Рисунки в разных техниках. Как научиться рисовать карандашом для начинающих. Отпечатки рук и ног

Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель - также относят к живописи.

АКВАРЕЛЬ

Акварель (от итальян. «aquarello») - означает живопись красками на водной основе.

В акварели существует множество художественных приемов: работа по сырой бумаге ("A la Prima"), работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники.

Разновидности техник акварели:

по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

Заливка - очень интересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.

Мастихин используется не только в живописи маслом, но и в акварельной живописи. Мастихином можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, облаков, морских волн, изображать деревья, цветы.

Впитывающие свойства соли используются для получения интересных эффектов в акварели. С помощью соли можно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине, движущиеся тональные переходы.

Многослойная живопись насыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественные приемы работы с акварелью.

Акварель - одна из сложнейших живописных техник. Основное качество акварели - прозрачность и воздушность изображения. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухой бумаге, работа по сырой бумаге ("A la Prima"), использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

Для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельные краски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.

КАРАНДАШ

Карандаш - материал для рисования. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.

Акварельные карандаши - вид цветных карандашей, водорастворимы. Приемы использования акварельных карандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой, работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокрой бумаге, и др. рисунок выполнять сложнее.

С помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используются карандаши различные по степени мягкости.

Начинают работу над графическим рисунком с конструктивного рисунка, т.е. рисунка внешних контуров предмета с использованием линий построения, обычно карандашом средней мягкости H, HB, B, F, далее в тоновом рисунке, в котором уже отсутствуют линии контуров предметов, а границы предметов обозначаются штриховкой, при необходимости используют более мягкие карандаши. Самый твердый это 9H, самый мягкий 9B.

В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стирательную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Растушевкой в карандашном рисунке лучше не пользоваться по тем же причинам. Для нанесения тона применяется прием штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяется формой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.

Портрет карандашом получается очень реалистичным и наполненным светом. Ведь с помощью карандаша можно передать множество оттенков, глубину и объемность изображения, переходы светотени.

Рисунок карандашом закрепляется фиксативом, так рисунок не теряет свою четкость, не размазывается даже при его касании рукой и сохраняется надолго.

МАСЛО

Живопись маслом на холсте - самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастеру безграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира. Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, создание рельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок, различные вариации смешивания цветов - все это многообразие приемов живописи маслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемых предметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатство оттенков окружающего мира.

Масляная живопись имеет свою особенность - картина пишется в несколько слоев (2-3), каждому слою необходимо высохнуть несколько дней в зависимости от используемых материалов, поэтому обычно картина маслом пишется от нескольких дней до нескольких недель.

Наиболее приемлемым для масляной живописи является льняной холст. Льняное полотно прочное, отличается живой фактурой. Льняные холсты бывают различной зернистости. Для портрета и живописи с детальной прорисовкой используют мелкозернистый, более гладкий холст. Крупнозернистый холст подойдет для живописи с выраженной фактурой (камни, скалы, деревья), пастозной живописи и живописи мастихином. Ранее в живописи использовалась техника лессировок, нанесения красок тонкими слоями, поэтому шероховатость льняного слоя придавала картине изящность. Сейчас в живописи часто используется техника пастозных мазков. Тем не менее, качество холста важно для выразительности картины.

Хлопковый холст - прочный и недорогой материал, подходит для живописи пастосными мазками.

В живописи маслом используются также такие основы как мешковина, фанера, оргалит, металл, и даже бумага.

Холсты бывают натянуты на картон и на подрамник. Холсты на картоне тонкие и обычно не бывают больших размеров, и не превышают размера 50*70. Они легкие и удобные в транспортировке. Холсты на подрамнике более дорогие, готовые холсты на подрамнике могут достигать размера 1,2м на 1,5м. Законченная картина оформляется в раму.

Перед работой маслом холсты проклеивают и грунтуют. Это необходимо для того, чтобы масляная краска не разрушала холст, и чтобы краска хорошо легла на холст.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. В масляной живописи используют технику работы мастихином. Мастихин - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Разная форма мастихина помогает добиться различной фактуры, рельефности, объемности. Мастихином можно также наносить ровные, гладкие мазки. Лезвие мастихина можно также использовать для создания тонких линий - вертикальных, горизонтальных, хаотичных.

ПАСТЕЛЬ

Пастель (от лат. pasta - тесто) - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель - один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике "сухой" пастели широко используется приём "растушёвки", что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определённое настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом.

Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Пастель обладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. В этой технике можно делать любые сюжеты - от пейзажей до рисунков людей.

Преимущества пастели - в большой свободе для художника: она позволяет снимать и перекрывать целые живописные слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Типы пастели:

сухая - производится из пигмента путем прессовки без добавления масла

масляная - производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки.

восковая - производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска

Приемы работы пастелью разнообразны. Пастельные штрихи втираются пальцами, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Техника пастели очень тонкая и сложная в своих наложениях пастельной "лессировкой" цвета на цвет. Пастель накладывается пятнами, штрихами, лессировками.

Для работы пастельными карандашами необходимы основания, удерживающие пастель, препятствующие ее осыпанию. Пастелью работают на шероховатых сортах бумаги, таких как "торшон", ватман, наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Наилучшим основанием является замша, на которой написаны некоторые ставшие классическими произведения. Рисунки пастелью закрепляют специальными фиксативами, препятствующими осыпанию пастели.

Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега "Три танцовщицы в фиолетовых юбках" была продана за $7, 87 млн. В России в пастели работали такие мастера, как Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин.

САНГИНА

Цветовая гамма сангины, материала для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной закрепляются фиксативом или помещаются под стекло.

Сангина известна еще с античности. Именно тогда сангина позволила ввести в рисунок цвет телесного цвета. Широкое распространение техника рисунка сангиной получила в Эпоху Возрождения. Художники Возрождения разработали и широко использовали технику "трех карандашей": они наносили рисунок сангиной или сепией и углем на тонированною бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки.

Сангина (от лат. "сангвинеус" - "кроваво-красный") – это карандаши красно-коричневых тонов. Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Как пастель, уголь и соус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придается форма четырехгранных или круглых мелков.

С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно.

Техника работы сангиной характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне, особенно когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей").

Для рисунка выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж - сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.

Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование таким работам.

Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной можно закрепить фиксативом или поместить под стекло.

ТЕМПЕРА

Темпера (от латинского "temperare" - соединять) - связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но постепенно она утратила свое значение.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова привлекает к себе интерес.

В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи. Темпера в отличие от масла быстро высыхает. Темперные картины, покрытые лаком, по красочности не уступают масляной живописи, а в отношении неизменяемости и долговечности, темперные краски даже превосходят масляные.

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Каждый из нас в детстве делал свои первые наброски. На уроках рисования не все старались выполнить работу качественно, не задумывались о приобретении навыков. В более взрослом возрасте многие испытывают потребность создавать что – то прекрасное, но как научиться рисовать карандашом? Ведь любые техники рисования базируются на умении правильно держать грифель, делать элементарные зарисовки, создавать образы. В этой статье вы найдете полезные советы для обучения рисованию, как в художественной школе, так и самостоятельно.

Основы рисования карандашом

Специалисты утверждают, что узнать, как научиться рисовать правильно карандашом – способен любой человек, независимо от возраста. Обучение живописи всегда начинается со знакомства с материалами, которые необходимы начинающему художнику:

  • лист белой бумаги, любого формата;
  • ластик, он же резиновая терка;
  • простые карандаши.

Первые шаги в рисовании начинаются с карандашного наброска. С помощью скупых линий передаются общие очертания срисовываемого предмета, разнообразные позы, моменты движения. Набросок – это самый быстрый способ закрепить на бумаге свои первые мысли и впечатления от того, что вы рисуете. Во время исполнения наброска не нужно обращать внимание на лишние детали, его рекомендуют рисовать не более 10 минут.

Как научиться рисовать с нуля

Учеными психологами доказано, что во время процесса создания рисунка у человека активно работают оба полушария мозга, включается воображение. Не зря есть методика для успокоения нервов под названием арт терапия – это рисование для взрослых и детей. Многие хотят уметь, но не знают, как научиться рисовать карандашом. Обучиться рисованию с нуля совсем не сложно, ведь техника рисования карандашом доступна детям и взрослым.

Художественная школа

Как научиться ребенку рисовать карандашом? Самое лучшее решение – отдать его в художественную школу. Она предназначена для обучения детей школьного возраста от 6 до 17 лет. При поступлении в это заведение определяется уровень знаний и умений в изобразительном искусстве. В зависимости от навыков ребенка определяют в соответствующую группу учеников.

Обучение в художественной школе бесплатное и находится на государственном финансировании. Посещается это заведение после основных уроков в школе три раза в неделю. Курс обучения составляет от двух до семи лет. После окончания школы выпускник получает диплом, который открывает двери в художественное будущее: поступление в училище или в высшее заведение по специальности.

Курсы

Как научиться взрослым людям рисовать карандашом? Обучится мастерству рисования возможно с помощью художественных курсов. Они платные. Курс обучения составляет от нескольких недель до четырех лет. За это время художественная студия научит вас таким навыкам:

  • Как рисовать правильно в поэтапной технике.
  • Научитесь владеть карандашом и кисточкой. Учителя в художественной студии обучают не только умению правильно держать инструменты, но и выбирать, отличать качественные от низкого сорта.
  • Узнаете, как рисовать детей карандашом.
  • Научитесь многим техникам рисования.
  • Узнаете, как научиться рисовать различные предметы.
  • Научитесь рисовать с натуры, пейзажи, натюрморты, людей, животных и т.д.
  • Научитесь колористике – правильно подбирать и сочетать цвета.
  • Узнаете, как рисовать кошку карандашом и других животных.
  • Вам расскажут, как научиться рисовать портреты.

Уроки онлайн

Если у вас нет свободного времени, и вы не знаете, как вам научиться рисовать карандашом, то воспользуйтесь онлайн курсами. Они подходят для тех, кто не имеет возможности посещать стационарную студию. Приблизительный план прохождения занятий такого формата для начинающих художников:

  • Учитель дает базовые знания в рисовании в виде примеров работ, картинок.
  • Детально разбирается выбранная тема урока по рисованию.
  • Преподаватель в конце урока дает домашнее задание, которое вы выполняете и отправляете по почте учителю для проверки.
  • На следующем занятии ученик вместе с учителем детально разбирает домашнее задание, вместе исправляют ошибки в рисунке, если такие имеются.

Уроки онлайн, как вариант, для того, чтобы научиться профессионально рисовать, не являются единственным выходом. Если у вас нет финансовых и территориальных возможностей, но есть большое и непреодолимое желание научиться классно рисовать, то это вполне можно сделать самостоятельно с помощью:

  • учебников и пособий по рисованию;
  • самоучителей;
  • инструкций по рисованию;
  • обучающих видео.

Поэтапная техника рисования

Новичку тренироваться рисованию нужно с создания набросков. Для того, чтобы рисунок получался осмысленным, эскиз нужно создавать по правилам, которые формируют планом:

  1. Сначала выберите предмет, который будете рисовать, например, чайник или ваза.
  2. Рассмотрите его со всех сторон, определите форму, его фактуру, как падают тени на этот предмет.
  3. Определите композицию рисунка, т.е. как он будет располагаться на бумаге, в каком формате.
  4. После того, как нарисованы контуры, прорисуйте детали, наложите тени.

Человека

Для того, чтобы нарисовать человека, необходимо определиться с композицией. Это значит, что нужно проанализировать границы расположения от головы до ног. Когда вы мысленно представили фигуру, начинайте компоновать части тела. Рисовать человека нужно с наброска контуров головы, опускаясь ниже. В изображении человека очень важно сразу найти образ, следует определить количество деталей, необходимых для законченного рисунка.

Лицо

В рисовании человека большое внимание уделяется лицу. Чтобы нарисовать его правильно, необходимо действовать по этапам:

  1. Определиться, как будет располагаться лицо на бумаге. Для этого мысленно провести ось симметрии, она должна проходить по центру листа.
  2. Нарисовать карандашом на бумаге очертания лица в виде овала (форма куриного яйца).
  3. Выстроить форму лица, начиная с линии подбородка, двигаясь к самой выпуклой части – скуловой области, затем к самой узкой – височной зоне.
  4. Выровнять наведенные линии с помощью ластика, это заметно «облегчит» очертания овала.
  5. Получившийся овал разделить на три равные части легкими, еле заметными линиями. Самая первая черта, расположенная ближе к подбородку, отмечает кончик носа.
  6. Прорисовываем нос, начиная с кончика. Он всегда выступает вперед, поэтому имеет круглую, квадратную, или заостренную форму. Затем рисуем крылья носа и переносицу.
  7. Рисуем рот, начиная с верхнего изгиба губы, который располагается посредине ноздрей носа.

Глаза

В портрете человека глаза занимают самое главное место, они притягивают к себе внимание, поэтому им нужно уделить особое внимание. Чтобы нарисовать их в поэтапной технике, необходимо придерживаться такого плана:

  1. Прежде, чем рисовать глаза, необходимо обозначить брови, которые располагаются на уровне переносицы. Их форма зависит от характера, который художник хочет передать в портрете.
  2. Наметив приблизительное расположение глаз, вырисовываем их форму в виде овала.
  3. Рисуем зрачок в форме круга.
  4. Наводим веки и оформляем ресницы.

Аниме и Манги

Многие молодые художники начинают обучение рисованию с аниме и манги, т.к. изображать людей в стиле ярких персонажей японских мультфильмов гораздо проще, чем в классическом. Наибольший акцент в таких мультипликационных героях приходится на голову, глаза и волосы. Разберем поэтапную схему рисования, с помощью которой начинающий художник узнает, как научиться рисовать аниме:

  1. Начинаем рисовать аниме с овала, который будет головой.
  2. Разделяем круг пополам вдоль с помощью ровной линии.
  3. Делим голову поперек на три части легкими линиями.
  4. Далее необходимо отметить расположение глаз, носа и рта.
  5. Прорисовываем большие глаза, начиная с дуги верхнего века. Расстояние между ними должно равняться одному глазу. Большое внимание в рисовании зрачков уделяется нанесению бликов. Брови этим персонажам рисуются классическим стилем: две ровные дуги.
  6. Нос у аниме и манги рисуют маленький, выражается с помощью галочки.
  7. Губы рисуются двумя маленькими линиями.
  8. Волосы аниме и манги нужно рисовать ниспадающими треугольниками, которые слегка закрывают глаза.
  9. Девочки аниме рисуются в яркой одежде, в основном в платьях.

3д рисунки

Объемные рисунки завораживают своей реалистичностью, благодаря правильному построению формы, нанесению теней и бликов в нужных местах. Учиться изображать такие картинки следует с простых геометрических фигур: цилиндр, ромб, квадрат. Чтобы воссоздать 3д иллюзию предмет, необходимо рисовать в изометрии, когда углы между осями координат составляют 45 градусов. Объем рисунку добавляют вспомогательные линии, которые рисуются внутри фигуры легким нажатием, а контур наводим жирным, более темным цветом.

Портреты

Портреты могут рисоваться как с натуры, так и с фотографии. Перед составлением образа тщательно продумайте, какой посыл будет нести будущий рисунок. Учитесь рисовать портрет человека правильно не только с точки зрения пропорциональности и симметрии, но и отображать живые эмоции. Еще одна задача рисования изображения человека – это максимальная передача схожести срисовываемого, для ее осуществления перед началом рисования рассмотрите все детали, выделите те особенности, «изюминки», на которые вы будете делать акцент.

Граффити на бумаге

Сейчас рисование граффити – это модное движение, которое набирает все большие обороты. Многие здания пестрят непонятными объемными надписями, но нередко встречаются красивые, профессиональные рисунки на стенах. Для того, чтобы ваши картины не уродовали городские здания, а дорогие краски не пропадали зря, необходимо долго тренироваться на бумаге. Для начала попробуйте рисовать буквы алфавита с помощью простого карандаша. Чтобы придать им объем, воспользуйтесь вспомогательными линиями.

Дом

Умение рисовать здания полезно не только детям, но и людям любых возрастных групп, чтобы легко составлять картины, например, дом с пейзажем. Строения рисовать очень просто с помощью линий. Начинать следует с прямоугольника, добавив треугольник, вы получите образ домика, так его рисуют дети. С помощью нехитрых приемов и дополнительных линий дом становится объемным.

Машины

Чтобы нарисовать автомобиль карандашом, необходимо придерживаться пошагового плана:

  1. Обозначить наружные очертания машины, разделив пополам линией.
  2. Более жирными линиями рисуем корпус.
  3. Затем рисуем колеса.
  4. Выводим детали передней части машины: фары, лобовое стекло, бампер.
  5. Рисуем окна, дверцы, зеркала.

Животных

Срисовать зверей гораздо сложнее, чем предметы, особенно с натуры, потому что они постоянно меняют позу, находятся в движении. Чтобы нарисовать животное, например, лошадь, необходимо определиться с его характерными особенностями: густая грива, вытянутая морда, стройные мускулистые ноги. Смотрите подробную инструкцию, . Возможно, не с первой попытки вам удастся правильно изобразить любимую кошку или собаку, но после нескольких тренировок у вас обязательно это получится.

Видеоуроки по рисованию простым карандашом для начинающих

Видеоуроки – отличный способ обучения рисованию самостоятельно. Ниже представлена подборка обучающих роликов, в которых опытные художники наглядно показывают, как создавать легкие рисунки карандашом для начинающих. Посмотрев видео, вы узнаете, как рисовать героев японских мультиков – девочек аниме, научитесь изображать цветы. Если вам нравятся пейзажи, то посмотрите третий ролик до конца, в котором художник рисует природу, акцентируя особое внимание на деревьях.

Рисуем девушек

Как нарисовать цветы

Красивые пейзажи

Как рисовать тело человека

Монотипия - это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина - это, допустим, лес, а более размытая - это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь - краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды - отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Состаривание бумаги при помощи лимона и молока

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».


Смывание черной туши

Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.

Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.

Рисование пеной для бритья и тушью

Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

Рисование нитками

Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

«Мятый» рисунок

Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.

Технологии в действии

Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска - гуашь или акрил.

Штампование

При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.

Разбрызгивание

Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый - разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй - разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».

Точечная техника

Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет - небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

"Расчесывание краски"

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.

Граттаж

Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.

Рисование с использованием пищевой пленки

На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.

25 Авг

Виды и техники рисования карандашом

Список уроков:

Техника рисования карандашом, виды карандашей, основы рисования, все это вы найдете в нашей статье.

Карандаш — доступный каждому инструмент, знакомый еще со школьных уроков черчения. Грифель легко прощает огрехи и неточности линий, достаточно подходящего ластика. Однако чем выше становится требовательность к работе, тем тщательнее нужно выбирать карандаш и сопутствующие ему материалы.

Многие предпочитают механические карандаши со вставным грифелем за удобство. Их линии всегда однородны по толщине и интенсивности, и в этом одновременно кроется преимущество и недостаток.

До того, как карандаши стали механическими, их классифицировали по мягкости грифеля буквами H и B , который в зависимости от силы нажима оставлял более или менее темную линию .

Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает степень данного показателя.

Чем выше твердость H карандаша, тем плотнее грифель и светлее линия, тем больше он «царапает бумагу», оставляя в ней борозду-вмятину, которую не убрать ластиком.

Мягкий B грифель, наоборот, чертит боле темные линии, легко крошится и меньше травмирует бумагу.

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) - это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости.

Заточка карандаша — важнейший параметр. Угол заточки позволяет обнажить грифель, который в зависимости от наклона к бумаге рисует то тонкие, то широкие линии. Этот прием помогает создавать выразительные рисунки.

Угол заточки создают резаком: чем шире его лезвие, тем проще увеличить угол.

Точилки-коробочки помогут заострить грифель, но их угол заточки всегда одинаков.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую - на ней хорошо будут видны карандашные оттенки.

Основы техники рисования

Рисунок бывает линейным, объемным и смешанным, и подразделяется по назначению.

  • Чертеж — технический рисунок,
  • эскиз быстрый набросок идеи из головы или объекта с натуры,
  • этюд — анализ модели и её правдоподобное изображение.

Выбор техники зависит от цели.

В чертеже необходимо умение регулировать твердость и угол нажима по линейке, аккуратность работы с бумагой при исправлении.

В эскизе важна экспрессивность, передача сути, и выбор выразительных средств ничем не ограничен. Чем больше в арсенале рисовальщика техник, тем точнее он подберет ту, что подходит для данного эскиза.

Этюд — классический рисунок, в котором всегда присутствует модель; в переводе этюд — изучение, его цель — анализ модели и её правдоподобное изображение на бумаге. Продолжительные, до нескольких часов, сеансы этюда развивают чувство пропорций, глазомер и связь рука-глаз, которая позволяет рисовать точно, лишь изредка отрывая взгляд от модели.

Техники рисования

Контурный рисуно к

требует работы с линией, её толщиной, интенсивностью и формой. Провести линию нужного качества — показатель мастерства рисовальщика, которое достигается через практику.

Существует множество несложных и быстрых упражнений для тренировки руки, в их основе: изображение формы за раз, без отрыва карандаша от бумаги. Начинайте с неподвижных объектов — это дает возможность сравнить изображение с оригиналом и учесть ошибки.

Важно варьировать карандаши — механические и простые, мягкие и твердые, с большим углом заточки и без, а так же плотность бумаги — от вощеного листа до рыхлого картона. Разнообразие результата поможет понять, как именно достигнуть определенного свойства линии.

Объемный рисунок

строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой. Прием строится на постепенном наборе тона поверхности.

Штриховка

создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.

Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.

Растушёвка

буквально «размазывание» графитной крошки штриха по поверхности бумаги, при котором линии смешиваются и исчезают. Этот прием позволяет добиться « фотографичности » изображения. Для удачной растушёвки следует делать предварительную штриховку наиболее мягким грифелем — это значительно упростит работу и сбережет поверхность бумаги.

Ошибки новичков

Пренебрежение рисунком с натуры.

Часто начинающие рисовальщики хотят быстрого эффектного результата «для рамки», поэтому выбирают для основы понравившуюся картинку. Это копирование поможет наработать руку, но для приобретения чувства пространства необходима трехмерная модель.

Важность освещения.

Мы воспринимаем форму в зависимости от того, как она освещена. Близкий, яркий источник света создаст контраст между поверхностями, а слабый — размоет контуры. Попытайтесь осветить один и тот же предмет по-разному — характер его формы изменится. Грамотное освещение модели позволит осознанно работать со светотенью и развивать пространственное мышление.

От простого к сложному

Невозможно создать шедевр с нуля, но не отчаивайтесь. Беритесь за посильные упражнения, постройте свое обучение от простого к сложному. С каждым новым рисунком глаз будет тренированнее, рука — увереннее, а опыт позволит интуитивно выбирать подходящие техники, а затем и смешивать их.

Варьируйте тип упражнений: после долгого, но необходимого для глазомера этюда не начинайте следующий. Развейтесь, сделайте дружеский шарж на только что законченный гипсовый бюст. Техники рисунка — инструменты для передачи замысла, и чем больше их будет в вашем арсенале, тем красноречивее будут ваши работы.

Категории: / / от 25.08.2017
error: Content is protected !!