Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Берт хеллингер - порядки помощи

Отзывы о них самые положительные, однако есть и противники этого метода. Неудивительно, ведь он не укладывается в рамки традиционной психологии. Автором метода является Берт Хеллингер. Книги его, изданные в конце прошлого и начале этого века, завоевывают все большую аудиторию. Предлагаем вам познакомиться с методом Хеллингера, а также с ним самим.

Биография этого человека достаточно интересна. Берт Антуан Хеллингер - известный немецкий философ, богослов, психотерапевт, духовный учитель. Фигура его порой вызывает споры, однако это лишь подогревает интерес к этому человеку. Цитаты Берта Хеллингера часто встречаются в научных трудах и популярных статьях.

Происхождение и детство

Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 г. в городе Лаймене (Германия). Отцом его был Альберт Хеллингер, немецкий инженер и католик. Берт был средним из трех его сыновей.

В 1936 году мальчик окончил начальную школу и в возрасте 9 лет покинул родительский дом. Он отправился в г. Лоор-на-Майне, где находился интернат миссионерской конгрегации, в котором Берт намеревался продолжить свое обучение. В будущем он хотел стать миссионером и священником.

Интернат в 1941 году был закрыт, поэтому парень вернулся к родителям. Он продолжил свое обучение в гимназии. Берт Хеллингер в это время присоединился к молодежному католическому движению, запрещенному Вермахтом. Его безуспешно пыталась завербовать местная организация гитлерюгенд. В итоге Берт Хеллингер стал рассматриваться как потенциальный враг народа. Администрация гимназии даже хотела отказать ему в получении аттестата после окончания курса гимназических наук.

Плен и побег

В 1942 г. Хеллингер отправился во Францию, в строительные батальоны Вермахта, куда его призвали на службу. А в 1945-м американские войска взяли его в плен. Так Берт Хеллингер оказался в лагере для военнопленных, находившемся в Бельгии. Спустя год он бежал из плена, укрывшись в товарном вагоне. После побега Хеллингер возвратился в Германию. Здесь он узнал о смерти своего брата Роберта, который погиб на фронте в России.

Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Хеллингер, оказавшись в Германии, вступил в религиозный католический орден Марианхилл. Он стал монахом и взял имя Сюйтберт, сокращенно - Берт. В 1971 году Хеллингер вышел из ордена, однако сохранил это имя.

Берт изучал теологию и философию в университете Вюрцбурга. Окончив его, он принял послушничество, после чего полгода служил в должности капеллана. Затем отправился в Южную Африку, в приход Марианнхилл, где должен был осуществлять миссионерскую деятельность среди зулусов. Здесь Хеллингер продолжил обучение. Он окончил Южноафриканский университет и Университет Петермарицбурга, где проходил курс педагогики и английского языка.

Жизнь Берта в Африке

Берт прожил в Африке 16 лет. Он преподавал в школах, был приходским священником и руководителем комплекса, включающего 150 региональных миссионерских школ. Берт изучал зулусский, активно общался с местным населением, участвовал в его ритуалах. Со временем он начал понимать взгляд на мир этих людей и заслужил уважение и известность.

Берт Хеллингер, работая руководителем школ, сталкивался с конфликтами и взаимным неприятием, которые возникали между представителями различных вероисповеданий и рас. Пытаясь разрешить эти конфликты, он сотрудничал с членами психодинамической группы, которую англиканская церковь с этой целью направила в Марианнхилл. Так Берт узнал о методах Он был впечатлен тем, как они могли примирять противоположности путем взаимного уважения.

Возвращение в Германию, выход из ордена, женитьба

В 1968 г. Берт возвратился в Германию. Он решил получить образование в сфере психотерапии. В ордене мужчина стал считаться еретиком, однако несколько лет работал в нем, параллельно получая образование и ведя собственную практику с психодинамическими группами. Но в 1971 году Хеллингер вышел из ордена. Он решил, что больше не хочет быть священником. В это время Берт познакомился с Гертой, своей будущей женой. В браке с ней у него не было детей. Вместе с Гертой он продолжил вести психотерапевтические консультации и группы.

Книга, повлиявшая на судьбу Хеллингера

Хеллингер не прекращал впитывать новые знания. В начале 1970-х гг. он изучал классический психоанализ в Венском сообществе глубинной психологии у И. Шакеда и Р. Шиндлера, а также обучался в Мюнхенском психоаналитическом институте. Работа "Первичный крик" Артура Янова, которую Хеллингер прочитал в 1972 году, когда книга только что вышла, произвела на него очень сильное впечатление. Берт даже прервал свое психоаналитическое образование. Он на год выехал из Германии. В течение этого времени Берт Хеллингер обучался у Янова в США и проходил личную терапию.

Вернувшись назад, Берт использовал идеи Артура Янова в дипломной работе по психоанализу. Научное сообщество не приняло эти идеи, и Хеллингер не был аттестован как психоаналитик.

Знакомство с новыми методами

После этого он изучал и практиковал методы терапии, использовавшиеся в то время: трансактный анализ, недирективную гипнотерапию, провокативную терапию, гештальт-терапию и др. У Гундля Кучеры Берт изучал НЛП. Именно этому методу, кстати, посвящена его первая книга, которая осталась неопубликованной. Берт изучал у Рут МакЛендон и Лесли Кадиса. Их группы впервые познакомили его с работой, которая стала прообразом созданного им впоследствии метода семейной расстановки.

Семейная расстановка

Через некоторое время она стала основным методом, который использовал Берт. Он развил его, соединив в нем два положения:

  • при котором клиент и тема, заявленная им, рассматривались во взаимосвязи его с членами системы (семьи);
  • предполагающий следование тому, что возникает во время работы, без использования предварительных концепций, а также без дальнейших интерпретаций.

Порядки Любви

Исследования, которые провел Хеллингер, убедительно доказывали, что личность следует рассматривать не как единицу, а как составляющую некоей системы, которая больше, чем сумма составляющих ее частей. Берт вскоре убедился в том, что члены одной семьи (братья и сестры, отцы и дети, не только ныне живущие, но также и умершие) соединены невидимыми нитями. Данные связи основаны на трех базовых законах. Общее название, которое дал им Берт Хеллингер, - "Порядки Любви".

Закон принадлежности - первый из этих законов. Он гласит, что у любого члена семейной системы есть право на приятие в ней и принадлежность к ней. Следующий, называемый законом иерархии, предполагает, что новая система, то есть молодая семья, имеет безусловный приоритет над старой (родительской). Наконец, закон баланса предполагает необходимость равновесия в отношениях принятия и отдачи.

Нарушение законов

Если семейная система функционирует нормально, то ныне живущие отдают детям ту любовь, которой когда-то их наделили родители. Недостаток любви может стать причиной сбоя в системе, называемого парентификацией. Данный феномен описывает ситуацию, при которой дети оказываются "родителями" для своих отцов и матерей.

Бывает и так, что нарушается закон принадлежности. В результате этого человек всю свою жизнь ощущает себя так, словно он воспроизводит чужие чувства и выполняет чужие запросы. К счастью, семейные расстановки проливают свет на ситуацию в семье и трансформируют отношения внутри нее.

Как проводятся расстановки

Больше всего они напоминают психодраму. Участвующие в ней разыгрывают роли других людей. Однако это только внешнее сходство. Зрители и участники расстановки оказываются в мире настоящих людей, их радостей, трагедий, эмоций и чувств. В этом нет никакой игры. Участники замещают незнакомых им людей. При этом они очень точно передают то, что происходит в жизни данного человека.

Заместителем называется человек, который выбран на замещение кого-либо из участников жизненной истории клиента. Руководит этим человеком то, что Хеллингер назвал замещающим восприятием. В расстановке разыгрываются трагедии и драмы. Об этом свидетельствуют слова, движения, реакции заместителей.

Польза расстановок

Чем же могут быть полезны семейные расстановки? Все люди, как известно, принадлежат своему роду. Они несут в своей жизни что-то такое, что не удалось реализовать или прожить их предкам, членам рода. В расстановках учение о карме выглядит совершенно по-новому. Получается, что человек, рождаясь в той или иной семье, несет в себе ее карму. Он разрешает ситуации, которые не были разрешены его предками, а также испытывает эмоции, которые какой-то представитель его рода не смог выразить.

Поле расстановки через заместителей может поведать о том, что является корнем проблемы этого клиента. Сеансы, проводящиеся по методу Хеллингера, могут помочь человеку понять себя, а также процессы, происходящие с ним и с его партнерами в роду, в семье. Это поможет улучшить отношения с родственниками, преодолеть кризисы, изменить свою жизнь, обрести душевную гармонию и любовь.

Стоит ли рекомендовать расстановки по Хеллингеру? Отзывы о них неоднозначны, ведь этот метод до сих пор не получил научного признания. Однако многие отмечают его пользу. Конечно, чтобы получить желаемый результат, необходимо найти хорошего специалиста. Множество психологов сегодня практикуют метод Берта Хеллингера, поэтому можно без труда отыскать опытного человека, основываясь на отзывах.

Любовь как основа метода

Берт считает себя практиком, который, испытав множество различных методов, в конечном итоге нашел свой собственный. Он говорит, что самым важным элементом данного подхода, отличающим его от классической семейной терапии, является понимание того, что за любым поведением стоит любовь. Она также является скрытой действующей силой всевозможных симптомов. Следовательно, для психотерапевта очень важно найти точку, в которой сосредоточена энергия любви его клиента, поскольку здесь находится и корень его проблемы, и ключ к ее решению.

Популярность расстановок

Основой терапевтической работы Берта являются акты уважения, признания, принятия судьбы, правды, мужества и смирения. Его метод (семейные расстановки) очень быстро стал популярным как в Германии, так и за пределами этой страны. Берт провел работу со множеством групп по всему миру. Он говорит, что не обучает методу, а всех практикующих отпускает для свободного исследования. Вокруг него складывается группа коллег, увлеченных его методом. Они быстро осваивают и развивают новые техники и направления расстановочной работы: организационные расстановки, структурные, те, в которых используются фигурки, и др.

Берт Хеллингер: книги и выступления

Дальнейшая судьба Берта после открытия метода складывается успешно. Хеллингер в 1980-х годах активно работает. Он также входит в общество семейных терапевтов Германии. Однако Берт по-прежнему не пишет книг и не проводит обучение. Гунхард Вебер, его ученик, в начале 1990-х годов получает разрешение Хеллингера на публикацию записей с семинаров, которые он проводил (скрипты комментариев и расстановок). В 1992 году появляется первая книга Берта о семейных расстановках ("Два рода счастья…"). Это издание сразу же становится бестселлером.

Работа Хеллингера с 1994 года становится все более публичной - он выступает перед аудиториями, насчитывающими несколько сотен человек. Берт начинает описывать свой метод расстановок в книгах, а также в CD и видеофильмах. В 1992-2007 гг. было издано более 30 его книг. В основном они являются записями с семинаров, которые проводил по всему миру Берт Хеллингер. "Источнику не нужно спрашивать пути" - одна из самых известных его книг. Как и другие его работы, она популярна во всем мире. Еще одна интересная книга, автором которой является Берт Хеллингер, - "Исцеление". В ней представлено множество медитаций и упражнений, позволяющих познать опыт исцеляющего и освобождающего движения. Как известно, все заболевания имеют психологическую составляющую. Нужно стремиться исцелить не только свое тело, но и душу. Предлагаем вам обратить внимание еще на одну книгу - "Большой конфликт". Хеллингер в ней рассказывает о душевных механизмах, которые приводят к конфликтам и войнам между религиями и народами мира.

В нашей стране в период с 2000 по 2009 год появилось 11 книг Хеллингера, а также 2 варианта перевода издания Гунхарда Вебера (в 2001 году - "Два рода счастья", в 2005 - "Кризисы любви").

Берту Хеллингеру недавно исполнилось 90 лет. В настоящее время он активно путешествует. Хеллингер проводит обучающие курсы и семинары, читает лекции по всей Европе, а также в Южной и Центральной Америке, США, Китае, России и Японии.

Автор метода - «системно-семейные расстановки» или, как более популярно - «расстановки по Хеллингеру» умнейший человек. Профессору уже 91 год, а его метод без преувеличения «в самом расцвете сил». Работа психотерапевта в расстановках заключается в выявлении перенятых от предков и проработке вытесненных чувств, не пережитых, в связи со множеством причин – запрет общества, собственные блокировки. Ознакомившись всего с несколькими цитатами психотерапевта вы наверняка развеете часть своих сомнений и станете поклонником этого легендарного метода.

1. Некоторые могут быстро наверстать большую часть упущенного, если они действуют. Но признание вины и жалобы - только замена действия. Они делают невозможным действие и делают человека слабым.

2. Все прошедшие события через какое-то время должны по-настоящему остаться в прошлом.

3. Если в партнерских отношениях муж жаждет получать от жены или жена жаждет получать от мужа такую же безусловную любовь, какую ребенок хочет от своих родителей, они рассчитывают на то, что другой даст им ту же безопасность, какую родители дают своим детям. Как следствие, в партнерстве наступает кризис, заканчивающийся тем, что тот, на которого были направлены слишком большие ожидания, отдаляется или уходит. И правильно делает, поскольку перенос какого-либо порядка из детства на отношения в паре означает несправедливость по отношению к другому.

4. Личная вина человека - источник силы, при условии, что он признает ее. У того, кто признает, что он виноват, пропадает чувство вины. Чувство вины появляется тогда, когда человек старается вытеснить ее или внушить себе, что он не виноват.

5. Кризис легче всего разрешается, когда достигнута его крайняя точка.

6. Только в собственных действиях человека заключается решение.

7. Там, где невиновный предпочитает действиям страдания, невинных жертв и виновников по этой причине вскоре становится больше, чем было прежде.

8. Человек может стать зависимым от наркотиков в тех случаях, если мать дала ему понять: то, что дает ему отец, ничего не стоит и он должен брать все только от нее. Тогда ребенок мстит матери тем, что берет от нее так много, что это его разрушает.

9. Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора.

10. Ревность служит средством для того, чтобы переложить свою вину на другого.

11. Не зацикливаться на проблеме - значит продолжать свой путь новым человеком

12. Когда мы что-то отдаем другим, но не принимаем ничего взамен, мы как будто даем им понять: «Лучше, если ты будешь чувствовать себя виноватым, чем я».

13. Носители перенятой злости просто вне себя от злости… и при этом гордятся и считают себя правыми; но их злость и вытекающие из нее действия питаются посторонней энергией и чужим правом. Поэтому носители злости остаются слабыми, а их усилия - напрасными. Но и жертвы перенятой злости чувствуют себя сильными и правыми, так как им известно, что они страдают несправедливо; однако они остаются слабыми и страдают напрасно.

14. Когда родители требуют от детей чего-то, что превосходит их обязанности (например, утешения), тогда дети становятся как будто родителями собственных родителей, а родители - детьми собственных детей. Это искажает отношения между родителями и детьми. Дети не могут защищаться от подобного поведения родителей. Они оказываются втянутыми в определенное переплетение и вынуждены совершить то, на что у них нет права с семейно-системной точки зрения. Позже они начинают наказывать самих себя за это, например, не позволяя себе быть счастливыми в личной жизни или успешными в карьере. Иногда самонаказание может обернуться даже гибелью. Только когда ребенок становится взрослым и понимает, что в его жизни что-то не в порядке, он может попробовать избавиться от такого переплетения, например, с помощью психотерапии.

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) - немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя - Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Старший брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным - в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя - люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake)). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, «Zweierlei Gluck.Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers», 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья.Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер - он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и 2 книги Гунхарда Вебера с конспектами семинаров Берта.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut.

Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода

Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!

«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.

Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Теория

Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».

«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» .

Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?

Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.

При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» .

Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?

И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?

Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!

Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?

Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» .

Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…

Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…

Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.

Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..

Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.

«Корни любви»

Комментарии и вопросы автора

«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.»

То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется?

Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных!

А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле?

«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.»

Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда?

Не иначе, «знающее поле» подсказало...

«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.»

Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает?

Смысл, скрытый от кого?

«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.»

Почти всех? Неужели?

Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье?

Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе…

«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.»

А вот и он, с приветом с того света!

Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование?

«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать - в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.»

А если не начнут?

А если они будут негативными?

Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет?

И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги...

Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» . Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.

На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…

Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?

Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...

Практика: театр одного режиссера

Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.

Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…

В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».

Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?

Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?

Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…

Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!

А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.

И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!

В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом - в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») . Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!

Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?

Литература:
  • 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
  • 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
  • 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Прочитано 4537 раз

Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви

Берт Хеллингер , немецкий психотерапевт, философ, автор метода семейных настроек, автор сорока трудов о терапии, связанной с семьей и предыдущими поколениями утверждает: причины болезней лежат в недостатке любви в семье, неправильных отношениях и в чувстве вины. Хеллингер сформировал метод краткосрочной терапии болезней, болезненных состояний «семейные расстановки», суть которого заключается в устранении последствий системных семейных травм, полученных тем или иным членом семьи.

Хеллингер утверждает: люди систематически испытывают страх, несмотря на отсутствие реальной угрозы . Страх является причиной тревожного состояния, приводящего к стрессу и развитию болезней. Появление страха спровоцировано наличием негативного опыта у представителей предыдущего поколения. Страхи по Хеллингеру, в большинстве случаев являются переходящим симптомом, перенимаемым ребенком от родителей. Ребенок бессознательно выносит себе приговор: «У меня страхи вместо тебя». Ребенок думает, что если возьмет на себя тревогу и боязнь родителей, то автоматически освободит их. Данный способ мышления не решит проблему.

Причинами страхов по Хеллингеру являются опыт родителей или предков со времен войны. Несмотря на то, что прошло много времени, ситуации, связанные с ней, существуют в подсознании современного поколения. Хеллингер утверждает, что страх не что иное, как связь с потерпевшими или лицами, совершившими нежелательные для семьи действия. При биполярном аффективном расстройстве мания является связью с преступником, депрессия – связью с жертвой. Страхи являются причиной болезней.

Болезнь начинается при отсутствии любви

Алкоголизм по Хеллингеру

Причины алкоголизма по Хеллингеру (алкогольная зависимость является причиной ряда заболеваний) лежит в отказе от одного человека, а именно отца. Люди ожидают любви от человека, страдающего алкоголизмом. Зависимость длится до тех пор, пока человек не примет отца. Принятие в философии Хеллингера означает признание того, что отец так же любим и дорог, как и мать. Многие люди имеют проблемы с уважением к отцу, зависимость от алкоголя чрезвычайно актуальна. Для излечения алкоголик должен быть готов полюбить своего отца.

По Хеллингеру зависимость ребенка от алкоголя приводит родителей к пониманию своего бессилия. Они не имеют власти в данной ситуации, что может являться исцелением для всей семьи. Если между родителями была борьба за ребенка, то в конце проиграют все. По мнению Хеллингера, главным проигравшим является победитель.

Берт Хеллингер утверждает: если при воспитании ребенка доминировала мать – риск возникновения алкогольной зависимости у ребенка высок. Если доминировал отец – риск практически отсутствует.

Причины алкоголизм по Хеллингеру могут лежать в алкогольных проблемах предков. Человек становится зависимым от алкогольных напитков, чтобы напомнить об алкоголиках, которые были исключены из семьи.

Депрессия по Хеллингеру

Депрессия, по мнению Берта Хеллингера, не что иное, как связь с жертвами, погибшими, пропавшими и/или исключенными из семейного круга. Депрессия является формой покаяния. Наличие депрессии у человека указывает на то, что ему кого-то не хватает, пустота в душе формируется в результате дефицита энергии. Депрессия – психическое состояние, при котором защитные функции организма ослабляются. Депрессия может являться не только причиной болезней, сама является болезненным состоянием, требующим медикаментозного лечения.

Исключение из жизни матери провоцирует обычно депрессию. Мать является связующим звеном с любовью. При депрессии не хватает любви и, одновременно, матери. Хеллингер подчеркивает, что подразумевается не физическое присутствие. Депрессией могут страдать дети в семьях, где матери не трудятся, проводят с ребенком достаточно много времени. Физического присутствие рядом с ребенком для предотвращения появления депрессии недостаточно.

По Хеллингеру, возможна ситуация, когда ребенок по неизвестным причинам отвергает любовь матери, не принимает того, что она может ему предложить. Многие люди в состоянии депрессии имеют сложные отношения со своими матерями. В отдельных случаях, мать подсознательно ориентирована на умершем члене семьи и не способна оказать ребенку должного внимания, фокусируясь на своей болезни, не видя, что ребенок нуждается в матери. В данной ситуации возраст ребенка не имеет значения, проблема распространяется и на взрослых детей, которые всегда нуждаются в родителях.

Фото Monika Koclajda

Хеллингер утверждает, что родители дают бессознательное согласие на болезнь ребенка, в том числе и на депрессию. На сознательном уровне они видят своего ребенка радостным, здоровым и счастливым. На подсознательном уровне открыты к тому, что часть их страданий ребенок возьмет на себя. Бессознательное согласие родителей на болезнь ребенка, по Хеллингеру, является причиной заболеваний ребенка, развивающихся у него в будущем.

Родители, дети которых страдают депрессией, должны проанализировать, в какой степени они способны удовлетворить потребности своего ребенка, посвящают им достаточное количество времени.

Депрессия у детей может развиться на фоне обязательств или вине предыдущих поколений. Когда бабушка ребенка сделала аборт, чувство вины неосознанно может нести ее дочь, внуки. Депрессия развивается из-за любви к бабушке. По Хеллингеру, избавиться от депрессии можно, отдав проблему источнику депрессии , именно она должна противостоять ей. Дочери и внуки не имеют права вмешиваться.

Берт Хеллингер неоднократно подчеркивает, что человек не должен судить кого-либо: ни других людей, ни самих себя. Многие вещи люди делают бессознательно. Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви. Отсутствие любви, является по Хеллингеру, причиной болезней. Особенно, когда в предыдущих поколениях кто-то от кого-то отдалился. Великая любовь ко всем членам семьи приносит излечение.

Согласие на болезнь дает возможность увидеть, что больному необходимо на самом деле:

  • любовь,
  • забота,
  • внимание со стороны членов семьи.

Берт Хеллингер приводит пример: когда он работал с больной раком женщиной, то установил интересный факт. Хеллингер попросил женщину направить опухоли следующие слова: «Дам тебе простор, который тебе необходим, ты получишь от меня все желаемое, разрешаю тебе со мной остаться и сопровождать меня во всех делах». После слов символ болезни начал сокращаться, напоминая при этом клубок. Когда Хеллингер попросил произнести слова к болезни, призывая ее уйти, удалиться из жизни, символ опухоли начал набирать силу и расти.

Люди с диагностированными онкологическими болезнями, обычно полны ярости и гнева. В бессознательном монологе больных появляется утверждение, что прежде чем сделаю что-то кому-то другому, сам себя убью. Хеллингер утверждает, что болеющий человек защищает других людей.

По Хеллингеру, при опасных и смертельных болезнях, включая сахарный диабет, у человека возникает стремление к смерти, желание воссоединиться с умершими близкими людьми. Душа ждет заболевания, которое окажется смертельным.

Путем к избавлению от подобных мыслей является выявление личности умершего человека из семьи, после чего нужно принять этого человека в свое сердце, отдав ему дань уважения. Необходимо принять, что у мертвого – своя судьба, у живого – своя. Человек может любить умершего родственника, четко осознавая, что происходящее предопределено судьбой.

Хеллингер утверждает: при онкологическихболезняхследуетпризнатьвеличиесмерти. Символомявляетсяпоклонение ей – передсудьбой и смертьюлюдибессильны. опубликовано

error: Content is protected !!