям, поэтому давайте выясним, из каких этапов будет состоять работа над масляной картиной.

1. Сначала необходимо определиться с натурой, т.е. решить, что именно вы будете писать: натюрморт, пейзаж, а может, замахнетесь даже на портрет?

2. Допустим, вы выбрали натюрморт. Как известно, он состоит из нескольких разных предметов, которые обязательно нужно тщательно прорисовать, кроме того, необходимо как следует продумать освещение. Игра света и тени - очень важный момент, о котором ни в коем случае не стоит забывать.

3. Если грунтованный холст и подрамник существуют у вас пока что по отдельности, то это нужно исправить и натянуть полотно при помощи степлера для мебели.

5. Теперь наступила пора сделать первоначальный подмалевок. Здесь ваша задача сводится к тому, чтобы разобраться с основными цветами, тенями и светом на вашей картине. После этого этапа ваша живопись маслом должна немного подсохнуть. Вы сможете вернуться к работе над ней на следующий день.

6. После того как набросок высох, можно приступать к дальнейшему творчеству. Наступило время уточнения контуров и проработки деталей.

7. На заключительном этапе широкие кисти надо отложить в сторону и взять в руки круглую тонкую колонковую кисточку. Ею на картину наносятся самые мелкие завершающие штрихи.

8. Ну вот, работа готова. После полной просушки картины вы можете покрыть ее специальным лаком.

С чего лучше начинать: с портрета, пейзажа или натюрморта?

Если вы никогда ранее не практиковали живопись маслом на холсте, то не стоит начинать это делать с портрета, ведь это самое сложное. Да и пейзаж неопытному художнику трудно дается, особенно если вы хотите писать его с натуры. Сложность во многом возникает потому, что освещение на природе постоянно меняется, деревья шевелятся от ветра, да и разных отвлекающих моментов слишком много: жужжащие комары и мухи, надоедливые прохожие и т. д.

Другое дело - натюрморт (мертвая натура): составил его из разных предметов, и он будет стоять как миленький столько, сколько вам понадобится. Только не нужно сразу же пытаться подражать "Малым голландцам" и браться за сложную композицию, состоящую из множества предметов и цветов. Для начала лучше довольствоваться скромным натюрмортом из двух-трех вещей.

Как пользоваться палитрой

Вы, наверное, видели в разных фильмах, как маститые живописцы красиво держат одной рукой палитру, а другой свободно рисуют на холсте. Вы тоже можете так делать, для этого в палитре есть специальное отверстие: вставляете туда большой палец, а остальными поддерживаете ее снизу - очень удобно, попробуйте!

Краски выдавливаются на верхний левый край досточки, а середина ее должна оставаться свободной - на ней вы будете смешивать цвета. Очень важно: после сеанса живописи не забудьте соскоблить неиспользованную краску, иначе она присохнет к палитре и будет мешать последующей работе.

Техника масляной живописи

Обучение живописи маслом может тормозиться из-за того, что начинающий художник может плохо понимать технику такого рисунка. Масляные краски обладают большой плотностью, и без опыта бывает трудно добиться незаметных тоновых переходов. Взгляните на репродукции старинных картин - вы не увидите на них и следа мазков. Если вас привлекает именно такая манера, то нужно будет перво-наперво освоить так называемую лессировочную технику. При этом краски разводятся растворителем достаточно жидко, но на поверхность холста наносятся практически Это трудно объяснить словами, лучше всего посмотреть, как это делают настоящие художники.

Еще один прием, который позволяет добиваться красивых эффектов в живописи, - растушевка краски кистью на холсте. При этом один цвет как бы вплавляется в другой. Ну и, конечно, совсем не обязательно стараться писать без мазков. Быть может, вы хотите взять за образец подражание

Последнее напутствие начинающему художнику

Ну вот и закончился наш небольшой рассказ про живопись маслом. Мастер-класс получился хоть и небольшим, но весьма содержательным. Теперь только от вас будет зависеть, как скоро вы сможете порадовать своих близких прекрасными произведениями. Начинайте поскорее творить и ничего не бойтесь. Мы желаем вам творческих успехов!

Великий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее искусство поистине воспринимаешь всесторонне. Мы и видим, и созерцаем, и слышим, и в душе храним понравившиеся нам произведения искусства. А мировые шедевры остаются в нашей памяти на долгие годы.

Жанры и виды живописи

Рисуя картину, мастер выполняет ее в определенном состоянии, особом характере. Произведение не получится полноценным, достойным любви и внимания, если на нем будут изображены лишь форма и цвет. Художник обязан наделить предметы душой, людей - харизмой, искрой, может быть, тайной, природу - своеобразными чувствами, а события - настоящими переживаниями. И в этом творцу помогают жанры и виды живописи. Они позволяют правильно передать настроение эпохи, события, факта, лучше уловить главную мысль, образ, пейзаж.

Среди основных можно назвать такие, как:

  • Исторический - изображение фактов, моментов истории разных стран и эпох.
  • Батальный - передает сцены сражений.
  • Бытовой - сюжеты повседневной жизни.
  • Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный, фантастический, лирический, сельский, городской, космический пейзажи.
  • Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.
  • Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко художники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих возлюбленных.
  • Анималистический - картины о животных.

Отдельно можно выделить еще сюжетно-тематический жанр и отнести сюда произведения, предметом которых являются мифы, сказания, былины, а также картины бытового содержания.

Виды живописи также подразумевают под собой отдельные Они помогают художнику достичь совершенства при создании полотна, подсказывают ему, в каком направлении двигаться и работать. Существуют следующие варианты:

- Панорама - изображение местности в широкомасштабном формате, общий вид.

- Диорама - изогнутое полукругом изображение сражений, зрелищных событий.

- Миниатюра - рукописи, портреты.

- Монументально-декоративная живопись - роспись на стенах, панно, плафонах и т. д.

- Иконопись - картины на религиозную тематику.

- Декорационная живопись - создание художественных декораций в кино и театре.

- Станковая живопись - другими словами, картины.

- Декоративная роспись повседневных предметов жизни.

Как правило, каждый мастер изобразительного искусства выбирает для себя один какой-то жанр и вид живописи, который наиболее близок ему по духу, и преимущественно работает только в нем. Например, Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Гайвазян) трудился в стиле морского пейзажа. Таких художников еще называют маринистами (от "марина", что в переводе с латинского означает "морская").

Техники

Живопись - это некая манера исполнения сюжета, его ощущение сквозь мир красок и мазков. И конечно, такое воспроизведение невозможно осуществить без использования определенных техник, шаблонов и правил. Само понятие "техника" в изобразительном искусстве можно определить как свод приемов, норм и практических знаний, с помощью которых автор наиболее точно, близко к реальности передает идею и сюжет картины.

От того, какой род материалов, тип полотна будет взят для создания произведения, зависит и выбор техники написания картины. Иногда художник может индивидуально подойти к своей работе, воспользоваться смешением разных стилей и направлений. Такой авторский подход позволяет создавать поистине уникальные произведения искусства - мировые шедевры.

В техническом отношении выделяют несколько вариантов живописи. Рассмотрим их детальнее.

Живопись древних времен

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. В это время картины не отличаются живостью сюжетов, буйством красок, но своеобразная эмоция в них была. И сюжеты тех лет отчетливо информируют нас о существовании жизни в далеком прошлом. Линии предельно просты, тематика предсказуема, направления однозначны.

В античные времена содержание рисунков становится более разнообразным, чаще изображают животных, разные вещи, делают целые жизнеописания на всю стену, особенно если картинки создаются для фараонов, в которую тогда очень верили. Примерно еще через две тысячи лет начинают приобретать краски.

Древняя живопись, в частности, древнерусская, хорошо передана и сохранена в старых иконах. Они являются святыней и лучшим примером, передающим красоту искусства от Бога. Цвет у них уникален, а назначение - совершенно. Такая живопись передает нереальность бытия, образов и поселяет в человеке мысль о божественном начале, о существовании идеального искусства, на которое надо равняться.

Развитие живописи не проходило бесследно. За долгое время человечеству удалось накопить настоящие реликвии и духовное наследие многих столетий.

Акварель

Акварельная живопись отличается яркостью красок, чистотой цвета и прозрачностью нанесения на бумагу. Да, именно на бумажной поверхности лучше всего работать в этой технике изобразительного искусства. Рисунок быстро высыхает и в результате приобретает более светлую и матовую текстуру.

Акварель не позволяет достигнуть интересных отливов при использовании темных, однотонных оттенков, но прекрасно моделирует цвет, если слои накладывать один на другой. В этом случае получается найти совершенно новые, необычные варианты, которые трудно получить другими художественными приемами.

Трудности работы с акварелью

Сложность работы в такой технике, как акварельная живопись, состоит в том, что она не прощает ошибок, не допускает импровизации с кардинальными изменениями. Если вам не понравился нанесенный тон или вы получили совершенно не тот цвет, который хотели, то исправить это вряд ли удастся. Любые попытки (вымывание водой, выскабливание, смешение с другими цветами) могут привести как к получению более интересного оттенка, так и к полному загрязнению картины.

Изменение месторасположения фигуры, предмета, всяческое улучшение композиции в этой технике по сути невозможно сделать. Но благодаря быстрому высыханию красок на живопись идеально подходит для нанесения эскизов. А в плане изображения растений, портретов, городских пейзажей может соперничать с работами, выполненными маслом.

Масло

Каждая из технических разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как манеры исполнения, так и художественной передачи образа. Масляная живопись - это одна из самых любимых техник многих художников. Работать в ней сложно, поскольку она требует определенного уровня знаний и опыта: начиная от подготовки необходимых предметов, материалов до заключительного этапа - покрытия получившейся картины защитным слоем лака.

Весь процесс письма маслом достаточно трудоемкий. Независимо от того, какую вы основу выбрали: полотно, картон или оргалит (древесноволокнистая плита), сначала ее необходимо покрыть грунтом. Он позволит хорошо ложиться и держаться краске, не выделяться из нее маслу. Также придаст фону нужную фактуру и цвет. Видов и рецептов различных грунтов очень много. И каждый художник предпочитает свой, определенный, к которому привык и который считает оптимальным вариантом.

Как уже говорилось выше, работа проходит в несколько этапов, и завершающим является покрытие картины лаковыми веществами. Это делается для того, чтобы уберечь полотно от влаги, появления трещин (сеточки) и других механических повреждений. Масляная живопись не терпит работы на бумаге, но благодаря целой технологии нанесения красок позволяет сохранить художественные произведения в целости и сохранности на века.

Изобразительное искусство Китая

Особое внимание хочется уделить эпохе китайской живописи, поскольку она имеет особую страничку в истории Восточное направление живописи развивалось на протяжении более чем шести тысяч лет. Его становление было тесно связано с другими ремеслами, социальными изменениями и условиями, происходящими в жизни людей. Например, после введения буддизма в Китае большое значение приобрели религиозные фрески. Во времена (960-1127 гг.) популярными становятся картины исторического характера, рассказывающие в том числе и о повседневной жизни. Пейзажная живопись зарекомендовала себя как самостоятельное направление уже в IV веке н. э. Изображения природы создавались в сине-зеленых красках и китайскими чернилами. А в девятом веке художники все чаще стали писать картины, на которых изображали цветы, птиц, фрукты, насекомых, рыб, воплощая в них свои идеалы и характер эпохи.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись отличается особым стилем, а также используемыми материалами для рисования, что, в свою очередь, оказывает влияние на методы и формы восточного искусства. Во-первых, китайские живописцы используют для создания картин специальную кисть. Она похожа на акварельную и имеет особо острый кончик. Такой инструмент позволяет создавать утонченные работы, а, как известно, стиль каллиграфии до сих пор широко применяется в Китае. Во-вторых, в качестве красок везде используются чернила - китайская тушь (бывает, что вкупе с другими цветами, но и как самостоятельная краска тоже применяется). Это происходит уже в течение двух тысяч лет. Также стоит отметить, что до появления бумаги рисовали в Китае на шелке. Сегодня современные мастера художественного дела выполняют свои работы как на бумажной основе, так и на шелковой поверхности.

Это далеко не все технические возможности живописи. Кроме вышеупомянутых, существует еще множество других (гуашь, пастель, темпера, фреска, акрил, воск, живопись на стекле, фарфоре и т. д.), в том числе есть авторские варианты художественного искусства.

Эпохи живописи

Как и любой вид искусства, живопись имеет свою историю становления. И прежде всего, она характеризуется разными этапами развития, многогранными стилями, интересными направлениями. Не последнюю роль здесь играют эпохи живописи. Каждая из них затрагивает не просто кусочек жизни народа и не только время каких-то исторических событий, а целую жизнь! Среди наиболее известных периодов в искусстве живописи можно выделить: эпохи Возрождения и Просвещения, творчество художников-импрессионистов, модерн, сюрреализм и многие-многие другие. Говоря иначе, живопись - это наглядная иллюстрация определенной эпохи, картина жизни, миросозерцание глазами художника.

Понятие "живопись" дословно означает "писать жизнь", изображать реальность живо, виртуозно, убедительно. Передавать на своем полотне не только каждую деталь, любую мелочь, мгновение, но и настроение, эмоции, колорит того или иного времени, стиль и жанр всего произведения художественного искусства.

Вам понадобится

  • Масляные краски, грунт, клей, закрепитель, палитра, кисти (желательно плоские и из натуральных материалов), мастихин, мольберт, простой карандаш, ластик, калька, копирка и другие полезные мелочи, приобретаемые художниками для удобства работы.

Инструкция

Купите холст. Обычно они бывают льняные или хлопковые. Хлопковый холст дешевле и проще в обращении. Льняной бывает мелкозернистый, подходящий для прописывания мелких деталей, и крупнозернистый, на котором хорошо отражать фактуру (например, камни, море). Вместо традиционного для работы с используют также мешковину, фанеру, оргалит, металл. Можно использовать и бумагу, но не будет отличаться прочностью.
Более дешевый холст – тот, что натянут на картон. Он тонкий и удобный в транспортировке, размером не более 0,5х0,7м. Холст на подрамнике более дорогой и тяжелый, но большего размера – до 1,2х1,5м.

Вместе с холстом приобретите все необходимые принадлежности: масляные краски, грунт, клей, закрепитель, палитру, кисти, мастихин, мольберт. Если вы будете делать набросок на бумаге, а затем переводить его на холст, вам понадобятся прозрачная бумага (можно взять кальку) и . В процессе работы может пригодиться что-то ещё, поэтому посоветуйтесь с продавцом.

Проклейте и покройте грунтом холст, а затем дайте ему высохнуть. Это операция делается для того, чтобы краска не разрушала его и хорошо легла на холст.

Далее всё будет зависеть от техники исполнения. Если картина маленькая, и опыт создания картин еще небольшой, попробуйте технику в один прием (alla prima). Это означает, что картину следует закончить за один или несколько подходов, но успеть до высыхания красок. Время засыхания масляной краски в среднем около 3-х дней, в зависимости от толщины слоя. На картине получатся те тона и краски, которые вы создадите смешиванием. Дополнительные цвета получатся из-за просвечивания грунта. Сама картина будет более легкая и светлая.

Обычно художники используют многослойную технику: она раскрывает все возможности масляной живописи. Суть ее в том, что автор картины расчленяет свою задачу на несколько подзадач, которые затем реализует в разных слоях. Сначала создается первый тонкий слой, называемый "подмалёвок". Для его выполнения краски разбавляются. Подмалевок помогает определить композицию, тональность, форму, тени и светотени.

В следующих слоях художник пошагово прописывает детали, тонкости формы и колорита, фактуру. В последних слоях добавляется льняное масло для придания насыщенности и устойчивости цвета. После высыхания краски она покрывается лаком. Длительность этого периода зависит от толщины слоев, и в среднем составляет 6-12 месяцев.

Видео по теме

Обратите внимание

Узнайте о законах композиции и смешивании цветов, прежде чем браться за масло.

Поработайте некоторое время с акварелью и гуашью, чтобы приобрести навык. По технике масло ближе к гуаши – картины получаются плотными и непрозрачными.

Более простой путь в освоении искусства рисования – это занятия в группе или индивидуально у опытного мастера.

Полезный совет

Для пробы пера в масляной живописи не покупайте дорогих материалов. Работа в этой технике требует необходимой подготовки, навыков и терпения. Идите от простого к сложному.

Рисунок карандашом по грунту необходимо наносить осторожно, чтобы грунт не растрескался. Можно подстраховаться нанесением ещё одного слоя грунта.

При использовании многослойной техники помните, что каждый слой по толщине должен быть равен предыдущему или быть больше него. Иначе масло потрескается.

Прежде чем приступать к следующему слою, дождитесь, пока высохнет предыдущий.

Если вам не понравился результат, удалите аккуратно непригодный слой, пока он не засох, либо наложите другой слой сверху.

Источники:

  • http://www.kartinanz.narod.ru/info/oil.html
  • рисуем маслом

Масляная живопись является одним из наиболее распространенных видов изобразительного искусства. Чтобы писать маслом, необходимо заранее настроиться на кропотливую и усердную работу.

Начинающие художники часто не знают, с чего начать создание . Следует прислушиваться к некоторым рекомендациям. В первую очередь нужно уделить внимание правильной подготовке холста. Холст должен пружинить под кистью и давать художнику возможность наносить энергичные и четкие мазки. В качестве холста используется пеньковый или льняной отрез . Хлопчатобумажные или вискозные ткани использовать не стоит. Для лучше подойдет холст с нитями средней толщины, со временем можно будет использовать и более рельефную фактуру холста.


Не менее важным моментом является изготовление или покупка подрамника. Он предназначен для того, чтобы во время работы удерживать холст в натянутом состоянии. Подрамник должен быть изготовлен с внутренним скосом, угол которого колеблется в пределах 5-7 градусов. Подрамник без скоса использовать нельзя, так как это может попадание краски и клея на обратную сторону холста.


Холст перед использованием необходимо тщательно проклеить жидким столярным клеем, так как эта процедура позволит предохранить холст от разрушающего воздействие масла. После того, как холст проклеен, его следует просушить и протереть куском обычно пемзы. Такая шлифовка проводится перед нанесением второго слоя клея. После проклейки холст грунтуют, так как писать маслом на негрунтованном холсте нельзя. Грунт может быть эмульсионным, масляным или полумасляным. Обучаясь живописи, пробуйте грунтовать холст разными видами грунта. Главное – чтобы загрунтованный холст был белым, без пятен и полос. Основой для масляной живописи служит заранее сделанный эскиз карандашом. Масляные краски наносятся на холст с помощью кистей различной толщины, при этом обязательно пользуйтесь палитрой. Обычно картина маслом пишется довольно долго, каждый слой мазков наносится художником постепенно и понемногу. Поэтому не торопитесь, дайте художественному замыслу воплотиться на холсте в полной мере.

Видео по теме

Масляными красками пишут не на бумаге, как в случае с акварелью, а на специальном холсте на подрамнике. Краски тоже специальные масляные. Палитра для них деревянная. Приготовьте и специальные растворители. Много оттенков специальных ненужно, возьмите основные цвета и разложите их следующим образом: тёплые цвета с одной стороны, холодные с другой. Кисти для них тоже специальные – большие из натуральной щетины.

Инструкция

Попробуем . Начните с самых главных цветовых отношений. Выделите самые основные цвета. Пишите широкими мазками. Смотрите, какие цвета, с чем сочетаются. В не рекомендуют тщательно прорисовывать фрагменты рисунка. Все должно делаться параллельно и фон и предметы. Сначала полностью прорисуйте основные цвета. Тогда получится цельная картина.
Обратите внимание на сочетание цвета и тени. Например, серая драпировка в тени будет почти синяя, а на свету – серебристая.
Прелесть масляной живописи в том, что мазки можно накладывать друг на друга, не дожидаясь, пока они высохнут. Смешивать много цветов не рекомендуется. Используйте 2-3 цвета. Важно, чтобы все детали натюрморта сочетались друг с другом. Чтобы один предмет не выделялся аляповатым пятном.
Когда рисуете, не старайтесь добиться фотографической точности. Ведь ваша задача – передать свое ощущение, свою точку зрение, свое видение этого натюрморта.

Когда нарисуете основные цвета, приступайте к проработке деталей. Не забывайте о рефлексах. То есть об отражении предметов друг в друге. Не забывайте сразу прокладывать тени, свет и блики. Но тени никогда не делайте чёрной краской. Смешивайте разные цвета для получения темного. Найдите цветовые акценты, чтобы не было все одинаково, все остальные вещи должны быть подчинены доминанте.

Обратите внимание

Сохнут масляные краски очень долго. Когда они высохнут, натюрморт будет готов.

Акриловые краски прочно заняли лидирующее место среди художественных средств, используемых в рукоделии и прикладном искусстве, благодаря своей яркости, водостойкости, быстрому высыханию и простоте нанесения. Акриловыми красками можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани, на дереве, на пластике, на стекле, на керамике, и на многих других поверхностях. Это делает акрил универсальным художественным материалом, и вы скоро убедитесь, что управляться с этим материалом очень легко.

Инструкция

Приобретая акрил, проследите, чтобы все цвета принадлежали одному производителю – это упростит смешивание при рисовании. В отличие от гуаши, акрил не пачкается в сухом виде и не трескается, и не требует воды для разбавления. Вместо воды лучше всего использовать специальный акриловый разбавитель.

Не используйте кисти из щетины, подходящие для масляных красок – приобретайте качественные синтетические кисти разного диаметра и сечения. При этом не забывайте обязательно промывать в воде кисти сразу после того, как нужные мазки будут сделаны – акрил сохнет очень быстро, и если краска засохнет на кисти, отмыть ее уже не удастся.

В зависимости от того, что именно вы собираетесь расписывать, приобретайте в художественном магазине соответствующие краски – для росписи керамики, дерева, стекла или для обычной живописи по грунтованному холсту или бумаге.

Акриловые краски прекрасно подходят для росписи по ткани. В этом отношении они подразделяются на простой акрил для ткани и на краски для батика – они подходят для более легких и воздушных тканей (шелка или ), и имеют жидкую структуру.

Нанося краску, делайте легкие и тонкие мазки, нанося их через короткие промежутки времени друг на друга, чтобы слои краски успели высыхать. Это закрепит рисунок лучше, чем, если бы вы наносили краску толстым слоем.

Если вы решились расписать футболку – вам потребуется однотонная футболка, желательно из натуральной ткани, а также эскиз будущего рисунка и краски соответствующих цветов.

Также вы можете использовать акриловые контуры, которые продаются в тюбиках и закрепляют края краски, а также служат эстетическим украшением и дополнением рисунка.

Рисуйте в просторном помещении с возможностью проветривания. Растяните футболку на раме, вставленной внутрь, и застелите изнутри раму бумагой или тканью, чтобы краска не проникла на противоположную сторону футболки.

Рисовать вы можете как кистью, так и с использованием трафарета и аэрозольных акриловых красок. В последнем случае обратите особенное внимание на защиту органов дыхания.

Если же вы рисуете кистью, для начала наметьте на ткани контуры рисунка карандашом, сверяясь с эскизом. Затем начинайте обводить их акриловыми контурами и заполнять каждый элемент рисунка нужным цветом.

Детализируйте рисунок, доработайте его, а когда закончите – оставьте на пару часов подсушиться. Когда рисунок высохнет, прогладьте его горячим утюгом через несколько слоев бумаги.

Связанная статья

Источники:

  • акрил рисунки

Рисовать масляными красками непросто. Для этого нужно подготовить холст, кисти, подручные средства. Краска наносится разными мазками в зависимости от формы рисуемых предметов и светотени на них.

Вам понадобится

  • Льняной/ хлопковый холст, картон, дерево или другое полотно с акриловым грунтом; кисточки из натуральной свиной щетины для основной работы и соболиные кисточки для прорисовки деталей; губки; тряпки; палитра для смешивания красок; растворитель/льняное масло для разбавления краски и мытья кисти; лак для защитного покрытия готовой работы

Инструкция

Шаровидные и тороидальные предметы рисуйте серповидными и скрученными мазками кисти, конусоидальные - треугольными мазками, цилиндрические - параллельными мазками. Плоские поверхности выводите также параллельными мазками кисти.

Для плавных цветовых переходов используйте плоские кисти. В этом случае краски смешивайте на палитре и наносите в предполагаемое место градации. Кисть двигайте по направлению вперед-назад-вперед в перекрестной манере. На заключительном этапе оформления цветового перехода применяйте параллельные мазки. Работайте чистой кистью от более темного цвета к среднему тону, после чего снова чистой кистью от более светлого цвета к среднему оттенку.

Прозрачные глазирующие слои масляной краски, затеняющие рисунок, кладите на высохший слой. Чтобы их получить, используйте для разбавления краски специальную жидкость, а смесь наносите колонковой кисточкой в горизонтальном положении. Если хотите, изменить цвет рисунка, при глазировании делайте направление штрихов аналогично тем, что имеются на основном слое.

Полупрозрачные лессирующие слои также наносите колонковой кисточкой в горизонтальном положении. Краску разводите в соотношении 1/3 дамарского лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла.

Обратите внимание

Карандаш для набросков рисунка применяйте с осторожностью, так как его острый кончик может повредить грунтовку холста.

Полезный совет

Смешивайте краски на палитре осторожно и постепенно. Для получения более светлых тонов используйте белый цвет либо лессировку.

Источники:

  • Технология масляной живописи

Долго время считалось, что масляная живопись была изобретена в XV веке. Во всяком случае, именно тогда она получила широкое распространение по всей Европе. Однако искусствоведы нашли следы употребления масляных красок еще в XII веке. В эпоху Возрождения художникам самим приходилось изготовлять краски, грунтовки, лаки, растворители и изобретать новые приемы живописи. Сегодня же любой желающий может испытать себя в этом виде искусства – краски и все необходимые материалы продаются в художественных магазинах.

Вам понадобится

  • Вам понадобятся масляные краски, кисти, палитра, растворитель, холст, лак, грунты, мольберт, мастихин. Оборудуйте хорошо освещенное рабочее место.

Инструкция

Выдавите масляные краски на палитру, оставьте место, на котором будете их смешавать. Не выдавливайте тюбик целиком, краска быстро засыхает, так что лучше по мере необходимости добавлять их. Краски удобнее всего смешивать небольшой лопаточкой – мастихином (она также пригодится вам, когда после работы вы будете очищать палитру от засохшей массы).

Чистите кисти каждый раз при смене цветов. Сначала их надо протирать тряпочкой, а затем ополаскивать в растворителе. После окончания работы обязательно промойте не только кисти, но и палитру.

После окончания работы над картиной, ее необходимо покрыть лаком. Это закрепит красочный слой, а также разровняет ее поверхность. Кроме того, лак защищает картину от воздействий окружающей среды, не позволяет краске трескаться и темнеть.

Видео по теме

Источники:

  • Материалы, используемые в масляной живописи

Масляная живопись – одна из наиболее распространенных техник для рисования картин. Масляные краски обеспечивают картине долговечность. Цвета со временем не портятся, а сама техника предоставляет широкие возможности и в то же время не является слишком сложной, что позволяет быстро ей обучиться.

Вам понадобится

  • Мольберт, кисти, краски, растворитель, палитра, лаки, мастихин, тряпочки, грунтованные поверхности: холст на подрамнике, картон или холст на картоне

Инструкция

Для рисования вам понадобится натянутый на подрамник холст или иная поверхность, пригодная . Также используются картон или холст, наклеенный на картон. Все поверхности должны быть загрунтованы. Если вы только начинаете рисовать , то лучше купить готовые загрунтованные холсты в магазине.

Кисти – как правило, начинающие художники приобретают кисти из жесткой щетины, но также пригодятся и мягкие кисти. Можно рисовать практически чем угодно, главное - не стоит делать это пальцами, так как краски и вещества, входящие в их состав очень токсичны. Они могут проникнуть через кожу в организм и вызвать отравление.

Перед тем, как начать писать маслом, смешайте краски до нужного оттенка на палитре. В этом поможет мастихин. Чтобы очистить кисть от краски, используйте растворитель и тряпочки. Лучше всего получать оттенок, смешивая не больше трех красок. Традиционный материал для палитры – дерево, но стекло также отлично подходит так как оно не впитывает краски и не реагирует с ними.

В качестве растворителя часто используют скипидар, но он достаточно токсичный. Сегодня существуют менее токсичные растворители с более приятными запахами, ими пользоваться приятнее.

После того как вы закончите писать, кисти нужно сполоснуть в растворителе, а затем вымыть в теплой воде, используя мыло или шампунь. Кисти рекомендуется не складывать в коробки, а держать в стаканчике, чтобы они могли высохнуть. Лучше всего установить в емкость с растворителем для мыться кистей дополнительное дно с дырочками. Так фрагменты краски будут оседать на дне, не мешая споласкивать кисти, а срок службы растворителя можно существенно продлить.

Процесс живописи индивидуален. Каждый использует свои приемы и хитрости. Конечно, навыки рисунка пригодятся любому, кто решил заняться масляной живописью. Обычно перед тем как начать основной рисунок, на холст наносят подмалевок. Это контуры, которые пишут очень сильно разбавленной краской. Они практически незаметны. Затем уже начинается само рисование. Масляные краски наносят слоями, со временем все больше прорабатывая детали.

Полезный совет

Когда картина готова и высохла, ее покрывают лаком. Обычно выжидают примерно год, чтобы краски полностью высохли. Лаковое покрытие позволяет защитить краски на картине от осыпания и взаимодействия с воздухом. Так картины хранятся гораздо дольше.

Источники:

  • картины рисованные

Картины, написанные масляными красками, являются наиболее красочными и выразительными, особенно по сравнению с рисунками, сделанными карандашом. Они могут стать украшением любого интерьера. Однако научиться рисовать по такой технике достаточно трудно и затратно, ведь стоимость всех необходимых материалов может оказаться немалой.

Инструкция

Если средства позволяют, приобретите холст, краски (именно они составляют наибольшую часть всех затрат), кисти, клей и грунт. Обо всем по порядку. Тщательно выбирайте холст, ведь именно от него будет зависеть, как ляжет краска, а также какая фактура будет у рисунка. Хорошую прорисовку мазков сможет обеспечить холст, изготовленный из пеньки или льна.

Имейте в виду, что сразу приступить к выполнению рисунка вы не сможете. Дело в том, что сначала необходимо проклеить приобретенный холст. Это защитит его от от проникновения краски на изнаночную сторону. Данная процедура проводится при помощи обычного столярного клея. После этого обязательно поместите холст в проветриваемое помещение, чтобы просушить его. Не забудьте проверить, трескается ли клеевой сгиб после просушивания или нет. Если нет, то это значит, что вы можете приступать к следующему шагу.

Теперь займитесь грунтовкой. Этот пункт необходим, поскольку без грунта нельзя писать картину маслом. Отнеситесь к данному этапу подготовки холста с особым вниманием. Если вы нанесете грунт неаккуратно и неровно, или сам материал окажется плохим, то ваша картина окажется невзрачной и тусклой, на ней могут появиться пятна.

Возьмите краски, кисти и можете приступить к написанию картины. При этом не торопитесь, наносите мазки бережно и аккуратно: небрежность в этом деле не приветствуется. На холсте также не должны образовываться подтеки. поскольку это в принципе невозможно, ведь масляные краски по своей текстуре достаточно густые, они не текут. Как только вы нарисуете то, что пожелаете, дайте картине высохнуть.

Видео по теме

Обратите внимание

Не забудьте выбрать хороший и качественный подрамник. Он поможет вам обеспечить прочное натяжение холста. Между прочим, именно это условие является основным для удачного написания картины маслом. Избегание данного пункта может оказаться чревато трещинами на холсте, что явно не украсит ваш рисунок.

Совет 9: Раскрашивание по номерам: с чего начать и как выбрать набор

Помните, как в детстве мы все хотели стать великими художниками? Но пошло время, мы повзрослели и поняли, что талант, о котором нам так упорно твердили родители, в нас напрочь отсутствует. А как же хочется нарисовать картину своими руками! Только так, чтобы потом не пришлось всем объяснять. что за существо изображено на ней и с какой стороны на неё лучше смотреть. На помощь придут специальные номера для раскрашивания по номерам.

Обычно в такой набор входят: основа, краски или карандаши, кисточки и инструкция. Иногда производитель добавляет палитру для смешивания красок. Основа бывает двух видов:

Карандаши могут быть простыми или цветными, а вот краски бывают акриловые, масляные и акварель. Если вы новичок в рисовании, тогда стоит выбрать акриловые краски. Они полностью перекрывают друг друга и дают возможность исправлять допущенные ошибки или неточности, но стоит помнить, что краски очень быстро сохнут. Кисть в комплекте может быть одна, но чаще их несколько, чтобы была возможность выбора наиболее удобной по толщине. В инструкции даются указания о том, как раскрасить картину, указаны цвета, которые есть в наборе, а также повторяется контурный рисунок с числами.

Наборы с основой из картона дешевле и проще в рисовании, так как границы цветов и номера очень хорошо видны, а краска ложится ровно и хорошо впитывается. Картины получаются очень яркие, а чтобы добавить насыщенности на определенные участки достаточно закрасить их несколько раз. Для готовых работ легко можно использовать рамки для фото.

Наборы с основой из холста немного сложнее в рисовании, поскольку холст - это ткань, поэтому и краска не так равномерно ложится и впитывается, как на картонную основу. Зато если нанести несколько слоев краски картина выглядит очень объемно и ярко. Хост может быть смотан в рулон, либо закреплен на подрамнике.

Подрамник - это деревянная основа для натяжки холста. За счет подрамника толщина картины увеличивается, поэтому подобрать рамку намного сложнее. Скорее всего вам придется делать раму на заказ, что значительно увеличивает расходы на оформление готовой работы. Однако здесь есть своя хитрость: если вам не принципиально дорогое оформление и рисуете для себя, тогда достаточно закрасить картину с торцов подрамника и можно вешать на стену, так как картины выглядит завершенной и никаких рамок не требуется.

Когда вы определились, с чего хотите начать (с картона или холста), нужно выбрать производителя. Все они отличаются по сложности, яркости красок, стране изготовления и цене. Рассмотрим самые популярные из них.

1. Наборы, в которых основа-картон:

Schipper пользуется большой популярностью у любителей раскрашивания по номерам. Изготовитель - Германия. В наборах используются акриловые краски, которые находятся в специальных маленьких контейнерах и герметично закрываются, поэтому могут очень долго храниться. Отлично подойдет для начинающих, поскольку все цвета уже смешаны и готовы для рисования. Все составляющие набора очень хорошего качества, поэтому для некоторых цена может показаться высокой. Огромный выбор картин на любой вкус.

Dimensionsпроизводит не только раскраски по номерам, но еще наборы для вышивания крестом и алмазную вышивку. Изготовитель - США. Все краски хорошего качества, на картон ложатся равномерно. Этот набор подойдет для более опытных художников, так как при рисовании придется смешивать цвета по инструкции. Здесь есть огромный простор для творчества. Можно менять оттенки на свой вкус и настроение. Готовая картина обычно немного отличается от той, которая изображена на коробке, поэтому не стоит огорчаться, если вдруг некоторые участки у вас выглядят не так как вам бы хотелось. Огромный выбор картин на всевозможные тематики. Цена немного ниже, чем у производителя Schipper.

Ravensburger может предложить не такой большой выбор тем для рисования и половина из них - это детские картинки. Изготовитель -Чехия. Ravensburger, как и Schipper, хорошо подойдет новичку, так как не нужно смешивать краски. Цена ниже, чем у предыдущих производителей.

PLAID меньше пользуется популярностью среди любителей рисовать: относительно небольшой выбор тем для рисования, высокая цена. Хотя стоит отметить, что готовая работа соответствует заявленной на упаковке. Краски не требуется смешивать. Изготовитель- США.

«Белоснежка» имеет довольно большой ассортимент тем для раскрашивания и небольшую цену. Изготовитель - Россия. Краски не требуют смешивания, поэтому идеально подойдет новичкам.

KSG выпускает наборы двух видов: рисование без смешивания красок и рисование, где требуется смешивание красок. Будьте внимательны в выборе, тщательно изучайте упаковку, где указано какой это набор. Изготовитель- Великобритания. В наборе используются кисточки из натуральных материалов, поэтому они немного лезут. Цена сопоставима с самыми популярными производителями. Небольшой выбор тем для рисования.

2. Наборы, в которых основа-холст:

Menglei – один из самых популярных производителей наборов для раскрашивания на холсте. Большой плюс, что холст уже натянут на подрамник. Огромный выбор тематик для рисования и диапазон цен. Производитель выпускает наборы различных уровней сложности. Данную информацию можно найти на упаковке или инструкции. Изготовитель - Китай. В наборе идут акриловые краски, которые не требуют смешивания, но иногда чтобы закрасить номера потребуется их нанести 2-3 раза. Отличный вариант для начинающих художников, которые только пробуют рисовать на холсте.

Hobbart - компания, которая хорошо себя зарекомендовала, но цены на наборы выше, чем у других производителей. В большинстве наборов холст уже натянут на подрамник, но есть и наборы без подрамника. Будьте внимательны при выборе. Изготовитель - Китай. В наборе используются акриловые краски, которые находятся в герметичных тюбиках. Благодаря этому краски остаются свежими гораздо дольше. Широкий выбор сюжетов на любую тему. Смешивание красок не требуется.

Paintboy Original – еще одна популярная компания по производству раскрасок по номерам. Изготовитель - Китай. Довольно хорошее качество продукции и невысокие цены. Огромный выбор сюжетов для творчества. Холст в наборе идет с подрамником, используются акриловые краски, которые не требуется смешивать. Производитель выпускает наборы различных уровней сложности. Будьте внимательны при выборе. В отличии от Paintboy в улучшенной версии Paintboy Original в наборе есть 2 баночки с закрепителем цвета.

Color-KIT может предложить небольшой выбор сюжетов для рисования, хорошее качество товара и небольшую цену. Изготовитель - Китай. В состав входит холст натянутый на подрамник и акриловые краски, которые не требуют смешивания. Кисточки не очень удобные для рисования, поэтому придется приобрести набор отдельно. Производитель выпускает наборы разных уровней сложности.

«Белоснежка» - эту компанию мы рассматривали в наборах, где основой являлся картон. Изготовитель - Россия. В наборах холст натянут на подрамник, используются акриловые краски не требующие смешивания. Выбор сюжетом с холстом очень большой, но немного неинтересный. Цена немного выше, чем у китайских производителей.

«Мосфа» - еще один российский производитель раскрасок по номерам. В наборе хост с подрамником и акриловые краски, которые упакованы в специальные вакуумные пакеты для предохранения от засыхания. Смешивание красок не требуется, поэтому отлично подойдет для начинающих. На холсте цифры того же цвета, что и наносимая краска. Неплохой выбор сюжетов, хотя и меньше, чем у китайских производителей.

Royal & Langnickel - не самый популярный производитель, поскольку наборы подходят для опытных художников. Применяется техника смешивания красок двух-трех видов, поэтому новичкам очень тяжело добиться желаемого оттенка. Зато создается широкое поле для творчества и воображения для тех, кто не любит ограничивать себя рамками подобранных красок. Холст уже натянут на подрамник, акриловые краски в тюбиках для предотвращения высыхания. Производитель не может похвастаться большим выбором сюжетов и цены выше, чем у китайских производителей. Еще один минус- отсутствие инструкции на русском языке.

В последние годы набирает популярность такое хобби, как раскрашивание по номерам. Это занятие подходит для творческих людей, у которых ограниченное количество свободного времени. В каждом занятии есть свои хитрости, которые помогут получить максимально высокий результат, и раскрашивание по номерам не станет исключением.

Вот несколько советов, которые вам помогут:

Совет №1 . Всегда начинайте раскрашивать с самых светлых цветов (белый, розовый, голубой, бежевый, желтый и т.д.) , поскольку если вы ошибетесь, то темный цвет лучше перекроет помарку. Затем переходим к ярким оттенкам - зеленый, синий, красный и т. п. Заканчиваем самыми темными цветами - черный, фиолетовый.

Совет №2. Лучше всего раскрашивать от самых больших участков к маленьким. Это снизит количество ляпов и позволит гораздо лучше прорисовать мелкие детали и расставить акценты.

Совет №3 . Не пытайтесь закрасить участки сразу по всему полю- рискуете размазать еще не высохшие краски. Гораздо удобнее двигаться либо сверху вниз, либо от центра к краям.

Совет №4 . Четкие границы между цветами не всегда смотрятся натурально и иногда придают картине неестественный вид. В этом случае их стоит немного размыть, тогда появляется выразительность и глубина.

Совет №5. Используйте несколько кистей для рисования. Лучше всего отдельно купить хороший набор, который вы будете использовать несколько раз.

Совет №6. На готовой работе проверьте видны ли номера, при необходимости нанести еще один слой краски. Особое внимание стоит уделить светлым оттенкам.

Картон

1. Новички отдают предпочтение картонной основе, ведь на ней значительно легче рисовать, чем на холсте.

2. Из-за своей гладкой поверхности краски на картоне не впитываются и ложатся ровно.

3. Границы и номера видны четко, поэтому не требуется прилагать много усилий и внимания, чтобы их рассмотреть.

4. Цвета получаются очень яркие, но чтобы добиться объема - потребуется нанести дополнительные слои.

5. В наборах с картонной основой часть краски остается, что дает возможность дорисовать мелкие детали и докрасить номера, если они видны через первый слой краски..

6. Рамку на картонную основу подобрать проще, чем на холст.

Холст

1. Холст предпочитают опытные рисовальщики, так как с ним сложнее работать.

2. Из-за фактурной поверхности холста краска сильно впитывается и ложится немного неровно, поэтому требуется больше усилий, чтобы прокрасить участки. Часто после покраски остаются белые точки, которые приходится красить еще раз.

3. Границы и номера на холсте печатаются очень бледно для того, чтобы они не были видны под слоем краски. Однако при рисовании это создает большие проблемы. Хорошо помогает ориентироваться контрольный лист, с которым вам придется постоянно сверяться, чтобы не наделать ляпов.

4. Краска после нанесения на холст впитывается и создает эффект объема, поэтому картина выглядит намного естественней и реалистичней, чем на картоне.

5. Часто возникает ситуация, когда не хватает краски, поэтому докрашивать участки приходится другим цветом.

6. Холст обычно закрепляют на подрамнике, что значительно увеличивает толщину готовой работы. Чтобы подобрать рамку, придется обращаться в мастерскую и делать ее на заказ. Однако здесь есть своя хитрость: если не хотите тратиться на раму, то нужно прокрасить боковые стороны подрамника. Тогда у вас получится законченная работа.

Картон и холст являются основой для замечательных рисунков, а с чем из них работать - выбирать только вам.

Видео по теме

прошлого завораживают своими красками, игрой света и тени, уместностью каждого акцента, общим состоянием, колоритом. Но то, что мы видим сейчас в галереях, сохранившееся до наших дней, отличается от того, что лицезрели современники автора. Масляная живопись имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это не учитывая мелких ошибок, которые мог допустить талантливый мастер, экспериментируя с новыми методами. По этой причине впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться.

Техника старых мастеров

Техника масляной живописи дает огромное преимущество в работе: картину можно писать годами, постепенно моделируя форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой). Поэтому корпусное письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы с маслом. Продуманная поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.

Фламандский метод, который так любил применять Леонардо да Винчи, состоял из таких этапов:

  • На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени.
  • Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема.
  • Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализации.

Но темно-коричневая пропись Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях. В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену. Его окончательное нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить. Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.


Рембрандт – Ночной дозор

В итальянском методе работали Рубенс, Веласкес и Тициан. Ему характерны такие этапы работы:

  • Нанесения цветного грунта на полотно (с добавлением какого-либо пигмента);
  • Перенесения контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей краской.
  • Подмалевок, местами плотный, особенно в освещенных местах изображения, а местами полностью отсутствующий – оставляли цвет грунта.
  • Окончательная работа в 1 или 2 приема полулессировками, реже тонкими лессировками. У Рембрандта шар слоев картины мог достигать сантиметра в толщину, но это скорее исключение.

В этой технике особое значение отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт. Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском методе, что больше нравилось заказчикам. Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину.


Колорит картины

Чтобы достичь гармонии в живописном произведении используют всю силу рефлексов и взаимодополнения цветов. Есть также такие небольшие хитрости, как применение цветного грунта, как принято в итальянской методе, или покрытие картины лаком с пигментом.

Цветные грунты могут быть клеевыми, эмульсионными и масляными. Последние являют собой пастозный слой масляной краски необходимого цвета. Если белая основа дает эффект свечения, то темная придает глубину краскам.


Рубенс – Союз Земли и Воды

Рембрандт писал по темно-серому грунту, Брюллов – на основе с пигментом умбры, Иванов тонировал полотна желтой охрой, Рубенс использовал пигменты английской красной и умбры, Боровиковский предпочитал для портретов серый грунт, а Левицкий –серо-зеленый. Потемнение полотна ждало всех, кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).


Буше – нежный колорит всветло-голубых и розовых оттенках

Для тех, кто делает копии картин великих художников в цифровом формате будет интересен этот ресурс , где представлены веб-палитры художников.

Покрытие лаком

Кроме земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, копал, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтые оттенки. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой схожий. Но сильное потемнение скорее вызовет избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске , что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново.


Брюллов – Последний день Помпеи

Нет более благодарного средства, чем живопись маслом. Бесспорным является и тот факт, что масло открывает для художника бесконечные возможности. С момента своего возникновения, масло пользовалось огромной популярностью и большинство открытий в мире живописи было сделано именно в этой технике.

Из всех живописных техник масляная живопись является наиболее сложной. Особенно эта сложность возникает при переходе от акварели. Появляется совсем другой принцип составления оттенков. В акварели во всем участвовала на просвет бумага, при работе масляными красками белый цвет грунта почти никакого значения не имеет. Смешение красок идет при постоянном присутствии белил.

В природе насчитывается семь основных цветов. Если начать смешивать эти краски, то легко убедиться, что некоторые основные цвета получаются смешением других основных. Только три цвета - красный, желтый и синий - никакими смешениями составлены быть не могут, и на палитре они должны присутствовать в готовом виде. Зная это, опытный живописец не будет искать для каждого цвета предмета готовую краску, а подумает о том, сколько в нужный оттенок цвета войдет красного, желтого и синего.

В масляной живописи краски высветляются примесью к ним белил (цинковых или свинцовых). Поэтому живописец должен познать на практике получение оттенков цвета с помощью разбеливания основных красок.

В каком порядке лучше всего выдавливать краски на палитру? Порядок может быть разным, но постоянным. Нельзя, например, сегодня наносить ультрамарин в верхнем углу палитры, а завтра - в нижнем левом. Живописец так прочно привыкает к постоянному положению красок, что подбирает смеси красок, не смотря на них. Все делается механически. Аналогично этому выработанное на практике знание местоположения красок позволяет чаще смотреть на натуру и холст, чем на палитру.

Краски, смешанные одна с другой, часто теряют свою насыщенность (яркость). Трудно, например, получить смешением достаточно яркие оранжевые, зеленые и фиолетовые краски. Вот почему иногда не лишними на палитре будут в готовом виде тюбиковые яркие оранжевые, зеленые, голубые и фиолетовые краски. Но это не обязательно. Необходимой может оказаться отдельно в тюбике лишь черная краска, так как она, составленная из трех основных красок, недостаточно темная. Хотя черный цвет и считают результатом почти полного поглощения всех частей спектра, но в природе мы почти не встречаем чистый черный цвет, так как абсолютно полного поглощения в природе нет. На практике белый (отражающий все лучи света) и черный цвета имеют цветные оттенки. Об этом следует помнить в работе и не использовать белила и черную краску в чистом виде. Черная краска, умело использованная, позволяет получить очень красивые и тонкие смеси с другими красками. Например, смешанная с кадмием оранжевым, она дает красивую зеленую теплого оттенка. Черная, смешанная с теплыми красками, дает сложные теплые оттенки, смешанная с холодными - холодные.

Укрывистые краски ложатся густо, так что не виден нижний слой. Прозрачные, наоборот, могут придать другой оттенок нижнему слою, который просвечивает сквозь них. Это и есть лессировка - очень сильный прием в классической живописи. Ничто не мешает укрывистые краски развести пожиже разбавителем и сделать из них как бы прозрачные краски, эффект лессировки будет, но не такой сочный как с настоящими прозрачными красками. Полупрозрачные сделают это чуть лучше. Но все - таки прозрачные краски уникальны. Секрет в том, что если их класть на ярко белый фон, то они создают эффект акварели, как бы светятся. Старые мастера именно лессировочными, прозрачными, красками делали мягкие переходы телесных оттенков. Ими можно "объединить" разнобойную по цвету картину, покрыв ее тонким слоем прозрачной краски, это даст ей общий оттенок.

Принцип любой краски - это пигмент и ее связующее. Оно может быть разным, главное чтобы оно держало пигмент, и сохраняло прочность при высыхании. Свойства связующих быстро или медленно высыхать дают разные техники их использования. В этом смысле "масло" универсально. Масляная краска позволяет имитировать быстросохнущие краски, если ее разбавлять растворителями. Или, если разбавлять маслом, позволяет неторопливо укладывать ее, стушевывая с другими цветами, что дает очень плавные переходы. Она укрывиста, что позволяет писать в несколько слоев. Нанося поверх лаки можно регулировать глянцевость (сочность) или матовость картины. Его недостатки, например, медленно сохнущие белила, можно "победить" используя местами акриловые белила, или добавить в них сиккативы (добавка для ускорения высыхания). На масляные краски поверх можно наносить акриловые и наоборот.

Необходимо знать также и о том, что отдельные краски (ультрамарин, краплак), положенные на белую поверхность прозрачным слоем, очень мало похожи на разбелы этих красок. Таким образом, чтобы успешно писать масляными красками, необходимо иметь в этюднике всего пять красок: белила свинцовые или цинковые, желтую (кадмий лимонный), синюю (кобальт синий или ультрамарин), красную (тиоиндиго розовая, кадмий красный, киноварь), черную в чистом виде (кость жженая, тиоиндиго). Из этих пяти красок можно составить любой цвет, существующий в природе, любую краску, имеющуюся в продаже.

Нельзя сказать заранее, какие краски надо смешивать, чтобы изображать видимое. Не следует смешивать больше трех красок, не считая белил. Составляя цвет из двух-трех красок, не нужно их долго перемешивать на палитре. Когда в смеси сохраняются чистые краски, на холсте получается разнообразие оттенков.

Натяжка холста на подрамник делается следующим образом. Новый негрунтованный холст желательно промыть в горячей воде, чтобы удалить с него аппретирующие вещества. При стирке холст даёт некоторую усадку, что положительно влияет впоследствии на сохранность живописи. Сырой холст нужно расправить и повесить сохнуть. Натягивать холст лучше в чуть увлажнённом состоянии. Подрамник положить на стол или щит горизонтально, лицевой стороной вверх, вынуть из пазов клинки, сбить подрамник плотнее, проверить, нет ли перекосов. Затем поверх подрамника положить и выровнять холст, слегка натягивая его по диагонали и временно закрепляя гвоздями по углам (гвозди забивать примерно на одну треть длины). Затем по центру сторон подрамника холст натягивается и крепится 2-3 гвоздями через 3-5 см, лучше также временно. Натягивается холст, надо внимательно следить за тем, чтобы стороны подрамника и нити холста были строго параллельны. Для этого надо отметить простым карандашом одну из нитей на расстоянии 5-6 см от края холста и следить, чтобы она при натяжке шла строго по ребру бруска подрамника. То же самое можно сделать и при натяжке холста на другие стороны.

Гвозди забивают не по прямой, а несколько вразброс, змейкой. Это делается для того, чтобы не расколоть подрамник. Гвозди вбивают на равном расстоянии друг от друга, причём каждому гвоздю с одной стороны должен соответствовать гвоздь с противоположной стороны подрамника.

Проклейка и грунтовка основы - весьма ответственный и сложный этап в работе над этюдом или картиной. От качества грунта во многом зависит качество живописи, сохранность картины, а также ход и метод ведения живописного процесса.

Практика изобразительного искусства знает множество рецептов приготовления различных грунтов. Каждый художник, исходя из своих творческих нужд, знаний, манеры, темперамента, опытным путём вырабатывает свой рецепт грунта. Разумеется, что такая опытная работа должна вестись вдумчиво, с учётом технико-технологических закономерностей. Надо хорошо знать материалы для грунтов, способы грунтовки, технику работы красочными материалами.

При выполнении художественного произведения живописец должен ставить перед собой задачу: исполнить свой замысел не только творческим методом, но и наиболее совершенными техническими способами, обеспечив своему произведению длительную сохранность.

Существует много различных систем ведения живописи, но наиболее распространенная из них, особенно при длительной работе, эго многослойная. При многослойной системе весь процесс работы подразделяется на отдельные основные фазы, выполняемые в более или менее определенной последовательности: 1) тонирование грунта; 2) нанесение рисунка; 3) подмалевок; 4) прописки;5) лессировки; 6) завершение.

Тонирование грунта. Цвет грунта имеет большое значение, ибо от него в значительной степени зависит колористический эффект картины. Луч света, проходя через слои прозрачных красок и падая на тонированный грунт, частично поглотится, а частично отразится и выйдет на поверхность картины окрашенным в тот или иной цвет, в зависимости от оттенка грунта и прозрачности красок. Чтобы наиболее эффективно использовать цвет грунта, следует приготовлять его из сильно кроющих красок, а в дальнейших прописках применять преимущественно прозрачные краски, сохраняя просвечивание тона грунта, так как корпусные и плотные краски закроют цвет грунта, и он не будет иметь значения. Прозрачные краски, положенные на тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и яркость тона. Прозрачные краски на просвет дают большое количество различных тонов и оттенков, в зависимости от толщины слоя и интенсивности цвета. Плотные и кроющие краски дают очень небольшое количество оттенков, а в смесях с прозрачными уменьшают чистоту их тона. Кроющие краски применяют преимущественно в чистом виде или в качестве основы, на которую наносятся прозрачные краски. Правда, при обильном смешении с лаками или с лессировочными наполнителями можно получить некоторую прозрачность кроющих красок, но, во всяком случае, с очень ограниченным цветовым диапазоном. Цветовые оттенки красок можно обогатить введением в них прозрачных наполнителей: стеарата алюминия, мела, бланфикса, каолина, глинозема, толченого стекла и т. п. В практике художники обычно пользуются белым. Преимущество белого фунта состоит в том, что он может применяться при любом методе письма, кроме того, он, почти полностью отражая свет, сообщает интенсивность краскам.

Темные грунты придают глубину краскам, при нанесении пастозного слоя цинковых белил получаются сильные света. У многих художников цвет грунта являлся основным полутоном, и они выдерживали впоследствии света в дополнительных к грунту цветах. Часто тонированный грунт в некоторых местах оставлялся совсем незаписанным или слегка покрытым прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт цвета аспидной доски, Рубенс - красно-коричневый и умбристый, Левицкий - нейтрально-зеленый тон грунта, Боровиковский пользовался нейтрально-серым грунтом, Брюллов применял светло-коричневый, Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой. По сравнению с темными грунтами светлые и белые грунты менее опасны, в случае изменения цвета грунта и уменьшения плотности некоторых красок грунт не будет темнеть, и окрашивать своим тоном живопись.

Нанесение рисунка. Подготавливается рисунок или отдельно на бумаге с последующим переведением на холст, или непосредственно на холсте. Часто рекомендуют вести рисунок на холсте кистью. Если рисунок выполняется кистью, надо следить, чтобы слой краски был равномерно распределен на холсте, избегая затеков краски по контурам рисунка.

Подмалёвком принято называть первую прописку живописного основания цветом. Он является подготовительной стадией работы над картиной или длительным этюдом при многослойном методе живописи. В отличие от имприматуры подмалёвок выполняет, как правило, три функции: композиционную, пластическую и колористическую. Подмалёвок во многих чертах предопределяет ход работы и конечный результат живописных построений.

Подмалёвок с использованием белил может быть и многоцветным. Белила, с учётом дальнейшей лессировки, слегка подкрашиваются нужными цветовыми оттенками. В данном случае подмалёвок выглядит очень светлым, цвета сильно выбелены. И в том и в другом примере выполнения подмалёвки с использованием белил на этой стадии работы главное внимание отводится фактуре красочной поверхности. Поверхность красочного слоя подмалёвка может быть гладкой или, напротив, корпусной, толстослойной с сильно выраженной фактурой рельефа вплоть до иллюзорной передачи фактуры материала предмета с пластическим решением формы, большой массой света и тени.

В процессе работы над подмалевком рекомендуется употреблять хорошо сохнущие краски, цинковые белила и т. п. или прибавлять связующее вещество, ускоряющее высыхание. Хорошо сохнущие краски с применением лаков обеспечивают прочную связь красочного слоя с грунтом и служат основой или, как говорят, "ложем для живописи".

В качестве такого связующего следует применять небольшое количество кобальтового сиккатива, а для разбавления красок тройник следующего состава: мастичный или даммарный лак 200г, полимеризованное масло 20 г.

На следующих стадиях - в прописках - по хорошо просохшему подмалёвку тонкими прозрачными лессировками и полупрозрачным наложением красок художник добивается окончательной живописно-пластической, колористической и образной цельности работы.

Не следует хаотично и бессистемно наносить мазки краски. Это разрушает форму, вносит пестроту, беспорядок и не способствует передаче материала, объема, пространства. Форма, направление и характер мазка в живописи зависят от формы предмета, характера его поверхности и материала. Следует знать, что мазок, положенный густо (пастозно), приближает изображение к зрителю, а положенный тонко и гладко - отдаляет. По этой причине фон в натюрморте или пейзаже целесообразно выполнять не так пастозно, как предметы переднего плана. Изображая небо, даль или цвет тумана, не следует наносить краску так же тяжело и густо, как мы кладем ее, изображая землю, плотные или тяжелые предметы. Их лучше прокладывать тонким и неплотным слоем. Различен характер поверхности мазка. Это зависит от инструмента, каким мазок положен, густоты краски, основы, на которую он наносится. Всё это, вместе взятое, оказывает определённое влияние на качество и красоту цвета, живописно-пластическое и эмоциональное решение этюда, его цельность. Другими словами, фактура красочной поверхности является важным средством художественной выразительности. Фактурные построения всё время видоизменяются, совершенствуются, находится их новое решение.

К сказанному следует добавить, что масштаб цветовых пятен, штриха, мазка зависит от размера изобразительной плоскости. Величину мазка необходимо приводить в соответствие с размером этюда или картины. В монументальной живописи масштаб цветовых пятен имеет особенно большое значение.

Писать можно маслом только по сырому или только по сухому слою краски, но ни в коем случае не по полусухому. Если писать по непросохшей краске, живопись потеряет цвет, пожухнет. Когда краска уже начнет подсыхать, и на ее поверхности образуется пленочка, попытка нанести поверх подсохшего слоя другой слой может привести к тому, что работа будет загублена полностью. Если надо переписать какое-то место, то лучше всего снять краску мастихином, не задевая грунт холста. Если же место, которое надо переписать, совсем высохло, для связи новой краски со старой надо протереть его сырой картошкой или луком, а по высыхании писать по крахмалистой поверхности.

Способы и приёмы наложения красочного слоя и соответственно получаемые при этом фактуры красочной поверхности картин, этюдов различны. Писать красками можно толстым или тонким слоем, мазками или растушёвывать краску кистью, делать смеси с другими красками, с белилами или класть в чистом виде без смесей, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивались нижние красочные слои или цвет основы и тем самым создавался новый цветовой тон и т.п.

Среди всего многообразия методов наложения красочного слоя можно выделить ведущие, такие как видение живописного процесса методом многослойной живописи и ведение живописного процесса методом алла прима, при котором краска кладётся по - сырому в один слой. Нередко названные методы ведения живописи сочетаются в одной работе. В пределах каждого метода возможны различные способы и приёмы наложения красок.

Первый метод многослойной живописи предполагает обязательное разделение живописного процесса на ряд последовательных этапов - выполнение подмалёвка, прописок, лессировок (иногда их называют первый, основной и завершающий живописные слои). Поверх всех красочных слоёв, когда работа завершена и хорошо просушена, наносится защитный покрывной слой из лака или других составов. Завершение работы по каждому этапу должно сопровождаться перерывами для полного просыхания краски. Метод многослойной живописи предполагает широкое использование лессировочных, оптических свойств красок. Так, художнику иногда трудно добиться нужного живописного эффекта с одного раза. Для этого он может использовать два-три наложения друг на друга прозрачных и полупрозрачных красочных слоёв. Метод многослойной живописи остаётся ведущим на протяжении многих столетий. Он незаменим при выполнении работ длительного характера, жанровых тематических композиций, картин большого размера.

Завершённую картину или этюд, написанные масляными, а иногда и темперными красками, покрывают лаком и другими составами. Покрывной слой защищает красочный слой от сырости, пыли, грязи, копоти, газов и в то же время повышает интенсивность звучания красок картины, этюда. Наносить покрывной слой рекомендуется не раньше чем через год-полтора после завершения работы. Это связано с необходимостью полного высыхания красочного слоя и находящегося в нём масла. При этом надо иметь в виду, что при недостатке света или в тёмном помещении, без притока свежего воздуха высыхание масла замедляется, оно способно коричневеть и менять тон живописи. Выдержанная на свету живопись в дальнейшем лучше сохраняется

Лакировку и сушку покрывного слоя также следует делать в светлом, сухом, проветриваемом помещении при нормальной комнатной температуре и влажности. Не рекомендуется наносить и сушить покрывной слой в сырую дождливую погоду, так как сырость отрицательно сказывается на прочности и прозрачности лаков.

Для работы можно использовать флейц или широкую беличью кисть. Лак следует наносить не торопясь, иначе он будет пениться. Попавшие в покрывной слой волоски от кисти надо сразу же убирать.

Покрытую лаком картину, пока лак не просох, нужно беречь от пыли, загрязнений, механических и других повреждений лаковой плёнки.

error: Content is protected !!